Урок 3. Репрезентативные системы
Если разобраться в том, как человек воспринимает информацию, получаемую от других людей, то можно найти в этом вопросе очень много нюансов и особенностей. То, что эффективно при общении с одними людьми, может оказаться совсем неэффективным при общении с другими. Кто-то понимает нас с полуслова, а до кого-то мы можем пытаться «достучаться» очень и очень долго, и часто попытки так и останутся безуспешными.
В то время как одни гадают над тем, почему же их взаимодействие с окружающими не приносит желаемого результата, другие применяют в своей повседневной жизни знания о репрезентации информации, т.е. о тех особенностях, которыми отличается преподнесение и восприятие разными людьми.
В двух наших предыдущих уроках мы познакомили вас с базовыми техниками нейролингвистического программирования. Но они касались именно языкового аспекта этого направления практической психологии. И было очень немного сказано о воздействии нейропроцессов на психику и восприятие человека.
Содержание:
- Репрезентативная система человека
- Виды репрезентативных систем
- Определение ведущей репрезентативной системы
- Рекомендации по использованию знаний о репрезентативной системе
- Проверочный тест
Из данного занятия вы узнаете о том, что такое репрезентативные системы, и какую роль они играют в НЛП, а также о том, какие существуют способы передачи опыта и виды систем восприятия (визуальная, аудиальная, кинестетическая и другие). В статье будут представлены и способы определения ведущей модальности (основной репрезентативной системы) у человека, включающие в себя различные методы диагностики, такие как тесты, специальные вопросы, наблюдения и т.д.
Репрезентативная система человека
Для начала следует напомнить, что под репрезентацией следует понимать процесс представления и выражения определённого опыта (мыслей, идей и т. п.) человеком. А человек, получая информацию, поступающую к нему из внешнего мира, всегда опирается на свои органы чувств. Человеческое тело снабжено огромным количеством чувствительных рецепторов, которые являются единственным способом получать информацию. Если говорить проще, то весь опыт человека формируют следующие ощущения (модальности): зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и тактильные. Кроме них есть ещё и другие, но они играют второстепенную роль. Эти модальности и называются в НЛП репрезентативными системами.
Получая информацию при помощи наших органов чувств, мозг кодирует её и затем представляет в форме соответствующих данных, чувств и эмоций, даже малая часть которых способна вместить в себя целый диапазон всевозможных значений. И уже эти данные и значения человек оценивает и систематизирует. Вкратце, так происходит процесс восприятия. Но здесь следует учитывать главную пресуппозицию (истину, не подлежащую обсуждению) НЛП – «Карта не есть территория», где карта – это восприятие человеком реальности, а территория – это сама объективная реальность.
Получается, что то, как человек воспринимает полученную информацию, имеет лишь субъективное значение, не отражая объективное положение дел. У каждого человека имеется своя карта, являющаяся основой его восприятия, и эта карта, в силу своей индивидуальности, никогда не станет отражением истины. Но зато, зная о том, что у каждого человека есть своя карта, можно успешно этим пользоваться, что, в свою очередь, позволяет понимать людей на более глубоком уровне и доносить информацию в таком виде, в каком она будет воспринята максимально точно. Можно также оказывать влияние на карту человека, тем самым, меняя её.
В общем, если говорить более конкретно, то, зная о карте человека и его особенностях восприятия, а также о своей карте и своих особенностях, можно максимально повысить уровень взаимопонимания с окружающими и сделать любую коммуникацию максимально эффективной, взаимовыгодной и продуктивной. И одним из главных способов воздействия на себя и других является именно общение на основе репрезентативных систем. О них мы и поговорим далее.
Виды репрезентативных систем
В НЛП выделяют несколько основных репрезентативных систем, каждая из которых получает информацию только ей присущим способом, а после активирует определённые механизмы поведения. Всем этим процессом управляет центральная нервная система человека. К примеру, когда мы видим что-то, мозг передаёт нам воспринимаемое в виде изображения. Когда мы слышим что-то, то мозг трансформирует это в звуки. Какие-то внутренние ощущения переходят в чувства и эмоции.
И потом, когда мы вспоминаем какую-либо информацию, наш мозг подаёт сигнал памяти, и воспоминание выражается приблизительно в той же форме, в какой оно было сохранено. Именно на этих принципах и основана работа с репрезентативными системами.
Следует также заметить, что между репрезентативными системами и психическими и физиологическими признаками человека существует прямая взаимосвязь, на основе анализа которой можно определить тип личности человека и свойственные ей черты. Итак, рассмотрим виды репрезентативных систем.
Визуальная репрезентативная система
Визуальная репрезентативная система основывается на восприятии зрительных образов. Люди с такой системой (визуалы) организуют своё видение реальности через то, на что смотрят. То, что видят такие люди и картинки, возникающие в их воображении, оказывает непосредственное влияние на их эмоциональное состояние и внутренний мир.
ПРИЗНАКИ. Определить визуала можно по выпрямленной шее/спине, а также по взгляду, направленному вверх. Его дыхание поверхностное и, в большинстве случаев, грудное. При восприятии образа визуалы могут на мгновение задерживать дыхание, пока картина не сформируется. Их губы могут быть сжаты и выглядеть тонкими, а голос часто становится громким и высоким. Любой опыт запоминается визуалами в виде картин и образов, поэтому, когда приходится долго воспринимать чью-то речь или просто что-то слушать, они начинают скучать, а сам шум нередко их тревожит. Общаясь с такими людьми, нужно оказывать своей речи визуальную поддержку. В процентном соотношении на визуалов приходится 60% всех людей.
ВНЕШНОСТЬ. Визуалы обладают, как правило, худощавым телосложением, высоким ростом и несколько удлинённой талией. Часто поддерживают правильную осанку. При взаимодействии с ними желательно не загораживать им пространство для обзора того места, где они находятся.
Аудиальная репрезентативная система
Аудиальная репрезентативная система основывается на восприятии звуков. Люди с представленной системой (аудиалы) воспринимают информацию через процесс слушания. Вся информация воспринимается и запоминается ими, преимущественно, в форме звуковых впечатлений.
ПРИЗНАКИ. Узнать аудиала можно по часто перемещаемым в разные стороны глазам. Дыхание ритмичное и ровное, но отражающее его внутренние переживания. Если попросить такого человека описать какой-то свой опыт, то, в первую очередь, он будет думать о том, как выразить его в форме звука. Аудиал долго и много говорит, предельно чётко излагая мысли. При этом его речь может быть очень импульсивной. В разговоре часто доминирует и нередко утомляет. Обладает особой чувствительностью к звукам и часто разговаривает сам с собой. Общаясь с аудиалом, нужно стараться более грамотно и точно выстраивать свою речь. В процентном соотношении на аудиалов приходится около 20% всех людей.
ВНЕШНОСТЬ. Телосложение большинства аудиалов представляет собой нечто среднее между худощавыми и тучными людьми. В процессе разговора нередко жестикулируют и указывают на область ушей, а также наклоняются вперёд, как бы пытаясь быть ближе к тому, с кем общаются. Но при возникновении звуков в своём собственном сознании будут, наоборот, отклоняться назад. Следят за ритмом своей речи и тембром голоса.
Кинестетическая репрезентативная система
Кинестетическая репрезентативная система основывается на обонятельно-осязательном канале информации. Такие люди (кинестетики) очень любят тактильный контакт. Любые переживания, эмоции и ощущения лучше всего воспринимаются ими в том случае, если у них есть возможность прикоснуться к чему-то, ощутить это физически.
ПРИЗНАКИ. Распознать в человеке кинестетика можно, в первую очередь, по глазам: его взгляд часто имеет направленность «вниз-вправо». Дыхание кинестетика брюшное и глубокое, но в зависимости от испытываемых им ощущений, будет меняться. Губы, в большинстве случаев, мягкие и полные, а тон голоса низкий, глубокий, иногда хриплый и немного приглушённый. Во время разговора кинестетик будет говорить медленно, делая продолжительные паузы во время поиска соответствующей информации внутри себя. На кинестетиков приходится около 20% всех людей.
ВНЕШНОСТЬ. Если восприятие кинестетиков направлено внутрь себя, то, скорее всего, внешне это выразится в полноте и округлости тела. Если же восприятие направлено во внешний мир, то это отразит крепкость и мускулистость. Большинство кинетстетиков передвигается довольно медленно. Чтобы побудить их к активности часто требуется проявить физический контакт – похлопать или как-то поощрить. А при общении рекомендуется находиться поближе, т. к. кинестетики предпочитают близость.
Дигитальная репрезентативная система
Дигитальная репрезентативная система основывается на субъективно-логическом восприятии и осмыслении. Люди, использующие эту систему (дигиталы) функционируют на метауровне сознания, который включает в себя данные, полученные через визуальную, аудиальную и кинестетическую системы. Любая воспринятая ими информация находит отражение во всех проявлениях вышерассмотренных систем.
ПРИЗНАКИ. Понять, что человек дигитал, можно как по движению глаз, которые могут быть часто направлены вниз-влево или перемещаться из стороны в сторону, так и по тонким и сжатым губам. Его дыхание неровно и отличается короткими вздохами. Если говорить о позе, то плечи обычно расправлены, шея выпрямлена, руки скрещены на груди. Голос часто звучит монотонно, а говорит человек как будто «на автомате». К категории дигиталов относится лишь небольшой процент всех людей.
ВНЕШНОСТЬ. Учитывая то, что люди с дигитальной репрезентативной системой включают в себя свойства людей с визуальной, аудиальной и кинестетической системами, определить их точные внешние признаки довольно сложно. Можно только сказать, что внешне они могут выглядеть совершенно по-разному.
Подводя итог данному разделу, очень важно заметить, что людей с какой-либо одной репрезентативной системой не бывает. В реальной жизни люди всегда (осознанно или подсознательно) меняют их, исходя из ситуации. В зависимости от того, что воспринимается на данный момент времени, человек может обработать одно проявление визуально, а ко второму подойти с позиции аудиала, и наоборот.
Говоря об эффективности определения репрезентативных систем, нужно сказать, что одним из главнейших законов НЛП является следующий: то, что произносит человек, описывая любой свой опыт, может иметь не только метафоричное значение, но и буквально отражать происходящие в его сознании процессы во время репрезентации данных.
Из этого следует, что любая репрезентативная система непосредственно связана с речевым проявлением. Например, если человек говорит вам: «Мне представляется это так же, как и вам», то, скорее всего, при общении он испытывает потребность в визуальных образах. И чтобы «присоединиться» к нему, необходимо визуализировать картинку того, о чём идёт речь, и выразить её словесно.
Если же человек скажет: «Я всем своим существом ощущаю…. », то продолжать с ним разговор, будучи настроенным на позицию аудиала или визуала, будет крайне неэффективно, т.к. не произойдёт сонастройки. Здесь нужно беседовать, используя слова, близкие к ощущениям и физическому контакту. Только в таком случае удастся найти взаимопонимание.
Слова, которые наиболее часто использует человек в ходе разговора, основанные на ощущениях и отражающие его восприятие, называются предикатами (см. ниже по тексту). Умелое использование предикатов способствует быстрой сонастройке с другим человеком. Именно эта сонастройка, т.е. подстройка под другого человека, присоединение к его восприятию, карте, мировоззрению и модели репрезентации опыта имеет самое важное значение при установлении взаимной связи. Ведь, когда мы говорим с каким-либо человеком на «его» языке, мы становимся ближе к нему и ближе ему. А людям, как правило, приятно общаться с такими же, как они.
Но, как уже было замечено, для эффективной коммуникации важно не только знать о репрезентативных системах, но и уметь определять основную.
Определение ведущей репрезентативной системы
Несмотря на то что человек воспринимает любую получаемую им информацию при помощи всех репрезентативных систем, одну из них он использует гораздо чаще и интенсивней, чем все остальные. Именно эта система называется ведущей. И для того, чтобы определить, какая именно из систем ей является, в НЛП существует несколько действенных методов.
Во-первых, вы можете пройти специальный тест, на определение своей ведущей репрезентативной системы.
Тест на определение ведущей репрезентативной системы
Для начала ознакомьтесь с несложными правилами:
- При ответе на вопрос выбирайте тот вариант, который кажется наиболее предпочтительным и комфортным для вас в большинстве жизненных ситуаций. Если оба варианта не нравятся, то выбирайте наименее непривлекательный вариант.
- В силу того, что некоторые наши характеристики в течение жизни меняются, и один и тот же человек в 7 лет отличается от себя в 30 лет, постарайтесь отвечать на вопросы с точки зрения себя сегодняшнего. Когда вам дают выбор в некоторой гипотетической ситуации, отвечайте так, как будто бы это ситуация была совсем недавно и выбирайте то, что бы вы сделали на горизонте последних 1-2 лет.
- Тест можно проходить несколько раз, однако мы не рекомендуем это делать, лучше выберите время, когда вы сможете пройти его внимательно в один заход.
- Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
- Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак .
Cтатистика На весь экран
Во-вторых, как уже упоминалось выше, любая репрезентативная система отражается в движении глаз человека, темпе его речи, тембре голоса, манере держать осанку, положению шеи, жестикуляции, движениях рук и тела, любимых позах, а также в типе телосложения.
Эти характеристики важны, когда вам нужно определить не свою репрезентативную систему, а систему другого человека (далеко не всегда можно предложить каждому пройти тест). Чтобы понять, какая система является ведущей, нужно лишь знать признаки каждой из них (см. выше по тексту) и уметь их выявлять при общении с людьми и наблюдении за ними.
В качестве примера можно привести характерные для каждой системы положения глаз, называемые ключами глазного доступа:
Люди с ведущей визуальной репрезентативной системой при визуализации будут иметь расфокусированный взгляд, направленный прямо, при формировании визуального образа их взгляд будет направлен вверх-вправо, а если человек припоминает что-то, его взгляд будет направлен вверх-влево.
Люди с ведущей аудиальной репрезентативной системой при формировании звуковых образов будут направлять взгляд вправо, а при их припоминании – влево.
Люди с ведущей кинестетической репрезентативной системой при возникновении телесных ощущений и эмоций будут направлять взгляд вниз-вправо, а во время ведения внутреннего диалога вниз-влево.
А в-третьих, т.к. определение ведущей системы восприятия осуществляется на основе наблюдения за человеком в процессе взаимодействия с ним, наиболее тщательно должен производиться анализ его речи и определение наиболее часто используемых им слов-предикатов, о которых мы недавно упоминали. Ниже представлены предикаты, наиболее характерные для употребления людьми каждой из систем.
Визуальная система
- Существительные: перспектива, аспект, картина, иллюзия, точка зрения, нюанс, позиция и т.п.
- Глаголы: описывать, представлять, смотреть, прояснять, проявлять, наблюдать, подмечать, показывать, отображать, иллюстрировать, видеть и т.п.
- Прилагательные: широкий, узкий, размытый, ясный, открытый, удалённый, маленький, чёткий, затуманенный и т.п.
- Высказывания: «Я представляю», «На мой взгляд», «Мне показалось», «Вы видите», «Проливая свет», «Внося ясность» и т.п.
Аудиальная система
- Существительные: интонация, тембр, голос, диалог, шёпот, эхо, песня, звук, тональность, симфония, гармония, беседа, разговор и т. п.
- Глаголы: обсуждать, слушать, спрашивать, звать, молчать, выражать, говорить, излагать, бубнить и т.п.
- Прилагательные: неслыханный, глухой, молчаливый, говорящий, мелодичный, немой, шумный, звонкий, громкий и т.п.
- Высказывания: «Говоря иначе», «Они задают тон», «Я хочу услышать», «Можно сказать», «Приглушив диалог» и т.п.
Кинестетическая система
- Существительные: напряжение, тяжесть, контакт, нагрузка, дыхание, движение, усталость, бодрость, вес, влияние и т.п.
- Глаголы: трогать, прикасаться, чувствовать, ощущать, поражать, сжимать, уравновешивать, воспринимать, двигаться и т.п.
- Прилагательные: невыносимый, чувствительный, мягкий, недвижимый, сердечный, горячий, неуравновешенный, выносливый, оторопевший и т.п.
- Высказывания: «Я чувствую что», «Воздействуя на ситуацию», «Крепко ухватившись», «Нести тяжёлую ношу», «Давайте окажем влияние» и т.п.
Естественно, это не все слова и выражения, выявляя которые можно определить ведущую репрезентативную систему человека. На самом деле, их великое множество и существует несчётное количество разных вариаций. Важно просто научиться определять основную линию, которой придерживается человек в своих высказываниях.
А теперь предлагаем немного попрактиковаться:
А ещё лучше научиться сопоставлять эти предикаты с физиологическими проявлениями, которыми характеризуется каждая из систем. Тогда сделать вывод будет гораздо проще, а вероятность его точности существенно увеличится.
Но кроме вышеизложенных особенностей, за которыми стоит наблюдать при общении с людьми, о предрасположенности человека к той или иной репрезентативной системе могут говорить также аспекты жизни и деятельности человека.
На что ещё обращать внимание при определении ведущей репрезентативной системы:
✔ | Как описывает человек свой опыт, переживания, воспоминания. |
✔ | Что больше всего любит вспоминать человек, какие моменты его жизни запомнились ему более остальных. |
✔ | Внешний вид человека: опрятен ли он, насколько хорошо выглядит человек, какое внимание уделяет своей внешности. |
✔ | Излюбленные предметы. |
✔ | Любимые способы времяпрепровождения, интересы, хобби, увлечения. |
✔ | Что больше любит человек: смотреть кино, слушать музыку, читать книги, заниматься спортом. |
✔ | Любимый способ отдыха, т.е. что человек делает, если выдалась свободная минутка. |
✔ | Предпочтительный способ получения новой информации: видео, аудио, книги. |
✔ | Ориентация в пространстве. |
✔ | Желание общаться по телефону, скайпу, электронной почте. |
✔ | Обстановка в квартире и интерьер помещения, в котором живёт человек и т.д. |
Причём все эти показатели важны не только относительно тех людей, с которыми приходится общаться по работе или другим повседневным делам, но также и в отношении своих близких и самих себя. Ведь их определение поможет не просто научиться более продуктивно общаться, но и окажет огромное положительное влияние на собственное состояние и настроение в каждодневной жизни, внутренний мир дорогих людей, микроклимат в семье и отношение к жизни в целом.
Рекомендации по использованию знаний о репрезентативной системе
А в заключение урока мы приводим несколько полезных практических рекомендаций, опробовать которые и получить результат от которых вы сможете уже в самое ближайшее время.
- В первую очередь, определите свою ведущую репрезентативную систему. Найдите тесты на её определение (очень много тестов в Интернете) и пройдите их, понаблюдайте за собой, своими мыслями в течение дня, реакциями, способам вести диалог. Отмечайте слова, которые часто вставляете в свою речь. Это поможет вам лучше узнать себя. В дальнейшем вы сможете применять эти знания при общении с другими и сможете указать тем, с кем общаетесь на то, как взаимодействовать с вами более эффективно. Также вы сможете найти наиболее подходящие для вас методы получения информации и способы расслабления. Ведь ничто не оказывает на человека и его психику такое благотворное влияние, как занятие тем, к чему он изначально предрасположен.
- Как известно, подавляющее большинство людей в мире – визуалы. Используйте это знание себе на пользу: всегда, общаясь с новыми людьми, делайте акцент на те методы воздействия, которые действуют на людей с визуальной репрезентативной системой. Используйте в речи больше образных выражений, приводите яркие красочные примеры, создавайте в воображении людей картинки того, о чём повествуете. Также держитесь на определённом расстоянии от людей, давая им простор для обозрения. После того как вы используете заранее подготовленные приёмы, вы сможете дать верную оценку уже наверняка и оценить эффективность своего общения и воздействия. И уже в случае, если ваши прогнозы не оправдались, следует прибегать к применению прочих техник.
- Хотя бы примерно определив ведущую репрезентативную систему человека, старайтесь не использовать такие слова-предикаты, которые не соответствуют его типу. То, что будет предельно эффективно для визуала, совершенно не подойдёт аудиалу и кинестетику и т.п. Если вы видите, что то, что вы говорите, не оказывает должного влияния, то, скорее всего, вы неверно определили систему, и следует прибегнуть к эксперименту с новыми словами.
- При общении с людьми каждой репрезентативной системы старайтесь подстраивать под них темп своей речи и громкость голоса. С кинестетиками следует говорить медленно и не очень громко, т.к. это соответствует их «характеристикам». Это нужно для того чтобы информация поступала плавно, иначе они просто ничего не поймут из вашей речи, даже если будут очень стараться. С аудиалами несколько проще, т.к. они подсознательно настроены на слуховое восприятие и произносимое вами будет сразу же укладываться у них «по полочкам». Но здесь важно говорить не слишком медленно и не слишком тихо, т.к. изначальный посыл потеряет свой импульс и вам придётся начинать сначала. Визуалы вообще не очень хорошо воспринимают то, что им говорят. Поэтому, независимо от темпа и громкости своей речи, старайтесь прибегать преимущественно к использованию визуальных характеристик. А ещё лучше – покажите им то, о чём говорите – тогда информация попадёт прямо в точку.
- Глаза очень хорошо отображают мыслительные процессы человека, т.к. контролировать движения глаз это способность редкая и похвастаться ей могут немногие. Знание этого факта помогает не только определить ведущую репрезентативную систему, но и выявить ложь. Запомните, человек, которому некомфортно, будет либо всегда отводить свой взгляд от вашего, и стараться избегать его. Либо, наоборот, он будет не отрываясь, смотреть вам в глаза, пытаясь показаться чрезмерно честным. Наблюдайте за тем, в какую сторону человек смотрит, разговаривая с вами: очень часто, если человек врёт, он будет смотреть вниз-влево, ведя сам с собой внутренний диалог и, скорее всего, пытаясь что-то придумать. Если человек смотрит вверх-вправо, значит, он создаёт какой-то образ, чтобы затем озвучить его вам. Смотря вправо, человек подбирает подходящие фразы, а смотря вниз-вправо, человек ощущает какие-то эмоции, обусловленные контекстом вашей беседы. Такие методы определения лжи часто используются специалистами в спецслужбах.
- Знания о репрезентативных системах очень удобно использовать при воспитании детей, т.к. правильно выявленная ведущая система поможет выстроить такую стратегию воздействия на ребёнка, следуя которой сам процесс воспитания будет приносить ему только удовольствие, вызывая интерес, а родителю не будет в тягость, т.к. будет происходить легко и непринуждённо. При помощи влияния на репрезентативную систему ребёнка можно улучшить показатели в школе, определить его предрасположенности и отправить в подходящую секцию, научиться объяснять сложные вещи очень простым и доступным для понимания языком, а также избежать недопонимания и, как следствие, напряжённых ситуаций в семье.
- И, конечно же, нельзя оставить без внимания тему профессиональной сферы деятельности. Зная ведущую репрезентативную систему, к примеру, своего начальника, отношения с которым складываются не очень благополучно, можно изменить ситуацию в выгодную для себя сторону, решить наболевшие проблемы и даже получить повышение или прибавку к зарплате. Для этого нужно научиться максимально правильно излагать свои мысли и доносить так, чтобы они были предельно понятны. Причём, сам начальник может даже не осознавать, что на него оказано прямое воздействие с вашей стороны.
- Это же касается и бизнеса: воздействуя на репрезентативные системы своих коллег и потенциальных партнёров, можно решать спорные вопросы с выгодой для себя и заключать перспективные контракты, убеждая людей в уникальности своего проекта. На сегодняшний день главы многих успешных компаний и корпораций используют подобные знания из области НЛП в управлении своими компаниями и взаимодействии с партнёрами и сотрудниками.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что репрезентативные системы это неотъемлемая часть личности каждого человека, а знания о них представляют собой мощнейший действенный инструмент по улучшению общения с окружающими людьми и своей собственной жизни. Главное – это применять их на практике и оттачивать своё мастерство.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
Далее переходим к разговору о невербальных средствах общения.
КириллЕвгений Буянов
← 2 Фрейминг и восприятие4 Невербальные средства →
ВАК, репрезентативная система — Психологос
Фильм «Синтон»
Репрезентативная (репрезентация – это повторное воспроизведение виденного, слышанного, прочувствованного) система — преимущественный способ обработки, хранения и повторного воспроизведения ранее полученной информации. ВАК — аббревиатура, обозначающая основные сенсорные репрезентативные системы: Визуальные, Аудиальные и Кинестетические. Вместе — ВАК.
Репрезентативная система — практически синоним понятиям модальность и каналы восприятия, хотя между ними есть некоторые отличия. Понятие Репрезентативная система часто используется в НЛП, см.→
Визуальная репрезентативная система опирается, в основном, на зрительные образы, аудиальная — на слуховые образы, кинестетическая — на телесные ощущения. Это — основные системы.
В качестве дополнительных иногда выделяются олфакторная (обоняние) и густаторная (вкус) системы, однако они очень слабо распространены и обычно рассматриваются как элементы кинестетической репрезентативной системы. Иногда дополнительно выделяют аудиально-тональную систему, в ведении которой звуки и тональные последовательности, и рационально-понятийную систему, характерную для рационала. Выделение понятийной репрезентативной системы, опирающейся на логическое осмысление сигналов остальных систем — спорно, т. к. в этой системе входящие сигналы уже прошли первичную обработку.
Зачем и кому для жизни нужно знать об этих репрезентативных системах? Если в общении с партнером вы обращаетесь ко всем трем его репрезентативным системам, это дает наибольшую сенсорную убедительность от ваших слов. Когда он как будто видит то, что вы хотите ему показать, слышит то, что вы ему говорите, практически чувствует то, что вы хотите ему донести.
При наличии выбора люди чаще употребляют слова, соответствующие их репрезентативной системе.
- Визуал: «Ваша позиция выглядит правильной», «ваша правота очевидна», «я вижу в ваших словах истину»
- Аудиал: «Звучит похоже на правду»,
- Кинестетик: «Я чувствую, что Вы правы», «в ваших словах ощущается истина»
- Рационал: «Я думаю, Вы правы», «вы безусловно правы».
Примером использования особенностей репрезентативных систем могут являться методы снижения критичности восприятия субъекта путем употребления слов, соответствующих его репрезентативной системе (напр: «взгляните на эти данные, в них можно усмотреть очевидную необходимость дополнительных инвестиций») или же целенаправленное заострение внимания собеседника путем использования наиболее чуждых его репрезентативной системе слов.
Ведущая система (чаще всего она же и первичная) запускает внутреннюю стратегию, в референтной приходит ответ. Смотри Ведущая и референтная система
Направление развития
Полезно разрабатывать те репрезентативные системы, которые у вас работают хуже (признак — вы ими реже пользуетесь), и наводить мосты между используемыми вами Р.С. Смотри Развитие личных репрезентативных систем
Когда мы налаживаем мосты между нашими репрезентативными системами, тогда мир мы воспринимаем более ярче и красочней, более звучно и более терпко…. Как?
Визуальная===»Корова выглянула из-за угла»
Визуальная+Аудиальная===»Мычащая корова выглянула из-за угла»
Визуальная+Кинестетическая===»Теплая корова выглянула из-за угла»
Визуальная+Аудиальная+Кинестетическая===»Мычащая корова медленно погружается в хрустящий снег»
Обычно картинки очень быстро появляются и изчезают. Если добавить кинестетику, картинки дольше остаются на экране.
Представительная система
Демократия
Политическое участие
Политическая теория
Представительство
Нормативная теория
Ведущий (и)
Фелипе Рей Саламанка
Папский университет Хавериана
Авторы)
Фелипе Рей Саламанка
Папский университет Хавериана
Панель Производительность, протест и присутствие
Действительно ли представительство в современном мире работает как «система»? Я утверждаю, что репрезентация действительно работает таким образом. Политическое представительство также работает на системном уровне способом, который отличается от индивидуального уровня каждого актора. Система представительства — это понятие, к которому мы обращаемся главным образом для описания совокупности форм представительства, которые взаимодействуют в конкретном политическом контексте. Использование термина «система представительства» означает описание сложного явления, в котором политическое представительство фрагментировано на множество взаимодействующих организаций, акторов и моделей. Однако нормативная работа по репрезентации была в основном редукционистской. Редукционистский подход рассматривает каждое место репрезентации индивидуально и изучает его внутреннюю динамику. Говоря нормативным языком, он оценивает репрезентацию с помощью критериев репрезентативных отношений, таких как полномочия, полномочия, подотчетность и принятие аудиторией. Эмпирически он измеряет качество представительства на этой индивидуальной основе в соответствии с внутренними стандартами. Савард предлагает сместить акцент с фиксированных репрезентативных отношений на репрезентативные притязания. Но он сосредотачивается главным образом на внутренней структуре репрезентативных требований, игнорируя системный уровень, на котором эти требования взаимодействуют. Полвека назад Питкин предложил особый подход, который я буду называть системным подходом к репрезентации: дополнительная перспектива, которая все эти годы, за очень немногими исключениями, вытеснялась редукционистской точкой зрения. Системный подход вместо того, чтобы концентрироваться на одном месте представления, фокусируется на взаимодействии между различными сайтами. Вместо того, чтобы рассматривать репрезентацию изнутри конкретных репрезентативных отношений, он видит ее как результат множественных приспособлений между различными действующими лицами и формами репрезентации. Как системный подход может улучшить нашу нормативную оценку представительства? Я предлагаю три разных фронта. Во-первых, мы можем оценить каждого репрезентативного актора с помощью системных критериев. Системный подход добавит нормативные критерии в дополнение к относительным критериям, на которые мы привыкли полагаться (например, полномочия, мандат, способность реагировать, согласованность, общение и подотчетность), чтобы судить о существующих и потенциальных действующих лицах (например, о роли, которую играют движение 15-М в испанской системе представительства). Во-вторых, при системном подходе мы можем изучать самые разнообразные возможные связи между частями системы. При системном подходе мы можем ввести компенсаторную взаимодополняемость между частями системы, найти связи между различными типами, которые могут усилить положительный или отрицательный аспект в системе, или предложить транзакции между различными акторами и институтами. В-третьих, мы можем изучать и оценивать системы репрезентации. Говоря нормативно, можно также рассматривать критерии, которым должна соответствовать представительная система в целом. Нам не нужно было бы надеяться, что одно учреждение получит высокие баллы по всем этим системным функциям; именно репрезентативная система в целом должна получить высокую оценку. Действительно, у нас есть множество репрезентативных акторов, между которыми может быть распределена работа для совместного достижения этих целей в рамках единой системы.
Представитель правительства | Encyclopedia.com
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО исторически обозначало систему, в которой люди избирают своих законодателей (представителей), которые затем несут перед ними ответственность за свою деятельность в правительстве. Представительное правление, или, как его еще называют, «республиканская форма», широко признано единственно возможной формой демократии.
В Америке признание представительного правления законной демократической формой имеет давние корни. Этот аргумент восходит к английскому философу Джону Локку (1632–1704), чьи Второй трактат о правительстве (1690 г.) был широко прочитан основателями. Локк призывал к согласию с правительством, а не к прямому согласию с законами. Томас Джефферсон отразил это в Декларации независимости (1776 г. ), написав, что правительства, а не законы, получают свои «справедливые полномочия с согласия управляемых».
Большинство американских колониальных правительств были представительными в том смысле, что ими управляли избранные законодатели, хотя некоторые, особенно в Пенсильвании, таковыми не были. Американское федеральное правительство и правительство штатов были представительными с момента основания в 1789 году.(или их принятие в союз). Все федеральные законодатели регулярно избираются и должны переизбираться каждые два, четыре или шесть лет. Все правительства штатов должны и конституционно гарантированы быть представительными формами (Конституция США, статья 3, раздел 4).
Тот факт, что размер Соединенных Штатов требовал представительства, не устраивал поколение, которое боролось за право на самоуправление. Это также не нравится современным сторонникам более широкого гражданского участия сегодня. Таким образом, центральное концептуальное напряжение представительного правительства на протяжении всей американской истории можно сформулировать как вопрос, вдохновивший создание его институтов: насколько близко люди должны быть к законам, которые ими управляют?
Проблемы размера
Первый ответ на этот вопрос — практическая необходимость: должно быть значительное расстояние, учитывая размер нации. К концу семнадцатого века колонии были просто слишком велики, чтобы управлять собой напрямую. Как заметил Томас Пейн в Common Sense (1776), представительное правительство было единственной формой демократии, осуществимой для 3-4 миллионов человек, разбросанных по столь большому географическому пространству. Такое большое сообщество просто не могло собраться под одним деревом.
Были еще две благоразумные причины для предпочтения представительного правительства. Во-первых, даже если бы все люди могли собраться в одном месте, у людей были бы другие дела; представительное правительство допускало разделение труда. Английский радикал Алджернон Сидней (1623–1683) представил вторую причину в своих «Рассуждениях о правительстве» (1698). Прямая демократия сосредоточит всех граждан нации в одном месте и оставит ее незащищенной от иностранных захватчиков. Таким образом, представительное правительство предоставило народу роль в правительстве, соизмеримую с национальной безопасностью.
Закрытие разрыва
После Войны за независимость некоторые американцы выступали против создания большого национального правительства на том основании, что представительное правительство было бы нестабильным и слишком далеким от народа. Эта позиция позже стала основой для оппозиции Конституции США среди группы писателей, ныне известных как антифедералисты. Аргумент против большого национального правительства взят из работы французского политического философа Монтескье «Дух законов ».0037 (1748). Монтескье утверждал, что демократия, даже в форме представительного правления, по своей природе нестабильна и, следовательно, не подходит для нации, намного большей, чем древние города-государства и итальянские республики, где она исторически была успешной.
Первое правительство Соединенных Штатов, воплощенное в Статьях Конфедерации (1781–1789), отразило это учение. Во-первых, правительство в соответствии со статьями было строго ограничено, требовало единогласия и рассматривало в качестве своих целей правительства штатов, а не людей. Представители в федеральное правительство избирались законодательными собраниями штатов, а не народом напрямую. В этот период люди управлялись своими штатами, и, таким образом, дистанция между ними и их законами была не такой большой, как это будет позже в соответствии с Конституцией США. Во-вторых, в этот период в некоторых штатах установилась практика «инструкций». Инструкции были обязательными для избирателей приказами их представителям голосовать в порядке, установленном избирателями. Они так и не получили широкого распространения, но получили ограниченную поддержку, особенно в Мэриленде и Новой Англии.
Поддержка представительного правительства
Английский политик и политический теоретик Эдмунд Берк сформулировал альтернативную позицию в Англии. Берк утверждал, что представитель руководствуется только интересами нации и должен учитывать интересы своих избирателей только по совету. Хотя позиция Берка в этом вопросе была крайней, к моменту ратификации Конституции США (1789 г. ) тенденция повернулась в сторону представительной независимости.
В рамках этого поворота Джеймс Мэдисон представил аргумент, опровергающий Монтескье и устанавливающий представительное правление как предпочтительную форму. Аргумент Мэдисона, представленный в «Федералисте № 10», защищал представительное правительство именно потому, что оно создавало буфер между людьми и законами, которые ими управляли. Серьезную угрозу правительству представляли «фракции», группы граждан, будь то «большинство или меньшинство в целом», воодушевленные и организованные против «постоянных и совокупных интересов общества». Прямая демократия обеспечивала господство этих фракций, однако представительная власть, особенно над большой территорией и населением, устраняла такую угрозу.
Более крупная нация означала чрезвычайно большие избирательные округа для каждого представителя, что снижало вероятность того, что избирательные округа смогут координировать свои действия вокруг фракционного плана. В отсутствие этой координации представители с большей вероятностью будут стремиться к общему благу, даже если это пойдет против какой-то подгруппы в их электорате. Мэдисон считал, что сами кандидаты с большей вероятностью добьются успеха, если будут казаться озабоченными общественным благом, чем если будут пытаться угодить разрозненной группе пристрастных интересов. Мэдисон утверждал, что люди не ангелы, но институты могут поощрять их действовать так, как если бы они были избраны, и это было бы улучшением.
Продолжающееся напряжение
Последующее появление политических партий подорвало большую часть аргументов Мэдисона, особенно в электоральной динамике избирательного округа. Но ко времени основания тот факт, что люди будут отделены от своего закона, либо неохотно принимался как необходимое зло, либо горячо воспринимался как полезное следствие. После того, как было создано представительное правительство, дебаты о представительстве, кому должно быть предоставлено право голоса и как должны определяться округа, стали весьма спорными.
Но центральное напряжение представительного правительства, устанавливающего баланс между суверенитетом народа и авторитетом его законов, остается заметной чертой дебатов. Нигде это напряжение не было более очевидным, чем в случае с судами и федеральной бюрократией. Эти институты очень далеки от воли народа, но оба якобы имеют возможность разрабатывать своего рода законодательство в форме судебных постановлений и конституционного контроля (в судах), а также постановлений и статутов (в федеральной бюрократии). . Представительное правление всегда будет означать дистанцию между людьми и законами, которые ими управляют, даже если соответствующая дистанция некоторое время будет оставаться предметом споров.
БИБЛИОГРАФИЯ
Манин, Бернард. Принципы представительного правления. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1997.
Питкин, Ханна Фенихель. Концепция репрезентации. Беркли: University of California Press, 1967.
Рейд, Джон Филлип.