Репрезентация в психологии: Репрезентация — Психологос

Содержание

1.1. Проблема репрезентации самосознания личности в психологии и смежных науках . Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек

Одно из центральных понятий нашего исследования – репрезентация. Рассмотрим данное понятие и историю его становления; основные подходы к изучению репрезентации в психологии и смежных науках; основные направления психологии, обсуждающие данное понятие.

Само понятие «репрезентация» – междисциплинарное и используется в разнообразных областях научного знания, в том числе таких, как: социология[7], филология[8], психолингвистика[9], психосемантика[10], в каждой из которых ему дается свое определение и предлагаются соответствующие методы, позволяющие изучить феномен репрезентации.

В ряде филологических и психолингвистических исследований на материалах английского языка изучается репрезентация эмоций в личном письме, эссе, мемуарах, детской литературе, психологическом детективе, в фольклоре и в сказках[11]. Активно изучается эмотивность в поэзии, в политическом тексте, в анекдотическом жанре. Изучение репрезентации эмоций в текстах осуществляется посредством выявления особых эмотивных фрагментов текста. Исследование репрезентации эмоций в тексте способствует расширению существующих взглядов об эмоциональной картине мира, выражении и описании эмоций, эмотивном смысловом пространстве языковой личности, о специфике описания и выражения настоящих и прошлых эмоциональных переживаний и др.

Ряд исследований посвящен изучению репрезентации детства в автобиографической литературе[12]. Так, М. В. Ромашова[13] изучает типы и способы репрезентации советского послевоенного городского детства в воспоминаниях, опубликованных в последние пятнадцать лет. При этом под репрезентацией понимается отображение истории «типичного» детства изучаемой эпохи. Ей выделяются различные модели репрезентации детства, а также выявляется преобладание той или иной модели в определенную историческую эпоху. Она показывает обусловленность репрезентации в мемуарных текстах послевоенного времени такими основными факторами: тендерные особенности, профессиональная деятельность респондента, его социальный статус.

Посредством репрезентации автобиографические воспоминания отражают уникальный индивидуальный опыт, многообразие персональной памяти и «наличие совершенно явных групповых паттернов и опыта, памяти и репрезентации»[14].

«Репрезентация» – понятие, наиболее широко употребляемое в философии. Общее философское представление о данном понятии может быть зафиксировано как «представление одного посредством другого». Репрезентация является конструктивной функцией знака (она создает знак и сама предстает как знаковый феномен). Понятия «знак» и «репрезентация» раскрываются через связь с презентацией как присутствием или наличием, что демонстрирует исторически-традиционный подход к их определению. Связь выражается в том, что феномен репрезентации изначально задается как «запаздывающий» или вторичный относительно присутствия – презентации. Репрезентация возникает в силу отсутствия (в момент репрезентирования) объекта, который она репрезентирует»[15]. Также данное понятие соотносится со значением «отображения», или образного представления.

Понятие репрезентации (от франц. representation – «представление», «изображение») – в психологии активно стало употребляться со времен А. Шопенгауэра и В. Вундта как вспомогательное понятие, служащее для выяснения сути представления[16]. «Ре-презентация» (или «реактуализация» – от нем. «репродукция присутствия», то есть презентации – полагающего переживания, восприятия) – «воспоминание в мысленно широком смысле»[17]. В переводе с латинского термин «репрезентация» (лат. repraesentatio – представлять) обозначает представленность, отображение одного в другом, одного посредством другого, изображение; при этом речь идет о внутренних структурах, которые формируются в процессе жизни каждого человека и в которых отображается, представлена его сложившаяся картина мира, социума и самого себя.

В психологии же термин «репрезентация» наиболее активно бытует в такой отрасли научного знания как когнитивная психология; хотя данное понятие встречается также, например, в гендерной психологии[18] (и обозначает символическое отражение – то есть всю атрибутику тендерного поведения, то, как личность «само-чувствует» и презентирует себя с точки зрения собственного тендера)[19], в психодиагностике существует понятие, пришедшее туда из когнитивного направления психологии, – «репрезентативная система», (при помощи которой человек получает информацию из окружающего мира, ориентируется в нем, отображая свое отношение ко всему происходящему в мыслях, чувствах, поступках)[20]. В разделе психологии, посвященном физическому и когнитивному развитию в раннем детстве, говорится, что основным отличительным признаком двухлетних детей (в отличие от младенцев) в том, что касается познания, является символическая репрезентация – использование действий, образов или слов для представления собственных переживаний или событий. Выделяется несколько аспектов символической репрезентации: способность использовать числа для представления количества объектов в упорядоченном ряду; приобретение навыков изобразительной деятельности. Появляясь примерно в два года, репрезентация развивается дальше (ребенок в четыре года лучше пользуется символами)[21]. Это способствует постепенному формированию социоцентрического мышления, которое необходимо ребенку, чтобы совершить переход от эгоцентрического к пониманию чувств и мыслей других людей.

Большое распространение получили исследования репрезентации в когнитивной психологии. Исходным этапом образования репрезентации является перцептивная информация.

Такие психические явления, к примеру, как ощущения, мысли, чувства, переживания, мысленные образы не могут наблюдаться другими людьми непосредственно. Поэтому можно говорить о том, что репрезентации имеют личностный характер (персонифицированный). Со времен Л. Витгенштейна[22] изучение психических явлений построено на том, что о внутреннем состоянии другого человека узнают, наблюдая за его действиями и слушая его речь. С середины 1920-х гг. исследование мысленных образов получило новый импульс в связи со становлением когнитивной психологии. При этом многие исследователи считали, что в процесс познания включены как образные репрезентации, так и те, которые не имеют образного эквивалента. Поэтому стало интересным и важным выявить условия, при которых используются различные репрезентации, и то, как они связаны между собой. Но в нескольких проведенных исследованиях репрезентации мысленных образов рассматривались интроспективно, как феномены, методологически основываясь на взглядах Э. Гуссерля[23].
В англоязычных источниках, посвященных понятию «психологической репрезентации», речь идет о репрезентации некоторого объекта на уровне образов памяти или воображения. Поэтому в русскоязычной литературе на данную тематику репрезентация упоминается как некие «внутренние образы» предметов, явлений, ситуаций, которые переживаются и осмысливаются в отсутствие их праобраза[24]. Такой класс явлений Б. Г. Ананьев[25]и Б. Ф. Ломов[26], которые занимались разработкой проблематики, связанной с психологической репрезентацией, называли «вторичными образами». В настоящее время различают то, что принимается зрительным аппаратом человека и то, что воспринимается или репрезентируется его ментальными структурами. Мысленный образ трактуется как значимая часть внутренней репрезентации, которая отображает и способствует видоизменению информации об объектах, явлениях, событиях.

В современной науке существует более широкий взгляд на проблему репрезентации мысленных образов. К числу авторов, которые говорят о репрезентации как об особой форме обобщения при представлении реальности, относится М. Б. Ямпольский[27] – автор работ, посвященных истории репрезентации. При этом репрезентация наделяется чертами философской, культурологической и исторической категории. М. Б. Ямпольский говорит о том, что возможности научного применения данного понятия связаны, в первую очередь, с ее междисциплинарным характером. Такое понимание репрезентации способствует использованию в ее рамках широкого содержания, которое включает в себя предметы ряда научных дисциплин. При этом репрезентация как мысленный образ выступает в качестве теоретического конструкта, который позволяет моделировать процесс отражения доминирующих в общественном сознании идей о результатах человеческой деятельности[28]. М. Б. Ямпольский доказывает, что в таких продуктах человеческого творчества, как архитектура, живопись, литература, воплощаются определенные социальные представления, которые отображают мироощущение определенной исторической эпохи.

3. Фрейд говорил о том, что репрезентация первоначально является кинестетической, относящейся к эмоционально-чувственной сфере, но при этом она обязательно должна «взаимодействовать», пересекаться со зрительной, а потом – и с вербальной репрезентативными системами (чтобы «описать это событие», «выразить аффект словами»[29]). При этом пережитое событие становилось «вынесенным на свет»[30] и обозначалось словесно, получало вербальное выражение.

Сторонники современной когнитивной психологии определяют репрезентацию как «конструкцию, зависящую от обстоятельств»[31]. Репрезентации уникальны и построены в индивидуальном контексте. Когнитивные психологи под репрезентацией понимают некоторую теоретическую систему, которая создается для понимания, анализа, объяснения и прогнозирования поведения личности (то есть это – все мысли, переживания и поступки личности, помогающие ей накапливать опыт и развиваться).

В своей работе мы исследуем особенности репрезентации самосознания, самости, «Я» личности, базируясь на позициях нарративного подхода, который в последнее время стал активно применяться в научных психологических исследованиях (чаще – зарубежных[32]). При этом жизненный путь каждой личности воспринимается как осмысленное целое, существующее для других в форме завершенной (или рассказанной как завершенной) истории, текста/рассказа/легенды о себе.

Дневник – это разновидность существования нарративного текста, отражающего автобиографические события автора дневника и рефлексии на себя и на других. Все события, выделяемые автором как личностно значимые, переживаемые, как оказывающие влияние на жизнь автора, важные в своих последствиях, вызывающие яркие переживания, эмоции и чувства нарратор отображает в своих дневниковых записях посредством текстовых репрезентаций. Психические репрезентации «Я» обязательно связаны с репрезентациями людей, персонажей, лиц, с которыми человек (автор нарратива – нарратор) встречается в повседневной жизни. Репрезентации «Я с другими» играют важную роль в обеспечении внутриличностной согласованности и вариабельности личностного функционирования[33]. В связи с этим Дж. Капрарад[34] говорит о важности идеографических репрезентаций, основанных на самоотчетах, для выявления паттернов взаимосвязей в системе представлений индивида. Это позволяет получить информацию об особенностях когнитивных процессов личности.

В своей работе репрезентацию самосознания личности мы будем понимать как отображение внутреннего мира личности через знаковую систему, которое, с одной стороны, является преломлением внешних событий (через систему личностных смыслов), а с другой, организует рефлексивный план личности, систему чувств, идей, переживаний.

В своем исследовании мы разводим данное понятие с термином «презентация», обозначающим, в свою очередь, «опубликование» себя, представление кому-нибудь. Термин «презентация» в контексте нашего исследования несет в первую очередь публичный характер (представление другому, другим), а термин «репрезентация» – субъективную нагрузку (представленность внутреннего плана личности во внешних формах).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ВИЗУАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СПОСОБ КОНСТРУИРОВАНИЯ — РЕКОНСТРУИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Представлены результаты психологического анализа и теоретической рефлексии понятий «психологическая ситуация» и «визуальная репрезентация». Выделены такие характеристики психологической ситуации, как целостность, открытость, динамичность, неустойчивость, нелинейность. Утверждается, что любые визуальные формы несут определенную смысловую нагрузку и делают значение видимым. Рассмотрено фотографическое изображение как вид визуальной репрезентации, подлежащей интерпретативному пониманию. Показано, что визуальная репрезентация может рассматриваться как способ конструирования — реконструирования психологической ситуации.

Ключевые слова: 

визуальная репрезентация, психологическая ситуация, рефлекция

Литература

1. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.  

2. Melucci A. The Playing Self. Person and meaning in the planetary society. Cambridge, 1996. P. 11-25.  

3. Современная американская социология/Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С. 56.  

4. Листвина Е.В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития/Под ред. В.Б. Устьянцева. Саратов, 2001. С. 4.  

5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С. 83.  

6. Коркюф Ф. Новые социологии/Пер. с фр. М.; СПб., 2002. С. 155.  

7. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии/Пер. с анг. В.В. Румынского; Под ред. Е.Н. Емельянова, В.С. Магуна. М., 2000. С. 44.  

8. Musseler J. Steininger S. Wuhr P. Can action affect perceptual processing?/The Quarterley Journal of Experimental Psychology. 2001. Vol. 54. № 1. P. 137-154.  

9. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии/Сост. А.Я. Алхасов. М., 2003. С. 45.     

10. Листвина Е.В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития. Саратов, 2001. С. 25.  

11. Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность/Под ред. Е.Р. Смирновой-Ярской, П.В. Романова, В.Л. Круткина. Саратов, 2007. С. 13.  

12. Зинченко В.П. Современные проблемы образования и воспитания//Вопр. философии. 1973. № 311. С. 46.  

13. Савчук В.В. Философия фотографии. СПб., 2005. С. 32.     

14. Фромм Э. Иметь или быть? М., 2000. С. 38.  

15. Чертов Л.Ф. Виртуальные пространства изображений//Виртуальное пространство культуры: Материалы науч. конф. 11-13 апр. 2000 г. СПб., 2000. С. 54.  

16. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Ландшафты памяти: опыт прочтения фотоальбомов//Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов, 2007. С. 146-168.  

17. Зонтаг С. Взгляд на фотографию http://www.Photographer. ru.  

18. Петровская Е.В. Непроявленное: Очерки по философии фотографии. М., 2002. С. 15.  

19. Чертов Л.Ф. Виртуальные пространства изображений.  

20. Барт Р. Camera lucida: Комментарии к фотографии. М., 1997.  

21. Чернович Б. Язык графического дизайна М., 1995.  

22. Шютц А. Структура повседневного мышления//Социc. 1988. № 2. С. 132.  

23. Барт Р. Camera lucida: Комментарий к фотографии. М., 1997. С. 135.

Краткое содержание (PDF): 

Текст в формате PDF: 

Почему представление имеет значение в психологии? | Ариям Месаад

Чтение: 3 мин.

·

8 октября 2021 г.

Одна из главных целей психологии — понять поведение человека. Раса и культура человека играют важную роль в том, как он действует, поэтому без учета этих воздействий психология будет неполной. Важно, чтобы рабочая сила психолога отражала меняющуюся демографию населения США. Он должен иметь возможность заниматься психическим здоровьем различных групп населения США. Отдельные лица в составе рабочей силы должны представлять население в целом.

(Pixabay)

По словам психолога Роберта М. Селлерса, «Психологическая наука должна охватить всю широту человеческого опыта, прежде чем она сможет по-настоящему сказать, что понимает конкретную психологическую конструкцию или явление. Если мы действительно пытаемся разработать законы человеческого поведения, чрезвычайно важно, чтобы эти законы… основывались на данных, фиксирующих эту изменчивость». Это подчеркивает важность осведомленности о культуре и этническом происхождении людей. Разнообразный набор психологов и консультантов открывает двери для разных клиентов, чтобы они чувствовали себя более комфортно при консультировании.

Разнообразие в профессии психиатра предлагает культурно компетентные услуги, потому что оно предоставляет терапевтов и консультантов с разными взглядами, убеждениями и языками. Представительство важно, потому что оно снимает стресс с пациента, которому приходится объяснять свою культуру и опыт консультанту, который не может с ними общаться. Иногда эти факторы вообще не учитываются. Это может повлиять как на консультанта, так и на пациента. Пациент может не захотеть тратить время на объяснение своей культуры, а консультант может не захотеть задавать вопросы о расовых и культурных различиях, чтобы не показаться бесчувственным.

По словам Тары Ходженс, лицензированного терапевта, работавшего с различными группами населения, когда цветным людям часто предоставляется возможность посетить только белого консультанта, это добавляет вопросов и забот, которые были у человека до начала терапии. Это включает в себя: «Как незнание терапевтом внутренних предубеждений проявляется на сеансе? Придерживается ли этот терапевт тайных расистских взглядов, которые навредят мне или моей семье? Будут ли они патологизировать мои симптомы (или, что еще хуже, симптомы моего ребенка), когда у них может быть рациональная реакция на расизм?» Способом укрепить отношения с терапевтом было бы, если бы они разделяли одни и те же традиции и/или хорошо понимали культуру пациента.

«Каждый второй американец азиатского происхождения, страдающий психическим заболеванием, не будет обращаться за помощью из-за языкового барьера» — Комиссия APA по набору, удержанию и обучению этнических меньшинств

Это пример лишь одной из многих групп меньшинств, которые избегают лечение проблем психического здоровья из-за отсутствия разнообразия в этой области. Поэтому важно, чтобы в штате сотрудников было больше разных психологов, а существующие психологи были культурно компетентны. Быть культурно компетентным психологом дает лучшее понимание уникального опыта, с которым сталкиваются цветные люди, что приводит к эффективному лечению.

Ссылки

Почему психологическая наука должна заботиться о разнообразии?

APS -сотрудник Роберт М. Селлерс имеет новый способ поощрения психологических ученых увеличить расовые и этнические…

www.psychologicalscience.org

Представление: почему это имеет значение при терапии

, пока эта статья будет рассмотрено представление: (особенно культурное/расовое представительство) имеет значение в терапии…

www. ymcasd.org

Американцы азиатского происхождения нуждаются в культурно компетентной психиатрической помощи

Американцы азиатского происхождения составляют 4% населения США, примерно 11 миллионов человек из Китая, Индии, Кореи,…

www.apa.org

: Психология в поисках ментальности

Когнитивное представление: психология в поисках ментальности

  • Лендерт П. Мос 4  
  • Документ конференции
  • 262 доступа

  • 2 Цитаты

Часть серии книг «Недавние исследования в области психологии» (ПСИХОЛОГИЯ)

Резюме

Критика репрезентативной теории в современной когнитивной психологии с феноменологической точки зрения. Делается вывод, что репрезентативная, когнитивная, теория как натуралистическая, каузальная, теория значения и референции терпит неудачу как психология психического.

Ключевые слова

  • Когнитивная теория
  • Интенциональный объект
  • Трансцендентальная философия
  • Каузальная структура
  • Когнитивная проницаемость

Эти ключевые слова были добавлены машиной, а не авторами. Этот процесс является экспериментальным, и ключевые слова могут обновляться по мере улучшения алгоритма обучения.

Выражаю благодарность Энди Джорджи и Ларри Дэвидсону, которые помогли мне внести изменения в эту статью и, что более важно, научили меня феноменологии.

Скачать документ конференции в формате PDF

Ссылки

  • Брентано, Ф. (1973). Психология с эмпирической точки зрения . (Под редакцией Л. Л. Макалистера и переведено А. К. Ранкурелло, Д. Б. Терреллом и Л. Л. Макалистером.) Нью-Йорк: Humanities Press. (Оригинал 1874 г.).

    Google Scholar

  • Дэвидсон Л. (в печати). Гуссерлевское опровержение психологизма и возможность феноменологической психологии. Журнал феноменологической психологии, 19(1) .

    Google Scholar

  • Дрейфус, Х.Л. (1982). Введение. В HL Dreyfus (Ed.), Гуссерль, интенциональность и когнитивная наука (стр. 1–27). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google Scholar

  • Фодор, Дж. А. (1982). Методологический солипсизм рассматривается как исследовательская стратегия в когнитивной психологии. В HL Dreyfus (Ed.), Гуссерль, интенциональность и когнитивная наука (стр. 277–303). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google Scholar

  • Фодор, Дж. А. (1983). Модульность разума . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google Scholar

  • Фодор, Дж. А. (1986). Почему у парамеций нет мысленных представлений. Философские исследования Среднего Запада , Х , 3–23.

    Google Scholar

  • Фреге, Г. (1966). По смыслу и ссылке. В P. Geach & M. Black (Eds.), Философские труды Готтлоба Фреге (стр. 56–78). Оксфорд: Блэквелл.

    Google Scholar

  • Гуссерль, Э. (1970). Логические исследования . (Перевод Дж. Н. Финдли.) Нью-Йорк: Humanities Press. (Оригинал 1900–1901 )

    Google Scholar

  • Гуссерль, Э. (1931). Идеи: общее введение в чистую феноменологию . (Перевод WR Boyce Gibson.) Лондон: Geroge Allen & Unwin. (Оригинал 1913 г. )

    Google Scholar

  • Моханти, Дж. Н. (1981). Интенциональность и ноэма. Журнал философии , LXVIII , 706–717.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Моханти, Дж. Н. (1985). Гуссерль, Фреге и преодоление психологизма. В JN Mohanty (Ed.), Возможность трансцендентальной философии (стр. 1–11). Дордрехт, Голландия: Мартинус Нийхофф.

    Google Scholar

  • Пилишин З.В. (1980). Вычисление и познание: вопросы основ когнитивной науки. Науки о поведении и мозге , 3 , 111–169.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Розебум, В. В. (1972). Проблемы психофилософии познания. В JR Royce & WW Rozeboom (Eds.), Психология познания (стр. 25–93). Нью-Йорк: Гордон и Брич.

    Google Scholar

  • Смит, Д. В. и Макинтайр, Р. (1982). Гуссерль и интенциональность . Дордрехт, Голландия: Д. Рейдель.

    Google Scholar

  • Weimer, WB (1980). Познание — это не вычисление по той причине, что компьютеры не решают проблемы разума и тела. Науки о поведении и мозге , 3 , 152–453.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

Ссылки для скачивания

Информация об авторе

Авторы и организации

  1. Университет Альберты, Эдмонтон, Альберта, Канада

    Леендерт П. Мос

Автор s

  1. Leendert P. Mos

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

Информация для редакторов

Редакторы и филиалы

  1. Центр перспективных исследований в области теоретической психологии, Университет Альберты, Эдмонтон, Канада, T6G 2E9

    Wm J.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts