Ресурсный подход в психологии: Ресурсный подход в психотерапии //Психологическая газета

Ресурсный подход в психотерапии //Психологическая газета

В наше нестабильное время важно уметь пользоваться прежде всего своими собственными ресурсами прежде, чем прибегать к незнакомым новым технологиям, – слишком много профанации и дилетантства. Также в период эпидемий важно понимать, на чем строится фундамент ресурсов человека и как его можно укреплять. Именно этими задачами занимается ресурсная психотерапия, которую разработала автор и о которой уже много лет мы говорим на секции «Ресурсная психотерапия» в рамках конгрессов Общероссийской профессиональной психотерапевтической Лиги. 

Ресурсный подход в психотерапии – это результат интеграции психологических наук в медицину и результат запроса на методы помощи пациентам, способным к саморазвитию и активному участию в процессе лечения. Ведь часто болезнь представляет собой не только соматическое, но и психическое страдание, не только биологическое, но и социальное явление, как по происхождению, так и по его последствиям. Современный клиницист обязан считаться с психикой больного, учитывать его отношение к болезни, его личностные ресурсы и способности. Немаловажно для практического врача – знать историю возникновения патологии, исследовать каким образом формировались его психофизиологические ресурсы от рождения до начала заболевания, какие запускные механизмы имели место быть, какие патогенные влияния испытывал пациент [3].

Сегодня становятся актуальными клиент-центрированный подход, персонализированная медицина, индивидуально-направленные услуги в медицине. Все это требует реорганизации подготовки врачей с учетом большого объема психологии и психотерапии в программах подготовки клиницистов [12]. Сегодня идет накопление практического опыта, связанного с попытками сближения профессиональных интересов интернистов, психиатров, психотерапевтов, медицинских психологов в широкой области медицинской практики. Такое сотрудничество способствует пополнению знаний в смежных специальностях, формированию исчерпывающей картины болезни (ее психической и соматической составляющих, «в таких случаях речь идет об интеграции, но не о простом суммировании или подмене знаний специалистов» [12].

Ресурсная психотерапия создавалась сначала для оказания помощи женщинам в период беременности и родов. Практика показывала, что некоторые методы психотерапии могут быть неэффективными и даже вредными для данного контингента, особенно для женщин невротического склада. Применение методов ресурсной психотерапии, имеющих как профилактическое, так и общетерапевтическое значение, стало важным подспорьем для врачей в системе родовспоможения [8]. Это направление, в котором реализуется исследование психосоматического причинного слоя осложнений, решается задача целенаправленной коррекции внутренней картины болезни с учетом социальных и личностных причин ее вызвавших. Ресурсная психотерапия интегрировала в себе знания таких областей медицины как акушерство, педиатрия, семейная психотерапия, а так же рефлексотерапия и неврозология. В широком смысле ресурсная психотерапия является частью психологии и гуманистической медицины, опирающейся на представление о неповторимости человеческой личности и реализующей во врачебной и консультативной практике идею единства психического, физического и социального [5].

Понятийной и концептуальной базой ресурсной психотерапии явилась перинатальная психология (Коваленко Н.П.) и ее методы, которые предлагались для диагностики и коррекции психоэмоциональных проблем в период беременности и родов. Этот блок знаний выявил целый спектр закономерностей и взаимосвязей психического и физического не только у самой беременной, но и у супруга, ребенка и других родственников.

Выявилось, что семья как живой организм, имеющий генетическую общность, оказывает на психофизиологические процессы матери и ребенка сильные воздействия и могут быть как поддерживающими и ресурсными, так и разрушительными и обесточивающими, в зависимости от качества эмоционального фона и культуры взаимоотношений. 

Так же и ресурсы самой женщины могут быть сформированы с благоприятным акцентом на материнство, а могут быть не сформированы и отягощать течение беременности родов. Так идея Материнской Доминанты, которая была описана А.А.Ухтомским, нашла применение в наших исследованиях. В настоящее время создан комплект диагностических методик, который позволяет исследовать ресурсный потенциал женщины (и ее мужа) в период деторождения, чтобы четко моделировать объем коррекционной и терапевтической работы для достижения наилучшего исхода родов и реализации родительства. Часто семья, ожидающая ребенка, не придает значения тем коллизиям, которые существуют в семейной системе и не представляют возможным изменения. Однако практика показывает, что психокоррекционная работа снижает риски тяжелых родовых патологий на 30-40%, в некоторых случаях даже на 60-70%, что показывает важность оказания профилактических и психокоррекционных мероприятий до родов. Хорошо подготовленная женщина рожает мягче, имеет меньше болевых переживаний, меньше стрессовых нагрузок, легче переносит послеродовой период. Ей удается мягко корректировать сложные семейные неурядицы и легче переживать новую роль матери. Подготовленная женщина легче сотрудничает с персоналом роддомов и правильно ведет себя в родильном зале.

Это все облегчает работу персонала и делает роды менее травматичными. 

Становится очевидным, что психопрофилактические мероприятия, предусмотренные в ресурсной психотерапии, являются основой организации в системе родовспоможения психологической подготовки к родам. Чаще такая работа осуществляется вне роддома и качество таких услуг не может быть гарантировано, так как ведут такую работу непрофессионалы. Четко организованная работа в контакте женской консультации и роддома могут сделать такую подготовку эффективной и досягаемой для женщин. Однако, психопрофилактическая работа важна не только в акушерской практике, но в других областях медицины. Ресурсная психотерапия – это уже универсальная модель, которая может быть применима при решении многих клинических задач.

Важнейшее место в кругу вопросов, связанных с практикой психопрофилактики и ресурсной психотерапией, занимает проблема взаимоотношений между ресурсным психотерапевтом и его пациентом (психологом и клиентом).

В перинатальной психологии описаны актуальные связи в системе отношений роженица-акушерка, беременная-врач и выявлены или ятрогенные, или позитивные развивающие воздействия. Все зависит от качества коммуникаций в этой системе отношений. Далеко не каждый специалист, даже высокого профессионального уровня, способен по-человечески поддержать больного, стать при этом для него в какой-то мере психологом, чем просто врачом. Нужно помнить и то, что чрезмерная психотерапевтическая активность врача может привести к ятрогенным влияниям, так совместить две профессии довольно сложно и ошибок не избежать. Женщина в период родов или человек, переживший стресс, потерю, травму, становится очень впечатлительным и чрезмерно восприимчивым и может фиксировать малейшие дисгармоничные действия персонала и переживать их как травму. Безоговорочное же принятие всех жалоб и неумение выявить истинные чувства больного чревато не только непредсказуемостью поступков и намерений пациента, но и падением профессионального авторитета врача в глазах его коллег и пациентов.

Средствами ресурсного психотерапевтического подхода при наличии эффективного контакта психотерапевта, врача или психолога с больным можно ускорить решение целого ряда важных задач. Можно добиться оптимальной реализации общего плана диагностических, лечебных, реабилитационных мероприятий. Первичный курс ресурсной психотерапии имеет психопрофилактическое и психокоррекционное значение и при применении ресурсной психотерапии в случае психогенных соматических расстройств на первый план выдвигается собственно терапевтический аспект.

Чувственный компонент реакции личности на болезнь почти всегда включает эффект беспокойства, тревожности, страха, иногда тоскливой подавленности или апатии.

При любом заболевании опасения за его исход, озабоченность по поводу того, как это отразится на работе, семейной жизни, страх перед предстоящим обследованием, процедурами или операцией представляют тот эмоциональный фон, который может осложнить течение болезни и негативно отразиться на результатах проводимого лечения.

Поэтому снижение выраженности подобных переживаний, снятие эмоционального напряжения является в ряде случаев одной из главных целей психотерапевтического подхода [1]. Патогенность тревожных состояний во время беременности хорошо изучена перинатальными психологами и доказана необходимость подготовки женщин к регуляции эмоциональных и поведенческих реакций на стресс во время беременности и после родов [13]. Для этого в ресурсной психотерапии предусмотрены методики активизации творческого потенциала больной (или беременной), с помощью которых осуществляется коррекция эмоционального состояние и пост-стрессового синдрома. Это ресурсная арт-терапия, ресурсные инсталляции и тренинг само-регуляции. Хорошо изучено явление – накопленный стресс – дистресс, при котором не только эмоциональная сфера переживает сверхнагрузки, но и физиология начинает давать сбои. Здесь так же показана работа в русле ресурсной психотерапии.

Преобладание тоскливого или апатического аффекта также может выступать в качестве причины либо в качестве одного из следствий вынужденной гипокинезии, поэтому другой важной задачей часто становится повышение активности больного. Необходима мобилизация всех внутренних ресурсов на борьбу с заболеванием. В беседах с больным должна настойчиво проводиться мысль о том, что процесс выздоровления может быть замедлен или ускорен его собственным отношением к болезни и лечению. Для решения этой задачи в ресурсной психотерапии так же применяется «ресурсная арт-терапия», голосотерапия и др. Применение этих методик для беременных с угрозой невынашивания, с сопутствующими беременности патологиями показала их корректность и эффективность.

Пробудить у пациента чувство жажды жизни, активное желание саморазвития, изменение возможностей, приобретения навыков, которые могут быть применены за стенами лечебного учреждения – это трудная задача, требующая времени. Обычно, в случае гипернозогнозии на первом этапе психокоррекции показаны методы «поддерживающей» психотерапии, направленные на редукцию чувства страха, отчаяния и беспомощности. Такая техника эффективна у больных с выраженным «избеганием опасности», чертами зависимости, инфантильности, тревожности, ориентации на авторитет врача. Психотерапия на данном этапе носит преимущественно симптоматический характер и решает задачи снижения уровня тревожности, отвлечения внимания от ипохондрических переживаний, осмысления лечебного процесса [10]. 

Но такой подход обладает малой эффективностью и эффект удерживается малое время. Задача ресурсной психотерапии – формирование у больного активной и самостоятельной установки на возможность выздоровления и на активное «соучастие» в процессе лечения, готовность к тренингу и экспериментам, исследование причин болезни, способность активно участвовать в анализе результатов и принятии ответственности за результаты лечения. Сейчас в период пандемии, это особенно важно.

В случае гипогнозии на первом этапе лечения целесообразно использование «рациональной» психокоррекции с директивно-суггестивными элементами, направленной на разъяснение пациенту необходимости лечения, пагубности последствий нарушения режима и попыток самолечения. Некоторые авторы отмечают эффективность такой психотерапии в первую очередь у больных с выраженным «поиском нового», низким уровнем тревожности, высокой активностью и самоконтролем, недооценкой существующей опасности [10]. Для них важен процесс активизации их ресурсного потенциала, творческая активность, что обеспечивает ресурсная психотерапия.

На дальнейших этапах психотерапии таких пациентов показаны методики, направленные на коррекцию гипертрофированных представлений пациента о собственной компетентности в ситуации болезни, развитие его альтруистических эмоциональных стратегий, сопереживания, способности к сотрудничеству и уважению других. Таким пациентам показана ресурсная арт-терапия для активизации творческого потенциала через саморефлексию. В момент самоизоляции особенно показан этот метод самопознания и саморазвития.

Современная медицина – прежде всего медицина доказательная, основанная на протоколах и стандартах диагностики, лечения и профилактики конкретных заболеваний. С одной стороны, стандарты – огромное достижение в предотвращении врачебных ошибок, а с другой – это инструкции, в которых пока не предусмотрены психосоматические взаимоотношения. В связи с этим назрела необходимость разработки четких, стандартизированных программ диагностики психических расстройств в общемедицинской практике. Так на наш взгляд, учитывая ресурсный подход в психотерапии необходимо усиление профилактических программ, которые и могут развивать ресурсный потенциал человека и осуществлять корректирующее воздействие в момент первичных отклонений, не позволяя формировать патологии соматизированной.

Погружаясь в тему ресурсного потенциала человека, мы воспользовались теорией А.Г. Маслоу [9], и концепцией инстинктов В.И. Гарбузова [4] и теорией психических доминант А.А. Ухтомского [11]. Объединяя эти авторские подходы, мы пришли к особому видению запускных механизмов адаптации, мотивационной и поведенческой деятельности человека и остановились на варианте, описывающем инстинкт как ресурс.

Идея создания ресурсного подхода в психотерапии родилась при разработке комплексных программ психопрофилактики и психокоррекции беременных женщин и их семей. Эта задача была успешно решена, создана программа «Глория», которая успешно распространяется в России и в странах СНГ и используется для организации службы психологического сопровождения беременных и рожениц [6]. В процессе создания и внедрения этой программы мы набрали огромный массив информации о проблемных зонах современной семьи и способах их компенсации. В результате выявилось, что при оказании консультативной психотерапевтической помощи семье успех зависит не только от теоретической и практической модели консультирования, но и от возможностей и способностей самих членов семьи, их ресурсов и мотивированности на психотерапевтическую работу.

Уже много лет в Санкт-Петербурге на базе Балтийского Гуманитарного Института (ЧОУ ВО БГИ), Новосибирского государственного университета (ФГАОУ ВО «НГУ») проводится повышение квалификации психологов, а также усовершенствование врачей и психотерапевтов в области ресурсной перинатальной психологии и психотерапии, проводятся конференции при поддержке СПбГУ, НИИ АГ им. Д.О. Отта. Детальное изучение вопроса о причинах психосоматических осложнений дает право предположить, что личностно-средовые факторы занимают одно из первых мест в генезе соматических заболеваний [2].

Для оказания профилактической и терапевтической помощи женщинам в климактерическом периоде (с сочетанными патологиями) разработана программа «Камелия», которая имеет выраженный терапевтический эффект у женщин с психосоматическими осложнениями. Разработаны диагностические методики для работы с ресурсом семьи и выявления причин возникновения психосоматических расстройств на фоне эмоциональных травм, накопленных в семье [7].

Это показывает универсальные свойства методик ресурсной психотерапии и их высокую эффективность. Таким образом, ресурсный подход является перспективным направлением в профилактике психосоматических патологий.

Ресурсы человека – это результат его усилий и конкретных действий. Именно этот тезис – основа тактики ресурсной психотерапии.

Список литературы

  1. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. – М., 1999.
  2. Бурковский Г. В., Коцюбинский А.П., Левченко Е.В., Ломаченков А.С. Использование опросника качества жизни (версия ВОЗ) в психиатрической практике (Пособие для врачей и психологов). – СПб., 1998.
  3. Василенко В.Х. Введение в клинику внутренних болезней.- М., 1985.
  4. Гарбузов В.И. Неврозы и психотерапия, Санкт-Петербург, Сотис, 2001. – 242с.
  5. Дроздов А.А., Дроздова М.В. Полный справочник психотерапевта, М.: Эксмо, 2008. – 704с.
  6. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. — СПб., СПбГУ, 2000.
  7. Коваленко-Маджуга Н.П. Психосоматическая медицина и ресурсная психотерапия в практике // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 7. – С. 113-116.
  8. Коваленко-Маджуга Н.П. Ресурсная арт-терапия. – СПб., Петрополис, 2009. 
  9. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А.М. Татлыбаевой. Научи, ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. – СПб.: Евразия, 1999. – 432с.
  10. Смулевич А.Б., Сыркин А.Л., Козарев В.Н. и др. // Журн. неврологии и психиатрии. – 1999. – №4. – С.4 – 16.
  11. Ухтомский А.А. Доминанта, Букинистическое издание, 2002. – 448с.
  12. Циммерман Я.С., Белоусов Ф.В. // Клиническая медицина.- 1999.- № 8.- С. 9-15.
  13. Шкуротенко О.Б. Психосоматические расстройства у беременных женщин. Сборник научных статей РАППМ. Под ред. Коваленко Н.П. – СПб., Петрополис, 2011.

1.1. Ресурсный подход в психологии . Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе

Ресурсный подход в общей психологии. Ресурсная теория внимания впервые была предложена Д. Канеманом (Kanheman, 1973). В рамках данной теории Д. Канеман связывает внимание с ментальным усилием или ресурсом. Любая ментальная задача, выполняемая осознанно, может быть решена только в том случае, если ей выделен необходимый ресурс. В. Н. Дружининым было предложено понятие «когнитивный ресурс». В общем виде когнитивный ресурс определяется через множество когнитивных элементов, которые одновременно используются человеком в процессе переработки сложной информации. Когнитивный ресурс определяется как количественная характеристика когнитивной системы, а именно – мощность множества связанных когнитивных элементов, которое отвечает за активное создание многомерных моделей реальности в процессе решения задач разного уровня сложности (Дружинин, 2001). По предположению В. Н. Дружинина, в каждый конкретный момент одновременно может активизироваться только часть когнитивных элементов из всей их совокупности. Активизация когнитивных ресурсов (множества когнитивных элементов), релевантных условиям задачи, определяет успешность ее решения (Дружинин, 2001). Семантически близкие понятия используются и другими авторами, в част ности, «интеллектуальный потенциал» (Д. Ушаков) и «интеллекту альный ресурс» (М. Холодная) (см.: Горюнова, 2009).

Психологические ресурсы, рассматриваемые в рамках общей психологии, отличаются от личностных ресурсов, рассматриваемых в рамках психологии личности. Если сопоставить понятия психологических и личностных ресурсов, то можно отметить, что психологические ресурсы включают когнитивные, психомоторные, эмоциональные, волевые и другие общепсихологические свойства человека. Личностные ресурсы включают разнообразные свойства, черты, установки личности, оказывающие влияние на регуляцию поведения в напряженных ситуациях жизнедеятельности и отраженные в качествах самоконтроля, самооценки, в чувстве собственного достоинства, мотивации и др. (Рогозян, 2011).

Ресурсный подход в психологии личности. Как уже отмечалось, личностные ресурсы представляют собой определенные навыки и способности человека и их разграничивают с социальными (средовыми) ресурсами, которые характеризуют доступность для личности помощи в социальной среде – со стороны членов семьи, друзей, сослуживцев (Бодров, 2001; Муздыбаев, 1998). Для описания личностных ресурсов А. Г. Маклаков вводит понятие «личностный адаптационный потенциал», который включает нервно-психическую устойчивость, уровень развития, обеспечивающий толерантность к стрессу; самооценку личности, являющуюся основой саморегуляции и влияющую на степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, определяющее чувство собственной значимости; уровень конфликтности личности; опыт социального общения (Маклаков, 2001). В. Франкл относил к категории психологических ресурсов даже такие феномены, как надежда, рациональная вера, душевная сила (мужество) (Франкл, 1990). На данный момент это направление продолжает развиваться в русле позитивной психологии.

В тесной связи с психотерапией находится психология стресса. Хотя это направление психологической науки располагается на стыке психофизиологии, психологии личности, социальной психологии и других смежных дисциплин, все же именно в той части психологии стресса, которая наиболее близка к психотерапии – а именно сфера копинг-стратегий и преодоления стресса – ресурсный подход оказался наиболее эффективен.

В. А. Бодров определяет ресурсы (в рамках психологии стресса) следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» (Бодров, 2006, с. 115–116). Похожее по смыслу определение понятию ресурса в контексте психологии стресса дает К. Муздыбаев. Он определяет ресурсы как средства к существованию, возможности людей и общества; как все то, что человек использует, чтобы удовлетворить требования среды; как жизненные ценности, которые образуют реальный потенциал для совладания с неблагоприятными жизненными событиями (приводится по: Калашникова, 2011). В качестве иллюстрации еще одного определения ресурса в рамках психологии стресса можно привести следующее. Ресурсы – это «внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям» (Водопьянова, 2009, с. 290).

Таким образом, в психологии личности и смежных дисциплинах в качестве ресурсов человека рассматриваются некие внутренние элементы или переменные, которые помогают совладать с различными жизненными трудностями.

Понятие «личностный потенциал». Помимо понятия «личностный ресурс», в психологии используется понятие «личностный потенциал». «Потенциал (от лат. potentia – сила) – это возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» (Прохоров, 1985, с. 1043). Это понятие является более широким, поскольку включает не только совокупность личностных характеристик. Как отмечал Д. А. Леонтьев, когда мы говорим о личностном потенциале, речь идет не столько о базовых личностных чертах или установках, сколько об особенностях системной организации личности в целом, о ее архитектонике, основанной на сложной схеме опосредствования (Леонтьев, 2002).

Феноменологию, отражающую эффекты нормального функционирования личностного потенциала или его недостаточности, в разных подходах в психологии обозначали по-разному: воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие и т.  д. (Косырев, 2011). Лучше всего, по мнению Д. А. Леонтьева, ему соответствует понятие «жизнестойкости», введенное в психологию представителем экзистенциальной персонологии С. Мадди (Леонтьев, 2002). Мадди определяет жизнестойкость не как личностное качество, а как систему установок или убеждений субъекта (Maddi, 1998). Существуют частные формы личностного потенциала, например, «личностный адаптационный потенциал». Личностный адаптационный потенциал (ЛАП) рассматривается как системное свойство, заключающееся в способности личности адаптироваться к условиям окружающей среды. Чем выше уровень развития данного свойства, тем к более экстремальным условиям социальной и природной среды может приспособиться человек (Маклаков, 2001). В числе характеристик, образующих ядро адаптационных возможностей личности, выделяют высокий уровень эмоциональной устойчивости, низкий уровень тревожности, адекватную самооценку личности, высокий уровень развития волевой регуляции, систему установок и смысложизненных ориентаций личности, высокий уровень морально-нравственной ответственности личности и др. (Харина, 2008).

Ресурсный подход в социальной психологии. В социальной психологии ресурсный подход часто реализуется в процессе организационно-психологических исследований. Это происходит в связи с тем, что в числе главнейших ресурсов организации признаны сотрудники с их личностным потенциалом, а также потенциалом их взаимодействия (Barney, 1991).

В работах Б. Ф. Ломова (Ломов, 1972) используется понятие «групповой потенциал», но без детальной проработки. В любой группе существует определенный уровень активности и инициативы членов, что дает, по выражению Б. Ломова, «потенциал группы». Как указывает Б. Ф. Ломов, потенциал групповой продуктивности реализуется через присутствие других людей в коллективе. При присутствии других людей повышается активность, мотивация, контроль выполнения задачи. Наиболее глубоко понятие «потенциал коллектива» проработано в исследованиях А. Н. Лутошкина (Лутошкин, 1979, 1988). А. Н. Лутошкин пишет об использовании дополнительных возможностей человеческого фактора коллективов путем реализации так называемых «потенциалов коллектива». С. А. Багрецов с коллегами определяют социальный потенциал коллектива следующим образом: «Социальный потенциал коллектива может быть определен как количественная оценка его социального развития, а именно – процесса содержа тельного обогащения межличностных отношений в группе целями и задачами ее деятельности, их общественной сущностью» (цит. по: Михальский, 2001, с. 56). Социальный потенциал коллективов определяется, прежде всего, личностным потенциалом его членов. Однако потенциал коллектива не является суммой личностных потенциалов. В результате складывающихся деловых и межличностных отношений у членов коллектива возникает синергетический эффект индивидуальных личностных потенциалов.

С. А. Багрецов и др. выделяют следую щие характеристики социального потенциала коллектива, оказывающие наибольшее влияние на продуктивность группы и поддающиеся развитию в процессе деятельности: способность к самоорганизации; профессиональная компетентность; мотивация к деятельности; мораль, нравственные нормы; чувство коллективизма. А. Б. Золотов рассматривает социально-психологический потенциал коллектива с несколько другой стороны, а именно как совокупность социально-психологических факторов, существующую в единстве актуального и возможного состояний, которые определяют возникновение дополнительных сил коллектива (см.: Михальский, 2001, с. 57–61).

А. Л. Журавлев (2005) использует понятие «социально-психологические резервы» применительно к трудовым коллективам. Социально-психологические резервы делятся А. Л. Журавлевым на две группы (Журавлев, 2005, с. 404). Первая группа – резервы совершенствования социально-психологических явлений в трудовом коллективе: оптимизация взаимоотношений и социально-психологического климата в коллективе; совершенствование структуры отношений в коллективе под влиянием различных форм организации труда; формирование отношений к трудовой деятельности с помощью применения коэффициента трудового вклада; оптимизация процесса адаптации рабочих в коллективе. Вторая группа: развитие самоуправления на уровне предприятия и на уровне коллективов; подбор и формирование личности руководителя, способного эффективно руководить трудовым коллективом; учет психологических особенностей отношения исполнителей к руководителю; дифференцированное формирование стилей руководства. Социально-психологические резервы очень важны и имеют ряд функций: отражательная, диагностическая, резервирующая, регуляторная, адаптационная.

А. Л. Журавлев отмечает, что социально-психологические резервы есть результат не сложения, а именно интеграции индивидуальных резервов. При этом одним из характерных механизмов формирования социально-психологических резервов является механизм их аккумуляции, т. е. процесс постепенного накопления регуляторных возможностей различных социально-психологических феноменов, относящихся к категории резервов (Журавлев, 2005, с. 405–406).

Таким образом, каждый вид ресурсов обладает способностью к сохранению и накоплению, различные виды ресурсов характеризуются взаимным влиянием. Социально-психологический капитал является именно ресурсом, не резервом. Данное понятие по своему содержанию гораздо ?же и конкретнее, чем понятие социально-психологических резервов.

Подведем основные итоги данной главы монографии. В главе рассматривался ресурсный подход в психологии. Анализ показал, что все виды психологических ресурсов можно разделить на три категории: когнитивные, личностные и социально-психологические.

Когнитивные, или психологические, ресурсы имеют довольно долгую историю изучения. В качестве психологических ресурсов индивида рассматриваются: энергетическая емкость центральных познавательных механизмов (А. А. Ухтомский), психофизиологические возможности человека (Г. М. Зараковский, Д. Канеман), функциональный потенциал, обеспечивающий высокий уровень реализации его активности (В. А. Бодров), мощность множества связанных когнитивных элементов, которое отвечает за активное создание многомерных моделей реальности в процессе решения задач разного уровня сложности (В. Н. Дружинин).

Личностные ресурсы – это жизненные ценности, которые образуют потенциал для совладания с неблагоприятными жизненными событиями (К. Муздыбаев), разнообразные свойства, черты, установки личности, регулирующие поведение в сложных жизненных ситуациях.

Социально-психологические ресурсы. Основной сферой использования ресурсного подхода в социальной психологии является психология коллективов и рабочих групп. В рамках данного направления исследований в качестве ресурсов рассматриваются: уровень активности и инициативы членов группы (Б. Ф. Ломов), процесс содержательного обогащения межличностных отношений в группе целями и задачами ее деятельности (С. А. Багрецов), оптимизация взаимоотношений и социально-психологического климата в коллективе, совершенствование структуры отношений в коллективе под влиянием различных форм организации труда, оптимизация процесса адаптации рабочих в коллективе, развитие самоуправления на уровне предприятия и на уровне коллективов, подбор и формирование личности руководителя, способного эффективно руководить трудовым коллективом; учет психологических особенностей отношения исполнителей к руководителю (А. Л. Журавлев).

Однако при этом психологические ресурсы больших социальных групп в социальной психологии не рассматривались. Также не рассматривались индивидуальные социально-психологические ресурсы, позволяющие человеку достигать высокого уровня адаптации и благополучия в больших социальных группах.

Когда речь идет о социальной среде, в которой человек адаптируется, с которой он вынужден совладать, им будут использоваться различные виды ресурсов, в том числе и социально-психологические. Содержание социально-психологических ресурсов составляют определенные виды социально-психологических отношений личности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Краткое изложение теорий ресурсов с точки зрения поведения

Обзор

. 1997 21 марта; 45 (1-3): 5-18.

doi: 10.1016/s0301-0511(96)05220-9.

А. Ф. Сандерс 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Свободный университет, Амстердам, Нидерланды.
  • PMID: 9083642
  • DOI: 10.1016/с0301-0511(96)05220-9

Обзор

А. Ф. Сандерс. Биол Психол. .

. 1997 21 марта; 45 (1-3): 5-18.

doi: 10.1016/s0301-0511(96)05220-9.

Автор

А. Ф. Сандерс 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Свободный университет, Амстердам, Нидерланды.
  • PMID: 9083642
  • DOI: 10. 1016/s0301-0511(96)05220-9

Абстрактный

В этой статье представлен краткий обзор развития метафор ограниченной мощности для объяснения пределов производительности. Представления емкости в основном были вдохновлены компьютерами ограниченной мощности шестидесятых и семидесятых годов, которые теперь заменены параллельными распределенными процессорами с практически неограниченной мощностью. Это одна из причин того, что точка зрения перестала быть популярной, а кроме того, не подтвердились предсказания понятия простого одномерного пула ресурсов. Альтернативное предположение о множественных ресурсах рискует стать слишком свободным набором способностей без внутренней согласованности. Аналогичная проблема возникает с подходом Флейшмана к умственным способностям, основанным на факторном анализе. Тем не менее, этот подход имел некоторый успех в качестве таксономии для сложных задач и поэтому заслуживает более тщательного изучения. В настоящее время теоретический акцент делается на коннекционистских понятиях путаницы и интерференции, которые больше соответствуют стадийным взглядам на обработку информации. Однако до сих пор они страдают от недостаточно подробных ограничений для прогнозирования производительности в конкретных двойных задачах. Это может быть причиной того, что они еще не привели к большому количеству новых экспериментальных исследований.

Похожие статьи

  • Динамическая парадигма в психопатологии: «теория хаоса», от физики к психиатрии.

    Пезард Л., Нандрино Д.Л. Пезард Л. и др. Энцефал. 2001 г., май-июнь; 27(3):260-8. Энцефал. 2001. PMID: 11488256 Французский.

  • Вычисление реальных решений уравнений Флейшмана для моделирования ненормальных данных.

    Хельвиг NE. Хельвиг NE. Br J Math Stat Psychol. 2022 май; 75(2):319-333. doi: 10.1111/bmsp.12259. Epub 2021 15 ноября. Br J Math Stat Psychol. 2022. PMID: 34779511

  • Метафоры, модели и биоинформация.

    Патон Р. Патон Р. Биосистемы. 1996;38(2-3):155-62. doi: 10.1016/0303-2647(95)01586-8. Биосистемы. 1996. PMID: 8734523

  • Появляющаяся концептуализация групп как информационных процессоров.

    Хинз В.Б., Тиндейл Р.С., Фоллрат Д.А. Хинсз В.Б. и соавт. Психологический бык. 1997 г., январь; 121 (1): 43–64. дои: 10.1037/0033-2909.121.1.43. Психологический бык. 1997. PMID:

    91 Обзор.

  • Контекст, кора и дофамин: коннекционистский подход к поведению и биологии при шизофрении.

    Коэн Д.Д., Серван-Шрайбер Д. Коэн Дж. Д. и соавт. Psychol Rev. 1992, январь; 99 (1): 45–77. doi: 10.1037/0033-295x.99.1.45. Психологическое издание 1992 г. PMID: 1546118 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Влияние острых упражнений на память: рассмотрение интенсивности упражнений, периода восстановления после упражнений и аэробной выносливости.

    Лопринци П.Д., Роиг М., Томпоровски П.Д., Джавади А.Х., Келемен В.Л. Лопринци, П.Д., и соавт. Мем Когнит. 2023 май; 51(4):1011-1026. doi: 10.3758/s13421-022-01373-4. Epub 2022 18 ноября. Мем Когнит. 2023. PMID: 36401115 Бесплатная статья ЧВК.

  • Стойкость умственной усталости при моторном контроле.

    Жаке Т., Пулен-Шарронна Б., Бард П., Прокаженный Р. Жаке Т. и др. Фронт Псих. 2021 8 января; 11:588253. дои: 10.3389/fpsyg.2020.588253. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2021. PMID: 33488457 Бесплатная статья ЧВК.

  • Производительность двух задач: теоретический анализ и учет кодирования событий.

    Хоммель Б. Хоммель Б. Дж Когн. 2020 сен 29; 3 (1): 29. doi: 10.5334/joc.114. Дж Когн. 2020. PMID: 33043239 Бесплатная статья ЧВК.

  • Эффекты помех когнитивно-моторной двойной задачи на декларативную память: теоретический обзор.

    Томпоровский округ, Кази А.С. Томпоровский П.Д. и соавт. Фронт Псих. 2020 26 мая; 11:1015. doi: 10.3389/fpsyg.2020.01015. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2020. PMID: 32670130 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Старение и контроль внимания.

    Цанг PS. Цанг ПС. Q J Exp Psychol (Хоув). 2013 авг; 66 (8): 1517-47. дои: 10.1080/17470218.2012.752019. Epub 2013 2 января. Q J Exp Psychol (Хоув). 2013. PMID: 23281799 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Передовая статья: Задача редактора: Когнитивные ресурсы

Многие эмпирические и теоретические подходы в когнитивных науках/неврологии опираются на концепцию когнитивных ресурсов . Избирательное внимание и вмешательство в двойную задачу «объясняются» ограниченностью ресурсов, стили мышления основаны на допущении, что одни когнитивные процессы более требовательны к ресурсам, чем другие, предполагается, что интеграция информации требует ценных когнитивных ресурсов и т. д. и т. д. .

И еще никто не знает, что это за ресурс. Является ли это просто метафорой чего-то, чего мы не понимаем и никогда не сможем по-настоящему понять, или же мы можем раскрыть его функциональную и/или нейронную основу? Является ли это просто сокращением для нового свойства динамики когнитивных/нейронных процессов и/или взаимодействия между конкурентными представлениями? Как это работает, как взаимодействия истощают ресурсы? Или это действительно относится к некоторым измеримым «материалам», которые ограничены, например, количеству перекрестных помех/конфликтов между представлениями, сахару в мозгу, дофамину, частотам, доступным для нейронных колебаний, или крови/энергии? Как мы можем измерить этот материал, изменить его доступность или динамику? Истинно механистическая теория должна предлагать проверяемые предположения о структурах/представлениях, которые участвуют в воплощении или генерировании ресурсов и ограничений ресурсов, о процессах, действующих на этих представлениях, и представлять сценарий, объясняющий, как взаимодействие между структурой и процессом порождает как ресурсы, так и нехватку. из них (Hommel, 2020) — на уровне детализации, который открыт для эмпирической проверки и компьютерного моделирования.

Маловероятно, что такой сценарий будет разработан за одну ночь, но мы стремились начать эту работу, приглашая критические, амбициозные и смелые вклады любого рода, будь то теоретические, концептуальные, эмпирические или вычислительные, которые обеспечивают важные ограничения для лучшего, истинно механистическое понимание человеческих когнитивных ресурсов. Что это за ресурсы, для чего они нужны, откуда они берутся? Мы призвали авторов выбросить всех гомункулов и сделать следующий шаг, в идеале в рамках широкой конструктивной дискуссии, выходящей за рамки обычных коммуникативных пузырей.

Одиннадцать авторов или команд приняли наш вызов. Два систематических обзора были посвящены рабочей памяти и вниманию — двум областям, в которых ресурсы играют особенно важную роль. Шуман и др. обратиться к особенно современной теме: взаимосвязи между многозадачностью и благополучием. В частности, они спрашивают, что экспериментальные исследования перерывов на отдых говорят нам о когнитивных ресурсах. Они предлагают таксономию перерывов для отдыха, в соответствии с которой можно классифицировать эмпирические исследования, а затем оценивать теоретизирование в различных областях с учетом популярных концепций, таких как истощение эго и альтернативные издержки. Они различают теоретические подходы, основанные на ресурсах и на основе насыщения, и предоставляют набор рекомендаций как для построения теории, так и для будущих эмпирических подходов к экспериментальному изучению перерывов для отдыха.

Вартанян и др. рассмотрим еще одно очевидное ограничение обработки информации человеком: объем рабочей памяти (WM). Хотя этот диапазон часто считается структурным ограничением системы WM, появляется все больше свидетельств того, что возможности WM можно увеличить за счет индивидуального обучения. Авторы задаются вопросом, может ли обучение изменить нейронные субстраты, лежащие в основе WM, и если да, то какие системы затронуты. Их метаанализ исследований фМРТ с использованием тренировки WM дает данные, свидетельствующие о том, что тренировка в основном нацелена на кластеры в лобно-теменной системе, включая двустороннюю нижнюю теменную дольку (BA 39)./40), средней (БА 9) и верхней (БА 6) лобных извилин, а также медиальной лобной извилины, граничащей с поясной извилиной (БА 8/32). Они обсуждают функциональные и нейронные последствия этих наблюдений, а также последствия для построения диапазона WM как ограниченного ресурса.

В своем мини-обзоре Тальябуэ и Мацца рассматривают еще одно ограничение, которое рано или поздно затронет всех нас: снижение когнитивных ресурсов с возрастом. Предполагается, что возраст связан с сокращением таких ресурсов, так что пожилые люди легче и быстрее истощают свои ресурсы при выполнении сложных задач. Однако авторы подчеркивают, что самые последние исследования нейрофизиологических маркеров возрастных изменений не слишком последовательны в отношении взаимосвязи между нервными и поведенческими эффектами, что, в свою очередь, предполагает, что нейронные индексы могут быть недостаточно диагностическими в отношении когнитивного дефицита. . Далее авторы обсуждают возможные помехи, которые могут быть причиной противоречивой картины, и предлагают возможные способы их контроля. Они также предлагают теоретическую альтернативу, которая рассматривает возрастные эффекты как качественные, а не количественные изменения в способах использования когнитивных ресурсов в более старшем возрасте.

В своей статье Hypothesis and Theory Ansorge et al. сравните традиционные подходы ограничения ресурсов к избирательности обработки информации человеком с функциональным подходом, который более внимательно рассматривает потребности обработки информации. Авторы рассматривают различные выводы, которые были сделаны в поддержку точки зрения об ограниченности ресурсов, но отмечают, что возможны и другие интерпретации, иногда даже более правдоподобные. Они утверждают, что даже очевидные проявления того, что выглядит как автоматическая обработка, могут быть лучше поняты с функциональной точки зрения, и то же самое относится к тому, что выглядит как нейрофизиологические доказательства ограниченности ресурсов.

В другой статье «Гипотеза и теория» Бутц рассматривает природу когнитивных усилий с вычислительной точки зрения. Он предполагает, что байесовский подход к изучению мозга имеет различные преимущества. Автор описывает, как при таком подходе можно формализовать когнитивные усилия, и разрабатывает находчивую модель логического вывода с прогнозированием событий (REPI), которая может успешно имитировать поведение, требующее усилий. Он обсуждает, как структура этой модели учитывает интерференционные эффекты, как в задаче Саймона, или затраты на переключение между задачами. Также рассматриваются дальнейшие последствия модели.

В своей статье «Перспектива» Кляйнзорге приписывает теоретические проблемы концепции когнитивной способности неспособности когнитивной психологии правильно определить концепцию репрезентации в целом и репрезентации задач в частности. Он подчеркивает центральную роль инструкций по задачам и описывает, как определенные инструкции могут реализовывать определенные области задач, так сказать, характеристики которых затем порождают то, что выглядит как ограничение производительности в качестве побочного эффекта. Он указывает, что для лучшего понимания этих и связанных с ними теоретических проблем требуется больше исследований инструкций и того, как они формируют когнитивное выполнение задач.

В своей статье Opinion Наефген и Гашлер отмечают, что когнитивные исследования, как правило, пренебрегают изменчивостью результатов у отдельных людей, и они утверждают, что более пристальное внимание к этому виду изменчивости может помочь нам глубже понять концепцию когнитивных ресурсов. . Они представляют метод, который позволяет различать когнитивные ресурсы и то, что они называют общими факторами, используя модели внутрииндивидуальной ковариации. Они утверждают, что ограниченность ресурсов и общие факторы порождают разные шаблоны данных, что они считают важным первым шагом к более механистическому теоретизированию.

Краткий исследовательский отчет Gallo et al. освещает роль билингвизма в развитии когнитивных ресурсов и когнитивного резерва. В своем исследовании здоровые пожилые люди, говорящие на двух языках, провели онлайн-исследование, в котором оценивались модераторы когнитивных ресурсов и использование второго языка. Моделирование структурными уравнениями выявило облегчающее влияние возраста освоения L2 и уровня владения L2 на исполнительные способности и представило доказательства сдерживающей роли двуязычного опыта в отношениях между другими факторами, которые, как известно, способствуют когнитивному резерву и когнитивной целостности. Следовательно, двуязычие, по-видимому, играет важную роль в смягчении когнитивных нарушений и содействии успешному старению.

Три оригинальные исследовательские статьи завершают тему исследования. Веласкес и др. сосредоточьтесь на условиях, при которых стимулы, не относящиеся к задаче, могут вызывать непроизвольные сознательные образы. Авторы представили своим участникам видеозаписи событий, которые можно было бы наблюдать с места водителя полуавтоматического транспортного средства, предварительно обучив участников таким образом, чтобы дорожные знаки, вероятно, вызывали непроизвольные образы. Участники сообщали о спонтанных непроизвольных образах, даже если их просили не реагировать на дорожные знаки и даже в условиях двойной задачи. Это говорит о том, что изображения, по-видимому, не лежат в основе ограничений ресурсов.

Ван и др. задаются вопросом, когда и при каких обстоятельствах выполнение задачи приводит к восполнению когнитивных ресурсов. Они показывают, что объем пополнения зависит от текущей доступности ресурсов и соотношения затрат и выгод при выполнении задачи. Эти наблюдения дают дополнительные доказательства того, как люди управляют вложением когнитивных ресурсов.

Наконец, Senoussi et al. рассмотрите, отражают ли ограничения памяти структурные ограничения когнитивных ресурсов или полезную особенность обработки информации человеком. Авторы предполагают, что гибкое познание требует привязки по времени, что, в свою очередь, неизбежно ограничивает количество связанных событий, которые могут храниться одновременно. Они считают, что привязка на основе времени, скорее всего, будет реализована через нейронных колебаний и обсудите подтверждающие доказательства.

В целом, существуют различные пути уточнения и, возможно, даже преодоления концепции когнитивных ресурсов, и вклад в эту тему исследования предложил различные теоретические, методологические и/или вычислительные инструменты для достижения прогресса в отношении нашего понимания концепции и его функциональные и нервные основы. Растущие сомнения в структурной природе возможных ограничений ресурсов очевидны во многих вкладах, и были предприняты различные попытки разработать альтернативные интерпретации. Как и предполагалось, это только первые шаги, и потребуется гораздо больше теоретических и эмпирических исследований, чтобы действительно понять, что покупает нам концепция ресурсов, какие теоретические альтернативы реалистичны и эмпирически подтверждены, и имеет ли смысл заменить эту концепцию более механистические описания. Интерес к этим вопросам кажется широко распространенным, о чем свидетельствуют очень высокие показатели загрузки всех 11 вкладов. Поэтому мы с оптимизмом смотрим на то, что исследования по этой теме продвигаются вперед.

Вклад авторов

Все перечисленные авторы внесли существенный, непосредственный и интеллектуальный вклад в работу и одобрили ее для публикации.

Конфликт интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts