Три состояния личности – родитель, взрослый, ребенок
Почему мы иногда говорим друг с другом будто на разных языках? Получаем ответ словно не на свою реплику? Или неожиданно сами для себя реагируем неадекватно на невинные замечания? На эти вопросы может ответить трансакционный анализ.
Слова играют в общении самую незначительную роль. Самое главное – это внутренний настрой каждого из участников диалога. Влияние оказывают:
- Собственное внутреннее состояние, через призму которого мы воспринимаем общение
- Состояние собеседника, которое мы считываем и на которое реагируем
Таким образом, диалог всегда ведется как минимум на двух уровнях – внутреннем и внешнем. И основная информация из него порой проходит мимо нашего сознания. Именно там скрываются ключи к загадкам вроде: «Мы спокойно разговаривали, а она вдруг начала плакать» или «Я просто попросила помочь, а он решил, что я обвиняю его в лени» и так далее.
Ответ на то, как и почему это происходит, дает трансакционный или трансактный анализ – психологическая модель, разработанная американским психологом Эриком Берном. Он изложил ее в своих книгах о психологии взаимоотношений: «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».
Три основные позиции в общении
Согласно этой модели, человек при общении всегда занимает определенную позицию. И именно она определяет, как и на что он будет реагировать – и как на него будут реагировать окружающие. Эти позиции называются эго-состояниями и их всего три: родитель, взрослый и ребенок.
- Родитель выражает внушенные стереотипы и представления о жизни
- Взрослый – объективный и разумный подход к реальности
- Ребенок – спонтанность, творчество и самовыражение
Немного подробнее о каждом из них.
- Эго-состояние «Родитель»
Позиция родителя – это позиция старшего. Она может выражаться как в негативных, так и в позитивных проявлениях. Это забота и опека, но в то же время – контроль, принуждение и поучения свысока.
Это позиция «должен» и «обязан», как по отношению к себе, так и к другим. Из этого состояния мы заставляем себя и других что-то «взять и сделать», учим и объясняем, отсюда же ухаживаем, кормим, защищаем.Родитель – это образ наших настоящих родителей, который как бы отобразился в психике и остался с нами навсегда. Естественно, свойства этого эго-состояния зависят от того, как вели себя с нами наши настоящие мама и папа.
Типичные фразы родителя приводит в своей книге «Игры, в которые играют люди» Э. Берн: «Я знаю лучше», «Я тебе объясню», «Я тебе помогу», «Кто же так делает?», «Это запрещено», «Ты должен».
- Эго-состояние «Ребенок»
Здесь все определяется желаниями и эмоциями. Этому состоянию свойственны: игровое взаимодействие, детские реакции, радость жизни, непосредственность, но также страхи, обиды и зависимость. Это позиция «хочу – не хочу», источник капризов и шалостей. Спонтанные проявления, такие как творчество, тоже возникают в состоянии ребенка.
Ребенок – проекция нас самих из детства. Соответственно, его реакции и позиции – такие же, как у нас самих, когда мы были детьми.
Типичные фразы ребенка: «Не хочу», «Не буду», «Мне так тяжело», «Помоги, мне не справиться», «Вечно ты меня шпыняешь», «Как замечательно!», «Хочу», «Мне нравится».
- Эго-состояние «Взрослый»
Позиция взрослого – позиция здравого смысла, разумное и адекватное взаимодействие. Здесь человек рассматривает ситуации и события с точки зрения удобства и выгоды, пользы для себя и других, и, что немаловажно, с позиции равенства собеседников. Это та часть личности, которая строит планы, получает результаты, зарабатывает деньги. Как правило, в этом состоянии человек спокоен.
Это «наша собственная» часть личности, которая не является проекцией нас в детстве или отражением образа родителей.
Типичные фразы или мысли: «Давай обсудим это», «Я уверен, мы найдем правильное решение», «Если мы будем действовать по плану, у нас, скорее всего, все получится», «Я полагаю…».
Как работают эго-состояния?
Все три состояния – очень важны.
Функции ребенка – желать и создавать картинки желаемого, которые затем будут стимулировать нас действовать; придавать жизни яркость; вести себя спонтанно и естественно, придумывать новое, творить, подавать идеи.
Функции родителя – заботиться о себе и других, обучать и объяснять, контролировать то, что сделано, соблюдать социальные нормы и запреты, одобрять и критиковать, оказывать помощь.
Функции взрослого – договариваться, приспосабливаться, соответствовать реальности, рассматривать желания, планы и события в целом с позиции здравого смысла и пользы, действовать.
К примеру, как мы добиваемся целей? Ребенок видит то, что ему нравится, загорается желанием, взрослая часть оценивает ситуацию, ищет способы, как этого добиться, строит планы. А родитель потом контролирует и говорит нам – «давай, делай, ты должен», проверяет результаты, стимулирует, напоминает. Он хвалит и критикует, поощряет на дальнейшие действия.
Проблемы трех состояний личности
Гармоничное взаимодействие наших внутренних эго-состояний обеспечивает успех и процветание личности в целом – как в делах, так и в отношениях. Для этого желательно примерно по трети своего времени находиться в каждом из них, без усилий переходя от одного к другому.
К сожалению, в реальности эго-состояния часто функционируют совсем не так. Одно из них может оказаться непомерно сильным, другое – подавленным. Чаще всего это касается состояний «родитель» или «ребенок».
Находясь в таком дисбалансе, состояния еще и не вовремя «включаются», заставляя человека вести себя неадекватно ситуации – например, отвлекаться во время рабочего совещания (ребенок) или поучать мужа, когда он не в настроении (родитель).
Проблема не только в том, что человек не может выйти из того или иного состояния, но и в том, какое оно у него. Например, родитель может быть слишком придирчивым, ребенок – напуганным или бунтующим.
Типичные признаки дисбаланса состояний личности:
- Родитель: критичность, чрезмерная забота о других в ущерб себе, гиперответственность, неумение отдыхать и расслабляться;
- Ребенок: обидчивость, зависимость от мнения других, безответственность, инфантильность, неспособность концентрироваться и контролировать себя, капризы.
Рассмотрим их подробнее.
Проблемы состояния «родитель»
Многие знают, что такое строгий внутренний критик. К примеру, вы захотели чего-то, и, не успев обратиться к взрослой части личности, тут же «слышите» в голове: «С ума сошла?! Да где тебе!», «Не вздумай, это опасно!» или даже «Дура», «Неудачница» и прочие грубости.
Или другой вариант: девушка начала применять практику, развивающую женственность, разрешила себе что-то, купила красивое платье, а критик внутри нее комментирует: «куда ты так вырядилась, что люди скажут, это же неприлично!».
Когда мы с чем-то не справились, ругает за неудачу нас именно родитель. Декларативные, не подтвержденные ничем убеждения из детства – это тоже оттуда.
Еще один вариант гипертрофированного состояния, который, как правило, проявляется по отношению к окружающим – это чрезмерная забота и опека. Особенно часто это происходит в парах, когда женщина становится словно мамочкой по отношению к мужчине, и слишком заботится о нем.
Важно! Напомню на всякий случай, что забота о себе и о партнере – нормальная функция родителя и полностью от нее отказываться не нужно. Важно соблюдать баланс и быть способным переключаться из одного состояния в другое.
Проблемы состояния «ребенок»
Гипертрофированный ребенок – это безответственное существо, которое хочет только развлекаться и веселиться, делать то, что захотелось сиюминутно. Так как здесь мало контроля, то нелегко ставить большие цели: ребенок хочет только играть.
Если в нас, наоборот, мало ребенка, мы теряем способность желать, загораться идеями, радоваться. Подавленный ребенок – это отказ от эмоций, что приводит к обидчивости, требовательности. Человек, игнорирующий свою детскую часть, порой готов сопротивляться и спорить по любому поводу. Для окружающих это выглядит как неадекватность, а на самом деле это попытка уравновесить подавленные состояния.
Обидчивость – типичный признак бунтующего ребенка, у которого все время есть ощущение, что его критикуют, не ценят. На самом деле критикует, подавляет и не ценит такого человека его собственный внутренний родитель, но осознать это сложно. Поэтому давление воспринимается, как внешнее. В результате даже самые невинные замечания звучат для него обидно. И в то же время он постоянно ждет родительской поддержки и заботы, а потому очень зависим от чужого мнения, что напрямую ведет нас к теме самооценки и ее стабильности.
Качели «Родитель-ребенок»
В одной и той же личности могут уживаться и избыток ребенка и избыток родителя, в то время как взрослому остается совсем немного места. Тогда человек может быть в разные моменты жизни обидчивым и критичным, зависимым от чужого мнения и навязывающим свое. Часто это сопровождается колебаниями самооценки и настроения – то перфекционист, то безответственный; то веселится в состоянии ребенка, то ругает себя за это из родителя.
Проблемы состояния «взрослый»
Обычно у этого состояния только одна проблема – его слишком мало. Разумное и спокойное поведение, здравая оценка ситуации свойственны далеко не всем. Но в реальности каждый из нас способен попадать в это состояние – это условие выживания. А значит, его можно развить и сделать полноценным.
***
Если вам интересна эта тема, рекомендую вам книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Она легко читается и содержит подробное объяснение трансакционного анализа и множество примеров взаимодействия людей в различных состояниях психики.
А в следующей статье я расскажу вам о том, как можно гармонизировать свои эго-состояния.
Вадим Куркин
Родитель, Взрослый, Ребенок: как прийти к внутреннему балансу
22 834
Познать себя
«Согласно теории транзактного анализа, в каждом из нас существуют три субличности — Взрослый, Родитель, Ребенок. Это своего рода переработанная и менее абстрактная концепция Эго, Супер-Эго и Ид Зигмунда Фрейда, на которую удобно опираться человеку, стремящемуся привести к гармонии свои чувства и поступки, — говорит психолог Марина Мяус. — Иногда эти субличности лукаво запутывают нас. Нам кажется, что нужно усилить влияние Родителя или Взрослого, стать более рациональным, и тогда мы придем к успеху, однако для этого как раз не хватает голоса беззаботного Ребенка».
Попробуем разобраться с каждым из этих важных внутренних состояний.
Контролирующий Родитель
Как правило, собирательный образ тех взрослых фигур, которые были авторитетны для нас в детстве и юности: родителей, старших знакомых, учителей. Причем возраст человека не играет принципиальной роли. «Важно, что именно он давал нам ощущение: так можно поступить, а так нельзя, — объясняет психолог. — По мере взросления образы этих людей объединяются, сделавшись и частью нашего Я». Родитель — это внутренняя цензура в каждом из нас, наша совесть, которая ставит моральные запреты.
«На работе несправедливо уволили мою коллегу, — рассказывает Арина. — Вся ее вина была в том, что она честно выступала против неправомерных действий руководства. Все в коллективе тогда молчали, боясь потерять работу, и я тоже не поддержала ее, хотя она боролась не только за свои, но и наши общие права. Я чувствовала себя виноватой за свое молчание, и после этого обстоятельства стали складываться не в мою пользу. Клиенты, за которых была ответственна, отказались от услуг нашей компании. Меня лишили премии и важного проекта. Похоже, теперь я и сама рискую потерять работу».
«История Арины — классический пример того, как человек, идущий вразрез со своей совестью, неосознанно создает ситуации, в которых сам себя наказывает. В данном случае, начинает хуже работать, — объясняет Марина Мяус. — Так действует Внутренний Родитель».
Мы часто задаемся вопросом — почему многим людям, совершающим страшные поступки, все сходит с рук? Просто они не чувствуют себя виноватыми, потому,что Контролирующий Родитель у них не выражен. Эти люди живут без ориентиров и принципов, не мучаются угрызениями совести и не приговаривают себя к наказанию.
Бесстрастный Взрослый
Это рациональная часть нашего «Я», призванная анализировать обстановку и принимать решения. Взрослый — наша осознанность, которая дает возможность подняться над ситуацией, не поддаваясь ни чувству вины, которое накладывает Родитель, ни беспокойству Ребенка.
«Это наша опора, которая помогает сохранять присутствие духа в трудных жизненных ситуациях, — говорит эксперт. — Вместе с тем Взрослый может объединяться с Родителем, и тогда из-за гипертрофированного рацио-начала мы лишаемся возможности мечтать, замечать радостные детали жизни, позволять себе удовольствия».
Искренний Ребенок
Символизирует желания, которые идут из детства, не несут никакого практического смысла, но делают нас счастливыми. «Мне не хватает решимости в движении вперед и способности все доводить до конца, — признается Елена. — Хотела создать интернет-магазин, чтобы продавать свои работы, занималась его созданием ночами и по выходным. Днем я работала, а вечерами училась. Ни на что не хватало времени, я перестала встречаться с друзьями и куда-то ходить, кроме дома, работы и института. В результате я так устала, что решила отложить интернет-проект, а когда времени стало больше, потеряла к нему интерес».
«Девушка уверена, что ей не хватает упорства и целеустремленности Взрослого, но проблема в том, что в ней подавлен Ребенок, — считает Марина Мяус. — Та часть, которой не хватало жизни как праздника: встречи с друзьями, общения, веселья. Порой нам кажется, что мы не можем чего-то достичь потому, что слишком инфантильны. На самом деле современному человеку, живущему в мире жестких регламентаций и нацеленности на достижения, просто не хватает радости Ребенка».
Без осуществления детских желаний трудно двинуться вперед. Именно Ребенок дает силу и тот яркий заряд, без которого невозможно реализовывать «взрослые планы», требующие дисциплины и собранности.
Текст:Сабина СафароваИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Мы вместе 10 лет. Почему он решил брать ипотеку один и не хочет говорить о браке?»
Почему общение с некоторыми людьми нас так опустошает
Секс: где грань между зависимостью и свободой — объяснение психолога
«Не отступать от цели, не обвинять всех вокруг и не жалеть себя»: как попасть в список Forbes
Почему мы изменяем: виной тому «паралич выбора»?
Как понять, глубокий ли ты человек, — комментарий гештальт-терапевта
«После потери работы не знаю, чем заняться дальше»
Увольнение в никуда или нелюбимая работа: как сделать правильный выбор
3 способа эффективного воспитания взрослых детей
3 способа эффективного воспитания взрослых детей — Сосредоточьтесь на семьеПоиск
ДОЛЯ:
Надейся на Господа всем своим сердцем и не полагайся на собственное понимание. (Притчи 3:5, NIV)
Однажды в воскресенье я расплакалась на молитвенном собрании в церкви и спросила, что я могу сделать, чтобы вернуть мне моего взрослого сына. Он принял несколько пугающих решений, и я был бессилен изменить его. Милая пожилая женщина поспешила через комнату, села рядом со мной и обняла меня за плечо. — Твое воспитание во плоти закончилось, — мягко сказала она. «Пришло время воспитать его в Духе. Молись за своего сына и доверься Богу, Он сделает то, что ты не можешь сделать, и Он сделает это», — уверенно добавила она, советуя мне, как воспитывать моих взрослых детей.
В тот день меня освободили. Постепенно я начал понимать, что Бог, примиривший Свои отношения со Своими детьми через жертву Иисуса Христа, обязательно даст мне и всем матерям и отцам, которые просили об этом, благодать примирить наши изменившиеся отношения с нашими взрослыми детьми. Я обнаружил, что такая благодать помогла мне и другим людям включить в процесс воспитания три полезных шага. И они работают! Сегодня, спустя 20 лет после того судьбоносного дня, мой сын — прекрасный, ответственный взрослый, который стал одним из моих самых близких друзей.
Когда наши дети становятся взрослыми, естественно задаться вопросом, как мы можем эффективно воспитывать наших взрослых детей. Вот три полезных способа, которые помогут вам в воспитании взрослых детей:
1. Признать и уважать свои отличия
Во время обсуждения воспитания детей Чет поделился своим опытом:
«Наконец-то я начинаю видеть своих детей по-новому», — сказал он. «Оба женаты и имеют собственных детей. Я поражен тем, какие они хорошие, способные люди. Разговаривая с другими, я понимаю, что не был таким ободряющим, как мог бы. Может быть, поэтому моя дочь кажется отстраненной. Я чувствую тревогу рядом с ней, как будто никто из нас не говорит правду, и я хочу это изменить. Мне нужно извиниться и сказать ей, как я действительно горжусь ею. Я измерял ее по своим меркам вместо того, чтобы видеть в ней прекрасного человека, созданного Богом».
2. Поделитесь своей мудростью и пониманием (без критики)
Независимо от прошлого, я верю, что наши дети, независимо от их возраста, хотят знать, кто мы на самом деле. У меня была возможность открыть для себя это около 15 лет назад, когда моя младшая дочь еще училась в средней школе. В то время она жила с отцом после нашего развода. Неожиданно она приняла мое приглашение жить со мной в течение двух лет обучения в колледже. За это время в наших отношениях произошел важный поворот. Мы снова были вместе под одной крышей. К тому времени я испытал много эмоциональных и духовных исцелений, поэтому я знал, что, наконец, у меня есть что дать ей — мое истинное я.
Были приятные и любящие времена, и времена слез и долгих разговоров, когда мы шли вдоль океана рука об руку, вместе готовили и пекли — и делали покупки! Это было также время глубокого внутреннего исцеления для нас обоих, когда мы приближались к Господу и молились друг с другом. К тому времени, когда она уехала на два последних года учебы в колледже в Северной Калифорнии, я чувствовал, что наши отношения восстановились, и что независимо от того, что произойдет в будущем, мы сможем столкнуться с этим и справиться с этим. Это подтвердилось.
3. Отдайте своих взрослых детей Господу
Если мы проделаем жизненно важную внутреннюю работу, необходимую для духовного и эмоционального воспитания, то отказаться от наших детей будет легче, чем мы могли бы ожидать. Мы больше не будем чувствовать себя обязанными использовать их как средство работы над незавершенными делами нашего прошлого или как фокус наших будущих желаний.
Екклесиаст напоминает нам, что есть время для каждой цели под небом. Рассмотрите собственную ситуацию. Говорит ли вам Господь, что сейчас не пора ли вам предпринять шаги по восстановлению отношений со своими взрослыми детьми? Если да, то приклоните уши ваши к словам уст Его (Пс. 78:1). Признайте свои несовершенства и доверьте их совершенному Богу, Который будет направлять, охранять и управлять вашими сыновьями и дочерьми так, как вы сами никогда бы не справились. Затем претворите в жизнь истины, которые открывает Господь.
Только у Бога можно найти надежду на восстановление. Он поможет нам, когда мы будем ориентироваться в том, как воспитывать наших взрослых детей. Никогда не поздно . . . даже сейчас, когда они выросли. Иисус обещал в Марка 10:27: «С Богом все возможно». Мы можем на это рассчитывать!
Другие статьи из этой серии:
1. Воспитание взрослых детей
2. Синдром пустого гнезда
3. Когда взрослые дети возвращаются домой
4. Три вещи, которые должны учитывать родители взрослых детей в доме
5. Когда взрослые Дети отвергают веру
6. Сообщения о пожеланиях конца жизни
7. Отвечать любовью взрослому ребенку-гею
Copyright 2002 by Karen O’Connor. Используется с разрешения. Все права защищены.
Обзоры развлечений, которым может доверять ваша семья
Подключено проливает свет на мир популярных развлечений, предоставляя семьям необходимые инструменты, необходимые для понимания, навигации и влияния на культуру, в которой они живут. Позвольте нам помочь вашей семье сделать мудрый и осознанный выбор фильмов, телешоу, музыки, видеоигр и многого другого!
Посетите PluggedIn.com
Поговорите с консультантом
Если вам нужны дополнительные рекомендации и поддержка, в Focus on the Family работает штат лицензированных профессиональных консультантов.
которые предлагают одноразовую бесплатную консультацию с христианской точки зрения. Они также могут направить вас к консультантам в вашем районе для получения постоянной помощи.
Обратитесь к семейному консультанту по бесплатному номеру 1-855-771-HELP (4357).
Звоните сейчас
Понять, как правильно уважать и любить своего сына
«Почему мой сын не слушает меня?» Вы когда-нибудь спрашивали себя об этом? Правда в том, что то, как вы смотрите на своего сына и разговариваете с ним, оказывает значительное влияние на то, как он думает и действует. Вот почему мы хотим помочь вам. Мы создали бесплатную серию видео из пяти частей под названием «Признание потребности вашего сына в уважении», которая поможет вам понять, как проявление уважения, а не стыд и приставание, будет мотивировать и направлять вашего сына.
Начните БЕСПЛАТНУЮ серию
Подкаст «Сосредоточьтесь на воспитании детей»
Мама или папа, не могли бы вы ободрить и поддержать? Наденьте наушники для этого христианского подкаста о воспитании детей и получите практическое, основанное на вере вдохновение на всех этапах воспитания. Ведущий доктор Дэнни Уэрта, в каждом эпизоде продолжительностью от 8 до 15 минут, вы услышите, как эксперты по воспитанию детей делятся библейскими истинами, эффективными методами воспитания и полезными ресурсами, которые помогут вам почувствовать себя мамой или папой в современной культуре.
Слушай сейчас
Научитесь говорить на языке своего волевого ребенка
В этой бесплатной серии видео из 6 частей Синтия Тобиас, автор многих популярных книг для родителей, включая You Can’t Make Me , объясняет, почему ваш волевой ребенок думает определенным образом и дает вам эффективные инструменты, которые вы можете использовать при общении с ним или с ней. Начните сегодня!
Получите бесплатную серию видео
Книга «Высокая вода», серия
Эти книги, выходящие далеко за рамки скучной христианской литературы, будут волновать, развлекать и вдохновлять вашего подростка расти в своем пути с Иисусом. Присоединяйтесь к Паркеру Бакману, который путешествует по тайнам, приключениям и ожиданиям в серии High Water ! Идеально подходит для подростков мальчиков и девочек!
Восстанавливающие секреты здорового брака
Знаете ли вы, что древнееврейское слово «брак» означает «беспорядок»? Ладно, может быть, и нет, но поверить в это было нетрудно, верно? Crazy Little Thing Called Marriage — это подкаст для супружеских пар-христиан, переживающих непростые времена. Им нужно смеяться. Им нужны четкие практические советы. И им нужно получить известие от кого-то с действительной степенью в этом деле. Доктор Грег и Эрин Смолли — такие люди. Благодаря своим практикам консультирования, книгам, мероприятиям и работе в «Фокусе на семье» они достигли бесчисленного количества пар.
Нравится, подписывайтесь и слушайте
Вооружитесь правдой, так что
Вы можете пролить свет на ложь
Об абортах говорить нелегко. Вы хотите защитить правду, разоблачить реалии, которые так легко запутать в эти времена. Тем не менее, так легко напрячься, занервничать, так увлечься желанием сказать «правильные вещи», что в итоге вообще ничего не скажешь. Если вы чувствуете себя в растерянности, когда заходят такие разговоры, эта серия видеороликов «8 лжи об абортах» может помочь вам узнать правду и обрести уверенность для участия в обсуждении.
Начните свою БЕСПЛАТНУЮ серию видео
Путешествие с Иисусом!
В эти праздничные дни отправляйтесь в путешествие в Галилею и узнайте, каково было ходить с Иисусом! Получите копию на сегодня БЕСПЛАТНО с пожертвованием на любую сумму!
Получите свою копию!
Следующие шаги: оценка брака
Мы хотим, чтобы ваш брак был процветающим и здоровым. Пройдите бесплатную оценку брака от Focus on the Family, чтобы узнать, как укрепить связь с супругом и получить инструменты, которые помогут вам сблизиться.
Следующие шаги: наставления о плодах духа для пар
Наставления о плодах духа – это бесплатная серия из девяти коротких видеороликов, которые познакомят вас со Словом Божьим и вдохновят вас искать помощи Святого Духа в любви к супругу/супруге.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Об авторе
Карен О’Коннор
Карен О’Коннор — отмеченный наградами автор более 40 книг и спикер из Уотсонвилля, Калифорния. Пожалуйста, посетите Карен на сайте www.karenoconnor.com.
Еще Карен О’Коннор
Подробнее о:
Вам также может понравиться
Время сна
Как мне заставить моего малыша оставаться в постели?
Если у вас есть волевой малыш, вы знаете, что время отхода ко сну может быть проблемой. Изучите эти советы, чтобы помочь вашему малышу оставаться в постели.
31 марта 2023 г.
Поведенческий/эмоциональный
Как справиться с детской истерикой?
Детские истерики реальны. И они могут длиться вечно. Изучение того, как преодолевать истерики и справляться с поведением вашего малыша, начинается с того, что вы задаете несколько ключевых вопросов о его поведении, чтобы понять, что происходит внутри.
31 марта 2023 г.
Малыш
Что такое синдром внезапной детской смерти (СВДС)? И стоит ли мне беспокоиться о СВДС?
Я слышал о синдроме внезапной детской смерти (СВДС). Стоит ли мне беспокоиться о моем ребенке? Что я могу сделать, чтобы защитить своего ребенка?
31 марта 2023 г.
Помог ли фокус на семье вам или вашей семье? Поделитесь своей историей здесь и вдохновляйте других сегодня!
- 1-800-А-СЕМЬЯ (232-6459)
- [электронная почта защищена]
- 8605 Explorer Drive Колорадо-Спрингс, Колорадо 80920-1051
Шоу и подкасты
Пожертвовать
Подпишитесь на нашу электронную рассылку
- Получайте наши обновления прямо на ваш почтовый ящик.
Copyright © 2023 Focus on the Family
Facebook-f Твиттер YouTube Инстаграм Пинтерест Линкедин
» Модель Родитель-Взрослый-Ребенок: основы
Основываясь на своих наблюдениях за людьми в своей собственной клинической практике в 1950-х годах, психолог Эрик Берн разработал идею о том, что люди могут переключаться между разными состояниями ума — иногда в одном и том же разговоре и, конечно же, в разных частях своей жизни, например, на работе и дома. Он обнаружил, что эти состояния ума объединяются в три типа, которые он окрестил Родителем, Взрослым и Дитя.
Состояние Ребенок состоит из частей нас самих, которые восходят к нашему детству. Это по-детски, но не по-детски. В этом состоянии «пребывают интуиция, творческий и спонтанный драйв и наслаждение».
Состояние Родитель отражает поглощение в течение многих лет влияний наших настоящих родителей, а также родителей и авторитетных фигур, таких как учителя, начальники и так далее. У него две функции. Во-первых, дать людям возможность быть лучшими настоящими родителями своих детей. Другой — позволить многим реакциям на жизнь быть автоматическими — «так принято» — тем самым освобождая Взрослого от принятия бесчисленных тривиальных решений.
Состояние Взрослый — это то состояние, в котором мы надеемся быть взрослыми. Это наше взрослое «я», имеющее дело с превратностями повседневной жизни. Он также имеет функцию регулирования деятельности Родителя и Ребенка и посредничества между ними.
Берн использовал эту модель личности, чтобы обосновать свою теорию транзакционного анализа, которая является просто изучением транзакций, общения, отношений между людьми.
Схематически личность человека представлена следующим образом:
Отношения
Типичные отношения представлены следующим образом:
На этих диаграммах есть два человека, 1 и 2. 1 всегда идет первым с каким-либо стимулом и 2 отвечает. На приведенной выше левой диаграмме показаны хорошие рабочие отношения: два человека работают вместе как Взрослые. Конечно, это не идеально: в любых отношениях также необходимы интуиция, творчество и спонтанность, которые дает Ребёнок в каждом человеке.
Правая диаграмма иллюстрирует более обычные рабочие отношения: 1, менеджер, имеет более или менее Родительский подход, которому член команды более или менее охотно подчиняется, поднимая свои ответы Ребенка.
В отношениях ниже, слева, мы имеем слишком распространенную ситуацию, когда член команды предпочитает не брать на себя ответственность и ожидает, что менеджер позаботится о нем. Они переходят в дочерний режим, и искушение стать родительским может быть непреодолимым.
С другой стороны, отношения внизу справа иллюстрируют «перекрестную транзакцию», когда, например, менеджер пытается поддерживать отношения «Взрослый-Взрослый», несмотря на то, что член команды занимает позицию «Ребенок». Это, по сути, нестабильная ситуация, не то чтобы она не могла сохраняться какое-то время за счет больших затрат энергии в виде стресса, усталости и плохого самочувствия.