Родительские позиции и их роль в формировании личности ребенка
В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируются различные аспекты влияния семьи на ребенка. Многие авторы выделяют в качестве ведущего фактора, влияющего на развитие личности ребенка, внутрисемейные отношения, всякое серьезное отклонение от нормы которых означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, ее воспитательных возможностей. В.Я. Титаренко [18] пишет о том, что внутренние семейные отношения обладают уникальными характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой воспитания. Особую роль они играют в раннем возрасте, так как выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения.
Один из основных факторов, влияющий на формирование личности ребенка — взаимоотношения родителей и детей. По мнению английского психолога Л. Джекона [1], особенность отношения родителей к своим детям закрепляются у последних в их собственном отношении к окружающим и оценкам их.
Одним из наиболее изученных аспектов родительско-детских отношений являются родительские установки или позиции. В монографии «Семья в психологической консультации» понятие «родительские установки» определяется следующим образом: «Под родительскими установками понимается система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способов поведения с ним» [15; 19]. А.С. Спиваковская конкретизирует это определение, говоря о том, что родительские позиции — это реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми [17].
А.С. Макаренко [13] выделяет понятие родительского авторитета, подчеркивая, что он может быть истинным и ложным. Ложный авторитет, по мнению автора, возникает, когда единственной целью родителей становится лишь послушание детей и их собственное спокойствие.
Такой авторитет неустойчив и недолговечен. Педагог выделял следующие типы ложных авторитетов: авторитет подавления, авторитет расстояния, авторитет педантизма, авторитет резонерства, авторитет любви, авторитет доброты и т.д. Истинный же авторитет, по мнению А.С.Макаренко, формируется, если родители «…всегда дают себе полный отчет в своих действиях и поступках…» [13; 114]. При этом он выделяет следующие компоненты истинного авторитета: авторитет знания (информированность о жизни своего ребенка, об его интересах, друзьях и т.д.), авторитет помощи (помощь при затруднениях, но и предоставление возможности самому преодолевать их), авторитет ответственности.’П.Ф. Лесгафт в своем антропологическом этюде [12] описал типы школьников и те семейные ситуации, ту семейную атмосферу, которая приводит к формированию того или иного типа. Так, например, «лицемерный тип» формируется в семье, где царит ложь и лицемерие, отсутствие всякой заботы о детях, удовлетворение тех желаний ребенка, которые он добивается лаской, смиренным видом и выпрашиванием.
Таким образом, анализ литературы показывает большое разнообразие описаний родительских позиций. Они могут обозначаться как стили общения, модели поведения, навязывание той или иной роли ребенку и т.д. Тем не менее, более целесообразным, по нашему мнению, представляется описание родительского поведения в системе двух пар независимых признаков: «неприятие — расположение», «гиперопека — гипоопека», предложенной И. Шефером [21].
На основе этой системы координат нами была сделана попытка типизации родительских позиций, описанных в различных литературных источниках [7]. Названия родительских позиций предложены автором, заключая в себе характерную особенность той или иной позиции. Дальнейший их анализ будет проводиться именно в этой системе. (Описанные выше типы родительского отношения к ребенку также могут быть описаны в этой системе координат, но во избежание повторов будут рассмотрены позиции, не упомянутые ранее) (см. рисунок).
Рисунок. Типы родительских позиций (пояснения в тексте).
Чрезмерно оберегающие родители. Этот тип воспитания характеризуется преувеличенной, мелочной заботой о детях. Детям не предоставляется возможность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать, справляться с трудностями, преодолевать препятствия [9]. Родители проявляют постоянную гиперопеку ребенка — ограничивают его социальные контакты, дают советы и предложения [14]. Встречаясь с трудностями в реальной жизни, не имея необходимых навыков их преодоления, выросшие дети терпят неудачи, поражения, что приводит к появлению чувства неуверенности в себе, что выражается в заниженной самооценке, недоверии к своим способностям, страхе перед любыми трудностями в жизни [2].
Гиперсоциальная требовательная позиция. В этом случае от детей требуют порядка, дисциплины, четкого выполнения своих обязанностей. Требования, предъявляемые ребенку, чрезмерно высоки, их выполнение связано с максимальной мобилизацией всех его возможностей, умственных или физических. Достижение успеха становится самоцелью, страдают духовное развитие, формирование гуманистических ценностей [9].
А.И. Захаров так описывает этот тип родительской позиции: это воспитание, которое имеет слишком правильный характер. Ему присущи элементы некоторой формальности в отношениях с детьми, недостаток эмоционального контакта. Родители не учитывают своеобразия личности ребенка, его возрастных потребностей и интересов [5].
Такое отношение родителей к своему ребенку приводит к тому, что он будет выполнять те или иные социальные нормы только из страха перед наказанием, осуждением со стороны родителей. А в их отсутствие будет позволять себе поступать, исходя из эгоистических интересов. Другими словами, подобная родительская позиция способствует развитию двуличия, формированию внешней воспитанности, без личностного принятия нравственных законов поведения.
Раздражительный, эмоционально лабильный родитель. Основной чертой данной родительской позиции является противоречивость эмоций родителя по отношению к ребенку. Противоречивость в отношениях с детьми представлена различными, часто взаимоисключающими сторонами: аффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность — с доминантностью, завышенные требования — с родительской беспомощностью [4].
Авторитарный родитель. Такие родители больше полагаются на строгость и наказания, редко общаются с детьми. Д. Баумринд [21] назвала такую модель поведения родителей «властной», так как они жестко контролируют детей, легко применяют власть, не побуждают детей выражать свое собственное мнение. А.Б. Добрович [3] приводит несколько ролей, которые могут быть навязаны такими родителями. Это роль «козла отпущения», роль «забитого» и роль «золушки».
В.П. Левкович [11] обозначает подобную родительскую позицию как приказной стиль общения, который включает в себя безапелляционный тон, требование беспрекословного послушания, придирчивость, нудные нотации и упреки, резкость, запугивание. Подобный стиль общения, приводящий к дефициту положительных эмоциональных компонентов межличностных отношений в семье, формирует у детей негативные качества: лживость; скрытность, озлобленность, жестокость, безынициативность или протест и полное неприятие авторитета родителей.
-
Построение межличностных отношений на основе статуса, власти, престижа и т.п., а не эмоциональной привязанности.
-
Стремление рассматривать детей как свою собственность, отсюда стремление переделать их в рамках своих ценностей.
-
Идеализированное представление о самом себе (установка: «Я всегда прав!»).
-
Недооценка положительных качеств и способностей ребенка.
При этом все авторы сходятся в том, что такая родительская позиция, такой стиль воспитания приводит к формированию у ребенка неуверенности в себе, замкнутости, недоверчивости. Ребенок вырастает приниженным, завистливым, несамостоятельным.
Устранившийся, раздражительный родитель. Ребенок для такого родителя — главная помеха, он постоянно мешает. Если воспользоваться понятием А.Б. Добровича [3], ребенку навязывают роль «ужасного ребенка», создающего лишь хлопоты и напряженные ситуации. По мнению родителя, он непослушен, своеволен. Дети в такой обстановке вырастают замкнутыми, неспособными на чем-либо (ком-либо) сосредоточиться, старательными, но при это жадными, злопамятными, жестокими.
Отсутствие воспитания как такового. Дети предоставлены сами себе. Чаще это встречается в семьях, где один или оба родителя страдают алкоголизмом. М. Земска обозначает данную родительскую позицию как позицию уклонения, при которой контакты с ребенком носят случайный и редкий характер; ему предоставляется полная свобода и бесконтрольность [6]. Если говорить о нравственном воспитании, то его в данном случае осуществляет кто угодно, только не такой родитель.
Либеральный родитель. Д. Баумринд [21] характеризует таких родителей следующим образом: снисходительны, нетребовательны, неорганизованны, не поощряют детей, относительно редко и вяло делают им замечания, не обращают внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. По данным Куперсмита, родители, занимающие покровительскую, снисходительную позицию, имеют низкий уровень притязаний, а их дети имеют среднюю самооценку, при этом ориентируются на мнение других о себе [1].
В таких семьях родители апеллируют к самостоятельности ребенка («Ты уже большой»), но на самом деле это псевдоучастие, отказ от помощи в критических ситуациях. Эмоциональные отношения между родителями и детьми, как правило, неискренни.
Гипертрофированная родительская любовь. Выражается в снижении критичности и требовательности родителей во взаимоотношениях с детьми, когда родители не только не замечают недостатки ребенка, но и приписывают ему несуществующие достоинства. В результате чего у ребенка, не получающего в процессе общения с родителями критической оценки своих личностных качеств и поступков, развивается завышенная самооценка [9].
А.Б. Добрович выделяет роли, подчеркивающие ценность ребенка для семьи [3]. «Кумир семьи» — ребенок вызывает всеобщее восхищение домашних, как бы он себя ни вел. На эту роль похожа и другая — «мамино (папино, бабушкино…) сокровище», но в данном случае ребенок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром.
Ребенок растет в такой семье, требуя к себе постоянного внимания, стремясь быть на виду, он привыкает думать только о себе. Может вырасти даже антисоциальная, аморальная личность, не знающая запретов, для которой ничего недозволенного нет.
Авторитетные родители. По данным Д. Баумринд, такие родители относятся к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, много с ними общаются, контролируют детей, требуют осознанного поведения. И хотя родители прислушиваются к мнению детей, уважают их независимость, они не исходят только из желания детей, придерживаются своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Дети в таких семьях обладают многими полезными качествами: у них высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке [21].
А. Болдуин [22], обозначив данную родительскую позицию как контролирующий стиль воспитания, характеризует ее следующим образом: этот стиль воспитания включает значительные ограничения поведения ребенка, четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.
Демократичные родители. Эта модель поведения родителей сходна с предыдущей по всем признакам, кроме контроля, так как, не отвергая его, родители редко пользуются им. Дети просто поступают так, как того желают родители, без всякого видимого нажима [21].
А. Болдуин [22] характеризует эту позицию следующими параметрами: высокий уровень вербального общения между детьми и родителями, включение детей в обсуждение семейных проблем с учетом их мнения, готовность родителей прийти на помощь, с одновременной верой в успех самостоятельной деятельности ребенка.
Родительские позиции 9 и 10 (авторитетные и демократичные родители), являются наиболее оптимальными. Им характерна взаимная информированность родителей и детей, родители и дети адекватно представляют личностные особенности друг друга, позитивные межличностные отношения, основанные на сопереживании, доброжелательности, деликатности и т.д. [10]. Эти позиции создают благоприятные условия для нравственного развития ребенка.
Эти две позиции, на наш взгляд можно рассматривать как единую, которая реализуется и видоизменяется вместе с взрослением ребенка: по мере роста ребенка, обретения им самостоятельности, опыта поведения в тех или иных ситуациях, анализа последствий своих поступков, родители имеют возможность все меньше контролировать его поведения, постепенно передавая самому ребенку ответственность за свои решения и поступки. И если авторитетный родитель — это, скорее, родитель ребенка дошкольного возраста, то демократический — родитель ребенка, вступающего в подростковый возраст.
Необходимо отметить, что с возрастом ребенка меняется степень контроля за его поведением со стороны родителей, а любовь, уважение, доверие, остаются на прежнем высоком уровне на протяжении всего периода воспитания ребенка, общения с ним. По данным Куперсмита [1] дети в таких семьях имеют высокую самооценку. Семья сплочена, определенный круг семейных вопросов решается совместно, семейное воспитание несет в себе дисциплинирующее начало.
А.Б. Добрович [3], в свою очередь, отмечает, что такая семья не предлагает ребенку только определенные, фиксированные роли. Через все роли ребенок проходит, но не застревает ни на одной из них, поскольку никто его к этому не вынуждает. Нормальная семья предлагает ребенку не только разумный «ролевой репертуар», но и социальные и ценностные ориентации, образцы для подражания, то есть, все то, что способствует формированию гармоничного характера.
В семейном консультировании рассмотрение нарушений семейного воспитания с точки зрения представленной типологии родительских позиций позволяет более четко нацеливать родителей на изменение своего поведения и восприятия ребенка — либо это изменения в степени контроля за его поведением, либо это построение качественно новых эмоциональных связей со своим ребенком. Психодиагностическое выявление родительской позиции возможно с помощью авторской (совместно с Р.И. Саневой) методики «Диагностика родительской позиции», которая имеет два варианта — для выявления родительской позиции отца и родительской позиции матери [8].
ЛИТЕРАТУРА
-
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.
-
Гарбузов В.И. Нервные дети. — М., 1990.
-
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987.
-
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1992.
-
Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. — М., 1988.
-
Земска М. Семья и личность. — М., 1986.
-
Калинина P.P. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение: Дис… .канд. психол. наук. — СПб., 1999.
-
Калинина P.P., Санева Р.И. Диагностика родительской позиции // Сборник научных статей преподавателей Псковского Вольного института. — Псков, 2004.
-
Короленко Ц.П., Донских Г.А. 7 путей к катастрофе. — Новосибирск, 1990.
-
Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2002.
-
Левкович В.П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка // Психология личности и образ жизни. — М., 1987.
-
Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М,1991.
-
Макаренко А.С. О воспитании. — М., 1988.
-
Нещерет ТВ. Влияние взаимоотношений в семье на межличностные связи ребенка: Автореф… канд. психол. наук. — Л., 1980.
-
Семья в психологической консультации. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М., 1989.
-
Семья и формирование личности / Под ред. А.А. Бодалева. — М., 1981.
-
Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватной родительской позиции // Семья и формирование личности. — М., 1981.
-
Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. — М., 1987.
-
Трапезникова Т.М. Этика и психология семейных отношений. — Л., 1988.
-
Adorao Т., Frankel-Brunswik E., Levinson D., Sanford N. The authoritarian personality. — NY, 1973.
-
Ripple R.E., Biehler R.F., Gail A. Human development. — Boston, 1982.
-
Winnicott D.W. The child, the family, and the outside world. — London, 1991.
Родительские позиции и их роль в развитии ребенка
В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируются различные аспекты влияния семьи на ребенка. Многие авторы выделяют в качестве ведущего фактора, влияющего на развитие личности ребенка, внутрисемейные отношения, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой воспитания, так как выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения.
Один из основных факторов, влияющий на формирование личности ребенка — взаимоотношения родителей и детей, ведь особенности отношения родителей к своим детям закрепляются у последних в их собственном отношении к окружающим и оценкам их.
Наиболее изученным аспектом родительско-детских отношений являются родительские установки или позиции.
Под родительскими позициями будем понимать систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способов поведения с ним.
В литературе накоплен огромный пласт разнообразных описаний родительских позиций. Они могут обозначаться как стили общения, модели поведения, навязывание той или иной роли ребенку, при этом не всегда ясны основания выделения того или иного типа.
Я предлагаю рассматривать родительское отношение к ребенку в предложенной И.Шефером системе двух пар независимых признаков:
- «неприятие – расположение»,
- «гиперопека – гипоопека».
И.Шефер, описывая эти признаки, отмечает, что на полюсе «расположение (тепло, любовь)» находятся родители, которые полагают, что их дети обладают многими положительными свойствами, принимают их такими, какие они есть.
На противоположном полюсе находятся родители, которые не расположены к своим детям, не получают удовольствия от общения с ними, видят в них много недостатков.
На полюсе «гиперопека (сдерживание, контроль)» строгие родители предписывают своим детям множество запретов, держат под пристальным надзором.
На другом полюсе – отсутствие контроля; снисходительные родители предписывают минимальное число норм, устанавливают минимальный контроль за их выполнением, делают мало замечаний.
На основе этой системы координат автором была сделана попытка типизации родительских позиций, описанных в различных литературных источниках. Предложенные названия родительских позиций являются авторскими и заключают в себе характерную особенность той или иной позиции. Дальнейший их анализ будет проводиться именно в этой системе (см.рис.).
Рисунок. Типы родительских позиций (пояснения в тексте).
1. Чрезмерно оберегающие родителиЭтот тип воспитания характеризуется преувеличенной, мелочной заботой о детях. Детям не предоставляется возможность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать, справляться с трудностями, преодолевать препятствия. Родители проявляют постоянную гиперопеку ребенка – ограничивают его социальные контакты, дают советы и предложения.
Встречаясь с трудностями в реальной жизни, не имея необходимых навыков их преодоления, выросшие дети терпят неудачи, поражения, что приводит к появлению чувства неуверенности в себе, что выражается в заниженной самооценке, недоверии к своим способностям, страхе перед любыми трудностями в жизни.
2. Гиперсоциальная требовательная позицияВ этом случае от детей требуют порядка, дисциплины, четкого выполнения своих обязанностей. Требования, предъявляемые ребенку, чрезмерно высоки, их выполнение связано с максимальной мобилизацией всех его возможностей, умственных или физических.
Достижение успеха становится самоцелью, страдают духовное развитие, формирование гуманистических ценностей. это воспитание, которое имеет слишком правильный характер. Ему присущи элементы некоторой формальности в отношениях с детьми, недостаток эмоционального контакта; родители не учитывают своеобразия личности ребенка, его возрастных потребностей и интересов. У А.Б.Добровича такое отношение родителей обозначено как навязывание ребенку роли «паинька»: это воспитанный, послушный ребенок, от него ждут прежде всего соблюдения приличий.
Исследования психологов показывают, что родительское требование от ребенка прежде всего послушания, умения подстроиться к другим людям, опрятности, бесконфликтного взаимодействия со сверстниками приводит к формированию заниженной самооценки. Такое отношение родителей к своему ребенку приводит к тому, что он будет выполнять те или иные социальные нормы только из страха перед наказанием, осуждением со стороны родителей. А в их отсутствие будет позволять себе поступать, исходя из эгоистических интересов.
3. Раздражительный, эмоционально лабильный родительОсновной чертой данной родительской позиции является противоречивость эмоций родителя по отношению к ребенку. Противоречивость в отношениях с детьми представлена различными, часто взаимоисключающими сторонами:
- аффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью,
- тревожность – с доминантностью,
- завышенные требования – с родительской беспомощностью.
Разрушающим моментом здесь является резкий беспричинный перепад в настроении родителя, ребенок не понимает, что от него требуют, не знает, как себя вести, чтобы заслужить одобрение родителей. В результате у ребенка появляется чувство неуверенности и незащищенности.
4. Авторитарный родительТакие родители больше полагаются на строгость и наказания, редко общаются с детьми, жестко контролируют детей, легко применяют власть, не побуждают детей выражать свое собственное мнение.
А.Б.Добрович приводит несколько ролей, которые могут быть навязаны такими родителями: это роли «козла отпущения», «забитого» и «золушки».
А.И.Захаров обозначает такую позицию родителей как «доминантность» и описывает ее следующим образом: безоговорочное предопределение взрослыми любой своей точки зрения, категоричность суждений, приказной тон, стремление подчинить ребенка, использование репрессивных мер, постоянный контроль за действиями ребенка, особенно за его попытками что-то делать по-своему.
Левкович обозначает подобную родительскую позицию как приказной стиль общения, который включает в себя безаппеляционный тон, требование беспрекословного послушания, придирчивость, нудные нотации и упреки, резкость, запугивание. При этом все авторы сходятся в том, что такая родительская позиция, такой стиль воспитания приводит к дефициту положительных эмоциональных компонентов межличностных отношений в семье, к формированию у ребенка неуверенности в себе, замкнутости, недоверчивости. Ребенок вырастает приниженным, завистливым, несамостоятельным, у него формируется скрытность, озлобленность, жестокость, безынициативность или протест и полное неприятие авторитета родителей.
5. Устранившийся, раздражительный родительРебенок для такого родителя — главная помеха, он постоянно мешает. Если воспользоваться понятием А.Б.Добровича, ребенку навязывают роль «ужасного ребенка», создающего лишь хлопоты и напряженные ситуации. По мнению родителя, он непослушен и своеволен. Дети в такой обстановке вырастают замкнутыми, неспособными на чем-либо (ком-либо) сосредоточиться, старательными, но при это жадными, злопамятными, жестокими.
6. Отсутствие воспитания как таковогоДети предоставлены сами себе. Чаще это встречается в семьях, где один или оба родителя страдают алкоголизмом.
М.Земска обозначает данную родительскую позицию как позицию уклонения, при которой контакты с ребенком носят случайный и редкий характер; ему предоставляется полная свобода и бесконтрольность.
Получается, что в данном случае воспитание ребенка осуществляет кто угодно, только не такой родитель. Подобная родительская позиция может наблюдаться в относительно благополучной семье, когда от воспитания устраняется один из родителей. Например, отец, который считает, что воспитание девочки – не мужское занятие.
7. Либеральный родительТакие родители снисходительны, нетребовательны, неорганизованны, не поощряют детей, относительно редко и вяло делают им замечания, не обращают внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе.
По данным Куперсмита, родители, занимающие покровительскую, снисходительную позицию, имеют низкий уровень притязаний, а их дети имеют среднюю самооценку, при этом ориентируются на мнение других о себе. В таких семьях родители апеллируют к самостоятельности ребенка («Ты уже большой»), но на самом деле за этим нередко стоит псевдоучастие, отказ от помощи в критических ситуациях. Эмоциональные отношения между родителями и детьми, как правило, неискренни.
8. Гипертрофированная родительская любовьВыражается в снижении критичности и требовательности родителей во взаимоотношениях с детьми, когда родители не только не замечают недостатки ребенка, но и приписывают ему несуществующие достоинства. В результате чего у ребенка, не получающего в процессе общения с родителями критической оценки своих личностных качеств и поступков, развивается завышенная самооценка.
А.Б.Добрович выделяет роли, подчеркивающие ценность ребенка для семьи, в частности, «кумир семьи» — ребенок вызывает всеобщее восхищение домашних, как бы он себя ни вел. На эту роль похожа и другая — «мамино (папино, бабушкино…) сокровище», но в данном случае ребенок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром.
Ребенок растет в такой семье, требуя к себе постоянного внимания, стремясь быть на виду, он привыкает думать только о себе. Может вырасти даже антисоциальная, аморальная личность, не знающая запретов, для которой ничего недозволенного нет.
9. Авторитетные родителиТакие родители относятся к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, много с ними общаются, контролируют детей, требуют осознанного поведения. И хотя родители прислушиваются к мнению детей, уважают их независимость, они не исходят только из желания детей, придерживаются своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований.
Дети в таких семьях обладают многими полезными качествами: у них высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке.
А.Болдуин, обозначив данную родительскую позицию как контролирующий стиль воспитания, характеризует ее следующим образом: этот стиль воспитания включает значительные ограничения поведения ребенка, четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.
10. Демократичные родителиЭта модель поведения родителей сходна с предыдущей по всем признакам, кроме контроля, так как, не отвергая его, родители редко пользуются им. Дети просто поступают так, как того желают родители, без всякого видимого нажима. Для этой позиции характерен: высокий уровень вербального общения между детьми и родителями, включение детей в обсуждение семейных проблем с учетом их мнения, готовность родителей прийти на помощь с одновременной верой в успех самостоятельной деятельности ребенка.
Родительские позиции 9 и 10 (авторитетные и демократичные родители) являются наиболее оптимальными. Для них характерна взаимная информированность родителей и детей, родители и дети адекватно представляют личностные особенности друг друга, позитивные межличностные отношения, основанные на сопереживании, доброжелательности, деликатности. Эти позиции создают благоприятные условия для развития ребенка.
Эти две позиции, на наш взгляд можно рассматривать как единую, которая реализуется и видоизменяется вместе с взрослением ребенка: по мере роста ребенка, обретения им самостоятельности, опыта поведения в тех или иных ситуациях, анализа последствий своих поступков, родители имеют возможность все меньше контролировать его поведения, постепенно передавая самому ребенку ответственность за свои решения и поступки.
И если авторитетный родитель – это, скорее, родитель ребенка дошкольного возраста,
то демократический – родитель ребенка, вступающего в подростковый возраст.
Необходимо отметить, что с возрастом ребенка меняется степень контроля за его поведением со стороны родителей, а любовь, уважение, доверие, остаются на прежнем высоком уровне на протяжении всего периода воспитания ребенка, общения с ним.
В семейном консультировании рассмотрение нарушений семейного воспитания с точки зрения представленной типологии родительских позиций позволяет более четко нацеливать родителей на изменение своего поведения и восприятия ребенка – либо это изменения в степени контроля за его поведением, либо это построение качественно новых эмоциональных связей со своим ребенком.
Психодиагностическое выявление родительской позиции возможно с помощью авторской (совместно с Р.И.Саневой) методики «Диагностика родительской позиции», которая имеет два варианта для выявления родительской позиции
Пережить смерть домашнего любимца…
Панические атаки
Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
html — дочерний элемент div не может увеличиваться, если позиция родителя является относительной внутри абсолютного значения
спросил
Изменено 1 год, 1 месяц назад
Просмотрено 195 раз
У меня есть вложенный div, который я показываю пользователям некоторые данные, проблема в том, что ширина родительского элемента не увеличивается в соответствии с шириной дочернего элемента.
ниже HTML и CSS, которые у меня есть:
#drppanel { верх: 0px; внизу: авто; слева: 0px; ширина: 141,078 пикселей; минимальная ширина: 141,078 пикселей; /* непрозрачность: 1; */ box-sizing: граница-коробка; положение: абсолютное; высота: 200 пикселей; ширина: авто !важно; } # родитель { переполнение: скрыто; переполнение-у: авто; положение: родственник; дисплей: блок; высота: 100 пикселей; box-sizing: граница-коробка; максимальная высота: 240 пикселей; ширина: авто !важно; } #ребенок1 { сверху: 0; слева: 0; ширина: 300 пикселей; высота: 100%; положение: абсолютное; ширина: авто !важно; высота: 200 пикселей; пробел: nowrap; }
<дел> <дел> <дел>Длинный текст здесь установлен для отображения длинного текста
Длинный текст здесь установлен для отображения длинного текста
Длинный текст здесь установлен для отображения длинного текста
Длинный текст здесь установлен для отображения длинного текста
Длинный текст здесь установлен для отображения длинного текста
Длинный текст здесь установлен для отображения длинного текста
Длинный текст здесь установлен для отображения длинного текста