Карл Роджерс — Психологос
01 января 2003 г., 08:26
Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers) (1902–1987) — американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии.
Самоактуализация
Карл Роджерс — один из авторов представления о самоактуализации. Самоактуализация по К.Роджерсу — это актуализация врожденной у человека тенденции к росту и развитию его личности в соответствии с тем, какой личность должна быть, является по своей природе. Роджерс считал, что природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тендеция к росту и развитию. Все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала — только создать соответствующие условия. Смотри →
Я-концепция
Фундаментальным компонентом структуры личности считал Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей (прежде всего социальной) средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения. Рассогласование между Я-концепцией и представлением об идеальном «Я», а также нарушение соответствия между непосредственным, реальным опытом и Я-концепцией (в частности, фрустрация свойственной личности потребности в позитивном отношении к себе и самоуважении) вызывают попытки ограждения Я-концепции от угрозы дезорганизации путем ввода в действие механизмов психологической защиты, проявляющейся в виде либо перцептивного искажения (или селективности восприятия) опыта, либо его игнорирования, что, однако, не обеспечивает полной гармонизации личности, а в ряде случаев приводит к ее серьезной психологической дезадаптации. Важнейшая характеристика психологически зрелой, “полностью функционирующей” личности — ее открытость для опыта, соответствие которого Я-концепции обеспечивается гибкостью, непрерывным изменением, совершенствованием человеческого Я.
Недирективная психотерапия
Видео: Карл Роджерс консультирует Глорию.
youtube.com/embed/HLGbxA1OgYU» title=»YouTube video player»>Разработанная Роджерсом система психотерапии, получившая название индерективной, центрированной на клиенте, призвана обеспечить устранение диссонанса между реальным опытом и Я-концепцией, способствуя достижению их соответствия. Доверительная обстановка беседы с психотерапевтом, эмпатия и искреннее выражение позитивного отношения к клиенту ослабляют, а в дальнейшем нивелируют защитные механизмы, отгораживающие личность от реальности. Тем самым достигается возможность формирования у клиента “внутреннего локуса оценки”, лежащего в основе самостоятельного осмысления и реконструкции им собственной Я-концепции в соответствии с реальным жизненным опытом.
Называть при этом метод Роджерса недирективным — едва ли верно. Читай «Мария Виллас — Боас Боуэн. Миф о недирективности: сеанс с Джилл» и слушай воспоминания Бориса Новодержкина, где он показывает использование Роджерсом директивных приемов в своей работе.
Клиент
Роджерс первым ввел в научный обиход понятие «клиент». И это была не просто игра слов. За терминологическим изменением лежал коренной пересмотр всей стратегии психотерапии. Ибо пациент — это тот, кто болен и нуждается в помощи, поэтому обращается за ней к профессионалу — психотерапевту. Последний руководит им, направляет его, указывает путь выхода из болезненного состояния. А клиент — это тот, кто нуждается в услуге и полагает, что мог бы сделать это сам, но предпочитает опереться на поддержку психотерапевта. Клиент, несмотря на беспокоящие его проблемы, все же рассматривается как человек, способный их понять. В представлении о клиенте содержалась идея равноправия, отсутствующая в отношениях врача и пациента.
Публикации
- К.Роджерс. О становлении личностью: психотерапия глазами психотерапевта М.: Прогресс, 1994
- Персоналии
- Автор Карл Роджерс
- Психотерапия
- Гуманистическая психология
Комментарии (2):
Ника Пучкина, 03 апреля 2023 г., 12:43
Прочитав статью М. Виллас и прослушав запись воспоминаний (если этот дружеский анекдот можно вообще выносить в качестве доказательства) я не нашла чего-то директивного в практике Роджерса. То что Роджерс назвал «эффектом от терапии» (воспоминания Б. Новодержкина) и что «должно было подействовать позже», это явно не про эффект гипноза, а про здоровое переосмысление человеком ситуации для которого нужно время. Даже если это был инсайт, чтобы интегрировать его последствия в жизнь, нужен какой-то период. В статье же вербализация действий клиента приводится как что-то директивное. Отражение чувств клиента не является директивным. Оно призвано не направить и изменить, а показать как реагирует тело на эти слова. Так же с интерпретациями, которые не являются интерпретациями, а расширенными повторениями слов клиента.
Николай Иванович Козлов, 04 апреля 2023 г., 06:21
Ника, благодарю вас за ваш комментарий. Что касается мнения Бориса Новодержкина, то его позиция представляется мне малоубедительной. Другое дело — статья. В статье М. Виллас даются примеры того, что Роджерс интерпретации давал, и интерпретации не банальные, лично для меня не очевидные. Они выходят за рамки простого «отражения чувств». Я склонен полагать, что у Роджерса была концепция, и он клиентов под свою концепцию аккуратно, но подгонял. И я не скажу, что это плохо: я делаю то же самое осознанно, и это помогает мне помогать моим клиентам.
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
К.Роджерс «Несколько гипотез, касающихся помощи в росте личности»
Описание Роджерсом своих основных теоретических взглядов
0Подробнее01 окт. 2022 г.
Карл Роджерс консультирует Глорию
Расшифровка известной консультации Карла Роджерса.
0Подробнее01 окт. 2022 г.
Психология в именах
Психологи и философы. Кратко описан вклад в науку.
1Подробнее01 янв. 2006 г.
Самоактуализация по К.Роджерсу
Самоактуализация по Карлу Роджерсу — естественное раскрытие в человеке его природного личностного потенциала при наличии необходимых для этого условий. Роджерс считал, что природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тенденция к росту и развитию. Все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала — только создать соответствующие условия.
1ПодробнееКарл Рэнсом Роджерс: феноменологическая теория личности
Карл Рэнсом Роджерс — американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу). Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Роджерс внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией» (англ. person-centered psychotherapy). Президент Американской психологической ассоциации в 1947 году.Биографический очерк
Карл Роджерс, четвертый из шестерых детей, родился 8 января 1902 года в Оук парк, штат Иллинойс, в преуспевающей семье строгого протестанта, фундаменталиста (fundamentalist). Роджерс прекрасно учился, много и с удовольствием читал, любил заниматься самоанализом. Он не увлекался ни спортом, ни шумными играми и практически не имел друзей.
«Все, что сегодня я мог бы назвать близкими межличностными отношениями, в тот период полностью отсутствовало».
Чтобы оградить детей от «пагубного влияния города и окрестностей», родители Роджерса переехали на ферму близ Глен Эллин, штат Иллинойс, когда он учился в средней школе. Карл делал блестящие академические успехи и серьезно интересовался наукой. Период его учебы в Университете Висконсина оказался весьма полезным и наполненным смыслом.. Со второго курса он стал готовить себя к духовной карьере. В следующем, 1922 году, он поехал в Китай, чтобы присутствовать на конференции Всемирной Студенческой Христианской Федерации в Пекине, а затем с целью изучения языка отправился в путешествие по западному Китаю и другим странам Азии. Поездка смягчила его фундаменталистские религиозные установки и предоставила первую возможность обрести самостоятельность.
«После этого путешествия сформировалась моя система ценностей, а мои цели и философия стали вполне определенными и отличными от взглядов, которых придерживались мои родители и которых ранее придерживался я».
В 1924 году он женился на Хелен Эллиотт, которую знал еще со средней школы. Обе семьи возражали против возвращения Роджерса к учебе после женитьбы. Они надеялись, что вместо этого он будет искать работу. Но Роджерс твердо решил продолжить образование. Супруги переехали в Нью-Йорк, где Роджерс поступил в аспирантуру Теологической семинарии. Позднее он решил совершенствоваться в области психологии в Педагогическом колледже Колумбийского университета. Сделать этот выбор ему отчасти помог студенческий семинар, где он получил возможность проверить свои усиливающиеся сомнения по поводу религиозных обязательств. Впоследствии, проходя курс психологии, он был приятно удивлен открытием, что человек, интересующийся вопросами консультирования, может получать деньги, работая с людьми, которым необходима помощь, и при этом не зависеть от церкви. Начал он в Рочестере, штат Нью-Йорк, в центре детского воспитания. Роджерс работал с детьми, которые направлялись к нему разными социальными организациями.
«Я не был связан ни с каким университетом, никто не стоял за моей спиной и не предъявлял претензий к моим методам работы… Организациям было все равно, как я работаю, они лишь надеялись, что хоть какая-то польза от меня будет».
Пока он находился в Рочестере, с 1928 по 1939 год, изменилось его понимание процесса психотерапии. В конечном счете, он поменял формальный прямой подход на то, что впоследствии назовет клиенто-центрированной терапией.
«Мне стало приходить в голову, что вместо демонстрации своей учености и эрудиции, нужно полагаться на пациента, дать ему возможность самому направлять процесс терапии».
В Рочестере Роджерс написал книгу «Клинический уход за проблемным ребенком» (The Clinical Treatment of the Problem Child, 1939). Книга была принята хорошо, и он стал профессором Университета в Огайо. По этому поводу Роджерс сказал, что, заняв высокую должность, он смог избежать давления, которому подвергаются ученые, стоящие на нижних ступенях академической лестницы, давления, которое душит новаторство и творчество. Находясь в Огайо, Роджерс сделал первые магнитофонные записи терапевтических сеансов. Записывать терапевтические сеансы считалось немыслимым, но, поскольку Роджерс не принадлежал к терапевтическому обществу, он мог проводить свои исследования самостоятельно.
Результаты этих исследований и его преподавательская деятельность навели Роджерса на мысль написать официальную работу о психотерапевтических отношениях «Консультирование и психотерапия» (Counseling and Psychotherapy, 1942). Несмотря на мгновенный и широкий успех книги, ее появление не было отмечено ни в одном из основных психиатрических и психологических изданий. Более того, в то время как его занятия пользовались огромной популярностью среди студентов, Роджерс был «изгоем на своем собственном факультете штата Огайо, имел самый маленький офис, вынужден был вести курсы только в свободные часы и практически не имел единомышленников».
В 1945 году Чикагский университет предоставил ему возможность организовать собственный психотерапевтический центр. Роджерс был его директором до 1957 года. Он уделял все больше внимания доверию , что нашло отражение в демократической политике принятия решений центра. Если пациентам можно доверить решение вопросов, связанных с их собственным лечением, то уж персоналу тем более можно доверить принятие решений, касающихся обстановки, в которой он работает.
В 1951 году Роджерс опубликовал книгу «Клиенто-центрированная терапия» (Client-Centered Therapy), которая содержала его первую терапевтическую теорию и теорию личности. В книге приводились некоторые исследования, подтверждавшие его выводы. Он предлагал считать в процессе лечения главной действующей силой пациента, а не психотерапевта. Этот новый взгляд на психотерапевтические отношения подвергся значительной критике, поскольку резко отличался от традиционного. Терапевтический процесс, где лечением управляет пациент, поставил под сомнение один из основных бесспорных постулатов, согласно которому психотерапевт знает все, а пациент — ничего. Значение такого подхода в других областях Роджерс подробно разъясняет в книге «Становление человека» (On Becoming a Person, 1961).
Опыт работы Роджерса в Чикаго был крайне интересен и принес ему большое удовлетворение. Правда, он потерпел и неудачу, которая по иронии судьбы положительно отразилась на его профессиональных взглядах. Работая с крайне тяжелой пациенткой, Роджерс настолько углубился в ее проблемы, что был вынужден взять трехмесячный отпуск, так как находился на грани нервного срыва. Вернувшись, он прошел курс лечения с одним из своих коллег. После этого случая отношения Роджерса с клиентами стали более свободными и непосредственными.
До самой своей смерти в 1987 году, в возрасте 85 лет, Роджерс оставался в центре изучения личности. В последние десять лет жизни он применил свои идеи к политическим ситуациям и вел успешные симпозиумы по разрешению конфликтов и гражданской дипломатии в Южной Африке, Австрии и бывшем Советском Союзе. В конце жизни Роджерс заинтересовался измененными состояниями сознания, так называемым «внутренним пространством — сферой психологических сил и психических возможностей человека. Также он стал более открытым и эмоциональным. Об этих переменах он сказал так: «Я говорю теперь не просто о психотерапии, но о точке зрения, философии, понимании жизни, о пути существования, одной из целей которого является рост — человека, группы, общества».
Теория личности Роджерса
Для теории личности Роджерса характерны все основные положения Гуманистической психологии, в рамках которой эта теория создана. В качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей теории Роджерса является феноменологический и холистический подходы. Согласно первому, основой личности выступает психологическая реальность, т.е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отдельным частям его личности.
Фундаментальное понятие теории Роджерса – «Я-концепция«, или «Самость«, определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей «Я». Я-концепция включает не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что «Я» человека постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т.е. представление человека о себе самом остается относительно постоянным.
В тенденции самоактуализации очень важна потребность человека в позитивном внимании как со стороны других людей, так и со стороны себя самого. Потребность в позитивном внимании других людей делает человека подверженным влиянию социального одобрения и неодобрения. Потребность в позитивном самоотношении удовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение соответствующими своей Я-концепции.
В развитии личности, согласно теории Роджерса, значимым является отношение к индивиду значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. Но если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением других форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, например: «Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим» (обусловленное позитивное внимание), тогда его Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом. Ребенок будет вырабатывать оценочные понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия, а какие нет (условия ценности). В ситуации, когда поведение человека оценивается как недостойное, возникает тревога, которая приводит к защитному вытеснению из сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными образцами.
В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личности. По Роджерсу, существует два противоположных типа: «полноценно функционирующая личность» и «неприспособленная личность«. Первый тип является идеальным человеком, получившим безусловное позитивное внимание. Его характеризует открытость к переживанию (эмоциональная глубина и рефлексивность), экзистенциальный образ жизни (гибкость, адаптируемость, спонтанность, индуктивное мышление), организмическое доверие (интуитивный образ жизни, уверенность в себе, доверие), эмпирическая свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к созданию новых и эффективных идей и вещей).
Второй тип соответствует человеку, получившему условное позитивное внимание. Он имеет условия ценности, его Я-концепция не соответствует потенциальным возможностям, его поведение отягощено защитными механизмами. Он живет согласно заранее представленному плану, а не экзистенциально, игнорирует свой организм, а не доверяет ему, чувствует себя скорее управляемым, чем свободным, скорее заурядным и конформным, чем творческим.
С нарушениями Я-концепции связаны основные формы психопатологии личности. Так, если переживания человека не согласуются с его Я-концепцией, он чувствует тревогу, которая не полностью устраняется его психологическими защитами, и происходит развитие невроза. При сильном несоответствии между «Я» и переживаниями защита может оказаться неэффективной и Я-концепция разрушается. В этом случае наблюдаются психотические нарушения. Для психологической помощи при различных личностных нарушениях Роджерс разработал метод психотерапии, известный под названиями «недирективная терапия» и «терапия, центрированная на человеке«, в которой ключевым фактором конструктивного изменения личности является взаимоотношения между терапевтом и клиентом.
1931 — Measuring Personality Adjustment in Children Nine to Thirteen Years of Age
1939 — The Clinical Treatment of the Problem Child / Клинический уход за проблемным ребенком
1942 — Counseling and Psychotherapy: New Concepts in Practice / Консультирование и психотерапия
1945 — Counseling with Returned Servicemen
1951 — Client-Centered Therapy: Its Current Practice, Implications and Theory / Центрированная на клиенте терапия
1954 — Psychotherapy and Personality Change / Психотерапия и личностное изменение
1959 — A Theory of Therapy, Personality and Interpersonal Relationships as Developed in the Client-Centered Framework
1961 — On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy / Становление личности. Взгляд на психотерапию
1967 — Therapeutic Relationship with Schizophrenics / Терапевтические отношения с больными шизофренией
1967 — Autobiography / Автобиография
1968 — Man and the Science of Man
1968 — Person to Person: The Problem of Being Human / Лицом к лицу: проблемы человеческого существования
1969 — Freedom to Learn: A View of What Education Might Become / Свобода учиться: взгляд на то, чем может стать образование
1970 — On Encounter Groups / O группах встреч
1972 — Becoming Partners: Marriage and Its Alternatives / Стать партнерами: брак и его альтернативы
1977 — Carl Rogers on Personal Power: Inner Strength and Its Revolutionary Impact
Недирективная психотерапия | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Тенденция к актуализации Карла Роджерса: ваше полное руководство
Психотерапевт и гуманистический психолог Карл Роджерс начал свою карьеру, работая с детьми.
Позже, когда его работа переключилась на работу со взрослыми и обучение, он начал формулировать свой терапевтический подход.
По мере того, как он увеличивал свои навыки и опыт, появился надежный подход: клиент-центрированная терапия (позже названная личностно-центрированной терапией).
В 1942 году он опубликовал свою первую книгу на эту тему « Консультирование и психотерапия ».
В духе настоящей гуманистической психологии Роджерс приветствовал адаптацию своих теорий другими под их нужды. Именно его открытость к возможностям и чуткий характер привлекали к нему людей и поощряли критику его теорий.
Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения КПТ. Эти научно обоснованные упражнения предоставят вам подробное представление о позитивной когнитивно-поведенческой терапии и дадут инструменты для ее применения в терапии или коучинге.
Эта статья содержит:
- Что такое гуманистическая психология?
- Два взгляда на самоактуализацию
- Что такое актуализация тенденции?
- Я-концепция и несоответствие
- 3 Основные состояния
- 6 Необходимые и достаточные условия для терапевтического изменения личности
- Что такое личностно-ориентированная терапия?
- Критика личностно-центрированной терапии
- Клиент-центрированная терапия сегодня
- Сообщение на вынос
- Ссылки
Что такое гуманистическая психология?
Чтобы понять идеи и подход Карла Роджерса к терапии, важно понять, что он ценил и думал о человеческой природе.
- Изучение людей должно проводиться с целостной точки зрения. Это означает, что нужно принимать во внимание их мысли, чувства и поведение.
- Человеческий выбор, творчество и самореализация являются важными областями изучения. Исследования должны быть сосредоточены на «психологически функционирующих людях», которые работают над тем, чтобы быть творческими и полностью раскрыть свой потенциал.
Карл Роджерс и Абрахам Маслоу — два известных психолога-гуманиста. Хотя оба они рассматривали изучение человека с целостной точки зрения, как вы прочтете позже, они по-разному определяли самоактуализацию.
Общество гуманистической психологии (nd) стремится «быть верным всему спектру человеческого опыта» и разрабатывать «систематические и строгие методы изучения людей». Основные ценности общества учитывают сложность всех людей как отдельных лиц, так и групп.
Два взгляда на самоактуализацию
С точки зрения Роджерса, каждый человек стремится быть творческим, полностью функционирующим существом, желающим реализовать свой потенциал. Это стремление является постоянным, мотивационным и врожденным (Rogers, 1963, цитируется по Schunk, 2016). Процесс реализации нашего полного потенциала — это то, что он назвал тенденцией к актуализации.
Ориентация всех людей — «рост, автономия и свобода от контроля со стороны внешних сил» (Schunk, 2016, стр. 349). Это может напомнить вам о теории самоопределения с ее акцентом на автономии, родственности и компетентности.
В иерархии потребностей Маслоу самоактуализация находится на вершине. Это идеал, который подчеркивает личностный рост, но не основан на чувстве лишения человека, как в случае с первыми четырьмя потребностями (физиологическими, безопасностью, принадлежностью и чувством собственного достоинства).
На самом деле не все достигают самоактуализации, и Маслоу не описывал эту потребность как врожденную или лежащую в основе всех других мотиваций. Globe (цит. по Schunk, 2016, стр. 347) утверждает, что около 1% людей достигают самореализации. Чтобы узнать, на каком месте вы находитесь, попробуйте эти тесты и инструменты для самореализации.
Напротив, Роджерс считал, что актуализирующая тенденция действует как движущая сила любого поведения. На него влияет окружающая среда и люди, окружающие человека. Актуализирующая тенденция — это не конечная цель, предназначенная для избранных, а скорее то, как начинается жизнь. Организмы начинаются со стремления (мотивации) достичь полноты любым способом, подходящим для этого организма.
Что такое актуализация тенденции?
Основная идея тенденции актуализации проста. Это желание, присутствующее во всех живых существах, подталкивает организм к росту. Что касается людей, мы все хотим творчески выразить себя и полностью раскрыть свой потенциал.
Роджерс предложил аналогию с картофелем, объясняя эту тенденцию. Вы когда-нибудь оставляли картошку в своей кладовой, а потом обнаруживали, что она проросла? Ростки представляют собой маленькие белые соцветия, использующие небольшое количество света, доступного под и вокруг дверной рамы.
Каждый раз, когда вы открываете дверь, внутрь проникает свет, побуждающий росток бороться за выживание. Если бы вы посадили этот картофель в почву весной, вы бы вскоре обнаружили, что зеленые ростки пробиваются сквозь поверхность, а за ними следуют густые зеленые листья.
Мы можем видеть это стремление к росту у всех, и Роджерс считал, что это верно для каждого организма (Goodreads, n.d.). Организмы имеют врожденную мотивацию жить в соответствии со своей истинной природой. Когда организм не может этого сделать, он испытывает несоответствие, но продолжает стремиться к актуализации (белые комочки), даже несмотря на более сложную среду.
Мы видим это, когда цветы прорастают между трещинами в бетоне, когда стебли кукурузы прорастают между дорожными решетками и когда дерево растет внутри пня другого дерева. Мы также видим это, когда люди изо всех сил пытаются определить, кто они, в то время как им говорят, кто они такие. Часто именно эта борьба заставляет человека искать терапию.
Так же, как цветы, растущие между трещинами, актуализирующая тенденция не может быть уничтожена, пока не будет уничтожен организм.
Я-концепция и несоответствие
Я-концепция — это то, как мы видим себя. Когда это отличается от нашего опыта в мире, возникает чувство несоответствия. Существует разрыв, который может быть большим или маленьким, между нашей самооценкой и нашим опытом. Это может вызвать дискомфорт.
Если бы у человека не было взаимодействия ни с каким другим живым существом, то этого несоответствия не было бы. Именно наше взаимодействие с другими через прямые и косвенные действия влияет на нашу самооценку. Это влияние может быть положительным или отрицательным. Когда это противоречит тому, кем мы себя считаем (нашей самооценке), тогда мы испытываем страдание.
Это верно, даже если влияние положительное, но, по мнению человека, невероятное. Если человек проводит большую часть своей юной жизни, когда ему говорят, что он ничего не стоит, но затем кто-то приходит и говорит ему, что это не так, тогда человек может испытывать несоответствие.
Несоответствие часто связано с условиями ценности. Это поведение, которое человек демонстрирует, потому что его ожидают другие. Например, если вы женщина, вам может казаться, что от вас ждут улыбки, потому что это делает вас красивее и доступнее.
Что делать, если женщина не интересуется улыбкой? Что, если ее естественное спокойное лицо нахмурено? Что, если она не заботится о своей внешности?
Условия ценности — это листы бумаги, декупажированные на вашей поверхности. Они могут быть расположены бессистемно или в каком-то красивом порядке, но независимо от того, как они расположены, они — не вы.
Это просто слои бумаги. Каждая бумага представляет собой какое-то условие, которое, как вам говорят, необходимо выполнить, чтобы вы чувствовали себя достойным. Они исходят от родителей, друзей, начальников, супругов, партнеров, религии и средств массовой информации. Вскоре бумаги накладываются друг на друга, и вы больше не видите, что скрывается под ними.
3 Основные условия
В 1974 году Роджерс провел лекцию, посвященную исследованию эмпатии. Некоторые из этих исследований показали, что прогресс в терапии положительно коррелирует с уровнем эмпатии, проявляемым терапевтом.
Вот первое видео из серии из четырех частей:
До работы Роджерса и понимания терапевтических отношений в этой области доминировали психоанализ и бихевиористские подходы. Идея о том, что клиент может руководить процессом и быть экспертом в отношении себя, была необычной. Вместо того чтобы сосредоточить усилия на поведении или прошлом опыте, которые могли негативно повлиять на человека, Роджерс работал с клиентом в настоящий момент.
Роджерс ясно дал понять, что, по его мнению, делает сеанс терапии подходящим для клиента. Для него должны присутствовать три элемента. Они стали известны терапевтам, использующим его подход, как основные состояния. Вот они:
- Безусловное положительное отношение. Принятие и непредвзятое поведение терапевта обеспечивают пространство, необходимое клиенту на протяжении всего процесса исследования.
- Эмпатия — это мировоззрение — это способ общения с клиентом. Терапевт не обязан соглашаться с клиентом, но должен выражать искреннее понимание.
- Конгруэнтность. Аутентичные взаимодействия между клиентом и терапевтом являются нормальной частью процесса. Терапевт действует в соответствии с их ценностями и убеждениями на протяжении всех отношений. Конгруэнтность – это мысли и чувства терапевта во время работы с клиентом.
6 Необходимые и достаточные условия для терапевтического изменения личности
Некоторые люди, вступающие в терапевтический процесс, задаются вопросом, сколько времени это займет.
Будут ли они вовлечены в течение нескольких месяцев или лет? Когда они узнают, что они «лучше»? В ответ на это Роджерс полагал, что для любых терапевтических отношений необходимы следующие условия.
- Два человека находятся в психологическом контакте/отношениях.
- Клиент находится в состоянии несоответствия. Они уязвимы или тревожны.
- Терапевт интегрируется в отношения. Терапевт конгруэнтен (т. е. осознает свой собственный опыт и принимает его).
- Терапевт испытывает безусловное положительное отношение к клиенту. Терапевт действует конгруэнтно.
- Терапевт с пониманием относится к системе взглядов клиента и сообщает об этом клиенту. Терапевт прилагает все усилия, чтобы понять мир глазами своего клиента.
- Терапевт выражает принятие и понимание точки зрения клиента таким образом, что клиент выражает чувство принятия и понимания.
Роджерс утверждал, что эти условия — все, что необходимо для изменения личности клиента. Терапия полезна, когда эти условия находятся в игре. Время, необходимое клиенту для этого, варьируется.
Что такое личностно-ориентированная терапия?
Статья в Harvard Mental Health Letter (Клиент-центрированная терапия, 2006) описала, что такое клиент-центрированная терапия, а что нет. Вы можете руководствоваться роджерианским подходом, если редко, если вообще когда-либо:
- Задаете вопросы клиенту
- Диагностика клиента
- Использовать психологические тесты
- Интерпретация, оценка или совет
- Подбодрить, похвалить или обвинить
- Согласен/не согласен с клиентом
- Высказать мнение о ситуации
- Укажите противоречия
- Обсудить бессознательные мотивы
- Расскажите о чувствах клиента к терапевту
Клиентоцентрированная терапия — это ненаправленная форма терапии. Роджерс рассматривал клиента как эксперта по себе. Таким образом, клиент определяет направление терапии.
Чтобы стать опытным роджерианским терапевтом, нужны практика и терпение. Люди, заинтересованные в этом, могут счесть практику осознанности, особенно медитацию любящей доброты, полезной как часть их подготовки. Практика самосострадания и внимательности может помочь терапевту оставаться в настоящем моменте с клиентом.
Поскольку роджерианский подход требует внимания к чувствам, стоящим за тем, что говорит клиент, может оказаться полезным некоторое обучение микровыражениям или общему анализу языка тела.
Загрузите 3 бесплатных пакета инструментов Positive CBT Tools Pack (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
Критика личностно-центрированной терапии
Есть несколько опасений по поводу этого терапевтического подхода, начиная с отсутствия подходящей подготовки. Сам Роджерс не считал необходимым специальное обучение (Клиент-центрированная терапия, 2006).
Его принципы были экстраполированы из интервью и книг Роджерса. Это оставляет простор для интерпретаций.
Не каждому клиенту удобно говорить о себе. Это может привести к неловкому, неудобному молчанию в терапии.
Некоторые терапевты считают, что шесть условий необходимы, но недостаточны. Эти терапевты часто используют другие инструменты и методы для поддержки терапии. Этот тип терапии часто называют интегративной терапией. Это уже не личностно-центрированная терапия в истинном смысле.
Существует также мало основанных на фактических данных исследований, подтверждающих эффективность этой формы терапии (Клиент-центрированная терапия, 2006). Центральный вопрос: « Приводят ли условия к улучшению или являются его следствием? ”
Терапия, ориентированная на клиента сегодня
Многие практикующие врачи, изначально привлеченные теориями Роджерса, считают его вклад в развитие терапии неоценимым. Хотя они могут не следовать каждому из условий, вместо этого решив смешать их со своим эклектичным стилем, они понимают важность надлежащего самораскрытия в отношениях. Они также признают ценность уважения к клиенту как к эксперту в отношениях.
Мотивационное интервьюирование (МИ) — ориентированный на клиента директивный подход, основанный на принципах, используемых Роджерсом. Rollnick и Miller (1995), разработчики MI, выделили семь характеристик метода. Этот подход «более сфокусирован и целенаправлен», чем традиционная клиентоцентрированная терапия, но вы можете заметить его сходство со стилем Роджерса. Rollnick и Miller (1995) описывают их как «дух мотивационного интервьюирования».
- Мотивация к изменению исходит от клиента, а не навязывается извне.
- Задача клиента — сформулировать и разрешить свою амбивалентность.
- Прямое убеждение не работает.
- Стиль консультирования обычно тихий и несколько пассивный.
- Консультант директивен, но только таким образом, чтобы помочь клиенту изучить и разрешить амбивалентность.
- Готовность к изменениям не является чертой клиента. Это изменчивый продукт межличностного взаимодействия.
- Терапевтические отношения — это партнерство. Консультант не является экспертом в отношении клиента.
MI обычно используется на ранних этапах процесса изменений. Для получения более подробной информации см. LaMorte (2019) Transtheoretical Model of Change .
Послание на вынос
Независимо от того, какие терапевтические стили вы изучаете во время обучения в бакалавриате и аспирантуре, пока вы не начнете работать с клиентами, ваш собственный стиль не выработается. Это одна из причин, почему программы требуют многих часов взаимодействия клиента и терапевта.
Понимание Карлом Роджерсом отношений между клиентом и терапевтом, особенно того, что отношения существуют, очень важно. Признание того, что взаимодействие между двумя людьми может и действительно влияет на возможные результаты, способствовало развитию будущих терапевтических методов и подходов. Описание человека как «клиента» вместо «пациента» изменило мышление обеих сторон.
Понимание и вера в то, что все организмы имеют актуализирующую тенденцию к росту и что эта тенденция постоянна, сегодня влияет на многие практики позитивной психологии. Это предполагает работа в областях мышления, устойчивости, потока, творчества и сильных сторон.
Как повлияли на вас работы Карла Роджерса, особенно его вера в актуализирующую тенденцию?
Надеемся, вам понравилась эта статья.