Роль эмоций в общении: 7.7. Роль эмоций в общении и обучении

7.7. Роль эмоций в общении и обучении

Эмоции играют огромную роль в развитии межличностных контактов людей, оптимизации их деятельности и общения. Эмоции влияют на выбор партнеров по общению, определяют способы взаимодействия с ними. Роль эмоционального предвосхищения может быть решающей в развитии симпатии, любви, дружбы. Эмоции позволяют сокращать или увеличивать дистанцию в общении, добиваться исполнения своих потребностей, располагать к себе.

Эмоции – это и способы воздействия на личность партнера. С их помощью можно манипулировать другими людьми, подчинять своим целям. Например, ребенок громким плачем добивается от родителей своего; учитель, желая казаться строгим, «надевает» непроницаемую маску и мрачно смотрит на детей и т.п. Подобные способы использования эмоций для человека вполне осознаваемы и выбираются им в той или иной ситуации. Однако часто в общении человек эмоционально реагирует по выработанному в течение жизни стереотипу, осознать который он не всегда может.

Стереотип эмоционального поведения – это совокупность устойчивых, свойственных данному человеку, характеристик эмоций (реакций и состояний), которыми он чаще всего отвечает на внешние и внутренние значимые для него воздействия. Негативным проявлением эмоционального реагирования личности в общении является эмоциональная ригидность, которая выражается в том, что личность слабо, очень избирательно, негибко и в ограниченном диапазоне реагирует эмоциями на различные воздействия.

Эмоциональная недостаточность значительно обедняет личность, лишает ее богатства эмоционального реагирования. Причем, замечает В.В. Бойко, что чаще бывает так: если эмоциональный репертуар у индивида ограничен, то в нем преобладают отрицательные эмоции. Особенно важно это в работе учителя. В исследованиях А.О. Прохорова доказано, что частые отрицательные эмоции педагога снижают эффективность обучения и воспитания, повышают конфликтность, а также деформируют его собственную личность, приводят к эмоциональному выгоранию в профессии, разрушают здоровье.

У школьников в этой ситуации повышается тревожность, развивается состояние эмоционального дискомфорта, снижается мотивация учения. В ходе постоянных негативных оценок формируется синдром выученной беспомощности – признание себя несостоятельным.

Важно научиться осознавать свои стереотипы и изменять их в соответствие с ситуацией, характером взаимоотношений с окружающими, эмоциональным состоянием партнера по общению. Широта эмоционального репертуара личности в общении – показатель многообразия ее интересов, деятельной жизненной позиции.

Непременным условием успешности профессиональной деятельности учителя является эмоциональная гибкость

оптимальное (гармоничное) сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости личности. Эмоциональная гибкость учителя определяется в способности учителя «оживлять» подлинные эмоции в учебном процессе, вызывать положительные эмоции, контролировать отрицательные, т. е. проявлять гибкость поведения, нестандартность, творчество.

Важное качество в общении – эмоциональная отзывчивость, которое трактуется как устойчивое свойство индивида легко и быстро, в широком диапазоне эмоционально реагировать на различные воздействия. Она свидетельствует о полноценности восприятия окружающей действительности, активном выражении эмоций.

Специфическая система отражения партнеров по общению, позволяющая проникнуть в эмоциональное состояние другого человека, называется эмпатией. Аффективный компонент этого многогранного явления составляет эмоциональная отзывчивость и интуиция, эмоциональное понимание и соучастие в переживаниях других людей, эмоциональный отклик на их переживания, поэтому одной из важных составляющих эффективного общения является эмпатическое слушание другого человека.

В гуманистической традиции эмоциональная составляющая общения рассматривается как: 1) открытость партнеров по общению, 2) психологический настрой на актуальное состояние друг друга; 3) безоценочность и доверительность, искренность в выражении чувств.

Очень важной является проблема эмоциональной саморегуляции учителя. В этой связи используется термин «эмоциональная устойчивость» деятельности учителя как совокупность свойств и качеств его личности, позволяющих в различных условиях выполнять профессиональную деятельность (Митина Л.М.). Ее характеризует: уверенность учителя в себе; отсутствие страха перед детьми; умение владеть собой; отсутствие эмоциональной напряженности, раздражительности, неуравновешенности; удовлетворенность своей деятельностью и др. Для начинающего педагога развитие этих характеристик позволит легче освоить профессию, быть эффективным в ней и получать от нее удовлетворение.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка — детский сад № 33 Красносельского района Санкт-Петербурга

Praesent vestibulum molestie lacus aenean nonummy hendrerit mauris. Phasellus porta. Fusce suscipit varius mi. Cum sociis natoque penatibus et magnis dis parturient montes, nascetur ridiculus mus. Nulla dui. Fusce feugiat malesuada odio. Morbi nunc odio, gravida at cursus nec, luctus a, lorem. Maecenas tristique orci ac sem. Duis ultricies pharetra magna. Donec accumsan malesuada orci. Donec sit amet eros. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit. Mauris fermentum dictum magna. Sed laoreet aliquam leo. Ut tellus dolor, dapibus eget, elementum vel, cursus eleifend, elit. Aenean auctor wisi et urna. Aliquam erat volutpat. Duis ac turpis. Integer rutrum ante eu lacus.

Mauris fermentum dictum magna.

Phasellus porta. Fusce suscipit varius mi. Cum sociis natoque penatibus et magnis dis parturient montes, nascetur ridiculus mus. Nulla dui. Fusce feugiat malesuada odio. Morbi nunc odio, gravida at, cursus nec, luctus a, lorem. Maecenas tristique orci ac sem. Duis ultricies pharetra magna. Donec accumsan malesuada orci. Donec sit amet eros. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit. Mauris fermentum dictum magna. Sed laoreet aliquam leo. Ut tellus dolor, dapibus eget, elementum vel, cursus eleifend, elit. Aenean auctor wisi et urna. Aliquam erat volutpat. Duis ac turpis. Integer rutrum ante eu lacus.

Quisque nulla. Vestibulum libero nisl, porta vel, scelerisque eget, malesuada.

Aenean nec eros. Vestibulum ante ipsum primis in faucibus orci luctus et ultrices posuere cubilia Curae; Suspendisse sollicitudin velit sed leo. Ut pharetra augue nec augue. Nam elit magna, hendrerit sit amet, tincidunt ac, viverra sed, nulla. Donec porta diam eu massa. Quisque diam lorem, interdum vitae, dapibus ac, scelerisque vitae, pede. Donec eget tellus non erat lacinia fermentum. Donec in velit vel ipsum auctor pulvinar. Proin ullamcorper urna et felis. Vestibulum iaculis lacinia est. Proin dictum elementum velit. Fusce euismod consequat ante. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit. Pellentesque sed dolor. Aliquam congue fermentum nisl. Mauris accumsan nulla vel diam.

In pede mi, aliquet sit amet, euismod in, auctor ut, ligula. Aliquam dapibus tincidunt metus. Praesent justo dolor, lobortis quis, lobortis dignissim, pulvinar ac, lorem. Vestibulum sed ante. Donec sagittis euismod purus. Sed ut perspiciatis unde omnis iste natus error sit voluptatem accusantium doloremque laudantium, totam rem aperiam, eaque ipsa quae ab illo inventore veritatis et quasi architecto beatae vitae dicta sunt explicabo. Nemo enim ipsam voluptatem quia voluptas sit aspernatur aut odit aut fugit, sed quia consequuntur magni dolores eos qui ratione voluptatem sequi nesciunt. Neque porro quisquam est, qui dolorem ipsum quia dolor sit amet, consectetur, adipisci velit, sed quia non numquam eius.

Aliquam dapibus tincidunt metus. Praesent justo dolor, lobortis quis

Ut enim ad minima veniam, quis nostrum exercitationem ullam corporis suscipit laboriosam, nisi ut aliquid ex ea commodi consequatur? Quis autem vel eum iure reprehenderit qui in ea voluptate velit esse quam nihil molestiae consequatur, vel illum qui dolorem eum fugiat quo voluptas nulla pariatur. Praesent vestibulum molestie lacus. Aenean nonummy hendrerit mauris. Phasellus porta. Fusce suscipit varius mi. Cum sociis natoque penatibus et magnis dis parturient montes, nascetur ridiculus mus. Nulla dui. Fusce feugiat malesuada odio. Morbi nunc odio, gravida at, cursus nec, luctus a, lorem. Maecenas tristique orci ac sem. Duis ultricies pharetra magna. Donec accumsan malesuada orci.

Nemo enim ipsam voluptatem quia voluptas sit aspernatur

Mauris fermentum dictum magna. Sed laoreet aliquam leo. Ut tellus dolor, dapibus eget, elementum vel, cursus eleifend, elit. Aenean auctor wisi et urna. Aliquam erat volutpat. Duis ac turpis. Integer rutrum ante eu lacus. Quisque nulla. Vestibulum libero nisl, porta vel, scelerisque eget, malesuada at, neque. Vivamus eget nibh. Etiam cursus leo vel metus. Nulla facilisi. Aenean nec eros. Vestibulum ante ipsum primis in faucibus orci luctus et ultrices posuere cubilia Curae; Suspendisse sollicitudin velit sed leo. Ut pharetra augue nec augue. Nam elit magna, hendrerit sit amet, tincidunt ac, viverra sed, nulla. Donec porta diam eu massa. Quisque diam lorem, interdum vitae, dapibus ac, scelerisque vitae, pede.

Роль эмоций в общении

Вивек Мехротра

Вивек Мехротра

Автор, страстный профессионал в области обучения и развития, специалист по оценке, консультант по OD и инвестиционный посредник

Опубликовано 29 мая 2016 г.

+ Подписаться

«Первое впечатление — последнее впечатление»

— старая добрая максима, которая заставляет нас стремиться к поиску способов, которые помогут нам произвести неизгладимое впечатление на других. Начиная с ношения Gucci, Chanel, Gimmy Choo, Giorgio Armani, Louis Vuitton, Swarovski, Steve Madden, Mont Blanc, Calvin Klein или за рулем Mercedes, BMW, Audi, Jaguar, мы пробуем все, что может помочь нам произвести на себя отчетливое впечатление.

Без сомнения, все вышеперечисленные атрибуты помогают нам создать впечатление, которое мы хотим создать о себе. Однако мы мало осознаем, что еще до того, как мы пытаемся произвести впечатление, другие уже составляют о нас мнение. Помимо этих физических качеств, в основе этих мнений лежат наши собственные чувства по отношению к другим и в то же время чувства людей по отношению к самим себе.

Мы мало осознаем, что именно наши чувства определяют наш подход, наше мировоззрение, то, как мы думаем и ведем себя. Наши чувства определяют не только наши мыслительные процессы, то есть образ мышления, но также несут ответственность за наши реакции, ответы, настроение, настроение, короче говоря, наше общее отношение. Это отношение, которое вселяет в нас страсть, которая порождает волнение, энтузиазм и рвение к совершенству. Следовательно, именно наши чувства помогают нам создать правильное впечатление о себе. Еще одно слово для описания наших чувств или настроений — это эмоции. Да! Это эмоции, которые помогают нам сообщать о нашем истинном внутреннем я, которое отражается в наших действиях и поведении.

Пол Экман, изучавший человеческие эмоции, обнаружил шесть выражений лица, которые почти все узнают во всем мире. Это счастье, печаль, гнев, страх, отвращение и удивление. Эти выражения сообщают другим реальное внутреннее «я» человека. Однако существует множество эмоций, создаваемых смешением, смешиванием и наложением этих основных эмоций. В течение жизни мы испытываем различные эмоции, такие как искренняя любовь и сочувствие, которые наиболее ценны для нас как личности. С другой стороны, есть такие эмоции, как гнев, гордость и ревность, которые нарушают душевный покой и заставляют нас действовать таким образом, который причиняет вред не только другим, но и нам самим. Эмоции влияют даже на здоровье человека. Правильно говорят: «В здоровом теле здоровый дух». В тот момент, когда мы пытаемся подавить свои эмоции, они проявляются в виде болезней, таких как депрессия, беспокойство, паника и расстройства пищевого поведения, и это лишь некоторые из них.

Умение распознавать эмоции и делиться ими с другими — настоящее искусство. Те из нас, кто в состоянии справиться с этим, учатся управлять и поддерживать здоровые отношения. Если мы прислушиваемся к чувствам других и пытаемся понять эмоции, которые они испытывают или выражают; наше общение становится значимым обменом для нас обоих. Это поможет нам избежать ненужных конфликтов в нашей жизни. Мы становимся гибкими и легко приспосабливаемся к другим. Однако для этого нам нужно учиться и практиковаться, как эффективно распознавать и передавать свои эмоции другим…

Далее… Навараса — Девять человеческих эмоций.

Согласно индийским писаниям Навараса, т. е. девять рас описываются как девять различных настроений или эмоций, которые все люди испытывают и изображают…

Что можно и чего нельзя делать при использовании эмоций в коммуникациях

Менеджер по маркетингу по телефону Clearview Advisory , курирует брендинг, контент и публичное присутствие компании.

getty

В начале своей карьеры после интервью я получил отзывы, в которых мне было грустно. По правде говоря, они были правы, и никто не хочет брать на работу грустного человека.

К счастью, я изучил отзывы и узнал, что есть правильный и неправильный способ выражения своих эмоций. Вы можете использовать их во благо или позволить им стоять у вас на пути. После этого интервью я пообещал себе, что буду лучше контролировать свои эмоции, как коммуникатор, и потратил время на то, чтобы научиться этому.

Для коммуникаторов использование ваших эмоций может подпитывать хорошо продуманное сообщение или может подорвать бренд (или карьеру) за одну секунду. Эмоции имеют силу в общении — они являются ключом к вовлечению аудитории.

Итак, как узнать, когда можно использовать эмоции в своей работе, а когда не использовать? Есть тонкая грань, и правила не одинаковы для всех эмоций. Вот что я узнал:

Гнев

Используйте это: Если вы дали себе время, чтобы обработать свой гнев и все еще испытываете сильные чувства по этому поводу, дайте людям понять, что вы злитесь. Особенно в случае гнева, бесполезно сдерживать его и позволять ему гноиться. Просто будьте осторожны с ним, потому что он мощный и может вызвать разногласия. Вы можете сначала передать свое сообщение нескольким людям или просмотреть стратегии ниже, прежде чем принять решение.

ЕЩЕ ДЛЯ ВАС

Потерять: Когда вы слишком сердиты, чтобы думать здраво, или когда у вас нет всех деталей.

Печаль

Использование: В подходящей ситуации нормально быть уязвимым, как в частной беседе с доверенным лидером.

Потерять: Когда вы хотите произвести хорошее первое впечатление, например, на собеседовании, презентации или собрании команды.

Счастье

Использование: в большинстве случаев счастье уместно, особенно если это то, что вы действительно чувствуете в данный момент. Используйте его на празднованиях, командных победах и важных новостях — в те моменты, когда вы чувствуете себя хорошо или преодолеваете трудности.

Потерять его: Когда вы счастливы, но это не соответствует настроению вокруг вас, например, мрачный момент, день памяти и т. д. Хитрость счастья заключается в том, чтобы думать о нем так, как будто вы находитесь на похоронах: вы можете быть счастливы видеть кого-то, но вам также необходимо распознавать другие эмоции, которые испытывают люди — не игнорируйте их.

Нервозность или тревога

Используйте это: Правильно это или нет, но мне часто приходится признать свои нервы, прежде чем я почувствую себя лучше. Например, во время публичных выступлений я чувствую себя намного лучше, когда даю людям понять, что немного нервничаю при разговоре с ними. Самое главное, вы должны признавать свою нервозность или тревогу, когда вам действительно нужна помощь. Кроме того, делайте это, когда это облегчит ситуацию и заставит всех чувствовать себя лучше или непринужденно.

Потерять: Когда это подорвет доверие другого человека к вам. В моей собственной карьере я вспоминаю, как впервые встретил руководителя, с которым собирался работать над созданием коммуникаций. В таких ситуациях, как эта, даже если вы нервничаете, вероятно, лучше излучать уверенность. Из-за моих нервов я казался неопытным, и они меньше доверяли моим ранним работам. Мне потребовалось больше времени, чтобы завоевать их доверие, чем если бы я вел себя хладнокровно на первой встрече.

Обида или разочарование

Используйте это: есть поговорка, что если вы не признаете проблему, то вы несете за нее 50% ответственности. Это верно для обиды и разочарования, и обычно это нормально выражать. По крайней мере, в правильном направлении.

Потерять это: Когда это не принесет никакой пользы, вы можете оставить эти чувства при себе. Если вы чувствуете себя обиженным, найдите время, которое вам нужно, чтобы оценить чувства и подумать, прежде чем выражать их, чтобы вы могли точно выразить свое разочарование и сообщить другому человеку, что может сделать его лучше.

Простите или извинитесь

Используйте: Когда вы ошиблись и вам нужно извиниться.

Потерять это: Когда что-то не по вашей вине или не заслуживает извинений. Например, иногда лучше подойдет «спасибо»: «Спасибо, что заметили это», «Спасибо, что помогли мне» или «Спасибо за терпение».

Теперь, когда мы поговорили об эмоциях, вот несколько советов, когда вы испытываете эмоции и хотите быть уверены, что их выражение уместно в ситуации, в которой вы находитесь как коммуникатор:

1. Если вы не знаете, использовать его или нет, просто сделайте паузу. Прежде чем отправлять электронное письмо или спешить рассказать своему боссу о своих чувствах, подождите день и посмотрите, как вы будете себя чувствовать. Перечитайте то, что вы написали или собирались сказать, и решите, что делать.

2. Глубокие вдохи действительно работают. Это особенно актуально, если у вас нет времени ждать.

3. Представьте, что роли поменялись местами. Что бы вы посоветовали сделать другому человеку? Как бы вы хотели разрешить подобную ситуацию, если бы вы не были вовлечены? Постарайтесь отделить себя от настоящего момента и представить, что вы оглядываетесь на то, как вы с ним справились.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts