7.2. Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка
Важнейшим вопросом психологических концепций развития является вопрос о роли биологического и социального, наследственного и приобретенного в психическом развитии человека. Этот вопрос обсуждается в различных теоретических концепциях.
При рассмотрении закономерностей развития ребенка, необходимо выяснить, чем это развитие определяется, какую роль в развитии ребенка играют наследственные задатки, какое влияние на развитие оказывает социальная среда.
На эти вопросы представители различных научных направлений дают различные ответы.
Многие ученые считали, что развитие ребенка целиком определяется его наследственностью. Этот подход получил название социогенетической концепции. В соответствии с ней, все наиболее существенные качества человеческой личности заложены уже в зародышевых клетках родителей (в генах). Таким образом, характерные свойства человека биологически предопределены.
В соответствии с этой концепцией, интересы, характер, способности ребенка развиваются и формируются по таким же законам, как развивается яйцо. Развитие цыпленка в яйце есть органический процесс, подчиненный чисто биологическим законам. Развитие личности в этом понимании является также процессом чисто биологического созревания.
Однозначное признание этой точки зрения вряд ли возможно. Ребенок является существом, живущим в социальной среде; он неразрывно связан с этой средой, в частности с семьей, детским садом, школой, другими социальными институтами. Несомненно, что наследственностью заложены некоторые задатки, но не может быть и речи об их самостоятельном, независимом от среды саморазвитии в заранее предопределенном направлении.
В различных социальных условиях эти задатки могут развиваться в большей или меньшей степени. В то же время одни и те же наследственные задатки, например у двух однояйцевых близнецов, в разных условиях обучения и воспитания могут развиваться в разных направлениях и дать в конечном итоге разные качества.Другой подход к этому вопросу преувеличивает влияние социальной среды. Этот подход получил название социогенетический концепции. Заключается она в следующем. Социальная среда в этом понимании является доминирующим фактором психического развития. Ребенок при рождении является как бы чистой доской. Что будет написано на этой доске, целиком зависит от среды. Все психические качества, за исключением тех, с которыми ребенок появляется на свет, рассматриваются как приобретенные, как прямой результат среды и воспитания; наследственные задатки совершенно не учитываются. Сам процесс развития рассматривается как процесс пассивного приспособления к окружающей среде.
Эта точка зрения кажется оптимистической, так как она открывает широкий простор влияниям среды и воспитания. Кажется, что “на заказ” можно создавать желаемый тип ребенка, не встречая препятствий ни со стороны наследственных задатков, ни со стороны возрастных возможностей.
По существу же такая постановка вопроса приводит к пессимистическим положениям. Ребенок, в сущности, оказывается пассивным результатом действия внешних сил.
Мы рассмотрели две противоположные концепции, объясняющие значение среды и наследственности, социальных и биологических влияний в развитии ребенка.
Вместо этих двух крайних точек зрения немецкий ученый В. Штерн предложил промежуточную. Он рассматривал наследственное и приобретенное в развитии ребенка как две силы, два фактора, противостоящие друг другу. Душевное развитие Штерн рассматривает “как результат конвергенции, схождения, скрещивания”, т. е. механического сцепления.
Однако, среда и наследственность не должны рассматриваться как две силы, действующие на личность независимо друг от друга. Развитие есть процесс, в котором социальное и биологическое неразрывно связаны. Нельзя представлять себе влияния среды как внешние наслоения, из-под которых можно вышелушить внутреннее, неизменное биологическое ядро. Наследственно обусловленные задатки человека непрерывно изменяются и преобразуются в процессе социального развития.
Труды Л.С.Выготского, П. П. Блонского, М.Я.Басова, М.М.Рубинштейна, Г. А. Фортунатова реализовали принцип развития психики и личности в последующие годы.
Роль наследственности и среды в психическом развитии — Мегаобучалка
Вопрос о том, что больше определяет развитее человека наследственность или социум рассматривался на протяжении все психологической науки. И на него множество раз отвечали и делали разные выводы.
Существует 3 направления в исследовании роли наследственности и среды:
1 главное наследственность;
2 главное социум;
3 и то и другое играет существенную роль.
Социально-психологическая концепция развития личности А.В.Петровским и в 1984 году была предложена психологическая концепция развития личности и возрастной периодизации, рассматривающая процесс развития личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии личности как системы выражает относительную устойчивость ее переходов от одной фазы к другой в данной для нее референтной общности.
1. Принц развития связан с принятием генетической точки зрения на предмет изучения. В психологии это представления о фило-, онто- и актуалогенезе.
2. Принц развития связан с существованием психического только в его процессуальном развитии.
3. Генетический путь изучения феноменов связан:
а) с содержательным основанием теории;
б) с методологией построения исследования;
в) как методологическая опора в рамках люб теории, где обсуждаются движущие силы развития и факторы на него влияющие (у нас – ведущая деятельность и новообразования, в зарубежной психологии — «конечная», причину; Пиаже – стадия операционального интеллекта).
— принц развития реализуется также в исследовании психики взрослого человека – на уровне микрогенетического анализа, как актуальный генез психических процессов
4. не всякое временное развертывание процесса предполагает его развитие. Переструктурирование психологических систем – важный критерий развития.
5. Проблемы связанные с пониманием принципа развития:
— роль наследственности и среды;
— периодизации развития;
— модели развития личности;
— смена одних законов и факторов детерминации развития другими (АН Леонтьев: законы биологической эволюции сменяются в филогенезе законами общественно-историческими, и развитие психики в онтогенезе строится на основе присвоения человеком общественно-исторического опыта).
6. Л.И. Божоович: связь принципов активности, развития и системности (в процессе развития происходит качественные преобразования личности ребенка, причем оно происходит на основе его собственной активной деятельности и его собственного активного отношения к среде). Процесс самодвижения – понятие, которое объединяет принципы активности и развития. Появляется новое понимание детерминации как самодетерминации.
7. Сложность понимания принципа развития связано с тем, что оно одновременно выступает – как предмет изучения, как базов категория, как объяснительный принцип.
Любая психологическая теория подразумевает изменчивость психической реальности человека на протяжении жизни. Однако развитие при этом может пониматься по-разному. Как показывает анализ теорий психического развития в онтогенезе, под развитием понимаются два качественно различных процесса — рост и собственно развитие.
Главная характеристика роста, по словам Л. Ф. Обуховой, — это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава входящих в нее отдельных элементов без существенных изменений в структуре отдельных процессов.
Представления о развитии как росте характерны для нормативного подхода в психологии развития (А. Гезелл), бихевиоризма (классический бихевиоризм, теория оперантного обусловливания Б. Скиннера, теории социального научения), классического психоанализа (представление о развитии в послеэдипов период как процессе без качественных изменений личностной организации). Представители этих подходов сосредоточивали в своих исследованиях внимание на тех процессах, где за количественными изменениями не столь очевидны качественные преобразования. Такому пониманию развития, возможно, способствовали и выбранные ими методы исследования (например, тесты интеллекта, дающие прежде всего количественные показатели).
Развитие характеризуется прежде всего качественными преобразованиями, ломкой старых форм психической организации и появлением на их месте новых. «X. Вернер, Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития, — пишет Л. Ф. Обухова, — наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития».
Одной из важнейших методологических проблем, возникающих в связи с принципом развития, является четкое разделение его параметров — формы, хода, специфики, условий, источников и движущих сил.
Анализ литературы по психологии развития, где эти понятия не всегда четко определены, позволяет выявить их значение и дать необходимые определения.
Формойразвития называют наиболее общее представление о сущности процесса развития. Развитие понимается либо как приспособление индивида к существующим условиям, либо как присвоение — перенесение из внешнего плана во внутренний культурно-исторических средств (орудий, знаков, символов и др.) или вра-щивание их во внутренний план человека. Существенно, что, по выражению В. П. Зинченко, вращивание означает и выращивание внутреннего плана.
Ходомразвития называют обобщенные представления о векторе процесса развития — от индивидуального к социальному или наоборот. Примером первого могут служить классический психоанализ и теория А. Фрейд, где развитие понимается как процесс адаптации самобытно-асоциального индивида к условиям социума. Примером второго вида представлений о ходе развития является культурно-историческая теория Л. С. Выготского.
Спецификойразвития называют представления о том, действию каких законов подчинено развитие — биологических или общественно-исторических.
Условиямиразвития называют его непременные атрибуты, без которых оно невозможно. Для многих зарубежных исследователей это наследственность и среда. В традиции культурно-исторической психологии условиями развития называют морфофизиологические особенности субстрата психических процессов, т. е. мозга, и общение человека с другими людьми. Они выполняют, по выражению В. П. Зинченко, роль медиаторов, т. е. посредников между индивидом и культурой.
Источникамиразвития называют те условия, которые относятся к психической реальности человека и среди других условий развития играют наиболее важную роль. Другими словами, источники — то, откуда человек берет ресурсы для построения своего интрапсихического плана. «Источники в природе индивида» означает разное их понимание, в зависимости от концепции психического развития. Это могут быть первичные инстинкты (влечения, драйвы) в психоанализе или тенденция к поддержанию гомеостаза в основе развития познания (Ж. Пиаже). Как отмечает Л. Ф. Обухова, «по К. Марксу (Л. С. Выготский разделял эти его идеи), «присвоение определенной совокупности орудий производства равносильно развитию определенной совокупности способностей у самих индивидов». В этом смысле человек есть социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые развились в результате развития всего человечества.
Движущей силой(движущими причинами, по А. В. Запорожцу) названы те процессы, в ходе которых появляются все новообразования и происходят наиболее существенные изменения в онтогенезе. Это развертывание в онтогенгезе того, что является запрограммированным в силу самой природы (Ст. Холл, К. Бюлер), конвергенция двух факторов — биологического и социального (В. Штерн и другие представители теорий конвергенции). Оба этих представления о движущих силах неоднократно критиковались в отечественной психологии: первое — за явное биологизаторство и отрицание специфики онтогенеза человека, второе — за метафизический характер представлений о конвергенции двух факторов. В отечественной психологии движущей силой психического развития признавалось либо обучение (Л. С. Выготский), либо активность человека в различных трактовках — ведущая деятельность (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн), общение как ведущая деятельность любого возраста (М. И, Лисина, Г, А. Цукерман), свободное действие (В. П. Зинченко), надситуативная активность человека (В. А. Петровский).
Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее
качественно отличной психикой.
3. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.
4. Закон развития высших психических функций: высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка.
Данный принцип, в том числе и законы развития, сформулированные Л. С. Выготским, был взят в отечественной психологии за основу. Самая известная и наиболее распространенная версия принципа развития в отечественной психологии — деятельностные концепции развития (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн и др.). Одна из наиболее современных теорий развития в отечественной психологии сформулирована В. П. Зинченко как представления о духовной вертикали развития.
За основу взяты ключевые понятия функциональных органов (А. А. Ухтомский и др.) и медиаторов как посредников в развитии, которыми являются знак, слово, символ, миф, смысл, лик (герой в положительном смысле) и Духочеловек (Богочеловек в религиозной философии).
Сложность понимания исходного узла теоретической схемы в том, что, в зависимости от уровня развития, один и тот же функциональный орган может быть как целью, так и средством развития. Сам процесс развития понимается как «развязывание узлов», т. е. такое разрешение задач, связанных с духовным ростом человека, которое приводит не просто к возникновению новых функциональных органов, но к переходу на новый уровень вертикали духовного развития.
Предложенная теоретическая схема представляет большой интерес по многим причинам. Прежде всего, в ней отражены такие высокие уровни развития человеческой духовности, которые являются для многих людей скорее идеалом и труднодостижимы, хотя и в принципе реальны. В. П. Зинченко, на наш взгляд, удалось совместить достоинства и возможности культурно-исторической теории Л. С. Выготского и теорий развития в гуманистической психологии. Данная теоретическая схема позволяет преодолеть недостаток, свойственный многим теориям развития, а именно представление о развитии как росте. Этот недостаток, например, свойствен теории личности К. Роджерса. Существенно, что представленная здесь теория позволяет описать не только позитивный, но и негативный вариант развития. Дальнейшие перспективы теории связаны с изучением функциональных органов, условий восхождения по ступеням духовной вертикали и т. д..
Относительная важность наследственности и окружающей среды
Статья предоставлена РЕКЛАМА:
В этой статье мы обсудим относительную важность наследственности и окружающей среды.
1. Предшествующее обсуждение показывает, что и наследственность, и окружающая среда вносят свой вклад в формирование жизни и личности человека. Но относительно степени их влияния мнения расходятся.
2. Наследственность отвечает за все врожденные черты, инстинкты, эмоции, IQ, рефлекторные действия и физические черты.
РЕКЛАМА:
3. Окружающая среда отвечает за рост и развитие физических, умственных и социальных качеств.
4. Две силы наследственность и окружающая среда не противостоят друг другу, но дополняют друг друга, как семя и почва, корабль и течение, основа и уток, русло и течение и т. д. Обе эти силы необходимы для одного и того же цель. Наследственность — это сырье, из которого должен быть изготовлен предмет, среда в технике и другой материал для изготовления.
Окружающая среда — это не что иное, как процесс изменения формы исходного материала в подходящих условиях, как это делает гончар, делая игрушки из глины. Поведение человека является продуктом наследственности и окружающей среды. Следовательно, оба одинаково важны. Вердикт Т. Перси Нанна не что иное, как окончательный:
«Жизненные обстоятельства для человека то же, что камни, ветры и течения для корабля, просто случайности, которые проявляют свои качества, но не имеют никакого отношения к их возникновению. ».
РЕКЛАМА:
5. Взаимодействие среды и наследственности:
Поведение человека определяется взаимодействием наследственности и среды. Индивидуальность человека характеризуется некоторыми врожденными чертами, унаследованными человеком. Задача среды состоит в том, чтобы сформировать эти черты в должной форме, дать возможности для их раскрытия и реализации, помочь совершенствованию. Таким образом, личность человека является продуктом наследственности и среды.
6. Улучшение через окружающую среду:
Окружающая среда определенно может улучшить поведение человека. Увеличивайте экологическую обстановку, улучшайте ее качество, пусть даже наследственность останется неизменной, поведение улучшится. Выше было объяснено, что дети, воспитанные в детских садах и прогрессивных школах или в хороших приемных семьях, через некоторое время демонстрировали улучшение своего интеллектуального уровня. Они были лучше тех, кто воспитывался в обычной среде, но изначально имел такую же наследственность.
Два человека с одинаковой наследственностью могут различаться, оказавшись в разной среде. Опять же, два человека с разной наследственностью, вероятно, будут различаться, несмотря на идентичные условия. Таким образом, мы можем предсказать, что если мы изменим любой фактор, изменится и продукт. Но одна алгебра не поможет нам измерить количество улучшений. Для этого необходимы детальные исследования, но приблизительно мы можем оценить изменения в поведении, вызванные изменением любого из факторов.
Предположим, у нас есть трое детей с тремя различными степенями наследственности, а именно высшей, средней и низкой (символически обозначенными как S, A и L). Предположим, что также существует три степени окружения (S, A и L). Если ребенка с превосходной наследственностью поместить в превосходную среду, его личность будет в высшей степени превосходной, потому что S x S = S 2 . Если его поместить в среднюю среду, его личность будет несколько лучше (S x A = SA).
Возможны следующие комбинации:
и. Высшая наследственность и превосходная среда, S x S = S 2
ii. Превосходная наследственность и средняя среда, S x A = SA
РЕКЛАМА:
iii. Средняя наследственность и превосходная среда, A x S = AS
iv. Средняя наследственность и средняя среда, A x A = A 2
v. Высшая наследственность и низкая среда, S x L = SL
vi. Низкая наследственность и превосходная среда, L x S = LS
vii. Средняя наследственность и низкая среда, A x L = AL
viii. Низкая наследственность и средняя среда, L x A = LA
ix. Низкая наследственность и низкая среда, L x L = L 21
Главная ›› Психология ›› Индивидуальность ›› Наследственность и среда ›› Относительная важность наследственности и среды
Сравнение классической и оперантной обусловленности | Обучение
Эссе о личности | Поведение человека | Психология
Роль наследственности и среды в развитии личности
РЕКЛАМА:
После прочтения этой статьи вы узнаете о роли наследственности и окружающей среды в развитии личности человека:- 1. Значение наследственности 2. Механизм наследственности 3. Значение окружающей среды 4. Образовательные последствия.
Значение наследственности:
Каждый человек имеет разные модели поведения и личности. Эта разница видна из-за влияния наследственности и среды. По правде говоря, наследственность и окружающая среда играют важную роль в развитии личности и других качеств человека.
Человек не может родиться без наследственности, а гены не могут развиваться без соответствующей среды. Наследственность у человека присутствует с момента зачатия, и с этого же этапа на него начинают влиять некоторые условия внешней среды.
РЕКЛАМА:
Каждая черта и реакция человека зависит от его наследственности и окружающей среды. Поэтому, чтобы знать об индивидууме, необходимо понимать его наследственность и среду.
Каждый человек рождается в результате зачатия, которое происходит благодаря определенным биологическим факторам и процессам. Когда две зародышевые клетки встречаются вместе, начинается жизнь организма. В яичнике самки присутствует яйцеклетка или яйцеклетка. Яйцеклетка — это разновидность женской яйцеклетки. В яйцеклетке присутствуют 23 пары хромосом разной формы и размера. В мужской сперме также присутствуют многочисленные половые клетки.
В зародышевой клетке 23 пары хромосом, как и в яйцеклетке самки. Когда хромосома женщины встречается с хромосомой мужчины. Происходит оплодотворение и начинается жизнь. Именно эту клетку или хромосомы человек в процессе наследования получает от своих родителей.
Ребенок несет в себе несколько физиологических и психологических особенностей, присущих родителям. Ведь именно наследственность определяет структуру, цвет лица, структуру волос, рост. Черты лица, носовой указатель и др. ребенка. Таким образом, различные типы генов помогают в формировании тела.
По мнению генетиков, пол также передается по наследству. Говорят, что есть две большие хромосомы. Они назвали эти хромосомы «X» и «Y». В мужских половых клетках есть одна большая X-хромосома и маленькая Y-хромосома.
Если в зародышевую клетку, участвующую в формировании существа, войдут Х-хромосома матери и другая Х-хромосома отца, то ребенок будет женским, и, наоборот, если в зародыше В клетку входят хромосомы «X» и «Y», ребенок будет мальчиком.
Изучение хромосом показало, что гены Х-хромосомы сравнительно сильнее, чем гены Y-хромосомы. Наследственность человека зависит от генов его родителей, то есть все, что он дает своим детям, передается через гены. Механизм наследственности поясняется ниже.
Механизм наследственности :(i) Спаривание:
Спаривание – это этап воспроизводства . При слиянии мужской спермы с женской яйцеклеткой образуется зигота.
(ii) Рост:
Включает многократное деление оплодотворенной клетки или зиготы.
(iii) Хромосомы:
Каждая женщина и мужчина получают по 23 хромосомы от каждого из родителей или 46 всего.
(iv) Гены:
Каждая хромосома состоит из мелких частиц, насчитывающих от 40 до 100, которые называются генами.
(v) Фактор шанса:
И яйцеклетка, и сперматозоид до оплодотворения содержат по 23 пары хромосом каждая. Во время зачатия гены в хромосомах спермы соединяются с генами яйцеклетки и определяют потенциальные характеристики и качества потомства.
Результат объединения генов называется наследственностью.
Значение Окружающей среды :Окружающая среда есть не что иное, как совокупность окружения, в котором человек должен жить. Психологически окружающая среда человека связана со всеми теми раздражителями, с которыми он сталкивается с момента оплодотворения до смерти. Окружающая среда обычно делится на две категории: природную и социальную. Природная среда относится ко всем тем вещам и силам на земле и вокруг нее, которые влияют на человека.
Под социальной средой подразумевается среда, которую человек видит вокруг себя при обретении сознания в обществе, т. е. язык, религия, обычай, традиция, средства общения, средства роскоши, семья, школа, социальные группы и т. д.
По человеческое общество, мы имеем в виду те институты или организации, которые люди создали для собственной защиты и безопасности. Психологи, такие как Фрейд, Хэвлок, Эйлс, признали тот факт, что социальная среда очень ответственна за изменение поведения человека и его личности.
Влияние наследственности и окружающей среды на образование :Знание наследственности и окружающей среды оказывает большое влияние на развитие человека. Развитие человека является продуктом как наследственности, так и окружающей среды. Характер развития детей определяется как наследственностью, так и средой.
В соответствии с моделью развития детей образовательная модель, методы и среда обучения должны быть созданы учителем в учебной ситуации. Таким образом, знание наследственности и окружающей среды помогает учителю различными способами, которые обсуждаются ниже.
и. Знание наследственности и окружающей среды помогает учителю знать различные потребности и способности детей.
ii. Это помогает обеспечить надлежащее руководство для своих детей в области образования, профессионального и личного.
III. Это помогает учителю классифицировать учеников как одаренных, нормальных или медленно обучающихся и организовывать для них различные типы обучения.
iv. Это помогает учителю обеспечить лучшую учебную среду в школе.
v. Это помогает учителю понять принцип индивидуальных различий и соответствующим образом организовать образовательный опыт.
VI. Это помогает учителю изучить поведение детей в различных ситуациях.
vii. Она помогает учителю организовать различные учебные и внеклассные программы с максимальной пользой для детей.
Таким образом, знания как о наследственности, так и об окружающей среде имеют первостепенное значение для учителей, администраторов и специалистов по планированию образования.