Роль наследственности и среды в психическом развитии: 7.2. Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка

7.2. Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка

Важнейшим вопросом психологических концепций развития является вопрос о роли биологи­ческого и социального, наследственного и приобретенного в психическом развитии человека. Этот вопрос обсуждается в различных теоре­тических концепциях.

При рассмотрении за­кономерностей развития ребенка, необходимо выяснить, чем это развитие опре­деляется, какую роль в развитии ребенка играют наследственные задатки, какое влияние на развитие оказывает социальная среда.

На эти вопросы представители различных научных направ­лений дают различные ответы.

Многие ученые считали, что развитие ребенка цели­ком определяется его наследственностью. Этот подход получил название социогенетической концепции. В соответствии с ней, все наиболее существенные качества человеческой личности заложены уже в зародышевых клетках родителей (в генах). Таким образом, характерные свойства человека биологически предопределены.

Конеч­но, не предполагается, что сложнейшие психические функции зак­лючены в генах как готовые качества. Имеются в виду только их задатки; развитие личности понимается как саморас­крытие, саморазвертывание этих задатков. Среда может способ­ствовать этому саморазвитию или задерживать его, но внести сколько-нибудь существенные качественные изменения она не может.

В соответствии с этой концепцией, интересы, характер, способности ребенка развиваются и формируются по таким же законам, как развивает­ся яйцо. Развитие цыпленка в яйце есть органический процесс, подчи­ненный чисто биологическим законам. Развитие личности в этом понимании является также процессом чисто биологического со­зревания.

Однозначное признание этой точки зрения вряд ли возможно. Ребенок является существом, живущим в социальной среде; он неразрывно связан с этой средой, в частности с семьей, детским садом, школой, другими социальными институтами. Несомненно, что наследственностью заложены не­которые задатки, но не может быть и речи об их самостоятельном, независимом от среды саморазвитии в заранее предопределенном направлении.

В различных социальных условиях эти задатки могут развиваться в большей или меньшей степени. В то же время одни и те же наследственные задатки, например у двух однояйцевых близ­нецов, в разных условиях обучения и воспитания могут разви­ваться в разных направлениях и дать в конечном итоге разные качества.

Другой подход к этому вопросу преувеличивает влияние социальной среды. Этот подход получил название социогенетический концепции. Заключается она в следующем. Социальная среда в этом по­нимании является доминирующим фактором психического развития. Ребенок при рождении является как бы чистой доской. Что будет написано на этой доске, целиком зависит от среды. Все психические качества, за исключением тех, с которыми ребенок появля­ется на свет, рассматриваются как приобретенные, как прямой результат среды и воспитания; наследственные задатки совершенно не учитываются. Сам процесс развития рассматривается как процесс пассивного приспособления к окружающей среде.

Ребенок рассматривается как простая копия, слепок со среды. Активность ребенка, его сознание, его меняющееся отношение к среде не учитываются. Какова среда, таков и ребенок, при одинаковой среде и дети все должны быть одинаковыми — так кратко можно сформу­лировать эту точку зрения.

Эта точка зрения кажется оптимистической, так как она открывает широкий простор влияниям среды и воспитания. Кажется, что “на заказ” можно создавать желаемый тип ребен­ка, не встречая препятствий ни со стороны наследственных задат­ков, ни со стороны возрастных возможностей.

По существу же такая постановка вопроса приводит к пессимистическим положениям. Ребенок, в сущности, оказывается пассивным результатом действия внешних сил.

Мы рассмотрели две противоположные концепции, объясняющие значение среды и наследственности, социальных и биологических влияний в развитии ребенка.

Вместо этих двух крайних точек зрения немецкий ученый В. Штерн предложил промежуточную. Он рассматривал наследственное и приобретенное в разви­тии ребенка как две силы, два фактора, противостоящие друг другу. Душевное развитие Штерн рассматривает “как результат конвер­генции, схождения, скрещивания”, т. е. механического сцепления.

Однако, среда и наследственность не должны рассматриваться как две силы, действующие на личность независимо друг от друга. Развитие есть процесс, в котором социальное и биологическое неразрывно связаны. Нельзя представлять себе влияния среды как внешние наслоения, из-под которых можно вышелушить внутрен­нее, неизменное биологическое ядро. Наследственно обусловленные задатки человека непрерывно из­меняются и преобразуются в процессе социального развития.

Но и приобретенные качества строятся на определенной биологической ос­нове, без которой невозможно было бы развитие. Биологи­ческое в его первоначальном виде перестает существовать, оно подвержено социальному изменению, и выделить его “в чи­стом виде” не представляется возможным. Точно так же и влияния среды не являются простыми, механическими наслоениями. Среда направляет развитие, но одна и та же среда по-раз­ному влияет, в зависимости от того, как ребенок ее воспринимает, осоз­нает, как он научился действовать в этой среде на предшествую­щих стадиях своего развития и что он представляет собой в физи­ческом отношении. Семейное воспитание и школьное обучение являются решающими факторами влияния среды на развитие ребенка.

Труды Л.С.Выготского, П. П. Блонского, М.Я.Басо­ва, М.М.Рубинштейна, Г. А. Фортунатова реализовали принцип развития пси­хики и личности в последующие годы.

Роль наследственности и среды в психическом развитии — Мегаобучалка

Вопрос о том, что больше определяет развитее человека наследственность или социум рассматривался на протяжении все психологической науки. И на него множество раз отвечали и делали разные выводы.

Существует 3 направления в исследовании роли наследственности и среды:

1 главное наследственность;

2 главное социум;

3 и то и другое играет существенную роль.

Социально-психологическая концепция развития личности А.В.Петровским и в 1984 году была предложена психологическая концепция развития личности и возрастной периодизации, рассматривающая процесс развития личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии личности как системы выражает относительную устойчивость ее переходов от одной фазы к другой в данной для нее референтной общности.

 

1. Принц развития связан с принятием генетической точки зрения на предмет изучения. В психологии это представления о фило-, онто- и актуалогенезе.

2. Принц развития связан с существованием психического только в его процессуальном развитии.

 

3. Генетический путь изучения феноменов связан:

а) с содержательным основанием теории;

б) с методологией построения исследования;

в) как методологическая опора в рамках люб теории, где обсуждаются движущие силы развития и факторы на него влияющие (у нас – ведущая деятельность и новообразования, в зарубежной психологии — «конечная», причину; Пиаже – стадия операционального интеллекта).

— принц развития реализуется также в исследовании психики взрослого человека – на уровне микрогенетического анализа, как актуальный генез психических процессов

 

4. не всякое временное развертывание процесса предполагает его развитие. Переструктурирование психологических систем – важный критерий развития.

 

5. Проблемы связанные с пониманием принципа развития:

— роль наследственности и среды;

— периодизации развития;

— модели развития личности;

— смена одних законов и факторов детерминации развития другими (АН Леонтьев: законы биологической эволюции сменяются в филогенезе законами общественно-историческими, и развитие психики в онтогенезе строится на основе присвоения человеком общественно-исторического опыта).

6. Л.И. Божоович: связь принципов активности, развития и системности (в процессе развития происходит качественные преобразования личности ребенка, причем оно происходит на основе его собственной активной деятельности и его собственного активного отношения к среде). Процесс самодвижения – понятие, которое объединяет принципы активности и развития. Появляется новое понимание детерминации как самодетерминации.

7. Сложность понимания принципа развития связано с тем, что оно одновременно выступает – как предмет изучения, как базов категория, как объяснительный принцип.

 

Любая психологическая теория по­дразумевает изменчивость психической реально­сти человека на протяжении жизни. Однако разви­тие при этом может пониматься по-разному. Как показывает анализ теорий психического развития в онтогенезе, под развитием понимаются два качественно различных процесса — рост и соб­ственно развитие.

Главная характеристика роста, по словам Л. Ф. Обуховой, — это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава входя­щих в нее отдельных элементов без существенных изменений в структуре отдельных процессов.

Пред­ставления о развитии как росте характерны для норма­тивного подхода в психологии развития (А. Гезелл), бихевиоризма (классический бихевиоризм, теория оперантного обусловливания Б. Скиннера, теории со­циального научения), классического психоанализа (представление о развитии в послеэдипов период как процессе без качественных изменений лично­стной организации). Представители этих подхо­дов сосредоточивали в своих исследованиях внимание на тех процессах, где за количественными изменения­ми не столь очевидны качественные преобразования. Такому пониманию развития, возможно, способство­вали и выбранные ими методы исследования (на­пример, тесты интеллекта, дающие прежде всего ко­личественные показатели).

Развитие характеризуется прежде всего качест­венными преобразованиями, ломкой старых форм психической организации и появлением на их ме­сте новых. «X. Вернер, Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки разви­тия, — пишет Л. Ф. Обухова, — наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сто­рон, новых элементов в самом развитии; перестрой­ка связей между сторонами объекта. В качестве пси­хологических примеров можно упомянуть диффе­ренциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом воз­расте; изменение на протяжении детства систем­ного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития».

Одной из важнейших методологических проб­лем, возникающих в связи с принципом развития, является четкое разделение его параметров — фор­мы, хода, специфики, условий, источников и дви­жущих сил.

Анализ литературы по психологии развития, где эти понятия не всегда четко определены, позволяет выявить их значение и дать необходимые определе­ния.

Формойразвития называют наиболее общее пред­ставление о сущности процесса развития. Развитие по­нимается либо как приспособление индивида к сущест­вующим условиям, либо как присвоение — перенесение из внешнего плана во внутренний культурно-историче­ских средств (орудий, знаков, символов и др.) или вра-щивание их во внутренний план человека. Существен­но, что, по выражению В. П. Зинченко, вращивание означает и выращивание внутреннего плана.

Ходомразвития называют обобщенные представле­ния о векторе процесса развития — от индивидуального к социальному или наоборот. Примером первого могут слу­жить классический психоанализ и теория А. Фрейд, где развитие понимается как процесс адаптации самобыт­но-асоциального индивида к условиям социума. Приме­ром второго вида представлений о ходе развития является культурно-историческая теория Л. С. Выготского.

Спецификойразвития называют представления о том, действию каких законов подчинено развитие — биологических или общественно-исторических.

Условиямиразвития называют его непременные ат­рибуты, без которых оно невозможно. Для многих зару­бежных исследователей это наследственность и среда. В традиции культурно-исторической психологии усло­виями развития называют морфофизиологические особенности субстрата психических процессов, т. е. мозга, и общение человека с другими людьми. Они вы­полняют, по выражению В. П. Зинченко, роль медиато­ров, т. е. посредников между индивидом и культурой.

Источникамиразвития называют те условия, которые относятся к психической реальности человека и среди других условий развития играют наиболее важную роль. Другими словами, источники — то, откуда человек берет ресурсы для построения своего интрапсихического плана. «Источники в природе индивида» означает разное их понимание, в зависимости от концепции психического развития. Это могут быть первичные инстинкты (влече­ния, драйвы) в психоанализе или тенденция к поддержа­нию гомеостаза в основе развития познания (Ж. Пиаже). Как отмечает Л. Ф. Обухова, «по К. Марксу (Л. С. Выгот­ский разделял эти его идеи), «присвоение определенной совокупности орудий производства равносильно разви­тию определенной совокупности способностей у самих индивидов». В этом смысле человек есть социальное су­щество, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые развились в ре­зультате развития всего человечества.

Движущей силой(движущими причинами, по А. В. Запорожцу) названы те процессы, в ходе кото­рых появляются все новообразования и происходят наиболее существенные изменения в онтогенезе. Это развертывание в онтогенгезе того, что является запрог­раммированным в силу самой природы (Ст. Холл, К. Бюлер), конвергенция двух факторов — биологиче­ского и социального (В. Штерн и другие представите­ли теорий конвергенции). Оба этих представления о движущих силах неоднократно критиковались в оте­чественной психологии: первое — за явное биологизаторство и отрицание специфики онтогенеза челове­ка, второе — за метафизический характер представле­ний о конвергенции двух факторов. В отечественной психологии движущей силой психического развития признавалось либо обучение (Л. С. Выготский), либо активность человека в различных трактовках — веду­щая деятельность (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн), общение как ведущая деятель­ность любого возраста (М. И, Лисина, Г, А. Цукерман), свободное действие (В. П. Зинченко), надситуативная активность человека (В. А. Петровский).

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов пси­хического развития ребенка:

1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с рит­мом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчест­ве не равен году жизни в отрочестве.

2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее
качественно отличной психикой.

3. Закон неравномерности детского развития: каж­дая сторона в психике ребенка имеет свой опти­мальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.

4. Закон развития высших психических функций: высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка.
Данный принцип, в том числе и законы развития, сформулированные Л. С. Выготским, был взят в отече­ственной психологии за основу. Самая известная и наи­более распространенная версия принципа развития в отечественной психологии — деятельностные концеп­ции развития (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн и др.). Одна из наиболее современ­ных теорий развития в отечественной психологии сформулирована В. П. Зинченко как представления о духовной вертикали развития.

За основу взяты ключевые понятия функциональ­ных органов (А. А. Ухтомский и др.) и медиаторов как посредников в развитии, которыми являются знак, слово, символ, миф, смысл, лик (герой в положитель­ном смысле) и Духочеловек (Богочеловек в религиоз­ной философии).

Сложность понимания исходного узла теоретиче­ской схемы в том, что, в зависимости от уровня раз­вития, один и тот же функциональный орган может быть как целью, так и средством развития. Сам про­цесс развития понимается как «развязывание узлов», т. е. такое разрешение задач, связанных с духовным ростом человека, которое приводит не просто к воз­никновению новых функциональных органов, но к переходу на новый уровень вертикали духовного раз­вития.

Предложенная теоретическая схема представляет большой интерес по многим причинам. Прежде всего, в ней отражены такие высокие уровни развития челове­ческой духовности, которые являются для многих лю­дей скорее идеалом и труднодостижимы, хотя и в прин­ципе реальны. В. П. Зинченко, на наш взгляд, удалось совместить достоинства и возможности культурно-исторической теории Л. С. Выготского и теорий развития в гуманистической психологии. Данная теоретическая схема позволяет преодолеть недостаток, свойственный многим теориям развития, а именно представление о развитии как росте. Этот недостаток, например, свой­ствен теории личности К. Роджерса. Существенно, что представленная здесь теория позволяет описать не только позитивный, но и негативный вариант разви­тия. Дальнейшие перспективы теории связаны с изуче­нием функциональных органов, условий восхождения по ступеням духовной вертикали и т. д..

Относительная важность наследственности и окружающей среды

Статья предоставлена ​​

РЕКЛАМА:

В этой статье мы обсудим относительную важность наследственности и окружающей среды.

1. Предшествующее обсуждение показывает, что и наследственность, и окружающая среда вносят свой вклад в формирование жизни и личности человека. Но относительно степени их влияния мнения расходятся.

2. Наследственность отвечает за все врожденные черты, инстинкты, эмоции, IQ, рефлекторные действия и физические черты.

РЕКЛАМА:

3. Окружающая среда отвечает за рост и развитие физических, умственных и социальных качеств.

4. Две силы наследственность и окружающая среда не противостоят друг другу, но дополняют друг друга, как семя и почва, корабль и течение, основа и уток, русло и течение и т. д. Обе эти силы необходимы для одного и того же цель. Наследственность — это сырье, из которого должен быть изготовлен предмет, среда в технике и другой материал для изготовления.

Окружающая среда — это не что иное, как процесс изменения формы исходного материала в подходящих условиях, как это делает гончар, делая игрушки из глины. Поведение человека является продуктом наследственности и окружающей среды. Следовательно, оба одинаково важны. Вердикт Т. Перси Нанна не что иное, как окончательный:

«Жизненные обстоятельства для человека то же, что камни, ветры и течения для корабля, просто случайности, которые проявляют свои качества, но не имеют никакого отношения к их возникновению. ».

РЕКЛАМА:

5. Взаимодействие среды и наследственности:

Поведение человека определяется взаимодействием наследственности и среды. Индивидуальность человека характеризуется некоторыми врожденными чертами, унаследованными человеком. Задача среды состоит в том, чтобы сформировать эти черты в должной форме, дать возможности для их раскрытия и реализации, помочь совершенствованию. Таким образом, личность человека является продуктом наследственности и среды.

6. Улучшение через окружающую среду:

Окружающая среда определенно может улучшить поведение человека. Увеличивайте экологическую обстановку, улучшайте ее качество, пусть даже наследственность останется неизменной, поведение улучшится. Выше было объяснено, что дети, воспитанные в детских садах и прогрессивных школах или в хороших приемных семьях, через некоторое время демонстрировали улучшение своего интеллектуального уровня. Они были лучше тех, кто воспитывался в обычной среде, но изначально имел такую ​​же наследственность.

Два человека с одинаковой наследственностью могут различаться, оказавшись в разной среде. Опять же, два человека с разной наследственностью, вероятно, будут различаться, несмотря на идентичные условия. Таким образом, мы можем предсказать, что если мы изменим любой фактор, изменится и продукт. Но одна алгебра не поможет нам измерить количество улучшений. Для этого необходимы детальные исследования, но приблизительно мы можем оценить изменения в поведении, вызванные изменением любого из факторов.

Предположим, у нас есть трое детей с тремя различными степенями наследственности, а именно высшей, средней и низкой (символически обозначенными как S, A и L). Предположим, что также существует три степени окружения (S, A и L). Если ребенка с превосходной наследственностью поместить в превосходную среду, его личность будет в высшей степени превосходной, потому что S x S = S 2 . Если его поместить в среднюю среду, его личность будет несколько лучше (S x A = SA).

Возможны следующие комбинации:

и. Высшая наследственность и превосходная среда, S x S = S 2

ii. Превосходная наследственность и средняя среда, S x A = SA

РЕКЛАМА:

iii. Средняя наследственность и превосходная среда, A x S = AS

iv. Средняя наследственность и средняя среда, A x A = A 2

v. Высшая наследственность и низкая среда, S x L = SL

vi. Низкая наследственность и превосходная среда, L x S = LS

vii. Средняя наследственность и низкая среда, A x L = AL

viii. Низкая наследственность и средняя среда, L x A = LA

ix. Низкая наследственность и низкая среда, L x L = L 21

Главная ›› Психология ›› Индивидуальность ›› Наследственность и среда ›› Относительная важность наследственности и среды

Сравнение классической и оперантной обусловленности | Обучение

Эссе о личности | Поведение человека | Психология

Роль наследственности и среды в развитии личности

РЕКЛАМА:

После прочтения этой статьи вы узнаете о роли наследственности и окружающей среды в развитии личности человека:- 1. Значение наследственности 2. Механизм наследственности 3. Значение окружающей среды 4. Образовательные последствия.

Значение наследственности:

Каждый человек имеет разные модели поведения и личности. Эта разница видна из-за влияния наследственности и среды. По правде говоря, наследственность и окружающая среда играют важную роль в развитии личности и других качеств человека.

Человек не может родиться без наследственности, а гены не могут развиваться без соответствующей среды. Наследственность у человека присутствует с момента зачатия, и с этого же этапа на него начинают влиять некоторые условия внешней среды.

РЕКЛАМА:

Каждая черта и реакция человека зависит от его наследственности и окружающей среды. Поэтому, чтобы знать об индивидууме, необходимо понимать его наследственность и среду.

Каждый человек рождается в результате зачатия, которое происходит благодаря определенным биологическим факторам и процессам. Когда две зародышевые клетки встречаются вместе, начинается жизнь организма. В яичнике самки присутствует яйцеклетка или яйцеклетка. Яйцеклетка — это разновидность женской яйцеклетки. В яйцеклетке присутствуют 23 пары хромосом разной формы и размера. В мужской сперме также присутствуют многочисленные половые клетки.

В зародышевой клетке 23 пары хромосом, как и в яйцеклетке самки. Когда хромосома женщины встречается с хромосомой мужчины. Происходит оплодотворение и начинается жизнь. Именно эту клетку или хромосомы человек в процессе наследования получает от своих родителей.

Ребенок несет в себе несколько физиологических и психологических особенностей, присущих родителям. Ведь именно наследственность определяет структуру, цвет лица, структуру волос, рост. Черты лица, носовой указатель и др. ребенка. Таким образом, различные типы генов помогают в формировании тела.

По мнению генетиков, пол также передается по наследству. Говорят, что есть две большие хромосомы. Они назвали эти хромосомы «X» и «Y». В мужских половых клетках есть одна большая X-хромосома и маленькая Y-хромосома.

Если в зародышевую клетку, участвующую в формировании существа, войдут Х-хромосома матери и другая Х-хромосома отца, то ребенок будет женским, и, наоборот, если в зародыше В клетку входят хромосомы «X» и «Y», ребенок будет мальчиком.

Изучение хромосом показало, что гены Х-хромосомы сравнительно сильнее, чем гены Y-хромосомы. Наследственность человека зависит от генов его родителей, то есть все, что он дает своим детям, передается через гены. Механизм наследственности поясняется ниже.

Механизм наследственности :

(i) Спаривание:

Спаривание – это этап воспроизводства . При слиянии мужской спермы с женской яйцеклеткой образуется зигота.

(ii) Рост:

Включает многократное деление оплодотворенной клетки или зиготы.

(iii) Хромосомы:

Каждая женщина и мужчина получают по 23 хромосомы от каждого из родителей или 46 всего.

(iv) Гены:

Каждая хромосома состоит из мелких частиц, насчитывающих от 40 до 100, которые называются генами.

(v) Фактор шанса:

И яйцеклетка, и сперматозоид до оплодотворения содержат по 23 пары хромосом каждая. Во время зачатия гены в хромосомах спермы соединяются с генами яйцеклетки и определяют потенциальные характеристики и качества потомства.

Результат объединения генов называется наследственностью.

Значение Окружающей среды :

Окружающая среда есть не что иное, как совокупность окружения, в котором человек должен жить. Психологически окружающая среда человека связана со всеми теми раздражителями, с которыми он сталкивается с момента оплодотворения до смерти. Окружающая среда обычно делится на две категории: природную и социальную. Природная среда относится ко всем тем вещам и силам на земле и вокруг нее, которые влияют на человека.

Под социальной средой подразумевается среда, которую человек видит вокруг себя при обретении сознания в обществе, т. е. язык, религия, обычай, традиция, средства общения, средства роскоши, семья, школа, социальные группы и т. д.

По человеческое общество, мы имеем в виду те институты или организации, которые люди создали для собственной защиты и безопасности. Психологи, такие как Фрейд, Хэвлок, Эйлс, признали тот факт, что социальная среда очень ответственна за изменение поведения человека и его личности.

Влияние наследственности и окружающей среды на образование :

Знание наследственности и окружающей среды оказывает большое влияние на развитие человека. Развитие человека является продуктом как наследственности, так и окружающей среды. Характер развития детей определяется как наследственностью, так и средой.

В соответствии с моделью развития детей образовательная модель, методы и среда обучения должны быть созданы учителем в учебной ситуации. Таким образом, знание наследственности и окружающей среды помогает учителю различными способами, которые обсуждаются ниже.

и. Знание наследственности и окружающей среды помогает учителю знать различные потребности и способности детей.

ii. Это помогает обеспечить надлежащее руководство для своих детей в области образования, профессионального и личного.

III. Это помогает учителю классифицировать учеников как одаренных, нормальных или медленно обучающихся и организовывать для них различные типы обучения.

iv. Это помогает учителю обеспечить лучшую учебную среду в школе.

v. Это помогает учителю понять принцип индивидуальных различий и соответствующим образом организовать образовательный опыт.

VI. Это помогает учителю изучить поведение детей в различных ситуациях.

vii. Она помогает учителю организовать различные учебные и внеклассные программы с максимальной пользой для детей.

Таким образом, знания как о наследственности, так и об окружающей среде имеют первостепенное значение для учителей, администраторов и специалистов по планированию образования.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts