Роль наследственности и среды в психическом развитии: 7.2. Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка

7.2. Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка

Важнейшим вопросом психологических концепций развития является вопрос о роли биологи­ческого и социального, наследственного и приобретенного в психическом развитии человека. Этот вопрос обсуждается в различных теоре­тических концепциях.

При рассмотрении за­кономерностей развития ребенка, необходимо выяснить, чем это развитие опре­деляется, какую роль в развитии ребенка играют наследственные задатки, какое влияние на развитие оказывает социальная среда.

На эти вопросы представители различных научных направ­лений дают различные ответы.

Многие ученые считали, что развитие ребенка цели­ком определяется его наследственностью. Этот подход получил название социогенетической концепции. В соответствии с ней, все наиболее существенные качества человеческой личности заложены уже в зародышевых клетках родителей (в генах). Таким образом, характерные свойства человека биологически предопределены.

Конеч­но, не предполагается, что сложнейшие психические функции зак­лючены в генах как готовые качества. Имеются в виду только их задатки; развитие личности понимается как саморас­крытие, саморазвертывание этих задатков. Среда может способ­ствовать этому саморазвитию или задерживать его, но внести сколько-нибудь существенные качественные изменения она не может.

В соответствии с этой концепцией, интересы, характер, способности ребенка развиваются и формируются по таким же законам, как развивает­ся яйцо. Развитие цыпленка в яйце есть органический процесс, подчи­ненный чисто биологическим законам. Развитие личности в этом понимании является также процессом чисто биологического со­зревания.

Однозначное признание этой точки зрения вряд ли возможно. Ребенок является существом, живущим в социальной среде; он неразрывно связан с этой средой, в частности с семьей, детским садом, школой, другими социальными институтами. Несомненно, что наследственностью заложены не­которые задатки, но не может быть и речи об их самостоятельном, независимом от среды саморазвитии в заранее предопределенном направлении.

В различных социальных условиях эти задатки могут развиваться в большей или меньшей степени. В то же время одни и те же наследственные задатки, например у двух однояйцевых близ­нецов, в разных условиях обучения и воспитания могут разви­ваться в разных направлениях и дать в конечном итоге разные качества.

Другой подход к этому вопросу преувеличивает влияние социальной среды. Этот подход получил название социогенетический концепции. Заключается она в следующем. Социальная среда в этом по­нимании является доминирующим фактором психического развития. Ребенок при рождении является как бы чистой доской. Что будет написано на этой доске, целиком зависит от среды. Все психические качества, за исключением тех, с которыми ребенок появля­ется на свет, рассматриваются как приобретенные, как прямой результат среды и воспитания; наследственные задатки совершенно не учитываются. Сам процесс развития рассматривается как процесс пассивного приспособления к окружающей среде.

Ребенок рассматривается как простая копия, слепок со среды. Активность ребенка, его сознание, его меняющееся отношение к среде не учитываются. Какова среда, таков и ребенок, при одинаковой среде и дети все должны быть одинаковыми — так кратко можно сформу­лировать эту точку зрения.

Эта точка зрения кажется оптимистической, так как она открывает широкий простор влияниям среды и воспитания. Кажется, что “на заказ” можно создавать желаемый тип ребен­ка, не встречая препятствий ни со стороны наследственных задат­ков, ни со стороны возрастных возможностей.

По существу же такая постановка вопроса приводит к пессимистическим положениям. Ребенок, в сущности, оказывается пассивным результатом действия внешних сил.

Мы рассмотрели две противоположные концепции, объясняющие значение среды и наследственности, социальных и биологических влияний в развитии ребенка.

Вместо этих двух крайних точек зрения немецкий ученый В. Штерн предложил промежуточную. Он рассматривал наследственное и приобретенное в разви­тии ребенка как две силы, два фактора, противостоящие друг другу. Душевное развитие Штерн рассматривает “как результат конвер­генции, схождения, скрещивания”, т. е. механического сцепления.

Однако, среда и наследственность не должны рассматриваться как две силы, действующие на личность независимо друг от друга. Развитие есть процесс, в котором социальное и биологическое неразрывно связаны. Нельзя представлять себе влияния среды как внешние наслоения, из-под которых можно вышелушить внутрен­нее, неизменное биологическое ядро. Наследственно обусловленные задатки человека непрерывно из­меняются и преобразуются в процессе социального развития.

Но и приобретенные качества строятся на определенной биологической ос­нове, без которой невозможно было бы развитие. Биологи­ческое в его первоначальном виде перестает существовать, оно подвержено социальному изменению, и выделить его “в чи­стом виде” не представляется возможным. Точно так же и влияния среды не являются простыми, механическими наслоениями. Среда направляет развитие, но одна и та же среда по-раз­ному влияет, в зависимости от того, как ребенок ее воспринимает, осоз­нает, как он научился действовать в этой среде на предшествую­щих стадиях своего развития и что он представляет собой в физи­ческом отношении. Семейное воспитание и школьное обучение являются решающими факторами влияния среды на развитие ребенка.

Труды Л.С.Выготского, П. П. Блонского, М.Я.Басо­ва, М.М.Рубинштейна, Г. А. Фортунатова реализовали принцип развития пси­хики и личности в последующие годы.

Роль наследственности и среды в психическом развитии — Мегаобучалка

Вопрос о том, что больше определяет развитее человека наследственность или социум рассматривался на протяжении все психологической науки. И на него множество раз отвечали и делали разные выводы.

Существует 3 направления в исследовании роли наследственности и среды:

1 главное наследственность;

2 главное социум;

3 и то и другое играет существенную роль.

Социально-психологическая концепция развития личности А.В.Петровским и в 1984 году была предложена психологическая концепция развития личности и возрастной периодизации, рассматривающая процесс развития личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии личности как системы выражает относительную устойчивость ее переходов от одной фазы к другой в данной для нее референтной общности.

 

1. Принц развития связан с принятием генетической точки зрения на предмет изучения. В психологии это представления о фило-, онто- и актуалогенезе.

2. Принц развития связан с существованием психического только в его процессуальном развитии.

 

3. Генетический путь изучения феноменов связан:

а) с содержательным основанием теории;

б) с методологией построения исследования;

в) как методологическая опора в рамках люб теории, где обсуждаются движущие силы развития и факторы на него влияющие (у нас – ведущая деятельность и новообразования, в зарубежной психологии — «конечная», причину; Пиаже – стадия операционального интеллекта).

— принц развития реализуется также в исследовании психики взрослого человека – на уровне микрогенетического анализа, как актуальный генез психических процессов

 

4. не всякое временное развертывание процесса предполагает его развитие. Переструктурирование психологических систем – важный критерий развития.

 

5. Проблемы связанные с пониманием принципа развития:

— роль наследственности и среды;

— периодизации развития;

— модели развития личности;

— смена одних законов и факторов детерминации развития другими (АН Леонтьев: законы биологической эволюции сменяются в филогенезе законами общественно-историческими, и развитие психики в онтогенезе строится на основе присвоения человеком общественно-исторического опыта).

6. Л.И. Божоович: связь принципов активности, развития и системности (в процессе развития происходит качественные преобразования личности ребенка, причем оно происходит на основе его собственной активной деятельности и его собственного активного отношения к среде). Процесс самодвижения – понятие, которое объединяет принципы активности и развития. Появляется новое понимание детерминации как самодетерминации.

7. Сложность понимания принципа развития связано с тем, что оно одновременно выступает – как предмет изучения, как базов категория, как объяснительный принцип.

 

Любая психологическая теория по­дразумевает изменчивость психической реально­сти человека на протяжении жизни. Однако разви­тие при этом может пониматься по-разному. Как показывает анализ теорий психического развития в онтогенезе, под развитием понимаются два качественно различных процесса — рост и соб­ственно развитие.

Главная характеристика роста, по словам Л. Ф. Обуховой, — это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава входя­щих в нее отдельных элементов без существенных изменений в структуре отдельных процессов.

Пред­ставления о развитии как росте характерны для норма­тивного подхода в психологии развития (А. Гезелл), бихевиоризма (классический бихевиоризм, теория оперантного обусловливания Б. Скиннера, теории со­циального научения), классического психоанализа (представление о развитии в послеэдипов период как процессе без качественных изменений лично­стной организации). Представители этих подхо­дов сосредоточивали в своих исследованиях внимание на тех процессах, где за количественными изменения­ми не столь очевидны качественные преобразования. Такому пониманию развития, возможно, способство­вали и выбранные ими методы исследования (на­пример, тесты интеллекта, дающие прежде всего ко­личественные показатели).

Развитие характеризуется прежде всего качест­венными преобразованиями, ломкой старых форм психической организации и появлением на их ме­сте новых. «X. Вернер, Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки разви­тия, — пишет Л. Ф. Обухова, — наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сто­рон, новых элементов в самом развитии; перестрой­ка связей между сторонами объекта. В качестве пси­хологических примеров можно упомянуть диффе­ренциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом воз­расте; изменение на протяжении детства систем­ного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития».

Одной из важнейших методологических проб­лем, возникающих в связи с принципом развития, является четкое разделение его параметров — фор­мы, хода, специфики, условий, источников и дви­жущих сил.

Анализ литературы по психологии развития, где эти понятия не всегда четко определены, позволяет выявить их значение и дать необходимые определе­ния.

Формойразвития называют наиболее общее пред­ставление о сущности процесса развития. Развитие по­нимается либо как приспособление индивида к сущест­вующим условиям, либо как присвоение — перенесение из внешнего плана во внутренний культурно-историче­ских средств (орудий, знаков, символов и др.) или вра-щивание их во внутренний план человека. Существен­но, что, по выражению В. П. Зинченко, вращивание означает и выращивание внутреннего плана.

Ходомразвития называют обобщенные представле­ния о векторе процесса развития — от индивидуального к социальному или наоборот. Примером первого могут слу­жить классический психоанализ и теория А. Фрейд, где развитие понимается как процесс адаптации самобыт­но-асоциального индивида к условиям социума. Приме­ром второго вида представлений о ходе развития является культурно-историческая теория Л. С. Выготского.

Спецификойразвития называют представления о том, действию каких законов подчинено развитие — биологических или общественно-исторических.

Условиямиразвития называют его непременные ат­рибуты, без которых оно невозможно. Для многих зару­бежных исследователей это наследственность и среда. В традиции культурно-исторической психологии усло­виями развития называют морфофизиологические особенности субстрата психических процессов, т. е. мозга, и общение человека с другими людьми. Они вы­полняют, по выражению В. П. Зинченко, роль медиато­ров, т. е. посредников между индивидом и культурой.

Источникамиразвития называют те условия, которые относятся к психической реальности человека и среди других условий развития играют наиболее важную роль. Другими словами, источники — то, откуда человек берет ресурсы для построения своего интрапсихического плана. «Источники в природе индивида» означает разное их понимание, в зависимости от концепции психического развития. Это могут быть первичные инстинкты (влече­ния, драйвы) в психоанализе или тенденция к поддержа­нию гомеостаза в основе развития познания (Ж. Пиаже). Как отмечает Л. Ф. Обухова, «по К. Марксу (Л. С. Выгот­ский разделял эти его идеи), «присвоение определенной совокупности орудий производства равносильно разви­тию определенной совокупности способностей у самих индивидов». В этом смысле человек есть социальное су­щество, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые развились в ре­зультате развития всего человечества.

Движущей силой(движущими причинами, по А. В. Запорожцу) названы те процессы, в ходе кото­рых появляются все новообразования и происходят наиболее существенные изменения в онтогенезе. Это развертывание в онтогенгезе того, что является запрог­раммированным в силу самой природы (Ст. Холл, К. Бюлер), конвергенция двух факторов — биологиче­ского и социального (В. Штерн и другие представите­ли теорий конвергенции). Оба этих представления о движущих силах неоднократно критиковались в оте­чественной психологии: первое — за явное биологизаторство и отрицание специфики онтогенеза челове­ка, второе — за метафизический характер представле­ний о конвергенции двух факторов. В отечественной психологии движущей силой психического развития признавалось либо обучение (Л. С. Выготский), либо активность человека в различных трактовках — веду­щая деятельность (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн), общение как ведущая деятель­ность любого возраста (М. И, Лисина, Г, А. Цукерман), свободное действие (В. П. Зинченко), надситуативная активность человека (В. А. Петровский).

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов пси­хического развития ребенка:

1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с рит­мом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчест­ве не равен году жизни в отрочестве.

2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее
качественно отличной психикой.

3. Закон неравномерности детского развития: каж­дая сторона в психике ребенка имеет свой опти­мальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.

4. Закон развития высших психических функций: высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка.
Данный принцип, в том числе и законы развития, сформулированные Л. С. Выготским, был взят в отече­ственной психологии за основу. Самая известная и наи­более распространенная версия принципа развития в отечественной психологии — деятельностные концеп­ции развития (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн и др.). Одна из наиболее современ­ных теорий развития в отечественной психологии сформулирована В. П. Зинченко как представления о духовной вертикали развития.

За основу взяты ключевые понятия функциональ­ных органов (А. А. Ухтомский и др.) и медиаторов как посредников в развитии, которыми являются знак, слово, символ, миф, смысл, лик (герой в положитель­ном смысле) и Духочеловек (Богочеловек в религиоз­ной философии).

Сложность понимания исходного узла теоретиче­ской схемы в том, что, в зависимости от уровня раз­вития, один и тот же функциональный орган может быть как целью, так и средством развития. Сам про­цесс развития понимается как «развязывание узлов», т. е. такое разрешение задач, связанных с духовным ростом человека, которое приводит не просто к воз­никновению новых функциональных органов, но к переходу на новый уровень вертикали духовного раз­вития.

Предложенная теоретическая схема представляет большой интерес по многим причинам. Прежде всего, в ней отражены такие высокие уровни развития челове­ческой духовности, которые являются для многих лю­дей скорее идеалом и труднодостижимы, хотя и в прин­ципе реальны. В. П. Зинченко, на наш взгляд, удалось совместить достоинства и возможности культурно-исторической теории Л. С. Выготского и теорий развития в гуманистической психологии. Данная теоретическая схема позволяет преодолеть недостаток, свойственный многим теориям развития, а именно представление о развитии как росте. Этот недостаток, например, свой­ствен теории личности К. Роджерса. Существенно, что представленная здесь теория позволяет описать не только позитивный, но и негативный вариант разви­тия. Дальнейшие перспективы теории связаны с изуче­нием функциональных органов, условий восхождения по ступеням духовной вертикали и т. д..

Роль наследственности и среды в развитии личности

РЕКЛАМА:

Прочитав эту статью, вы узнаете о роли наследственности и среды в развитии личности человека: 1. Значение наследственности 2. Механизм наследственности 3. Значение окружающей среды 4. Образовательные последствия.

Значение наследственности:

Каждый человек имеет разные модели поведения и личности. Эта разница видна из-за влияния наследственности и среды. По правде говоря, наследственность и окружающая среда играют важную роль в развитии личности и других качеств человека.

Человек не может родиться без наследственности, а гены не могут развиваться без соответствующей среды. Наследственность у человека присутствует с момента зачатия, и с этого же этапа на него начинают влиять некоторые условия внешней среды.

РЕКЛАМА:

Каждая черта и реакция человека зависит от его наследственности и окружающей среды. Поэтому, чтобы знать об индивидууме, необходимо понимать его наследственность и среду.

Каждый человек рождается в результате зачатия, которое происходит благодаря определенным биологическим факторам и процессам. Когда две зародышевые клетки встречаются вместе, начинается жизнь организма. В яичнике самки присутствует яйцеклетка или яйцеклетка. Яйцеклетка — это разновидность женской яйцеклетки. В яйцеклетке присутствуют 23 пары хромосом разной формы и размера. В мужской сперме также присутствуют многочисленные половые клетки.

В зародышевой клетке 23 пары хромосом, как и в яйцеклетке самки. Когда хромосома женщины встречается с хромосомой мужчины. Происходит оплодотворение и начинается жизнь. Именно эту клетку или хромосомы человек в процессе наследования получает от своих родителей.

Ребенок несет в себе несколько физиологических и психологических особенностей, присущих родителям. Ведь именно наследственность определяет структуру, цвет лица, структуру волос, рост. Черты лица, носовой указатель и др. ребенка. Таким образом, различные типы генов помогают в формировании тела.

По мнению генетиков, пол также передается по наследству. Говорят, что есть две большие хромосомы. Они назвали эти хромосомы «X» и «Y». В мужских половых клетках есть одна большая X-хромосома и маленькая Y-хромосома.

Если в зародышевую клетку, участвующую в формировании существа, входят Х-хромосома матери и другая Х-хромосома отца, то ребенок будет женским, и, наоборот, если в зародыше В клетку входят хромосомы «X» и «Y», ребенок будет мальчиком.

Исследование хромосом показало, что гены Х-хромосомы сравнительно сильнее, чем гены Y-хромосомы. Наследственность человека зависит от генов его родителей, то есть все, что он дает своим детям, передается через гены. Механизм наследственности поясняется ниже.

Механизм наследственности. При слиянии мужской спермы с женской яйцеклеткой образуется зигота.

(ii) Рост:

Включает многократное деление оплодотворенной клетки или зиготы.

(iii) Хромосомы:

Каждая женщина и мужчина получают по 23 хромосомы от каждого родителя или 46 всего.

(iv) Гены:

Каждая хромосома состоит из мелких частиц, насчитывающих от 40 до 100, которые называются генами.

(v) Фактор шанса:

И яйцеклетка, и сперматозоид до оплодотворения содержат по 23 пары хромосом каждая. Во время зачатия гены в хромосомах спермы соединяются с генами яйцеклетки и определяют потенциальные характеристики и качества потомства.

Результат объединения генов называется наследственностью.

Значение Окружающей среды :

Окружающая среда есть не что иное, как совокупность окружения, в котором человек должен жить. Психологически окружающая среда человека связана со всеми теми раздражителями, с которыми он сталкивается с момента оплодотворения до смерти. Окружающая среда обычно делится на две категории: природную и социальную. Природная среда относится ко всем тем вещам и силам на земле и вокруг нее, которые влияют на человека.

Под социальной средой понимается среда, которую человек видит вокруг себя при обретении сознания в обществе, т. е. язык, религия, обычай, традиция, средства общения, средства роскоши, семья, школа, социальные группы и т. д.

По под человеческим обществом мы подразумеваем те институты или организации, которые люди создали для собственной защиты и безопасности. Психологи, такие как Фрейд, Хэвлок, Эйлс, признали тот факт, что социальная среда очень ответственна за изменение поведения человека и его личности.

Влияние наследственности и окружающей среды на образование :

Знание наследственности и окружающей среды оказывает большое влияние на развитие человека. Развитие человека является продуктом как наследственности, так и окружающей среды. Характер развития детей определяется как наследственностью, так и средой.

В соответствии с моделью развития детей образовательная модель, методы и среда обучения должны быть созданы учителем в учебной ситуации. Таким образом, знание наследственности и окружающей среды помогает учителю различными способами, которые обсуждаются ниже.

и. Знание наследственности и окружающей среды помогает учителю знать различные потребности и способности детей.

ii. Это помогает обеспечить надлежащее руководство для своих детей в области образования, профессионального и личного.

iii. Это помогает учителю классифицировать учеников как одаренных, нормальных или медленно обучающихся и организовывать для них различные типы обучения.

iv. Это помогает учителю обеспечить лучшую учебную среду в школе.

v. Это помогает учителю понять принцип индивидуальных различий и соответствующим образом организовать образовательный опыт.

VI. Это помогает учителю изучить поведение детей в различных ситуациях.

vii. Она помогает учителю организовать различные учебные и внеклассные программы с максимальной пользой для детей.

Таким образом, знания как о наследственности, так и об окружающей среде имеют первостепенное значение для учителей, администраторов и специалистов по планированию образования. Если это будет реализовано, система образования изменится в значительной степени.

Главная ›› Психолог ›› Педагогическая психология ›› Наследственность

ВЛИЯНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

получить от родителей. Это включает в себя цвет глаз, цвет волос, телосложение, рост, цвет кожи и т. д. Таким образом, наследственность можно определить как передачу генетических признаков от родителей к детям.

Согласно Peterson , наследственность можно определить как то, что человек получает от своих предков через своих родителей. Это включает характер, черты характера, внешность, интеллект и когнитивные способности.

3.1.1 Влияние наследственности:

Влияние наследственности на различные аспекты человеческой личности приведено ниже. Ребенок наследует биологическую наследственность, которая передается через гены и хромосомы. например у родителей с хорошим ростом и здоровым телосложением обычно рождаются высокие и крепкие дети. В нем говорится, что потомство будет похоже на его родителей.

*  Ген является первичной основой наследственности. Это участок ДНК, содержащий закодированные инструкции. Поэтому на развитие ребенка большое влияние оказывают факторы наследственности. Близнецы и братья и сестры будут иметь сходные генетические образования, хотя закодированные инструкции будут иметь модификации.

Потомство может не походить на своих родителей, поэтому существуют вариации. Таким образом, каждый человек в той или иной мере уникален. цвет глаз может быть другим или дети могут быть не такими высокими, как их родители.

 

2. Об интеллекте

Определенные генетические черты отвечают за интеллект ребенка и связывают уровни IQ родителей, братьев и сестер. Способность к эффективному обучению, анализу и принятию решений развивается на основе уровня интеллекта, который ребенок наследует.

* Согласно Godard , у умных родителей будут умные дети, а у тупых родителей будут тупые дети.

Умственные способности, унаследованные ребенком, определяют его эмоциональное развитие. Тип эмоционального развития ребенка влияет на то, как ребенок развивает свои социальные, моральные и языковые навыки.

 

3. О характере:

Ребенок наследует черты характера от своих родителей. Согласно  Дагвелл  , развитие характера/природы человека также зависит от того, что человек унаследовал от своих родителей.

Нравственное развитие ребенка является частью развития и имеет глубокие корни в природе человека. Поэтому родители передают своим потомкам некоторые нравственные ценности. Это определяет понятие наследственности.

3.1.2 Значение/важность наследственности:

1. Наследственность закладывает основу интеллектуального потенциала или способностей ребенка, проявляя тем самым его врожденные таланты. Каждый ребенок наследует различные типы интеллекта от своих родителей. Некоторые наследуют аналитический интеллект, другие очень творческие, в то время как у третьих может быть больше практического интеллекта. Поэтому родители и учителя должны наблюдать и определять потенциальные области своих детей, а затем развивать и развивать эти области у таких детей.

2. Наследственность определяет созревание, которое является фактором, влияющим на обучение. Развитие генетически направленных изменений по мере того, как ребенок развивает основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег и прыжки, возникает в первую очередь в результате неврологического (мозгового) развития, увеличения силы и улучшения мышечного контроля — изменений, которые в значительной степени определяются унаследованными биологическими инструкциями.

3. Наследственность определяет личность, т.е. темперамент. Дети, кажется, имеют различные темпераменты почти с самого рождения. Темперамент личности диктует общую активность, приспособляемость, настойчивость, авантюрность, застенчивость, заторможенность, раздражительность и отвлекаемость. Темперамент Темперамент сильно влияет на обучение.

3.2 Окружающая среда : Значение и определение :

Окружающая среда — это совокупность нашего окружения . Слово «среда» произошло от французского слова Environia, означающего «окружать». Это относится к среде, в которой живут организмы. Люди взаимодействуют с окружающей средой более энергично, чем другие живые существа. Человек окружен воздухом, водой, растительностью, горами, плоскогорьями, реками и другими объектами. Все это вместе составляет окружающую среду.

Другими словами, под средой понимается то, что окружает живые существа со всех сторон и влияет на их жизнь в целом.

Окружающая среда играет важную роль в развитии жизни человека. Вклад окружающей среды в развитие человеческой жизни столь же важен, как и вклад наследственности. Так, некоторые психологи называют психологическую среду социальной наследственностью.

Поведенческие психологи уделяют больше внимания окружающей среде, чем наследственности.

Определения окружающей среды, данные различными мыслителями, приведены ниже –

Согласно Анн Настасе , «Окружающая среда – это тот фактор, который воздействует на человека помимо его жизни».

Согласно Holland and Douglas, «термин окружающая среда используется для описания в совокупности всех внешних сил, воздействий и условий, которые влияют на жизнь, природу, поведение и рост, развитие и зрелость живого организма». .

Согласно Gisbert, «Окружающая среда – это все, что непосредственно окружает объект и оказывает на него непосредственное влияние».

 

3.2.1 Воздействие окружающей среды:

Влияние окружающей среды на развитие ребенка по-разному. Это –

1. Физические различия

*  Хотя физические признаки в основном являются наследственными, влияние окружающей среды можно ясно увидеть. например люди, живущие в горных районах, имеют низкое телосложение, тогда как люди, живущие на равнинах, обычно высокие и сильные.

*  На протяжении многих поколений было замечено, что смена места влияет на физическое строение человека.

2. Влияние на превосходство рас

*  Некоторые расы интеллектуально превосходят другие не из-за наследственности, а из-за окружающей среды. Эти расы могут набрать больше очков, поскольку они оснащены лучшей интеллектуальной, культурной и социальной средой.

*  Если сын великого лидера останется в несовместимой среде, лишенной хорошей интеллектуальной и культурной атмосферы, он не сможет стать великим, как его отец.

3. Влияние на личность

*  Развитие или изменение личности больше зависит от окружающей среды, чем от факторов наследственности. Любой человек может развиться в лучшего человека, если он получит надлежащее окружение. Это факт, что личности меняются из-за разницы в окружающей среде.

*  Мы сталкиваемся со многими примерами рядом с нами, когда люди, рожденные в малообеспеченных или бедных семьях, смогли подняться благодаря лучшей окружающей среде, которая позволила их способностям работать в полную силу.

* Ньюман , Фриман и Хользингер изучили 20 пар близнецов , которых содержали в разных условиях , чтобы доказать это . Они содержали одну пару близнецов в сельской местности на ферме, а другую пару близнецов воспитывали в городской местности, полной социальных и культурных объектов. Когда обе эти пары выросли, в их личностных чертах обнаружилась значительная разница.

*  Близнец, выросший в сельской местности, оказался невежливым, беспокойным и менее умным. Напротив, близнецы, выросшие в городской среде, оказались более утонченными, беззаботными и умными.

4. Влияние на умственное развитие

*  Психолог Гардон считает, что умственное развитие человека замедляется в отсутствие надлежащей социальной и культурной атмосферы.

*  Он провел исследование среди детей, живущих у реки. Окружение этих детей было плохим и далеким от хороших влияний общества. Исследование показало, что умственное развитие этих детей также было затруднено из-за окружающей среды.

5. Множественное воздействие окружающей среды на растущих детей

Окружающая среда играет решающую роль в физическом, умственном, социальном и эмоциональном развитии любого человека. Изучение ребенка, выросшего в дремучем лесу, показывает, что он вырос среди диких животных. Некоторые охотники поймали этого ребенка в 1799 году. В то время ему было 11 или 12 лет.

Его физическая структура стала как у животных. Он ходил на руках и ногах и ел сырое мясо. Он не мог думать и говорить, как человек. Все попытки воспитать и сделать его цивилизованным не увенчались успехом.

 

Природа v / s Воспитание

*  Природа относится к генетическому влиянию или чертам, унаследованным ребенком от родителей. Воспитание связано с воспитанием ребенка или средой, в которой растет ребенок.

*  Такие философы, как Платон и Сократ, предполагают, что ребенок рождается с интеллектом, талантами и способностями, которые не зависят от влияния окружающей среды. Такие мыслители, как Джон Локк, считали, что разум начинается с пустого состояния, а знание определяется опытом 9.0003

*  Однако влияние природы (наследственность) и окружающей среды (воспитания) на развитие ребенка одинаково важно. Наследственность начинается с момента оплодотворения яйцеклетки, а роль окружающей среды начинается с рождения ребенка, но обе играют свою роль на протяжении всей жизни ребенка.

*  Например, борец имеет сильное телосложение из-за генетических влияний, но его физическая форма и выносливость зависят от еды и окружения, в котором он живет и тренируется.

ГЛАВА УПРАЖНЕНИЕ

1. Детерминанты индивидуальных различий у людей связаны с

( 1 ) различиями в окружающей среде 4) И наследственность, и среда взаимодействуют по отдельности

2. «Среда есть внешняя сила, влияющая на нас». Кто это сказал?

(1) Woodworth

(2) EJ Ross

(3) Anastasi

(4) Ни один из этих

3. Человеческая личность не является результатом

(1).

( 2 ) воспитание и образование

( 3 ) взаимодействие наследственности и среды

( 4 ) только среда

 

4. Что из перечисленного относится к вопросам, связанным с ребенком, его способностями и правильным развитием ?

( 1 ) Факторы наследственности

( 2 ) Факторы окружающей среды

( 3 ) Все вышеперечисленные

( 4 ) Ничего из перечисленного

 

9 наследственности?

(1) Сходство

(2) Вариация

(3) Регрессия

(4) Мотивация

6. Какую из следующих признаков может быть подходящим образом быть связанным с наследственностью?

(1) Проницательность

(3) Знание

(2) Внешний вид

(4) Тяжелая работа

(2) социальные и культурные факторы

(3) биологические и этические факторы

(4) дебаты о природе и воспитании

 

8. С каким из следующих утверждений можно связать роль наследственности и среды?

( 1 ) Роль среды статична , пока наследственность меняется из перечисленных

 

9. Какая из следующих форм развития находится под влиянием наследственности и окружающей среды?

A. Социальное развитие

B. Эмоциональное развитие

C. Психическое развитие

9000 2 D. Mental Development

9000 D. D. Mental Development

9000 3 D. D. D. Mental Development

9000 3 D. D. D. D. Mental Development
9000 D. D. D. D. Mental Development.

(2) A и B

(3) A, B и C

(4) Все эти

10. У Риты нос, как у отца. Это обусловлено

( 1 ) биологической наследственностью

(2) Социальная наследственность

(3) Поведенческое наследственность

(4) Образовательная наследственность

11. У интеллектуального отца умного ребенка из -за

(1) Нот

(2) Nutrition Nutrition

(3) школьная программа

(4) наследственность

12. Что из перечисленного относится к факторам внешней среды?

( 1 ) Семья

( 2 ) Предрасположенность к некоторым заболеваниям, таким как диабет

( 3 ) Цвет глаз

( 4 ) Группа крови

 

13. Какой из следующих факторов преимущественно связан с наследственностью?

( 1 ) Участие в общественной деятельности

( 2 ) Отношение к группе сверстников

( 3 ) Образ мышления

( 4 ) Цвет глаз

14. Здесь считается социальной структурой.

(1) первичный

(2) вторичный

(3) Dynamic

(4) Статический

15. На физические характеристики ребенка влияют

(1) ДНК отца

(2) ДНК матери

(3). ДНК как матери, так и отца

( 4 ) Окружающая среда

16. Факторы окружающей среды, влияющие на развитие, включают все перечисленное, кроме

( 1 ) культуры

( 2 ) качества образования

(3) телосложение

(4) качество питания

17. Наследственность и окружающая среда несовместимы друг с другом. A. Зависимая B. Дополнительная C. Кооперативная

(1) Только A

(2) Только B

(3) Только C

(4) Все эти

3 13 90.4 следующий не экологический фактор, влияющий на развитие ребенка?

( 1 ) Культура

( 2 ) Качество образования

( 3 ) Телосложение

( 4 ) Качество питания

( 3 ) взаимодействие между наследственностью и средой

( 4 ) Наследственность и среда взаимодействуют по отдельности

 

20. Ребенок правильно учится в среде, которая

( 1 ) уделяет должное внимание эмоциям и переживаниям ребенка

( 2 ) дает достаточно места для размещения

( 3 ) строгая дисциплина

( 4 ) есть возможность завести друзей

 

Вопросы прошлых лет

 

21. Личность человека есть результат

( 1 ) только наследственности

( 2 ) взаимодействия среды и образования

(

03

( 4 ) только окружающая среда

 

22. Один из однояйцевых братьев-близнецов усыновлен социально-экономически богатой семьей, а другой – бедной семьей. Что из нижеперечисленного можно наиболее вероятно наблюдать в отношении их показателей IQ через год?

( 1 ) Мальчик из бедной семьи наберет больше баллов, чем мальчик из богатой социально – экономической семьи

( 2 ) Социально – экономический уровень не влияет на показатель IQ

( 3 ) Мальчик из богатой социально – экономическая семья наберет больше баллов, чем мальчик из бедной семьи

( 4 ) Оба наберут одинаковое количество баллов

 

23. Что из следующего верно относительно роли наследственности и среды в развитии ребенка?

(1) И наследственность, и окружающая среда вносят 50-50% вклад в развитие ребенка

(2) Относительный вклад взрослых и генов не является аддитивным вместе

( 4 ) Ничего из вышеперечисленного

 

24. Какое из следующих утверждений верно?

( 1 ) Генетический состав влияет на восприимчивость человека к качествам окружающей среды

( 2 ) Усыновленные дети обладают тем же IQ, что и их приемные братья и сестры

( 3 ) Опыт не влияет на развитие мозга

( 4 ) Интеллект остается незатронутым школьным обучением

 

25. Дебаты о характере и воспитании относятся к 9

(3) среда и биология полемика «природа – воспитание»?

( 1 ) Биологические данные или наследственная информация

( 2 ) Темперамент человека

( 3 ) Сложные силы физического и социального мира

( 4 ) Окружающая нас среда

 

27. 6-летняя девочка проявляет исключительные спортивные способности. Оба ее родителя — спортсмены, каждый день посылают ее на тренировки, а по выходным тренируют. Ее способности, скорее всего, являются результатом взаимодействия между

(1) ростом и развитием

(2) здоровьем и обучением

(3) дисциплиной и питанием

(4) наследственностью и окружающей средой

Ответы

1.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts