Роль наследственности в развитии личности: 2. Роль наследственности в развитии личности

Как наследственность влияет на развитие детей

Общество

27 Января 2014, 15:43

Родительский опыт влияет на структуру и функцию нервной системы потомства. Детям могут передаваться страхи и фобии родителей.

Коллаж Ларисы Ветлугиной.

На развитие и формирование человека в основном влияют три фактора: наследственность, социальная среда и воспитание.

Наследственность — это способность живых организмов передавать различные характерные признаки и особенности развития своим потомкам. Иными словами, это передача имеющейся генетической информации от родителя к ребенку. Благодаря наследственности все живые существа сохраняют в потомках характерные черты своего вида.

Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Воспитание — третий существенный фактор развития и формирования личности (с точки зрения педагогики). Воспитание корректирует влияние наследственности и среды в целях реализации социальной программы развития личности. В принципе влияние среды и воспитания однотипны. Многие учёные в основе развития личности выделяют лишь два фактора —наследственность и среду. Разница лишь в том, что в отличие от стихийного влияния окружающей среды на человека, воспитание (школьное, семейное, религиозное) является процессом целенаправленным и сознательно контролируемым. Для развития природных задатков нужны работоспособность и трудолюбие. А последние являются теми качествами, которые возникают в результате воспитания. В этой связи вспоминаются фильмы по мотивам романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Ведь смог аббат Фариа воспитать из марсельского моряка Эдмона Дантеса настоящего аристократа. А сколько терпения понадобилось герою для освобождения.

Разные учёные по-разному относятся к тому, что в большей или меньшей степени воздействует на развитие личности, но сейчас я остановлюсь на наследственности (не умаляя роли воспитания и среды).

Многие знакомы с теорией Фрейда о том, что почти все психологические расстройства связаны с детством, поведением родителей. Но американские учёные в своих исследованиях пошли дальше. Заметив среди городских поколений циклы наркомании и психоневрологических проблем, группа учёных из университета Эмори (штат Джорджия) связала этот процесс с наследственностью и провела ряд экспериментов. Их исследования на животных показали, что дети нередко испытывают страхи своих родителей, даже в тех случаях, когда они никогда не сталкивались с причиной фобий.

Исследователи научили мышей бояться аромата сакуры, а затем исследовали их сперму. Во время изучения эякулята они обнаружили, что участок ДНК, отвечающий за чувствительность к данному запаху, стал более активным. Затем исследователи изучили поведение потомства участников эксперимента и выяснили, что два поколения грызунов оказались не только очень чувствительны к аромату сакуры, но и старались всячески избегать его, несмотря на то, что никогда не сталкивались с ним в своей жизни. Кроме того, в структуре мозга последующих поколений также произошли изменения.

Доктор Брайан Диас считает: «Родительский опыт заметно влияет на структуру и функцию нервной системы потомства… Полученные нами результаты свидетельствуют о трансгенерационной эпигенетической наследственности — это значит, что окружающая среда может влиять на генетику индивида, а он, в свою очередь, передает изменения следующим поколениям. Это один из механизмов, демонстрирующий отпечатки предков на потомках».

Британский профессор Маркус Пембри заявил, что «полученные выводы имеют важное значение для определения причин фобий, тревог и посттравматических стрессовых расстройств… Я подозреваю, что мы не сможем справиться с ростом нервно-психических расстройств, ожирения и диабета до тех пор, пока не примем во внимание опыт предыдущих поколений».

То есть эти опыты предполагают, что формирование человеческой личности начинается задолго до его рождения. Может, поэтому так важно развивать гармоничные отношения во всём обществе. Пожилые люди помнят, как много доброжелательных людей было в прежние времена. Но дело не в том, что все поголовно были проникнуты идеями социализма. История показала, что это было далеко не так. Но главной заботой общества было социальное развитие детей, и это давало свои плоды. Ну и, конечно, люди были благожелательны оттого, что были уверены в завтрашнем дне. Стабильность жизни — немаловажный фактор для хорошего самочувствия социального общества. А вот самые разнообразные попытки жёлтой прессы выпячивания негативных явлений приводит к суицидам и разного рода фобиям, которые, как видно из экспериментов упомянутых учёных, могут отрицательно отразиться даже на ещё зарождающихся клетках будущей личности.

У детей, воспитанных в доброжелательной атмосфере, больше возможностей для развития активности, творчества, оригинальности, дружеских чувств, в них больше эмоциональности во взаимоотношениях, нежели у их сверстников, живущих в условиях излишней строгости, дефицита теплоты и ласки.

На здоровье детей и развитие их личностных особенностей большое влияние оказывает структура семьи и характер внутрисемейных отношений. Гармоничному развитию мешают длительные конфликтные ситуации в семье, разводы родителей, воспитание единственного ребенка и др. Получается, как снежный ком в горах может превратиться в лавину, так и наше поведение может отрицательно или положительно отразиться на действиях наших потомков. Надо внимательно относиться и к тому, что выискивает на страницах интернета ваш ребёнок. Ведь интернет, как и остальные СМИ, очень сильно воздействует на ещё неокрепшее сознание. Мы, советское поколение, во время переходного периода тоже были как дети. Ведь мы были воспитаны на «стерильных» материалах. Свято верили в правдивость статей, преподносимых СМИ, вот поэтому многие и попались на крючки разных финансовых пирамид. Надо воспитывать в детях развитие собственного мышления. Этому, кстати, может способствовать и новая учебная литература, которая, как пишут, должна непредвзято подавать факты прошлого нашей страны.

Автор:Радик Мухарямов

Теги:воспитаниедетинаследственность

Читайте нас в

Роль наследственности в развитии человека

Главная>Книги по педагогике>Оглавление


Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма.
Наследственная программа развития человека обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования. К наследственным свойствам организма относятся прежде всего анатомо-физиологическая структура и такие особенности человеческого организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т. е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду.
Значительный теоретический интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). Для ответа на этот вопрос основополагающее значение имеет известное положение К Маркса об определенных жизненных силах, которыми человек наделен от природы Так, К. Маркс писал: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он… наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом, эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей в виде влечений…». Эти слова К. Маркса указывают прежде всего на то, что в воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов.
Эта направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает прежде всего возможность успешной деятельности в отдельных (в целом довольно широких) областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания. Как указывал К. Маркс, вопрос о том, «удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант,— это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей».
Наследование способностей в отдельных семьях, т. е. появление в ряде поколений людей, одаренных в определенной области, объясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях дети воспитывались в атмосфере интереса к определенному виду деятельности, их довольно рано начали привлекать к этой деятельности.
Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно-исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.
Эти задатки заложены в структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни. Однако в значительно большей степени успех в этой области деятельности будет обеспечен прилежанием, самой практикой и накоплением опыта в сфере данного вида труда.
Особенно острые, принципиальные теоретические споры между советскими и буржуазными педагогами вызывает вопрос о наследовании или наличии врожденных способностей к интеллектуальной деятельности. Советская медицина и соответственно педагогика признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность, например вялость клеток коры полушарий мозга детей алкоголиков, некоторые наследственные болезни и, в частности, психические заболевания. Имеющиеся же у нормальных (здоровых) людей различия в типах высшей нервной деятельности придают известное своеобразие протеканию мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности В целом следует признать, что развитие познавательных процессов и обучаемость физически здоровых и психически нормальных людей во многом определяется тем, в какие условия обучения они поставлены.
Признавая возможное биологическое неравенство задатков и способностей, советская педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлений к ним обучения, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого задатков и способностей. Советская система обучения и воспитания на деле обеспечивает это равенство условий для всестороннего развития всех и каждого, что не исключает дифференцированного подхода к учащимся и учета их индивидуальных особенностей.
Что же касается тестов, разрабатываемых буржуазными педагогами и психологами для якобы научного измерения врожденных интеллектуальных способностей, их тенденциозность, политическая и классовая направленность становятся все более очевидными и подвергаются критике даже в тех странах, где они применяются. Задания, которые при этом необходимо выполнить, требуют совершения различных мыслительных операций на материале, который бывает известен лишь детям, имеющим опре деленный опыт социального общения в определенной среде, и который чужд детям, выросшим в иных социальных условиях и домашнем окружении. Подобные тесты не имеют научной ценности и служат практически лишь целям классового разделения детей в обучении (Тесты же, ориентированные на изучение уровня обученности, имеют другой характер, и их можно применять в ходе педагогических исследований.)
Не менее острым является вопрос о наследовании психических свойств и обусловленности форм поведения физиологическими задатками. В буржуазной педагогике и психологии широко распространено положение о том, что все люди от природы рождаются добрыми или злыми, альтруистами или человеконенавистниками, а некоторым свойственна склонность к агрессии или совершению преступлений и т. п. Основной классовой и политической подоплекой этих утверждений является стремление за маскировать социальную природу преступности и посеять неверие в возможность формирования совершенного, гармоничного человека в новых, благоприятных социальных условиях, которые возможны лишь при социализме и коммунизме.
Развитие человека с физиологической точки зрения — очень сложный процесс. Различные его органы и системы на разных этапах возрастного созревания развиваются по-разному, наблюдается известная неравномерность и нескорректированность их развития в отдельные периоды роста и взросления человека, что в свою очередь сказывается на особенностях психического развития детей разного возраста, облегчая или, наоборот, усложняя работу воспитателей. Например, особые трудности представляет в силу особенностей анатомо-физиологического развития воспитание подростков. Однако это не дает основания считать, что те или иные формы поведения заложены в человеке от природы.
Советская педагогика и психология утверждают, что все психические качества личности приобретаются в процессе жизнедеятельности человека в труде и его общении с окружающей средой. В человеке от рождения не заложено никаких ни социальных, ни асоциальных программ поведения, т. е. его поведение в обществе биологически не запрограммировано. Люди рождаются свободными от моральных ценностей и представлений о формах поведения и отношения к другим людям, и процесс формирования этих личностных качеств для каждого человека начи нается фактически с нуля. Поскольку же для каждого он протекает в индивидуально-неповторимых условиях, даже при одинаковых внешних условиях (ибо у каждого человека не одинаковы на них реакции), каждый из них развивается по-своему и формирует свое индивидуальное отношение к миру, что не отрицает общих закономерностей формирования личности человека в условиях целенаправленного воспитания.
Психика человека, его психические проявления формируются под воздействием внешних условий, всегда преломляясь через внутренние индивидуальные условия каждого, и являются результатом, продуктом этого взаимодействия. Социальные стороны, личность человека формируются только посредством социальных условий и не могут быть предетерминированы биологическими основами человека.
В заключение следует отметить, что человек как биологический вид за относительно большой период своего развития подвергся весьма незначительным изменениям.
Изменение вида человека сможет произойти лишь в том случае, если наука даст в руки людей средства активно вмешиваться в генетический код. Это открытие, возможность которого наукой не отрицается, таит в себе огромную политическую и социальную опасность в том случае, если оно будет сделано в мире капитализма, поскольку там эти средства генетического воздействия могут оказаться в руках тех, кто сможет обратить их против человека, против естественного хода его развития.

www.p-lib.ru

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983.

Главная>Книги по педагогике>Оглавление

Роль наследственности в развитии личности

Личность шаблон основан на индивидуальных

наследственная одаренность, но это не наследуется. Это

продукт обучение в течение длительного курса

социальные отношения с людьми внутри и снаружи

дом. Как Андерсон указал, личность

организован вокруг узловые точки или переживания, которые

получили конкретные акцент.

В момент зачатие каждого нового человека

получает генетическое наследство который предоставляет все

возможности для его поведение и развитие

на протяжении всей его жизни время. Этот фонд включает

возможности для индивидуальное телесное снаряжение, для

развитие специальные навыки, способности и виды

поведения и для закономерности роста и изменения

на протяжении предсказуемый жизненный цикл.

Механика Наследственность

При оплодотворении, мужские и женские половые клетки объединяются

сформировать оплодотворенный яйцеклетка, содержащая около 46

хромосомы, половина из каждого родителя. Хромосомы

мелкие, нитевидные структуры, содержащие много

сотни ультрамикроскопические частицы, называемые «генами»,

какие настоящие носители наследственности человека.

Вместе, хромосомы, вероятно, содержат от 10

до 15 тысяч генов, из них сложная молекула

состоящий из тысячи атомов в специальных

распоряжения. гены несут в себе план для

индивидуальный развитие и направить его рост от

одноклеточная единица в взрослый. В пределах этого унаследованного

структура, ложь возможности поведения.

Роль наследственности

Личность шаблон определяется внутренне

и тесно связанные с созреванием физического

и умственный характеристики, составляющие

индивидуальный наследственное дарование. Хотя соц

и другие факторы окружающей среды влияют на форму

личность принимает, не прививается и не контролируется

снаружи, но развивается из потенциалов внутри

человек. основное сырье

телосложение личности, интеллект и темперамент

являются результатом наследственность. Как человек будет развиваться

зависит от воздействия окружающей среды, в пределах которых

человек растет.

Значение наследственные фонды в

определение личностный паттерн подвергался стрессу

многими исследователями. Обычно считается, что

формируется личность от взаимодействия значимых

фигуры (сначала мать, позже отец и братья и сестры,

позже внесемейный фигурки) вместе с ребенком. Ребенок

приводит к этому взаимодействие биологическая конституция, набор

потребностей и интеллектуальные способности, определяющие

способ, которым на человека действует

значимые фигуры в ее окружение.

В течение взаимодействие наследственных и

факторы окружающей среды, человек выбирает из своих

окружающая среда, что подходит что ему нужно и что он отвергает

не. Таким образом личность развивается через

взаимодействие с среда, в которой находится человек

сам инициировал.

Одна причина для подчеркивая роль наследственности в

развитие личности заключается в признании факта

эта личность шаблон подлежит ограничениям. А

лицо, унаследовавшее низкий уровень интеллекта, для

например, не может даже по наиболее выгодному

относящийся к окружающей среде условия, выработать модель личности

это приведет к адекватные личные и социальные

регулировка, чем человек с высоким уровнем

корректирование. Таким образом наследственность ставит пределы человеку

разработка.

Кроме того, признание наложенных ограничений

по наследственности подчеркивает то что люди не

совершенно свободен в выборе и развивать личность

образец, который они хотят. Снова используя интеллект как

иллюстрация это может быть сказал, что человек с низкой оценкой

интеллект не может развивать личность

выкройка лидера даже если он этого хочет и

хотя у него есть сильная мотивация попробовать


разработать личностные качества, необходимые для лидерства.

Влияние наследственности и окружающей среды на личность

Бхаджан Кумар 1947 просмотров 0 Комментарии 5 минут чтения

Личность — это набор характеристик или черт, которые отражаются в когнитивных, аффективных и поведенческих состояниях человека. Личность основана на многих факторах, таких как наследственность или окружающая среда.

Он может быть основан на врожденном или приобретенном опыте, скрытом или проявленном. Но в центре внимания моего эссе будет то, основана ли личность человека на величине генетического или экологического влияния. Личность можно разделить на две категории,

врожденные и приобрели характеристики.

Наследуемость — это статистическая мера, выражающая долю наблюдаемой изменчивости признака, которая является прямым результатом генетической изменчивости. Влияние среды можно разделить на два класса: общая и неразделенная среда.

Как наследственность, так и окружающая среда влияют на черты личности. Хотя среда человека играет важную роль в развитии его личности, факторы наследственности играют большую роль в определении расположения этой среды.

Наследуемость определяется как доля фенотипической изменчивости, приписываемая аддитивным эффектам генов. Генетический фон человека оказывает сильное влияние на его личность. Некоторые личностные черты с большой вероятностью могут быть унаследованы человеком.

Это видно при сравнении разнояйцевых и однояйцевых близнецов, а также близнецов, воспитанных вместе, с близнецами, воспитанными порознь. Цель такого исследования состоит в том, чтобы увидеть, что оказывает большее влияние на личность: генетический фон или влияние окружающей среды.

Исследования близнецов показали, что однояйцевые близнецы гораздо более похожи, чем разнояйцевые близнецы, что предполагает генетическое влияние. Исследования показали, что однояйцевые близнецы более похожи, чем разнояйцевые близнецы, по ряду показателей личности, что указывает на то, что характеристики передаются по наследству.

Если семейное окружение влияет на личностные характеристики, близнецы, воспитанные вместе, должны иметь больше сходства, чем воспитанные порознь. Однако это не так. Таким образом, посредством близнецовых исследований можно увидеть, что личность человека основана больше на наследственности, чем на влиянии окружающей среды.

Примером является наследственная шизофрения. Первоначально идея о том, что шизофрения может передаваться по наследству по генетическим причинам, не принималась во внимание. Вместо этого считалось, что шизофрения имеет экологическое происхождение, и теории возлагают вину на плохое воспитание.

Однако шизофрения является наследственным дефектом, которому никакие факторы окружающей среды не могут полностью противодействовать. Таким образом, индивидуум будет неполноценным, независимо от типа условий среды, в которых он воспитывается.

Ганс Айзенк также подчеркивал биологическую природу личности. Он утверждал, что черты личности передаются по наследству. Айзенк основал биологический и чертовой подход и считал, что генетическая структура играет значительную роль в формировании личности. Все пять

факторов теории Айзенка (экстраверсия, покладистость, добросовестность, невротизм и открытость) передаются по наследству.

Люди наследуют больше, чем глобальные склонности, суммированные пятью основными личностными факторами; специфические черты, такие как самосознание, общительность и открытость идеям, также специфически наследуются, и в этом отношении их лучше считать базовыми тенденциями, чем характерными адаптациями.

Изучая влияние родителей, можно увидеть, что воспитание оказывает тонкое влияние на личность. Результаты исследований по усыновлению показали, что дети мало похожи ни на своих приемных родителей, ни на приемных братьев и сестер. Вместо этого усыновленные дети становятся более похожими на своих биологических родителей.

Для личности у приемных « братьев и сестер » (генетически некоррелированные дети, усыновленные в одну и ту же приемную семью) корреляция близка к нулю, значение, подразумевающее, что общая среда не важна и что влияние среды, существенное для личности, не имеет значения. общее разнообразие.

Оценки наследуемости, а также оценки общих и уникальных влияний окружающей среды на личность хорошо согласуются с результатами исследований близнецов, предполагая, что доминирующая причина семейного сходства в личности может быть прослежена до генетических факторов, при этом общая среда имеет лишь небольшую эффект.

Таким образом, это показывает, что ни ролевая модель родителей, ни методы воспитания, которые влияют на всех детей в семье, по-видимому, не оказывают большого влияния на личностные черты.

Однако влияние окружающей среды также играет важную роль в развитии личности человека. Они определяют условия, при которых изменялась человеческая личность; они формируют множество навыков, ценностей, взглядов и идентичностей; они обеспечивают твердые формы, в которых выражаются черты личности; и они предоставляют индикаторы черт, из которых выводятся черты личности и утверждаются уровни черт.

Согласно Уолтеру Мишелю, большая часть личности человека находится под влиянием взаимодействия с окружающей средой. Поведение людей определяется ситуациями, в которых они находятся, а не какими-либо врожденными чертами личности.

Бандура также утверждал, что личность является результатом взаимного детерминизма — взаимодействия поведения, окружающей среды и переменных человека, таких как восприятие. Таким образом, согласно теориям Бандуры и Мишеля, влияние окружающей среды играет роль в формировании личности человека.

Влияние окружающей среды оказывает всепроникающее влияние и на черты личности. Согласно пятифакторной теории (БПФ), личность имеет биологическую основу, но хорошо известно, что перцептивный и обучающий опыт может изменить развивающийся мозг. Изменение личности связано с жизненным опытом.

Жизненный опыт может влиять на личность через воздействие на мозг. Недавние исследования показали, что травматический стресс может способствовать атрофии гиппокампа. Таким образом, это показывает, что жизненный опыт влияет на личность человека.

Влияние окружающей среды с точки зрения воспитания влияет на личность ребенка. Согласно БПФ, влияние родителей на детей, безусловно, не поддается исчислению; они питают, защищают, учат их; прививает привычки, антипатии и ценности и обеспечивает некоторые из самых ранних моделей социального взаимодействия и эмоциональной регуляции. Таким образом, в долгосрочной перспективе воспитание детей оказывает решающее влияние на развитие характерной адаптации.

Например, порядок рождения был возрожден как возможное влияние окружающей среды на развитие личности. Младший брат или сестра, как правило, более экстраверт, чем старший брат или сестра, поскольку младшему брату или сестре приходится прилагать больше усилий для получения родительского внимания из-за конкуренции со стороны других братьев и сестер. Таким образом, через порядок рождения он показывает, как семейное окружение влияет на личность человека.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts