Роль потребностей эмоций интересов и мировоззрения в формировании волевых действий: 15.1. Общая характеристика волевых действий

Содержание

15.1. Общая характеристика волевых действий

Общая психология

Психические процессы

Воля

Краткое содержание

Общая характеристика волевых действий. Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Произвольные и непроизвольные движения. Особенности произвольных движений и действий. Характеристики волевых действий. Связь воли и чувств.

Основные психологические теории воли. Проблема воли в работах античных философов, Проблема воли во времена средневековья. Концепции «свободы воли» в эпоху Возрождения, Экзистенциализм — «философия существования?. Подход И. П. Павлова к рассмотрению проблемы воли. Трактовка воли с позиции бихевиоризма. Концепция вили в работах Н. А. Бернштейна. Психоаналитические концепции воли.

Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий. Физиологические основы воли. Апраксия и абулия. Роль второй сигнальной системы в формировании волевых действий.

Основные и побочные мотивы волевых действий. Роль потребностей, эмоций, интересов и мировоззрения в формировании волевых действий.

Структура волевых действий. Компоненты волевых действий. Роль влечении и желаний в формировании мотивов и целей деятельности. Содержание, цели и характер волевого действия. Решительность и процесс принятия решения. Типы решительности по Джемсу. Борьба мотивов и исполнение принятого решения.

Волевые качества человека и их развитие. Основные качества воли. Самоконтроль и самооценка. Основные этапы и закономерности формирования волевых действий у ребенка. Роль сознательной дисциплины в формировании воли.

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели.

Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью — утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей 4’ункции две другие — активизирующую и тормозящую.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т. п. К этому же классу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д. Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при гневе мы непроизвольно стискиваем зубы; при удивлении поднимаем брови или приоткрываем рот; когда чему-то радуемся, то начинаем улыбаться и т. д.

Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным. К непроизвольному типу поведения в основном относятся импульсивные действия и неосознанные, не подчиненные общей цели реакции, например на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность и т. д. К непроизвольному поведению относятся и поведенческие реакции человека, наблюдаемые в ситуациях аффекта, когда человек находится под воздействием неконтролируемого сознанием эмоционального состояния.

В противоположность непроизвольным действиям сознательные действия, которые более характерны для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательность действий характеризует волевое поведение. Однако волевые действия могут включать в себя в качестве отдельных звеньев и такие движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер.

Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего уровнем своей сложности. Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых. Так, приведенный выше пример, когда человек хочет утолить жажду, встает, наливает воду в стакан и т. д., является примером сложного волевого поведения, включающего в себя отдельные менее сложные волевые действия. Но существуют еще более сложные волевые действия. Например, альпинисты, решившие покорить горную вершину, начинают свою подготовку задолго до восхождения. Сюда включаются тренировки, осмотр снаряжения, подгонка креплений, выбор маршрута и т. д. Но главные трудности ждут их впереди, когда они начнут свое восхождение.

Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.

Еще одним важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия — внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. Например, школьнику хочется играть с игрушками, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д. Примером внешних препятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.

Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны прежде всего внешними причинами, а не внутренними установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.

Обычно мы более или менее ясно осознаем то, ради чего совершаем те или иные действия, знаем цель, достичь которой мы стремимся.

Бывают же случаи, когда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия принято называть импульсивными. Степень осознания таких действий сильно снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе

цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия. Осуществляя задуманное действие, мы сталкиваемся со многими трудностями. Например, могут измениться условия выполнения действия или может возникнуть необходимость изменить средства достижения поставленной цели. Поэтому для того, чтобы достичь поставленной цели, человек должен постоянно сличать цели действия, условия и средства его выполнения и своевременно вносить необходимые коррективы. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями.

Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с нашими чувствами. То, что для нас является безразличным, не вызывающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий. Однако ошибочно полагать, что только чувства являются источниками волевых действий. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, выступают препятствием к достижению поставленной цели.

Поэтому нам приходится прилагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций. Убедительным подтверждением того, что чувства не являются единственным источником наших действий, служат патологические случаи потери способности переживать чувства при сохранении способности осознанно действовать. Таким образом, источники волевых действий весьма разноплановы. Прежде чем приступить к их рассмотрению, нам необходимо познакомиться с основными и наиболее известными теориями воли и с тем, как они раскрывают причины возникновения волевых действий у человека.

Воля и волевые действия. Природа и побудительные причины волевых действий.

Общая психология ↓

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т.п. К этому же классу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т.д.

Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при гневе мы непроизвольно стискиваем зубы; при удивлении поднимаем брови или приоткрываем рот; когда чему-то радуемся, то начинаем улыбаться и т.д.

Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным. К непроизвольному типу поведения в основном относятся импульсивные действия и неосознанные, не подчиненные общей цели реакции, например на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность и т.д. К непроизвольному поведению относятся и поведенческие реакции человека, наблюдаемые в ситуациях аффекта, когда человек находится под воздействием неконтролируемого сознанием эмоционального состояния.

В противоположность непроизвольным действиям сознательные действия, которые более характерны для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательность действий характеризует волевое поведение. Однако волевые действия могут включать в себя в качестве отдельных звеньев и такие движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер. Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего уровнем своей сложности. Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.

Еще одним важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия – внутренние или внешние. Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны прежде всего внешними причинами, а не внутренними установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.

Воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия. Для того, чтобы достичь поставленной цели, человек должен постоянно сличать цели действия, условия и средства его выполнения и своевременно вносить необходимые коррективы. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т.е. перестали бы быть волевыми действиями.

Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с нашими чувствами. То, что для нас является безразличным, не вызывающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий. Однако ошибочно полагать, что только чувства являются источниками волевых действий. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, выступают препятствием к достижению поставленной цели. Поэтому нам приходится прилагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций. Убедительным подтверждением того, что чувства не являются единственным источником наших действий, служат патологические случаи потери способности переживать чувства при сохранении способности осознанно действовать.

Особое значение в выполнении волевого действия имеет вторая сигнальная система, осуществляющая всю сознательную регуляцию человеческого поведения. Вторая сигнальная система активизирует не только моторную часть поведения человека, она является пусковым сигналом для мышления, воображения, памяти; она же регулирует внимание, вызывает чувства и таким образом влияет на формирование мотивов волевых действий-причины, которые побуждают человека действовать. Все мотивы волевых действий могут быть разделены на две основные группы: основные и побочные. В основе мотивов волевых действий лежат потребности, эмоции и чувства, интересы и склонности, и особенно наше мировоззрение, наши взгляды, убеждения и идеалы, которые формируются в процессе воспитания человека.

Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием. Желание само по себе не сдержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т.е. «фильтруется» через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели особую роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

  • Механизмы организации движений
  • Типы памяти
  • Виды волевых действий
  • Предмет и задачи общей психологии
  • Методы исследования в общей психологии
  • Классификация ощущений
  • Общая характеристика представления. Отличие представлений от восприятия.
  • Волевые свойства личности
  • Сознание и самосознание
  • Самооценка личности

Роль эмоций в принятии клинических решений: интегративный обзор литературы

1. Lerner JS, Li Y, Valdesolo P, Kassam KS. Эмоции и принятие решений. Анну Рев Психол. 2015;66:799. doi: 10.1146/annurev-psych-010213-115043. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

2. Кусев П., Персер Х. , Хейлман Р., Кук А.Дж., Ван Шайк П., Баранова В., Мартин Р., Эйтон П. Понимание рискованного поведения: влияние когнитивных, эмоциональных и гормональные факторы на принятие решений в условиях риска. Фронт Псих. 2017;8:102. дои: 10.3389/fpsyg.2017.00102. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

3. Crane MF, Brouwers S, Forrest K, Tan S, Loveday T, Wiggins MW, Munday C, David L. Положительный аффект связан со снижением фиксации в реалистичном медицинском симуляторе. Гум Факторы. 2017;59(5):821–832. doi: 10.1177/0018720817695191. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

4. Гарфинкель С.Н., Зораб Э., Наваратнам Н., Энгельс М., Мальорки-Баге Н., Минати Л., Доуэлл Н.Г., Бросшот Дж.Ф., Тайер Дж.Ф., Кричли Х.Д. Гнев в мозгу и теле: нервное и физиологическое возмущение принятия решений эмоциями. Soc Cogn влияет на нейроны. 2016;11(1):150–158. дои: 10.1093/скан/nsv099. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

5. Карпентер С.М., Йейтс Дж. Ф., Престон С.Д., Чен Л. Регулирование эмоций во время принятия сложных многоатрибутных решений: роль смещения согласованности перед принятием решения. ПЛОС Один. 2016;11(3):e0150873. doi: 10.1371/journal.pone.0150873. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

6. Keltner DT, Lerner JS. Эмоция. В: Gilbert DT, Fiske ST, Lindzey G, редакторы. Справочник по социальной психологии. Нью-Йорк: Уайли; 2010. С. 317–352. [Академия Google]

7. Heyhoe J, Birks Y, Harrison R, O’Hara JK, Cracknell A, Lawton R, O’Hara JK. Роль эмоций в безопасности пациентов: достаточно ли мы храбры, чтобы копнуть глубже? JR Soc Med. 2016;109(2):52–58. doi: 10.1177/0141076815620614. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

8. Bulmer Smith K, Profetto-McGrath J, Cummings GG. Эмоциональный интеллект и уход: интегративный обзор литературы. Int J Nurs Stud. 2009;46(12):1624–1636. doi: 10.1016/j.ijnurstu.2009.05.024. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

9. Palmer BR, Stough C. Workplace SUEIT: Тест эмоционального интеллекта Суинбернского университета – описательный отчет. Австралия: Исследовательский отдел организационной психологии, Суинбернский университет; 2001. [Google Scholar]

10. Жиньяк Г. Семифакторная модель эмоционального интеллекта, измеренная Genos EI. Eur J Psychol Asses. 2010;26(4):309–316. doi: 10.1027/1015-5759/a000041. [CrossRef] [Google Scholar]

11. Палмер Б.Р., Стаф С., Хармер Р., Жиньяк Г. Инвентаризация эмоционального интеллекта Genos: показатель, разработанный специально для приложений на рабочем месте. В: JDA P, Saklofske DH, Stough C, редакторы. Оценка эмоционального интеллекта: теория, исследования и приложения. Бостон, Массачусетс: Springer US; 2009 г.. стр. 103–117. [Google Scholar]

12. Фрешуотер Д., Стикли Т. Суть искусства: эмоциональный интеллект в обучении медсестер. Нур Инк. 2004;11(2):91–98. doi: 10.1111/j.1440-1800.2004.00198.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

13. Kooker BM, Shoultz J, Codier EE. Выявление эмоционального интеллекта в профессиональной сестринской практике. J Проф Нурс. 2007;23(1):30–36. doi: 10.1016/j.profnurs.2006.12.004. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

14. Bucknall T. Клинический ландшафт интенсивной терапии: принятие решений медсестрами. J Ад Нурс. 2003;43(3):310–319.. doi: 10.1046/j.1365-2648.2003.02714.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

15. Potthoff S, Presseau J, Sniehotta FF, Johnston M, Elovainio M, Avery L. Планирование рутины: привычка как посредник в отношениях между планированием и поведением у медицинских работников. . Реализовать науч. 2017;12(1):24. doi: 10.1186/s13012-017-0551-6. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

16. Родригес Ф., Родс Р.Э., Миллер К.Ф., Шах П. Изучение влияния анекдотических историй и взаимодействия индивидуальных различий в рассуждениях. Подумайте о причине. 2016;22(3):274–296. doi: 10.1080/13546783.2016.1139506. [CrossRef] [Google Scholar]

17. Schmidmaier R, Eiber S, Ebersbach R, Schiller M, Hege I, Holzer M, Fischer MR. Изучение фактов в медицинской школе недостаточно: какие факторы предсказывают успешное применение процедурных знаний в лабораторных условиях? BMC Med Educ. 2013;13(1):28. дои: 10.1186/1472-6920-13-28. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

18. Pintrich PR. Роль метакогнитивных знаний в обучении, преподавании и оценке. Теория Практика. 2002;41(4):219–225. doi: 10.1207/s15430421tip4104_3. [CrossRef] [Google Scholar]

19. Керасидоу А., Хорн Р. Создание пространства для эмпатии: поддержка врачей в эмоциональном труде клинической помощи. Медицинская этика BMC. 2016;17(1):8. doi: 10.1186/s12910-016-0091-7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

20. Симмонс Б. Клиническое рассуждение: концептуальный анализ. J Ад Нурс. 2010;66(5):1151–1158. doi: 10.1111/j.1365-2648.2010.05262.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

21. Лаури С., Салантера С. Разработка инструмента для измерения и описания принятия клинических решений в различных областях сестринского дела. J Проф Нурс. 2002;18(2):93–100. doi: 10.1053/jpnu.2002.32344. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

22. Фишхофф Б., Бейт-Маром Р. Оценка гипотезы с байесовской точки зрения. Psychol Rev. 1983; 90 (3): 239–260. doi: 10.1037/0033-295X.90.3.239. [CrossRef] [Google Scholar]

23. Chen S-L, Hsu H-Y, Chang C-F, Lin EC-L. Исследование коррелятов способностей практикующих медсестер принимать клинические решения. Джей Клин Нурс. 2016;25(7-8):1016–1024. doi: 10.1111/jocn.13136. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

24. Баннинг М. Обзор принятия клинических решений: модели и текущие исследования. Джей Клин Нурс. 2008;17(2):187–195. [PubMed] [Google Scholar]

25. Тиффен Дж., Корбридж С.Дж., Слиммер Л. Улучшение принятия клинических решений: разработка непрерывного определения и концептуальной основы. J Проф Нурс. 2014;30(5):399–405. doi: 10.1016/j.profnurs.2014.01.006. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

26. Крокерри П. Универсальная модель диагностического рассуждения. акад. мед. 2009;84(8):1022–1028. дои: 10.1097/ACM.0b013e3181ace703. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

27. Йохансен М.Л., О’Брайен Д.Л. Принятие решений в сестринской практике: анализ концепции. Нурс Форум. 2016;51(1):40–48. doi: 10.1111/nuf.12119. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

28. Пейн Л.К. Физиологические различия при принятии решений между опытными медсестрами и студентами медсестер: экспериментальное исследование. J Нурс образования. 2013;52(11):649–652. doi: 10.3928/01484834-20131017-02. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

29. Киселова О., Сорока Т. Система оценки анализа эмоционального состояния человека на основе кожно-гальванической реакции. Восточно-европейская компания J Enterprise Technol. 2013;6(9):18–21. doi: 10.15587/1729-4061.2013.18897. [CrossRef] [Google Scholar]

30. Бечара А., Дамасио Х., Дамасио А.Р. Роль миндалевидного тела в принятии решений. Энн Н.Ю. Академия наук. 2003;985(1):356–369. doi: 10.1111/j.1749-6632.2003.tb07094. x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

31. Бечара А., Дамасио Х., Дамасио А.Р. Эмоции, принятие решений и орбитофронтальная кора. Кора головного мозга. 2000;10(3):295–307. doi: 10.1093/cercor/10.3.295. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

32. Durning SJ, Costanzo ME, Artino AR, Graner J, van der Vleuten C, Beckman TJ, Wittich CM, Roy MJ, Holmboe ES, Schuwirth L: Neural base of nonanalytical экспертиза рассуждений во время клинической оценки. Поведение мозга 2015, 5(3):e00309-n/a. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]

33. Stevens FLP, Hurley RAMD, Taber KHP. Передняя поясная кора: уникальная роль в познании и эмоциях. J Нейропсихиатрия Clin Neurosci. 2011;23(2):121–125. doi: 10.1176/jnp.23.2.jnp121. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

34. Лернер Дж. С., Келтнер Д. За пределами валентности: к модели влияния конкретных эмоций на суждения и выбор. Познание Эмо. 2000;14(4):473–493. doi: 10.1080/026999300402763. [CrossRef] [Google Scholar]

35. Лернер Дж. С., Хан С., Кельтнер Д. Чувства и принятие потребительских решений: расширение структуры оценки-тенденции. J Потребляйте психол. 2007;17(3):181–187. doi: 10.1016/S1057-7408(07)70027-X. [CrossRef] [Google Scholar]

36. Лазарь Р.С. Эмоции и адаптация. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 1991. [Google Scholar]

37. Уиттемор Р., Кнафл К. Интегративный обзор: обновленная методология. J Ад Нурс. 2005;52(5):546–553. doi: 10.1111/j.1365-2648.2005.03621.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

38. Диксон-Вудс М., Агарвал С., Джонс Д., Янг Б., Саттон А. Синтез качественных и количественных данных: обзор возможных методов. Политика J Health Serv Res. 2005;10(1):45–53. doi: 10.1177/135581960501000110. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

39. Бут А., Папайоанноу Д., Саттон А. Систематические подходы к успешному обзору литературы. Лондон: SAGE; 2012. [Google Академия]

40. Торрако Р.Дж. Написание интегративных обзоров литературы: рекомендации и примеры. Hum Resour Dev Rev. 2005; 4 (3): 356–367. doi: 10.1177/1534484305278283. [CrossRef] [Google Scholar]

41. Мохер Д., Либерати А., Тецлафф Дж., Альтман Д.Г. PG: предпочтительные элементы отчетности для систематических обзоров и метаанализов: заявление PRISMA. ПЛОС Мед. 2009;6(7):e1000097. doi: 10.1371/journal.pmed.1000097. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

42. Pluye P, Gagnon M-P, Griffiths F, Johnson-Lafleur J. Система оценок для оценки исследований смешанных методов и одновременной оценки качественных, количественных и смешанных методов. методы первичных исследований в обзорах смешанных исследований. Int J Nurs Stud. 2009 г.;46(4):529–546. doi: 10.1016/j.ijnurstu.2009.01.009. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

43. Пирсон А. Баланс данных: включение синтеза качественных данных в систематические обзоры. Отчеты ЖБИ. 2004;2(2):45–64. doi: 10.1111/j.1479-6988.2004.00008.x. [CrossRef] [Google Scholar]

44. Kmet L, Lee R, Cook L. Инициатива HTA. Альберта, Канада: Фонд медицинских исследований «Наследие Альберты»; 2004. Стандартные критерии оценки качества для оценки первичных исследовательских работ из различных областей. [Академия Google]

45. Хатчинсон М., Джексон Д. Враждебное поведение клиницистов в рабочей среде медсестер и последствия для ухода за пациентами: систематический обзор смешанных методов. БМЦ Нурс. 2013;12:25. дои: 10.1186/1472-6955-12-25. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

46. Heyvaert M, Maes B, Onghena P. Синтез смешанных методов исследования: определение, структура и потенциал. Квант. 2013;47(2):659–676. doi: 10.1007/s11135-011-9538-6. [CrossRef] [Google Scholar]

47. Майлз М. Хуберманн: качественный анализ данных: расширенный справочник. Тысяча дубов: Sage Publications; 1994. [Google Scholar]

48. Гранехайм У. Х., Лундман Б. Качественный контент-анализ в исследованиях сестринского дела: концепции, процедуры и меры для достижения достоверности. Медсестра образования сегодня. 2004;24(2):105–112. doi: 10.1016/j.nedt.2003.10.001. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

49. Bach V, Ploeg J, Black M. Роль медсестер в принятии решений в конце жизни в условиях интенсивной терапии. Уэст Дж. Нурс Рез. 2009;31(4):496–512. doi: 10.1177/0193945908331178. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

50. Bryon E, Dierckx De Casterlé B, Gastmans C. «Потому что мы видим их обнаженными» — опыт медсестер по уходу за госпитализированными пациентами с деменцией: рассмотрение искусственного питания или гидратации (ANH) Биоэтика. 2012;26(6):285–295. doi: 10.1111/j.1467-8519.2010.01875.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

51. Кальвин А.О., Kite-Powell DM, Hickey JV. Восприятие медсестры отделения неврологии интенсивной терапии об уходе в конце жизни. J Neurosci Нурс. 2007;39(3):143–150. doi: 10.1097/01376517-200706000-00004. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

52. Чаффи Л., Ансуорт С., Фосси Э. Обоснованная теория интуиции среди эрготерапевтов в практике психического здоровья. Британский J Occup Ther. 2010;73(7):300–308. doi: 10.4276/030802210X12759925544308. [CrossRef] [Google Scholar]

53. Gallagher A, Bousso RS, McCarthy J, Kohlen H, Andrews T, Paganini MC, Abu-El-Noor NI, Cox A, Haas M, Arber A, et al. Согласованная переориентация: обоснованная теория принятия решений медсестрами в конце жизни в отделении интенсивной терапии. Int J Nurs Stud. 2015;52(4):794–803. doi: 10.1016/j.ijnurstu.2014.12.003. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

54. Харун Н.А., Финлей А.Ю., Салек М.С., Пиге В. Надлежащее и неуместное влияние на принятие решения о выписке из амбулаторного отделения в дерматологии: проспективное качественное исследование. Бр Дж Дерматол. 2015;173(3):720–730. doi: 10.1111/bjd.13946. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

55. Хов Р., Атлин Э., Хеделин Б. Работа медсестрой в доме престарелых для пациентов на грани жизни. Scand J Caring Sci. 2009; 23(4):651–659.. doi: 10.1111/j.1471-6712.2008.00656.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

56. Ислам Р., Вейр К.Р., Джонс М., Дель Фиол Г., Самор М.Х. Понимание сложных клинических обоснований инфекционных заболеваний для улучшения дизайна поддержки принятия клинических решений. BMC Med Информатика Принятие решений. 2015;15:101. doi: 10.1186/s12911-015-0221-z. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

57. Kim HJ, Choi JE, Kim MS, Kim SJ, Chang SO. Принятие медицинскими сестрами клинических решений для сохранения оставшихся способностей жителей домов престарелых. Джей Клин Нурс. 2016;25(9-10): 1326–1335. doi: 10.1111/jocn.13206. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

58. McAndrew NS, Leske JS, Balance Act A. Опыт медсестер и врачей при принятии решений об окончании жизни в отделениях интенсивной терапии. Клин Нурс Рез. 2015;24(4):357–374. doi: 10.1177/1054773814533791. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

59. McBee E, Ratcliffe T, Picho K, Artino AR, Jr, Schuwirth L, Kelly W, Masel J, van der Vleuten C, Durning SJ. Влияние контекстуальных факторов на клиническое мышление врачей-резидентов. Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2015;20(5):1225–1236. дои: 10.1007/s10459-015-9597-х. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

60. McLemore MR, Kools S, Levi AJ. Формирование исчисления: принятие решений медицинскими сестрами по уходу, связанному с абортом. Рес Нурс Здоровье. 2015;38(3):222–231. doi: 10.1002/nur.21655. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

61. Новик Р.Дж., Лингард Л., Кристанчо С.М. Вызов, спасение и угроза: понимание поведения экспертов при обращении за помощью во время нестандартных оперативных сценариев. J Surg Educ. 2015;72(2):302–309. doi: 10.1016/j.jsurg.2014.09.009. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

62. Smith M, Higgs J, Ellis E. Влияние опыта на принятие клинических решений кардиореспираторными физиотерапевтами в условиях неотложной помощи. Практика физиотермической теории. 2010;26(2):89–99. doi: 10.3109/09593980802698032. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

63. Столпер Э., ван Боховен М., Хубен П., Ван Ройен П. , ван де Виль М., ван дер Вейден Т., Ян Динант Г. Диагностическая роль внутренних ощущений в целом упражняться. Фокус-групповое исследование концепции и ее детерминант. BMC Fam Pract. 2009 г.;10:17. дои: 10.1186/1471-2296-10-17. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

64. Столпер Э., Ван Ройен П., Ван де Виль М., Ван Боховен М., Хубен П., Ван дер Вейден Т., Ян Динан Г. Консенсус по кишечнику ощущения в общем. BMC Fam Pract. 2009;10:66. дои: 10.1186/1471-2296-10-66. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

65. Tallentire VR, Smith SE, Skinner J, Cameron HS. Понимание поведения недавно получивших квалификацию врачей в условиях неотложной помощи. мед. образования. 2011;45(10):995–1005. doi: 10.1111/j.1365-2923.2011.04024.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

66. Тентлер А., Зильберман Дж., Патернити Д.А., Кравиц Р.Л., Эпштейн Р.М. Факторы, влияющие на реакцию врачей на просьбы пациентов об антидепрессантах: исследование фокус-группы. J Gen Intern Med. 2008;23(1):51–57. doi: 10.1007/s11606-007-0441-8. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

67. Альба Б. Факторы, влияющие на этическую способность медсестер скорой помощи принимать решения. Нурская этика. 2016; [ПубМед]

68. Александр С.К., Ладвиг С., Нортон С.А., Грэмлинг Д., Дэвис Дж.К., Мецгер М., ДеЛука Дж., Грэмлинг Р. Эмоциональный дистресс и сострадательные реакции на консультациях по принятию решений в паллиативной помощи. Дж Паллиат Мед. 2014;17(5):579–584. doi: 10.1089/jpm.2013.0551. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

69. Arevalo JJ, Rietjens AJ, Swart JS, Roberto Perez SGM, der Heide VA. Ежедневный уход при паллиативной седации: обзор опыта медсестер в принятии решений и их работе. Int J Nurs Stud. 2013;50(5):613–621. doi: 10.1016/j.ijnurstu.2012.10.004. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

70. Лафранс Робинсон А., Космерли С. Влияние эмоций клинициста на решения при лечении расстройств пищевого поведения у детей и подростков: исследование себя и других. Ешьте Беспорядок. 2015;23(2):163–176. doi: 10.1080/10640266.2014.976107. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

71. Кортни М., Кэри Н., Стеннер К. Консультации медсестер и пациентов: тематическое исследование в дерматологии. J Ад Нурс. 2009;65(6):1207–1217. doi: 10.1111/j.1365-2648.2009.04974.x. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

72. Гош А.К. О проблемах использования доказательной информации: роль клинической неопределенности. J Lab Clin Med. 2004;144(2):60–64. doi: 10.1016/j.lab.2004.05.013. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

73. Невалайнен М., Куикка Л., Сьоберг Л., Эрикссон Дж., Питкала К. Толерантность к неопределенности и боязнь ошибиться среди студентов-медиков пятого курса. Фам Мед. 2012;44(4):240–246. [PubMed] [Google Scholar]

74. Provost SM, Lanham HJ, Leykum LK, McDaniel RR, Pugh J. Проблемы здравоохранения: управление сложностью для достижения высокой надежности. Health Care Manag Rev. 2015;40(1):2–12. дои: 10.1097/HMR.0000000000000009. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

75. Dunphy BC, Cantwell R, Bourke S, Fleming M, Smith B, Joseph KS, Dunphy SL. Когнитивные элементы в принятии клинических решений: к когнитивной модели для медицинского образования и понимания клинических рассуждений. Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2010;15(2):229–250. doi: 10.1007/s10459-009-9194-y. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

76. Croskerry P, Abbass A, AW W. Эмоциональное влияние на безопасность пациентов. J Безопасность пациентов. 2010;6(4):199–205. doi: 10.1097/PTS.0b013e3181f6c01a. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

77. Faguy K. Эмоциональный интеллект в здравоохранении. Радиол Техно. 2012;83(3):237–253. [PubMed] [Google Scholar]

78. Чабели М. Навыки мышления высшего порядка, необходимые для обучения, основанного на результатах, от учащихся. Кураторис. 2006;29(3):78–86. doi: 10.4102/curationis.v29i3.1107. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

79. Пичофф А.М., Лин Д.М., Стиглер М. Эмоциональный интеллект: критический фактор для безопасности пациентов и профессионального успеха. Монитор АСА. 2015;79(5): 22–24. [Google Scholar]

80. Mayer JD, Roberts RD, Barsade SG. Способности человека: эмоциональный интеллект. Анну Рев Психол. 2008;59(1):507–536. doi: 10.1146/annurev.psych.59.103006.093646. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

81. Hess JD, Bacigalupo AC. Улучшение решений и процессов принятия решений за счет применения навыков эмоционального интеллекта. Манаг Рецис. 2011;49(5):710–721. doi: 10.1108/00251741111130805. [CrossRef] [Google Scholar]

82. Акерджордет К., Северинссон Э. Эмоциональный интеллект у психиатрических медсестер, рассказывающих о практике. Int J Ment Health Nurs. 2004;13(3):164–170. дои: 10.1111/j.1440-0979.2004.0328.х. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

83. Нел Дж. А., Йонкер К. С., Раби Т. Эмоциональный интеллект и хорошее самочувствие среди сотрудников, работающих в сфере ухода. J Psychol Афр. 2013;23(2):195–203. [Google Scholar]

84. Пор Дж., Барриболл Л., Фитцпатрик Дж., Робертс Дж. Эмоциональный интеллект: его связь со стрессом, совладанием, благополучием и профессиональной деятельностью студентов-медсестер. Медсестра образования сегодня. 2011;31(8):855–860. doi: 10.1016/j.nedt.2010.12.023. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

85. Марвос С., Хейл Ф. Эмоциональный интеллект и клиническая эффективность/удержание студентов медсестер. Азиатско-Тихоокеанский регион J Oncol Nursing. 2015;2(2):63–71. doi: 10.4103/2347-5625.157569. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

86. Маккаллин А., Бамфорд А. Междисциплинарная командная работа: полностью ли оценено влияние эмоционального интеллекта? Дж. Нурс Манаг. 2007;15(4):386–391. doi: 10.1111/j.1365-2834.2007.00711.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

87. Allen DE, Ploeg J, Kaasalainen S. Взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и эффективностью клинического обучения на факультете медсестер. J Проф Нурс. 2012;28(4):231–240. doi: 10.1016/j.profnurs.2011.11.018. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

88. Хатчинсон М., Ист Л., Стаса Х., Джексон Д. Достижение консенсуса в отношении характеристик передовой практики ухода за больными: метарезюме более чем двух десятилетий исследований. Нурс Рез. 2014;63(2):116–128. doi: 10.1097/NNR.0000000000000021. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

I263 Педагогика и психология, 2022 – Наука и образование в новом измерении

Вып. 263. 2022.

Данилина С. Совет в Филях переведена в аудиторию университета

https://doi.org/10.31174/SEND-PP2022-263X102-01

Аннотация. В статье обсуждается ролевая игра, предложенная студентам исторического факультета университета в рамках смыслоориентированной речевой деятельности на уроке ESP, проводимой в формате Zoom. Мотивация, вызванная у учащихся этим продуктивным заданием, подогрела их интерес к теме урока и усилила их энтузиазм к обсуждению исторических вопросов, вокруг которых строилась ролевая игра. В исследовании также рассматриваются возможные последствия использования метода, основанного на задачах, на уроках ESP для студентов истории и преимущества ролевой игры как задачи, стимулирующей студентов концентрироваться на близком к реальному смыслу. активность..

Ключевые слова: экстрасенсорное восприятие, ролевая игра, смысловая речь, мотивация, приобретение словарного запаса.

Данилина С. Совет в Филях переведен в аудиторию университета

Данильченко О. Критерии, показатели и уровни сформированности социально-правовой компетентности будущих офицеров Национальной гвардии Украины

В статье определены и обоснованы критерии, показатели и уровни сформированности социально-правовой компетентности будущих офицеров Национальной гвардии Украины. Предложены следующие критерии сформированности данной компетенции у будущих офицеров Национальной гвардии Украины: ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностно-поведенческий, ценностно-смысловой и рефлексивный. В статье раскрывается их сущность. Кроме того, в статье определены три уровня сформированности социально-правовой компетентности будущего сотрудника НГУ: низкий, средний, высокий. Выявлено также определение уровня сформированности отмеченной выше компетентности будущих офицеров НГУ по каждому критерию.

 

Ключевые слова: критерии, показатели, уровни, социально-правовая компетентность, будущие сотрудники НГУ.

Данильченко О. Критерии, показатели и уровни сформированности социально-правовой компетентности будущих офицеров Национальной гвардии Украины

Исаева С.Д. Коммуникативные сообщения как залог эффективного педагогического общения В статье подчеркивается значимая роль эффективного педагогического общения преподавателей и студентов в общеобразовательных учреждениях. Рассмотрены конструктивные стратегии коммуникативных сообщений, использование которых не вредит отношениям между ними. Даны определения Я- и Ты-сообщений и примеры их применения. Рассмотрены возможные ошибки при использовании You-сообщений. Подчеркнута большая эффективность Я-сообщений и выделены варианты их использования.

 

Ключевые слова: Томас Гордон, учитель, ученик, Я-сообщение, Вы-сообщение, педагогическое общение  

С. Д. Исаева Коммуникативные сообщения как залог эффективного педагогического общения

П.

Караджова, Д. Бойкина Синергетические аспекты преемственности в образовании

https://doi.org/10.31174/SEND-PP2022-263X102-04

Аннотация. В статье проводится обзор основных концепций преемственности в образовании с целью поиска возможностей ее реализации в синергетическом аспекте. Выясняется связь организованности и самоорганизации как неотъемлемых компонентов рефлексивно-синергетического подхода в образовании.

 

Ключевые слова: преемственность, образование, синергетический подход.

П. Караджова, Д. Бойкина Синергетические аспекты преемственности в образовании

Карпенко В. Лидерские качества на этапе профессионализации офицера ВДВ

https://doi.org/10.31174/SEND-PP2022-263X102-05

Аннотация. В статье освещаются лидерские качества офицера десантно-штурмовых войск на основе предыдущих исследований лидерства в вооруженных силах. С учетом особенностей, условий прохождения военной службы и анализа обследованных репрезентативных выборок среди военнослужащих ВДВ ВСУ сформированы, обобщены и описаны 12 основных лидерских качеств офицера. Учитывая специфику военной среды и требования к деятельности ВДВ, предлагается рассматривать выделенные лидерские качества как основные на этапе профессионализации офицеров ВДВ в последипломном образовании.

 

Ключевые слова: военачальник, ВДВ, лидерские качества, лидерство, офицер-лидер.

Карпенко В.Лидерские качества на этапе профессионализации офицера ВДВ

Карупу О.В., Олешко Т.А., Пахненко В.В. О преподавании некоторых вопросов аналитической геометрии украинским и иностранным студентам технических специальностей в Национальном авиационном университете.

https://doi.org/10.31174/SEND-PP2022-263X102-06

Аннотация. Для профессионального развития будущих специалистов всех технических специальностей важно как наличие теоретических знаний в различных областях математики, так и умение использовать эти знания при освоении инженерных дисциплин. В статье представлен наш опыт преподавания на английском языке некоторых вопросов аналитической геометрии иностранным и украинским студентам технических специальностей в Национальном авиационном университете. Рассмотрены проблемы методического и организационного характера, возникающие в процессе обучения аналитической геометрии в англоязычных академических группах с многонациональным составом.

 

Ключевые слова: преподавание аналитической геометрии, преподавание высшей математики, преподавание математических дисциплин, преподавание на английском языке.

Карупу О.В., Олешко Т.А., Пахненко В.В. О преподавании некоторых вопросов аналитической геометрии украинским и иностранным студентам технических специальностей в Национальном авиационном университете.

Коновалов Д.В. Проблема формирования физической подготовленности будущих специалистов в психолого-педагогической теории

https://doi.org/10.31174/SEND-PP2022-263X102-07

Резюме. В статье анализируются научные подходы к формированию физической готовности будущих специалистов в высшем военно-учебном заведении к профессиональной деятельности. Определена роль формирования физической подготовленности будущих офицеров как компонента формирования профессиональной готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности. Анализируется трактовка понятия «физическая готовность к профессиональной деятельности». Доказано, что физическая готовность — это физическое состояние офицера, позволяющее ему успешно выполнять боевые и иные задачи по назначению в соответствии с требованиями современного боя и устойчиво переносить военно-профессиональные физические нагрузки, в том числе непосредственно управленческую деятельность. Отмечается необходимость соблюдения требований субъектно-деятельностного подхода как эффективной методологической основы формирования готовности военачальника к управленческой деятельности. Представлена ​​характеристика физической подготовленности (предименный, номинальный, потенциальный уровень, профессиональный уровень, творческий профессиональный уровень). Указано на наличие связи между физической подготовленностью будущих специалистов и уровнем физического здоровья. Отмечается необходимость учета возрастных, половых и индивидуальных особенностей будущих специалистов, а также резервных возможностей их организма на разных этапах развития. Представлен ряд факторов и обстоятельств, препятствующих совершенствованию физического воспитания курсантов и укреплению их здоровья.

Ключевые слова: физическая подготовленность, высшее военное учебное заведение, показатели физической подготовленности, профессиональная подготовка, специалист.

Коновалов Д. Проблема формирования физической подготовленности будущих специалистов в психолого-педагогической теории

Мороз Ю.Е. Жизненный путь ученого, педагога-новатора Бориса Коротяева

https://doi.org/10.31174/SEND-PP2022-263X102-08

Статья раскрывает жизненный и творческий путь, педагогические взгляды, педагогические взгляды выдающегося украинского педагога, профессора, педагога-новатора Бориса Коротяева. В частности, выявлены факторы, оказавшие решающее влияние на формирование характера и мировоззрения ученого. Выявлено, что жизненный путь Бориса Коротяева недостаточно исследован в отечественной педагогике. Приведенные в статье факты свидетельствуют о высоком профессионализме, моральных принципах и преданности делу Бориса Коротяева.

Ключевые слова: жизненный и творческий путь; украинский педагог; Исследователь; Борис Коротяев.

Мороз Ю.Е. Жизненный путь ученого, педагога-новатора Бориса Коротяева

Мшвидобадзе Т. Модель NDEI в разработке материалов для ЭЛТ

https://doi.org/10.31174/SEND-PP2022-263X102-09

Аннотация. Современные классы требуют значительных изменений в процессе преподавания и обучения, особенно с точки зрения автономных компонентов обучения и ресурсов, основанных на потребностях. Студенты должны быть в состоянии связать то, что они изучают в классе, со своими реальными интересами и потребностями. В статье представлена ​​модель оценки потребностей, проектирования, оценки и реализации (NDEI), которая представляет собой руководство о том, какие шаги следует предпринять для эффективного планирования задач. Цель статьи — определить взаимосвязь между контекстуальными заданиями и словарной компетенцией. Цель этого эссе — увидеть, насколько эффективно использование модели для создания задач. В двух контрольных и двух экспериментальных группах для сбора статистических данных использовались предварительные, во время и отсроченные пост-тесты, а также проводились тесты для оценки результатов с использованием двустороннего квазиэкспериментального плана. Согласно результатам, материалы, ориентированные на интересы и потребности учащихся, оказали значительное влияние на словарный запас.

 

Ключевые слова: Лексика, разработка материалов, модель, контекстные задачи.

Т. Мшвидобадзе Модель NDEI в разработке материалов ELT

Новогородская М.М. Коррекция аддикции одаренных подростков к виртуальной среде

https://doi.org/10.31174/SEND-PP2022-263X102-10

Аннотация. В статье описывается коррекция пристрастия одаренных подростков к виртуальной среде с помощью таких педагогических средств, как общение, творческая деятельность, обучение, познание и игры. Представлены результаты мировых исследований по данному вопросу, а также результаты нашего исследования зависимости от виртуальной среды одаренных подростков и их сверстников. Описаны педагогические средства профилактики и коррекции аддикции одаренных подростков к виртуальной среде.

Ключевые слова: профилактика, коррекция, одаренные подростки, зависимость от виртуальной среды, интернет-зависимость, педагогические средства.

Новогородская М.М. Коррекция зависимости одаренных подростков от виртуальной среды

А. О. Роляк Высшее образование и студенческая мобильность в скандинавском дискурсе

https://doi.org/10.31174/SEND-PP2022-263X102-11

Аннотация. Цель: Сегодня, когда общество, основанное на знаниях, требует адаптировать свою рабочую силу к современному, гибкому и инновационному производству, мобильность студентов стала неотъемлемой частью европейской системы образования. В статье предлагается сравнительный анализ исторического фона, оценка современной ситуации, принципов и новых политических инициатив по доступности в системах высшего образования стран Североевропейского региона. Северный контекст является наиболее важным для развития студенческой мобильности и доступности высшего образования, поскольку эти страны накопили уникальный опыт в этой сфере, создав демократические, бесплатные и равные системы высшего образования, которые существуют как компонент обучения на протяжении всей жизни. Материалы и методы: Несколько источников в европейской и скандинавской образовательной среде в разные моменты времени с 19 до н.э.90 до 2022 года были использованы при сборе данных для этого исследования. С помощью подхода тематического исследования, включающего качественные методы аналитической индукции и обобщения, было проведено «контекстуальное сравнение» для выявления характерных черт студенческой мобильности в высших учебных заведениях Северного региона и изучения процесса в хронологическом порядке. заказ. Результаты: Мобильность студентов в Европе и во всем мире требует существенной корректировки на законодательном, структурном и контекстуальном уровнях. На основе сравнительного анализа особенностей политики в исторической ретроспективе автор обосновал постмодернистские инициативы, влияющие на построение доступной для всех эффективной модели высшего образования.

 

Ключевые слова: студенческая мобильность, непрерывное обучение, северное измерение, доступность, вузы, сравнительный анализ.

А. О. Роляк Высшее образование и студенческая мобильность в скандинавском дискурсе

О.В. Шаповалова, С.Л. Парфилова, О.И. Гаврило, Л.В. Пушкарь Этапы реформы среднего образования в Великобритании (середина ХХ века – начало XXI века)

https://doi.org/10.31174/SEND-PP2022-263X102-12

Резюме. В статье рассматриваются реформы среднего образования в Великобритании, являющиеся учением отечественных компаративистов. В последнее время различным аспектам реформ среднего образования посвящено множество диссертаций. Нынешний опыт реформирования среднего образования Великобритании обусловлен прежде всего тем, что в нем происходят активные и последовательные изменения, которые привели к значительному повышению качества его деятельности. Этапы реформ определяются, прежде всего, для обоснования позиций государства в различных сферах и сферах общественной деятельности. Содержание и направленность образовательных реформ в Великобритании отражают интересы политических сил, оказавшихся у власти. Структурные реформы, происходившие в системе среднего образования Великобритании в середине ХХ века и в начале XXI века, носили непрерывный характер, растянулись на несколько политических циклов, что обеспечило их системность и эффективность. В середине ХХ века в связи с общими процессами глобализации произошли кардинальные изменения, затронувшие основы образования. Краеугольным камнем всех преобразований в образовании является интеграция. Национальная система образования вступает в эпоху непрерывных реформ, основной задачей которых является повышение качества образования в процессе конвергенции национальных образовательных систем. Одной из предпосылок успешного развития любой страны является обеспечение ее будущего, во многом зависящего от текущей реформы системы образования. Автор подчеркивает, что неолабористы выбрали такие ориентиры реформы среднего образования: 

1) развитие образования в соответствии с законами рыночной экономики рассматривается как реализация нового национального императива инвестирования в будущее национального экономического процветания;

2) осознание невозможности значительного увеличения государственных расходов на социальные услуги и одновременное стремление соблюдать идеи социального равенства привели к реализации принципа «избирательного универсализма»;

3) реализация принципа конкуренции между учебными заведениями в государственном секторе образования; внедрение рыночных механизмов повышения качества, эффективности и результативности образования;

4) конкуренция является ответом на новую силу и средства для достижения баланса. Для совершенствования национальной системы среднего образования в нашей стране целесообразно и необходимо изучить положительные реформы среднего образования в Великобритании.

 

Ключевые слова: реформы среднего образования, структурные реформы, Национальная учебная программа, институциональная дифференциация, централизованное и децентрализованное образование, механизмы управления.

О.В. Шаповалова, С. Л. Парфилова, О. И. Гаврило, Л. В. Пушкарь Этапы реформы среднего образования в Великобритании (середина ХХ века – начало XXI века)

Шемчук В. Особенности подготовки будущих офицеров к выполнению задач в ходе антитеррористической операции

https://doi.org/10.31174/SEND-PP2022-263X102-13

Аннотация. В статье анализируются некоторые особенности вопросов подготовки будущих офицеров ВМФ и приводятся результаты по разработке технологии педагогической профессиональной и физической подготовки для эффективного выполнения задач антитеррористической операции. Экспериментально проверена практическая эффективность разработанной педагогической технологии для курсантов морского профиля для повышения качества подготовки и боевого применения будущего морского офицера.

Ключевые слова: педагогическая технология, профессиональная подготовка, готовность матроса-офицера, антитеррористическая операция.

Шемчук В.О. Особенности подготовки будущих офицеров к выполнению задач в ходе антитеррористической операции

Шевченко О.М. Применение кейс-метода для изучения украинского языка как иностранного в медицинских вузах

https://doi.org/10.31174/SEND-PP2022-263X102-14 

Аннотация. В статье анализируются преимущества использования метода конкретных ситуаций (кейс-метода) в медицинских вузах профессиональной подготовки иностранных студентов. Кейс-метод рассматривается как образовательная технология, основанная на решении конкретных ситуаций (кейсов) на занятиях. Выявлены закономерности и педагогические принципы использования кейс-метода в профессиональной подготовке студентов-медиков. Описано понимание сущности образовательной ситуации в рамках использования кейс-метода – ее необходимости отражать специфические аспекты ситуации будущей профессиональной деятельности. Требования к построению кейсов анализируются исходя из: достаточности данных для анализа ситуации и принятия решений; возможность ввода дополнительных данных в условиях, приводящих к изменению стратегических и тактических решений; многовариантное достижение поставленных целей. Представлена ​​общая логика работы в рамках кейс-метода и алгоритм его применения. Показаны результаты применения кейс-метода в рамках исследовательского, дидактического, коммуникативного, диагностического и прикладного аспектов его понимания. Делается вывод о том, что использование метода кейсов в обучении иностранных студентов-медиков дает возможность студентам получить личностно значимые знания в ситуациях имитации профессиональной деятельности и обеспечивает всестороннее общение студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности.

 

Ключевые слова: кейс-метод, профессиональная подготовка студентов-медиков, задачи и цели кейс-метода, характеристика кейса (учебной ситуации), алгоритм кейс-метода.

Шевченко О.М. Применение кейс-метода для изучения украинского языка как иностранного в медицинских вузах

Шевченко И. В., Кордюк О. М. Использование методики CLIL в преподавании курса практического английского языка для студентов 1 курса филологических факультетов высших учебных заведений Украины в условиях смешанного и дистанционного обучения

https://doi.org/10.31174/SEND-PP2022-263X102-15 

Аннотация. Статья посвящена использованию методики предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) в процессе изучения «Практического курса английского языка» студентами 1 курса филологических факультетов высших учебных заведений Украины с тестами для самостоятельной работы. и самоконтроль в смешанном и дистанционном обучении. Обращается внимание на эффективность проверки и систематизации знаний с помощью этого метода при изучении дисциплины. Цель статьи – выделить основные преимущества использования методики CLIL в обучении студентов 1 курса филологических факультетов высших учебных заведений Украины при преподавании дисциплины «Практический курс английского языка». Акцент сделан на эффективности использования тестов для самостоятельной работы и самоконтроля, которые дают студентам возможность проверить свои знания английского языка в условиях смешанного и дистанционного обучения. В исследовании подчеркивается, что использование методики CLIL повышает мотивацию студентов к изучению английского языка, способствует развитию их умственных способностей, целенаправленному усвоению лексических единиц и грамматических знаний, которые будут использованы в их будущей профессиональной деятельности.

 

Ключевые слова: содержательно-языковое интегрированное обучение, практический курс английского языка, смешанное обучение, дистанционное обучение, будущая профессиональная деятельность, зачет, самостоятельная работа, самоконтроль.

Шевченко И.В., Кордюк О.М. Использование методики CLIL в преподавании курса практического английского языка для студентов 1 курса филологических факультетов высших учебных заведений Украины в условиях смешанного и дистанционного обучения

Тяхур В. М. Внедрение элементов дизайн-образования в подготовку будущих учителей начальных классов как средство повышения технологической компетентности В статье рассматривается необходимость внедрения элементов дизайнерского образования в подготовку будущих учителей начальных классов при изучении технологического образования, что связано с современными требованиями общества к развитию художественно-проектной деятельности в технике и различных конструкциях и создает новые требования. как по ключевым, так и по проектно-технологическим компетенциям. Внедрение элементов дизайн-образования определяет задачу восстановления в начальной школе связи проектно-технологической деятельности на основе общих компетенций, на основе интеграции компетентностного и проектного подходов, что позволит актуализировать формы, методы и содержательные аспекты учебный процесс.

 

Ключевые слова: проектирование, дизайнерское образование, конструкторско-технологическая деятельность, предметно-преобразующая деятельность, компетентность, будущие учителя начальных классов.

Тяхур В.М. Внедрение элементов дизайнерского образования в подготовку будущих учителей начальных классов как средство повышения технологической компетентности

Ягупов В.В., Кириченко Е.Н. Диагностическая компетентность и ее формирование у будущих специалистов по теории педагогики

https://doi.org/10.31174/SEND-PP2022-263X102-17

Резюме. В статье рассмотрены и систематизированы результаты научных исследований диагностической компетентности и ее формирования у будущих специалистов в области теории педагогики. Анализируется сущность понятий «компетентность», «формирование», «педагогическая диагностика», «диагностическая компетентность». Выявлено, что целенаправленная работа по формированию у будущих специалистов диагностической компетентности является важной составляющей профессиональной деятельности педагогов в системе профессионального образования, в том числе непосредственно в системе военного образования.

 

Ключевые слова: диагностическая компетентность, педагогическая диагностика, будущий специалист.

Диагностическая компетентность и ее формирование у будущих специалистов педагогической теории Ягупов В.В., Кириченко Е.Н.

Гутырия М. Взаимосвязь психологических факторов профессиональной самореализации студентов-психологов, переживающих кризис профессиональной готовности

https://doi.org/10.31174/SEND-PP2022-263X102-18

Аннотация. В статье представлен научно-теоретический анализ выделенных автором работы по профессиональной самореализации студентов-психологов, переживающих кризис профессиональной готовности: эмоционально-волевой, когнитивный, рефлексивный, физиологический и соматический, социальное взаимодействие. Определены и охарактеризованы основные показатели каждого фактора, благодаря чему представлена ​​общая картина взаимосвязи между ними и роль каждого в формировании личности студента-психолога как специалиста.

Ключевые слова: профессиональная самореализация, студенты-психологи, кризис профессиональной готовности, эмоционально-волевой фактор, когнитивный фактор, рефлексивный фактор, физиолого-соматический фактор, фактор социального взаимодействия.

Гутырия М. Взаимосвязь психологических факторов профессиональной самореализации студентов-психологов, переживающих кризис профессиональной готовности

Мельник О. А. Теория развития психики Вильгельма Амента

https://doi.org/10.31174/SEND-PP2022-263X102-19

Резюме. В статье представлены представления об умственном развитии выдающегося немецкого ученого, отстаивавшего необходимость ознакомления людей с особенностями психического развития ребенка Вильгельма Амента. Выявляются ключевые позиции ученого по отношению к психическому развитию. Указаны факторы и механизмы, влияющие на психическое развитие. Выявлены первичные показатели психического развития и их взаимосвязь. Представлена ​​научная идея У.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts