Руководитель и лидер: Материалы не найдены • Asana

6.1. Руководитель и лидер. Менеджмент: учебный курс

6.1. Руководитель и лидер

В организации руководители различного уровня (от низшего до высшего) входят в аппарат управления, но не все работники управления являются руководителями. Руководители – это лица, принимающие решения, обязательные для выполнения всеми подчиненными, т. е. как непосредственными исполнителями, так и руководителями нижележащих уровней. Право руководителя принимать решение определяется данной ему властью. Чтобы руководить, надо иметь полномочия, которые делегируются свыше лицу, занимающему соответствующую должность.

Иное содержание имеет слово лидер. Буквально оно означает «ведущий», идущий впереди. Принципиальное различие между руководителем и лидером состоит в том, что руководитель назначается или избирается, он обязательно занимает какую-либо должность, дающую ему право подчинять себе других, командовать. Лидер не избирается, не назначается. Лидером становятся вследствие признания окружающих. Лидер тоже имеет власть над теми, кто его считает таковым. Но это власть не должности, а авторитета.

Руководителя можно назвать формальным лидером. Он может стать и фактическим, неформальным, если это признают подчиненные. Совершенно очевидно, что в целях повышения эффективности управления крайне желательно, чтобы руководитель был не формальным, а фактическим лидером, безусловно признанным подчиненными. Теоретически такое желание можно осуществить путем подбора руководителей из числа неформальных лидеров, что нередко и использует руководство организаций на практике. Но таким путем задачу можно решить не всегда. Во-первых, неформальные лидеры могут оказаться совершенно неподготовленными к выполнению обязанностей руководителя ни по своему образованию, ни по опыту работы. Во-вторых, интересы неформальных лидеров нередко не совпадают с интересами организации, а иногда и просто противостоят интересам работодателя.

Гораздо продуктивнее другой путь – постепенное превращение руководителя в лидеры.

Эту цель должны ставить перед собой и всячески содействовать ее достижению и сам руководитель, и руководитель более высокого уровня. Для этого руководителю надо четко представлять себе, как можно стать лидером, как завоевать авторитет, власть которого выше формальной власти, очерченной полномочиями руководителя.

Руководитель должен иметь:

     • широкое общее представление о положении дел за пределами своего подразделения, осознание изменений во внешней среде и возможностях их использования;

     • чуткость к ситуациям внутри и вне фирмы;

     • творческий подход и умение мотивировать действия, решения свои и персонала;

     • желание и способность сотрудничать;

     • понимание результатов, умение планировать и выполнять планы;

     • способность идти на риск;

     • способность принимать решения;

     • готовность дать оценку полученным результатам и определить программу развития фирмы и ее персонала.

По своему отношению к работе руководители делятся на пассивных и активных. Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. В повседневной работе такие руководители ограничиваются решением узких проблем, рассматривая их с рутинных позиций. Они берутся лишь за то, что идет на пользу их карьере, не пытаются расширять свой кругозор, а нехватку знаний и идей пополняют тем, что заимствуют их у подчиненных. Руководитель активного типа стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе, конструктивно использует любые (даже конфликтные) ситуации, не боясь риска и ответственности.

Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть. Власть – это возможность влиять на поведение других. В дополнение к формальным полномочиям руководителю требуется власть, так как он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Власть и влияние – инструменты лидерства – являются фактически единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения разнообразных ситуаций.

Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он не сможет получить через других людей ресурсы, необходимые для определения и достижения целей. Именно власть является необходимым условием успешной деятельности организации.

Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти. В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег. Без содействия этих людей он не может эффективно осуществлять свои функции. Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя.

Не существует реальной абсолютной власти, ибо никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. Сколько власти имеет тот или иной человек в конкретной ситуации? Это определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица (чем больше зависимость от другого, тем больше и власть другого лица).

Обычно руководитель имеет власть над подчиненными, которые зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и другое. Однако в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, если от них зависят наличие необходимой для принятия решений информации и неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие бывает необходимо для руководителя. Важно также влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания.

Использование руководителем в одностороннем порядке своих полномочий в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, при которой они захотят продемонстрировать собственную власть. Это может привести к напрасной трате усилий и снизить уровень достижения целей, поэтому эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти, достаточной для обеспечения достижения целей, но не вызывающей у подчиненных чувства обездоленности и, как следствие, непокорности. Кроме подчиненных, над руководителем могут иметь власть его коллеги.

Власть может принимать разнообразные формы.

1. Власть, основанная на принуждении. Она ассоциируется со страхом лишиться или не получить удовлетворение какой-либо насущной потребности (уважения, работы, положения в обществе). Эта форма власти дает временный эффект. Длительное ее применение вызывает скованность, отчуждение, текучесть кадров.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Здесь имеет место положительное подкрепление действия вознаграждением, которое активизирует исполнительную деятельность подчиненного.

3. Экспертная власть. Подчиненный убежден, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить его потребности.

4. Эталонная власть (власть примера). Такая власть основана на личных свойствах руководителя и носит название харизмы. Харизма – это влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников.

5.

Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и готов подчиняться им. Он реагирует на должность, а не на личность. Все руководители пользуются законной властью, потому что они получили полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Осторожно – «лидер»!

Осторожно – «лидер»! Высокопримативные человеческие особи, то есть те, у которых в поведении преобладают не рациональность и альтруизм, а инстинктивные чувства и стремления, как правило, эгоцентричны, эгоистичны и конфликтны.

Именно они по своей животной природе

Лидер выбран

Лидер выбран Лидером рабочей группы с большой осторожностью был выбран Щелл Сунде (Kjell Sunde). У него уже был опыт подобных проектов: в «Hydro» его называли «полицией риска». Он возглавлял независимую группу, которую часто призывали для оценки и повторной проверки

11.2. Лидер – это сильный характер

11.2. Лидер – это сильный характер Можно сказать, что это достаточно распространенная точка зрения, если не самая распространенная. В лидере сосредоточено множество черт характера, которых нет у других представителей группы. Лидер эффективен, потому что он волевой, смелый,

11.3. Лидер – это тот, кто оказывает влияние

11.3. Лидер – это тот, кто оказывает влияние Как мы знаем (или догадываемся), существуют разные способы оказания влияния.

Нами они рассматриваются в другой книге. Разумеется, другие авторы тоже уделяют способам оказания влияния большое внимание. Ограничимся перечислением

11.4. Лидер подчиняет других

11.4. Лидер подчиняет других Когда мы смотрим на лидера с этой точки зрения, мы видим его как человека, который побуждает суммой своих личностных черт делать других людей то, что нужно лидеру. Здесь можно сказать, что лидерство – это умение добиваться подчинения

11.6. Лидер – это стяжатель власти

11.6. Лидер – это стяжатель власти Что руководит человеческим поведением? Секс, деньте, власть. Для лидера все три составляющие важны, но особенно власть. А что нужно человеку, у которого есть власть? Еще больше власти. Как же еще можно взглянуть на лидера, с какой

15.2.

Конфликтующий лидер

15.2. Конфликтующий лидер Хотя, есть еще один вопрос! И он, как всегда вечный. Вить или не бить? О, бедный Шекспир! Сколько вариаций на твою тему! Сколько людей продолжают использовать то, что когда-то ты в порыве своего гения воплотил в Гамлете! Вить или не бить? Вот в чем

Вдохновляющий менеджер как лидер

Вдохновляющий менеджер как лидер Лидерские задачи вдохновляющего менеджера таковы:? увлечь изложением перспектив на будущее;? формировать у сотрудников представление о значимости и важности их повседневной работы для общества / компании/коллег;? разбираться в вопросах

Лидер в технологиях

Лидер в технологиях Существует распространенное мнение, что компания Apple является лидером в инновациях в области высоких технологий. Прежде чем делать какие-либо утверждения, позволим предложить читателю три истории, которые можно объединить общей идеей: «Apple или

Лидер, который служит

Лидер, который служит Следующие несколько недель Дебби пребывала в радостном воодушевлении. Наконец она соединила все рассказанное ей Джеффом в четкую и стройную картину. По мере того как приближался день их очередной встречи, она все сильнее волновалась. Страшно

Чем лидер отличается от простого руководителя — Карьера на vc.ru

{«id»:13764,»url»:»\/distributions\/13764\/click?bit=1&hash=79976b2d7abe8a57904084c6487771aa36d771f529a5bf38263ec256faa78a49″,»title»:»\u041a\u0430\u043a \u0431\u044b\u0441\u0442\u0440\u043e \u043e\u0442\u0440\u0430\u0441\u0442\u0430\u044e\u0442 \u0443\u043f\u0430\u0432\u0448\u0438\u0435 \u0430\u043a\u0446\u0438\u0438?»,»buttonText»:»\u0410 \u043a\u0442\u043e \u0437\u043d\u0430\u0435\u0442?»,»imageUuid»:»ef3e9b0f-1781-5f5e-a821-98d21c2b58eb»,»isPaidAndBannersEnabled»:false}

В новой колонке гендиректор Телеконтакта Денис Садовский размышляет, какие качества делают руководителя кем-то большим, чем обычный надсмотрщик за подчиненными.

1292 просмотров

Англо-русский словарь сообщает нам, что leader — это «ведущий, первый, идущий впереди».

За лидером идут.

Почему? Причин много. Возможно, верят, что он знает, куда ведет их. Или чувствуют силу: примерно за этим народ ходит на стадионы – слиться с толпой и почувствовать силу единого организма, пусть и туповатого, это приятное для многих ощущение. Может, с ним прикольно. А может, человек вокруг себя деньги разбрасывает, и так далее.

В общем, лидер — пастырь добрый, как сказано в Евангелии.

Антоним доброго пастыря – пастырь обыкновенный, то есть пастух. А проще говоря – надсмотрщик.

Надсмотрщик может ходить с кнутом и сторожевыми собаками (строгий шеф, который вопит на подчиненных), а может быть тихим формалистом с электронными ошейниками, которые бьют стадо током, если оно далеко разбредается (пропускная система, отчеты о потраченном времени за день и так далее).

Надсмотрщики вполне эффективны для решения простых задач – «копать от забора до обеда» – но не подходят для сложных. Лидер, конечно, должен точно так же следить за KPI: если хочешь чем-то управлять, это нужно измерять. Но в целом его задача другая.

Надсмотрщик ставит цели и контролирует, лидер насыщает эти цели смыслом и вдохновляет коллег своим примером. Лидер – это не манипулятор, лидер – мотиватор. Для надсмотрщика важнее результат, для лидера – команда.

CEO компании SAS Джеймс Гуднайт как-то сказал: «Каждый вечер 95 процентов всех активов моей компании разъезжаются на машинах по домам. Моя задача — создать такие условия труда, чтобы на следующее утро у всех этих людей возникло желание вернуться обратно».

Лидеры умеют переплавить эгоизм, свойственный каждому человеку, стремление к личному благу в стремление к благу для всех, убеждая и побуждая сотрудников работать вместе. Таким образом, быть лидером вне коллектива невозможно: лидерство – это ресурс, возникающий в группе.

Лидерство – это способность формировать и поддерживать команды, группы или организации, которые стабильно показывают высокий результат. Этот результат в сравнении с результатом конкурентов – единственный критерий для оценки работы лидеров.

Исследователи говорят о качествах, которыми обладают лидеры успешных компаний:

· Принципиальность. Лидер выполняет обещания, не лжет, не имеет любимчиков, не пользуется должностным положением.

· Компетентность. Он всегда в курсе, о чем идет речь.

· Ум. Он быстро принимает правильные и надежные решения.

· Осознанность. Он умеет объяснять, почему важен именно этот аспект.

· Настойчивость. На пути к цели лидера ничто не остановит.

Идеальный руководитель – лидер, а не надсмотрщик. Хочешь стать лидером с точки зрения бизнеса – стоит развивать эти качества. Оценить себя, признать свои слабые стороны и начать над ними работать. Работа над собой – это тоже пример для окружающих, и пример вдохновляющий.

Голова против лидерства сердца: великие дебаты

Чтобы справиться с собой, используйте свою голову; чтобы обращаться с другими, используйте свое сердце.
— Элеонора Рузвельт

«Сердце» против «Голова» продолжает оставаться одним из главных споров в мире лидеров и развития лидерства. На эту тему написано так много, но в основном с точки зрения выбора одной стороны над другой.

Что, если бы это был не сценарий «или-или» или «лучше-хуже», а просто понимание уникальности каждого поведения.

Лично я, как тренер, люблю эту тему и подумал, что пришло время изложить все факты в простом и лаконичном виде, а вы, читатель, решите сами. Давайте посмотрим на исследования относительно за и против руководства головой по сравнению с сердцем.

 

Ведите головой

Люди, которые ведут за собой только головой, могут показаться бесчувственными или не заботящимися об уникальных качествах, которые окружающие привносят в игру. Обычно они плохо знают свою команду (или коллег) и не понимают, как воодушевить или мотивировать других.

Сильные стороны
• Остается сосредоточенным на цели.
• Занимается долгосрочным мышлением и планированием.
• Увеличивает изображение.
• Любит открывать новые возможности.
• Сканирует горизонт в поисках следующей большой возможности.

Слабые стороны
• Не полностью учитывает влияние изменения на организационную культуру.
• Может быть менее склонен сосредотачиваться на индивидуальных потребностях членов команды.
• Жалуется на отсутствие прогресса в достижении целей.
• Не уделяет должного внимания процессу достижения целей.
• Пренебрегает обеспечением обработки тактических деталей процесса изменения.

«Лидерство с головой означает компетентность и знания»

 

Руководствуйтесь своим сердцем

Люди, которые руководствуются только своим сердцем, могут показаться чрезмерно эмоциональными, основывая свои решения на том, могут ли быть задеты чьи-то чувства. Такой тип поведения обычно приводит к тому, что лидер избегает конфликта. Лидеры только сердца хорошо мотивируют команды, но обычно им не хватает направления и стратегии, необходимых для их мотивационных навыков.

Сильные стороны
• Призывает людей участвовать в обсуждениях, принятии решений.
• Действия по устранению проблем процесса, таких как конфликт.
• Прислушивается ко всем точкам зрения.
• Признает и хвалит других за их усилия.
• Помогает уменьшить стресс, поднимая настроение.

Слабые стороны
• Рассматривает командный процесс и организационный климат как самоцель.
• Не может бросить вызов или противоречить другим.
• Не осознает важность выполнения задач.
• Злоупотребляет юмором и другими методами смягчения конфликтов.
• Не делает акцент на долгосрочном планировании

«Руководство сердцем означает заботу и связь»

Заключительные мысли:
Хотя каждый стиль руководства имеет как положительное, так и отрицательное влияние. По-прежнему нельзя отрицать, что лидер, который с готовностью обладает способностью вести за собой как головой, так и своим сердцем, является уникальным и влиятельным человеком, который может подняться почти в любом случае.

Мандела однажды сказал: «Хорошая голова и доброе сердце — всегда грозная комбинация», и он был прав.

Ваша цель как лидера – найти здоровое сочетание разума и сердца, когда вы ведете других, чтобы они могли учиться и развиваться. По мере того, как вы продолжаете развивать свои собственные лидерские навыки, вы лучше понимаете, когда их использовать.

Вам слово: Вы руководитель типа головы, сердца или того и другого?

Пожалуйста, оставьте свой комментарий ниже, так как ваши идеи очень ценятся и дают возможность учиться для всех, кто читает эту статью.


С руководством,
Джошуа
www.JoshHMiller.com

Пожалуйста, нажмите «Подписаться» , если вы хотите получать от меня больше информации в будущем.

Другие недавние и популярные публикации Джошуа Миллера:
10 черт, которые источают очень уверенные в себе женщины
5 шагов к удалению негативных людей из вашей жизни
7 фраз, которые убивают все сеансы мозгового штурма
6 причин, почему вы должны присоединиться к группе вдохновителей
Как культивировать счастье, как Далай-лама
Как провести убийственную презентацию на рабочем месте, которая могла бы конкурировать с Ted Talk
Как улучшить свое присутствие и командование Комната
8 типов коллег, которые могут подорвать вашу продуктивность

Быть лидером «голова-сердце-руки» – понедельник 8:00

На прошлой неделе в ходе обсуждения ценностей с нашей командой старшего звена, Шайлешем Дешпанде, руководителем программы «Таланты и лидерство». Разработка для Группы, рассказал о том, как 9Руководителям 0003 сегодня нужен другой сценарий, чтобы мотивировать, заряжать энергией и вовлекать членов своей команды . Нам нужно выяснить, что нам нужно сделать по-другому, чтобы наладить связь с нашими командами и добиться желаемой производительности. Нам необходимо адаптировать наш подход, чтобы использовать различные стили работы и точки зрения членов нашей команды.

Традиционно лидерство было скорее методом кнута и пряника. Многие лидеры придерживались более директивного или авторитарного подхода, что давало им гораздо больше контроля.

Сегодня все по-другому. Многое изменилось в отношениях и сложности среды, в которой мы работаем. То, что вы назначены руководителем, не означает, что вы будете пользоваться уважением. Чтобы добиться успеха, нужно совсем другое. Нам нужен более интегрированный подход — чтобы пробудить воображение членов нашей команды и способствовать более тесному сотрудничеству.

Еще в 1994 году Джон Николлс предложил структуру лидерских навыков, предложив считать их основой вдохновляющее лидерство (сердце), стратегическое лидерство (голова) и руководящее лидерство (руками) . Это, возможно, даже более актуально, двадцать три года спустя.

Итак, опираясь на это, мое сегодняшнее послание посвящено тому, что нужно, чтобы быть «целостным» лидером — руководить головой, сердцем и руками .

Что такое лидерство «голова-сердце-руки»?

Клара Шиш в своей статье Лучший совет: Руководствуйтесь головой, сердцем и руками рассказывает о лучшем совете, который она когда-либо получала от своего коллеги по совету директоров Starbucks и наставника Крейга Везеропа, бывшего генерального директора PepsiCo:

«Крейг часто напоминает мне, что ключом к лидерству являются «голова, сердце и руки», что означает, что вы должны иметь здравый смысл в бизнесе и руководить страстно и целеустремленно, не боясь засучить рукава и работать вместе со своими людьми. ежедневно.»

Мы все в разной степени демонстрируем эти аспекты лидерства головой, сердцем и руками. Большинство из нас склонны сильно склоняться к одному или двум из этих аспектов и слабее в других. Идея здесь не в том, чтобы изменить свой основной стиль или предположить, что один подход лучше другого. У всех у них есть свои преимущества, так же как и свои недостатки. Однако важно то, что вы можете определить и использовать свои естественные сильные стороны. В то же время будьте осторожны с потенциальными слепыми зонами и будьте готовы учиться и много работать, чтобы преодолеть их.

Барбара Траутлейн, доктор философии. в организационной психологии и более чем 25-летним опытом оказания помощи предприятиям в проведении изменений, говорит о том, что современные лидеры должны иметь высокий CQ — «Интеллект к изменениям». Автор книги «Интеллектуальные изменения: используйте силу CQ, чтобы привести к постоянным изменениям», она справедливо отмечает, что Учитывая растущую сложность и текучесть макросреды сегодня, успешным компаниям нужны лидеры, представляющие собой смесь всех трех стилей и способные адаптироваться к ситуации и требованиям своих людей.

«…кто умеет руководить головой – ориентируясь на глобальную цель и бизнес-задачи; сердце – умение вовлекать, тренировать и мотивировать людей; и своими руками — предоставляя тактические инструменты и навыки, необходимые как руководитель проекта».

Траутлейн ссылается на результаты глобального опроса руководителей компаний, проведенного PwC в 2013 году. В пятерку лидеров, которыми больше всего восхищаются опрошенные руководители, вошли Уинстон Черчилль, Стив Джобс, Махатма Ганди, Нельсон Мандела и Джек Уэлч. Качества, которыми люди больше всего восхищаются в них, — это сильное видение, мотивация, забота, новаторство, настойчивость и этичность — сумма голова-сердце-руки приближается к .

Ваш естественный стиль руководства больше похож на стиль провидца (руководство головой), тренера (руководство сердцем) или исполнителя (руководство руками)? И что вы можете сделать, чтобы использовать это и стать более «целостным» лидером?

Руководить головой (Визионер)

Почти дальновидные в своем подходе люди, которые больше руководят головой, сосредоточены на более широкой картине. Это почти обязательное условие для большинства руководящих должностей. Если это ваш естественный стиль, вы, скорее всего, будете руководствоваться бизнес-целями и ростом. Вам понравится планировать и строить будущее, а также искать новые возможности. Вы сосредоточены и целеустремленны. Это очень четко становится вашим основным мерилом успеха. Поскольку вы настолько целеустремленны, вы сможете ясно показать ощутимые достижения. Вы также будете готовы принимать вызовы и экспериментировать, если это направлено на достижение долгосрочной цели.

Обратная сторона, однако, заключается в том, что вы с меньшей вероятностью будете учитывать влияние вашего выбора и действий на более мягкие аспекты, такие как люди и культура . Вы можете не тратить достаточно времени на понимание индивидуальных потребностей и стилей членов вашей команды или на вовлечение людей в процесс принятия решений просто потому, что считаете, что это замедляет общий процесс. Хотя вы будете быстро фокусироваться на достижении целей, вы не будете слишком беспокоиться о том, «как» этот процесс. Это может сбить вас с толку.

Помните, вам недостаточно создать видение. Вы должны быть в состоянии использовать его, чтобы взволновать и вдохновить вашу команду. Найдите способ заставить их почувствовать, что они тоже владеют этим. Кроме того, покажите им, как это могло бы выглядеть в более реальных условиях, детализировав дорожную карту с этапами.

Лидерство сердцем (Тренер)

Люди, которые руководят сердцем и сотрудничают друг с другом, преуспевают благодаря энергии людей и взаимоотношений. Вдохновляющие и страстные, эти лидеры заставят свои команды сплачиваться и принимать решения, вовлекать людей в дискуссии и активно поощрять различные точки зрения .

Если вы отождествляете себя с этим стилем руководства, вы, вероятно, идете на компромиссы, чтобы отдавать предпочтение людям, а не процессам. Динамика в вашей команде и культура, которую вы поддерживаете, будут самоцелью. Но вы рискуете пренебречь важностью долгосрочного планирования и необходимостью достижения целей . Ваш естественный стиль, вероятно, не подходит для трудных разговоров. Вы также можете ошибаться, отмахиваясь от конфликта и не давя на людей сильнее.

Хотя нет сомнений в том, что люди критичны, вы также должны сосредоточить эти усилия на общей цели. Будьте осторожны, чтобы не позволить производительности отойти на второй план.

Ведение руками (Палач)

Исполнители, как следует из названия, превосходны в исполнении. Люди с этим доминирующим стилем будут чрезвычайно эффективными и преуспеют в планировании. Они ломают стереотип лидерства, закатывают рукава и не боятся замарать руки. Они будут тщательно планировать, почти кропотливо детализировать задачи, а затем удвоить усилия на последней миле выполнения. Это люди, на которых вы можете положиться, чтобы установить высокие стандарты производительности и соответствовать им.

Если вам нравится вести руками, вам нужно быть осторожным, чтобы не сосредотачиваться на исполнении настолько, чтобы стать негибким.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts