Лидер VS Руководитель. Часть 1.
Лидер действует открыто, босс — за закрытыми дверьми. Лидер ведет за собой, а босс управляет.
Теодор Рузвельт
В каждой компании есть формальный руководитель, управляющий всеми важнейшими процессами. Если представить организацию как единый живой организм, где каждый сотрудник представляет собой жизненно важный орган, то руководитель, несомненно, является мозговым центром. Он передает информацию во все структурные системы (каковыми являются отделы) на совещаниях, связывает их между собой, продумывая систему подчинения, а также координирует работу каждого подразделения. Но зачастую внутри организации появляется неформальный лидер, который имеет не меньшее влияние на коллектив, чем руководитель. Какое место он займет в этой сложной системе? И кем он является – третьей почкой, которая не несет вреда, или зловредным аппендиксом, который подлежит удалению? Попробуем разобраться.
Кто такой РУКОВОДИТЕЛЬ?
Словарь «Психология» под редакцией А. В.Петровского, М.Г.Ярошевского дает следующее определение: Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несёт юридическую ответственность за деятельность группы и определяет систему наказания и поощрения подчинённых. В отличие от лидера, руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу в других организациях.
Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях. В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще, назначают, лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими, признаваемыми вне группы, властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.
В чем разница, спросите Вы? Руководитель – это человек, который «распределяет роли» и управляет работой коллектива, задействуя при этом административный, формальный ресурс. Лидер же использует неформализованные ресурсы: ценности, потребности группы, её ожидания и стремления. Лидер, по сути, также является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного управленца. Он не командует, а ведет за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями. Лидером, таким образом, становится, лицо, принявшее на себя добровольно большую ответственность, чем предписано должностью.
И есть ещё одно важное отличие лидера от руководителя. Лидер ведёт за собой, руководитель же направляет группу и её участников в нужном ему направлении. Здесь уместна следующая аллегория — лидер: «Делай, как я», руководитель: «Делай, как я сказал».
Конечно, лидером и руководителем в организации может быть одно и то же лицо. Управляющая должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Можно быть первым лицом в организации, но не являться фактически лидером – поскольку обязанности лидера нельзя вписать в должностные инструкции. Лидер – это человек, признанный окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей и показать выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
Но есть еще несколько пунктов, которые отличают лидера от руководителя:
- Лидер коллектива вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Для него люди – это коллеги, а не подчиненные. Свое взаимодействие с ними он строит больше на фактах и в рамках конкретно установленных и всем известных целей.
- Лидер воодушевляет людей, привносит энтузиазм в работу. Он четко видит конечный результат и знает, как проходить этапы к его достижению. Лидер уверен в том, что он делает, лидер воодушевлен тем, что он делает. Лидер способен сам ставить коллективу достижимую цель.
- Руководитель может занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего он по необходимости ориентируется на кем-то установленные цели свыше и лично в них не заинтересован. Даже несмотря на тот факт, что новые вершины легко им преодолеваются.
- Руководитель на первое место ставит порядок во взаимодействии с подчиненными. Эмоциональная составляющая отношений практически исключена. Сотрудники для него – это работники, выполняющие свои обязанности и относящиеся к нему с уважением.
Лидеры умеют учитывать и прислушиваться к потребностям работников, уважают их ценности и движущие эмоции, поскольку находятся «на одной стороне баррикады». Лидеры не требуют к себе уважения, они его заслуживают.
- Руководители ради достижения целей и мотивации подчиненных используют контроль. Наказания могут преобладать над поощрениями. Недочеты и провалы зачастую обсуждаются больше, чем достижения и успехи.
Лидеры же зачастую строят свои отношения с людьми на доверии, мотивируя и вдохновляя их личным примером. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы. Ошибки свои и коллективные признаются ими легко, а затем ищутся пути их исправления. - Руководитель при принятии новых решений делает акцент на старый опыт, до минимума сводит возможности поиска новых путей из сложных ситуаций.
- Лидер, наоборот, предпринимает постоянные попытки по разработке новых и неоднозначных решений проблемы. Пойти на риск и взять за него ответственность – отличительная черта современного лидера.
- Руководитель не умеет и не нуждается в делегировании полномочий, ревностно относиться к любым новым идеям, идущим не от него.
- Лидер без опаски и страха квалифицированно передает полномочия, умеет их направлять и принимать результат. Создает возможность позитивной обратной связи, поддерживает разумную инициативу сотрудников в рамках актуальных целей.
Разумеется, большая удача, если официально назначенный руководитель какого-нибудь звена обладает лидерскими качествами и закономерно становится лидером коллектива. В современных условиях постоянно увеличивающейся конкуренции, требования к руководителю ужесточаются. Сегодня уже недостаточно быть просто руководителем. Управленец-лидер – это одна из составляющих успешного существования организации.
Единого мнения по этому вопросу до сих пор не существует. Но продолжающиеся поиски истины привели к формированию поведенческой теории лидерства, согласно которой главную роль в деле становления лидера играют не личные качества того или иного человека, а манера его взаимоотношений с окружающими. Но это уже совсем другая история, продолжение которой читайте в следующей статье…
Подготовила Евгения Минеева
Что такое лидерство, кто такой лидер и как им стать?
Вы, возможно, сталкивались с тем, что в социологии и социальной психологии лидерство делят на разные типы. Но в реальном управленческом контексте оно обычно сегментируется на такие виды:1. Лидер-организатор.
Встречается чаще всего. Это человек, который умеет собирать нужную команду, понимать ее нужды и воспринимать их как собственные. Действует активно, всегда сохраняя позитивный настрой и веру в успех. Он знает, как убедить каждого, как найти подход к тому или иному последователю, как указать на его промах, не обидев при этом человека. Под руководством такого лидера компания расцветает, а сотрудники работают эффективно и охотно.
2. Лидер-дипломат.
Это человек, который умеет договориться с каждым. Он идеально знает ситуацию, дотошно изучает каждую деталь и момент, поэтому обладает рычагами влияния на всех последователей. Его настоящие планы остаются не афишированными, в то время когда у всех на слуху держатся и так известные вещи.
3. Лидер-борец.
Смелый, отчасти самонадеянный и сильный духом человек. У такого лидера обычно мало времени на тщательный анализ ситуаций и возможных последствий, поэтому он действует сразу, но борется за идею до конца. Это здорово мотивирует группу и учит отстаивать «свое» в любой ситуации.
4. Лидер-творец.
Это именно тот человек, который может придумать безумный на первый взгляд стартап, а через год подписывать договор о сотрудничестве с мировой компанией. Он смелый и чуткий, видит то, что большинство не замечает. Этими качествами лидер-творец и привлекает своих последователей. С ними же он работает на равных и постоянно призывает к командному обсуждению и решению задач.
5. Лидер-утешитель.
Такой человек обладает огромной харизмой. Когда он говорит, что все будет хорошо, ты действительно в это веришь. Такой лидер умеет поддержать в трудную минуту, помогает переживать неудачи и находить мотивацию на восстановление после них. Он уважителен и вежлив по отношению к людям.
Бывает, что некоторые виды лидерства объединяются в одном человеке. В значительной мере все зависит именно от группы и ее потребностей.
По каким конкретным признакам можно идентифицировать непосредственно лидера в той или иной группе? Специалисты в большинстве случаев говорят, что такой человек:
- активный, инициативный и энергичный в решении задач всей группы;
- обладает трудолюбием и всегда готов решать трудные ситуации;
- имеет хорошую обознанность в ситуации, возможностях группы и поставленных условиях;
- умеет оказывать правильное влияние на соучастников группы;
- обладает авторитетом и уважением среди остальных;
- обладает эталонными личностными качествами;
- имеет социально адекватное и правильное поведение, соответствующее мировоззрению и ценностным ориентирам группы;
- умеет безопасно и креативно выходить за рамки различных норм и правил.
Лидерство и наличие лидера уместно в большинстве сфер нашей жизни: в школе или институте, на работе, в компании или в сообществах однодумцев.
Главное, что предполагает эффективное лидерство — успешная реализация решений, принятых лидером. При этом такой человек действует не по методу «кнута и пряника», а работает на основе своего авторитета. Он грамотно и ненавязчиво помогает другим развиваться, достигать поставленных целей и работать на общее благо. Он неким образом собирает воедино взгляды своих последователей и формирует на их основе общую программу действий. То есть, ведет людей в том направлении, которое они сами задают. В это же время одно из центральных мест в эффективном лидерстве занимает всесторонний самоанализ и анализ отношений в организации. Действительно эффективный лидер никогда не ставит точку в саморазвитии, он всегда задается вопросами о том, что можно еще улучшить, чего ему не хватает для большей эффективности, все ли он делает правильно или есть какие-то недочеты.
Узнайте о лидерах Агрокебетов по этой ссылке.
В чем разница между лидером и менеджером?
Многие люди используют термины «лидер» и «менеджер» как синонимы; однако эти слова означают две совершенно разные вещи. Читайте дальше, пока мы говорим о разнице между лидером и менеджером, а также о преимуществах мышления настоящего лидера.
ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖЕР?
Менеджеры должны указывать людям, что делать — они назначают и делегируют задачи, а также говорят людям, как их выполнять. Менеджеры поддерживают структуру в своей организации как положено и не так сосредоточены на творчестве, сотрудничестве или инновациях, которые подталкивают их команду к росту.
Основная цель менеджера — достижение целей организации. Из-за этого они сосредотачиваются на планировании, организации и контроле вещей и людей. Они придают большое значение когнитивному интеллекту и склонны больше сосредотачиваться на количественной стороне работы — они ориентированы на задачу, и для них важна эффективность. Пока системы и процессы, которые у них есть, работают, менеджеры, как правило, придерживаются статус-кво.
Когда дело доходит до стиля руководства, многие руководители придерживаются более автократического и авторитарного подхода. Хотя это может работать в некоторых областях карьеры, таких как здравоохранение, правоохранительные органы и армия, этот стиль не очень эффективен во многих других сферах деятельности.
Люди, занимающие руководящие должности, начинали с младших должностей и продвигались вверх. Поскольку они, как правило, являются экспертами в своих ролях, им может быть легко управлять на микроуровне, а не руководить. Далее мы углубимся в то, что такое лидер, чтобы вы поняли, что мы имеем в виду.
ЧТО ТАКОЕ ЛИДЕР?
Лидеры используют более абстрактный, качественный подход, когда речь заходит о том, как они относятся к своей команде. Как сказал Саймон Синек, «лидерство заключается в том, чтобы другие чувствовали себя в безопасности».
Лидеры расставляют приоритеты и несут ответственность за людей в своей команде и их рост. Они стремятся к здоровому открытому диалогу со своей командой и не боятся просить об обратной связи или давать ее полезным способом.
Наличие высокого эмоционального интеллекта (ЭИ) важно для лидеров. Сосредоточение внимания на этом навыке помогает им создать среду для совместной работы, проявлять сочувствие и поощрять свою команду. Такой подход создает доверие и прочные отношения с их подчиненными и, в свою очередь, может способствовать формированию позитивной корпоративной культуры. Лидеры рассматривают себя как часть команды, а не выше и отдельно от нее.
Хорошие лидеры обладают некоторыми управленческими и организационными навыками, помогающими их команде быть эффективной, однако они ориентированы на командную работу. Вместо того, чтобы говорить людям, как именно они хотят, чтобы задача была выполнена, лидеры открыты для идей и предложений от своей команды.
Лидеры не боятся рисковать, подвергать сомнению статус-кво и бросать вызов своей команде — они всегда ищут способы улучшить ситуацию. С подходом, ориентированным на вдохновение, мотивацию и наставничество, неудивительно, что люди тяготеют к хорошим лидерам. Особенно в современном мире, где люди отдают предпочтение гибкости, сотрудничеству и возможностям роста при поиске работы.
Как видите, мышление лидера дает массу преимуществ.
ЛИДЕРЫ ПРОТИВ МЕНЕДЖЕРОВ
Характеристики лидеров и менеджеров могут пересекаться; однако главное отличие заключается в том, как они руководят своими командами. Оба человека часто имеют одно и то же желание: они хотят эффективно использовать свои ресурсы, достичь цели и мотивировать свою команду.
Вот некоторые ключевые различия между лидерством и менеджментом:
Лидеры: | Менеджеры: |
Расширяет возможности своей команды | Сохраняет питание |
Тренеры и гиды | Делегаты и диктаты |
Говорит «мы» | Говорит «Я» |
Настроен на рост и будущее | Сосредоточен на достижении краткосрочных целей и установке флажков |
Спрашивает | Команды |
Заботится о результатах | Заботится о процессе и эффективности |
Берет на себя ответственность, когда члены их команды терпят неудачу | Возлагает вину, когда дела идут плохо |
Отдает кредит, когда дела идут хорошо | Присваивает себе победу своей команды |
Имеет видение и направление | Имеет план и цель |
Показывает, «как» | Подскажет, «что» |
Фокусируется на людях | Фокусируется на работе |
Инновации | Придерживается того, что работает |
Идет на риск | Избегает риска |
КАК СТАТЬ ХОРОШИМ ЛИДЕРОМ
Лидерские качества подобны мускулам: чем больше вы над ними работаете, тем сильнее они становятся. Чтобы стать хорошим лидером, нужно терпение и самоотверженность, чтобы улучшить свои навыки. Чем раньше вы начнете работать над своими лидерскими качествами, тем лучше.
Оттачивая свои лидерские навыки, присоединившись к программе развития лидерства, вы можете начать с этого. Национальное общество лидерства и успеха (NSLS), являющееся единственным аккредитованным обществом почитания лидеров в стране, развивает и воспитывает сильных лидеров, которые сделают завтрашний день лучше.
Члены NSLS пользуются широким спектром эксклюзивных возможностей и ресурсов для развития лидерских качеств, которые предназначены для укрепления их лидерских навыков как сейчас, так и на протяжении всей их карьеры.
Узнайте о преимуществах участников NSLS, чтобы понять, подходит ли вам эта программа.
Различия между лидером и менеджером
- Опубликован в: 24 сентября 2021 г.
На первый взгляд слова «лидер» и «менеджер» могут показаться синонимами. Менеджеры рулят, да? Если они главные, то они должны быть и лидерами.
В идеале менеджеры должны обладать отличными лидерскими качествами, но это не всегда так. Есть много различий между лидерством и менеджментом, прежде всего в отношении того, как рассматриваемые люди ведут себя по отношению к членам своих команд, а также в том, как они подходят к своим позициям.
Хотя лидерство и управление иногда пересекаются, случай не всегда гарантирован. Онлайн-программа магистра делового администрирования (MBA) может помочь вам приобрести навыки, необходимые для того, чтобы стать выдающимся менеджером и великим лидером.
Менеджеры и лидеры по-разному реагируют на одобрение или предупреждение. Некоторые руководители склонны считать себя более ценными, чем их сотрудники. Для менеджеров, когда дела идут хорошо, это потому, что они правильно направляют своих сотрудников. Однако когда что-то идет не так, это происходит потому, что их сотрудники недостаточно внимательно слушали инструкции.
Лидеры реагируют по-разному. Они считают себя частью команды, поэтому, когда команда чего-то добивается, лидеры должны убедиться, что все остальные знают, сколько усилий приложила вся команда для достижения этой цели. Когда что-то идет не так, руководители берут на себя ответственность за то, что не обучают и не инструктируют своих работников должным образом. Лидеры минимизируют враждебность и гарантируют, что их команды знают, что, к лучшему или к худшему, лидер будет придерживаться их, и эта связь является ключевой.
Люди в управлении или руководстве должны делегировать обязанности. Однако то, как они это делают, может определить, как к ним относятся сотрудники.
Лидеры знают, что они всегда должны подавать пример. Они не принуждают своих сотрудников к работе; скорее, они объясняют ценность даже самых простых задач, чтобы сотрудники знали, насколько важны их усилия. Если лидеры допускают ошибки, они часто проделывают всю необходимую работу по их исправлению. Хотя их работа состоит в том, чтобы делегировать задачи своим сотрудникам, они делают это честно и с пониманием того, что их сотрудники могут обратиться к ним за помощью в любое время, если это необходимо.
Хотя целью организации является улучшение итоговых показателей, для этого не существует одного «правильного» способа. На самом деле, сосредотачиваться только на результатах, а не на том, как их получить, недальновидно и в конечном итоге может ввести в заблуждение.
Принуждение сотрудников к достижению результатов без руководства может привести к срезанию углов, что почти наверняка приведет к худшим результатам. Эти ситуации свидетельствуют о том, что руководитель не ценит усилия или таланты работника; этот менеджер заботится только о том, чтобы завершить конкретный проект как можно быстрее. Такое отношение может работать в течение короткого периода времени, но в конечном итоге оно приведет компанию к краху.
Лидеры понимают, что результаты важны, но только как результат тяжелой работы, усердия и самоотверженности. Лидеры сосредотачиваются на долгосрочных выгодах и знают, что единственный способ добиться успеха в долгосрочной перспективе — быть последовательным. Руководители ежедневно сосредотачиваются на развитии навыков своих сотрудников, потому что способности, которые они приобретают сегодня, в конечном итоге принесут пользу организации завтра.
Каждая организация хочет преуспеть в своей отрасли; ни одна компания не работает с идеей, что вариант «достаточно хорош». Однако без настоящего лидера у руля может быть достаточно «достаточно хорошего». Разница между простым управлением и лидерством сводится к тому, как глава организации смотрит на успех.
К сожалению, многие менеджеры делают только то, что абсолютно необходимо для выполнения своих обязанностей. Они не видят смысла в том, чтобы прилагать дополнительные усилия к своей работе, и не подталкивают к этому своих сотрудников. Для менеджеров такого типа, если не происходит ничего катастрофического, день считается успешным.
Лидер, однако, движется вперед. Стагнация и самоуспокоенность вредны для бизнеса. Руководители рассматривают каждую возможность как возможность преуспеть и мотивируют членов своей команды полностью раскрыть свой потенциал, а не просто делать то, что от них требуется. С настоящим лидером у руля компания добьется гораздо большего, чем с простым менеджером во главе.
Узнайте больше об онлайн-программе MBA TAMU-CC .
Статьи, размещенные на этом веб-сайте, предназначены только для информационных целей. Характер информации во всех статьях предназначен для предоставления точной и достоверной информации в отношении рассматриваемого предмета.
Информация, содержащаяся на этом сайте, была получена и представлена с разумной осторожностью. Если есть ошибки, пожалуйста, свяжитесь с нами, заполнив форму ниже.
Своевременность: Обратите внимание, что большинство статей, опубликованных на этом веб-сайте, остаются на нем на неопределенный срок. Только те статьи, которые были опубликованы в течение последних месяцев, могут считаться своевременными.
Мы не удаляем статьи независимо от даты публикации, так как многие, но не все, наши более ранние статьи могут по-прежнему иметь важное значение для некоторых наших посетителей. Соблюдайте надлежащую осторожность, действуя на основании информации, содержащейся в любой статье.Сообщить о неточном содержании статьи:
- Имя*
- Адрес электронной почты*
- Обратная связь*
или позвоните по телефону 877-588-3295 877-588-3295
Отправляя эту форму, я предоставляю свою цифровую подпись, соглашаясь с тем, что Техасский университет A&M-Corpus Christi (TAMU-CC) может связаться со мной по электронной почте или связаться со мной по поводу образовательных услуг по телефону и/или с помощью текстового сообщения с использованием автоматизированной технологии. или предварительно записанное сообщение по указанному выше номеру телефона. Я понимаю, что это согласие не является условием посещения TAMU-CC или приобретения любых других товаров или услуг.
Шаг 1 Онлайн-регистрация программы
или позвоните по телефону 877-588-3295
Отправляя эту форму, я предоставляю свою цифровую подпись, соглашаясь с тем, что Техасский университет A&M-Corpus Christi (TAMU-CC) может связаться со мной по электронной почте или связаться со мной по поводу образовательных услуг по телефону и/или текстовым сообщением с использованием автоматизированной технологии или предварительно записанным сообщением по номеру(ам), указанному выше. Я понимаю, что это согласие не является условием посещения TAMU-CC или приобретения любых других товаров или услуг.
Отправьте форму ниже, и представитель свяжется с вами, чтобы ответить на любые вопросы.
или по телефону 877-588-3295 877-588-3295
Отправляя эту форму, я предоставляю свою цифровую подпись, соглашаясь с тем, что Техасский университет A&M-Corpus Christi (TAMU-CC) может связаться со мной по электронной почте или связаться со мной по поводу образовательных услуг по телефону и/или с помощью текстового сообщения с использованием автоматизированной технологии.