Руссо Жан-Жак. Большая российская энциклопедия
Руссо́ Жан-Жак (Jean-Jacques Rousseau) (28.6.1712, Женева – 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа; в 1794 прах Руссо был перенесён в Пантеон), французский писатель, философ, композитор.
Сын часовщика-кальвиниста. Самостоятельно обучался различным ремёслам, много читал; служил лакеем, гувернёром, учителем музыки, домашним секретарём. Во время странствий сблизился со швейцарской дворянкой Л. де Варан, в доме которой жил с перерывами в течение 1730-х гг., изучал историю, философию, математику, ботанику и музыку и под влиянием которой принял католицизм. До конца жизни зарабатывал перепиской нот.
В 1741 г. приехал в Париж. В 1743–1744 гг. секретарь французского посла в Венеции. С 1749 г. писал для «Энциклопедии», издававшейся Д. Дидро и Ж. Л. Д’Аламбером (преимущественно статьи о музыке, которые вызывали возражения Ж.-Ф. Рамо), однако философские и общественные взгляды Руссо отличались от представлений старших энциклопедистов. В то время как просветители связывали социальный и нравственный прогресс с развитием науки, Руссо противопоставил природу и цивилизацию, «естественное состояние» и «общественное», утверждая, что чем ближе человек к природе (где нет промышленности, наук и искусств), тем он чище и добродетельнее: трактат «Рассуждение о науках и искусствах» («Discours sur les sciences et les arts», 1750, русский перевод 1768), принёсший ему известность. Руссо осудил предложение Вольтера открыть театр в Женеве и оспорил утверждение Д’Аламбера о том, что театральные представления способствуют очищению нравов («Письмо Д’Аламберу о зрелищах», «Lettre à M. D’Alembert sur les spectacles», 1758).
Разорвав отношения с Дидро, Д’Аламбером и Вольтером, Руссо сосредоточился на критике существующих социальных норм как противоречащих природе и на утверждении необходимости возврата в «естественное состояние», которое мыслилось им как первоначальный этап существования человечества, отмеченный свободой, равенством и добродетелью: трактат «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» («Discours sur l’origine et les fondements de l’inégalité parmi les hommes», 1755, русский перевод 1770). Причину социального неравенства Руссо усматривал в ставшей основой гражданского общества частной собственности, которая отсутствовала в «естественном состоянии». Осознавая, однако, что вернуться к этому состоянию нельзя и что только владение частной собственностью превращает индивида в ответственного члена общества, Руссо в трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» («Du contrat social ou principes du droit politique», 1762, русский перевод 1903), принёсшем ему наибольшую, хотя и посмертную, славу, обосновал необходимость заключения договора между людьми во время перехода от естественного состояния к общественному. В отличие от других концепций общественного договора 17–18 вв., Руссо предлагал не договор правителя с подданными, но соглашение равных лиц друг с другом или общества как целого с каждым из индивидов, его составляющих («все они принимают на себя обязательства на одних и тех же условиях и все должны пользоваться одинаковыми правами»). Главные понятия трактата – «суверен» и «общая воля». Народ, несущий бремя законодательной власти, объявлялся Руссо «сувереном», власть которого неделима и неотчуждаема; депутаты признаются лишь уполномоченными народа, обладающими исключительно совещательным голосом. Для принятия законов – актов «общей воли» – требуется собрание всех граждан (прямая демократия), при этом народ не может быть созидателем законов: ему нужен законодатель, понимающий человеческие слабости, но не подверженный ни одной из них. Когда монархия превращается в деспотию, а равенство всех граждан оказывается равенством всех перед тираном, возможно насильственное ниспровержение деспотизма: в качестве необходимых для спасения отечества мер Руссо допускал и революцию, и диктатуру, однако считал их крайними и кратковременными средствами. Взгляды и сочинения Руссо были осуждены Парижским парламентом, а затем и властями Женевы; он укрылся от преследований в Мотье (близ Невшателя), а в 1766 г. по приглашению Д. Юма уехал в Англию. Вернувшись в 1767 г. в Париж, Руссо в последние годы жизни страдал манией преследования, жил под попечительством маркиза Р. -Л. де Жирардена в его замке в Эрменонвиле.
Как писателю известность Руссо принёс эпистолярный роман «Юлия, или Новая Элоиза» («Julie ou la Nouvelle Héloїse», 1761, сокращённый русский перевод 1769, полный – 1803–1804), написанный под влиянием С. Ричардсона и способствовавший развитию сентиментализма во Франции. В нём в русле теоретический воззрений Руссо представлена история любви дворянки Юлии к своему учителю Сен-Пре – человеку незнатному, но благородному и добродетельному, а также история её замужества не по любви, а по воле отца, и гибели; тонкий психологизм романа, описание «жизни сердца» и добродетельной чувствительности главных героев сочетаются с социальной критикой. Психологическую прозу романтизма предвосхитила «Исповедь» («Les Confessions», 1765–1770, издана в 1782–1789, сокращённый русский перевод 1797), в которой Руссо показал себя «во всей правде природы». Во многом автобиографичны также его поздние сочинения: «Руссо судит Жан-Жака» («Rousseau juge de Jean-Jacques», 1772–1775), «Прогулки одинокого мечтателя» («Les Rêveries du promeneur solitaire», 1776). Среди других литературных произведений: поэтические сборники, комедии «Нарцисс» («Narcisse», 1733, поставлена в 1752, издана в 1753), «Военнопленные» («Les prisonniers de guerre», 1743, издана в 1782).
Педагогические воззрения Руссо отразились в книге «Эмиль, или О воспитании» («Émile, ou De l’éducation», 1762, сокращённый русский перевод 1779), сочетающей черты трактата и художественного произведения, в которой на примере истории заглавного героя Руссо, в противовес книжному светскому воспитанию, предлагал особую систему формирования «сердца», а не «ума» посредством труда и общения с природой. Изменить общественный уклад, воссоздать подобие «естественных» порядков может, по Руссо, либо революционное насилие, либо просвещение и надлежащее воспитание; от верного воспитания зависит благополучие не только государства, но и каждого индивида. Разум мудреца, сила атлета, трудолюбие, навыки полезного ремесла, невосприимчивость к соблазнам цивилизации, предрассудкам и дурным влияниям, умение владеть собой, соразмерять желания с возможностями – таковы качества совершенного человека. Каждый человек обладает неповторимым физическим и психическим складом, требующим от педагога индивидуального подхода, поэтому у каждого ребёнка должен быть собственный наставник, являющийся и воспитателем, и учителем. Изложенная в «Эмиле» и других произведениях Руссо модель естественного воспитания была во многом гипотетической. По словам Руссо, он стремился дать не практические рекомендации, а изобразить идеал, к которому нужно стремиться. Педагогическая теория Руссо оказала существенное влияние на системы воспитания в конце 18 – начале 19 вв.
«Музыкальный словарь» Руссо («Dictionnaire de musique», 1768, неоднократно переиздан, в том числе на иностранных языках) – одно из самых авторитетных в 18 в. справочных изданий о музыке. Музыкальная эстетика Руссо близка идеям энциклопедистов: он проповедовал простоту, естественность, непосредственную эмоциональность и утверждал, что основой музыки является мелодия. В разразившейся в 1752 г. в Париже войне буффонов занял проитальянские позиции (издал за свой счёт партитуру «Служанки-госпожи» Дж. Б. Перголези, в 1753 выступил в печати с полемическим «Письмом о французской музыке»). Язвительная критика в адрес французской барочной оперы содержалась и в романе Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». В последние годы жизни выступил в поддержку оперной реформы К. В. Глюка. Одноактная опера Руссо «Деревенский колдун» («Le devin du village», на собственный текст; Фонтенбло, 1752) – одно из первых произведений жанра опера-комик. Премьера мелодрамы «Пигмалион» (текст Руссо, музыка в соавторстве с О. Куанье; Лион, 1770) породила моду на этот жанр в Европе. Автор нескольких мотетов, трёх сборников вокальных пьес и др.
Влияние Руссо на западную культуру очень велико. Его учение положило начало широкому идейно-философскому движению – руссоизму, популяризировавшему миф о «добродетельном дикаре». Политические взгляды Руссо способствовали развитию демократии, оказали существенное влияние на Т. Джефферсона и других руководителей Войны за независимость в Северной Америке 1775–1783 гг., явились идейным основанием для радикальных течений Французской революции 18 в. Отдельные формулировки «Общественного договора» были включены в Декларацию прав человека и гражданина. Сочинения Руссо широко известны в России с 18 в.; среди его почитателей: М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, Л. Н. Толстой; А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» назвал Руссо «красноречивым сумасбродом» и «защитником вольностей и прав».
Пахсарьян Наталья Тиграновна, Длугач Тамара Борисовна, Андерсон Кирилл Михайлович, Кириллина Лариса ВалентиновнаФилософия Жан-Жака Руссо
Главные философские произведения Руссо, где изложены его общественные и политические идеалы: «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор».
Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу.
Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен.
Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона. Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться и относительного имущественного равенства.
Руссо решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом, рассмотрел проблему социального неравенства и признал возможность её законодательного решения.
Не без влияния идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная законодательная инициатива и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.
«Новая Элоиза»
В «Письме к д’Аламберу» Руссо называет «Клариссу Гарло» лучшим из романов. Его «Новая Элоиза» написана под очевидным влиянием Ричардсона. Руссо не только взял аналогичный сюжет — трагическую судьбу героини, погибающей в борьбе целомудрия с любовью или соблазном, но и усвоил себе самый стиль чувствительного романа.
«Новая Элоиза» имела невероятный успех; ею везде зачитывались, над нею проливали слезы, обоготворяли её автора.
Форма романа — эпистолярная; он состоит из 163 писем и эпилога. В настоящее время эта форма в значительной степени умаляет интерес чтения, но читателям XVIII века она нравилась, так как письма представляли лучший повод к бесконечным рассуждениям и излияниям во вкусе того времени. То же самое можно было сказать и о произведениях Сэмюэла Ричардсона.
Саймон
Герберт Саймон в своих работах исследовал процессы влияния установленных целей на рациональное поведение в организациях. Критически относясь к теоретическим обобщениям Тейлора и принципам управления Файоля, он рассматривал поведение «делового человека» (полностью информированного о деятельности организации), которое мотивировано личным интересом. Саймон предложил концепцию административного работника, который преследует собственные интересы, но не всегда знает, каковы они. Он осознает только несколько из всех возможных вариантов действий и склонен принять адекватное решение, а не оптимальное.
С точки зрения Саймона, организации могут упростить процесс принятия решений – ограничить цели, на которые направлена деятельность. Саймон указывает, что цели влияют на поведение, только когда они являются частью решения о том, каким должно быть поведение. Цели определяются на основе ценностных предпосылок решений. Ценностные предпосылки являются предположениями о том, какие цели наиболее предпочтительны. Чем точнее обозначены ценностные предпосылки, тем рациональнее принимаемые решения. Четко установленные цели позволяют ясно различать приемлемые и неприемлемые (или более и менее приемлемые) варианты решений.
Конечные цели организаций могут служить отправной точкой для конструирования цепочек «средства–цели», включающих следующий комплекс действий:
• выбор общей цели, которую необходимо достичь;
• нахождение набора средств из широкого спектра для достижения данной цели;
• принятие средств достижения цели, в свою очередь, в качестве новых подчиненных целей и поиск более детальных средств для их достижения и т. д.
Таким путем устанавливается иерархия целей, в которой каждый уровень может считаться конечной целью по отношению к нижнему уровню и средством достижения цели относительно верхи их уровней. Разделение общих целей на специфические подчиненные задачи и последующее распределение их по организационным подразделениям (отдельным исполнителям или отделам) усиливает возможность рационального поведения путем точного определения ценностных предпосылок. Это упрощает принятие необходимых решений на каждом уровне. В этой связи иерархия организации может рассматриваться как сформированный набор «средств – целей», определяющей последовательность принятия решений и действий внутри организации. Не случайно Саймон и Марч описывают организационную структуру как «набор планов действий».
Организации поддерживают рациональное принятие решений не только путем разделения обязанностей между участниками, но и путем предоставления им необходимых средств для их выполнения – ресурсов, информации, оборудования. Инструкции и правила, информационные каналы, программы обучения, стандартные рабочие процедуры – все это может рассматриваться в качестве механизмов как для ограничения спектра решений, принимаемых каждым участником, так и для оказания помощи участнику при принятии решений. Модель организационного поведения Саймона подчеркивает важность ненавязчивого контроля участников: обучение и распределение информации играют более значительную роль в выработке рационального поведения, чем приказы или санкции.
В основе модели организационного принятия решений Саймона лежит концепция познавательных ограничителей индивидуального принятия решений. Саймон подчеркивает, что изолированный индивидуум не может достичь высокой степени рациональности, поскольку число вариантов, которое он должен рассмотреть, очень велико. Индивидуальный выбор происходит на основе «данностей», т. е. предпосылок, принятых субъектом в качестве базы для выбора. Поведение же будет определяться исходя из пределов, установленных этими «данностями».
Организации определяют полный набор задач, устойчивые ожидания, необходимую информацию и средства, текущую рабочую программу и набор сдерживающих факторов, в пределах которых требуемые решения могут быть приняты. Эти «данности» предоставляются индивидуальным участникам. В этом смысле Саймон и Марч рассматривают понятие ограниченной рациональности, которое интегрирует два ключевых элемента рациональной системной перспективы, – специфику цели и формализацию.Данная теория делает акцент на важности правил и установленных порядков в поддержании рационального поведения внутри организации. Специально подчеркивается, что организационное поведение, особенно принятие решений, требует прежде всего следовать правилам, а не просчитывать последствия. Саймон, как и Вебер, отличал формальную рациональность от технической.
Величайшие книги: написаны Жан-Жаком Руссо
Величайшие книги- Войти
Описание
Жан-Жак Руссо (Великобритания: , США: ; французский: [ʒɑ̃ʒak ʁuso]; 28 июня 1712 г. — 2 июля 1778 г.) был женевским философом, писателем и композитором. Родившийся в Женеве, его политическая философия повлияла на прогресс Просвещения по всей Европе, а также на аспекты Французской революции и развитие современной политической и образовательной мысли.
Его «Рассуждения о неравенстве» и «Общественный договор» являются краеугольными камнями современной политической и социальной мысли. Сентиментальный роман Руссо «Жюли, или Новая Элоиза» (1761) сыграл важную роль в развитии преромантизма и романтизма в художественной литературе. Его «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.) представляет собой воспитательный трактат о месте человека в обществе. Автобиографические сочинения Руссо — посмертно опубликованные « Признания» (составленные в 1769 г.), положившие начало современной автобиографии, и незаконченные « Мечты одинокого ходока» (составленные 1776–1778 гг.) — олицетворяют «эпоху чувствительности» конца 18-го века и отличались повышенным вниманием к субъективности и самоанализу, которые позже характеризовали современное письмо.
Руссо подружился с другим писателем-философом Дени Дидро в 1742 году и позже напишет о романтических проблемах Дидро в своей автобиографии «Исповедь». В период Французской революции Руссо был самым популярным из философов среди членов якобинского клуба. Он был похоронен как национальный герой в Пантеоне в Париже в 1794 году, через 16 лет после его смерти.Википедия
- Связь
Пол
- Мужской
Лучшие книги всех времен Жан-Жака Руссо
8 . «Исповедь Жан-Жака Руссо» Жан-Жака Руссо
«Исповедь» — автобиографическая книга Жан-Жака Руссо. В наше время ее часто публикуют под названием «Исповедь Жан-Жака Руссо», чтобы отличить ее от св.
— Википедия
- я читал эту книгу
- Я хочу прочитать эту книгу
306 .
Общественный договор Жан-Жака Руссо«Общественный договор, или Принципы политического права» Жан-Жака Руссо — это книга, в которой Руссо теоретизировал о наилучшем способе создания политического сообщества перед лицом …
— Википедия
- я читал эту книгу
- Я хочу прочитать эту книгу
314 . Мечты одинокого бродяги, Жан-Жак Руссо
«Грезы одинокого бродяги» (фр. Les Rêveries du promeneur solitaire) — незаконченная книга женевского философа Жан-Жака Руссо, написанная между 1776 и 1778 годами.
— Википедия
- я читал эту книгу
- Я хочу прочитать эту книгу
320 .
Эмиль, или О воспитании Жан-Жака РуссоЭмиль, или Об образовании (фр. Émile, ou De l’éducation) — трактат о природе образования и о природе человека, написанный Жан-Жаком Руссо, считавшим его «лучшим и м…
— Википедия
- я читал эту книгу
- Я хочу прочитать эту книгу
1216 . Жюли, или Новая Элоиза, Жан-Жак Руссо
Жюли, или Новая Элоиза (французский: Julie, ou la nouvelle Héloïse), оригинал под названием Lettres de Deux Amans, Habitans d’une petite Ville au pied des Alpes («Письма двух влюбленных, живущих в маленьком…
— Википедия
- я читал эту книгу
- Я хочу прочитать эту книгу
С социальным
С величайшими книгами
Электронная почта
Пароль
Запомнить меня
Выберите национальность:
Copyright 2009-2023 Шейн Шерман
Политика конфиденциальности
Кем был Жан-Жак Руссо и почему это должно волновать христиан?
Что общего между коммунизмом, Швейцарией и мантрой «Просто будь собой»? Чтобы выяснить это, давайте посмотрим, как философ восемнадцатого века радикально повлиял на современную культуру и почему это важно для современных христиан.
У меня болит левый локоть, когда я печатаю эти слова, сидя на пароме в Швейцарии. Я только что искусно уничтожил в обстановке, знаменательной для подъема Французской революции, тоталитарного коммунизма, и неомарксистскую политику идентичности, переворачивающую сегодня западное общество. Именно так — в рамках моего путешествия по истории марксизма я чуть не упал лицом вниз (спасибо, локоть, что поймал меня) прямо возле исторического жилища философа восемнадцатого века Жан-Жака Руссо.
Дом на острове Святого Петра недалеко от Биля, Швейцария, где в 1765 году ненадолго останавливался Руссо, изгнанный из Франции за свои противоречивые труды.
Прежде чем рассказать, кем был Руссо, как он повлиял на нашу культуру и почему христианам это должно быть небезразлично, я чувствую себя обязанным обвинить в уничтожении свои походные ботинки. Когда шнурки одного ботинка прижимаются к скобам другого ботинка во время ходьбы, эффективно связывая ваши ноги вместе — что ж, будем надеяться, что вы не держите хрупкое съемочное оборудование, как я.
Итак, вернемся к Руссо.
Руссо, Просвещение и «Просто будь самим собой»
Родившийся в Женеве, Швейцария, в 1712 году, Руссо вырос в период расцвета Просвещения — дни, когда отказ от Слова Божьего в пользу человеческого разума стал таким же модным, как треуголки и напудренные парики. Вопреки своему жизнерадостному названию, Просвещение повело западную культуру по темной тропе гуманизма, на которую Европа вступила в эпоху Возрождения.
Многие философы эпохи Просвещения считали человеческое мышление высшим авторитетом для истины1. Но Руссо придавал первостепенное значение чувства вместо власти. Согласно д-ру Артуру Мельцеру в The Harvard Review of Philosophy , «Для Руссо истинное я не есть рациональное я. Мы не наш интеллект, наш разум, но наши чувства. Основой нашего бытия является чувство существования, которое является чувством, чувством: «существовать для нас значит чувствовать [ sentir ]»2
Предположив, что наши чувства определяют, кто мы есть, Руссо положил начало тому, что Мельцер называет «Современным культом искренности»3 — религией, ориентированной на человека, которая утверждает, что самоподлинность является высшим благом. В этой религии чувства занимают место Бога как источник истины, основание реальности и определитель нашей идентичности. Наша основанная на чувствах идентичность, в свою очередь, становится источником моральных норм для остального общества. Как писал критический теоретик4 Алессандро Феррара,
Среди современных философов, сформировавших мир, в котором мы живем, Руссо — тот, кому мы обязаны идеей о том, что идентичность может быть источником нормативности (моральной и политической) и что способность идентичности играть такую роль основывается на ее способности быть аутентичной5.
чтобы отразить их подлинных «я» , ведет прямо к Руссо. Таким образом, ориентированная на человека религия Руссо является основой для движений, утверждающих, что внутренние чувства людей определяют их истинное «я» и что другие, не подтверждающие эту идентичность, совершают моральный проступок, достойный судебного наказания. Сопротивляться утверждению чужой самоидентичности — значит нарушать своего рода культурный закон о богохульстве, совершая ересь против учения о том, что чувства это Бог .
Портрет Руссо, часть картины, выставленной в кафе Procope XVII века в Париже.
Но это еще не все. «Культ искренности» Руссо также является источником современной гуманистической поп-теологии, которую можно найти повсюду, от постов в социальных сетях до детских фильмов, отраженных в крылатых фразах вроде «Ты будь собой», «Следуй за своим сердцем» и «Просто будь самим собой». Руссо ясно выразил эти учения голосом (явно небиблейского6) священника в своем романе 9.0134 Эмиль .
Я не вывожу эти правила [принципы поведения] из принципов высшей философии, я нахожу их в глубине своего сердца, начертанными природой в характерах, которых ничто не может стереть. Мне нужно только посоветоваться с собой относительно того, что я хочу сделать; то, что я считаю правильным, — правильно, то, что я считаю неправильным, — неправильно; совесть — лучший казуист; и только когда мы торгуемся с совестью, мы прибегаем к тонкостям аргументации. Наш первый долг — по отношению к самим себе. 8
В манере восемнадцатого века викарий Руссо говорит, что чувства являются проводником к нравственности — утверждение, резюмированное современной мантрой: «Следуй за своим сердцем». Вот еще несколько строк из Руссо, отражающих современное мышление нашей культуры:
Мы всегда должны быть собой, а не бороться с природой9
Так тщательно взвешивая, что я должен другим, уделил ли я достаточно внимания тому, что я должен себе? Если человек должен поступать справедливо по отношению к другим, он должен поступать правдиво по отношению к себе.10
Когда человек доволен быть собой, он действительно силен.11
Высшее наслаждение — это быть довольным собой.12
Эти идеи легко можно было бы промелькнуть в ближайшей ленте социальных сетей, но это цитаты швейцарского философа, жившего более 200 лет назад. Учения Руссо явно противоречат библейскому откровению13 о том, что «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иеремия 17:9). Но они глубоко укоренились в современной культуре. Так кто же был этот философ, так радикально изменивший наше общество?
Сцена из дома Руссо на острове Святого Петра
История Руссо
Выросший в семье часовщиков, Руссо вырос в атмосфере гражданской свободы, возникшей в результате швейцарской протестантской Реформации.14 Мать Руссо умерла вскоре после его рождения, поэтому он жил со своим отцом Исааком Руссо, пока Исааку не пришлось уехать по юридическим причинам.15 В то время молодой Руссо жил с дядей, который отправил его на пансион к протестантскому священнику.16 Руссо начал учиться гравюре у жестокого надзирателя, но сбежал и оказался на попечении мадам де Варран, номинально католической женщины.17
Руссо тоже стал номинальным католиком, хотя более чем через 20 лет он вернулся к идентификации как протестант, чтобы восстановить свое женевское гражданство.18 Однако, как мы вскоре увидим, мировоззрение Руссо оставалось далеким от библейского. Наоборот, его сочинения отражают форму деизма — веру в то, что безличный Бог сотворил мир, но не заботится о людях, не может быть познан ими и не открыл истину через Свое Слово19.
Без Божьего Слова в качестве основы Руссо, казалось, жил по своему собственному учению, чтобы «следовать своему сердцу». Например, несмотря на то, что он никогда не был женат, любовные интересы Руссо включали его бывшую воспитательницу мадам де Варренс20, графиню Удето21, которая называла Руссо «интересным сумасшедшим»22, и Терезу Левассер, родившую Руссо целых пятерых детей23.0134 Stanford Encyclopedia of Philosophy называет «почти верным смертным приговором во Франции восемнадцатого века». Хотя Тереза не хотела подчиняться, Руссо размышлял, «мать [Терезы], которая, кроме того, боялась этого нового затруднения в виде нескольких детей, поддержала меня, и Тереза в конце концов уступила».
В эти годы с Терезой Руссо жил в Париже, где подружился с философом Просвещения Дени Дидро. Однажды летним днем, направляясь навестить Дидро, Руссо случайно прочитал тему предстоящего конкурса эссе, в котором задавался вопрос: «Способствовал ли прогресс наук и искусств развращению или очищению нравов?» Руссо, пораженный мыслью, что общество развращает людей, в ответ на это он написал свое первое известное эссе «Беседы об искусстве и науке »26. Эссе не только выиграло конкурс, но и вызвало сейсмический сдвиг в мышлении, который до сих пор пронизывает западную культуру27
Внутри старейшей парижской кофейни Café Procope, где Руссо встречался с Дидро.
Мировоззрение Руссо
В этом эссе и его продолжении «Рассуждение о происхождении и основе неравенства среди людей» Руссо предположил, что люди по своей природе «невинны и добродетельны». Итак, утверждал Руссо, люди изначально жили в мире и простоте как кочевые охотники-собиратели. Однако по мере размножения людей они стали все больше зависеть друг от друга, образуя общества. Жизнь в обществе принесла изменения, в том числе разделение труда, рост частной собственности и потребность в законах и морали. Попутно люди начали сравнивать себя с другими, соревноваться за власть, статус и собственность, а также оценивать свою самооценку с точки зрения оценок других. Физические различия между людьми означали, что некоторые люди — самые сильные, самые умные или самые красивые — могли лучше всего преуспеть в обществе, что привело к развитию других форм неравенства. 28
В результате всех этих факторов общество исказило изначальное добро человечества, что привело к таким проблемам, как зависть, соперничество, обман, воровство, жестокость, войны и другие пороки29. Что еще хуже, люди больше не могли жить комфортно, не приспосабливаясь к обществу — самому источнику человеческих пороков и неравенства. Люди начали маскировать свое истинное «я», чтобы вписаться в развращающую культуру, в которой они никогда не могли быть свободными.30 Обобщая эти предположения о человечестве, Руссо писал:
Пока люди довольствовались своими деревенскими хижинами. . . они жили свободной, здоровой, честной и счастливой жизнью. . . . Но с того момента, как один человек начал нуждаться в помощи другого; с того момента, как кому-то показалось выгодным иметь достаточно пропитания на двоих, исчезло равенство, была введена собственность, труд стал необходим, а обширные леса превратились в улыбающиеся поля, которые человек должен был поливать в поте лица своего и где рабство и нищета вскоре прорастали и вырастали вместе с урожаем. 0158Ясно, что идеи Руссо едва ли напоминают библейские воззрения.32 (Для краткого обзора того, как мировоззрение Руссо контрастирует со Словом Божьим, см. Таблицу 1 в конце этой статьи.) Это ошибочное представление о Боге, истине, человечестве и источнике человеческой испорченности привело Руссо к предложению ошибочного решения проблем общества — решения, которое Руссо назвал «общественным договором».
Общественный договор
Прежде чем рассмотреть, что влечет за собой общественный договор Руссо, нам необходимо подтвердить и изучить дилемму, созданную его мировоззрением. Помните, как Руссо ценил чувства, не Бог, как авторитет истины? Как бы броско ни звучала эта философия «следуй своему сердцу», на практическом уровне она терпит неудачу. Индивидуальные чувства не могут действовать как авторитет в обществе, где чувства разных людей могут привести к противоречивым заявлениям об истине. Чувства некоторых людей должны быть более авторитетными, чем чувства других. В битве воль чья воля должна победить?
Для Руссо ответ заключался в определении «общей воли» — коллективного консенсуса, отражающего не то, что большинство людей хотят так сильно, как то, что якобы хорошо для них33. Руссо считал, что единственный способ для людей жить вместе и по-прежнему иметь свободу быть «верными себе» — это парадоксальным образом отказаться от своей индивидуальной свободы и подчиниться этой Общей Воле34.
Всеобщая воля станет высшим авторитетом для истины, до такой степени, что лица, выступающие против Общей воли, должны быть наказаны изгнанием или смертью.37 Граждане также должны будут отказаться от частной собственности на любое имущество, которое требует от них Генеральная воля.38 В этом отношении Руссо считал, что форма коммунизма излечит человечество от болезней39.Это система правления, которую Руссо предписал в своей книге «Общественный договор» .
Примечательно, что Руссо прямо не выступал за то, чтобы это переустройство общества происходило посредством насильственной революции, а скорее через длительный процесс обучения. 40 Тем не менее, революционеры, которые искали более быстрый путь к «излечению неравенства», отстаивали политические идеи Руссо во время Французской революции, доводя части учения Руссо до их логических выводов, что ускорило смерть тысяч людей.41 , 42
Дверь в покои Руссо на острове Святого Петра.
Почему Руссо важен для христиан сегодня
К настоящему моменту стало ясно, что христиане должны заботиться о Руссо как минимум по трем причинам. Во-первых, его идеи лежат в основе культуры, в которой мы живем, — культуры, которую мы пытаемся достичь, полюбить и ориентироваться как последователи Христа. Учение Руссо о том, что чувства определяют истину , пронизывает общество на всех уровнях, от поп-культуры до правовой политики, омывая Запад «Современным культом искренности».0243 Бытие 3:5 ложь: «Будешь как Бог».
Во-вторых, из-за своей популярности идеи Руссо могут легко проникнуть в наше собственное мышление — и даже в наши церкви — глубоко небиблейскими идеями. Например, хотя Иисус явно ненавидел лицемерие религиозных лидеров, которые не были верны Богу 44 , Иисус никогда не говорил: «Будь верен себе». В противоположность тому, чтобы призывать людей следовать своему сердцу, Иисус предупреждал, что «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Матфея 15:19).). (В связи с этим стоит также упомянуть, что, хотя христианские круги часто заявляют, что ключ к обращению к молодежи заключается в том, чтобы «быть искренним», этот совет — помимо его библейского применения в качестве предостережения от лицемерия и основанной на внешнем виде религиозности45 — исходит не из Писания, а от Руссо.)
В-третьих, христианам следует остерегаться Руссо из-за радикальных политических последствий, которые его доктрины пожинают, когда применяются на практике. Пример, который мы уже видели, касается христиан, которых заставляют подчиниться идеологии, согласно которой внутренние чувства определяют внешнюю реальность. Другой пример заключается в последствиях для религиозной свободы, которые вытекают из признания Всеобщей воли авторитетом, как предложил Руссо в Общественный договор .46
Сцена из озера Биль, через воду от острова Святого Петра.
Неверные основания, неверные результаты
Мы раскроем политические идеи Руссо и их связи с марксизмом в следующий раз. На данный момент достаточно признать, что влиятельные доктрины Руссо еще раз показывают, что начинать с неправильного мировоззренческого основания означает делать неверные выводы. Неправильные выводы, в свою очередь, ведут к неправильным «решениям» проблем человечества. И эти решения, как правило, дают эффект, противоположный обещанному. Решения, основанные на ложном представлении о человечестве, могут обещать свободу и прогресс, но, подобно паре походных ботинок, которые плохо себя ведут, оставляют нас лежать лицом вниз, а то и похуже.
Вместо этого единственным основанием, на котором можно ясно видеть, понимать и реагировать на проблемы человечества, является Божье Слово. Одно только это основание позволяет нам распознать наше истинное «я», признавая, что, в отличие от того, во что верил Руссо, мы являемся подлинными грешниками, нуждающимися в Спасителе, Иисусе. И Иисус не оставляет нас следовать своему сердцу — сломанному компасу, который может указывать только на смерть.47 Вместо этого Иисус призывает нас следовать за Ним, за единственным Путем, Истиной и Жизнью48
Таблица 1: Различия между Словом Божьим и взглядами Руссо в ответ на общие мировоззренческие вопросы. Мировоззренческий вопрос Библейский ответ Ответ Руссо Существует ли Бог? Если да, то кто он? Да, Бог — наш святой личный Творец, открывающий истину через Свое Слово49. Да, «Высшее Существо» — это далекий Творец, который не обязательно взаимодействует с людьми или открывает истину через Писание.50 Каково состояние человека? Все люди согрешили и лишены Божьего совершенства. 51 Люди в своем естественном состоянии невинны и добродетельны.52 Кто определяет истину? Истина коренится в Божьем характере, а Божье Слово является для человечества авторитетом в отношении истины.53 Истина коренится в людях, при этом внутренние чувства являются авторитетом личности для истины,54 а Общая Воля является авторитетом общества.55 Какова цель человеческой жизни? Мы были созданы для славы Бога, предназначены для того, чтобы быть во взаимоотношениях с Богом и другими людьми, когда мы воплощаем в жизнь Его суверенные цели для нас.56 Наша высшая цель — быть свободными жить как наши подлинные я и полностью «чувствовать» свое существование, ведущее к счастью.57 В обществе эта свобода возможна только при условиях Общественного договора.58 В чем проблема человечества? (То есть какая первопричина отдалила людей от нашей первоначальной цели, что привело к человеческим страданиям?) Человеческий грех развратил каждого человека, каждое общество и все творение, распространившись на всех людей через Адама. Related Posts