Жан-Жак Руссо и его философия
Французский философ
Имя французского философа известно на весь мир. Годы его жизни можно датировать $1712 – 1778$ годы. Он также является писателем, мыслителем эпохи Просвещения. Ещё данную личность можно отметить, что он был музыковедом, композитором и ботаником. Его современники и исследователи более позднего времени считают его виднейшим представителем сентиментализма. Его именуют предтечей Великой французской революции.
Философия
Замечание 1
К главным философским произведениям Жан-Жака Руссо, где он касается своих общественных и политических идеалов относятся «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор».
Жан-Жак Руссо первый, кто в политической философии пытается объяснить причину социального неравенства и его виды, по-другому посмотреть на договорный способ происхождения государства. Он полагает, что государство возникло в результате общественных договорённостей. Согласно общественному договору основная власть в государственном строе должна принадлежать всему народу. По мнению Руссо, суверенитет народа является неотчуждаемым, неделимым, непогрешимым и абсолютным.
Закон во взглядах Руссо
Закон является выражением общей воли, он же должен выступать как гарантийная монета индивидов от того произвола, которое исходит от правительства, которое в свою очередь не обязано действовать, нарушая требования закона. Через отношения в законе, который является выражением общей воли, следует добиваться и относительного имущественного равенства.
Контроль
Жан-Жак Руссо разрешает проблемы эффективности средств контроля над деятельностью и деяниями правительства, обосновывает разумное принятие законов самим народом, рассматривает проблемы социального неравенства и признаёт возможность их законодательного решения. Под влиянием идей Жан-Жака Руссо возникают следующие новые демократические институты: референдум, народная законодательная инициатива, а также политические требования, которые подразумевают возможность сокращений срока депутатских полномочий, рассмотрение обязательных мандатов, отзыв депутатов через голосования избирателей.
Бертран Рассел по поводу философии Руссо
Бертран Рассел даёт оценку Жан-Жаку Руссо, как отца романтизма в философии. Представители Руссо опираются не только на абстрактное мышление, а в большей степени имеют склонную направленность к чувствам, и более конкретно к такому чувству, как сочувствие. Романтик мог искренне проливать слёзы, если видел бедность крестьянской семьи, но он остаётся холоден к отлично продуманному плану улучшения жилищных условий и вообще участи крестьянства как отдельного класса. Романтики являются прекрасными писателями и умеют вызывать сочувствие читателей и популяризировать свои собственные идеи.
Жан-Жак Руссо в течение длительного периода своей жизни считался бедным бродягой. Он часто существовал за счёт богатых женщин, было время, когда являлся лакеем, мог вызвать сочувствие людей и мог ответить «чёрной неблагодарностью». Например, однажды он ворует дорогую ленту у собственной хозяйки, кража обнаруживается, но он сваливает вину на свою любимую девушку — служанку, её имя первое приходит ему на ум. Сам себя он характеризует следующим образом в своём труде «Исповедь», он заявляет: «Да, я вор, но у меня доброе сердце!».
Вольтер и Руссо
Замечание 2
Руссо критикует неравенство и частную собственность, земледелие и металлургию, он предлагает вернуться в «естественное состояние». Вольтер подвергает критике философские взгляды Жан-Жака Руссо. Вольтер отмечает, что, вопреки рекомендациям Руссо, не желает «ходить на четвереньках» и предпочитал пользоваться услугами и знаниями хирургов. После известия о землетрясении в Лиссабоне Вольтер высказывает сомнение, что Провидение стоит над миром. Жан-Жак Руссо говорит своё мнение, что жертвы землетрясения сами виновны в собственной гибели, потому что живут в многоэтажных домах, а не в пещерах, как дикари. Вольтер называл Руссо злобным сумасшедшим, а Руссо считал Вольтера трубадуром бесчестья.
Жан-Жак Руссо краткая биография – самое важное, основные идеи и интересные факты
Жан-Жак Руссо (1712–1778 гг. ) — выдающийся французский мыслитель, философ и писатель эпохи Просвещения. Будучи одаренным от природы и разносторонне развитым человеком, был также композитором, музыкантом и ботаником. Вошел в историю как основоположник романтизма в философской науке. Краткая биография Жан-Жака Руссо, наполненная интересными фактами и событиями, будет полезна при изучении истории в 8 классе.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Александровой Екатериной Валерьевной.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Детство и юность
Жан-Жак Руссо появился на свет 28 июня 1712 года в Женеве. Мать мальчика скончалась при родах, и воспитанием сына занялся его отец Исаак Руссо, работавший часовщиком и учителем танцев. Он много времени уделял образованию маленького Жан-Жака, который с ранних лет пристрастился к чтению. С семи лет вместе с отцом зачитывался трудами Плутарха и однажды даже специально обжег руку по примеру любимого античного героя.
Когда отец повторно женился, 11-летний Жан-Жак был определен в протестантский пансион. Год спустя мальчика передали на обучение к нотариусу, а позже — к граверу. У юного Руссо почти не оставалось времени на самое главное, что он высоко ценил, — чтение. Чтобы иметь возможность читать, он был вынужден всячески лгать и притворяться.
Библиография
- 1755 – «Рассуждения о происхождении неравенства между людьми»
- 1761 – «Юлия, или Новая Элоиза»
- 1762 – «Об общественном договоре»
- 1762 – «Эмиль, или О воспитании»
- 1782 – «Прогулки одинокого мечтателя»
- 1782 – «Размышления о правительстве Польши»
- 1789 – «Исповедь»
Жан Жак Руссо биография кратко французского философа, писателя, мыслителя эпохи Просвещения изложена в этой статье. Руссо — крупнейший представитель сентиментализма.
Жан Жак Руссо краткая биография
Жан Жак Руссо появился на свет в Женеве 28 июня 1712 года. Мать Руссо умерла во время родов, а отец, женившись вновь, отдал его на обучение сначала к нотариусу, потом к граверу. С детства он очень любил читать.
Родной город Руссо покинул в марте 1728 году. Дальнейшее его обучение было прерывистым: то он обучался в Туринском монастыре, то работал в доме аристократов лакеем. Потом вновь учился в семинарии. Из-за тирании хозяина, он покидает Женеву. После Жан Жак совершает пешее путешествие по Франции и Швейцарии. Чтобы занять свою нишу в жизни писатель сменил несколько работ – наставника, учителя, секретаря. Параллельно с этим сочинял музыку. С 1743 по 1744 — работает в Венеции секретарем французского посольства.
Не имея денег, он не мог жениться на девушке из богатой семьи, поэтому его женой стала обычная служанка. В 1749 году получает премию от Дижонской академии и начал плодотворно сочинять музыку. Он стал популярен.
Руссо в 1761 году публикует 3 романа — «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор». После выхода второй книги, общество не поняло ее, и принц Конти объявил «Эмиль» запретной литературой, которую необходимо сжечь. А автора книги сочли предателем, поддав судебному расследованию.
Жан Жак Руссо в страхе расправы бежит из страны. И хотя принц Конти суд заменил ссылкой, автору «Эмиль» всю жизнь мерещились невероятные пытки и костры. Долгие месяцы скитаний привели его на территорию прусского княжества.
Вскоре, возвратившись в Женеву, он пишет новое произведение «Письмо о зрелищах». Оно также вызвало бурю негодований со стороны власти и общества. На этот раз Руссо сбежал в Англию.
С 1770 г. он поселился в Париже, и для него наступила более мирная жизнь; но душевного покоя он всё-таки не знал, подозревая заговоры против него и боясь за свою жизнь.
Умер Жан Жак Руссо 2 июля 1778 года.
Руссо Жан-Жак (1712 – 1778 гг.)Французско-швейцарский философ. Родился в Женеве. В1723—1724 гг. обучался в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. По возвращении в Женеву некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 г учился ремеслу гравера. В юности был лакеем, гравером, гувернером, учителем музыки, писцом, секретарем, театральным писателем, композитором. В Париж Руссо вернулся в 1770 г Одним из средств к существованию в это время была переписка нот. Руссо являлся наиболее влиятельным представителем французского сентиментализма, последнего и наиболее революционного этапа Просвещения. В теории гражданского общества выдвинул принцип суверенитета народа, пытался реформировать воспитание, основывая его исключительно на развитии чувства и выступая с критикой сословно-феодальной системы воспитания, подавлявшей личность ребенка. Особое значение придавал трудовому воспитанию. Сохранив веру в бога, апеллировал не к разуму, а к религиозному чувству, живущему в сердце внутреннему голосу совести. Был противником извращенной цивилизации, сторонником возвращения к природе, простоте и верховенству народа. Среди произведений —статьи, трактаты, стихи, поэмы, комедии, романы, либретто и музыка для опер: «Нарцисс», «Военнопленные», «Рассуждения о науках и искусствах», «Деревенский колдун», «Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми», «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспитании», «Об общественном договоре», «Исповедь», «Пигмалион», «Диалоги: Руссо судит Жан-Жака», «Прогулки одинокого мечтателя». РубрикаКомментарии
Биографии / Руссо Жан-Жак
В Швейцарской Женева 28 июня 1712 года родился французский философ и писатель Жан – Жак Руссо. Его мама прожила чуть больше недели после родов. Отец, прививший ему любовь к книгам, оставляет сына в десятилетнем возрасте на попечение дяди. Мягкий и впечатлительный по природе юный Жан – Жак, имеющий представление по книгам, рано сталкивается с жестокостью чужих ему людей, учится лгать, красть, проявлять трусость. И в 1728 году в шестнадцатилетнем возрасте он сбегает из родного города.
Попав под влияние католического священника Руссо знакомиться с госпожой Варан, которая обучает его письму и грамотной речи. Очень долгое временя они расстаются и вновь встречаются. Под ее кровом Руссо занимается самообразованием: изучает латынь, философию, музыку, ботанику, физику, астрономию и химию. Однако госпожа Варан, промотавшая свое состояние и бросившая мужа имеет скорей негативное влияние на молодого Жан – Жака.
Руссо много скитается, терпит нужду и лишения, пробует себя на разных поприщах, пытаясь заработать себе на жизнь.
Осенью 1741 года Руссо переезжает в Париж, где заводит связи, знакомясь с литературными деятелями эпохи Просвещения. Ближе всех он сходиться с Дидро, но в конце 1760 из-за идейных соображений у них произошла ссора, которая положила конец их дружбе. О чем сам Руссо впоследствии очень сожалел.
В 1745 году он знакомиться с Терезой Левассер, не образованной служанкой, у них рождаются 5 детей, которых отдают в приют. Жан – Жак не любит свою жену, но находит в ней свое утешение.
В 1761 году в уединении он пишет «Юлия, или Новая Элоиза», в 1762 «Эмиль, или О воспитании», а так же «Об общественном договоре» из-за которого вынужден покинуть Париж.
Он умирает 2 июля 1778 года в возрасте 66 лет, в Эрменонвиле, успев написать свое последнее творение «Исповедь».
Позже произойдет Великая французская революция, Руссо назовут ее предвестником.
7 класс кратко
Период становления
В возрасте 16 лет Жан-Жак решил покинуть Женеву и начать взрослую самостоятельную жизнь. Пустившись в странствие по Швейцарии и Франции, Руссо успел поработать наставником, секретарем, учителем, однако нигде не мог найти по-настоящему достойное место. Жизненная неустроенность не мешала юноше сочинять музыку, которую он очень любил.
В этот период большое влияние на становление личности молодого Руссо оказала богатая аристократка Франсуаза Луиза де Варан. Она помогла юноше устроиться в Туринский монастырь, где он принял католицизм. В дальнейшем Варан лично занялась образованием своего подопечного: обучила его грамотной речи, правописанию, светским манерам.
Судьба Руссо сложилась весьма удачно именно благодаря покровительству мадам де Варан: перед будущим философом открылись двери в новый мир, который ранее был для него недоступен.
Мыслитель и философ
Самым важным для Руссо стал 1749 год, когда он неожиданно для себя получил премию Дижонской академии за высказанную им идею о губительном воздействии просвещения и культуры. В том же году Руссо принял участие в совместной работе знаменитого кружка «Энциклопедия». Им было написано в общей сложности 390 статей, в основном музыковедческих.
Все просвещенное общество обратило внимание на «самородок». Для Руссо наступил период самой насыщенной, плодотворной деятельности и непрекращающегося торжества.
В качестве подтверждения своих основных идей философ отказался от доходного места и стал зарабатывать на жизнь переписыванием нот. Он намеренно начал вести себя как дикарь: одевался в старую, плохо сшитую одежду, грубо общался с окружающими, совершал оскорбительные выходки. Однако подобное поведение еще больше привлекало к нему пресыщенную аристократию.
Жан-Жаком Руссо были написаны трактаты «Рассуждение о науках и искусствах», «Рассуждения о начале и основании неравенства между людьми», «Об общественном договоре», оперетта «Деревенский колдун», роман «Эмиль». Его произведения неизменно вызывали большой резонанс в обществе не только во Франции, но и в Швейцарии. Спасаясь от ареста, он обратился за помощью к прусскому королю, и тот укрыл беглеца в княжестве Невшательском.
Педагогика
В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия. Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание. Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции. Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный. Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.
Образовательно-воспитательная система не устраивала философа. Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы. Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка. Естественное развитие индивида – главная задача образования.
По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться. Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире. Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы. Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.
Книга Жана-Жака Руссо
Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.
Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки. Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание. Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека. Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.
Мыслитель Жан-Жак Руссо
По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. До двух лет – физическое развитие. От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное. Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества. Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.
В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги. Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.
Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру. Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы. Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.
Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой. Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно. На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами.
Книга Жана-Жака Руссо
Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями. Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить. Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление. В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.
Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения. Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте. Но Руссо успел скрыться в Швейцарии. Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени.
Личная жизнь
Жан-Жак Руссо был бедным человеком, и потому не мог взять в жены девушку из богатой знатной семьи. Его супругой стала Тереза Левассер, работавшая служанкой в одной из парижских гостиниц. По происхождению девушка была крестьянкой. Она была необразованной, вульгарной и не соответствовала своему мужу-интеллектуалу.
Тем не менее, Жан-Жак Руссо прожил в этом браке до конца своих дней, став отцом пятерых детей.
В последние годы жизни Руссо, вернувшийся во Францию, испытывал чувство постоянного беспокойства, ему повсюду мерещились заговорщики. Мания преследования подорвала и без того слабое здоровье философа. Жан-Жак Руссо, биография которого стала символом протеста и борьбы, скончался 2 июля 1778 года.
Некоторые интересные факты из биографии Жан-Жака Руссо
- Огромную роль в жизни Руссо сыграла встреча с вольнодумной настоятельницей монастыря, расположенным в Аннеси, которая пользовалась особым покровительством папы. Она пыталась склонить Руссо к католической вере, поместив его в католическую школу, где готовили миссионеров, но данная попытка потерпела полнейший крах, так как Жак к религии относился абсолютно равнодушно.
- Руссо был отцом пятерых детей. Однако, несмотря на то, что он в своем романе «Эмиль» учил как правильно воспитывать ребенка, сам в воспитании своих детей участия не принимал. Более того его дети находились в воспитательных домах, чтобы не стать, как говорил Руссо, такими же искателями приключений как он сам.
- В России имя знаменитого философа и педагога стало известно в 18 веке. Его произведения вызывали, да вызывают и сегодня огромнейший интерес среди российских философов и педагогов.
- В старой Гельвеции, принадлежащей высокогорной Швейцарии есть маленький остров, расположенный на середине реки Рона, который носит имя великого просветителя из Франции, философа, романиста, автора драматических произведений и опер, педагогических и социальных трактатов – Руссо. На острове разбит небольшой парк с миниатюрными киосками и расставленными вокруг них маленькими столами со стульями. Есть здесь и памятник Жан-Жаку, так как он очень любил этот парк и проводил в нем много времени, когда жил в Женеве.
- Руссо всегда пользовался бешеным успехом у дам. Они даже помогли ему получить престижную должность в Венеции во французском посольстве. Однако долго он на этом посту не задержался, так как с детства был строптивым и поэтому с начальством не сработался. Биографы отмечают, что Руссо к людям, строившим карьеру совершенно не относился, и слава ему не только была не нужна, но и тяготила его. Кроме того ему после отца осталось наследство, так что в деньгах он особо не нуждался.
Политическая мысль Руссо — Политология
Введение
Родившийся гражданином независимой Женевской республики, Жан-Жак Руссо (1712–1778) большую часть жизни прожил в изгнании из родного города, но его преклонение перед его республиканскими традициями глубоко повлиял на его политическую мысль. Писатель превосходного красноречия, его склонность к использованию парадоксальных и поразительных риторических формулировок привела к тому, что некоторые отвергли его политические сочинения как бессистемные или даже бессвязные. То, что его боготворили лидеры Французской революции, побудило других читать его работы как закладывающие интеллектуальные основы господства террора и современного тоталитаризма. Однако более поздние исследования существенно опровергли эту критику и показали, что Руссо был первоклассным политическим теоретиком, наряду с такими фигурами, как Платон, Аристотель, Макиавелли, Гоббс, Локк, Кант и Гегель. В своих ранних работах Руссо обличал лицемерие и искусственность парижского общества во имя совести и добродетели и переосмысливал естественное состояние более радикально, чем Гоббс и Локк, стремясь доказать, что человек по своей природе добр, а социальное неравенство и зло являются глубоко искусственными. Диагностировав пороки современного общества, он предложил два различных вида средств или паллиативов: предложения по реформе индивидуального характера и теорию легитимной политической власти. На самом деле читатели нашли в его произведениях два типа идеальных персонажей: людей, воплощающих строгую, самоуправляемую добродетель, и тех, кто сохраняет свою врожденную доброту. Его политический идеал сочетает энтузиазм в отношении гражданской добродетели, характерный для античной политической мысли, с настойчивым требованием современности о центральной роли человеческой свободы, призывая к установлению республики, основанной на общественном договоре, в котором каждый гражданин соглашается со всеми остальными быть связанными. по общему желанию общества. В идее всеобщей воли, центральном элементе его политической теории, Руссо находит решение проблемы примирения власти и свободы: там, где законы есть общая воля граждан, законопослушный гражданин подчиняется только своей воле, а не команда любого другого человека, и поэтому свободна. Эта концепция свободы как подчинения закону, который человек дает самому себе, предвосхищает кантовскую концепцию свободы как автономии, и одна заметная ветвь влияния Руссо ведет через Канта к современному либерализму, а другая ведет к романтизму и прославлению таких идеалов, как искренность и подлинность.
Общие обзоры
Современные ученые в целом признают, что политические работы Руссо образуют связно единое целое, хотя остаются значительные разногласия по поводу фундаментального принципа, лежащего в основе этого единства. Cassirer 1989 был одним из первых, кто привел убедительные доводы в пользу внутренней непротиворечивости мысли Руссо, и это
Кассирер, Эрнст. Вопрос о Жан-Жаке Руссо .
Английский перевод «Проблемы Жана Жака Руссо», впервые опубликованный в Archiv für Geschichte der Philosophie в 1932 году. В целом эта основополагающая работа интерпретирует Руссо как предшественника Канта, который связывает свободу с подчинением закону, который субъекты желают для себя.
Жувенель, Бертран де. «Очерк политики Руссо». В Жан-Жак Руссо: критические оценки ведущих политических философов . Том. 1. Под редакцией Джона Т. Скотта, стр. 79–140. New York: Routledge, 2006.
Первоначально опубликовано как «Essai sur la politique de Rousseau», в Bertrand de Jouvenel, Rousseau, Contrat Social (1947). Показано, что прославление Руссо свободы личности и призывы соответствовать общественным требованиям являются двумя частями последовательного ответа на проблемы общества, выявленные в его ранних работах.
Мастерс, Роджер. Политическая философия Руссо . Princeton, NJ: Princeton University Press, 1968.
Тонкая реконструкция философской системы Руссо в соответствии с планом, предложенным самим Руссо, начиная с Эмиля , затем обращаясь к двум дискурсам и только потом рассматривая Общественный договор . Особенно ценен своим подробным описанием Эмиля и тем, что отмечает различие в политической теории Руссо между принципами права и максимами политики.
Мельцер, Артур. Естественная доброта человека: о системе мысли Руссо . Chicago: University of Chicago Press, 1990.
Подробный аргумент в пользу того, чтобы найти основу мысли Руссо в принципе естественного добра. Отождествляя зло с разделением души на себя, конструктивное учение Руссо направлено на сохранение психического единства: режим
Шклар, Джудит Н. Люди и граждане: исследование социальной теории Руссо . 2 изд. Кембридж, Великобритания: Cambridge University Press, 1985.
Блестящая и психологизирующая интерпретация Руссо как беспощадного и глубоко пессимистического критика современности, выдвигающего взаимно несовместимые и невыполнимые предложения по моральным и политическим реформам.
Старобинский, Жан. Жан-Жак Руссо: Прозрачность и препятствия . Перевод Артура Голдхаммера. Chicago: University of Chicago Press, 1988.
Содержит работу, первоначально опубликованную на французском языке как Jean-Jacques Rousseau: La Transparence et l’obstacle (Paris: Gallimard, 1971), а также несколько эссе. Новаторская и влиятельная психоаналитическая интерпретация развития мысли Руссо с особым вниманием к дискурсам, Жюли, Эмиль и автобиографические сочинения Руссо.
Штраус, Лео. «О намерениях Руссо». Социальные исследования 14 (1947): 455–487.
Исследует мысль Руссо через призму «Рассуждения о науках и искусствах» и представляет Руссо как философа, который видит фундаментальную несовместимость между требованиями политического общества и требованиями философии и естественных наук. Перепечатано в Cranston and Peters 19.72 и Скотт 2006, том. 2 (оба цитируются в Антологиях).
Воклер, Роберт.
Краткий обзор жизни и творчества Руссо. Идеальная отправная точка для студентов, которые впервые знакомятся с Руссо.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Жан-Жак Руссо. Краткий обзор
Люди|Время чтения: 3 минуты
«Человек рождается свободным, но везде он в цепях».
Жан-Жак Руссо родился в женевской семье. Его мать умерла всего через несколько дней после его рождения. Через несколько лет его отец сбежал после дуэли. В нежном возрасте 16 лет он уехал во Францию и принял католицизм.
Сначала он пытался пробиться как музыкант и композитор. После знакомства с Дени Дидро и Жаном д’Аламбером в 1740 году он заинтересовался философией.
При ответе на конкурс, организованный Академией Дижона для ответа на вопрос «Способствовало ли восстановление наук и искусств совершенствованию нравственных практик?» Руссо наткнулся на мысль, что общество может оказывать вредное влияние. Не соглашаясь с общепринятым ответом, Руссо привел аргумент «нет» в своем «Рассуждении о науках и искусствах», которое принесло ему первую премию. Он утверждал, что искусство не только не улучшает умы и жизни, но разрушает счастье.
Его второе эссе «Рассуждения о происхождении и основах неравенства среди людей» посеяло семена будущего, утверждая, что человек рождается свободным.
люди наделены врожденной добродетелью и, что более важно, качествами сострадания и сопереживания. Но как только это состояние невинности нарушается и сила разума начинает отделять человечество от остальной природы, люди отчуждаются от своих естественных добродетелей. Таким образом, наложение гражданского общества на естественное состояние влечет за собой переход от добродетели к пороку и от идиллического счастья к страданию.
Руссо считает отпадение от естественного состояния и установление гражданского общества достойными сожаления, но неизбежными, поскольку они являются результатом человеческой способности рассуждать. Процесс начался, подумал он, с того момента, когда человек впервые огородил себе участок земли, введя таким образом понятие собственности. Когда группы людей стали жить бок о бок таким образом, они сформировали общества, которые могли поддерживаться только с помощью системы законов. Но Руссо утверждает, что каждое общество теряет связь с естественными добродетелями человечества, включая сочувствие, и поэтому навязывает законы, которые не справедливы, а эгоистичны».
(через The Philosophy Book)
Эти законы для защиты собственности были навязаны бедным богатыми. «Переход от естественного состояния к цивилизованному, следовательно, вызвал движение не только от добродетели к пороку, — указывает Руссо, — но и от невинности и свободы к несправедливости и порабощению». Человечество, в глазах Руссо, развратилось в обществе. Таким образом, хотя он рождается свободным, законы, установленные государством, гарантируют, что он проживет свою жизнь «в цепях».
Как вы понимаете, второй дискурс вызвал настоящий переполох.
Воодушевляющий клич Руссо «назад к природе!» и его пессимистический анализ современного общества как полного неравенства и несправедливости хорошо сочетались с растущими социальными волнениями 1750-х годов, особенно во Франции.
Одно дело обозначить проблему, но в «Общественном договоре» Руссо предложил решение. Книга открывается знаменитой цитатой: «Человек рождается свободным, но везде он в цепях».
Взяв за основу классические республиканские идеи демократии, Руссо представляет гражданское тело, действующее как единое целое, предписывающее законы в соответствии с volonté générale, или общей волей. Законы исходили бы от всех и распространялись бы на всех — все считались бы равными. В отличие от предусмотренного Локком общественного договора, который был призван защищать права и собственность отдельных лиц, Руссо выступает за благо всех, управляемое общей волей.
Он считал, что свобода участия в законодательном процессе приведет к устранению неравенства и несправедливости и повысит чувство принадлежности к обществу.
В конце концов, противоречивые взгляды Руссо привели к тому, что его книги были запрещены в нескольких странах, включая Швейцарию и Францию.