Руссо жан жак педагогика: Жан Жак Руссо: педагогические идеи

Жан Жак Руссо: педагогические идеи

17 Октябрь 2016       admin      Главная страница » Педагогика » Опыт великих      Просмотров:   4604

Жан Жак Руссо — выдающийся представитель французского просвещения XVIII века.

Факты биографии и труды

Родился Руссо в простой семье женевского часовщика. С юных лет он вынужден был добывать себе средства к существованию различными занятиями, скитаясь по Франции и Швейцарии. Был переписчиком бумаг, музыкантом, домашним секретарем, слугой в барских домах. Оказавшись на положении приемыша в богатой аристократической усадьбе, Руссо впервые получил возможность заняться самообразованием и путем упорного труда достиг обширных и разносторонних познаний. Он становится писателем, но его жизнь по-прежнему проходит в постоянных волнениях и скитаниях.

В 1749 году Дижонская академия объявила конкурс на тему: «Способствовал ли прогресс в науках и искусствах улучшению нравов?» Приняв участие в конкурсе, Руссо создал талантливое произведение, возбудившее глубокий общественный интерес. Он доказывал, что в далекие времена, когда люди не знали цивилизации, они были более нравственными и счастливыми. Тогда господствовало равенство, и различия между людьми определялись естественными причинами: способностями и трудом. Теперь же люди искусственно разделены на основе своего происхождения и богатства. В человеческих отношениях взяли верх недоверие, обман и вражда.

Вскоре Руссо написал еще два острых политических трактата по злободневным общественным вопросам. Они подняли его имя до вершин мировой славы.

В работе «О происхождении неравенства между людьми» он впервые отчетливо вскрыл отрицательную роль частной собственности в развитии человечества. Корень всех зол современного общества лежит, по Руссо, в неравенстве, а оно возникло с появлением частной собственности. Историческое развитие усиливает неравенство между людьми, и народные массы всё больше впадают в нищету, а богачи паразиты и тунеядцы не видят предела своему обогащению.

Руссо горячо призывал к борьбе с отжившими порядками во имя счастья и свободы простых людей. Но как устранить существующее противоречие между естественными потребностями человека и общественными условиями их удовлетворения? Каким же должно быть будущее свободное общество? На эти вопросы Руссо дал яркий ответ в работе «Общественный договор». Это произведение оказало огромное влияние на взгляды выдающихся деятелей французской буржуазной революции 1789 года.

В «Общественном договоре» развивается идея народовластия. В новом государстве, созданном революционной энергией народа, все правительственные учреждения будут подчинены народному собранию, а воля каждого гражданина — государственным законам, выражающим интересы всех. Народная власть, по Руссо, создается путем общей договоренности, откуда и название книги. Что касается частной собственности, то, хотя она явилась причиной общественного неравенства, Руссо не отменяет ее. Он лишь требует ограничить ее размеры, считая, что каждый может быть собственником того, что приобрел личным трудом.

Жан Жак Руссо о воспитании

Одним из действенных средств возрождения общества Руссо считал воспитание. Педагогические высказывания составляют важную часть его идейного наследства. В известном его романе «Эмиль, или О воспитании» и в других произведениях (в частности, в романе «Новая Элоиза», которым зачитывались современники писателя) Руссо доказывал, что люди от рождения обладают добрыми инстинктами, но становятся испорченными в условиях лживой цивилизации. Воспитание должно развить в человеке природные задатки и устранить с его пути всё, что может их извратить.

Глубокая вера Руссо в идеальную природу человека сделала его защитником права детей на счастливую жизнь. Он выступил с решительным протестом против феодального воспитания, основанного на насилии над ребенком, когда «возраст радостей и счастья проводится в слезах, наказаниях, в рабстве и под постоянными угрозами». В противовес этому он требовал любви к детям, предоставления им условий для свободного развития, воспитания их в естественной обстановке, поближе к природе.

Педагогика Ж. Ж. Руссо. Мысли и идеи Руссо как педагога

Большая заслуга Руссо перед педагогикой — открытие им «естественных ступеней» в развитии ребенка:

  1. Первая ступень длится, по его мнению, от рождения малыша до того, когда он станет ходить и говорить. В этот период особого внимания требует физическое развитие ребенка. Руссо выступает против обычая богатых семей отдавать новорожденного на попечение кормилицы, няни. Он стыдит матерей, не выполняющих своего священного долга. Ничто не заменит ребенку нежности и заботливости матери. К тому же, меняя материнские радости и огорчения на эгоистические удовольствия, мать подрывает и семейные связи. В воспитании детей и укреплении семьи велика также роль отца. «Тот, кто не способен к исполнению долга отца, не должен им быть». Много тонких замечаний делает Руссо по поводу отношений взрослых к детям. Необходимо отличать их естественные нужды от капризов и прихотей. Детские задатки подобны кустарнику у большой дороги: их легко могут повредить часто проходящие путники. Помощь взрослых допустима, когда она приносит пользу детям. Нельзя потакать детским слабостям и капризам. «Самое верное средство сделать ребенка несчастным — это приучить его ни в чем не знать отказа». Надо больше требовать, чтобы дети по возможности все делали сами, и как можно меньше допускать, чтобы за них делали другие.
  2. Следующая ступень развития ребенка, по Руссо, длится от 2 до 12 лет. В это время главной задачей является развитие органов чувств: слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания и т. д. «Всё, что входит в человеческое мышление, проникает туда при посредстве чувств, — материалистически утверждает Руссо.— Чтобы научиться мыслить, надо, следовательно, упражнять наши чувства, наши органы, которые являются орудиями нашего ума». Он протестует против того, чтобы сажать детей с раннего возраста за изучение книг. Периоду систематического обучения человека должно предшествовать время накопления личного опыта путем непосредственных наблюдений. В этом возрасте Руссо предлагает применять метод естественных последствий. Нужно предоставить ребенку возможность самому почувствовать последствия своих неправильных поступков. Если он сломал игрушку или замарал платье — не покупать новые; разбил стекло в своей комнате — не торопиться вставлять другое. Пережив неудобства и испытав неудовольствие, ребенок поймет, как нужно обращаться с вещами.
  3. Руссо ошибочно полагал, будто дети до 12 лет не обладают способностью к отвлеченному мышлению. Умственное развитие он относил к периоду от 12 до 15 лет, который считал временем ранней юности. При этом задачу умственных занятий он видел не в том, чтобы насильственно навязывать детям систему и логику научного знания, а в том, чтобы привить им вкус к занятиям науками и вооружить способами совершенствования знаний. Руссо считал, что и в этот период центральное место в обучении должна занять природа, а не книги и учебники. Эмиль изучает естественные науки, путешествуя по полям, лугам и лесам. Ошибочное противопоставление личного опыта систематическому усвоению основ наук отражало общее отрицательное отношение Руссо к современной ему цивилизации и схоластической науке. Положительной стороной его программы было стремление соединить обучение с трудом. Выразитель интересов простых тружеников, Руссо с огромным уважением относился к труду и резко порицал людей, ведущих паразитический образ жизни.
    «Труд, — писал он, — является неизбежной обязанностью общественного человека. Будь он богат или беден, могуществен или бессилен, всякий праздный гражданин является вором».
  4. Последнюю ступень развития — от 15 до совершеннолетия — Руссо определяет как период полового созревания и нравственного воспитания. Он справедливо отмечает, что юношу сильно волнуют вопросы социального общения и поведения. И воспитателю необходимо возбудить у юноши «доброту, человечность, сострадание и все нежные чувства, которые так дороги человечеству», в то же время уничтожая в зародыше «зависть, ненависть и все жестокие влечения, которые придают чувствительности отрицательный характер». Надо, чтобы юноша не придавал какого-либо значения происхождению, богатству и положению, а почитал и уважал человека как человека. Наряду с развитием «добрых чувств» воспитатель должен помочь своему воспитаннику формировать «добрые суждения» и развивать «добрую волю».

Руссо был одним из немногих педагогов, уделявших серьезное внимание половому воспитанию. «Для каждого обучения, — подчеркивал он, — есть свое время, которое нужно знать, и свои опасности, которых нужно избегать». В отношении младших детей он советовал руководствоваться таким правилом: «Когда их любопытство по поводу чего-нибудь преждевременно или ни к чему— вы можете спокойно наложить молчание на их уста». Другое дело — законный интерес к вопросам пола со стороны юноши. «Когда он достигнет 16-летнего возраста, не стесняйтесь посвятить его во все эти опасные тайны, которые вы так долго и тщательно скрывали от него». Просвещение юноши на этот счет должно быть точным и серьезным, необходимо раскрыть истинную суть человеческих отношений в этой области.

«Конечно, должна быть поведана строгая правда, я в то же время вы должны дать понять, что это одно из наиболее серьезных и священных в отношениях людей».

Но как бы ни был естествен интерес молодого человека к этой стороне жизни, нельзя допускать, чтобы он поглотил все его помыслы и горячил его воображение. Надо стремиться заполнить его дни серьезными занятиями, большими и полезными увлечениями, практической деятельностью и физической работой. Больше всего следует избегать праздного препровождения времени, беспорядочного чтения, сидячей и изнеженной жизни, компании молодых бездельников».

В юношеском возрасте более чем когда-либо важны искренние и задушевные отношения между воспитателем и воспитанником. Они облегчают переживания воспитанника, когда он хочет поведать своему старшему и опытному другу о возникшем у него чувстве первой юношеской любви. Руссо советует самым серьезным образом отнестись к такому признанию. «Вы должны, — обращается он к воспитателю, — нарисовать в его уме идеал девичества и женственности и помочь ему полюбить так, чтобы сама чистота и поэзия его чувств стала лучшим воспитателем его как мужчины».

Вклад в педагогику

Несмотря на противоречивость и ошибочность ряда положений, педагогическое учение Руссо сыграло выдающуюся прогрессивную роль в развитии теории и практики воспитания, внесло существенный вклад в педагогику. Его произведения полны горячей любви к простым труженикам и проникнуты глубокой верой в их способность создать новое, свободное общество. В них воспевается гуманное отношение к детям, выдвигаются творческие методы их воспитания и обучения. Руссо ненавидел тунеядство и был горячим поборником трудового воспитания. Его педагогические идеи, как и всё социально-политическое учение, пользовались огромной популярностью во Франции в эпоху революции, а затем получили и мировое признание. Они широко были известны в России и вызывали горячую симпатию со стороны ее выдающихся представителей.

Н. К. Крупская, высоко ценившая демократическое учение Руссо, отмечала, что во время расцвета капиталистического строя буржуазные идеологи превозносили Руссо, а современная буржуазия относится к нему неприязненно и свысока, третирует его идеи, называя их несбыточными. Советским людям Руссо был дорог своим пламенным демократизмом, оптимистической верой в способность трудящихся создать новое общество, в котором будут процветать истинная свобода, равенство и братство.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

    

Сообщение «Жан-Жак Руссо вклад в педагогику»

Жан-Жак Руссо (1671-1778)

Глубокий мыслитель, гуманист и демократ – придерживался теории естественного права. Стремился доказать, что деятельность ученых и художников может быть плодотворной, станет полезной народу, если она подчиненна общественным целям.

Как и все французские просветители 17 века, Руссо полагал, что улучшить общественные отношения можно путем правильно поставленного воспитания.

В 1762 г. Руссо издал свой роман – трактат «Эмиль, или О воспитании», где подверг уничтожающей критике воспитание, осуществляемое в феодальном обществе, и начертал план формирования нового человека.

Основу педагогических взглядов Руссо составляет теория естественного воспитания, которая тесно связанна с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве Руссо утверждал, что человек родится совершенным, но современные общественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка. Воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, если приобретет естественный характер.

В воспитании, полагал Руссо, участвуют природа, люди и вещи. «Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы, — писал он, — обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятия, есть воспитание со стороны вещей». Воспитание выполняет свою роль тогда, считал Руссо, когда все три определяющих его фактора будут действовать согласованно.

Руссо полагал, что воспитывать природо-сообразно – значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка. Он требовал тщательного изучения ребенка, хорошего знания его возрастных и индивидуальных особенностей.

Признавая, что человеческая природа является совершенной, Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться. Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила, а должен предоставлять ему возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе и по возможности устранять все то, что этому может помешать. Естественное воспитание – это и свободное воспитание.

Выражая взгляды передовых людей своего времени, он выступил со страстным призывом освободить людей от феодального гнета, защитить права детства. Руссо призывал с любовью относиться к ребенку, внимательно изучать его возрастные и индивидуальные особенности, считаться с его потребностями.

Он особо подчеркивал необходимость воспитывать органы чувств детей, развивать их наблюдательность, стимулировать у детей развитие самостоятельного мышления, творческих сил.

Очень важным были требования Руссо придать образованию реальный характер, связать его с жизнью, развивать в процессе жизни активность и самодеятельность детей, подготовить их к труду как к общественной обязанности каждого гражданина.

Вместе с тем не все высказывания Руссо мы можем признать правильными, например: его требование индивидуального «свободного воспитания, отрицание необходимости разнообразных педагогических воздействий, кроме косвенных, противопоставление личного опыта ребенка опыту всего человечества, недооценка систематических знаний, уменьшение роли женщины в обществе и вытекающие отсюда реакционные взгляды на ее воспитание».

И все же идеи Руссо о воспитании активного, мыслящего, свободного человека оказали огромное положительное влияние на развитие педагогической терапии и практики во многих странах, хотя позже были почти полностью отвергнуты буржуазной педагогикой. В конце 19 и начале 20 в. Буржуазия, потерявшая к этому времени свою прогрессивность, стала отказываться от наследия Руссо или извращать его.

Жан-Жак Руссо об образовании Эмиля

Жан-Жак Руссо (1712–1788 гг.), один из самых важных социальных и политических философов современности, написал книгу об образовании, в которой описал, как он будет воспитывать воображаемого мальчика, Эмиль. Образование, которое Руссо рекомендовал будущей жене Эмиля, Софи, представлено в главе 5. Руссо был одним из первых современных мыслителей, предложивших более естественную или аутентичную альтернативу дидактическому образованию:

Растения создаются выращиванием, человек — образованием. Если бы человек родился высоким и сильным, его размер и сила не имели бы для него никакого значения, пока он не научился бы ими пользоваться; они даже причинили бы ему вред, не давая другим прийти ему на помощь; Предоставленный самому себе, он умрет от нужды, прежде чем узнает свои нужды.

Мы оплакиваем беспомощность младенчества; мы не понимаем, что человечество погибло бы, если бы человек не начал с детства. Мы рождаемся слабыми, нам нужна сила; беспомощны, нам нужна помощь; глупо нам нужна причина. Все, чего нам не хватает при рождении; все, что нам нужно, когда мы достигнем человеческого состояния, — это дар образования.

Это образование приходит к нам от природы, от людей или от вещей. Внутренний рост наших органов и способностей — это воспитание природы, использование, которое мы учимся извлекать из этого роста, — это воспитание людей, то, что мы приобретаем благодаря нашему опыту в нашем окружении, — это образование вещей. Таким образом, каждого из нас обучают три учителя… Из этих трех факторов образования природа полностью находится вне нашего контроля, вещи лишь частично находятся в нашей власти; образование мужчин — единственное, что мы контролируем; и даже здесь наша сила во многом иллюзорна, ибо кто может надеяться направить каждое слово и поступок всех, с кем приходится иметь дело ребенку…

Если от детей не требуется ничего делать в порядке послушания, из этого следует, что они будут учиться только тому, что, по их мнению, представляет реальную и настоящую ценность либо для использования, либо для удовольствия; какой еще мотив может быть у них для обучения? Искусство говорить с нашими отсутствующими друзьями [научившись писать], слышать их слова [научившись читать]; искусство сообщать им из первых рук о наших чувствах, наших желаниях и стремлениях — это искусство, полезность которого может быть очевидна в любом возрасте. Как это искусство, столь полезное и приятное само по себе, стало ужасом для детей? Потому что ребенок вынужден приобретать его против своей воли и использовать для целей, выходящих за рамки его понимания. У ребенка нет большого желания совершенствоваться в использовании орудия пытки, но сделайте его средством для своего удовольствия, и вскоре вы не сможете удержать его от этого. Люди поднимают большой шум, пытаясь найти лучший способ научить детей читать. Они изобретают «бюро» и карты, они превращают детскую в типографию. Локк [философ, цитируемый в главе 6] хотел научить их читать с помощью игры в кости. Какая прекрасная идея! И жаль! Есть лучший способ, чем любой из них, и тот, который обычно упускают из виду, — он состоит в желании учиться. Пробудите это желание в своем ученом и покончите с вашими «бюро» и вашими костями — подойдет любой метод…

Что касается моего ученика [Эмиля], позвольте мне запретить ему изучать что-либо из [этих вещей], пока вы не убедите меня, что ему полезно изучать вещи, три четверти которых ему непонятны… Когда я избавлюсь от детских уроков, я избавляюсь от главной причины их печалей, а именно от их книг.

Чтение — проклятие детства, но это едва ли не единственное занятие, которое можно найти для детей. Эмиль в двенадцать лет едва ли будет знать, что такое книга… Когда чтение принесет ему пользу, я признаю, что он должен научиться читать, но до тех пор он найдет это только неприятностью…

Работа или игра для [Эмиля] — одно целое, его игры — это его работа; он не знает разницы. Он привносит во все живость интереса, прелесть свободы и показывает склонность собственного ума и широту своих знаний. Есть ли что-нибудь более достойное внимания, что-нибудь более трогательное и восхитительное, чем хорошенькое дитя с веселым, веселым взглядом, легким, довольным видом, открытым улыбающимся лицом, играющее в самое важное или работающее над малейшим развлечением? …

Научите своего ученого наблюдать за явлениями природы; вы скоро возбудите его любопытство, но если вы хотите, чтобы оно росло, не спешите удовлетворять это любопытство. Ставьте перед ним проблемы и дайте ему решить их самому. Пусть он ничего не знает, потому что вы сказали ему, но потому, что он узнал это сам. Если когда-нибудь вы замените разум авторитетом, он перестанет рассуждать, он будет просто игрушкой чужих мыслей…

Превратим наши ощущения в идеи, но не будем сразу перескакивать с предметов чувств на предметы мысли… Пусть чувства будут единственным руководством для первых действий разума. Нет книги, кроме мира, нет учения, кроме факта. Читающий ребенок перестает думать, он только читает. Он приобретает слова, а не знания.


Руссо, Жан-Жак. 1762 (1914). Эмиль, или Образование . Лондон: JM Dent & Sons Ltd., стр. 6, 81, 80–81, 126, 131. || Амазонка || WorldCat


Руссо, Жан-Жак (1712-1778) — Дошкольное образование

Руссо, Жан-Жак (1712-1778)

 

Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве, Швейцария, от матери, которая умерла вскоре после его рождения. Некоторые ученые (например, Dent, 2005) считают, что эта ранняя потеря матери оказала значительное влияние на его личность и на его идеализированную форму человеческих отношений, предполагающую «прямоту и непосредственность, которых он никогда не испытывал» (стр. 8). В возрасте десяти лет его отец, часовщик, бежал из Женевы, чтобы избежать тюрьмы за мелкое правонарушение, оставив юного Жан-Жака на воспитание дяде, который в конце концов отправил его жить с протестантским пастором, который стал ответственным за его образование. Через несколько лет Руссо поступил в ученики к гравёру (Scholz, 2001). Руссо покинул Женеву в шестнадцать лет, скитаясь с места на место, и, наконец, в 1742 году переехал в Париж, где обратился в католицизм. Руссо зарабатывал на жизнь, работая лакеем, учителем музыки, репетитором и личным секретарем французского посла в Венеции.

Большую часть своей взрослой жизни Руссо считался блестящим, недисциплинированным и нетрадиционным мыслителем и плохим наставником. Он провел большую часть своей взрослой жизни, движимый чувственностью и паранойей; он также страдал от увеличенной простаты. Руссо проводил время между Парижем и Женевой, сочиняя как эссе, так и музыку.

Многие противоречия, связанные с творчеством Руссо, были вызваны его нетрадиционными взглядами на любовь, отношения и его попыткой жить в соответствии с принципами, изложенными им в Первом дискурсе. Он часто инициировал ожесточенные ссоры даже с поддерживающими его коллегами (www.philosophypages.com/ph/rous.htm). Несколько сложная и двусмысленная общая философия Руссо пыталась понять эмоциональную и страстную сторону человека, которая, по его мнению, была исключена из большинства прежних философских размышлений. В своих ранних работах Руссо утверждал, что человек по своей сути добрый, благородный дикарь в естественном состоянии (состояние всех других животных и состояние, в котором находился человек до создания цивилизации и общества), и что хорошие люди становятся несчастными и развращаются из-за своего опыта в обществе. Он рассматривал общество как искусственное и коррумпированное и утверждал, что развитие общества приводит к постоянному несчастью человека (www.lucidcafe.com/library/9).6jun/rousseau.htm). Он сводил к минимуму важность изучения книг и рекомендовал воспитывать эмоции ребенка, а не его разум. Особое внимание он уделял обучению на опыте.

Руссо со временем прославился как французский политический философ и педагог, хотя формального образования у него не было. Многие писатели считают, что начало области детских исследований как дисциплины можно непосредственно отнести к публикации верований Руссо об Эмиле в 1762 году. В «Эмиле» Руссо постулирует, что детство является естественным и само по себе важным временем, что ребенок становится все более приспособленным к жизни в мире без присмотра и руководства взрослых, и что ребенок активно взаимодействует со своим окружением, используя его в своих интересах. Хотя эта работа была запрещена во Франции и сожжена в Женеве, она была быстро переведена на немецкий и английский языки и оказала значительное влияние на практические реформы в образовательной практике. Некоторые считают, что «Эмиль» был самой значительной книгой по образованию после «Государства» Платона.

Несколько иронично, что Руссо пытался сформулировать программу образования, которая лучше всего воспитывает истинную природу человека в его любви к себе (Scholz, 2001, стр. 27), учитывая, что он отказался содержать пятерых внебрачных детей, от которых он произвел на свет Тереза ​​Ле Вассер. Все его дети были помещены в местную больницу для подкидышей. Стоит также отметить, что у человека, который философствовал об общественном договоре, было очень сильное личное отвращение к социальным взаимодействиям.

В последние годы своей жизни Руссо находил утешение в ботанике и одиночестве (Wokler, 1995). Он умер 2 июля 1778 года от апоплексического удара после своей обычной ранней утренней прогулки и раннего завтрака в присутствии Терезы. Его останки были перенесены в Пантеон в Париже в 1794 году и помещены рядом с останками Вольтера.

Дополнительная литература: Крэнстон, М. (1991). Благородный дикарь: Жан-Жак Руссо, 1754-1762 гг. Чикаго: Издательство Чикагского университета; Дент, Н. (2005). Руссо. Нью-Йорк: Рутледж; Райли, П. (2001). Кембриджский компаньон Руссо. Кембридж: Издательство Кембриджского университета; Руссо, Ж. (1979). Эмиль: или о воспитании. Перевод Аллана Блума. Нью-Йорк: Основные книги. Первоначально опубликовано в Лондоне в 1762 году; Руссо, Дж.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts