Руссо жан жак взгляды: Жан-Жак Руссо. Политические взгляды

Социально-политические философские взгляды Жан-Жака Руссо

1. Социально-политические философские взгляды Жан-Жака Руссо 

Подготовил Арбеев Семен, ПО-301

2. План

Введение
Появление
неравенства
Право в обществе
Заключение

3. Биография

Жан-Жак
Руссоо́  ( 1712
— 1778, ) — французский 
философ, писатель,
мыслитель эпохи
Просвещения.
Также музыковед, компо
зитор и ботаник.
Его называют
предтечей Великой
французской
революции.

4. Введение

Социально-политические
воззрения Жан-Жака Руссо положили
начало новому направлению общественной мысли —
политическому радикализму. Выдвинутая им программа
коренных преобразований общественного строя
соответствовала интересам и требованиям крестьянских масс,
радикально настроенной бедноты.
Литературную известность Руссо принесла работа
«Рассуждение о науках и искусствах», которую он написал,
узнав о том, что Дижонская академия проводит конкурс
сочинений на тему: «Способствовало ли возрождение наук и
искусств улучшению нравов?» На заданный вопрос Руссо
ответил отрицательно.
В «Рассуждении» было поставлено под сомнение положение о
том, что распространение знаний способно усовершенствовать
нравы общества. «Прогресс наук и искусств, ничего не
прибавив к нашему благополучию, только испортил нравы», —
утверждал мыслитель. Распространение ненужных человеку
знаний порождает роскошь, которая в свою очередь приводит к
обогащению одних за счет других, к отчуждению богатых и
бедных.
Титульный лист первого издания трактата Ж.Ж
Руссо. « Рассуждение о происхождении
неравенства». Амстердам 1755.
В
последующих трудах Руссо приступает к созданию
целостной социально-политической доктрины.
Наиболее полное обоснование она получила в
трактате «Об общественном договоре, или Принципы
политического права» и в историческом очерке
«Рассуждение о происхождении и основаниях
неравенства между людьми».
По описанию Руссо сначала люди жили, как звери.
Они были равны между собой и свободны. Период
выхода из состояния дикости, когда человек
становится общественным, продолжая оставаться
свободным, представлялся Руссо «самой счастливой
эпохой».
Развитие цивилизации, по его взглядам, было
сопряжено с появлением и ростом общественного
неравенства, или с регрессом свободы.

7. Имущественное неравенство

Первым
по времени возникает имущественное
неравенство. Согласно учению Руссо оно явилось
неизбежным следствием
установления частной собственности на землю. На
смену естественному состоянию с этого времени
приходит гражданское общество.
«Первый, кто, огородив участок земли, придумал
заявить: «Это мое!» и нашел людей достаточно
простодушных, чтобы тому поверить, был
подлинным основателем гражданского общества».
С возникновением частной собственности
происходит деление общества на богатых и
бедных, между ними разгорается ожесточенная
борьба

8. Политическое неравенство

На
следующей ступени в общественной жизни
появляется неравенство политическое. Для того
чтобы обезопасить себя и свое имущество, кто-то из
богатых составил хитроумный план. Он предложил,
якобы для защиты всех членов общества от
взаимных раздоров и посягательств, принять
судебные уставы и создать мировые суды, т.е.
учредить публичную власть. Все согласились, думая
обрести свободу, и «бросились прямо в оковы».- Так
было образовано государство. На данной ступени
имущественное неравенство дополняется новым —
делением общества на правящих и подвластных.
Принятые законы, по словам Руссо, безвозвратно
уничтожили естественную свободу и окончательно
закрепили собственность.

9. Деспотия

Наконец,
последний предел неравенства
наступает с перерождением государства
в деспотию. В таком государстве нет
больше ни правителей, ни законов — там
только одни тираны. Отдельные лица
теперь вновь становятся равными между
собой, ибо перед деспотом они — ничто.
Круг замыкается, говорил Руссо, народ
вступает в новое естественное
состояние, которое отличается от
прежнего тем, что представляет собой
плод крайнего разложения.

10. «Предтеча революции»

Если
же деспота свергают, рассуждал философ,
то он не может пожаловаться на насилие. В
естественном состоянии все держится на силе, на
законе сильнейшего. Восстание против тирании
является поэтому настолько же правомерным
актом, как и те распоряжения, посредством
которых деспот управлял своими подданными.
Пока народ вынужден повиноваться и
повинуется, он поступает хорошо, писал
мыслитель. Но если народ, получив возможность
сбросить с себя ярмо, низвергает тиранию, он
поступает еще лучше. Приведенные
высказывания содержали оправдание
революционного ниспровержения абсолютизма.

11. Право в обществе

Согласно
взглядам Руссо в естественном состоянии права
не существует. Применительно к изначальному состоянию
им была отвергнута идея естественных прав человека. На
самых ранних этапах истории у людей, по мнению
философа, вообще не было представлений о праве и
морали. Понятия естественного права и естественного
закона утрачивают у него юридическое значение и
становятся исключительно моральными категориями.
Что касается деспотии, или второго естественного
состояния, то в нем все действия определяются силой, и,
следовательно, тут тоже нет права. «Слово право ничего
не прибавляет к силе. Оно здесь просто ничего не значит»,
— указывал Руссо. Основанием права, по словам
мыслителя, могут служить только договоры и соглашения.
В противовес естественному праву им была выдвинута
идея права политического, т.е. основанного на договорах.

12. Народный суверенитет

Переход
в состояние свободы предполагает, по Руссо, заключение
подлинного общественного договора. Для этого необходимо, чтобы
каждый из индивидов отказался от ранее принадлежавших ему прав
на защиту своего имущества и своей личности. Взамен этих мнимых
прав он приобретает гражданские права и свободы. Его имущество и
личность поступают теперь под защиту сообщества.
По условиям общественного договора суверенитет принадлежит
народу. Смысл всех предшествующих рассуждений Руссо о договоре
заключался именно в том, чтобы обосновать народный
суверенитет как основополагающий принцип республиканского строя.
Эта идея вместе с принципами равенства и свободы составляет ядро
его политической программы.
Суверенитет народа проявляется в осуществлении им
законодательной власти. Руссо доказывал, что политическая свобода
возможна лишь в том государстве, где законодательствует народ.
Свобода, по его определению, состоит в том, чтобы граждане
находились под защитой законов и сами их принимали. Исходя из
этого он формулирует и определение закона. «Всякий закон, если
народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это
вообще не закон».

13. Заключение

По
мнению Руссо, человечество должно жить
небольшими государствами, граждане которых
непосредственно и лично выражают свое
волеизъявление и контролируют правителей. В таких
идеальных государствах должна быть запрещена
роскошь, обеспечено имущественное и политическое
равенство. Лучшими выразителями воли народа, а
потому его правителями, могут быть мудрейшие из
благородных аристократов, а худшими — наследственные
единовласты.
Политическая концепция Руссо оказала громадное
воздействие как на общественное сознание, так и на
развитие событий в период французской революции.
Авторитет Руссо был настолько высок, что к его идеям
обращались представители самых разных течений,
начиная от умеренных конституционалистов вплоть до
сторонников коммунизма.

14. Литература

1.
2.
3.
4.
5.
Алексеев А.С. Этюды о Жан-Жаке Руссо. Т., 1,2. М.,
1887.
Алексеев-Попов В.С. О социальных и политических
идеях Жан-Жака Руссо // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.,
1969.
Барнашов А.М. Теория разделения властей и
политические взгляды Жан-Жака Руссо //
Актуальные вопросы государства и права на
современном этапе. Томск, 1984.
Бернардинер Б.М. Социально-политическая
философия Жан-Жака Руссо. Воронеж, 1940. –247с.
.Лапандин Д. Политические и правовые воззрения
Жан-Жака Руссо // Уч. зап. Московского
юридического ин-та. Вып. II. М., 1970.

Жан-Жак Руссо, который мечтал об общем счастье

Жан-Жак Руссо, который мечтал об общем счастье

 Юрий Безелянский

 8 июля 2017

 3702

Жан-Жак Руссо — оригинальный мыслитель, философ, писатель, композитор, поэт, публицист и естествоиспытатель. Вольтер считал его сентиментальным чудаком, а Руссо по складу своего характера был истинным бунтарем. Мир, в котором он жил, был ему несносен. Он заявлял: «Я хотел бы родиться в стране, где носитель верховной власти и народ не могли иметь различных интересов и целью всех движений государственного механизма было общее счастье».


Взгляды Руссо сделали его кумиром всей Европы. Все, что он писал, немедленно издавали и переиздавали, переводили на все основные европейские языки. Его читали в Париже и Петербурге, в Лондоне и Мадриде, в Вене и американском Бостоне. Государственные деятели, ученые мужи, дамы высшего света — все искали знакомства с Жан-Жаком, а он пренебрежительно относился к своей всемирной славе.

Для него ни деньги, ни поместья с дворцами, ни дворянские титулы не имели никакого значения. Он жил в бедности, которой не замечал, и был погружен в невеселые мысли о том, что видел вокруг себя. Он бежал от общества и остаток своих дней провел как затворник. Он — убежденный демократ, пророк Великой французской революции. Разочарование стало его уделом.
Современную ему цивилизацию Руссо воспринимал как плод и источник неравенства. Человек, по мнению Руссо, по своей природе правильный, добрый и хороший, а портит его именно общество, социум действует на человека губительно. Руссо считал, что все зло проистекает из страстей и природы человечества, которые увеличивает и усиливает цивилизация с ее жаждой знаний. Лучше счастливое невежество, полагал Руссо.
Жан-Жак Руссо родился в семье небогатого часовщика Исаака Руссо. Семья принадлежала к гугенотам, которых выслали из Франции. В Швейцарии семейство Руссо оказалось в безопасности, и впоследствии Жан-Жак утверждал, что часовщик в Женеве — это прежде всего гражданин, а часовщик в Париже — это просто часовщик и не более того.
С самого начала судьба была немилостивой к Жан-Жаку. Его мать Сюзанна Бернар умерла от родовой горячки, и малыш, по существу, рос сиротой, без родительской ласки, предоставленный самому себе. Отец сбагрил мальчика своему дяде, а тот отправил его в деревню в пансион к пастору Ламберсье. Жизнь на природе пришлась по душе юному Руссо. Его радовали холмы и леса, цветы и свежий воздух. Живя затем в городах, Руссо вспоминал и вздыхал о том периоде жизни среди природы и неги. Но те времена были и периодом интенсивной учебы: классическая музыка, литература, поэзия, философия.
Еще один этап — мастерская гравера Дюкомена. Но нет, он не хочет быть просто ремесленником, Руссо мечтает о другой жизни и в 1728 году 16-летним покидает мастерскую, отправляется один, без поддержки и денег, в огромный, загадочный мир. Начинается новая, свободная, полная опасностей и риска неизвестности жизнь. У Руссо одно лишь оружие: способность располагать к себе людей, умение их убеждать, и эти качества он шлифует до блеска.
Осенью 1742 года в возрасте 30 лет Жан-Жак Руссо появляется в Париже, и все находят, что он умен и хорошо образован. К тому же красив и источает симпатию. И мало кто догадывается, что он прошел суровую школу бедности и унижения: служил лакеем, писцом, гувернером, учителем музыки. И наконец, приехал в Париж открывать врата великих возможностей. Два года Руссо был секретарем французского посольства в Венеции, обогатился еще одним опытом — снова Париж.
Во французской столице Руссо сблизился с Дидро. Общался на равных с блестяще образованными энциклопедистами, кстати, и с Вольтером. По народному выражению, Руссо университетов не кончал, но, будучи от природы любознательным и талантливым человеком, он как губка впитывал в себя знания. И стал оригинальным и многогранным мыслителем, философом, писателем, социологом, педагогом и психологом.
Творческое наследие Руссо довольно значительно. Сначала он писал статьи по музыке в редактируемой Дидро и Д’Аламбером энциклопедии, а затем перешел на философско-литературные сочинения, чем вызвал гнев французских католиков и швейцарских протестантов. Ему пришлось скрываться и от тех и от других, колеся по странам Европы. Но все скитания Руссо не затупили его перо. С каждым годом он писал все острее и ярче. Один из первых своих трактатов, «Рассуждения о науках и искусствах», Руссо написал в 38 лет.
Затем последовало «Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми». И наконец, в 1762 году увидел свет знаменитый трактат «Об общественном договоре».
Этот «Договор» Руссо начал знаменитыми словами: «Человек рожден свободным, между тем он всегда в оковах». И далее о том, что человек изначально добр, но при этом автор утверждает: «…я вижу на земле зло». Жан-Жак ратовал за республику и за демократические формы правления, всесильная королевская власть была ему ненавистна. Необходим, считал Руссо, общественный договор между властью и народом. Основной посыл автора: «Свобода не может существовать без равенства». И соответственно, необходимо уравнять имущественное неравенство, «сблизить крайние ступени», чтобы не было поляризации на богатых и бедных.
В «Общественном договоре» Руссо нарисовал картину идеального общества, максимально приближенного к природе. В нем суверенной свободой обладает не личность, а государство, возникшее на основе добровольного соглашения, договора, а люди пользуются свободой лишь как полноправные члены государства.
И никаких при этом преимуществ — ни политических, ни имущественных. Власть, по мнению Руссо, должна действовать на основе веры в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели. Функции религии — укреплять внутренний голос совести.
Оригинальны были педагогические воззрения Жан-Жака, высказанные им в книге о воспитании (1762). В ней Руссо настоятельно советовал изолировать маленьких детей от влияния общества с тем, чтобы развить заложенные природой задатки и индивидуальные склонности. То есть вырастить естественного человека, а не человека для общества (тем более тоталитарного, скажем мы). Любопытно, что сам знаток педагогики отказался воспитывать пятерых своих детей и отдал их в чужие руки, о чем, правда, впоследствии сожалел…
В 1766 году фаворит Екатерины II Григорий Орлов пригласил французского мыслителя поселиться в России, пытаясь прельстить его жизнью в сельском уединении, где отсутствует шум цивилизации. Руссо отклонил это предложение, возможно, потому, что скептически относился к Российской империи, считая ее ­чем-то вроде полудикой Персии.
Об историческом развитии России Руссо отметил, что «русские никогда не станут истинно цивилизованными, так как они подверглись цивилизации чересчур рано. Петр… хотел сначала создать из русских немцев, англичан, тогда как надо было начинать с того, чтобы создавать русских… Российская империя пожелает покорить Европу — и сама будет покорена. Татары, ее поданные или ее соседи, станут ее, как и нашими, повелителями».
Руссо был не только правдолюбцем истории, он не признавал никаких личных тайн и спокойно раскрыл подноготную своей личной жизни. Можно даже сказать так: он сознательно себя оклеветал в «Прогулках одинокого мечтателя». Основная мысль Руссо: все меняется вокруг нас, и мы сами постепенно меняемся, поэтому мысли о счастье — «всего лишь химеры».
Жан-Жак Руссо умер 2 июля 1778 года в чужом поместье под Парижем, на четвертый день после своего 66-летия. Смерть оборвала работу Руссо над последней книгой — «Прогулки одинокого мечтателя». В ней он признавался: « И вот я один на земле, без брата, без ближнего, без друга — без иного собеседника, кроме самого себя… Все кончено для меня на земле. Тут мне не могут причинить ни добра, ни зла. Мне не на что больше надеяться и нечего бояться в этом мире, и вот я спокоен в глубине пропасти, бедный смертный — обездоленный, но бесстрастный, как сам Б-г».
Отказавшись от карьеры при монархии Бурбонов и презрев богатство и роскошь, Жан-Жак Руссо умер в нищете и одиночестве. На его саркофаге высечены слова: «Здесь покоится человек природы и истины». Прошло три столетия, а тексты, написанные гусиным пером слабеющей рукой Руссо, живут и возбуждают тех жителей нашей планеты, которые тянутся к свободе, равенству и братству.
Юрий БЕЗЕЛЯНСКИЙ, Россия




Жан-Жак Руссо | Encyclopedia.com

1712-1778

Философ

Источники

Ранние годы Жан-Жак Руссо родился в Женеве, где прошло его трудное детство. Его мать умерла, когда он был маленьким, а отец пренебрегал им. Когда ему было шестнадцать лет, он покинул Женеву. Путешествуя по северной Италии и на время вернувшись в Швейцарию, он поселился в Париже в начале 1740-х годов. В Париже он познакомился со многими другими французскими философами, в частности с Дени Дидро (1713–1784), редактором знаменитого Энциклопедический. Ранним увлечением Руссо была музыка, но к концу 1750-х годов он обратился к философии и политике после победы на конкурсе сочинений, организованном Дижонской академией. В 1758 году он уехал из Парижа в сельскую жизнь в загородном имении друга недалеко от Монморанси.

Письма. В 1750-х и 1760-х годах Руссо выпустил свои самые известные книги, в том числе его Lettre à d’Alembert (Письмо д’Аламберу, 1758 г.), Julie: ou, la nouvelle Heloise (Жюли, или Новая Элоиза, 1761 г.), Du Contrat social (Об общественном договоре, 1762 г.) и Эмиль (1762 г.). Критика религии и правительства, Об общественном договоре и Эмиль разозлил французскую монархию, и Руссо был сослан. Он отправился в Швейцарию, где его книги также оскорбили власти, отдавшие приказ о его аресте. Бежав в Англию, он оставался там до 1767 г. , когда вернулся во Францию ​​и жил под защитой влиятельных друзей до своей смерти в 1778 г.

Брак. У Руссо был ряд связей с женщинами из разных социальных слоев, которые были намного моложе или старше его, и он не женился до 1768 года, когда он женился на Терезе ле Вассер, служанке, с которой он начал отношения в 1745 году. К тому времени, когда они поженились, у них уже было пятеро детей. Руссо пренебрегал всеми своими отпрысками, бросая их в разные приюты.

«Благородный дикарь». Многие философы времен Руссо рассматривали интеллектуальные вопросы о семье и ее членах: на что была похожа семья в «естественном состоянии», в состоянии существования до появления цивилизации? Как вели себя матери и отцы? Как воспитывали детей? Глубоко критически относясь к своему обществу, Руссо считал, что социальное и политическое неравенство развращает людей, заявляя в Об общественном договоре: «человек рождается свободным, но везде в цепях». Руссо утверждал, что человеческое правительство — это договор между людьми, управляющими государством, и теми, кто им управляется. Люди заключают контракт, потому что жизнь без правительства была бы слишком трудной, и они ожидают, что правительство будет уважать их личные права, обеспечивая при этом безопасность и счастье.

О детстве К девятнадцатому веку философия образования Руссо оказала огромное влияние на взгляды грамотных европейцев на детство и на место ребенка в семье среднего класса. В своем романе о воспитании Emile (1762), Руссо подверг критике взгляд своего общества на детей как на маленьких взрослых, вместо того чтобы рассматривать детство как отдельный этап жизни, в котором потребности и увлечения детей отличаются от потребностей и увлечений взрослых. «Мы ничего не знаем о детстве, — писал он. «Самые мудрые писатели посвящают себя тому, что должен знать мужчина, не спрашивая, чему способен научиться ребенок». На Руссо глубокое влияние оказал британский философ Джон Локк (1632–1704), который утверждал, что умы новорожденных детей подобны чистым доскам, и они узнают все, включая мораль и представления о добре и зле, посредством чувственного опыта. Поскольку ребенок рождается от природы добрым и всему учится на чувственном опыте, Руссо считал, что матери должны играть активную роль в воспитании своих детей от рождения до пяти лет и не должны отдавать их кормилицам. По его мнению, после того, как ребенку исполнится пять лет, вместо родителей должен взять на себя репетитор. В Эмиль, Руссо представлен наставником вымышленного мальчика-сироты Эмиля. Учитель и ученик живут уединенно. Эмилю не разрешается выходить в общество, потому что общество, а также друзья, книги и религия развратят его. Когда Эмилю исполняется двенадцать, наставник учит его рассудку, логике и ремеслу краснодеревщика-ремесленника, чтобы он мог зарабатывать на жизнь. В пятнадцать он уже достаточно взрослый, чтобы изучать историю и начинать социальные отношения. Его знакомят с религией, когда ему исполняется восемнадцать, и, наконец, ему разрешают войти в общество, когда ему двадцать.

Софи и Эмиль В романе Руссо Софи, будущая спутница Эмиля, тоже воспитывается в деревне. Она идеальная пара для Эмиля, потому что она из зажиточной, но неприхотливой сельской семьи. Она умна, но не слишком умна для Эмиля, и ее навыки заключаются в домашних обязанностях, для которых, по мнению Руссо, женщины подходят от природы: шитье, готовка и ведение домашнего хозяйства. Руссо считал, что женщины ошибочно доминируют над человеческой жизнью, и критиковал женщин в своем обществе за их «ложную скромность» и «неестественный» контроль над мужчинами. Он писал, что естественной сферой влияния женщины является дом, а мужчиной — правительство. Таким образом, единственная роль Софи в романе — подчиняться Эмилю и угождать ему. Эмиль — прекрасный пример того, как либеральные во многих отношениях философы эпохи Просвещения часто были консервативны в своих взглядах на отношения между мужчинами и женщинами. В то время как мыслители эпохи Просвещения критиковали многие другие аспекты европейской культуры и общества, они были склонны считать гендерные отношения своего времени естественными и неизменными.

Морис Крэнстон, Благородный дикарь: Жан-Жак Руссо, 1754–1762 (Чикаго: University of Chicago Press, 1991).

Патрик Райли, изд., Кембриджский компаньон Руссо (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2001).

Кем был Жан-Жак Руссо и почему это должно волновать христиан?

Что общего между коммунизмом, Швейцарией и мантрой «Просто будь собой»? Чтобы выяснить это, давайте посмотрим, как философ восемнадцатого века радикально повлиял на современную культуру и почему это важно для современных христиан.

У меня болит левый локоть, когда я печатаю эти слова, сидя на пароме в Швейцарии. Я только что изящно уничтожил в обстановке, значимой для подъема Французской революции, тоталитарного коммунизма, и неомарксистская политика идентичности, переворачивающая сегодня западное общество. Именно так — в рамках моего путешествия по истории марксизма я чуть не упал лицом вниз (спасибо, локоть, что поймал меня) прямо возле исторического жилища философа восемнадцатого века Жан-Жака Руссо.

Дом на острове Святого Петра недалеко от Биля, Швейцария, где в 1765 году ненадолго останавливался Руссо, изгнанный из Франции за свои противоречивые труды.

Прежде чем рассказать, кем был Руссо, как он повлиял на нашу культуру и почему христианам это должно быть небезразлично, я чувствую себя обязанным обвинить в уничтожении свои походные ботинки. Когда шнурки одного ботинка прижимаются к скобам другого ботинка во время ходьбы, эффективно связывая ваши ноги вместе — что ж, будем надеяться, что вы не держите хрупкое съемочное оборудование, как я.

Итак, вернемся к Руссо.

Руссо, Просвещение и «Просто будь самим собой»

Родившийся в Женеве, Швейцария, в 1712 году, Руссо вырос в период расцвета Просвещения — в дни, когда отказ от Слова Божьего в пользу человеческого мышления стал таким же модным, как треуголка шляпы и напудренные парики. Вопреки своему жизнерадостному названию, Просвещение повело западную культуру по темной тропе гуманизма, на которую Европа вступила в эпоху Возрождения.

Многие философы эпохи Просвещения рассматривали человеческое мышление как высший источник истины1. Но Руссо придавал особое значение чувства вместо власти. Согласно д-ру Артуру Мельцеру в The Harvard Review of Philosophy , «Для Руссо истинное я не есть рациональное я. Мы не наш интеллект, наш разум, но наши чувства. Основой нашего бытия является чувство существования, которое является чувством, чувством: «существовать для нас значит чувствовать [ sentir ]»2

Предполагая, что наши чувства определяют, кто мы есть, Руссо запустил то, что Мельцер называет «Современным культом искренности»3 — религию, ориентированную на человека, которая утверждает, что самоподлинность является высшим благом. В этой религии чувства занимают место Бога как источник истины, основание реальности и определитель нашей идентичности. Наша основанная на чувствах идентичность, в свою очередь, становится источником моральных норм для остального общества. Как писал критический теоретик4 Алессандро Феррара,

Среди современных философов, сформировавших мир, в котором мы живем, Руссо — тот, кому мы обязаны идеей о том, что идентичность может быть источником нормативности (моральной и политической) и что способность идентичности играть такую ​​роль основывается на ее способность быть подлинным. 5

Другими словами, идея о том, что политические и моральные стандарты должны согласовываться не со Словом Божьим, а с идентичностями, которые, по мнению людей, отражают их подлинных «я» , восходит прямо к Руссо. Таким образом, ориентированная на человека религия Руссо является основой для движений, утверждающих, что внутренние чувства людей определяют их истинное «я» и что другие, не подтверждающие эту идентичность, совершают моральный проступок, достойный судебного наказания. Сопротивляться утверждению чужой самоидентичности — значит нарушать своего рода культурный закон о богохульстве, совершая ересь против учения о том, что чувства — это Бог .

Портрет Руссо, часть картины, выставленной в кафе Procope XVII века в Париже.

Но это еще не все. «Культ искренности» Руссо также является источником современной гуманистической поп-теологии, которую можно найти повсюду, от постов в социальных сетях до детских фильмов, отраженных в крылатых фразах вроде «Ты будь собой», «Следуй за своим сердцем» и «Просто будь самим собой». Руссо ясно выразил эти учения голосом (явно небиблейского6) священника в своем романе 9.0013 Эмиль .

Я не вывожу эти правила [принципы поведения] из принципов высшей философии, я нахожу их в глубине своего сердца, начертанными природой в характерах, которых ничто не может стереть. Мне нужно только посоветоваться с собой относительно того, что я хочу сделать; то, что я считаю правильным, — правильно, то, что я считаю неправильным, — неправильно; совесть — лучший казуист; и только когда мы торгуемся с совестью, мы прибегаем к тонкостям аргументации. Наш первый долг — по отношению к самим себе.8

В манере восемнадцатого века викарий Руссо говорит, что чувства являются руководством к нравственности — утверждение, резюмированное современной мантрой: «Следуй за своим сердцем». Вот еще несколько строк из Руссо, отражающих современное мышление нашей культуры:

Мы всегда должны быть собой, а не бороться с природой9
Так тщательно взвешивая, чем я обязан другим, уделял ли я достаточно внимания что я должен был себе? Если человек должен поступать справедливо по отношению к другим, он должен поступать правдиво по отношению к себе. 10
Когда человек доволен быть самим собой, он действительно силен.11
Высшее наслаждение — это быть довольным собой.12

Эти идеи могут легко мелькать в ближайшей ленте социальных сетей, но это цитаты из Швейцарский философ, живший более 200 лет назад. Учения Руссо явно противоречат библейскому откровению13 о том, что «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иеремия 17:9). Но они глубоко укоренились в современной культуре. Так кто же был этот философ, так радикально изменивший наше общество?

Сцена из дома Руссо на острове Святого Петра

История Руссо

Выросший в семье часовщиков, Руссо вырос в атмосфере гражданской свободы, возникшей в результате швейцарской протестантской Реформации. Мать Руссо умерла вскоре после этого. своего рождения, поэтому он жил со своим отцом, Исааком Руссо, до тех пор, пока Исаак не был вынужден уехать по юридическим причинам. обучался гравюре у жестокого надзирателя, но сбежал и оказался на попечении мадам де Варренс, номинально католической женщины. 0005

Руссо тоже стал номинальным католиком, хотя более чем через 20 лет он вернулся к идентификации как протестант, чтобы восстановить свое женевское гражданство.18 Однако, как мы вскоре увидим, мировоззрение Руссо оставалось далеким от библейского. Вместо этого его сочинения отражают форму деизма — веру в то, что безличный Бог создал мир, но не заботится о людях, не может быть познан ими и не открыл истину через свое Слово19.

Без Божьего Слова как основания Руссо, казалось, жил по своему собственному учению, чтобы «следовать своему сердцу». Например, несмотря на то, что он никогда не был женат, любовные интересы Руссо включали его бывшую воспитательницу мадам де Варренс20, графиню Удето21, которая называла Руссо «интересным сумасшедшим»22, и Терезу Левассер, которая родила Руссо целых пятерых детей23. Руссо бросал каждого из своих детей в воспитательный дом — судьба, которую Стэнфордская философская энциклопедия называет «почти верным смертным приговором во Франции восемнадцатого века»24. Хотя Тереза ​​не хотела подчиниться, Руссо размышлял, «мать [Терезы], которая, кроме того, боялась этого нового смущение в виде нескольких мальчишек поддержало меня, и Тереза ​​в конце концов уступила».25

В эти годы с Терезой Руссо жил в Париже, где подружился с философом-просветителем Дени Дидро. Однажды летним днем, направляясь навестить Дидро, Руссо случайно прочитал тему предстоящего конкурса эссе, в котором задавался вопрос: «Способствовал ли прогресс наук и искусств развращению или очищению нравов?» Руссо, пораженный мыслью, что общество развращает людей, в ответ на это он написал свое первое знаменитое эссе «Беседы об искусстве и науке »26. Эссе не только выиграло конкурс, но и вызвало сейсмический сдвиг в мышлении, который до сих пор пронизывает западную культуру27.

Внутри Старейшая кофейня Парижа, Café Procope, где Руссо встречался с Дидро.

Мировоззрение Руссо

В этом эссе и его продолжении «Рассуждения о происхождении и основах неравенства среди людей» Руссо предположил, что люди по своей природе «невинны и добродетельны». Итак, утверждал Руссо, люди изначально жили в мире и простоте как кочевые охотники-собиратели. Однако по мере размножения людей они стали все больше зависеть друг от друга, образуя общества. Жизнь в обществе принесла изменения, в том числе разделение труда, рост частной собственности и потребность в законах и морали. Попутно люди начали сравнивать себя с другими, соревноваться за власть, статус и собственность, а также оценивать свою самооценку с точки зрения оценок других. Физические различия между людьми означали, что некоторые люди — самые сильные, самые умные или самые красивые — могли лучше всего преуспеть в обществе, что привело к развитию других форм неравенства.28

В результате всех этих факторов общество исказило изначальное добро человечества, что привело к таким проблемам, как зависть, соперничество, обман, воровство, жестокость, войны и другие пороки. общество — самый источник человеческих пороков и неравенства. Люди начали маскировать свое истинное «я», чтобы вписаться в развращающую культуру, в которой они никогда не могли быть свободными. 30 Обобщая эти предположения о человечестве, Руссо писал:

Пока люди довольствовались своими деревенскими хижинами. . . они жили свободной, здоровой, честной и счастливой жизнью. . . . Но с того момента, как один человек начал нуждаться в помощи другого; с того момента, как кому-то одному показалось выгодным иметь достаточно пропитания на двоих, исчезло равенство, была введена собственность, стал необходим труд, а бескрайние леса превратились в улыбающиеся поля, которые человек должен был поливать в поте лица своего и где рабство Вскоре было замечено, что несчастье прорастает и растет вместе с посевами.31

Ясно, что идеи Руссо едва ли напоминают библейские взгляды32. Источник человеческой коррупции побудил Руссо предложить ошибочное решение проблем общества — решение, которое Руссо назвал «общественным договором».

Общественный договор

Прежде чем рассмотреть, что влечет за собой общественный договор Руссо, нам необходимо подтвердить и изучить дилемму, созданную его мировоззрением. Помните, как Руссо ценил чувства, не Бог, как авторитет истины? Как бы броско ни звучала эта философия «следуй своему сердцу», на практическом уровне она терпит неудачу. Индивидуальные чувства не могут действовать как авторитет в обществе, где чувства разных людей могут привести к противоречивым заявлениям об истине. Чувства некоторых людей должны быть более авторитетными, чем чувства других. В битве воль чья воля должна победить?

Для Руссо ответ заключался в определении «общей воли» — коллективного консенсуса, отражающего не то, что большинство людей хотят так сильно, как то, что якобы хорошо для них33. Руссо считал, что единственный способ для людей жить вместе и по-прежнему иметь свободу быть «верными себе» парадоксальным образом отказаться от своей индивидуальной свободы и подчиниться этой Общей Воле. .34 Результатом станет тоталитарное государство35, управляемое «народом» — или, по крайней мере, людьми, считающимися подходящими для участия36. Всеобщая воля должна быть наказана изгнанием или смертью. 37 Граждане также должны будут отказаться от частной собственности на любое имущество, которое требует от них Генеральная воля.38 В этом отношении Руссо считал, что форма коммунизма излечит человечество от болезней.39Это система правления, которую Руссо предписал в своей книге «Общественный договор ».

Примечательно, что Руссо прямо не выступал за то, чтобы это переустройство общества происходило посредством насильственной революции, а скорее через длительный процесс образования.40 Тем не менее, революционеры, которые искали более быстрый путь к «излечению неравенства», отстаивали Французская революция, доведя части учения Руссо до их логических выводов таким образом, что это ускорило гибель тысяч людей.0168 , 42

Дверь в покои Руссо на острове Святого Петра.

Почему Руссо важен для христиан сегодня

К настоящему моменту стало ясно, что христиане должны заботиться о Руссо как минимум по трем причинам. Во-первых, его идеи лежат в основе культуры, в которой мы живем, — культуры, которую мы пытаемся достичь, полюбить и ориентироваться как последователи Христа. Учение Руссо о том, что чувств определяют истину , пронизывает общество на всех уровнях, от поп-культуры до правовой политики, омывая Запад «Современным культом искренности». Бытие 3:5 ложь: «Будешь как Бог».

Во-вторых, из-за своей популярности идеи Руссо могут легко проникнуть в наше собственное мышление — и даже в наши церкви — глубоко небиблейскими идеями. Например, хотя Иисус явно ненавидел лицемерие религиозных лидеров, которые не были верны Богу 44, Иисус никогда не говорил: «Будь верен себе». В противоположность тому, чтобы призывать людей следовать своему сердцу, Иисус предупреждал, что «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Матфея 15:19).). (На этой ноте также стоит упомянуть, что, хотя христианские круги часто заявляют, что ключ к обращению к молодежи заключается в том, чтобы «быть искренними», этот совет — помимо его библейского применения в качестве предостережения против лицемерия и основанной на внешнем виде религиозности45 — не из Священного Писания, а из Руссо. )

В-третьих, христианам следует остерегаться Руссо из-за радикальных политических последствий, которые его доктрины пожинают, когда применяются на практике. Пример, который мы уже видели, касается христиан, которых заставляют подчиниться идеологии, согласно которой внутренние чувства определяют внешнюю реальность. Другой пример заключается в последствиях для религиозной свободы, которые вытекают из признания Всеобщей воли авторитетом, как предложил Руссо в Общественный договор .46

Сцена из озера Биль, через воду от острова Святого Петра.

Неверные основания, неверные результаты

Мы раскроем политические идеи Руссо и их связи с марксизмом в следующий раз. На данный момент достаточно признать, что влиятельные доктрины Руссо еще раз показывают, что начинать с неправильного мировоззренческого основания означает делать неверные выводы. Неправильные выводы, в свою очередь, ведут к неправильным «решениям» проблем человечества. И эти решения, как правило, дают эффект, противоположный обещанному.

Решения, основанные на ложном представлении о человечестве, могут обещать свободу и прогресс, но, подобно паре походных ботинок, которые плохо себя ведут, оставляют нас лежать лицом вниз, а то и похуже.

Вместо этого единственным основанием, на котором можно ясно видеть, понимать и реагировать на проблемы человечества, является Божье Слово. Одно только это основание позволяет нам распознать наше истинное «я», признавая, что, в отличие от того, во что верил Руссо, мы являемся подлинными грешниками, нуждающимися в Спасителе, Иисусе. И Иисус не оставляет нас следовать своему сердцу — сломанному компасу, который может указывать только на смерть.47 Вместо этого Иисус призывает нас следовать за Ним, за единственным Путем, Истиной и Жизнью48

Таблица 1: Различия между Словом Божьим и взглядами Руссо в ответ на общие мировоззренческие вопросы.
Мировоззренческий вопрос Библейский ответ Ответ Руссо
Существует ли Бог? Если да, то кто он? Да, Бог — наш святой личный Творец, открывающий истину через Свое Слово49. Да, «Высшее Существо» — это далекий Творец, который не обязательно взаимодействует с людьми или открывает истину через Писание.50
Каково состояние человека? Все люди согрешили и лишены Божьего совершенства.51 Люди в своем естественном состоянии невинны и добродетельны.52
Кто определяет истину? Истина коренится в Божьем характере, а Божье Слово является для человечества авторитетом в отношении истины.53 Истина коренится в людях, при этом внутренние чувства являются авторитетом личности для истины,54 а Общая Воля является авторитетом общества.55
Какова цель человеческой жизни? Мы были созданы для славы Бога, предназначены для того, чтобы быть во взаимоотношениях с Богом и другими людьми, когда мы воплощаем в жизнь Его суверенные цели для нас.56 Наша высшая цель — быть свободными жить как наши подлинные я и полностью «чувствовать» свое существование, ведущее к счастью. 57 В обществе эта свобода возможна только на условиях Общественного договора.58
В чем проблема человечества? (То есть какая первопричина отдалила людей от нашей первоначальной цели, что привело к человеческим страданиям?) Человеческий грех развратил каждого человека, каждое общество и все творение, распространившись на всех людей через Адама.59 Само общество и его институты развратили человечество, породив неравенство и недостоверность.60
Как решить проблему человечества? Смерть и воскресение Иисуса навсегда решают проблему греха, давая жизнь тем, кто поверил в Христа61, и делая возможным в конечном итоге восстановление творения62. Между тем, следование заповедям Иисуса любить других помогает смягчить определенные земные последствия падения человечества в грехопадение. грех.63 Люди могут вернуть себе свободу, вернувшись к жизни созерцательного уединения на природе64 или живя в обществе на условиях Общественного договора.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts