Как уменьшить самоагрессию с помощью функциональной коммуникации
24.01.20
Рекомендации по использованию метода обучения функциональной коммуникации для уменьшения самоповреждающего поведения при аутизме
Источник: Indiana University
Самоповреждающее поведение (самоагрессия) – это очень серьезная поведенческая проблема, которая оказывает негативное влияние на здоровье ребенка и общее качество жизни (Symons, Thompson, & Rodriquez, 2004). Распространенные формы самоагрессии включают шлепки по своему лицу, битье головой о поверхности, кусание рук, тяжелые формы расцарапывания и трения кожи. Хотя самоагрессия есть не у всех людей с аутизмом, она гораздо чаще встречается при аутизме по сравнению с населением в целом, особенно часто она встречается у людей с аутизмом и интеллектуальными нарушениями (Matson & LoVullo, 2008).
Люди могут прибегать к самоповреждающему поведению по множеству разных причин, которые могут быть как физиологическими, так и социальными. В этой статье мы рассматриваем только самоагрессию, связанную с факторами социальной среды.
Исследования указывают на то, что в некоторых случаях самоагрессия – это реакция на взаимодействие с другими людьми (Durand & Moskowitz, 2016). Например, ребенок с аутизмом сидит за обеденным столом и внезапно начинает биться головой о стену. Мама и папа подбегают к нему, чтобы убедиться, что он в порядке, начинают его обнимать и успокаивать. Хотя поведение родителей естественно, теперь для ребенка существует связь между битьем головы о стену и повышенным вниманием мамы и папы. Ребенок с типичным развитием, скорее всего, не будет больше использовать самоагрессию, чтобы получить внимание, так как ему проще сделать это с помощью речи и социальных знаков. Однако речевые и социальные навыки ребенка с аутизмом ограничены, и, возможно, самоагрессия окажется для него самым простым способом получить внимание. И это может стать серьезной проблемой, когда ребенок начнет практиковать самоагрессию рядом с теми людьми, которые начнут обнимать его и просить больше так не делать. Хотя кажется, что это нормальное проявление заботы, близкие люди могут невольно поддержать это опасное поведение, и тогда его будет сложнее изменить.
В данном примере ребенок бьется головой ради внимания – это одна из четырех функций, которые могут поддерживать самоагрессию, как и любое другое поведение. Другие три функции – это возможности избежать или прекратить сложную задачу или другие нежелательные стимулы, получить доступ к желательным предметам или занятиям и получить доступ к определенной сенсорной стимуляции. (Также смотрите: «Определение функции поведения»).
Таким образом, прежде чем понять, как уменьшить самоагрессию, необходимо разобраться, какие функции могут поддерживать это поведение. Затем мы можем, по возможности, перестать поощрять опасное поведение и одновременно научить ребенка уместному способу получить то, что он хочет, или избежать того, что ему не нравится. (Также смотрите: «Как реагировать на проблемное поведение ребенка»).
В некоторых ситуациях самоагрессия является коммуникацией – это действие, с помощью которого ребенок выражает свои желания и потребности. Таким образом, логично, если мы попытаемся заменить это поведение, обучая ребенка коммуникации. Существует метод, который очень часто используется для уменьшения самоагрессии – обучение функциональной коммуникации (Durand & Moskowitz, 2016).
Тренинг функциональной коммуникации – это метод, разработанный Карром и Дюран в середине 1980-х годов (Carr & Durand, 1985). Многочисленные исследования показали высокую эффективность этого метода для коррекции проблемного поведения. Это один из 27 методов, которые были определены Национальным центром профессионального развития в области расстройств аутистического спектра как методы с доказанной эффективностью. (Также смотрите: «Двадцать семь методов помощи при аутизме с доказанной эффективностью»).
Шаги для применения метода обучения функциональной коммуникации
1. Оценка функции поведения. Это самый важный шаг, без которого дальнейшее применение метода невозможно! Необходимо провести оценку функции поведения, потому что, если цель поведения была определена неправильно, вмешательство окажется бесполезным. Функциональная оценка поведения включает много компонентов, и есть разные способы ее проведения. Цель такой оценки – определить, что предшествует поведению (антецеденты), и что следует за поведением (последствия). Для оценки обычно используют такие методы как опросник «Шкала оценки мотивации», который могут заполнить родители и педагоги, а также непосредственное наблюдение за поведением с заполнением таблицы «ABC» (До поведения – Поведение – После поведения). Для проведения оценки нужно ознакомиться с дополнительной литературой, желательно проконсультироваться с поведенческим аналитиком.
2. Выбор модальности коммуникации. После того, как была определена функция (избегание/уклонение, получение внимания/ощутимых предметов, сенсорная стимуляция), наша задача в том, чтобы обучить ребенка получать или избегать того же самого с помощью приемлемой коммуникации. Важно с самого начала определиться, какой будет форма коммуникативной реакции ребенка. Например, если ребенок кусает руку, чтобы избежать группового занятия в детском саду, то воспитательница может учить его сообщать «Я хочу перерыв». Коммуникативная реакция может быть только одна! Если мы будем учить ребенка сразу нескольким коммуникативным реакциям одновременно, то ребенок может не заметить связи между новой реакцией и желательными последствиями. Также нужно определить, какую форму коммуникации ребенку проще всего использовать. Если ребенок не говорит, а также если у него могут возникнуть сложности с тем, чтобы говорить, ему нужна альтернативная коммуникация. Это может быть карточка с картинкой, которую ребенок может отдать другому человеку (например, карточка с любимой едой ребенка, когда он хочет ее попросить), или это может быть устройство-коммуникатор, который воспроизводит заранее записанную фразу, когда ребенок нажимает кнопку, или это может быть приложение в планшете, которое воспроизводит слова, когда ребенок нажимает картинки на экране. Какую бы форму коммуникации вы ни выбрали, она должна быть самой простой и эффективной для ребенка. Не выбирайте ту модальность, с которой у ребенка могут возникнуть сложности, например, не выбирайте речь, если ребенок редко пользуется устной речью – в противном случае, ребенок тут же вернется к самоагрессии как к более простому способу. (Также смотрите: «Что такое альтернативная коммуникация»).
3. Создание обучающих ситуаций. Для того, чтобы обучить ребенка новой коммуникации, педагоги должны специально создавать возможности для обучения коммуникации. Например, педагог может подумать, в каких ситуациях в течение дня ребенок чаще всего прибегает к самоагрессии. Затем педагог может специально воспроизвести тот фактор, который предшествует поведению (антецедент). Например, убрать любимую игрушку ребенка, дать ему сложное учебное задание, попросить другого ребенка пошуметь или начать уделять внимание другим детям и игнорировать ребенка.
4. Подсказка коммуникации. При обучении новой коммуникации педагог должен заранее прописать план того, как он будет подсказывать ребенку замещающую коммуникацию вместо самоагрессии. Подсказка может быть жестовой, вербальной, визуальной, моделированием, частичной физической или полной физической («рука на руке»). Во время первых нескольких обучающих ситуаций желательно, чтобы тьютор или второй педагог стоял прямо за ребенком и предоставлял полную вербальную (говорил фразу, которую должен повторить ребенок) или полную физическую подсказку, например, помогал ребенку взять карточку с картинкой «рука на руке» и передать ее другому человеку. Тот педагог, к которому обращена коммуникация, тут же поощряет ребенка, предоставляя желательное для него последствие.
5. Уменьшение подсказок. После неоднократных успешных обучающих ситуаций с полной подсказкой, нужно постепенно уменьшать подсказки до тех пор, пока ребенок не начнет полностью самостоятельно пользоваться новым способом коммуникации. Например, если тьютор стоит позади ребенка и предоставляет подсказку «рука на руке», то он может уменьшить ее до частичной физической (легкое прикосновение и направление руки), затем до жестовой (указывает на картинку). Цель в том, чтобы постепенно уменьшить зависимость ребенка от подсказки. (Также смотрите: «Как уменьшить зависимость ребенка от подсказок»).
6. Обобщение. Когда ребенок начинает полностью самостоятельно использовать новую коммуникацию вместо самоагрессии в конкретной обучающей ситуации, нужно обучать его использовать ту же коммуникативную реакцию в разных местах, с разными людьми и с разными материалами.
7. Дальнейшее обучение коммуникации. Когда мы обучаем новой коммуникативной реакции, нам очень важно учить ребенка только одной реакции, чтобы он не запутался. Тем не менее, когда ребенок освоил коммуникацию для ситуации, в которой возникало опасное поведение, важно продолжать учить его другим языковым навыкам (с помощью устной или альтернативной коммуникации). Чем больше будет языковой репертуар ребенка, тем меньше будет вероятность, что он будет прибегать к самоагрессии и другому проблемному поведению.
Примеры возможных коммуникативных реакций для обучения
Коммуникативные реакции из нижеприведенных примеров могут быть в форме устной речи (ребенок говорит фразу), а могут быть в форме альтернативной коммуникации (например, ребенок дает карточку с картинкой).
Функция поведения – уклонение/избегание
– Ученик прибегает к самоагрессии, когда учитель слишком долго что-то объясняет. Пример коммуникативной реакции: «Я хочу перерыв».
– Ученик прибегает к самоагрессии, когда задания для самостоятельной работы слишком сложные. Пример коммуникативной реакции: «Мне нужна помощь».
– Ученик прибегает к самоагрессии, когда социальная ситуация становится слишком хаотичной/непонятной. Пример коммуникативной реакции: «Я хочу уйти».
Функция поведения – получение внимания
– Ученик прибегает к самоагрессии, чтобы получить внимание сверстников. Пример коммуникативной реакции: «Поиграешь со мной?»
– Ученик прибегает к самоагрессии, когда педагог слишком далеко от него. Пример коммуникативной реакции: «Можете подойти ко мне?»
– Ученик прибегает к самоагрессии, когда выполняет задания за партой самостоятельно. Пример коммуникативной реакции: «Я хорошо работаю?»
Функция поведения – получение/избегание сенсорной стимуляции
– Ученик прибегает к самоагрессии, чтобы педагог начал его удерживать, сжимая ему туловище. Пример коммуникативной реакции: «Я хочу обниматься».
– Ученик прибегает к самоагрессии, когда в классе слишком шумно. Пример коммуникативной реакции: «Мне нужны наушники».
– Ученик прибегает к самоагрессии из-за слишком стимулирующей среды (шумно, ярко, вокруг много людей). Пример коммуникативной реакции: «Я хочу уйти».
Функция поведения – доступ к ощутимым предметам
– Ученик прибегает к самоагрессии, когда не может достать игрушку, или хочет поиграть в любимую игру. Пример коммуникативной реакции: «Я хочу [название предмета/игры/еды]».
Ссылки:
Carr, E. G., & Durand, V. M. (1985). Reducing behavior problems through functional communication training. Journal of Applied Behavior Analysis, 18(2), 111-126.
Durand, V. M., & Moskowitz, L.J. (2016). Understanding functional communication to treat self-injurious behavior. In S.M. Edelson & J.B. Johnson (Eds.), Understanding and treating self-injurious behavior in autism: A multi-disciplinary perspective (186-197). London & Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers.
Matson, J. L., & LoVullo, S. V. (2008). A review of behavioral treatments for self-injurious behaviors of persons with autism spectrum disorders. Behavior Modification, 32(1), 61-76.
Symons, F. J., Thompson, A., & Rodriguez, M. C. (2004). Self-injurious behavior and the efficacy of naltrexone treatment: A quantitative synthesis. Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews, 10(3), 193-200.
Quest, K. (2016). Using functional communication training to reduce self-injurious behavior. The Reporter, 21(14).
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
АВА-терапия и поведение, Коммуникация и речь, Методики и лечение
Самоповреждающее поведение
В этой статье мы даем краткий обзор основных вопросов, связанных с самоповреждающим поведением у людей с аутизмом, его возможными причинами и способами работы с этой проблемой.
Одна из самых непростых задач, с которой сталкиваются люди с расстройствами аутистического спектра, их родные и близкие – это необходимость справляться с самоповреждающим поведением. Подобное поведение, как правило, бывает вызвано целым комплексом причин, и может представлять серьезную угрозу безопасности и благополучию человека. Традиционный поведенческий подход не всегда бывает эффективен сам по себе при работе с самоповреждением. Чтобы справиться с этой непростой проблемой, необходимо обратиться за помощью к специалистам.
Дополнительную информацию о работе с поведением у людей с РАС вы найдете по ссылке: www.autism.org.uk/behaviour
Что такое самоповреждающее поведение?
Самоповреждающее поведение (оно же самоагрессия) – действия, в результате которых человек наносит себе физический вред:
- Битье головой
- Кусание рук
- Выдергивание у себя волос
- Расцарапывание глаз
- Удары по лицу или по голове
- Щипание, царапание и растирание до ссадин кожи
- Сильное раскачивание головой
Самоповреждающее поведение больше всего присуще людям со сниженным интеллектом, у которых, помимо аутизма, есть и другие нарушения. Но в той или иной форме с этой проблемой может столкнуться любой человек с расстройством аутистического спектра. Если в прошлом ему уже приходилось справляться с самоповреждающим поведением, оно может вернуться в моменты стресса, болезни, или в ситуации, когда в жизни человека происходят существенные изменения.
Причины
Причины, по которым у человека возникает самоповреждающее поведение, крайне разнообразны. Чаще всего его вызывает целый комплекс разнообразных факторов. Привычка биться головой, возникшая как форма сенсорной стимуляции, в дальнейшем может использоваться в качестве способа избежать трудного задания. Удары по уху, спровоцированные сильным отитом, затем могут возникать, как попытка добиться от окружающих желаемого. Ниже вы найдете еще несколько возможных причин самоповреждающего поведения.
Проблемы медицинского характера, или зубная боль
Если у вашего ребенка возникает самоповреждающее поведение, первое и самое важное, что нужно проверить, не страдает ли он от зубной боли, или других проблем со здоровьем. Людям с аутизмом обычно бывает трудно сообщить о своем состоянии, особенно если они чувствуют себя не очень хорошо. Иногда самоповреждающее поведение (например, если человек бьет себя по уху, стучит головой об стену и т.д.) может быть спровоцировано невозможностью сообщить о своем состоянии, или быть одним из способов справиться с болью. Вот список возможных проблем, о которых может сигнализировать самоповреждающее поведение:
Инфекционные заболевания (простуда, грипп, насморк, ушные инфекции или заболевания мочеполовой системы)
Боль (мигрень, ушная, зубная боль или менструальные боли)
Судорожная активность (при различных видах эпилепсии)
Общие проблемы со здоровьем (запоры, проблемы с пищеварением, кожные заболевания)
Исследователи также предполагают, что может быть связь между некоторыми видами самоповреждения, различными видами компульсивного поведения и тиками. Считается, что частота самоповреждающего поведения повышается в стрессовых ситуациях (Clements and Zarkowska, 2000).
Нейрохимические теории
Исследователи также предположили, что может просматриваться связь между самоповреждающим поведением и особенностями нейрохимических систем организма.
Эндогенная опиодиная система
Исследования показали, что в организме некоторых людей с РАС наблюдается повышенный уровень бета-эндорфинов, что повышает болевой порог, и может таким образом спровоцировать развитие самоповреждающего поведения. Также было высказано предположение, что самоповреждение может способствовать высвобождению опиоидов, которые вызывают ощущение, сходное с эйфорией, и способствуют закреплению нежелательного поведения.
Серотонин
Некоторые исследователи предполагают, что повышенный уровень серотонина, который наблюдается в крови у некоторых людей с РАС, может вызывать проблемное поведение, в том числе и самоповреждение (Gillberg and Cole, 1992).
Дофамин
Исследования показали, что в мозговых структурах людей с синдромом Лёша-Нихена (наследственное заболевание, одним из симптомов которого является самоповреждающее поведение) наблюдается дисбаланс выработки дофамина. Ученые считают, что это может оказывать влияние на развитие самоповреждающего поведения.
Сенсорная стимуляция (усиление или ослабление стимулирующего воздействия)
По аналогии с воздействием опиоидов, о котором говорилось выше, самоповреждающее поведение может быть вызвано желанием получить дополнительную сенсорную стимуляцию (особенно если у человека завышен болевой порог, вследствие высокого уровня бета-эндорфинов), или справиться с сенсорной перегрузкой (например, удары по голове могут быть попыткой справиться с воздействием слишком громких или неприятных звуков, таких как собачий лай, или шум газонокосилки).
Стадии развития
Некоторые виды самоповреждающего поведения представляют собой остаточные проявления моторных действий, характерных для более ранних стадий развития (например, привычка кусать руки, характерная для младенцев, может сохраниться и в старшем возрасте).
Коммуникация и обученное поведение
Очень часто самоповреждающее поведение появляется у людей, которые иначе не могут сообщить о своих нуждах, потребностях и чувствах. Если человек начинает страшно биться головой, высока вероятность того, что он получит желаемое, будь то внимание близких, предмет, доступ к приятному занятию, или возможность избежать трудного задания.
Удары по голове могут сигнализировать о том, что человек расстроен и пытается обуздать свои чувства. Кому-то привычка кусать себе руки помогает справиться не только с огорчением, но и с сильной радостью. Некоторые люди начинают щипать себя, или надавливать на глазные яблоки, если им недостает сенсорных ощущений, или просто скучно.
Анализируя реакцию окружающих, люди быстро понимают, что самоповреждающее поведение – мощный способ держать их под контролем. Таким образом, самоповреждение (например, удары по голове), которое изначально возникло в ответ на физическую боль или дискомфорт, постепенно становится способом добиться от окружающих желаемого поведения (например, чтобы мама не выключала телевизор).
Повторяющееся поведение
Повторяющееся поведение, навязчивые идеи и состояния часто бывают свойственны людям с расстройствами аутистического спектра. Одной из форм подобных состояний может быть самоповреждающее поведение.
Ментальные нарушения
В некоторых случаях самоповреждающее поведение может быть вызвано скрытыми ментальными проблемами, такими как депрессия, или тревожное расстройство. Особенно это касается людей с высокофункциональными формами аутизма, или синдромом Аспергера.
Стратегии
Ниже вы найдете несколько основных идей, которые помогут предотвратить или правильно отреагировать на самоповреждающее поведение у ваших близких. Однако если в результате самоповреждающего поведения человек может нанести себе серьезную травму, мы настоятельно рекомендуем, прежде всего, обратиться за помощью к специалисту.
Как предотвратить
Какие повседневные мероприятия могут предотвратить самоповреждающее поведение.
Исключите проблемы со здоровьем и зубную боль
Назначьте встречу ведущему врачу вашего подопечного и, если нужно, получите у него направление к необходимым специалистам. Заранее соберите и возьмите с собой данные обо всех случаях проявления самоповреждающего поведения: в какой день, в котором часу произошел эпизод, как часто появляется поведение, когда начинается, как долго длится и т. д. Ваши записи помогут врачу разобраться, может ли самоповреждающее поведение быть вызвано физическим дискомфортом или болью.
Определите функцию поведения
Постарайтесь понять, какую функцию выполняет самоповреждающее поведение в данной ситуации. Функцией самоповреждения может быть как поиск сенсорной стимуляции, так и реакция на болевые ощущения. Вообще функциональный анализ поведения – довольно сложная процедура, и в этом вопросе лучше прибегнуть к помощи специалиста.
Развивайте навыки коммуникации
Научите вашего подопечного сообщать о своих потребностях, нуждах и дискомфорте более приемлемым способом, нежели при помощи самоповреждающего поведения, например, при помощи карточек.
Используйте расписание и поддерживайте структурированную среду
Старайтесь придерживаться постоянного расписания, чтобы события в течение дня были предсказуемыми, и, как результат, вызывали у вашего подопечного меньше тревоги. Старайтесь, чтобы он не скучал и был все время занят, ограничивайте возможности прибегнуть к самоповреждающему поведению. Отдельно распланируйте, как вы будете справляться со сложными ситуациями или тяжелыми моментами в течение дня. На это время постарайтесь еще больше структурировать окружающую обстановку и предоставить подопечному дополнительную поддержку и помощь.
Предоставьте возможность для сенсорной стимуляции
Если причина самоповреждающего поведения – поиск сенсорной стимуляции, предоставьте возможность получать схожие ощущения более приемлемым способом и сделайте эти занятия частью вашего ежедневного расписания. Прыжки на батуте или катание на карусели могут стимулировать вестибулярный аппарат не хуже, чем привычка трясти или биться головой. Предоставив вашему подопечному целый пакет различных предметов, которые можно жевать (как съедобных, так и нет): жвачку, морковь, сухие макароны, нугу, вы сможете значительно уменьшить его потребность кусать себя за руки.
Не забывайте о физических упражнениях
Ученые предполагают, что регулярные аэробные нагрузки не только улучшают эмоциональное и физическое состояние, но также снижают частоту самоповреждающего и агрессивного поведения (Rosenthal-Malek & Mitchell, 1997). К аэробным нагрузкам относят бег, плавание, езду на велосипеде, прыжки на батуте, танцы, аэробику и т.д. Лучше всего, если занятия будут происходить не реже трех раз в неделю. Подумайте о том, что из предложенного может заинтересовать вашего подопечного, и включите спортивные занятия в ваше ежедневное расписание. В некоторых случаях, прежде чем начинать тренировки, будет нужно заручиться поддержкой профессионального тренера.
Поощряйте желаемое поведение
Возьмите за правило в течение дня подкреплять альтернативное поведение и ситуации, когда ваш подопечный не причиняет себе вреда. Это поможет ему понять, что когда он ведет себя иначе, это приводит к появлению приятных последствий. Таким образом, он станет чаще выбирать альтернативную форму поведения, чтобы получить поощрение. Поощрением в этом случае может быть как словесная похвала и уделение внимания, так и совместные приятные занятия, игрушки, жетоны или любимое лакомство в небольших количествах. Дайте понять, какое именно поведение заслуживает награды («Джейн, ты так хорошо ждешь») и постарайтесь предоставить подкрепление сразу же после желаемого поведения («теперь ты можешь 10 минут поиграть на компьютере»). Помните о том, что не все люди с РАС ценят социальные поощрения. Для кого-то вербальная похвала может быть не удовольствием, а еще одним стрессовым фактором, который снизит вероятность того, что в будущем человек опять поведет себя так, как вы хотите.
Медикаментозное вмешательство
Есть основания предполагать, что определенные медикаменты могут существенно снизить частоту самоповреждающего поведения у некоторых людей. Тем не менее, наряду с физическим удержанием, медикаментозная терапия считается одним из последних средств, при помощи которых можно повлиять на человека, столкнувшегося с такой проблемой. Назначение лекарственных препаратов и само лечение должны проводиться под строгим надзором специалиста, но даже в этом случае необходимо сочетать лечение с постоянными попытками обучить человека новым навыкам и альтернативному поведению.
Как реагировать
Быстрая реакция – залог безопасности
На все случаи самоповреждающего поведения нужно реагировать как можно быстрее, и немедленно начинать работу над ним.
- Старайтесь реагировать на самоповреждающее поведение максимально спокойно. Не давайте комментариев, сохраняйте невозмутимое выражение лица. Ваша эмоциональная реакция может нечаянно усилить нежелательное поведение. Говорите спокойно, четко, не повышая голоса.
- Снизьте требования, если дело в них. Если ваш подопечный не может справиться с заданием (оно оказалось слишком трудным, или он не в состоянии это сделать в данный момент), снизьте требования, или вовсе от них откажитесь. Вы вернетесь к работе позже, когда он успокоится.
- Уберите неприятный сенсорный стимул (звук, запах, свет), или постарайтесь ослабить его воздействие.
- Помогите справиться с физическим дискомфортом (например, дайте обезболивающее).
- Постарайтесь привлечь внимание человека, назовите его по имени и дайте простую инструкцию, которую он может выполнить, вместо самоповреждающего поведения. Например: «Дэвид, сложи руки». Чтобы подкрепить понимание инструкции, используйте визуальные подсказки.
- Быстро переключите человека на другое занятие, которое не позволит продолжать причинять себе боль (например, что-то, что нужно делать двумя руками), предоставьте поощрение и похвалите («Дэвид, как ты хорошо играешь в машинки»).
- Если вашему подопечному трудно самостоятельно прекратить наносить себе повреждения, вы можете мягко ему помочь, например, удержать его руки от ударов по голове. Постарайтесь сразу же переключить его на другое занятие, но будьте готовы вновь удержать от попыток причинить себе вред. Этот подход следует применять с максимальной осторожностью, т.к. велика вероятность, что вы усилите нежелательное поведение, или заставите человека направить свою агрессию на окружающих.
- Вы также можете выставить физическую преграду, которая не позволит человеку нанести себе вред, например:
- Если ваш подопечный бьет себя по голове, подложите под его руку ладонь или подушку.
- Если он кусает себя за руки, дайте ему возможность укусить другой предмет.
Если ваш подопечный начал биться головой о твердые поверхности, держите наготове подушку или валик, чтобы подложить ему под голову и смягчить удары. Также в специальных магазинах можно заказать мягкое покрытие для пола и стен, которое позволит свести к минимуму возможные травмы.
Обратитесь за помощью
Если ситуация вышла из-под контроля, обратитесь за помощью в соответствующие службы.
Физическое удержание
В ситуации, когда самоповреждающее поведение представляет серьезную угрозу здоровью человека, возможно, имеет смысл задуматься об использовании средств защиты, таких как наколенники, налокотники и шлемы. Clements and Zarkowska (2001) предполагают, что от таких способов защиты в дальнейшем будет проще отказаться, чем от физического удержания (когда вы сами удерживаете подопечного от самоповреждения). Так или иначе, физическое удержание и средства защиты – это крайняя мера, их следует использовать крайне осторожно и только под контролем специалиста.
Помимо норм этики и вопросов безопасности, даже если средства защиты и физическое удержание применяются очень осторожно, их использование может повысить частоту самоповреждающего поведения (Howlin, 1998). Эти меры не влияют на само поведение, поэтому очень важно, чтобы ваш подопечный параллельно обучался новым навыкам, которые помогут ему добавиться желаемого более приемлемыми способами.
Резюме:
- Исключите зубную боль и другие проблемы со здоровьем
- Определите функцию поведения
- Помогите вашему подопечному научиться альтернативным способам коммуникации, чтобы он мог сообщать о своих нуждах.
- Структурируйте среду вокруг вашего подопечного, введите расписание и убедитесь, что в течение дня он получает достаточно возможностей для сенсорной стимуляции.
- Часто поощряйте вашего подопечного в моменты, когда он ведет себя приемлемым образом, или воздерживается от самоповреждения
- Быстро реагируйте на случаи самоповреждающего поведения: прерывайте их (мягко удерживая человека от нанесения себе повреждений, или устанавливая физический барьер, если нужно) и переключайте его внимание на другое занятие.
- В экстремальных случаях вызывайте службы спасения
- Если вам трудно справиться с самоповреждающим поведением у вашего подопечного, оно происходит систематически, и вы не знаете что делать, обратитесь за помощью к специалисту.
Перевод: Марина Лелюхина.
Оригинал статьи: http://www.autism.org.uk/living-with-autism/understanding-behaviour/challenging-behaviour/self-injurious-behaviour.aspx
Понимание агрессивного и самоповреждающего поведения
При рассмотрении проблемного поведения, особенно когда речь идет об агрессивном поведении и членовредительстве, важно понять причину такого поведения, прежде чем принимать решение. Поведение всех живых организмов служит определенным целям; и причина, по которой происходит поведение, варьируется в зависимости от потребности человека в данный момент. В зависимости от обстоятельств одно поведение может выполнять несколько функций, или несколько действий могут служить одной цели.
Понимание основной функции поведения важно при работе с поведением, связанным с людьми в спектре аутизма. Исследования показывают, что люди с большим дефицитом навыков часто проявляют более высокий уровень агрессивного поведения. Вероятно, это связано с неэффективными коммуникативными способностями, снижением социальных навыков и социальной поддержки, а также с большей степенью умственной отсталости (Sturmey, n.d.). Агрессивное поведение, как правило, более распространено в молодые годы жизни человека и, по-видимому, направлено на знакомых людей и опекунов, а не на незнакомцев (Autism Speaks, 2012). Кроме того, некоторые исследования показывают, что самоагрессивное и агрессивное поведение может быть результатом биологических или биохимических компонентов, ведущих к навязчивому поведению, которое трудно поддается лечению (Autism Speaks, 2012). Однако, как правило, большинство моделей поведения усваиваются и закрепляются с течением времени.
В основе большей части человеческого поведения лежит неотъемлемая потребность удовлетворять основные потребности. Первичные потребности всех живых существ классифицируются как невыученные и естественные; к ним относятся голод, жажда, половое влечение и способность поддерживать соответствующую температуру. Как только основные потребности удовлетворены, люди стремятся удовлетворить так называемые вторичные потребности. Вторичные потребности включают предметы и действия, которые изучаются и состоят из вещей, которые нужны живым существам, но не требуются для выживания.
В отношении человеческих действий и первичных и вторичных потребностей термин «подкрепление» широко используется в сообществе поведенческих аналитиков. Подкрепление относится к предъявлению или устранению стимула сразу после поведения, что, в свою очередь, побуждает к более частому поведению в будущем. Подкрепление является индивидуальным и личным и должно обладать желательными свойствами. Поведение поддерживается за счет подкрепляющих последствий, присутствующих в окружающей среде; однако не все предметы и действия сохранят одинаковую подкрепляющую ценность с течением времени, в разных средах и среди людей, поскольку значение вещей меняется день ото дня, а часто и от момента к моменту.
В отношении серьезного проблемного поведения, которое может поставить человека под угрозу или поставить под угрозу безопасность других, эксперты стремятся как можно скорее определить функцию и поддерживающее поощрение, чтобы быстро осуществить вмешательство. Первоначально для оценки функции требуется четкое описание поведения. Предшествующие события, установочные события и факторы окружающей среды подлежат рассмотрению при определении функции любого поведения. Эксперты часто обращаются к функциональной оценке, а иногда и к функциональному анализу, чтобы определить причину или модель поведения.
Поддерживаемое во всех функциях агрессивное поведение по отношению к себе или другим служит удовлетворению потребностей человека. Часто люди с аутизмом не могут просить о том, что им нужно и чего они хотят. После выявления функция испускаемого агрессивного поведения может быть заменена более подходящим и социально приемлемым поведением. Например, если человек голоден и не может эффективно запрашивать продукты, увидев еду, он или она может ударить сиделку, чтобы привлечь внимание, чтобы ему дали еду или закуску. Точно так же, если воспитатель просит ребенка убрать любимую игрушку, а ребенок, в свою очередь, начинает дергать себя за ресницы, вероятно, ребенок не готов убрать игрушку и хотел бы больше времени для игр. .
Временами человек может вести себя агрессивно или демонстрировать самоповреждающее поведение в результате изменения окружающей среды, которое считается неприятным. Он или она может вести себя определенным образом, чтобы избежать места, человека или задачи. Если исторически задача была удалена или человек был удален из исходной среды после демонстрации агрессивного или самоповреждающего поведения, вполне вероятно, что он или она, возможно, узнали, что для того, чтобы избежать или избежать чего-то, что они «не делают» агрессия или членовредительство — это то, что необходимо для устранения аверсивного стимула при определенных обстоятельствах. Определив причинные факторы (например, модели поведения и предпосылки и/или последствия для поведения), клиницист или учитель может составить план, чтобы научить человека обращаться с просьбами более подходящим образом.
Некоторые исследования показывают, что агрессивное или самоповреждающее поведение может быть крайним результатом систем мотивации, направленных на поиск внимания. Эти исследования показали, что дети учатся проявлять проблемное поведение в ответ на низкий уровень внимания взрослых (Carr &, Durand, 1985). Пакеты лечения должны быть направлены на обучение людей правильно требовать внимания.
Человек может проявлять агрессивное или самоповреждающее поведение в результате медицинской проблемы. Если у человека ограниченная способность к общению, он или она не сможет объяснить опекуну, что он плохо себя чувствует или что-то не так. Очень трудно определить причину определенного поведения, если нет видимых симптомов болезни. Если агрессивное поведение является новым и не было частью истории поведения человека, наилучшей практикой будет сначала исключить любые медицинские проблемы или проблемы, немедленно обратившись за медицинской помощью. Если нет медицинских причин, объясняющих такое поведение, специалисты могут попытаться определить поддерживающие переменные и применить соответствующие поведенческие стратегии.
Самоповреждающее поведение может быть результатом системы мотивации, которая не требует от другого человека посредничества (т. е. обеспечения), что известно как автоматическое подкрепление. Когда само поведение мотивирует и доставляет удовольствие отдельному человеку, и он или она не хочет ничего приобретать, дополнительные специалисты сталкиваются с проблемой лечения и вмешательства. Часто проводятся скрытые наблюдения, чтобы убедиться, что автоматическое подкрепление является истинной функцией самоповреждающего поведения (Toussant & Tiger, 2012). Профессионалы должны дискретно наблюдать за человеком, участвующим в таком поведении, в отсутствие других людей, без какой-либо реакции, в разных средах и в разное время суток. Как только будет установлено, что функция поведения является автоматической, можно разработать и реализовать терапевтические вмешательства. Хотя функциональный анализ чрезвычайно полезен в качестве основы для разработки лечения, его оценка часто невозможна из-за риска причинения вреда человеку или терапевту (Borrero & Borrero, 2008).
Из всего, что может произойти, агрессивное и самоповреждающее поведение является наиболее опасным и трудным для лечения. Определив подкрепляющие переменные и функцию этого поведения, специалисты могут разработать планы лечения, которые заменят вредное поведение, и часто обучение функциональному общению имеет отношение к плану лечения. Однако важно отметить, что планы лечения поведения должны поддерживать функциональную эквивалентность между двумя видами поведения. Другими словами, если, например, предполагается, что функцией агрессивного или самоповреждающего поведения является привлечение внимания, план лечения должен включать компонент, обучающий более подходящему способу привлечения внимания, а не способу избежать требования. , дополнительный доступ к предпочтительным элементам или использование процедуры тайм-аута.
Из-за серьезности агрессивного и самоповреждающего поведения специалисты стремятся как можно скорее определить причину поведения. Благодаря пониманию функции поведения, а не сосредоточению внимания только на форме, возможны длительные лечебные вмешательства.
QSAC (Quality Services for Autism Community) стремится предоставлять нашим участникам наиболее подходящие вмешательства. В качестве программы поведенческого анализа мы продолжаем полагаться на научно обоснованные методы улучшения жизни наших участников социально значимым и безопасным способом. Для получения дополнительной информации о проблемном поведении и/или планах лечения посетите наш веб-сайт по адресу 9.0028 www.QSAC.com или свяжитесь с Рэйчел напрямую по телефону [email protected] или 718-728-8476.
Ссылки
Борреро, К., и Борреро, Дж. (2008). Описательный и экспериментальный анализ потенциальных предвестников проблемного поведения. Журнал прикладного анализа поведения, 41.1 (весна), 83-96.
Карр, Э., и Дюран, В. (1985). Уменьшение проблем с поведением с помощью обучения функциональному общению. Journal of Applied Behavior Analysis, 18 (2 (лето)), 111-126.
Стурми, П. (без даты). Лечебные вмешательства для людей с агрессивным поведением и умственной отсталостью. Получено с http://www.wpanet.org/uploads/Education/Educational_Resources/autism-part4.pdf
Toussaint, K., & Tiger, J. (2012). Сокращение скрытого самоповреждающего поведения, поддерживаемого автоматическим подкреплением с помощью переменной мгновенной процедуры DRO. Журнал прикладного анализа поведения, 45.1 (Весна), 179-184.
Фоллмер Т. и Ивата Б. (1991). Установление операций и эффектов подкрепления. Журнал прикладного анализа поведения, 24 (2 (лето)), 279-291.
Почему аутизм ассоциируется с агрессивным и вызывающим поведением? (2012, 1 января). Получено 5 февраля 2015 г. с https://www.autismspeaks.org/sites/default/files/section_1.pdf
Членовредительство, членовредительство и самоагрессия. То самое определение?
Новости №
16
(Посетите полное издание)
Открытое пространство
Членовредительство, членовредительство и самоагрессия. То самое определение?
Abstract
Часто считается, что такие выражения, как членовредительство, членовредительство и самоагрессия, имеют общее определение. Настоящая статья призвана прояснить эти понятия и обратить внимание на то, что общество принимает и что осуждает.
Введение
История дала нам множество примеров самоагрессивного поведения, связанного с различными культурами во все времена. Это включает в себя ампутацию пальцев в Тихом океане и в Африке, пирсинг носовой перегородки у некоторых африканских и американских племен, растяжение шеи и губ в некоторых культурах Африки, бинтование ног в маленькой обуви, чтобы предотвратить их рост в племени в Азии. , распятие и самобичевание в религиозном контексте на Филиппинах, пирсинг мочки ушей, татуировки и пирсинг в западных культурах (Cordeiro & Venâncio, 2004).
Самоагрессивное поведение необходимо рассматривать в контексте, потому что если некоторые из них связаны с культурными и религиозными практиками и верованиями, то другие относятся к области психиатрии.
Первые связаны с ритуалами и имеют символический компонент, лежащий в основе связи субъекта с его культурой. У них может быть несколько целей, таких как исцеление или определение социального положения, или демонстрация духовности. Они отражают традицию сообщества и являются средством для субъекта стать его частью. Практика имеет целью выступать в качестве украшения или демонстрировать идентичность по отношению к определенной культурной группе. Они недолговечны и по этой причине мало что значат для предмета (Bolognini, Plancherel, Laget, Stéphan & Halfon, 2003; Favazza, 19).96). В этом типе аутоагрессии, по-видимому, отсутствует аффективно-эмоциональный компонент, а скорее социокультурный и религиозный.
Пирсинг и татуировки, как правило, социально приемлемы (Cordeiro & Venâncio, 2004), несмотря на то, что они представляют собой акты самоагрессии. Тем не менее, членовредительство и самоповреждающее поведение, попытки самоубийства, самоубийство или другие действия с вредными долгосрочными последствиями, когда непосредственный физический вред не является желаемой целью (например, при зависимом поведении), представляют собой воспринимаемые действия самоагрессии.
как патологию как с точки зрения общества, так и с психиатрической точки зрения. Они не имеют никакого символического значения в своей социокультурной или религиозной среде и не осуществляются группой большинства, принадлежащей к этой среде (Simeon & Hollander, 2001).Определение
Агрессия – это характеристика, которая может проявляться в форме гетероагрессии, когда она направлена на объекты/других животных вербально или физически. Когда оно навязывается самому себе, оно принимает форму самоагрессии посредством членовредительства, членовредительства, попыток самоубийства и самоубийства.
Самоповреждения — это умеренные телесные повреждения, нанесенные самому себе без каких-либо суицидальных намерений (Stanley, Gameroff, Michaelsen & Mann, 2001; Klonsky & Olino, 2008) или сексуального удовольствия. Они совершаются без чужого вмешательства, наносят физический вред и приносят снятие ранее ощущавшегося напряжения. Как правило, это не неудачные попытки самоубийства, а попытка сохранить психологическую идентичность субъекта, у которого нет соответствующих стратегий, чтобы справиться со всеми невыносимыми для него чувствами, а также с напряжением, которое они вызывают (Maltesberg & Lovett, 19). 92). Расс и др. упоминает, что целью членовредительства является снятие напряжения, и что они действуют как средство «отвлечения» внимания от чрезвычайно болезненных ощущений, воспринимаемых как невыносимые (цит. по Millon & Davis, 2001). Примеры включают проглатывание острых предметов и предметов одежды, выдергивание кожи/волос, нанесение ударов самому себе, препятствие заживлению ран, введение предметов в раны, самоудушение и укусы. Наиболее часты ожоги, порезы на запястьях, ногах и руках, а также царапины.
Слово членовредительство часто используется неправильно, когда речь идет о членовредительстве (Simeon & Favazza, 2001; Walsh, 2006). Членовредительство — это более серьезное самоагрессивное поведение, такое как ампутация конечностей, энуклеация глаза и кастрация. Они приводят к необратимому разрушению организма и зачастую опасны для жизни. Они, как правило, возникают в контексте галлюцинации, во время которой субъект подчиняется приказным голосам, или в ситуации бреда, когда темой является грех, спасение, самонаказание и искушение сексуального характера (Scharbach, 19).
По Крейтману, парасуицид характеризуется преднамеренными действиями с несмертельными последствиями (цит. по Cordeiro & Venâncio, 2004) и включает в себя членовредительство (при попадании внутрь веществ/предметов, вмешательство в процесс заживления, например, при синдроме Мюнхгаузена). включая), аддиктивное поведение (например, хронический алкоголизм и злоупотребление наркотиками), членовредительство, расстройства пищевого поведения или отказ от медицинского лечения, среди прочего, описанного ранее. Однако если такой отказ от лечения происходит на фоне неизлечимой болезни с целью ускорить смерть, его следует расценивать как попытку самоубийства.
Гарднер и Каудри утверждают, что, несмотря на отсутствие мыслей о самоубийстве, случайное самоубийство может произойти в результате увеличения частоты рецидивов или тяжести поведения (цит. по Maltsberger & Lovett, 1992). Однако в случае членовредительства и членовредительства некоторые из этих людей могут впоследствии попытаться покончить жизнь самоубийством, используя метод, отличный от того, который они обычно используют в своем поведении, причиняющем себе вред. Другие могут по-прежнему проявлять двойственное чувство в отношении намерения акта, что затрудняет оценку мысли о самоубийстве (Cordeiro & Venâncio, 2004).
Заключение
Как совокупность умышленных действий с намерением причинить вред или даже смерть, аутоагрессия формируется несколькими видами: парасуицид, суицидальные попытки, суицид. В свою очередь, парасуицид включает членовредительство и членовредительство. В этой дифференциации не менее важно знать, как идентифицировать и структурировать эти действия, чтобы избежать признания того или иного поведения патологическим, когда оно является частью социокультурного или религиозного символического контекста.
Прежде всего, важно признать страдания, которые это агрессивное поведение причиняет человеку и окружающим его людям.
Карла Мария Алмейда
Лаборатория медицинской психологии медицинского факультета Лиссабона
[email protected]
Purificação Horta
Координатор лаборатории медицинской психологии медицинского факультета Лиссабона
horta@fmul. .pt
_________________
Ссылки
Болоньини, М., Планшерель, Б., Лаже, Дж., Стефан, П., и Халфон, О. (2003). Членовредительство подростков
– отношения с зависимым поведением. Швейцарский журнал психологии 62 (4), 241–249.
Кордейро, А. М. и Венансио, А. (2004). Automutilação: para lá do sintoma. Psiquiatria Clínica, 25 (3), 173–184.
Фавацца, А. Р. (1996). Тела в осаде: членовредительство и модификация тела в культуре и психиатрии. Балтимор и Лондон: Издательство Университета Джона Хопкинса.
Клонский, Э. Д., и Олино, Т. М. (2008). Выявление клинически отличных подгрупп членовредительства среди молодых людей: анализ латентного класса. Журнал консалтинга и клинической психологии, 76, (1), 22–27.
Мальцбергер, Дж. Т., и Ловетт, К. Г. (1992). Самоубийство при пограничном расстройстве личности. В D. Silver & M. Rosenbluth, (Eds.), Справочник по пограничным расстройствам (стр. 335-387). Мэдисон: ИУП.
Миллон Т.