понятие, процесс, виды и способы в психологии
Жизнь – это не только поглощение пищи, погоня за модными брендами и зарабатывание на все это денег. Жизнь – это прежде всего становление и развитие личности, раскрытие сущностных особенностей и потенциала человека. В психологии этот процесс часто называют самоактуализацией, то есть обретением собственного «Я», реализацией всех своих ресурсов: талантов, способностей, возможностей.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Сущность самоактуализации. Теория К. Роджерса
- 2 Иерархия потребностей, или путь к самоактуализации
- 3 Самоактуализация как процесс
- 4 Виды самоактуализации
- 4.1 Поверхностная и глубокая
- 4.2 Гармоничная и проблемная
- 4.3 Активная и осторожная
- 5 Какая она – самоактуализирующаяся личность?
Сущность самоактуализации. Теория К. Роджерса
Понятие «самоактуализация» является основным в гуманистической психологии – одном из ведущих направлений современной психологической науки. Впервые использовал его один из основоположников этого направления американский психолог К. Роджерс.
С его точки зрения, в каждом человеке от рождения заложена потребность в самоактуализации, и она является движущей силой всего развития личности. Общество может помогать или препятствовать реализации врожденного потенциала, но не определять его.
У всех людей есть данные от природы способности и возможности, и главная цель любого человека – их максимальное проявление. Это и есть самоактуализация, которая в психологии рассматривается как полное раскрытие потенциала индивида и включение в активную деятельность всех его способностей и талантов. Только в этом случае человек может почувствовать себя полноценной и гармоничной личностью, к этому он должен стремиться.
Процесс самоактуализации не имеет возрастных рамок и длится всю жизнь, так как нет предела совершенству. С точки зрения К. Роджерса, это не только постоянный психический рост, но и развитие личностного потенциала, когда с каждой новой ступенью перед человеком раскрывается все больше возможностей самоактуализации. Поэтому в психологии принято говорить о самоактуализирующейся личности, подчеркивая, что это не завершенный этап, а постоянное саморазвитие.
Человек постепенно формируется как одаренная гармоничная личность, полезная не только для себя, но и для общества. И он не ждет, когда общество будет предъявлять к нему какие-то жесткие требования или предлагать сферы реализации его способностей. В процессе самоактуализации у индивида работают внутренние мотивы и стимулы. Он осваивает новые виды деятельности, получает новые знания и навыки, активно включается в профессиональную и социальную жизнь, потому что такова его природа. Самоактуализирующаяся личность живет очень насыщенно и интересно, так как у нее много увлечений, планов, проектов, задумок, друзей.
Если самоактуализация – базовая потребность любого человека, то почему же масса людей не стремится к ней? На этот вопрос отвечает еще один из основателей гуманистической психологии А. Маслоу.
Иерархия потребностей, или путь к самоактуализации
Необходимость в самоактуализации хоть и высшая, но не единственная потребность человека.
- Физиологический уровень. На нем находятся все естественные, биологические потребности: в пище, воде, тепле, биологическом партнере, здоровье и т. д.).
- Уровень безопасности – это не только необходимость в отсутствии угрозы жизни и здоровью, но и потребности в спокойствии, уверенности в завтрашнем дне, в хорошо оплачиваемой работе или в комфортабельном жилище, в мире и благополучии.
- Социальный уровень. На нем находятся потребности в комфортном социальном окружении, в друзьях, близких людях, семье.
- Уровень самооценки – это потребности в самоуважении, в принятие себя и гордости за результаты своей деятельности.
- Уровень самоактуализации. На этом уровне, по А. Маслоу, находятся потребности в творчестве и социально одобряемой деятельности, в личностной гармонии и красоте, в максимально полной реализации собственного «Я».
Если выстраивать иерархию потребностей в виде пирамиды, то самоактуализация будет на самом верху, и она опирается на все более низкие уровни. Это очень важно, так как человек задумывается о потребностях более высокого уровня, только если удовлетворены низшие. От голодного, не имеющего нормального жилья человека не стоит ожидать не только гармоничного развития, но и самоуважения. Да и о семье он начинает задумываться не раньше, чем разберется с первыми двумя уровнями.
Но это не отменяет значимость высшего уровня, к которому нужно стремиться. Более того, А. Маслоу только человека, достигшего уровня самоактуализации, называл психологически здоровой личностью.
Самоактуализация как процесс
И все же непонятно, почему вокруг так много, казалось бы, вполне благополучных, «устроенных» людей, даже не задумывающихся о самоактуализации, а просто плывущих по течению? Им и так хорошо? Или, возможно, не слишком хорошо, и чувство неудовлетворенности их гложет, но они не знают и не понимают, что и как надо менять в жизни.
В гуманистической психологии есть ответы на эти вопросы. А. Маслоу описывает ряд возможных способов или условий самоактуализации:
- Переживание и проживание всего, что с вами происходит, не отстраняясь от происходящего и не пряча голову в песок. Нужно помнить, что самоактуализация предполагает всю полноту жизни во всех ее проявлениях.
- Понимать жизнь как постоянный выбор вариантов пути, поступков, отношений с людьми. Не уклоняться от необходимости выбора и ценить то, что его возможность доступна лишь свободной личности.
- Самоактуализация – это не просто свобода выбора, но и ответственность за него, за все, что происходит с вами и вашим окружением. Понимать, что ответственность – это не бремя, а благо и социальное преимущество взрослого свободного человека.
- Ответственность перед собой и обществом сочетается с независимостью – суждений, мыслей, мнений, поступков. Независимый человек свободен, а самоактуализация невозможна без свободы.
- Доверие к себе, своему опыту, мнению, позиции.
- Самоактуализация – творческий процесс. И наслаждение творчеством, переживание экстаза вдохновения – важное ее условие.
- Осознание всех своих проблем, в том числе психических и физических, и способность найти в себе силы их преодолеть, не прячась за барьером психологической защиты.
Пусть самоактуализации совсем непрост, но протекает этот процесс по-разному – у кого-то он кажется естественным и легким, словно человек движется вперед и вверх, не испытывая при этом проблем. А для кого-то самоактуализация связана с серьезными внутриличностными проблемами и социальными конфликтами.
Виды самоактуализации
Самоактуализация – не только сложный, но и очень индивидуальный процесс. Можно сказать: сколько людей, столько и ее вариантов, ведь это раскрытие личностного потенциала. Однако и общие моменты в процессе самоактуализации тоже есть, они и позволяют выделить несколько ее видов.
Поверхностная и глубокая
Поверхностная более распространена и предполагает актуализацию самых разных качеств личности без их критического анализа и оценки. Это свободное самовыражение, при котором могут быть реализованы не всегда лучшие и социально приемлемые «таланты» индивида. Ведь каждый человек – это сложный сплав хорошего и плохого, положительных и отрицательных свойств. Вот поверхностная самоактуализация не касается осмысления их социальной значимости. Простыми словами: что развилось, то и развилось.
Глубокая, напротив, является результатом самоанализа и оценки своего потенциала не только по уровню, но и по социальной значимости. Глубокая самоактуализация – это всегда рост, прогрессивное, поступательное развитие с выявлением и раскрытием всего самого лучшего в человеке, тех качеств, которые обеспечивают эффективность и продуктивность его развития и взаимодействия с обществом.
Гармоничная и проблемная
Хорошо, если процесс социализации не только активно осуществляется самой личностью, но и поддерживается социумом. И совсем прекрасно, если человек еще в ранней юности определился со сферой реализации своих талантов и способностей. Он четко знает, чего хочет, и идет к поставленной цели напрямик, радуясь каждому своему успеху, а неудачи воспринимая как полезный опыт.
Но к сожалению, такая гармоничная самоактуализация бывает не у всех. Нередко человек мечется в поиске самого себя, пути реализации своего личностного потенциала. И терпит неудачи, потому что не может отыскать правильный путь и разочаровывается в своих возможностях и в своей пользе для общества. Все это может стать источником серьезных психических проблем, да и с обществом такая мятущаяся личность бывает не в ладах. Творчество этого человека обществом часто не принимается, а надежда на успех не оправдывается.
Возможно, индивид выбрал не тот путь, не ту сферу деятельности, или его психика не способна справиться с заданной им нагрузкой. Нельзя идти к успеху, прыгая через три ступеньки – так легче всего споткнуться и упасть.
Активная и осторожная
Эти два типа были описаны разными лидерами гуманистической психологии. Активную описал и поддерживал А. Маслоу, а К. Роджер считал, что наиболее приемлемая – осторожная.
В чем их отличие? В активной или энергичной самоактуализации человек идет вперед, стремительно преодолевая трудности. Он хочет максимально быстро добиться реализации своего потенциала и успеха. О таких людях русские говорят, что у них в руках все спорится или что у них на ходу подметки горят. И действительно, этот человек способен не только гореть, но и зажигать своей энергией и энтузиазмом других.
А вот К. Роджер считал, что для личности гораздо полезнее постепенная, вдумчивая работа над собой, накопление внутреннего потенциала, ресурсов для скачка вперед. Такой человек, возможно, движется медленнее, но он совершает меньше ошибок, и в итоге на пути к успеху часто опережает слишком горячих и энергичных.
Наверное, если поставить целью создание классификации видов самоактуализации, то можно было бы выделить еще множество их. Но в психологии пока этой цели никто не поставил.
Какая она – самоактуализирующаяся личность?
Подводя итоги, давайте разберемся, кого можно назвать самоактулизирующейся личностью? Ну и, возможно, примерим на себя этот образ. Вы точно являетесь таким человеком, если вы:
- открыты миру и позитивно настроены по отношению к нему;
- принимаете реальность и себя как часть этой реальности, не противопоставляя собственную личность другим, не пробуждая в себе злобы, ненависти, зависти, неприятия;
- принимаете окружающих людей такими, какие они есть, не пытаетесь их подогнать под собственные «мерки»; уважаете любого человека вне зависимости от его религии, национальности, социального статуса и точно знаете, что красота мира в его разнообразии;
- увлечены своим делом, которое вам не в тягость, а в радость; вы осознанно сделали свой выбор и выполняете работу, потому что она вам по душе, а не только ради денег;
- четко различаете добро и зло, плохое и хорошее, и не прикрываетесь оправданием, что цель оправдывает средства;
- у вас есть хорошее чувство юмора и желание улыбаться окружающим людям и жизни;
- вы принимаете не только радости мира, но и его проблемы и не прячетесь от них, а решаете в соответствии с вашими принципами.
Как видите, ничего необычного и сверхъестественного в качествах самоактуализирующейся личности нет, и этот путь по силам каждому.
самоактуализация | это… Что такое самоактуализация?
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (с. 518)
В наши дни психологическая терминология широко внедрилась в повседневную лексику. Даже не очень эрудированный обыватель вместо беспокойства говорит о стрессе, плохое настроение именует депрессией, а крайнюю степень обескураженности спешит выразить клинической формулой: «Я в шоке!» При этом он даже не отдает себе отчета, насколько неадекватно использует специальные термины.
Увы, нечто подобное можно с сожалением наблюдать даже в среде профессионалов. Отчасти виной тому многозначность некоторых психологических понятий, отсутствие четких дефиниций и трактовок. Нередко разные специалисты не могут прийти к взаимопониманию, поскольку в одни и те же слова вкладывают разный смысл.
Особенно в этом отношении «везет» популярным терминам, вошедшим в моду вместе с соответствующими теориями. Так, по мнению многих, эдиповым комплексом можно «страдать», забывание объясняется преимущественно вытеснением, да и вообще под психоанализом понимается едва ли не всякий анализ поведения, чужого и собственного (в результате «психоаналитиков» за несколько лет стало больше, чем сантехников).
В последние годы одним из таких модных (как в профессиональном сообществе, так и за его пределами) словечек стало одно из центральных понятий гуманистической психологии — самоактуализация. Психологические словари трактуют этот термин весьма расплывчато (что, впрочем, вообще характерно для терминов гуманистической психологии). И индивидуальные трактовки, даже среди профессионалов, возникают неоднозначные. Одна из них, весьма популярная, подразумевает, что самоактуализироваться означает просто-напросто стать самим собой. Для этого, разумеется, необходимо понять, кто же ты есть на самом деле, освободиться от предрассудков, иллюзий и комплексов. Потом остается только сказать: «Вот таков я! Принимайте меня таким, каков я есть. Кому не нравится, я не виноват». В итоге самоактуализирующейся личностью начинает считать себя любой безответственный Нарцисс с дурными манерами, который не только не стремится преодолеть свои очевидные недостатки, но и начинает гордиться ими, так как якобы получил этому научное обоснование. Автор сборника психотерапевтических анекдотов иронизирует по этому поводу: «На ближайшей сессии начните почесываться, рыгать и сплевывать на пол. Настоящий психолог-гуманист воспримет эти спонтанные проявления как явные свидетельства вашего личностного роста».
Разумеется, настоящий психолог гуманистической ориентации воспримет нарисованную картину как пародию, в которой гиперболизация одних аспектов и недооценка других привели к грубому искажению самой идеи самоактуализации.
Поэтому, дабы не впадать в такой карикатурный дилетантизм, необходимо разобраться, в чем же состоит суть этой идеи.Д.А.Леонтьев, которого по праву можно отнести к представителям гуманистического направления отечественной психологии, так определяет это понятие: «Самоактуализация — процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей». И далее он цитирует А.Маслоу, которому принадлежит наиболее подробная и популярная теория самоактуализации: «Разные авторы называют ее по-разному: самоактуализация, самореализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, продуктивность, — но все они согласны в том, что все это синонимы реализации потенций индивида, становление человека в полном смысле этого слова, становление тем, чем он может стать».
Но тут возникает серьезный вопрос: если в некоем конкретном человеке заложены низменные влечения, порочные и даже преступные наклонности, то во что же, не приведи Господь, вышьется его самоактуализация?! Здесь мы сталкиваемся с принципиальным моментом гуманистической теории, согласно которой ничто порочное и низменное в человеке изначально не заложено, а потому естественным образом развернуто быть не может. Наоборот, природа человека изначально позитивна (в некоторых трактовках — по крайней мере нейтральна), и любые деструктивные тенденции возникают вследствие деформаций естественного развития. Ответственность за такие деформации несет общество, которое искусственными условностями и ограничениями, а то и прямыми репрессиями подавляет и искажает подлинные проявления человеческого естества… В этом принципиальное отличие гуманистической теории от психоанализа. По Фрейду, если дать людям полную волю, они примутся насиловать друг друга, и только социальные ограничения сдерживают деструктивную человеческую природу.
Проблема состоит в том, что ни одна из противоположных точек зрения не может быть обоснована научными методами. Неудивительно, что и упреки в адрес диаметрально разнящихся подходов во многом схожи: и фрейдистская, и гуманистическая доктрины многими исследователями объявляются ненаучными. Поскольку их постулаты невозможно исследовать и доказать, они могут выступать лишь предметом веры, а это уже иная духовная сфера, отнюдь не наука. Тут невольно вспоминается упрек, высказанный однажды в адрес теории Леопольда Сонди: «Это не наука, это идеология». На что ученый возразил: «Горе науке, которая не стремится стать идеологией!» Не вдаваясь в бесперспективную дискуссию по данному вопросу, хочется лишь добавить: горе идеологии, которая выдает себя за науку.
Существует, правда, еще бихевиористский подход, вовсе отрицающий врожденные задатки: все личностные образования расцениваются как привнесенные извне. Соответственно воспитание сводится к поощрению позитивных реакций и подавлению негативных. И еще ни в какую доктрину не оформился родственный подход, который признавал бы наличие в человеке разнонаправленных тенденций: человек по природе своей не ангел и не животное, он изначально несет в себе и то и другое, и в зависимости от того, что будет подавляться, а что — поощряться, и возобладает соответствующая тенденция. Может быть, в оформлении такого подхода и сострит будущее психологической мысли? Время покажет. Ясно лишь, что, если такой подход возобладает, само понятие самоактуализации выйдет из моды. Но до этого пока далеко. Хотя гуманистическая психология в качестве «третьей силы» в мировой психологической науке реально сошла на нет, ее идеологический пафос продолжает окрашивать идеи многих современных психологов, а плодов ее практического применения (в частности, свободного воспитания, политкорректности и т.п.) еще недостаточно, чтобы ее окончательно дискредитировать.
Сама по себе идея самоактуализации высказывалась задолго до оформления гуманистической психологии в реальную «третью силу». Ее истоки можно найти в работах Адлера, Юнга, Хорни и даже Маркса. Идея реализации заложенного в человеке потенциала звучит и у С.Л. Рубинштейна. Впервые идея самоактуализации получила концептуальное оформление в работах Курта Гольдштейна (его имя у нас малоизвестно, хоть он и считается идейным предтечей сразу нескольких научных школ, в частности гештальтпсихологии). Гольдштейн выступал, с одной стороны, против господствовавшего в современной ему биологии и психологии принципа гомеостаза, редукции напряжения как основной движущей силы поведения, а с другой стороны, против элемента ристского подхода к целостному живому организму (этот принцип целостности и подхватили гештальтисты). Организмом, согласно Гольдштейну, движет тенденция максимально полно актуализировать заложенные в нем возможности, способности, свою «природу». Гольдштейн противопоставлял идею самоактуализации как единственной потребности живого организма постулированию многих частных «так называемых потребностей». Он связывал осуществление заложенной в индивиде тенденции к актуализации с неизбежным конфликтом с силами внешнего окружения. Нормальный и здоровый организм, актуализируясь, преодолевает препятствия, порождаемые столкновением с миром. Позднее Гольдштейн переместил акценты с биологической актуализации на сущностную реализацию человека. Невозможность самореализации предстает одновременно как причина и как главное следствие душевных недугов.
Много общего с идеями Гольдштейна содержится в концепции «стремления к актуализации» Карла Роджерса. Под стремлением к актуализации Роджерс понимает свойственную всем живым организмам направленность — «стремление к росту, развитию, созреванию, тенденцию проявлять и активизировать все способности организма в той мере, в какой эта активизация способствует развитию организма или личности (self)».
Для Абрахама Маслоу идея самоактуализации выступила краеугольным камнем не только теории личности, но и целой философско-мировоззренческой системы. Теория Маслоу началась с эмпирического обобщения и выделения особого типа людей — самоактуализирующихся личностей, которые, по его оценке, составляют всего около 1 % населения и представляют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей. (Правда, поставив перед собой задачу привести конкретные примеры, Маслоу не смог насчитать свыше четырех дюжин персон, более или менее отвечающих его критериям.) Маслоу, однако, признавал наличие стремления к самоактуализации у большинства (а возможно, и у всех) людей, более того — наличие у большинства людей способности самоактуализироваться, хотя бы в принципе. Неутешительная реальность объясняется отчасти тем, что многие люди не осознают своего потенциала и не понимают пользы самоусовершенствования. К тому же социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения (примером могут служить культурные, а по сути своей искусственные стереотипы мужественности и женственности). Исходя из этого, актуализация высших потенциалов в общей массе возможна только при «хороших условиях». Или, более того, людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. По мнению Маслоу, ни одно общество в истории человечества не предоставляло максимальной возможности для самоактуализации всех его членов. Соответственно, необходимы глобальные культурные и политические трансформации, а это, честно говоря, уже сильно напоминает очередную социальную утопию.
Критика в адрес понятия и теории самоактуализации, прежде всего в ее наиболее развитой форме — в теории Маслоу, была постоянной и обильной. Основные критические замечания сводятся к следующим: 1) исследование самоактуализирующихся личностей, выполненное Маслоу, не отвечает критериям научной достоверности; 2) критерии выбора этих людей субъективны и связаны с системой ценностей самого автора; 3) самоактуализация в понимании Маслоу является не единственным механизмом развития и самоосуществления личности, что обнаруживается, в частности, в сравнительно-культурных исследованиях; 4) концепция самоактуализации в соответствии с выделенными Маслоу критериями рисует образ эгоцентричной личности, не учитывая моменты социальных взаимодействий; 5) самоактуализация не может выступать как конечная цель развития, она достигается как побочный продукт сознательной ориентации на что-то иное; 6) не все потенции, заложенные в человеке от рождения, могут и должны быть реализованы, развитие предполагает выбор, какие потенции реализовывать, а какие нет; 7) концепция самоактуализации не позволяет объяснить конфликты и кризисы в индивидуальном развитии. .. Впрочем, этот длинный список можно продолжать еще долго. Давайте просто отдавать себе отчет, что, воспевая самоактуализацию, мы солидаризируемся с отнюдь не однозначной и не бесспорной концепцией — не столько психологической, сколько мировоззренческой. Хотя о том, что позитивное мировоззрение лучше негативного, спору нет.
Самореализация: определение, потребности, примеры и советы
Самореализация: определение, потребности, примеры и советыЧики Дэвис, Массачусетс, доктор философии Что такое самореализация и почему у нас есть потребность в самореализации? Иерархия потребностей Маслоу говорит нам, почему и когда самореализация имеет для нас значение. *Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что я зарабатываю на соответствующих покупках продуктов. Что такое самореализация? (Определение)Идея самоактуализации исходит из теории человеческой мотивации Маслоу. Короче говоря, Маслоу предположил, что неудовлетворенные потребности управляют нашим поведением. Маслоу предположил, что как только основные потребности, такие как еда, вода и безопасность, удовлетворены, у нас появляется мотивация удовлетворять потребности других, а именно социальные связи и чувство собственного достоинства. Как только все эти потребности удовлетворены, у нас наконец появляется мотивация к самореализации. По Маслоу, самореализация — это раскрытие нашего полного потенциала. Это может включать в себя такие вещи, как мораль, творчество и решение проблем.
Потребности в самореализацииМаслоу предположил, что потребности более низкого уровня являются «дефицитными потребностями». Они нужны нам, чтобы выжить, поэтому они в приоритете. Однако самореализация и не только включают «потребности роста». Действительно, личностный рост — или наша способность продолжать расти и расширяться как личность — считается важным условием благополучия (Ryff, 1989). Но что такое «потребности роста» и как мы можем удовлетворить эти потребности? Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше долларов быстрее Действительно ли самоактуализация связана с собой?Первоначальная теория потребностей Маслоу в настоящее время считается довольно старой, поскольку была создана в 1940-х годах. Но самое замечательное в науке то, что дальнейшее размышление, теоретизирование и проверка могут помочь нам изменить старые теории и приблизиться к «Истине». Более ранние работы по теории Маслоу предполагают, что самоактуализация сосредоточена на себе или на внутреннем мире. Однако изучение этой теории Маслоу на протяжении всей своей жизни привело его к откровению. Самореализация — или пиковый человеческий опыт — на самом деле включает в себя перенос нашего внимания с себя на других. У нас могут развиться мотивы социальной справедливости, доброты или щедрости. Или у нас есть какое-то призвание или желание делать добро другим. Эту еще более полноценную версию самореализации иногда называют «бескорыстной актуализацией» (Greene, & Burke, 2007). Что такое бескорыстная реализация?Многое из того, что Маслоу впервые назвал самоактуализацией, можно лучше описать как бескорыстную актуализацию. Например, творчество, которое часто считается основным компонентом самореализации, часто является самоотверженным занятием. Мы часто создаем с намерением служить другим. Мы хотим решить какую-то проблему, которая затрагивает многих, или создать что-то, что положительно повлияет на жизнь других людей. Таким образом, творчество можно рассматривать как положительный опыт как для себя, так и для других. Примеры бескорыстной реализации
Зачем использовать это определение самореализации?Самоактуализация заключается в стремлении быть лучше самих себя, но если мы будем заниматься самоактуализацией, сосредоточившись на себе, мы на самом деле окажем медвежью услугу своему благополучию. Например, исследования показывают, что если вы регулярно сосредотачиваетесь на себе, вы, скорее всего, заметите любую неудовлетворенность, тревогу или общее недомогание, которые иначе могли бы не заметить. И привлечение вашего внимания к этим отрицательным эмоциям часто усиливает их (Ingram 1990). Другие исследования показывают, что оценка собственного счастья и навязчивая концентрация на нем имеют парадоксальные последствия. То есть сосредоточение внимания на собственном счастье может сделать вас менее счастливым (Mauss, Tamir, Anderson, & Savino, 2011). Кроме того, целый ряд исследований, которые продолжают набирать обороты, показывают, что просоциальное поведение — или добровольные действия, направленные на помощь другим или принесение им пользы, — прекрасно влияет на благополучие (например, Layous et al., 2012). Доброта, щедрость и альтруизм часто приводят к пиковым переживаниям и улучшению самочувствия. Все это говорит о том, что самореализации легче добиться, если сосредоточить внимание на том, как мы можем принести пользу другим. Видео: базовый обзор самореализацииКак реализовать себяТеперь, когда вы понимаете более современное определение самореализации, мы поговорим о некоторых советах по самореализации. Некоторые из них взяты из работ Маслоу, а другие — из более поздних исследований личностного роста, благополучия, просоциального поведения и достижения целей. Попробуйте некоторые из этих советов по самореализации, чтобы понять, что вам подходит. 1. Развивайте открытость и креативностьКогда мы думаем в терминах «черное против белого» или «все против ничего», мы упускаем возможности учиться, расти и получать опыт, который мог бы придать больше смысла нашей жизни. Вот почему самоактуализация по своей сути предполагает открытость для альтернативной информации и точек зрения (Greene, & Burke, 2007). Креативное решение наших и чужих проблем обычно предполагает взгляд на проблему по-другому или попытку объединить существующие идеи, чтобы сформировать что-то новое. Так что старайтесь держать свою перспективу открытой, а разум гибким. 2. Подумайте о своих ценностях, морали и этикеКогда вы стремитесь к самореализации и лучшему себе, может быть полезно очень четко определить свои ценности, мораль и этику (Greene, & Burke, 2007). Ни одна цель или достижение не стоит того, чтобы жертвовать этими вещами. На самом деле, достижение цели, которая идет вразрез с вашими ценностями, моралью и этикой, скорее всего заставит вас чувствовать себя опустошенным или неудовлетворенным. Это потому, что самореализация на самом деле не связана с достижением целей; это о том, чтобы стать лучшим собой. И ваше лучшее я определяется вами. Думаю, здесь многие из нас теряются. Мы преследуем цели, которые наше общество или культура считает важными. Затем, когда мы достигаем их, мы удивляемся, почему мы не счастливы. Это потому, что мы не нашли время подумать о том, соответствуют ли эти цели нам и нашим убеждениям. Если я стану миллионером, но деньги для меня не важны, то я могу быть успешным, но не реализовать себя. Если я поспешу выйти замуж за первого человека, которого смогу найти, но я действительно ценю любовь, то, возможно, я достиг своей цели, но все равно буду неудовлетворен. Итак, если у вас есть минутка, сделайте паузу, чтобы подумать над этими вопросами:
Размышляя над этими вопросами, вы сможете лучше убедиться в эффективности своих усилий по самореализации. 3. Преодолейте потребность в любви и уваженииВ более поздних исследованиях изучалось, как обычные люди думают о самореализации. Будь то из-за непонимания, из-за того, что они еще не испытали истинной самоактуализации, или из-за довольно неописуемого определения самоактуализации Маслоу, определения самоактуализации людей не совпадают с определениями Маслоу. Они больше соответствуют потребностям в любви/принадлежности или потребностям в уважении (которые являются ступеньками ниже самоактуализации в пирамиде Маслоу). В частности, большинство участников исследования считали, что полное раскрытие своего потенциала связано с достижением статуса (потребность в уважении) или поиском партнера (потребность в любви/принадлежности; Krems, Kenrick, & Neel, 2017). Нет ничего плохого в том, чтобы быть мотивированным для удовлетворения этих потребностей. Они абсолютно необходимы, даже более важны, чем самоактуализация. На самом деле, Маслоу утверждал бы, что у нас нет мотивации к самоактуализации до тех пор, пока эти другие потребности не будут удовлетворены. Но это исследование показало, насколько сложно понять и достичь истинной самореализации. Даже я в настоящее время преследую потребности в уважении — такие потребности, как самооценка, свобода и уважение. Правда в том, что достижение момента, когда мы мотивированы к самореализации, может потребовать немало времени, размышлений и усилий. Альтернативный взгляд на самоактуализациюСо времен Маслоу появились и другие теории. Некоторые из этих теорий пытаются лучше объяснить такие вещи, как «личностный рост» и «оптимальный опыт», хотя они не всегда называют эти вещи самоактуализацией. Эти идеи могут помочь нам лучше понять, как полностью реализовать свой потенциал и жить полноценной жизнью. Одной из таких теорий является теория психологического благополучия Риффа (Ryff, 1989). Эта теория направлена на включение более старых теорий, в том числе теорию самоактуализации Маслоу, и проведение исследований, чтобы определить, какие части теории подтверждаются доказательствами. Этот синтез привел к шести потребностям или опыту , которые способствуют оптимальному опыту (или благополучию). Шесть характеристик оптимального опыта включают:
Эта теория включает потребности в любви/принадлежности, потребности в уважении и потребности в самореализации, но эта теория не предлагает иерархии. Мы можем удовлетворять эти потребности одновременно или с перерывами. Или мы можем сосредоточиться на одной потребности, а не на другой из-за относительного отсутствия одной потребности по сравнению с другой. Например, вы с большей вероятностью будете стремиться к автономии , если чувствуете себя в ловушке, или стремиться к любви, если чувствуете себя одиноким. Но, согласно этой теории, вам не нужно иметь любовь или самоуважение, прежде чем вы сможете испытать другие важные жизненные переживания, такие как личностный рост или жизненная цель. По этим причинам я считаю, что эта теория предлагает гораздо более точное описание того, как люди на самом деле идут к самореализации. Дополнительные советы для достижения самореализацииВот еще несколько общих советов и стратегий, как достичь самореализации:
Действия для достижения самореализацииИногда о самореализации легче сказать, чем сделать. Если вам нужна помощь в развитии некоторых вспомогательных навыков, попробуйте эти упражнения.
Вот спокойная музыка для медитации самоактуализацииНачать самоактуализациюЛучший способ начать движение к любому желаемому результату — это 1.) поставить небольшую достижимую цель, 2.) зафиксировать свою цель в письменной форме и 3.) создать намерения по реализации или «план Б», чтобы остаться на пути к своим целям. Приведенный ниже инструмент поможет вам в этом процессе, одновременно помогая нам узнать больше о самореализации. Какой совет из этой статьи вам понравился больше всего? * Вы обязуетесь использовать этот совет? * Да № Как вы вернетесь в нужное русло, если наткнетесь на блокпост? * Насколько полезной была эта статья? * 1 — Совершенно бесполезно 2 — Немного полезно 3 — Довольно полезно 4 — Очень полезно 5 — Чрезвычайно полезно Примечание. Отправка ваших ответов поможет нам лучше понять самореализацию. Если вы хотите сохранить свои ответы, вам придется сохранить в PDF или распечатать эту страницу. Спасибо! Представлять на рассмотрение Статьи о самореализации
Заключительные мысли о самореализацииСамоактуализация и бескорыстная реализация могут быть занятиями на всю жизнь. Они требуют глубоких размышлений и усилий. Но они того стоят, потому что именно они создают оптимальный жизненный опыт и благополучие. Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой бизнес в сфере здравоохранения! Ссылки
| Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес!Ключевые статьи:
|
Теория самоактуализации | Psychology Today
«Самоактуализация» представляет собой концепцию, полученную из гуманистической психологической теории и, в частности, из теории, созданной Абрахамом Маслоу. Самоактуализация, по Маслоу, представляет собой рост человека в направлении удовлетворения высших потребностей, в частности, потребностей в смысле жизни. Карл Роджерс также создал теорию о «потенциале роста», целью которой было конгруэнтно интегрировать «реальное Я» и «идеальное Я», способствуя тем самым появлению «полностью функционирующей личности». психологическая иерархия потребностей, удовлетворение которых теоретически приводит к кульминации реализации «бытийных ценностей», или потребностей, находящихся на высшей ступени этой иерархии, представляющих смысл.
Иерархия Маслоу отражает линейную модель роста, изображенную в прямом пирамидальном порядке восхождения. Более того, он утверждает, что самоактуализирующиеся люди способны разрешать дихотомии, подобные той, что отражена в абсолютной противоположности свободы воли и детерминизма. Он также утверждает, что самоактуализирующиеся люди — очень творческие, психологически крепкие личности. Здесь утверждается, что диалектическая трансцендентность восхождения к самоактуализации лучше описывает этот тип самоактуализации, и даже психически больные, чья психопатология коррелирует с творчеством, обладают способностью к самоактуализации.
Иерархия Маслоу описывается следующим образом:
- Физиологические потребности, такие как потребность в еде, сне и воздухе.
- Безопасность, или потребности в безопасности и защите, особенно те, которые возникают в результате социальной или политической нестабильности.
- Принадлежность и любовь, в том числе потребности недостатка и эгоистичное взятие вместо отдачи, и бескорыстная любовь, основанная на росте, а не на недостатке.
- Потребность в самоуважении, самоуважении и здоровых положительных чувствах, возникающих в результате восхищения.
- И «бытийные» потребности, касающиеся творческого саморазвития, порожденные реализацией потенциала и смысла жизни.
Эриксон создал теорию психосоциальных дихотомий, представленных в качестве примеров «доверие против недоверия» и «автономия против стыда и сомнения». С точки зрения заключительной стадии развития Эриксона, стадии «целостность эго против отчаяния», успешное разрешение этой стадии соответствует ощущению смысла жизни. Ясно, что самоактуализировавшемуся человеку может угрожать смерть, но может найти смысл в жизни. Это означает, что потребности более низкого уровня могут быть неудовлетворены даже в ситуациях, представленных «бытием ценностей», таких как чувство смысла жизни. Обратите внимание, однако, что Маслоу утверждал, что потребности человека могут быть удовлетворены лишь частично в любой данный момент.
Махатма Ганди, Виктор Франкл и Нельсон Мандела могут служить примерами людей, каждый из которых олицетворяет реальность самоактуализации. Рискуя своей жизнью, Ганди использовал гражданское неповиновение в целях свободы. Франкл пережил Холокост и никогда не отказывался от понимания смысла жизни. И Мандела сохранял чувство смысла жизни, даже находясь в тюрьме. Потребности в безопасности этих людей могли оказаться под угрозой, но можно понять, что многие люди, чьи потребности в безопасности скомпрометированы, могут осознавать, что их ценят. Они могут считать жизнь явно значимой , потому что ситуаций, опасных для их жизни, ситуаций, представленных дихотомией жизни и смерти, в частности.
Как указывалось, Маслоу определял самоактуализирующихся людей как личностей, обладающих высоким творческим потенциалом, обладающих пиковым опытом и способных разрешать дихотомии, присущие противоположностям, таким как те, что состоят из «свободы и детерминизма», «сознательного и бессознательное», а также «интенциональность и отсутствие интенциональности». Креативность, отличительная черта самоактуализирующегося человека, может восприниматься как находящаяся в диалектических отношениях. В то время как большинство дихотомий нельзя явно понимать как разрешимые, вышеупомянутые дихотомии можно рассматривать как разрешаемые посредством творческой деятельности. Используя один аспект каждой из этих дихотомий как «тезис», а другой — как «антитезис», искусство может представлять «синтез» дихотомических отношений.
Дихотомия свободы воли и детерминизма, поскольку она опирается как на свободную волю, так и на причинную деятельность, разрешается искусством как с точки зрения самовыражения художника, так и с точки зрения получателя художественного выражения, поскольку оба этих индивида могут быть поняты использовать сознательные и бессознательные аспекты самих себя, чтобы добиться художественного выражения и восприятия. Сознательное и бессознательное параллельны дихотомии свободы воли и детерминизма в том смысле, что сознательное действие можно рассматривать как действие по свободной воле, а бессознательное действие можно считать в значительной степени зависящим от причинно-следственной связи.
Еще одна дихотомия, эксплицирующая художественный процесс, — это разрешение субъекта и объекта. Термин «субъект», указывающий на «художника», может указывать на «я», а термин «объект» может указывать на «другого» или «аудиторию». Через искусство происходит соединение себя и другого, коммуникация между ними.Это достигается использованием художником метафоры и аллегории, которые допускают свободное выражение, кульминацией которого может стать общение художника со зрителем и то, что может быть описана как коммуникативная функция внутри самого художника.По существу, искусство может завершаться диалогом между художником и зрителем или самодиалогом и самореализацией внутри художника.Пиковые переживания, описываемые как прозрения, также реализуются обоими субъект и объект через искусство. Искусство, в большей степени, чем любой другой вид коммуникации, является, пожалуй, наименее догматическим, даже если оно неопределенно. Это верно для всех форм искусства. Искусство может быть понято только тогда, когда оно интерпретируется себя или другого, и это достигается как художником, так и его аудиторией.0009
Можно сказать, что психически больная поэтесса Сильвия Плат осознала прозрение, когда описала рождение своего ребенка в стихотворении «Утренняя песня»:
Я больше не твоя мать
Чем облако, которое перегоняет зеркало, чтобы отразить свое собственное медленное
Стирание от руки ветра.
Используя уникальный и инновационный язык, она описала свой пиковый опыт. Таким образом, именно творческое общение между ней и ее аудиторией и это прозрение внутри себя позволили ей достичь этого момента самореализации. Как уже говорилось, Плат, как известно, страдала психическим заболеванием, и ее, возможно, нелегко понять как самоактуализирующегося человека. Тем не менее, деконструкция и реконструкция «я» становятся возможными благодаря поэтическому самовыражению, результирующим прозрениям и признанию развивающегося «я», которое характеризуется самоактуализацией. Метафора и аллегория, используемые в художественном выражении, могут использоваться для создания самопроницаемых границ, которые, тем не менее, остаются неповрежденными как для художника, так и для его аудитории.
Самореализация через искусство может улучшить психологическое благополучие человека. Интерпретация искусства как со стороны художника, так и со стороны публики становится путем к самореализации, возможно, идиосинкразической и субъективной природы, но все же это самореализация. А самореализация есть самореализация. Было высказано предположение, что только самые функциональные люди способны достичь жизненных ценностей, разрешения дихотомий, пиковых переживаний и смысла жизни. Утверждается, что самореализация возможна для всех творческих личностей. Более или менее, мы все творческие.