Самооценка дошкольника: Самооценка ребенка — формирование самооценки дошкольника

Содержание

Самооценка дошкольника: развитие, формирование адекватной

Содержание

  • 1 Предпосылки формирования самооценки у дошкольников
  • 2 Составляющие самооценки
  • 3 Развитие самооценки в дошкольном возрасте
    • 3.1 Формирование самооценки у младших дошкольников
  • 4 Самооценка старшего дошкольника                                                   

Самооценка дошкольника складывается в процессе его интеллектуального развития. Способность оценивать себя в дошкольном возрасте только зарождается. Это очень сложная функция сознательной деятельности, требующая базовых знаний о мире людей, эмоционально-ценностного отношения к себе и умения посмотреть на себя со стороны. Безусловно, ребенок делает только первые шаги в развитии самооценки.

Предпосылки формирования самооценки у дошкольников

Потребность в самооценивании появляется у ребенка после того, когда сложится система Я. Чтобы в чем-то оценить себя, нужно иметь представление о себе хотя бы в общих чертах.

Самосознание, другими словами осознание себя, формируется у ребенка постепенно с подачи взрослых, начиная с первых месяцев жизни. «Мое солнышко», — нежно произносит мама, ласково глядя на малыша, и тот в ответ улыбается, и каким-то десятым чувством улавливает, какой он замечательный.

До самооценки еще очень далеко. Сначала должен сформироваться образ себя, а он собирается в детстве по крупицам. Самооценка начинает проявляться с того момента, как ребенок обретет способность освобождаться от мнения взрослых о нем.

Как правило, психологи считают, что первые ростки самооценки пробиваются в период кризиса 3 лет, когда ребенок из раннего возрастного периода переходит в дошкольное детство.

К началу дошкольного возраста малыш еще очень мало знает о себе, но он многократно слышит от взрослых слова похвалы и положительные характеристики: добрый, ласковый, хороший, красивый, умный и т.д. Все эти качества ребенок приписывает себе, не имея представления, насколько они ему присущи. Так в центре образа самого себя накапливаются знания ребенка о себе как о личности, что является основой самооценки.

Составляющие самооценки

Выделяют два компонента, лежащих в основе психологического механизма самооценивания:

  • когнитивный
  • эмоциональный

Когнитивный компонент представляет базу знаний о том, каким может быть человек, какими качествами он может обладать в принципе. Сюда же входят и нравственные характеристики, и достижения в деятельности, и то, как человек проявляется в общении.

Например, дошкольник знает, что человек может быть добрым или злым. Он примеряет к себе обе характеристики и делает вывод, что он, конечно же, добрый.

Очевидно, что 3-летний карапуз имеет настолько малый опыт в познании людей, что его представления о человеке ограничиваются тем, что ему говорят близкие. Развитие познавательных процессов ребенка и расширение круга общения постепенно сослужат ему неоценимую службу в накоплении знаний о личности.

К тому времени, когда подойдет время поступления в школу, дошкольник уже будет всесторонне информирован о личностных качествах, и много знать о том, как может проявить себя он сам в той или иной ситуации.

Эмоциональный компонент самооценки (или аффективный) накапливается благодаря общению с окружающими. Расширяется социальный круг – обогащается аффективная составляющая образа себя. Мама называет «мое счастье», «красотуля», «ласковый котенок», а чужая тетя заявила: «Какой капризный ребенок». В сознании ребенка откладывается новая характеристика. Спустя некоторое время он начинает понимать, в каких ситуациях ведет себя капризно.

Оценочные высказывания взрослых содержат эмоциональные составляющие, направляют внимание дошкольника на его поведение, благодаря чему ребенок получает модель для формирования представлений о себе.

Развитие самооценки в дошкольном возрасте

Первичный пласт самооценки ребенка можно сравнить с пушистым облаком – эмоциональным и позитивным. Каждый малыш видит себя глазами любящих родителей.

Виды и критерии оценок дошкольник усваивает в общении со взрослыми. Ребенок слышит, как оценивают его поступки и деятельность, обращает внимание на оценивание других и применяет это к себе.

Дошкольник стремится соответствовать требованиям взрослых. Он чувствителен к замечаниям «это хорошо» и «так нельзя», «это плохо».

В продуктивной деятельности и в трудовых действиях дети открывают для себя собственные возможности, благодаря чему у них формируется самооценка своих достижений.

В самостоятельной деятельности самооценка проявляется как умение соотнести полученный результат с тем, который предполагался ребенком. Видя несоответствие результата начальному замыслу, одни дошкольники бросают свою затею. Но многие упорно пытаются переделать свою работу и добиться лучшего. В обоих случаях задействуется самооценивание. Хотя вера в свои способности и умения проявляется только во втором случае.

Самооценка дошкольника формируется под влиянием оценок значимых взрослых. Если ребенок слышит отрицательные высказывания о результатах своих стараний, то он также будет занижать свои способности. А это нисколько не способствует стремлению переделать работу и добиться лучшего результата. Укрепляет веру в себя и свою умелость общая положительная оценка взрослого с вкраплением точечных замечаний, где и что ребенок способен подправить.

Формирование самооценки у младших дошкольников

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от взрослых признания своих достижений. Вылепил из пластилина колобок или застегнул пуговицы – не важно, насколько значителен результат, — малыш хочет услышать от окружающих слова восхищения. Он еще не может задать критерии успешности, или наоборот неуспешности, своих действий. Взрослые восторгаются и хвалят – вот ребенок и считает себя успешным.

К примеру, услышав от мамы «Как красиво ты нарисовал!», ребенок без сомнений посчитает и свой рисунок хорошим, и себя умелым в рисовании. А став свидетелем похвалы других детей, — «Какой же Дима молодец! Все игрушки сложил!» — дошкольник пытается проявить себя в каком-то деле, чтобы тоже стать «молодцом».

Чувство гордости за свои достижения является психологическим новообразованием младшего дошкольного возраста и составляет прочный фундамент в формировании самооценки.

В 4 года дети связывают самооценку не со своим успешным или неудачным опытом. Они полностью ориентируются на оценочные высказывания окружающих.

К 5-ти годам дошкольники считают себя хорошим, указывая на свои положительные качества: делюсь игрушками, слушаюсь маму и пр. В этом возрасте дети оценивают себя, сравнивая со сверстниками.

Самооценка старшего дошкольника                                                   

С каждым годом у дошкольника расширяются представления о своих личностных качествах и возможностях. Несколько лет ребенок учился смотреть на себя и свою деятельность глазами взрослого. Мнение о себе у старшего дошкольника также напрямую зависит от того, как его оценивает взрослый. Но в 6-7 лет ребенок ждет от старших опытных людей адекватной оценки своих поступков и результатов деятельности.

В этом возрасте у детей может проявляться как завышенная, так и заниженная самооценка.

Завышенная самооценка, несмотря на искажение представлений дошкольника о своих возможностях, приносит больше пользы. Ребенок не боится новой для него деятельности, не смущается в общении, с энтузиазмом первым включается в различные игры и занятия, проявляет инициативу.

Заниженная самооценка порождает неуверенность ребенка. Он сомневается в том, что сможет быть успешным. В зависимости от типа темперамента такой ребенок может быть либо слишком робким, либо хулиганистым, чтобы скрыть свой страх неуспешности.

Поскольку развитие самооценки дошкольников в буквальном смысле направляют значимые взрослые, они должны знать, что самый большой вред наносят предвосхищающие негативные оценки. «Не возьму тебя в магазин, ты там опять истерику закатишь!», «Зачем тебе новые пазлы? Ты же их только раскидываешь, а картинки не собираешь», — вынося подобные вердикты, взрослые ошибочно думают, что они стимулируют ребенка исправиться. В действительности, они внушают ребенку, что он не способен к одобряемым положительным действиям.

Неверна и современная тенденция, когда родители, взглянув на работу своего дитя, заявляют: «Ты можешь лучше!». Эта холодная фраза не только не укрепляет веру ребенка в свои силы, но и подавляет стремление что-либо исправлять.

Дошкольник ждет в первую очередь эмоциональной поддержки и положительного оценивания своего труда. Получив желанное подкрепление, старший дошкольник проявит настойчивость, чтобы добиться лучшего результата. Тем более что у него уже есть представление о том, на что он способен.

В старшем дошкольном возрасте дети отделяют самооценку от оценки других людей. Если мнение постороннего не совпадает с тем, что думает о себе ребенок, то он чаще всего протестует. И остается при своем мнении.

Не стоит ждать от дошкольника адекватной самооценки. Сколько бы ни было лет ребенку, он видит в себе те качества, которые являются социально значимыми и одобряемыми с нравственной точки зрения. Это абсолютно нормальная позиция. Приписывая себе положительные качества, дошкольник видит модель, каким он должен быть.

Достижением к концу дошкольного возраста является то, что ребенок отделяет общую положительную самооценку от оценивания конкретного результата («Вообще я многое умею, только рисовать людей у меня не получается»). Это происходит благодаря внеситуативно-личностной форме общения со взрослым. Именно такое дифференцирование приводит в последствии к формированию адекватной самооценки.

Самооценка дошкольников, нормы развития самосознания личности

Самооценка дошкольников — один из важнейших элементов их личности. Способность оценить себя дана каждому человеку. Это помогает увидеть свое место в этом мире и правильно построить отношения с другими людьми. Однако умение оценивать себя правильно дается не всем. На создание того или иного образа своей личности влияет мнение окружающих.

Содержание

  • 1 Компоненты самооценки
  • 2 Первые признаки самооценки
  • 3 Завышенная самооценка
  • 4 Влияние посторонних
  • 5 Как повысить самооценку?
  • 6 Как понизить самооценку?
  • 7 Самоценный период

Компоненты самооценки

Рефлексия и самосознание ребенка возникают достаточно рано.

Взрослые ошибочно полагают, что дети в возрасте 2-3 лет не способны на глубокие размышления. Однако именно в этом возрасте формируется самооценка дошкольника, состоящая из двух основных компонентов:

  1. Эмоциональный. Он основан на отношении взрослых к ребенку. Компонент преобладает у дошкольников до 4-5 лет. В этом возрасте авторитет родителей особенно высок. Дети испытывают внутреннюю потребность в том, чтобы мама и папа постоянно хвалили и поощряли их действия.
  2. Интеллектуальный. Компонент основан на рефлексии и сравнении себя с другими. Постепенно ребенок перестает обращать внимание только на самого себя. Он изучает других людей: сверстников, с которыми играет, малознакомых взрослых и т. д. В 4-5 лет дети способны выявлять различия, которые существуют между ними и окружающими. Эти различия вызывают у ребенка беспокойства. Рефлексия в этом возрасте направлена на выявление стандарта, идеала. Создать стандарт в создании детей помогают окружающие люди и СМИ. Очень часто маленькие девочки хотят быть похожими на любимую куклу Барби или на актрису из рекламного ролика.
    Невозможность быть похожей на идеал вызывает недовольство собой, которое может сопровождать ребенка в старшем возрасте. Многие комплексы, от которых страдает уже взрослый человек, формируются еще в дошкольные годы.

Первые признаки самооценки

Исследователи установили, что самооценка ребенка начинает формироваться в первые 2-3 года жизни. Она связана с так называемым кризисом трех лет (кризис самости). Самосознание дошкольника начинает свое формирование. Малыш уже понимает, что он независимая от матери личность, и постепенно от нее отделяется. При этом детям крайне необходимо получать одобрение родителей, особенно мамы. Критика поступка воспринимается так же, как и критика личности. Если дошкольника ругают за то, что он что-то сделал неправильно, он начинает сомневаться в любви родителей к нему.

Критика деятельности ребенка трехлетнего возраста приводит к тому, что у дошкольника появляется заниженная самооценка. Если мама ругает его за то, что он плохо вымыл свою тарелку или недостаточно хорошо заправил постель, интерес к деятельности пропадает. Дети становятся замкнутыми, необщительными. Они уверены в том, что если им не удалось справиться с одной задачей, они не способны справиться и с любой другой. Появление заниженной самооценки особенно опасно, когда наступает период подготовки к школе. Успеваемость школьников, которые не уверены в себе и считают себя «плохими», будет значительно ниже, чем у их ровесников, уверенных в своих силах.

Иногда взрослые не учитывают особенностей формирования самооценки дошкольников и начинают относиться к ним как к трудным детям из-за незначительной шалости («Ты дернул девочку за косичку, ты хулиган!»). Таким образом взрослые надеются на то, что ребенок устыдится своего поступка и больше никогда не будет шалить. Вместо этого родителям следует ожидать новых шалостей. Вести себя хорошо просто нет смысла. Ярлык хулигана заставляет детей подтверждать свою репутацию.

Завышенная самооценка

Это другая крайность, которой подвержены люди. Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте формируются под влиянием ближайшего окружения, состоящего в большинстве случаев из родителей и других близких родственников. Взрослые нередко склонны баловать ребенка. Мама часто называет свою маленькую дочь принцессой. Отец внушает сыну, что он «мужик». Дети начинают чувствовать свою уникальность. Принцесса имеет полное право руководить окружающими. «Мужику» можно обращаться со сверстниками «по-мужски», то есть оскорблять или избивать их.

Безусловно, такие методы родителей изначально направлены не во вред сыну или дочери. Мамы и папы хотят, чтобы их дети росли уверенными в себе людьми, а развитие самооценки в дошкольном возрасте шло более быстрыми темпами. Однако желание сформировать самостоятельную и успешную личность заканчивается тем, что ребенок начинает считать себя лучше своих ровесников. Во время игры с другими детьми он стремится доминировать, подчинять себе окружающих. У детей с завышенной самооценкой развивается представление о самих себе, как о самых лучших, а лучшему дозволено все.

Лидер вызывает раздражение у тех, кто вынужден с ним общаться. Сверстники предпочитают играть с теми, кто не считает себя идеалом. Завышенная самооценка детей старшего дошкольного возраста приводит к тому, что они остаются в одиночестве и не способны строить полноценные отношения ни со своими товарищами, ни со взрослыми.

Влияние посторонних

Родителям следует помнить о том, что на развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте влияют не только близкие родственники. Делать это могут и посторонние люди:

  1. Взрослые. Это могут быть соседи, знакомые семьи и т. д. Если ребенок ходит в детский сад, большую часть дня он проводит с воспитателем. Методики некоторых педагогов далеки от педагогической науки. Не учитывая особенностей детской психики, воспитатель время от времени унижает детей. Каждый ребенок реагирует на унижение по-своему. Для кого-то слова педагога ничего не значат. Другие дети протестуют, пытаются доказать, что они не такие, какими их считает воспитатель. Третья категория мысленно соглашается со взрослым человеком, считая его авторитет абсолютным. Родителям необходимо отслеживать, какие приемы применяет педагог для воспитательных целей.
    Если тот или иной прием оказывает негативное воздействие, нужно постараться перевести сына или дочь в другую группу.
  2. Дети. Ребенок еще не научился лгать. Он говорит то, что думает. К общению детей необходимо применять диагностический подход. Когда дошкольники играют, взрослым следует находиться поблизости и наблюдать за ними. Такая скрытая диагностика поможет определить, на каком уровне находится развитие самосознания в дошкольном возрасте, какие отношения установились между товарищами. Не следует грубо вмешиваться в игру, навязывать свои правила и пытаться повлиять на повышение самооценки одного из игроков. Для большинства детей такое вмешательство неприемлемо. Отношения должны строиться на основе доверия, а не авторитарности. Необходимо попросить разрешения присоединиться к игре. Взрослый может влиять на отношения детей только после того, как вошел в роль.

Как повысить самооценку?

Самосознанию детей старшего дошкольного возраста доступны анализ и размышление. Тем не менее ребенок еще не способен целенаправленно повышать свою самооценку. Делать это должны родители следующими методами:

  1. Создать положительный образ папы и мамы. Дети — это отражение своих родителей, являющихся до определенного возраста непререкаемым авторитетом. Если папа и мама чувствуют неуверенность в себе, это ощущение передается сыну или дочери. Когда авторитет не уверен, дети начинают сомневаться в существовании идеала. Отрицательный образ кого-то из родителей тоже вреден для ребенка. Дети часто хвалят маму или папу в присутствии ровесников («Папа самый сильный», «Мама самая красивая»). Нередко именно таким способом удается добиться уважения среди сверстников. Если родители не вписываются в представления об идеале, ребенок их стесняется, а товарищи над ним смеются. Работу над неуверенностью ребенка следует начать с обследования собственной личности.
  2. Отмечать уникальность. Если указать дошкольнику на те его особенности, которых нет у его товарищей (красивые волосы, умение читать), он почувствует себя уникальным и необычным.
  3. Отмечать успехи. Неудачи нужно игнорировать, а успехи отмечать — это тактика, положительно влияет на повышение самооценки. Ребенок должен обращать свое внимание на достижения. В таком случае получаться будет и то, с чем он раньше не мог справиться.
  4. Создать ситуацию успеха. Создать ситуацию, в которой ребенок почувствует себя успешным, можно искусственно. Занятия по подготовке к школе — это один из способов совместить приятное с полезным. Детям необходимо давать материал в таких количествах, чтобы они смогли хорошо его усваивать. Нужно хвалить их за то, что они хорошо справляются со своими заданиями и быстро готовятся к первому школьному году.
  5. Поощрять самостоятельность. Для самосознания ребенка дошкольного возраста необходимо ощущение возможности делать что-то самому. Если родители все время пытаются выполнить за детей вполне посильные для них задания (завязать шнурки, расставить по полкам книжки и т. д.). Подобное поведение папы и мамы заставляет детей осознавать свою неполноценность.

Как понизить самооценку?

Выявление завышенной самооценки и своевременное ее снижение поможет уберечь дошкольника и самих родителей от проблем в будущем. Однако не следует добиваться своей цели с помощью унижения личности. Необходимо сохранение положительного образа. Ребенок всегда должен знать о том, что он «хороший», но в данном случае поступил плохо, и это нужно исправить. Методы могут быть такими:

  1. Указывать на ошибки. Для развития самосознания слишком уверенного в себе дошкольника необходимо указание на недочеты. При этом ошибки должны быть настоящими, а не мнимыми. Если ребенок нарисовал некрасивый цветок, указывать ему на это не стоит. Однако если он не поздоровался с соседкой или незаслуженно обидел товарища, это несомненная ошибка.
  2. Отмечать не уникальность. Для самосознания дошкольников, считающих себя особенными, нужно ощущение того, что они такие же, как все. Необходимо как можно чаще отмечать их сходство с другими людьми («У твоего друга такой же велосипед, как у тебя»).
  3. Давать более трудные задания. Существуют задания, не имеющие возрастного ограничения. Самоуверенные дети охотно их выполняют, чтобы продемонстрировать свою силу, ловкость и сообразительность. Нужно давать им такую работу, с которой они не справятся или справятся очень плохо (досчитать до тысячи, рассказать алфавит в обратном порядке).
  4. Хвалить других детей. Родители должны чаще отмечать достоинства товарищей сына или дочери. Ребенок должен знать, что его друзья ничем не хуже его самого.
  5. Соблюдать равенство. В некоторых семьях ребенка превращают в кумира, которому все поклоняются. Его интересы и права ставятся превыше интересов и прав взрослых членов семьи. Ребенок растет эгоистом, которому все дозволено.

Самоценный период

Считая своих детей недостаточно взрослыми, родители не работают над их самооценкой. А между тем о самоценности дошкольного детства говорил А. В. Запорожец. В период становления личности, начинающийся в 2-3 года, ребенок нуждается в том, чтобы получить информацию о себе самом. Часто информация, полученная в первые несколько лет жизни, настолько оседает в сознании и подсознании, что не покидает человека всю жизнь.

Родители могут возразить: проходящий самоценный период ребенок еще слишком мал для того, чтобы ему можно было дать объективную оценку. С возрастом люди меняются до неузнаваемости. Но задача мамы и папы состоит не в том, чтобы провести анализ личности и вынести суровый справедливый вердикт. Помня о самоценности дошкольного детства в период подготовки к школе, они должны создать в глазах ребенка положительный образ его самого. Детям еще не известны критерии добра и зла. Они усвоят их в процессе социализации. Несмотря на врожденные наклонности, ребенок до определенного возраста остается в неведении относительно того, что такое добро, зло, справедливость, несправедливость. Основным представлением о самом себе остается образ, созданный родителями.

Самооценка у детей | Понимание

Самоуважение — это то, насколько люди ценят себя и насколько важными они считают себя в своем мире. Вы можете слышать, как люди говорят о важности самооценки у детей, в частности о «позитивной самооценке». Но что именно? И почему это так важно?

Проще говоря, положительная самооценка — это когда люди хорошо относятся к себе. Узнайте больше о положительной самооценке и о том, как помочь ребенку ее развить.

Почему для детей важна положительная самооценка

Дети с положительной самооценкой чувствуют себя уверенно и способны. Они ценят себя и свои способности. Они гордятся тем, что могут сделать, и хотят стараться изо всех сил.

Когда дети уверены в себе и уверены в том, кто они есть, у них больше шансов развить мышление. Это означает, что они могут мотивировать себя принимать новые вызовы, справляться с ошибками и учиться на них. Они также с большей вероятностью постоят за себя и попросят о помощи, когда они в ней нуждаются.

Как дети развивают положительную самооценку

Дети развивают положительную самооценку, усердно работая над достижением цели и видя, как их тяжелая работа окупается снова и снова. Достижение целей показывает им, что у них есть все необходимое для решения новых задач. Их успех заставляет их чувствовать себя хорошо, и они узнают, что даже потерпеть неудачу — это нормально.

Когда дети преуспевают в чем-то, это нравится и другим людям, например их друзьям и взрослым, которые заботятся о них. Эта обратная связь также заставляет их чувствовать себя хорошо. И со временем они продолжают формировать положительную самооценку.

Когда у детей положительная самооценка, они:

  • Чувствуют уважение
  • Устойчивы и гордятся, даже когда совершают ошибку
  • Имеют чувство контроля над действиями и событиями в своей жизни ответственность за свои действия
  • Чувствуют себя комфортно и уверенно в построении отношений
  • Имеют мужество принимать правильные решения, даже перед лицом давления сверстников

Влияние отрицательной самооценки на детей

У многих детей возникают проблемы с формированием и поддержанием положительной самооценки по многим причинам. Одной из распространенных причин является то, что дети плохо учатся в школе.

Если дети терпят неудачи в школе, они, вероятно, не получают много положительных отзывов от взрослых или одноклассников. Отзывы, которые они получают, часто негативны, потому что они постоянно слышат о том, что у них не получилось.

В некоторых случаях они могут получить неискренние положительные отзывы. Это может заставить их не доверять взрослым, которые должны им помогать. Или они могут опасаться детей, которые должны быть их «друзьями».

В результате они чувствуют себя менее уверенными в себе и своих способностях. У них может не быть мотивации пробовать то, что для них сложно, и им тяжело справляться с ошибками. В глубине души они могут не верить, что достойны хорошего обращения или успеха.

Дети с отрицательной самооценкой могут также:

  • Чувствовать разочарование, злость, тревогу или грусть
  • Потерять интерес к учебе
  • Трудно заводить друзей и сохранять их
  • С большей вероятностью будут дразнить или запугивать
  • Стать замкнутым или поддаться давлению сверстников
  • Разработать обреченные на провал способы решения проблем, таких как отказ от курения, избегание, глупость и отрицание

Детям с отрицательной самооценкой также может быть труднее постоять за себя . Другими словами, у них возникают проблемы с развитием сильных навыков самозащиты.

Как помочь ребенку развить положительную самооценку

Повысить самооценку возможно. Дети могут научиться улучшать то, как они видят и ценят себя. Быть поддерживающим, реалистичным – но не чрезмерно опекающим – родителем или опекуном – это ключ к успеху. Также важно просить учителей поддерживать, но быть реалистичными.

Важно хвалить детей таким образом, чтобы повысить самооценку и научить их гордиться своими усилиями и достижениями. Хвалите детей за их усилия, но не хвалите все, что они делают. Дети знают, когда они добились успеха и много работали, а когда нет.

Дружба также является важной частью формирования положительной самооценки. Это не означает, что дети должны иметь кучу друзей или быть популярными. Даже наличие одного друга, который принимает вас таким, какой вы есть, может изменить все. Прочтите о том, как помочь первоклассникам и учащимся средних классов общаться с другими детьми. И узнайте у эксперта, что делать, если ваш ребенок не «вписывается».

Помогите ребенку найти сильные стороны, на которые он сможет опереться. Вы даже можете помочь своему ребенку установить «якорь компетентности», чтобы повысить самооценку. Якорь компетентности помогает детям вызвать воспоминания о том, что они сделали хорошо в прошлом. Это позволяет им почувствовать радость и уверенность и взять это чувство с собой, когда они решают проблемы.

Основные выводы

  • Позитивная самооценка придает детям уверенность в преодолении трудностей.

  • Дети, которые ценят себя, с большей вероятностью обратятся за помощью, в которой они нуждаются.

  • Оказывая поддержку, но сохраняя при этом реалистичность, вы поможете ребенку развить положительную самооценку.

    Связанные темы

    • Уверенность и самооценка

    • Воспитание

    что «самоуважение — это главная движущая сила, которая ведет каждого ребенка к успеху или неудаче как человека», то важнейшей задачей для каждого родителя и каждого учителя является утверждение и формирование чувства собственного достоинства у каждого ребенка.

    Как родители, мы несем даже большую ответственность, чем ответственность учителя, который вмешивается очень быстро, потому что мы оказываем самое значительное влияние на жизнь наших детей. Книга Аспи и Робака, Дети не учатся у людей, которые им не нравятся , предполагает, что то, как мы рассматриваем, ценим и обращаемся с детьми, влияет на то, как много они узнают от нас.

    Вам может быть интересно, почему так важно воспитывать в ребенке чувство собственного достоинства. Самооценка ребенка начинает формироваться очень рано и продолжает формироваться изо дня в день.

    Самоуважение возникает, когда мы учимся принимать себя такими, какие мы есть, замечая недостатки и продолжая любить себя. Самооценка каждого ребенка растет с каждым опытом успешного взаимодействия с помощью позитивных слов. Важно сформировать у ребенка веру в то, что он может справиться со своей жизнью и справиться с ней хорошо. По словам Мадлен Свифт, наше эмоциональное здоровье зависит от нашей самооценки. Нравиться себе и чувствовать себя способным — это основы, на которых держится эмоциональное здоровье.

    Вы можете спросить себя, как вы можете помочь ребенку, вашему ребенку, обрести положительную самооценку. Прочитав множество различных источников, эксперты, похоже, расходятся во мнениях относительно того, каковы основные психологические потребности для формирования самооценки. Согласно книге Мадлен Свифт « Как правильно обращаться с детьми », основные психологические потребности — это чувствовать себя привлекательным и способным. Другой источник, семинар, который я посетил, сказал, что свобода и поощрение — это комбинация, необходимая для повышения самооценки.

    Вот пять простых, но важных шагов, которые родители и учителя могут предпринять для повышения самооценки:

    • Выслушивайте и признавайте мысли и чувства вашего ребенка.
    • Создавайте ситуации, которые помогут вашему ребенку добиться успеха, а не неудачи. Установите четкие и адекватные ожидания, предложите помощь в разумных пределах, предоставьте адекватные стимулы и устраните препятствия.
    • Дайте ребенку ощущение разумного контроля над своей жизнью.
    • Подчеркните, что ваш ребенок привлекателен и способен.
    • Покажите ребенку, что вы положительно относитесь к себе.

    По данным Центра изучения семьи и потребителей Университета штата Огайо, «у детей будет выше самооценка, если они почувствуют чувство причастности и ответственности за свой опыт». Ниже приведены рекомендации, которым необходимо следовать для повышения самооценки:

    • Посмотрите на каждого ребенка как на уникальную личность
    • Сохраняйте реалистичность ожиданий
    • Дайте свободу ошибаться
    • Успешная сборка
    • Поощряйте
    • Примите неприятные чувства детей и научите их справляться с ними
    • Дайте выбор
    • Берите на себя ответственность и ожидайте сотрудничества
    • Сохраняйте чувство юмора

    Каждый ребенок действительно уникален. Как родители и учителя, мы должны научиться ценить каждого ребенка как личность.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts