Самооценка дошкольника: Самооценка ребенка — формирование самооценки дошкольника

Советы специалистов

Формирование самооценки ребенка в дошкольном возрасте

Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка не дана нам изначально. Её формирование происходит в процессе какой-либо деятельности и межличностного взаимодействия. На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде (3-6 лет), становится устойчивой и меняется с большим трудом. Это так называемый фундамент личности и его успеха. 

На формирование самооценки ребенка влияют взрослые (родители) и сверстники. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки взрослого. Образ, который создают родители, причем как положительный, так и отрицательный, постепенно становится собственными знаниями ребенка о себе. Сверстники также оказывают влияние на формирование самооценки ребенка. Дети говорят то, что думают и чувствуют, и если им кто-то не нравится, то об этом будет сказано открыто.

Такая детская непосредственность, может, конечно, занижать уже низкую самооценку, но и повысить ее. Это происходит потому, что дети оценивают другие качества сверстника. Например, умение играть, придерживаться правил, быстро бегать.

Самооценка формируется в таких видах деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка. В разных видах деятельности самооценка разная. (В игре, в трудовой деятельности, в изо). В результате такой работы у детей развиваются навыки самоконтроля и самооценки на основе сравнения собственной работы с плодами труда ровесников.

Самооценка имеет два основных компонента:

Интеллектуальный — это представление о себе, знания о себе, сравнения с другими и анализ.

Эмоциональный- это отношение к себе, которое формируется из отношений взрослых и сверстников к ребенку, удовлетворение его положением в семье и среди сверстников.

В дошкольном возрасте преобладает именно эмоциональный компонент. Поэтому дошкольник постоянно спрашивает «Я хороший? Я молодец?». Эти вопросы могут мучить малыша непрерывно.

Ребенок с адекватной самооценкой (самоуверенный):

• Уверен в себе, активен, уравновешен;

• часто смеется, действует свободно, любит играть с другими детьми;

• любит шутить даже о себе, не обидчив, не манипулирует окружающими;

• не впадает в истерику, если кто-то другой оказывается лучшим или в условиях конкуренции;

• является творческим и верит в собственные способности;

• не боится новых ситуаций и любых изменений в жизни;

• умеет анализировать результаты своей деятельности;

• может признавать наличие ошибок в своей работе, пытается выяснить причины своих ошибок;

• достаточно общителен и дружелюбен;

• быстро переключается с одного вида деятельности на другой;

• настойчив в достижении цели;

• стремится сотрудничать, помогать другим;

• он верит в себя, хотя способен попросить о помощи;

• способен принимать решения.

• он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих.

• у такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Но встречаются и дети с неадекватно завышенной самооценкой:

• Такой ребенок, как правило, очень подвижный, несдержанный;

• быстро переключается с одного вида деятельности на другой, часто не доводит начатое дело до конца;

• не склонен анализировать результаты своих действий и поступков;

• в большинстве случаев они пытается решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца;

• чаще всего ребенок не осознает своих неудач.

• такой ребенок склонен к демонстративному поведению и доминированию (всеми силами старается обратить на себя внимание, стремится к управлению другими детьми)

• ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав;

• часто перебивает, относится к другим свысока;

• при завышенной самооценке ребенок часто агрессивный, принижает достижения других детей.

• от ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: «Я самый лучший!».

Ребенок с заниженной самооценкой:

• Чаще всего нерешительный, малообщительный, недоверчив к другим людям, молчалив, движения скованны;

• стремится к уединению, обидчивы;

• очень чувствительный, готов расплакаться в любой момент;

• не стремится к сотрудничеству и не способен постоять за себя;

• ребенок с заниженной самооценкой тревожный, не уверен в себе;

• такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего;

• он заранее отказывается от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними;

• ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным;

• такой ребенок плохо адаптируется к новым условиям;

• такой ребенок, как правило, имеет низкий социальный статус в группе сверстников.

     • Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».

 • Ребёнка с низкой самооценкой легко узнать среди других детей. В игре «Моряки» он не выберет роль капитана. В игре «Дочки-матери» возьмёт на себя роль ребёнка, а не мамы, папы, то есть ведомого. Сегодня – в игре, завтра – в жизни. Маленькому ребенку заниженная самооценка может мешать овладевать новыми навыками и умениями, а также наладить контакты с ровесниками. У подростка проблема заниженной самооценки имеет более масштабные результаты и даже может привести к расстройствам психики и душевным страданиям. Бывали случаи, когда по причине очень низкой самооценки подростки кончали жизнь самоубийством, обосновывая свой поступок так: «Я никому не нужен», «меня никто не любит».

Рекомендации для родителей для формирования адекватной самооценки ребенка:

1. Оцените свой уровень самооценки (завышенная или заниженная). Неуверенные в своей силе люди обычно воспитывают неуверенных детей. Если у вас самих есть множество комплексов, то вам никогда не удастся доказать ребенку, что нужно быть уверенным в себе. Ничего не может быть полезней для детей, чем позитивный пример. Поэтому поставьте перед собой вопросы: любите ли вы себя? Верите ли в свои силы? Не боитесь ли перемен? Если хотите эффективно воспитать своего малыша, то займитесь сначала преодолением собственных комплексов.

2. Больше времени проводите с ребенком и уделяйте ему внимание. Отсутствие родителей в жизни ребенка отбирает у него ощущение собственной силы. Чтобы избежать этого, обязательно проводите много времени с ребенком. Вы никогда не убедите его в том, что он важен для вас, если вы не находите для него времени.

3. Относитесь к делам малыша с уважением. Если вы играете с ребенком в какую-нибудь игру, не поглядывайте время от времени в телевизор. Не путайте имена его друзей, название мультиков и главных героев, что он смотрит и слушает. Интересуйтесь, как у него дела, что он любит, а что нет. Ведь если кто-то для вас важен, то вы будете интересоваться его делами – точно так же нужно поступать и по отношению к малышу.

4. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.

5. Поощряйте в ребенке инициативу.

6. Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.

Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь (если недостаточно уверен в себе ребенок).    

Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: «Ты это сможешь!». «Ты это почти умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!».

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.

2. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

Приемы для повышения самооценки ребенка:

1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший.

2. Попросите о помощи как у равного или старшего.

3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим- слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным. от ребенка!

4.Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

  Для дошкольного возраста характерна несколько завышенная самооценка. Именно небольшая завышенность самооценки помогает ребенку справляться со сложностями его окружающего мира.

    К концу дошкольного возраста у ребенка начинается самооценка становиться более гармоничной, адекватной. Дети начинают воспринимать себя более объективно, учитывают и знания о себе и отношение к себе окружающих.

 

Подготовила статью: Абдуразакова Кызылгуль Умаровна, психолог 

Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. Ребенок в этом возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. Происходит дальнейшее развитие компонента самосознания – самооценки. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. [19]

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Правильность представлений старшим дошкольником своих действий во многом зависит от оценочного воздействия взрослого. В тоже время, полное сформированное представление о себе позволяет ребенку критически относиться к оценкам окружающих. В этом возрасте он отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит не только на основе общения с взрослыми или сверстниками, но и собственного практического опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых и легко поддаются их влияниям.

В тоже время существенную роль в развитии самооценки у детей старшего дошкольного возраста играет общение со сверстниками. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. [14]

Самооценка у детей старшего дошкольного возраста обычно неадекватная (чаще завышенная), это происходит оттого, что ребенку трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников.

Для формирования самооценки, важна та деятельность, в которую включен ребенок и оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

В определении различных типов самооценки детей старшего дошкольного возраста отмечают: детей с неадекватно завышенной самооценкой, с адекватной самооценкой и детей с заниженной самооценкой.

В определении различных типов самооценки детей старшего дошкольного возраста отмечают: детей с неадекватно завышенной самооценкой, с адекватной самооценкой и детей с заниженной самооценкой.

Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. [20]

Если по каким-либо причинам они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, баловаться. Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены на себя и не склонны к сотрудничеству. [9]

К похвале воспитателя дети с неадекватно завышенной самооценкой относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью. Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них – быть в центре внимания взрослого. Дети с неадекватно завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний.

Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху. [15]

Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. [6]

Чем более значима для него деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.

Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные дети.

В работе с дошкольниками с заниженной самооценкой необходимо помнить, что для них очень значима оценка педагога. Эмоциональная поддержка, похвала могут частично снять неуверенность в себе и тревожность. [16]

Напротив, порицание и окрики усугубляют негативное состояние ребенка, приводят к уходу от деятельности. Он становится пассивным, заторможенным, перестает понимать, что от него требуют. Такого ребенка не следует торопить с ответом, надо дать ему возможность собраться с мыслями. Задача взрослых в работе с такими детьми – обеспечить успех деятельности, дать возможность ребенку поверить в свои силы. [11]

Особенности проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста зависит от многих причин. Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.

В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуальною опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии.

В других – формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь завышенная самооценка будет выполнять скорее защитную функцию. Сознание ребенка как бы «выключается»: он не слышит травмирующих его критических замечании в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины. [17]

Несколько завышенная самооценка наиболее свойственна детям, стоящим на пороге кризиса 6 – 7 лет. Они уже склонны анализировать свой опыт, прислушиваются к оценкам взрослых. В условиях привычной деятельности – в игре, на спортивных занятиях – они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной.

В незнакомой ситуации, а именно, в учебной деятельности дети еще не могут правильно оценить себя, самооценка в этом случае завышена.

Считается, что завышенная самооценка дошкольника при наличии попыток анализа себя и своей деятельности несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представлении о себе в процессе деятельности.

Заниженная самооценка в старшем дошкольном возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей.

Проявление в деятельности и поведении детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии. [9]

На основе теоретического анализа, проведенного в первой главе, можно сделать выводы.

Первые попытки изучения самооценки были предприняты в зарубежной психологии – У. Джемсом. Он вывел формулу самооценки, которую обозначил термином «самоуважение».

Обобщая рассмотренные представления о сущности самооценки в зарубежной и отечественной психологии, можно выделить основные направления в определении понимания самооценки. Изучение самооценки возможно в структуре личности, в структуре самосознания, в структуре деятельности.

Самооценка является, одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Старший дошкольный возраст можно считать важным в развитии личности ребенка.

У старшего дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания – самооценка, и возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Становление самооценки происходит на протяжении всей жизни человека

В игре как в ведущей деятельности дошкольника проявляется самооценка, ее особенности.

В старшем дошкольном возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит на основе общения со взрослыми, сверстниками и собственного практического опыта.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

11 советов, как повысить самооценку у детей

На прошлой неделе мой сын Аарон попал в школьную футбольную команду. Мальчик, я был горд. И я не мог не сказать об этом. «Хорошая работа, приятель! Ты лучший!» Я сияла, он сиял, и казалось, что с миром все в порядке.

Мои дети уже не в первый раз слышат, как я хвалю их. Я постоянный болельщик, их самый большой поклонник, выдающийся болванщик. В наши дни вы можете увидеть, как я раздаю комплименты, как будто это жевательная резинка, когда мои дети занимаются игрой на гитаре, забивают гол, помогают с посудой. Логика мамы такова: ребенок хорошо себя ведет (или достаточно хорош для меня), поэтому я заставляю его чувствовать себя хорошо. Это называется повышение самооценка . Или я так думал. Вот некоторые вещи, которые вы, возможно, не задумывались о развитии самооценки у детей.

1. Сделайте шаг назад

Как оказалось, есть лучшие способы повысить самооценку, чем хвалить детей за все, что они делают. книга Ваши дети слушают: девять сообщений, которые они должны услышать от вас . Однако для этого вам нужно научиться отступать и позволять ребенку идти на риск, делать выбор, решать проблемы и придерживаться того, что он начал.

Jose Luis Pelaez Inc/ Getty Images

2. Чрезмерная похвала детям приносит больше вреда, чем пользы одаривайте своих детей первыми двумя ингредиентами, компетентность — чтобы стать хорошим в чем-то — требует времени и усилий. «Как бы мы ни хотели, мы не можем хвалить наших детей за компетентность», — говорит он.

На самом деле, чрезмерно хваля детей, мы приносим больше вреда, чем пользы. «Мы снижаем для них планку», — говорит Тейлор. «Если вы продолжаете говорить своему ребенку, что он уже делает фантастическую работу, вы говорите, что ему больше не нужно заставлять себя. Но уверенность приходит от действий, от попыток, неудач и попыток снова — от практики».

Саманта Маклауд, у которой четверо мальчиков в возрасте от одного до девяти лет, считает, что постоянные комплименты могут подорвать ее самооценку. Либо дети начинают думать, что они совершенны, либо они пытаются быть идеальными все время — невозможный стандарт. А неточная похвала их смущает, говорит она. «Если мой сын не пишет по буквам, а я говорю ему, что у него все отлично, он учится не доверять своим инстинктам. Он также узнает, что похвала — это просто наглая ложь».

К тому же, добавляет Тейлор, говоря своему ребенку, что он лучший, самый умный или самый талантливый, вы настраиваете его на очень плохие новости в будущем. Вы создаете эгоистичного маньяка, который думает, что его каракули — это Ротко, но рано или поздно он обнаружит, что в конце концов он вовсе не таков.

3. Позвольте вашему ребенку идти на риск для здоровья

Начните с того, что заставьте себя стоять в стороне, пока ваш ребенок идет на риск для здоровья, говорит Виктория Сопик, генеральный директор Kids & Company, корпоративной службы по уходу за детьми в Торонто, и мать восьмерых детей. . «Чтобы укрепить доверие к миру, дети должны рисковать, делать выбор и нести за него ответственность», — говорит Сопик. Она видит слишком много родителей, постоянно пытающихся спасти своих детей от неудач.

Сопик помнит, как смотрела через всю комнату, как ее двухлетний сын Фрейзер поднял огромный кувшин апельсиновой газировки на модной вечеринке. «Он собирался налить его в стакан, а я просто стояла, затаив дыхание», — вспоминает Сопик. Вместо того, чтобы попытаться спасти своего сына до того, как у него появится шанс, Сопик наблюдала, как Фрейзер пролил газировку на пол.

Затем наступило самое интересное: Фрейзер нашел официантку, попросил бумажное полотенце и убрал свой беспорядок. «Он решил свою собственную проблему — точно так же, как мы, успешные взрослые, — говорит Сопик.

Мария Корнеева/ Getty Images

4. Пусть дети делают свой собственный выбор

Когда дети делают свой собственный выбор, соответствующий их возрасту, они чувствуют себя более сильными, говорит Сопик, указывая на то, что дети в возрасте двух лет могут начать думать последствия своих решений. Сопик всегда позволяла своим детям самим решать, стоит ли им носить пальто, шапку и варежки зимой . «Как только они узнали разницу между теплым и холодным, дело было за ними. Они должны контролировать свое тело и нести ответственность за свой выбор», — говорит она.

Marilyn Nieves/ Getty Images

5. Пусть помогают по дому

Для повышения самооценки детям также нужны возможности продемонстрировать свою компетентность и почувствовать, что их вклад ценен, говорит Тейлор. Дома это означает просить их, даже когда они совсем маленькие, помочь с приготовлением пищи, накрытием на стол и застилкой кроватей.

aquaArts studio/ Getty Images

6. Поощряйте их заниматься своими интересами (в полной мере)

Еще один верный способ повысить уверенность в себе у детей — побуждать их браться за задания, к которым они проявляют интерес, а затем следить за тем, чтобы они выполняли их. до завершения. Неважно, какая задача — это может быть что угодно, от плавания до прохождения уровней в видеоиграх. Суть в том, чтобы они придерживались того, что начали, чтобы в конце ощутить это достижение.

FG Trade/ Getty Images

7. Что делать, если дети борются или терпят неудачу

Что делать, если самооценка вашего ребенка резко падает, когда его исключают из команды по гимнастике или он не может выучить таблицу умножения?

PIKSEL/ Getty Images

8. Не теряйте из-за этого сон

«У многих родителей все наоборот, — говорит Тейлор. на самом деле прекрасная возможность помочь построить его».

Violeta Stoimenova/ Getty Images

9. Дайте понять, что ваша любовь безусловна

Пусть ваш ребенок знает, что вы любите его, даже когда он терпит неудачу или принимает неверные решения. Если все, о чем вы говорите, это производительность, отмечает Сопик, она подумает, что вы любите ее только за ее табель успеваемости или главную роль, которую она получила в пьесе.

Erdark/Getty Images

10. Убедитесь, что цели вашего ребенка достижимы на уровне, соответствующем его способностям.

Это может означать, что ему следует предложить присоединиться к домашней лиге, где он сможет почувствовать себя звездой, а не последним выбранным в команде АА. Маклауд усвоила этот урок, когда ее сын Алекс учился во втором классе. Чувствуя себя неудачником в чтении, Алекс был готов сдаться, когда Маклауд принес домой несколько книг «Дом на волшебном дереве», которые были немного ниже уровня Алекса. «Он читал по одной каждые два дня и был так горд собой, что без проблем продолжил читать серию «Мурашки по коже», — вспоминает она. После этого мать и сын рассказали о том, как окупился выбор Алекса практиковать, и она похвалила его настойчивость.

Jose Luis Pelaez Inc/ Getty Images

11. Похвалите надлежащим образом

Хотя похвалой часто злоупотребляют, когда она конкретна и заслужена, она помогает повысить самооценку, говорит Тейлор.

Лорна Кросс, бывшая учительница музыки, помнит, как просила своих учеников хора вести «дело хвастовства», полное заслуженных похвал. Каждый раз, когда они видели свое имя в программе или газетной статье или получали комплиментарную записку, они должны были положить ее внутрь. «Когда у детей был плохой день, они доставали эти слова похвалы и читали обо всех хороших вещах, которые они сделали, и это заставляло их чувствовать себя лучше».

Файл хвастовства работает, потому что он показывает детям, в чем они особенные, и учит их тому, что практика приносит плоды, говорит Тейлор. И именно практика — усилия — должны быть в центре похвалы, говорит Сопик. «Не говорите просто «отличная игра». Скажи ему, как здорово он отдал пас своему товарищу по команде».

И имейте в виду, что небольшая косвенная похвала, например, звездочки в таблице рутинной работы , может творить чудеса. Мама Нэнси Ботельо становится еще изобретательнее. Она следит за тем, чтобы ее дети «подслушивали» небольшое хвастовство. «Я расскажу своим друзьям, как учитель сказал, что Маргарет такая добрая, или как я видел, как Бриджит так усердно работала, завязывая шнурки. Дети просто светятся. Поскольку они шпионили, они знают, что я имею в виду, и я не просто пытаюсь заставить их чувствовать себя хорошо».

RyanJLane/ Getty Images

Ваш контрольный список самооценки

Вот некоторые из вещей, которые, по мнению Канадской ассоциации психического здоровья, вы можете сделать, чтобы помочь вырастить уверенных, а не изнеженных детей:

Чувствовать себя особенными. Для вас важно помочь своим детям раскрыть свои уникальные таланты и качества, а также оценить свои сильные стороны. Но также учите их тому, что чувствовать себя особенными не значит чувствовать себя лучше других.

Ставьте цели. Научите своих детей идти к цели и гордиться своими достижениями. Предоставьте им возможности для успеха.

Попробуй, попробуй еще раз. Поощряйте своих детей пробовать что-то по-своему, сталкиваться с трудностями и рисковать.

Эта статья была первоначально опубликована в июле 2013 г.  

SDI Productions/ Getty Images

Эта статья была первоначально опубликована 01 мая 2020 г. app-neonate и teenservice SEO

Самоуважение у детей

Самоуважение — это то, насколько люди ценят себя и насколько важными они считают себя в своем мире. Вы можете слышать, как люди говорят о важности «позитивной самооценки» у детей. Но что именно? И почему это так важно?

Проще говоря, положительная самооценка — это когда люди хорошо относятся к себе. Узнайте больше о положительной самооценке и о том, как помочь ребенку ее развить.

Почему положительная самооценка важна для детей

Дети с положительной самооценкой чувствуют себя уверенными и способными. Они ценят себя и свои способности. Они гордятся тем, что могут сделать, и хотят стараться изо всех сил.

Изучите темы, выбранные нашими экспертами

  • Воспитание детей

  • Уверенность и самооценка

установить. Это означает, что они могут мотивировать себя принимать новые вызовы, справляться с ошибками и учиться на них. Они также с большей вероятностью постоят за себя и попросят о помощи, когда они в ней нуждаются.

Как дети развивают положительную самооценку

Дети развивают положительную самооценку, усердно работая над достижением цели и видя, как их тяжелая работа окупается снова и снова. Достижение целей показывает им, что у них есть все необходимое для решения новых задач. Их успех заставляет их чувствовать себя хорошо, и они узнают, что даже потерпеть неудачу — это нормально.

Когда дети преуспевают в чем-то, это нравится и другим людям, например их друзьям и взрослым, которые заботятся о них. Эта обратная связь также заставляет их чувствовать себя хорошо. И со временем они продолжают формировать положительную самооценку.

Когда у детей положительная самооценка, они:

  • Чувствуют уважение
  • Устойчивы и гордятся, даже когда совершают ошибку
  • Имеют чувство контроля над действиями и событиями в своей жизни
  • Действуют независимо ответственность за свои действия
  • Чувствуют себя комфортно и уверенно в построении отношений
  • Имеют мужество принимать правильные решения, даже перед лицом давления сверстников

Влияние отрицательной самооценки на детей

У многих детей возникают проблемы с формированием и поддержанием положительной самооценки по многим причинам. Одной из распространенных причин является то, что дети плохо учатся в школе.

Если дети терпят неудачи в школе, они, вероятно, не получают много положительных отзывов от взрослых или одноклассников. Отзывы, которые они получают, часто негативны, потому что они постоянно слышат о том, что у них не получилось.

В некоторых случаях они могут получить неискренние положительные отзывы. Это может заставить их не доверять взрослым, которые должны им помогать. Или они могут опасаться детей, которые должны быть их «друзьями».

В результате они чувствуют себя менее уверенными в себе и своих способностях. У них может не быть мотивации пробовать то, что для них сложно, и им тяжело справляться с ошибками. В глубине души они могут не верить, что достойны хорошего обращения или успеха.

Дети с отрицательной самооценкой могут также:

  • Чувствовать разочарование, злость, тревогу или грусть
  • Потерять интерес к учебе
  • Трудно заводить друзей и сохранять их
  • С большей вероятностью будут дразнить или запугивать
  • Станьте замкнутым или поддайтесь давлению сверстников
  • Разработайте обреченные на провал способы решения проблем, таких как отказ от курения, избегание, глупость и отрицание

Детям с отрицательной самооценкой также может быть труднее постоять за себя . Другими словами, у них возникают проблемы с развитием сильных навыков самозащиты.

Как помочь ребенку развить положительную самооценку

Дети могут научиться видеть и ценить себя лучше. Быть поддерживающим, реалистичным – но не чрезмерно опекающим – родителем или опекуном – это ключ к успеху. Также важно просить учителей поддерживать, но быть реалистичными.

Хвалите детей так, чтобы они научились гордиться своими усилиями и достижениями. Но не хвалите все, что они делают. Дети знают, когда они добились успеха и усердно работали, а когда нет.

Дружба также является важной частью формирования положительной самооценки. Даже наличие одного друга, который принимает вас таким, какой вы есть, может изменить все.

Ищете дополнительные ресурсы по самооценке?

  • Узнайте, как хвалить, повышая самооценку.
  • Помогите ребенку раскрыть в себе сильные стороны.
  • Помогите ребенку установить «якорь компетентности» для повышения самооценки.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts