Самопрезентация личности ~ Саморазвитие без фокусов
Почему пост называется самопрезентация личности? Во-первых, потому, что мы будем говорить именно о презентации вас как личности, индивидуума другим людям (то есть презентуем именно характер и все что вместе с ним, а не что-то другое). Во-вторых слова «самопрезентация личности» нынче используются к месту и не к месту. Так что нелишне будет пролить на них свет, просто взглянув на вещи здраво. Вот этим и займемся.
Итак, что такое самопрезентация личности? Что такое самопрезентация понятно. А при чем здесь личность? Многие «психологи» (в больших-больших кавычках) даже не стараются отделить просто самопрезентацию от презентации личности, как будто уточняющее слово не меняет ровным счетом ничего. Так вот, если по полочкам:
Самопрезентация — это понятие общее, это любое представление себя окружающим.
Самопрезентация личности — это уже особый вид самопрезентации, который необходим в случаях, когда окружающим интересна именно наша личность (то есть характер, основные жизненные установки, цели, убеждения, идеалы). А это, как правило требуется в тех случаях, когда мы ценим своего собеседника и рассчитываем на долгое знакомство и сотрудничество.
Вроде с этим разобрались? Тогда переходим к главному — как провести эффективную самопрезентацию личности?
Советы, которые обычно даются для проведения личностной самопрезентации сводятся к нехитрым и не особо действенным приемам, которые были описаны в предыдущей статье. В случае же самопрезентации личности такие приемы вообще не работают. Поскольку они построены на манипуляциях окружающими и никоим образом не связаны с вашим характером, всем, что входит в «личность».
Что нужно помнить при самопрезентации личности?
1. Лучше раз и навсегда забыть о грубых методах манипуляции.
Люди все равно разберутся что к чему. Постоянно манипулировать или очень трудно или практически невозможно.
2. Ваша самопрезентация не должна даже приукрашивать вашу личность — всего лишь подавать в нужном свете.
Причины аналогичны.
3. Вы должны презентовать именно свои личностные, глубокие качества.
Почему? Потому что вас все равно будут оценивать именно по ним. Не по степени прокачки навыков общения, а по тому, добры ли вы или наоборот, настойчивы или безвольны, живете в гармонии с собой или нет. Неплохо, если у окружающих сложится сразу верное представление о вашей личности — чтобы потом не было недопониманий и разочарований в вас.
4. Предыдущий пункт как бы не оставляет возможностей для собственно презентации себя. Но это не так. Запомните еще одно правило — оно работает. Презентовать свои личностные качества необходимо искренне, но через призму особенностей вашего собеседника (собеседников). Ваша задача — найти «точки пересечения» между вашими личностями и ненавязчиво их подчеркнуть.
Тут нет никакого противоречия. Личность может восприниматься очень по-разному в зависимости от того, кем она воспринимается. Ну, по-простому: доброго человека одни и будут считать добрым и хорошим, другие сочтут, что его доброжелательность — это подхалимство. Понятно? Поэтому в самопрезентации акцентируйте внимание на тех качествах собеседника (аудитории), которые сходны с вашими и помогут собеседнику лучше вас понять.
Такие «точки пересечения» можно обозначать в общении как совсем прямыми и нехитрыми способами (о, я обожаю порядок! — указывая на прибранный рабочий стол коллеги), так и более изящными и ненавязчивыми, которые должна вам подсказать интуиция в ходе разговора.
5. Будьте максимально открыты, чтобы те, для кого вы проводите самопрезентацию своей личности, чувствовали ваше настроение и могли оценить вашу искренность. Это действительно важно! Доверие — едва ли не основа любой самопрезентации.
Подчеркну, что все вышесказанное относится именно к самопрезентации личности и держать эти правила в голове нужно только когда вы хотите выстроить долгие доверительные отношения. В кратковременном общении нужно руководствоваться другими принципами. Об этом, мы, конечно же, тоже поговорим.
P.S. Не совсем правильна фраза про «держать в голове». Общие принципы, что излагаются в этой статье нужно как следует понять и принять — чтобы следовать им не слишком осознанно. Это приходит со временем и к этому нужно стремиться. Тогда отношения с окружающими на прочном фундаменте понимания перейдут на качественно иной уровень — ведь именно изначальное непонимание и отсутствие доверия являются причиной большинства конфликтов и проблем в общении.
Успехов!
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Плюсануть
Отправить
Класснуть
Эффективная самопрезентация: как удержать внимание
Самопрезентация сегодня — неотъемлемая часть ежедневной деятельности каждого современного человека. Мы презентуем себя перед знакомыми, перед коллегами, перед партнерами. Природной самопрезентацией с рождения обладают все, но эффективно взаимодействовать с людьми, завоевывать лояльность, влиять на аудиторию, поможет только грамотно спланированная презентация.
Успешно построенная самопрезентация позволит управлять вниманием, которое говорящий производит на аудиторию с целью повлиять на нее, преподнести себя в выгодном свете, выгодно продать себя, товар, идею или продукт.
В основе самого термина “самопрезентация” лежит необходимость создания определенного (положительного) образа, который имеет под собой основу в виде сильных качеств человека, его профессиональных навыков.
План работающей самопрезентации
Чтобы самопрезентация была составлена корректно, в ходе разработки ее плана нужно четко определить, на кого она направлена, выделить целевую аудиторию и задаться вопросом, как вы можете расположить к себе этих людей. От цели воздействия зависят основные механизмы ее построения.
Для того, чтобы самопрезентация произвела нужный эффект, следует:
Поздороваться с аудиторией.
Во время приветствия необходимо каждому дать понять, что он – главный слушатель. Не стоит чрезмерно выражать благодарность за внимание, но желательно создать впечатление того, что для вас очень значимо внимание аудитории. Сделав акцент на этом, вы на шаг приблизитесь к основной задаче — удержать это внимание.
Дать краткое описание вашей личности как профессионала.
Не стоит пускаться в биографические копания. За основу нужно взять год рождения, данные об образовании, а так же путь, который привел вас к актуальному на данный момент роду деятельности.
Рассказать об этапах своего роста в рамках профессии.
Для достижения большего эффекта, расскажите о наиболее значимых моментах вашего опыта в сфере своей деятельности или смежных, в которых вы получили наибольший профессиональный опыт. К примеру, если речь идет о редакторстве или копирайтинге, не лишним будет сообщить о наградах и поощрениях в сфере литературы . Это поможет создать правильное первое впечатление о вас как о всесторонне развитом профессионале. Упомяните достижения, которые вы имеете в рамках профессиональной деятельности. Говорите с благодарностью, которую вы испытываете за ту или иную оценку вашей работы. Никогда не стоит проявлять хвастовство – это будет воспринято как дурной тон.
Обозначить перспективы роста и развития вас как личности.
Личная эффективность – важная составляющая в реализации вашего потенциала. Вера в достижение своих целей определяет большую часть их выполнения. Посещение тренингов, развивающих курсов, семинаров даже не профессиональной тематики создадут образ развитой личности.
Выразить благодарность.
После речи, всегда следует благодарить публику, так как благодарность имеет свойство «заражать» зрителя и формировать дальнейший характер отношений.
Поскольку самопрезентация всегда является направленной на человека, она должна создавать взаимовыгодную атмосферу, позволяющую как расположить к себе людей, так и продемонстрировать внутреннюю составляющую вашей личности.
Как вести себя во время самопрезентации
Если ваша цель – сформировать хорошее первое впечатление о себе, во время презентации необходимо следовать некоторым правилам:
Говорите четко и ясно.
Вас должно быть слышно всем. Если зритель вас не слышит или не понимает – он теряет интерес. Уверенно произносящий свою речь оратор вызывает больше уважения, чем тихо и сбивчиво говорящий человек. Однако не переходите на крик, даже если наблюдаете шум или переключение внимания. Лучше сделайте небольшую паузу и продолжите свою презентацию.
Устраните активную жестикуляцию.
В рамках самопрезентации допустимы жесты, позволяющие сделать акцент на наиболее важную информацию. Лишняя жестикуляция плохо воспринимается зрительно, тем самым вы теряете внимание. В то же время ни в коем случае нельзя исключать жестикуляцию в принципе — она способствует созданию визуальных образов у слушающих, соответственно, работает на улучшение восприятия.
Всегда смотрите на адресата.
Никогда не игнорируйте задаваемые вопросы.
В ответе на них вы проявите уверенность в себе, укрепите внимание аудитории, а также покажете вашу компетентность в заданной области.
Проявляйте любопытство.
Необходимо создать впечатление того, что помимо уже имеющихся знаний в выбранной области, вами движут интересы их развития и совершенствования. В определенной стадии самопрезентацию можно свести к кратковременному диалогу, в ходе которого необходимо поинтересоваться мнением одного или нескольких слушателей. Подобный прием способен усилить взаимодействие, а так же на подсознательном уровне укрепить связь между оратором и аудиторией.
Внешний вид
Что касается подбора одежды, необходимо руководствоваться правилами уважения к слушателям. Не стоит позволять себе неаккуратный вид, а также одежду, не подходящую к случаю. Неуместность выбора одежды может трактоваться как неуважение, а также как дурной вкус, что никоим образом не поспособствуют созданию хорошего впечатления.
Если речь идет о самопрезентации в сфере бизнеса, необходимо подобрать гардероб, используя классические элементы делового стиля. Макияж и прическа не должны быть броскими – они должны лишь слегка подчеркивать ваши достоинства. «Боевой» макияж или слишком вычурная рубашка вряд ли будут уместны и воспримутся как проявление легкомысленного отношения.
В ходе составления презентации следует уделять внимание всем возможным мелочам. Необходимо понимать, что вас видят впервые, и для того, чтобы составить первое впечатление, у вас есть только один шанс. И верный ключ к успеху – грамотная подготовка.
Следуйте вышеописанному алгоритму: анализ потенциальной аудитории — захват внимания путем формирования верного первого впечатления — рассказ о сильных сторонах вашей личности и о значимых достижениях — верная подача информации — постоянный контакт со слушателями — завершение самопрезентации словами благодарности. Эта формула поможет эффективно рассказать о себе, удержать внимание, заинтересовать аудиторию и добиться достижения поставленных целей.
Личность и персона: личностные процессы в самопрезентации
. 2011 декабрь; 79 (6): 1191-218.
doi: 10.1111/j.1467-6494.2010.00704.x. Epub 2011 19 октября.
Марк Р Лири 1 , Эшли Баттс Аллен
принадлежность
- 1 Факультет психологии и неврологии Университета Дьюка, Дарем, Северная Каролина 27708, США. [email protected]
- PMID: 21204836
- DOI: 10.1111/j.1467-6494.2010.00704.x
Марк Р. Лири и др. J Перс. 2011 Декабрь
дои: 10.1111/j.1467-6494.2010.00704.х. Epub 2011 19 октября.
Авторы
Марк Р Лири 1 , Эшли Баттс Аллен
принадлежность
- 1 Факультет психологии и неврологии Университета Дьюка, Дарем, Северная Каролина 27708, США. [email protected]
- PMID: 21204836
- DOI: 10.1111/j.1467-6494.2010.00704.x
Абстрактный
В этой статье исследуется роль, которую личностные переменные и процессы играют в усилиях людей по управлению своим публичным имиджем.
Хотя большинство исследований самопрезентации было сосредоточено на ситуативных влияниях, люди сильно различаются по степени, в которой они заботятся о впечатлениях других о них, типах впечатлений, которые они пытаются передать, и их оценках их эффективности самопрезентации. Конструкты личности, такие как публичное самосознание, мотивация одобрения, боязнь негативной оценки, связаны с мотивом управления своими впечатлениями, и люди, отличающиеся самораскрытием и стремлением к приватности, по-разному раскрывают информацию о себе другим. Другие переменные, связанные с представлениями людей о себе, межличностными целями и чертами, влияют на построение конкретных образов. Наконец, степень уверенности людей в том, что они способны производить желаемое впечатление, влияет на их стратегии управления впечатлением и на то, как они реагируют на оценки других людей.© 2010 Авторы. Журнал личности © 2011, Wiley Periodicals, Inc.
Похожие статьи
Самопрезентационная личность: одновременное управление несколькими впечатлениями.
Лири М.Р., Аллен А.Б. Лири М.Р. и др. J Pers Soc Psychol. 2011 ноябрь; 101(5):1033-49. DOI: 10.1037/a0023884. J Pers Soc Psychol. 2011. PMID: 21688923
«Я», за которое я себя выдаю: культурная самоинтерпретация вызывает стремление к самопрезентации.
Лалвани А.К., Шавит С. Лалвани А.К. и др. J Pers Soc Psychol. 2009 г., июль; 97 (1): 88–102. doi: 10.1037/a0014100. J Pers Soc Psychol. 2009. PMID: 19586242
Мотивы идентичности, лежащие в основе желаемого и опасающегося возможного будущего «я».
Виньолес В.Л., Манци С., Регалия С., Джеммоло С., Скабини Э. Виньолес В.Л. и соавт. J Перс. 2008 г., октябрь; 76 (5): 1165-200. doi: 10.1111/j.1467-6494.2008.00518.x. Epub 2008 28 июля. J Перс. 2008. PMID: 18665893
Сохранение вовлеченности в деятельность: индивидуальные различия в процессе саморегуляции мотивации.
Сансон С, Томан Д.Б. Сансон С и др. J Перс. 2006 декабрь; 74 (6): 1697-720. doi: 10.1111/j.1467-6494.2006.00425.x. J Перс. 2006. PMID: 17083663 Обзор.
Личность: универсальная и культурно специфичная.
Heine SJ, Buchtel EE. Хайне С.Дж. и соавт. Анну Рев Психол. 2009;60:369-94. doi: 10.1146/annurev.psych.60.110707.163655. Анну Рев Психол. 2009. PMID: 19035827 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Страх перед оценкой и самораскрытие в Интернете на WeChat: сдерживание эффектов защитной ориентации лица.
Цзэн Р., Чжу Д. Цзэн Р. и др. Фронт Псих. 2021 25 авг;12:530722. doi: 10.3389/fpsyg.2021.530722. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 34512427 Бесплатная статья ЧВК.
Как экологическое поведение сотрудников влияет на их благополучие? Эмпирический анализ.
Чжан Б., Ян Л., Ченг С., Чен Ф. Чжан Б. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021 9 февраля; 18 (4): 1669. дои: 10.3390/ijerph28041669. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021. PMID: 33572419 Бесплатная статья ЧВК.
Измерение качества реакции людей в психологических тестах, проводимых самостоятельно: введение в функциональный метод Жандра.
Дюпюи М. , Мейер Э., Капель Р., Жандр Ф. Дюпюи М. и др. Фронт Псих. 2015 15 мая; 6:629. doi: 10.3389/fpsyg.2015.00629. Электронная коллекция 2015. Фронт Псих. 2015. PMID: 26136693 Бесплатная статья ЧВК.
Личностные процессы: механизмы, с помощью которых черты личности «выходят за пределы кожи».
Хэмпсон SE. Хэмпсон СЭ. Анну Рев Психол. 2012;63:315-39. doi: 10.1146/annurev-psych-120710-100419. Epub 2011 5 июля. Анну Рев Психол. 2012. PMID: 21740225 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
термины MeSH
Самопрезентация — IResearchNet
Самопрезентация Определение
Самопрезентация относится к тому, как люди пытаются представить себя, чтобы контролировать или формировать то, как их видят другие (называемые аудиторией). Это включает в себя выражение себя и поведение таким образом, чтобы создать желаемое впечатление. Самопрезентация является частью более широкого набора действий, называемых управлением впечатлением. Управление впечатлениями относится к контролируемому представлению информации обо всех видах вещей, включая информацию о других людях или событиях. Самопрезентация относится конкретно к информации о себе.
История самопрезентации и современное использование
Ранние работы по управлению впечатлением были сосредоточены на его манипулятивном, неаутентичном использовании, которое может быть типичным продавцом подержанных автомобилей, который лжет, чтобы продать автомобиль, или кем-то на собеседовании, который приукрашивает достижения, чтобы получить работу . Однако теперь исследователи рассматривают самопрезентацию в более широком смысле как неотъемлемый аспект жизни. Хотя некоторые аспекты самопрезентации являются преднамеренными и требующими усилий (а иногда и обманчивыми), другие аспекты являются автоматическими и осуществляются практически без сознательного размышления. Например, женщина может общаться со многими людьми в течение дня и производить на каждого из них разное впечатление. Когда она начинает свой день в своей квартире, она болтает с соседями по комнате и убирает после завтрака, тем самым представляя образ хорошего друга и ответственной соседки по комнате. Во время занятий она отвечает на вопросы своего преподавателя и тщательно делает заметки, создавая образ хорошей ученицы. Позже в тот же день она звонит своим родителям и рассказывает им о своих занятиях и других занятиях (хотя, вероятно, упуская информацию о некоторых занятиях), представляя образ любящей и ответственной дочери. Этой ночью она может пойти на вечеринку или потанцевать с друзьями, представляя образ веселой и беззаботной. Хотя некоторые аспекты этих самопрезентаций могут быть преднамеренными и сознательными, другие нет. Например, общение с ее соседями по комнате и уборка после завтрака могут быть привычным поведением, которое совершается без особых размышлений. Точно так же она может автоматически придержать дверь для знакомого или купить чашку кофе для друга. Такое поведение, хотя, возможно, и не совершается сознательно или с целью самопрезентации, тем не менее передает образ себя другим.
Хотя люди способны представлять ложные образы, самопрезентация часто бывает подлинной; они отражают попытку человека заставить других воспринимать его или ее точно или, по крайней мере, в соответствии с тем, как человек воспринимает себя. Самопрезентации могут варьироваться в зависимости от аудитории; люди представляют разные аспекты себя разной аудитории или в разных условиях. Мужчина, вероятно, представляет себя своим близким друзьям иначе, чем своей пожилой бабушке, а женщина может представлять своему супругу иной образ, чем своему работодателю. Это не означает, что эти разные образы ложны. Скорее, они представляют разные аспекты личности. Я очень похоже на драгоценный камень с множеством граней. Драгоценный камень, вероятно, выглядит по-разному в зависимости от угла, под которым на него смотрят. Тем не менее, все различные проявления являются подлинными. Даже если люди представляют представление о себе, которое, как им известно, является ложным, они могут начать усваивать представление о себе и, таким образом, в конце концов прийти к вере в представление о себе.0003
. Например, человек может сначала создать образ хорошего студента, не веря, что он подлинный, но после посещения всех его занятий в течение нескольких недель, посещения профессора в рабочее время и задавания вопросов во время занятий, он может прийти посмотреть себя как действительно хорошего ученика. Этот процесс интернализации, скорее всего, произойдет, когда люди публично заявляют о приверженности своему образу самого себя, когда поведение, по крайней мере, в некоторой степени соответствует их образу самого себя, и когда они получают положительную обратную связь или другое вознаграждение за представление собственного образа.
Самопрезентация часто направлена на внешнюю аудиторию, такую как друзья, любовники, работодатели, учителя, дети и даже незнакомцы. Самопрезентация, скорее всего, будет сознательной, когда выступающий зависит от аудитории в отношении некоторого вознаграждения, ожидает взаимодействия с аудиторией в будущем, хочет чего-то от аудитории или ценит одобрение аудитории. Тем не менее самопрезентация выходит за рамки аудитории, которая физически присутствует перед воображаемой аудиторией, и эта воображаемая аудитория может оказывать определенное влияние на поведение. Молодой человек на вечеринке может внезапно подумать о своих родителях и изменить свое поведение с буйного на сдержанное. Люди иногда даже делают самопрезентации только для себя. Например, люди хотят претендовать на определенную идентичность, например веселые, умные, добрые, нравственные, и они могут вести себя в соответствии с этой идентичностью даже наедине.
Цели самопрезентации
Самопрезентация по своей сути целенаправленна; люди представляют определенные образы, потому что они каким-то образом извлекают из них пользу. Наиболее очевидные выгоды межличностные, возникающие в результате того, что другие делают то, что вы хотите. Кандидат на работу может создавать образ трудолюбивого и надежного человека, чтобы получить работу; продавец может создать образ надежного и честного человека, чтобы добиться продажи. Люди также могут извлечь выгоду из своей самопрезентации, завоевав уважение, власть, расположение или другие желаемые социальные награды. Наконец, люди производят определенное впечатление на других, чтобы сохранить ощущение того, кто они есть, или свою самооценку. Например, мужчина, который хочет считать себя заядлым читателем, может вступить в книжный клуб или стать волонтером в библиотеке, а женщина, которая хочет считать себя щедрой, может щедро пожертвовать на благотворительность. Даже когда очевидных преимуществ от той или иной самопрезентации немного или они отсутствуют вовсе, люди могут просто представить образ, соответствующий тому, как им нравится думать о себе, или, по крайней мере, тому, как они привыкли думать о себе.
Большая часть самопрезентации направлена на достижение одного из двух желаемых образов. Во-первых, люди хотят казаться привлекательными. Людям нравятся привлекательные, интересные и веселые люди. Таким образом, значительная часть самопрезентации вращается вокруг развития, поддержания и улучшения внешнего вида, а также передачи и подчеркивания характеристик, которые другие желают, которыми восхищаются и которыми наслаждаются. Во-вторых, люди хотят выглядеть компетентными. Людям нравятся опытные и способные люди, и, таким образом, еще одна значительная часть самопрезентации вращается вокруг создания образа компетентности. Тем не менее, самопрезентация заключается не столько в представлении желаемых образов, сколько в представлении желаемых образов, и некоторые желаемые образы не обязательно желательны. Например, хулиганы на школьном дворе могут выглядеть опасными или устрашающими, чтобы получить или сохранить власть над другими. Некоторые люди представляют себя слабыми или немощными (или преувеличивают свои слабости), чтобы получить помощь от других. Например, участник группового проекта может проявлять некомпетентность в надежде, что другие участники сделают больше работы, или ребенок может преувеличивать болезнь, чтобы не ходить в школу.
Проспекты самопрезентации
Люди представляют себя разными способами. Возможно, наиболее очевидно, что люди представляют себя в том, что они говорят. Эти вербализации могут быть прямыми заявлениями о конкретном образе, например, когда человек утверждает, что он альтруистичен. Они также могут быть косвенными, например, когда человек раскрывает личное поведение или стандарты (например, «Я работаю волонтером в больнице»). Другие вербальные представления возникают, когда люди выражают отношение или убеждения. Раскрытие информации о том, что кому-то нравится путешествовать по Европе с рюкзаком, создает образ путешественника по всему миру. Во-вторых, люди невербально представляют себя в своей внешности, языке тела и другом поведении. Улыбка, зрительный контакт и кивки согласия могут передать огромное количество информации. В-третьих, люди представляют себя через реквизит, которым они себя окружают, и через свои ассоциации. Вождение дорогого автомобиля или полет первым классом создает образ обладателя богатства, тогда как множество дипломов и сертификатов на стенах офиса создает образ образования и опыта. Точно так же люди судят о других, основываясь на их ассоциациях. Например, пребывание в компании политиков или кинозвезд создает имидж значимости, и неудивительно, что многие люди выставляют свои фотографии с известными людьми. В том же духе старшеклассники, обеспокоенные своим статусом, часто внимательно относятся к тому, с какими одноклассниками их можно увидеть, а с кем нет на публике. Если другие увидят вас в компании кого-то из членов сомнительной группы, это может вызвать вопросы о вашем собственном социальном положении.
Подводные камни самопрезентации
Самопрезентация наиболее успешна, когда представленный образ соответствует тому, что аудитория думает или знает, что это правда. Чем больше представленный образ отличается от образа, в который верит или ожидает аудитория, тем менее охотно аудитория будет принимать этот образ. Например, чем ниже оценка студента на первом экзамене, тем труднее ему или ей будет убедить профессора, что он или она получит пятерку на следующем экзамене. Самопрезентация ограничена знаниями аудитории. Чем больше аудитория знает о человеке, тем меньше у него свободы в утверждении определенной идентичности. Аудитория, которая очень мало знает о человеке, будет более восприимчива к любой личности, которую он передает, тогда как аудитория, которая много знает о человеке, будет менее восприимчива.
Люди, занимающиеся самопрезентацией, иногда сталкиваются с трудностями, которые подрывают их способность передать желаемый образ. Во-первых, люди иногда сталкиваются с проблемой множественной аудитории, когда они должны одновременно представлять два противоречивых образа. Например, студентка во время прогулки с подругами, знающими только ее бунтарскую, порывистую сторону, может столкнуться со своим профессором, который знает только ее серьезную, совестливую сторону. Студент сталкивается с дилеммой передачи противоречивых образов мятежного друга и серьезного ученика. Когда присутствуют обе аудитории, студентка должна стараться вести себя так, как ее видят друзья, но также и так, как ее видит ее преподаватель. Во-вторых, люди иногда сталкиваются с трудностями при самопрезентации. Аудитория может не поверить образу, который представляет человек. Проблемы чаще всего возникают, когда люди управляют впечатлениями с помощью самоописаний, а самоописания не согласуются с другими свидетельствами. Например, человек, утверждающий, что он хороший водитель, сталкивается с дилеммой самопрезентации, если он получает штраф или попадает в автомобильную аварию. В-третьих, самопрезентация может потерпеть неудачу, когда людям не хватает когнитивных ресурсов для эффективной презентации, например, из-за усталости, беспокойства или рассеянности. Например, женщина может бесконтрольно зевать или рефлекторно смотреть на часы во время разговора со скучным одноклассником, непреднамеренно создавая образ незаинтересованности.
Некоторые из самых важных изображений для людей также труднее всего передать. Как отмечалось ранее, среди самых важных образов, которые люди хотят передать, — привлекательность и компетентность. Возможно, из-за того, что эти изображения так важны и часто вознаграждаются, зрители могут скептически относиться к прямым утверждениям о привлекательности и компетентности ведущих, думая, что человек ищет личной выгоды. Таким образом, люди должны прибегать к непрямым путям для создания этих образов, а косвенные пути могут быть неверно истолкованы. Например, ученик, который сидит в первом ряду в классе и задает много вопросов, может пытаться создать образ компетентного ученика, но однокурсники могут негативно воспринимать его как любимца учителя.
Наконец, у самопрезентации есть и темная сторона. В некоторых случаях приоритет, который люди придают своей внешности или изображениям, может угрожать их здоровью. Люди, которые чрезмерно загорают, уделяют больше внимания своей внешности (например, загару), чем своему здоровью (например, принимают меры предосторожности, чтобы избежать рака кожи). Точно так же, хотя презервативы помогают защитить от заболеваний, передающихся половым путем, и от нежелательной беременности, озабоченность по поводу самопрезентации может отговорить партнеров или потенциальных партнеров от обсуждения, ношения или использования презервативов. Женщины могут бояться, что ношение презервативов делает их беспорядочными или легкими, в то время как мужчины могут опасаться, что ношение презервативов делает их самонадеянными, как будто они ожидают секса. Проблемы самопрезентации также могут влиять на взаимодействие с поставщиками медицинских услуг и могут приводить к тому, что люди откладывают или избегают смущающих медицинских тестов и процедур или лечения состояний, которые смущают. Например, люди могут неохотно обращаться за тестами или лечением заболеваний, передающихся половым путем, потери контроля над мочевым пузырем, психических расстройств, умственного упадка или других состояний, связанных со слабостью или некомпетентностью. Наконец, опасения по поводу социальной приемлемости могут побудить молодых людей к рискованному поведению, такому как чрезмерное употребление алкоголя, беспорядочные половые связи или преступность среди несовершеннолетних.
Ссылки:
- Джонс, Э. Э., Питтман, Т. С. (1982). К общей теории стратегической самопрезентации.