Самосознание человека это: Самосознание — Психологос

Самосознание личности — что это

Человек способен регулировать и контролировать собственное поведение и действия благодаря познанию себя, своих нравственных, психических и физических сил. В этом и обнаруживается огромная роль сознания. Ведь оно оказывает большое влияние на деятельность и жизнь каждого индивида.

Под сознанием мы понимаем высшую форму развития и проявления психики человека. Оно определяет его управление и контроль, мысленную направленность действий, а также способность, предполагающую собой составление личностного отчета о том, что происходит в самом индивиде, а также в окружающем мире.

Сознание состоит из ряда важнейших компонентов. Среди них — совокупность полученных о мире знаний, постановка жизненных задач и целей, отношение человека ко всему окружающему и к другим людям, а также самосознание. Тот, чье состояние можно описать как бодрствование, прекрасно осознает все то, что происходит с ним. Это и есть самосознание, которое является исторически более поздним и при этом более хрупким продуктом развития человеческой психики.

Определение понятия

Что же такое самосознание? В английском языке это слово звучит как «self-consciousness». Означает оно осознание человеком самого себя как индивидуальности. Кроме того, под этим термином в психологии понимается направленность сознания на свое тело, поведение и чувства. Самосознание означает и непрекращающиеся в течение всей жизни этапы контроля и изучения, а также оценки человеком своей деятельности. Процесс этот бесконечен. И объяснить его можно тем, что человек на протяжении своей жизни постоянно меняется.

Самосознание приводит к осознанию своего «Я», причем во всем многообразии особенностей индивида. Происходит выделение себя из всего окружающего мира. При этом индивид дает оценку всем своим характеристикам, сопоставляя их с качествами других людей.

Самосознание оказывает большую помощь человеку. Оно позволяет ему сохранить как себя, так и свое «Я», отрегулировав при этом ту сложную систему, которой обладает внутренний психический мир.

Некоторые ученые считают, что термин «самосознание» по своему значению очень близок к такому понятию, как «личность». При этом Л. С. Выготский предположил, что развитие подобного осознания происходит по схеме, близкой к той, которую проходят высшие физические функции. А. Н. Леонтьев же разделил данный термин, выделив два компонента. Это знание о себе (подобное направление он считал представлением о границах собственного тела и его физических возможностях) и осознание себя (отнес это понятие к индивидуальному опыту, обобщенному с помощью речи).

Немного истории

Древнегреческий философ Плотин, живший в 3 в. н. э., первым усмотрел во всем телесном духовное, божественное начало. Именно благодаря ему психология стала наукой о сознании, которое понималась как самосознание.

Согласно учению Плотина, душа индивида происходит из некой мировой души. К ней она и устремлена. Кроме этого философ считал то, что у человека существует и другой вектор активности, Он направлен к миру чувств. У каждой души, как полагал Плотин, существует еще одно направление. Оно выражается в обращенности на себя, на собственное содержание и свои незримые действия. Эта обращенность следит за работой души, являясь при этом ее своеобразным зеркалом.

Спустя множество столетий способность человека не только мыслить, помнить, чувствовать и ощущать, но и обладать определенными внутренними представлениями о подобных функциях назвали рефлексией. Под этим термином стали иметь в виду некий механизм, который непременно присутствует в деятельности субъекта, объединяя при этом его ориентацию в мире внутреннем, то есть в себе, с ориентацией в мире внешнем.

Но какими бы ни были объяснения подобного явления, все они сводились к поискам определенной зависимости душевных порывов от физических причин, общения с окружающими людьми и от процессов, происходящих в организме. Однако факторы, влияющие на возникновение рефлексии, которая была в свое время открыта Плотином, так и не были обнаружены. Теория древнегреческого философа длительное время оставалась самодостаточной, став при этом исходным понятием в психологии сознания.

Эта тема интересовала ученых и в последующие периоды существования человечества. Развивается подобное направление и в наши дни. Причем именно в последнее время наблюдается наибольшая активность в его изучении. Например, интересные исследования по самосознанию личности были проведены в 1979 г. Льюисом и Брукс-Ганом. Ученые прикрепляли к носу младенцев красную точку, а после подносили их к зеркалу. Детки, которые узнавали свое отражение, тянули ручонки к собственному носу. В этом случае ученые считали, что у этих малышей самосознание уже получило свое определенное развитие. В подобных экспериментах дети младше года, как правило, тянулись к отражению в зеркале. До своего носа дотрагивалось 25% детей от 15 до 18 месяцев, а также 70% 21-24-месячных малышей.

Исследователи полагают, что главная роль в развитии самосознания отведена определенной области мозга, которая находится в лобной доле. Проведенный Льюисом и Брукс-Ганом эксперимент указал на то, что понимание внутреннего «Я» у человека впервые начинает проявляться, когда он достигает возраста 18 месяцев. Этот период совпадает с началом быстрого роста клеток, происходящего в передней части головного мозга.

Этапы развития

Самосознание личности формируется одновременно с психическим развитием ребенка, когда происходит становление его индивидуальной и интеллектуальной сфер. Подобный процесс охватывает время практически от самого рождения человека до подросткового периода и продолжается далее.

Становление самосознания личности на первом этапе связано с формированием у маленького человечка схемы тела. Она является неким субъективным образом, указывающим ребенку на взаимное расположение частей туловища и их движения в пространстве. Формирование подобного представления происходит на основе информации, которую детки получают при приобретении ими жизненного опыта. В дальнейшем схема тела постепенно начинает простираться и за пределы его физических форм. Со временем она включает в себя, например, предметы, находящиеся в непосредственном соприкосновении с кожей (одежду). Все те ощущения, которые возникают у ребенка, создают у него различные эмоции, связанные с самочувствием тела. Это может быть впечатление комфорта или дискомфорта. Таким образом, схема тела и становится первым компонентом в структуре самосознания личности.

Второй этап формирования понятия о собственном «Я» стартует одновременно с началом ходьбы. При этом для ребенка важна не столько техника новых для него движений, сколько появившаяся у него возможность общения с разными людьми. Малыш становится независимым от того, кто его поведет, и кто к нему подойдет. Все это приводит к появлению уверенности в себе, а также к пониманию того, где для него заканчиваются границы свободы. Самосознание личности на данном этапе выражается в некоторой самостоятельности малыша по отношению к окружающим его людям. Осознание такого субъективного факта дает ребенку первое представление о своем «Я», которое не существует вне отношений «Ты».

Следующим этапом в формировании самосознание личности является развитие у малыша полоролевой идентичности. Это выражается в том, что ребенок начинает относить к себя к определенному полу и осознает содержание половой роли. Ведущим механизмом подобного процесса является идентификация. Детки уподобляют себя другому лицу в форме присущих ему действий и переживаний.

Важнейшим этапом в развитии самосознания и формирования личности является овладение малыша речью. Ее возникновение существенно меняет характер тех отношений, которые складываются между маленьким человечком и взрослыми. Ребенок, овладевший речью, способен направить действия находящихся рядом людей по своему желанию. Другими словами, его положение как объекта воздействия окружающих меняется на состояние субъекта, воздействующего на них.

В возрасте от 3 до 7 лет развитие самосознания происходит равномерно и плавно. В начале этого периода дети перестают говорить о себе в третьем лице. Это объясняется желанием испытать некую независимость, а также противопоставить себя другим. Подобные стремления личности к самостоятельности приводят к периодическому возникновению конфликтов с окружающими.

Рост самосознания и развитие личности продолжаются и в период от 7 до 12 лет. Это время, когда ребенок накапливает резервы. Процесс повышения самосознания при этом происходит без ощутимых скачков и кризисов. В этом возрасте существенные изменения в понимании мира отмечаются лишь в связи с возникновением новых социальных условий, когда маленький человек становится школьником.

Собственная личность начинает вновь интересовать ребенка с 12 до 14 лет. В этот период происходит развитие нового кризиса. Ребенок противопоставляет себя взрослым и стремится быть отличным от них. В этот период особенно ярко выражается социальное самосознание.

Особую значимость в формировании внутреннего «Я» человека имеет период его жизни с 14 до 18 лет. Здесь происходит подъем индивидуальности, которая перемещается на новый уровень. Человек при этом сам начинает влиять на дальнейшее развитие всех характеристик самосознания личности. Подобный этап свидетельствует о начале зрелости.

Мировоззрение и самоутверждение личности

В период с 11 до 20 лет из множества потребностей личности самосознание личности начинает занимать центральные позиции. В указанном возрасте человеку становится весьма важен собственный статус среди его ровесников, а также та оценка, которую его внутреннему «Я» дает общественная мысль.

В этот период самосознание личности в основном складывается из мировоззрения и самоутверждения субъекта. Эти же понятия становятся определяющими категориями в формировании внутреннего «Я».

Под мировоззрением в психологии понимается система тех целостных суждений, которыми человек обладает о себе самом, а также о жизненных позициях, окружающем мире и действиях людей. Его основу составляют знания и опыт, которые были накоплены индивидом до этого периода. Все это придает деятельности подрастающей личности осознанный характер.

Что касается самоутверждения, то психологи рассматривают его в качестве поведения человека, обусловленного повышением самооценки и желанием поддержания на определенном уровне общественного статуса. Какой метод при этом использует индивид, зависит от его воспитания, умений и возможностей. Так, человек может самоутвердиться с помощью своих достижений или же присвоив несуществующие успехи.

Существуют и другие значимые категории, способствующие формированию самосознания личности. Среди них выделяют:

  • осознание смысла жизни и необратимости времени;
  • постижение любви как выражения чувств социально-психологического характера;
  • рост самоуважения к себе.

Наравне с описанными выше категориями психологи выделяют социальный статус и социальную роль. Они также оказывают немаловажное влияние на формирование самосознания человека.

Под социальной ролью понимается такая характеристика поведения индивида, которая выражается в исполнении им принятых в обществе моделей поведения. Она включает в себя ролевые ожидания личности и само их исполнение. Подобная категория является немаловажным фактором формирования внутреннего «Я». Ведь высокий уровень социального самосознания личности позволяет человеку проще приспособиться к жизни.

Одним из главных условий, влияющих на формирование внутреннего «Я», является и то положение, которое индивид занимает в обществе. Это и есть его социальный статус. Порой это положение дается человеку уже при рождении, а иногда его достижение происходит благодаря направленным действиям.

Виды самосознания

В психологии выделяют различные типы внутреннего «Я» человека. Среди них:

  1. Общественное самосознание. Оно возникает тогда, когда люди начинают понимать, как на них смотрят окружающие. Особенности самосознания личности этого типа заключаются в том, что возникает оно в тех ситуациях, когда индивид попадает в центр внимания. Например, он может выступать перед аудиторией или беседовать с группой знакомых. Очень часто общественное самосознание заставляет человека соблюдать социальные нормы. Ведь понимание того, что тебя оценивают и за тобой наблюдают, приводит к тому, что каждый стремится быть вежливым и культурным.
  2. Частное самосознание. Подобный тип понимания собственного «Я» возникает, например, когда человек видит себя в зеркале. То есть оно появляется при понимании некоторых аспектов самого себя.
  3. Нравственное самосознание личности. Период становления этого типа понимания внутреннего «Я» человек проходит еще в раннем возрасте. Маленькие дети в качестве примера для подражания берут своих родителей и учителей. Подростки же стремятся более всего обращать внимание на свой личный опыт и прислушиваться к тому, что им подсказывает внутренний голос. Нравственное самосознание помогает человеку в его стремлении к совершенству. При этом развивается и укрепляется его сила воли и разнообразные способности. Уровень нравственного самосознания может многое сказать нам о человеке. Ведь те или иные ценности способствуют определению дальнейшего вида деятельности и развитие личности.

Структура самосознания

Понимание человеком собственного «Я» включает в себя 3 основных элемента. Все они обладают взаимовлияющим друг на друга действием. Структура самосознания личности позволяет каждому человеку отследить собственное психоэмоциональное состояние, чтобы оценить свои действия по отношению к другим людям и к самому себе. Итак, в психологии рассматривается:

  1. «Я – реальное». Данный элемент является представлением, который личность имеет о себе в настоящее время. Роль в самосознании личности «Я – реального» позволяет человеку оценить объективную картину своего положения. В этом случае человек рассматривает себя сразу с нескольких позиций. И только на основе всех принадлежащих ему социальных ролей (сын, отец, друг, служащий) происходит формирование единого образа. Человек мысленно спрашивает себя о том, какой он родитель и работник, а также является ли талантливым или бездарным руководителем. Ответы на эти вопросы либо удовлетворяют индивида, либо расстраивают его. При явном несоответствии подобных образов друг другу у человека возникают дополнительные страдания и переживания. Он начинает серьезно размышлять о своей жизни.
  2. «Я – идеальное». Это второй элемент самосознания личности. В психологии он рассматривается как свидетельство о внутренних стремлениях к самосовершенствованию и мотивах человека. В «Я – идеальное» входят все мечты, желания и цели индивида, которые касаются его жизни в будущем. Используя этот элемент самосознания, человек начинает понимать, к чему ему необходимо стремиться, чтобы получить нужный результат. Каково видение личности себя в будущем указывает на многие ее черты. От характеристик «Я – идеального» напрямую зависит уровень притязаний человека, его уверенности в себе, а также наличие амбиций. Чаще всего люди недооценивают уже имеющие место достижения. В связи с этим видение себя в будущем личностью, как правило, идеализируется. Мечтать можно о чем угодно. Причем всем известно, что делать это намного приятнее, чем активно действовать для изменения существующей внутренней реальности. Самосознание личности является тем вектором, который направляет к переменам каждого человека.
  3. «Я – прошлое». В процессах самосознания личности этот структурный элемент является самым драматичным. Ведь он оказывает очень сильное воздействие на то, каким образом человек будет строить свою жизнь. Управление самосознанием возможно. Однако исправить все то, что уже случилось, не может никто. Личность с негативным прошлым опасается активно действовать в настоящий момент. Все, что предпринимается ею, будет делаться с большой осторожностью. Таким образом, прошлое является бесценным опытом, который помогает каждому человеку разобраться в его собственных поступках, а также правильно сориентироваться в будущей жизни.

Все описанные выше элементы в понятии самосознания личности формируют единую структуру, которая представляет собой целостную систему. Человек, научившись ценить свое настоящее, непременно намного проще реализует свои возможности в будущем.

Функции самосознания

Благодаря видению собственного «Я» человек способен саморегулировать свое поведение в обществе. В этом и заключена важнейшая функция самосознания. Именно совокупность представлений о себе приводит к тому, что индивид вырабатывает верное поведение исходя из имеющихся условий. При этом функции самосознания позволяют человеку сохранять личное пространство, чувствуя при этом ответственность за принятые им социальные ценности.

Развитие самосознания и формирование личности позволяют индивиду:

  1. Мотивировать себя к выполнению какой-либо конкретной деятельности. Другими словами, у человека возникает профессиональное самосознание личности, которое основывается на личной оценке собственных возможностей, а также на понимании обязанностей и прав.
  2. Формировать индивидуальное отношение к происходящим событиям и окружающим людям.
  3. Постоянно совершенствоваться и развиваться. При падении самосознания и самооценки личности происходит деградация человека.

Среди множества функций, которые выполняет внутреннее видение людьми собственного «Я», выделяют три основных. Рассмотрим их подробнее.

Формирование индивидуальности

Каждый человек уникален по-своему. Он предстает одновременно с нескольких позиций, являясь индивидом, личностью и субъектом деятельности. Однако это вовсе не означает того, что каждый сможет на протяжении своей жизни добиться гармоничного взаимодействия всех свойств, качеств, а также способов деятельности. Другими словами, не все люди способны стать индивидуальностью.

Действительно, самосознание и развитие личности происходит у всех по-разному. При этом далеко не каждый человек способен до конца использовать свои потенциальные возможности, придя к наивысшим результатам в той или иной деятельности. Страдает от этого и профессиональное самосознание личности. Работа человека при этом становится малопродуктивной и нетворческой.

Для развития индивидуальности понадобится приложить колоссальные внутренние усилия. И здесь никак не обойтись без самосознания. Формирование личности происходит под влиянием происходящих вокруг нее событий и возникающих переживаний. Но стоит отметить, что эти испытания идут на пользу личности. Без сложных ситуаций и переживаний ее развитие тут же бы прекратилось.

Жизнь любого человека протекает таким образом, что он вольно или невольно узнает новое, а также прикладывает некоторые усилия для того, чтобы реализовать свои мечты и планы. И самосознанию в этом отводится главная роль.

Как правило, индивидуальность дешево не обходится никому. Люди вынуждены отстаивать ее перед близкими людьми и коллегами, которые порой просто не понимают возникших желаний. Выстраивание же собственного, ни на кого не похожего образа, позволяет сформироваться «Я – концепции» самосознания личности. Она-то и определяет, каким в будущем станет человек, а также благодаря чему он достигнет поставленных целей. И на все это оказывает огромное влияние уровень самосознания.

Формирование самозащиты

Уже с самого раннего возраста человек учится выстраивать свое поведение таким образом, чтобы минимизировать то негативное влияние, которое может быть оказано на него окружающими людьми. Известно, что социум отрицательно относится к тем, кто выделяется из толпы. Такая личность имеет свой взгляд на те или иные вещи, отличающийся от общепринятого. Порой она демонстрирует неординарные качества и способности. А это очень не нравится тем, кто не отличается особым уровнем интеллекта.

Без формирования самозащиты функции самосознания невозможно было бы считать полными. Ведь одним из обязательных условий личностного созревания является внутреннее чувство покоя. Как добиться подобного результата? Психологи рекомендуют мысленно воображать себя в виде плотного воздушного шарика, зацепиться за который не может никто и ничто. Подобный подход позволит человеку почувствовать себя счастливым. Ведь мысленно он будет считать, что приобрел внутреннюю защищенность.

Саморегуляция поведения

Формирование самосознания личности позволяет ей управлять внутренними механизмами и переживаниями. При этом человеку становится доступным улучшение собственного настроения, а также изменение образа мыслей или переориентирование концентрации внимания на тот или иной объект.

Учится управлять своим поведением и ребенок, который попадает в общество. Постепенно он осознает, что в его поступках хорошо, а что плохо, как ему можно себя вести, а как нет.

У человека, живущего в обществе, возникает необходимость в соблюдении норм этикета. Личности приходится подстраиваться под них, прислушиваясь при этом к своему самосознанию.

Нередко выполнение той или иной необходимой деятельности носит для человека обязательный характер. И в этом случае подключается саморегуляция поведения. Ведь исполнение всех действий возможно только при получении внутреннего разрешения своего «Я».

Самооценка личности

Уровень самосознания играет огромную роль не только в формировании, но и в дальнейшем жизненном пути человека. От того, каковы цели и планы личности, во многом будет зависеть степень известности индивида, его уверенность в себе, а также активность в стремлении к новым достижениям.

Немаловажным является при формировании самосознания и самооценка личности. Психологии отмечают, что эти два понятия тесно связаны между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние.

Отчего же одни люди имеют заниженную самооценку, а у других она достигает немалого уровня? Объяснения этому кроются в том опыте, который получил человек в детском и подростковом возрасте. Зависит самооценка и от того социума, который окружал индивида. Если родители постоянно заставляют маленького ребенка чувствовать себя виноватым, то, повзрослев, он постоянно будет демонстрировать зажатость. В его душе будет присутствовать страх неправильных действий, которые могут разочаровать близких ему людей.

Но и в том случае, когда родители удовлетворяют любые прихоти своего чада, в жизнь выйдет личность, не способная принимать даже малейшие отказы. У такого человека еще долгое время останется инфантильность и зависимость от других.

Самосознание человека напрямую влияет на самооценку личности. Чем он увереннее в себе, тем меньше общество сможет вторгаться в его жизнь и руководить ею.

Психологи отмечают тот факт, что тот, кто способен взять на себя ответственность за достижение индивидуальных целей, обязательно будет обладать адекватной самооценкой. Ведь прекрасно осознавая свои слабые и сильные стороны, человек не станет заниматься самобичеванием по любому пустяку, пуская дела на самотек.

Повышенное самосознание

Порой человеку кажется, что окружающие наблюдают за его действиями, обговаривают их и ждут, что индивидом будет предпринято в дальнейшем. Это и есть состояние повышенного самосознания. Нередко оно ставит человека в неловкое положение и даже заставляет сильно нервничать. Конечно, в центре внимания люди оказываются нечасто. Однако подобное чувство порой становится хроническим.

Застенчивый человек обладает более выраженным уровнем частного самосознания. Это может стать, как плохим, так и хорошим знаком.

Люди с глубоким ощущением собственного «Я» более осведомлены о своих убеждениях и чувствах. Это приводит к тому, что они неуклонно придерживаются личных ценностей. И это положительная сторона повышенного самосознания. Но при этом чувствительных людей чаще одолевают различные недуги. Столь негативные последствия для здоровья возникают из-за постоянного стресса и растущей тревоги. Порой у таких людей возникают ярко выраженные депрессивные состояния.

Публичный, но при этом застенчивый человек обладает более развитым общественным самосознанием. Он полагает, что другие люди часто думают о нем, и переживает, что они могут осуждать его внешность или какие-либо действия. В результате чувствительные индивиды стараются придерживаться групповых норм и стремятся избежать ситуации, в которой они будут плохо выглядеть или неловко себя чувствовать.

Самосознание личности в психологии является темой, приковывающей к себе особое внимание. Понимание человеком своего внутреннего «Я» связано с его развитием и становлением. При этом изучением самосознания занимаются не только психологи. Интересует эта тема и некоторые отрасли социологии и педагогики. К самосознанию обращаются и многие современные исследователи. Это позволяет им сделать грандиозные открытия в различных областях науки.

Самосознание личности Введение Актуальность исследования

32

Самосознание — осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева , Л.И.Божович , А. Н.Леонтьева , С.Л.Рубинштейна , И.И.Чесноковой , А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А.Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания. Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным самосознанием. Работы И.С.Кона , в которых были удачно синтезированы философские, обще- и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата — эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У.

Джеймса , К.Роджерса , Р.Бернса и многих других выдающихся ученых.

Самосознание — это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения , вызванные собственным телом, сознание “я” — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

А.Г.Спиркин дает следующее определение : “ самосознание — это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание — конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней “.

Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “.

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей.

Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я”.

Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Однако А.Н.Леонтьев , характеризовавший проблему самосознания как проблему “высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности “, расценивал в целом как “нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа”.

В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания.

Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или “Я-концепции”. Что же означает термин “Я-концепция” , какой реальный психологический смысл в него вкладывается?

Цель работы – проанализировать современные подходы в психологии к проблеме самосознания личности и рассмотреть категорию «Я».

Задачи исследования:

  • Рассмотреть самосознание и уровень притязаний личности, а также структуру и формы самосознания ,предметность и рефлексивность самосознания;

  • Проанализировать основные положения Я – концепции;

  • Сделать выводы в заключении.

Сознание человека: откуда оно и для чего оно

Обзор

. 2018 23 апр;9:567.

doi: 10.3389/fpsyg.2018. 00567. Электронная коллекция 2018.

Кочубей Борис 1

принадлежность

  • 1 Институт медицинской психологии и поведенческой нейробиологии Тюбингенского университета, Тюбинген, Германия.
  • PMID: 29740366
  • PMCID: PMC5924785
  • DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00567

Бесплатная статья ЧВК

Обзор

Борис Кочубей. Фронт Псих. .

Бесплатная статья ЧВК

. 2018 23 апр;9:567.

doi: 10.3389/fpsyg.2018.00567. Электронная коллекция 2018.

Автор

Кочубей Борис 1

принадлежность

  • 1 Институт медицинской психологии и поведенческой нейробиологии Тюбингенского университета, Тюбинген, Германия.
  • PMID: 29740366
  • PMCID: PMC5924785
  • DOI: 10. 3389/fpsyg.2018.00567

Абстрактный

Сознание — это не процесс в мозгу, а вид поведения, который, конечно же, контролируется мозгом, как и любое другое поведение. Человеческое сознание возникает на стыке трех компонентов поведения животных: общения, игры и использования орудий. Эти три компонента взаимодействуют на основе упреждающей регуляции поведения, общей для всех сложных форм жизни животных. Все три не отличают исключительно наших близких родственников, т. е. приматов, но широко представлены среди различных видов млекопитающих, птиц и даже головоногих; однако их особая комбинация у людей уникальна. Взаимодействие между коммуникацией и игрой порождает символические игры, прежде всего языковые; взаимодействие между символами и инструментами приводит к человеческой практике. В совокупности это порождает механизм, позволяющий существу вместо явного осуществления контролирующих действий отыгрывать соответствующие варианты поведения во «второй реальности» объективно (орудийно) обоснованных символических систем.

Теория обладает следующими свойствами: (1) Она антиредукционистская и антиэлинативистская, и тем не менее человеческое сознание рассматривается как чисто природный (биологический) феномен. (2) Он избегает эпифеноменализма и указывает, в каких условиях человеческое сознание имеет эволюционные преимущества, а в каких оно может быть даже невыгодным. (3) Это позволяет легко объяснить наиболее типичные черты сознания, такие как объективность, серийность и ограниченность ресурсов, связь между сознанием и эксплицитной памятью, ощущение сознательной деятельности и т. д.

Ключевые слова: осведомленность; коммуникация; воплощение; объективность; играть в; использование инструмента; виртуальная реальность.

Цифры

Рисунок 1

Направление объяснения…

Рисунок 1

Направление объяснения начинается с относительно хорошо изученных животных-предшественников к…

фигура 1

Направление объяснения начинается с относительно хорошо изученных предшественников животных к центральному блоку, возникающему непосредственно из этих предшественников. Поняв этот блок, можно надеяться на понимание дальнейших атрибутов и форм человеческого сознания.

Рисунок 2

Основные источники человеческого сознания.

Рисунок 2

Основные источники человеческого сознания.

фигура 2

Основные источники человеческого сознания.

Рисунок 3

Особые отношения человека…

Рисунок 3

Особое отношение людей ко времени и сильное чувство…

Рисунок 3

Специфическое отношение людей ко времени и сильное чувство свободы воли (авторства своих действий) рассматриваются философами от Августина (2007) до Хайдеггера (1963) как фундаментальные черты человеческого сознания. Схема показывает, что эти особенности можно вывести из модели человеческого сознания, разработанной в данной статье.

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Сознание, биология и квантовые гипотезы.

    Баарс Б.Дж., Эдельман Д.Б. Баарс Б.Дж. и др. Phys Life Rev. 2012 Sep; 9 (3): 285-94. doi: 10.1016/j.plrev.2012.07.001. Epub 2012 10 июля. Phys Life Ред. 2012. PMID: 22925839 Обзор.

  • [Эволюция человеческого мозга и интеллекта].

    Лакатос Л., Янка З. Лакатос Л. и соавт. Идеггоги Сз. 2008 г., 30 июля; 61 (7–8): 220–9. Идеггоги Сз. 2008. PMID: 18763477 Обзор. Венгерский язык.

  • Теория разума и наследие Дарвина.

    Серл Дж. Сирл Дж. Proc Natl Acad Sci U S A. 2013 Jun 18;110 Suppl 2(Suppl 2):10343-8. doi: 10.1073/pnas.1301214110. Epub 2013 10 июня. Proc Natl Acad Sci U S A. 2013. PMID: 23754416 Бесплатная статья ЧВК.

  • Происхождение человеческого разума. Размышление о появлении языка и человеческого сознания.

    Йонкер А. Йонкер А. Акта Биотеор. 1987;36(3):129-77. дои: 10.1007/BF00052063. Акта Биотеор. 1987. PMID: 3128031

  • Интерсубъективное и кооперативное происхождение сознания: эволюционно-развивающий подход.

    Кортина М., Лиотти Г. Кортина М. и др. J Am Acad Psychoanal Dyn Psychiatry. 2010 Лето; 38(2):291-314. doi: 10.1521/jaap.2010.38.2.291. J Am Acad Psychoanal Dyn Psychiatry. 2010. PMID: 20528141

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Искусство и восприятие: использование эмпирической эстетики в исследованиях сознания.

    Ансорж У., Пеловски М., Куигли С., Пешль М.Ф., Ледер Х. Ансорж У и др. Фронт Псих. 2022 9 июня; 13:895985. doi: 10.3389/fpsyg.2022.895985. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 35756216 Бесплатная статья ЧВК.

  • Сознание за пределами нейронных полей: расширение возможностей того, что еще не произошло.

    Дресп-Лэнгли Б. Дресп-Лэнгли Б. Фронт Псих. 2022 10 янв;12:762349. doi: 10.3389/fpsyg.2021.762349. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2022. PMID: 35082717 Бесплатная статья ЧВК.

  • Отказ от сознания как призрака в машине.

    Halligan PW, Окли, округ Колумбия. Халлиган П.В. и др. Фронт Псих. 2021 30 апр;12:571460. doi: 10.3389/fpsyg.2021.571460. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 33995166 Бесплатная статья ЧВК.

  • Эволюция социальных убеждений 1960-2016 гг. в США и ее влияние на эмпатию и просоциальное выражение в медицине.

    БАУ РФ. Боуг РФ. Adv Med Educ Pract. 2020 29 июня; 11: 437-446. doi: 10.2147/AMEP.S246658. Электронная коллекция 2020. Adv Med Educ Pract. 2020. PMID: 32636695 Бесплатная статья ЧВК.

использованная литература

    1. Акерманн Х. , Хейдж С.Р., Зиглер В. (2014). Мозговые механизмы акустической коммуникации у людей и нечеловеческих приматов: эволюционная перспектива. Поведение наук о мозге. 37, 529–604. 10.1017/S0140525X13003099 — DOI — пабмед
    1. Амвросий С.Х. (2001). Палеолитические технологии и эволюция человека. Наука 291, 1748–1753. 10.1126/наука.1059487 — DOI — пабмед
    1. Анохин П. К. (1974). Биология и нейрофизиология условного рефлекса и его роль в адаптивном поведении, Пер. Дартау Р., Эпп Дж., Кирилчук В. Оксфорд: Pergamon Press.
    1. Арбиб М. А., Бота М. (2003). Эволюция языка: нейронные гомологии и нейроинформатика. Нейронная сеть. 16, 1237–1260. 10.1016/j.neunet.2003.08.002 — DOI — пабмед
    1. Арбиб М.А., Риццолатти Г. (1996). Нейронные ожидания: возможный эволюционный путь от ручных навыков к языку. коммун. Познан. 29, 393–424.

Типы публикаций

Гарвард, возможно, определил источник человеческого сознания

Футуризм

11. 8. 16 от June Javelosa

/Hard Science

Исследование может привести к новым методам лечения пациентов в коме и в вегетативном состоянии.

/ Твердые науки/ Ствол мозга/ Кома/ Сознание

11. 8. 16 Джун Хавелоса

Изображение, созданное Human Connectome Project

Сознание человека

Человеческое сознание определяется как осознание, способность чувствовать, человек и чувствовать, но, несмотря на важную роль, которую оно играет в нашей жизни и делает нас такими, какие мы есть, на самом деле мы очень мало знаем о том, как работает сознание.

В настоящее время ученые считают, что сознание состоит из двух компонентов: возбуждения и осознания. Первый регулируется стволом мозга, но физическое происхождение второго всегда оставалось загадкой. Теперь группа исследователей из Гарварда считает, что они, возможно, обнаружили области мозга, которые работают со стволом мозга для поддержания сознания.

«Впервые мы обнаружили связь между областью ствола мозга, участвующей в возбуждении, и областями, участвующими в осознании, двумя предпосылками для сознания», — сказал Майкл Д. Фокс, доктор медицинских наук, директор Лаборатории сетевой визуализации мозга. и Модуляция и заместитель директора Центра неинвазивной стимуляции мозга Беренсона-Аллена в Медицинском центре Бет Исраэль Диаконисс (BIDMC). «Множество доказательств сошлось воедино, чтобы указать на то, что эта сеть играет роль в человеческом сознании».

Изображение предоставлено: точная копия рисунка 1.1 в: Кристоф Кох (2004) «Рисунок 1.1: Нейрональные корреляты сознания» в «В поисках сознания: нейробиологический подход», Энглвуд, Колорадо: Roberts & Company Publishers

Чтобы лучше понять, почему некоторые пациенты могли сохранять сознание, несмотря на травмы, в то время как другие впадали в кому, исследователи проанализировали 36 пациентов с поражениями ствола мозга. Двенадцать из этих пациентов находились в коме (без сознания), а 24 были определены как сознательные.

Они обнаружили, что у десяти из 12 субъектов, находящихся без сознания, были повреждения ростральной дорсолатеральной покрышки моста, небольшой области ствола мозга. Только у одного из 24 испытуемых в сознании были повреждения в той же области. Очевидно, эта крошечная часть ствола мозга имела непосредственное отношение к поддержанию сознания.

При дальнейшем изучении этого отведения они изучили карту здорового мозга, где смогли точно определить две области, связанные с ростральной дорсолатеральной покрышкой моста. Это привело их к выводу, что связи между этими областями и идентифицированной областью ствола мозга, вероятно, играют роль в регуляции сознания.

Недостающее звено?

Практически ничего не зная, кроме возможности того, что он может быть расположен в коре головного мозга, ученые определили две особые области коры, которые, по их мнению, могут иметь важное значение для человеческого сознания. Однако, каким бы захватывающим ни было это открытие, это только первый шаг. Отсюда выводы исследователей должны быть подтверждены независимыми группами, а дальнейшие исследования должны проводиться с использованием более крупных групп субъектов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts