Самосознание личности и я концепция: Самосознание и Я-концепция семинар

Самосознание и Я-концепция семинар

  1. Понятие и сущность самосознания личности.

Понятие:

Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Самосознание является одним из компонентов личности. Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, (что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта) . Самосознание личности–это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции –«Я» и оценка личностью этих представлений –самооценка.

Структура: В структуре самосознания принято выделять: «Я»-реальное, т. е. совокупность представлений о себе в настоящем, «Я»-идеальное – т. е. то, каким бы хотел быть вообще, «Я»-прошлое, т. е. совокупность представлений о своем прошлом «Я», «Я»-будущее, т.

е. совокупность о себе в будущем.

Функции:

Ведущая функция самосознания – это саморегуляция поведения личности. Именно совокупность представлений о себе и оценка этих представлений представляет психологическую основу поведения личности. Человек в своем поведении может себе позволить ровно столько, насколько он знает себя. Это в значительной мере обусловливает самодостаточность личности, степень ее уверенности в себе, независимость от других, свободу в поведении и осознание ограничений этой свободы.

Развитие:

Этапы формирования самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка – становления его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачиваются от рождения по подростковый период включительно.

Схема тела (самочувствие организма) – начало ходьбы (самостоятельность) – половая идентичность (уподобление) – овладение речью (субъект действий).

Источник: Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие.

  1. Понятие и структура Я-Концепции.

Я-концепция — динамическая система представ­ лений человека о самом себе.

(Я-кон­цепция определяется и как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой»).

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменени­ям и колебаниям психическое приобретение.

Формирование Я-Концепции:

И из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего Я. В процессе самоанализа — происходит как бы внутрен­нее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л. Рубинштейна, образ своего Я «включается новые качества и свойства». Так постепенно возникает обобщенный образ своего Я, кото­рый как бы сплавляется из многих единичных конкретных обра­зов Я в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа.

Структура:

Выделяют три составляющих в структуре Я-концепции: когнитивную (представления о себе), оценочную (аффективная оценка, самооценка) и поведенческую (потенциальные или реальные реакции и действия).

Роль в жизни личности:

Первой , важнейшей функцией Я-концепции является обес­печение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения.

Втора я функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-кон­цепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации.

Треть я функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти.

4. Самооценка. Виды.

Самооценка — один из важнейших структурных компонентов Я-концепции личности (ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения). Всякое знание человека о себе сопряжено с его эмоционально-оценочным отношением к этому знанию.

Самооценка выполняет регуляторную (поведение) и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаи­моотношения с другими людьми.

В психологии различают самооценку адекватную и неадекват­ную (заниженная и завышенная). Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального.

5. Рефлексия.

Рефлексия — мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера и т. д.

Понятийно, процессуально и функционально Р. связана с самонаблюдением, интроспекцией, ретроспекцией, самосознанием. Формирование Р. начинается в младшем школьном возрасте, а у подростков становится основным фактором (механизмом) регуляции поведения и личностного саморазвития (по Э. Эриксону главная проблема отрочества — рефлексивная задача «Кто я?»). В концепции развивающего обучения (Давыдов В. В. и др.) Р. рассматривается как существенный показатель высокого умственного развития. Нередко выделяют Р. языковую, интеллектуальную, эмоциональную, смысловую, личностную и др.

Источник: Большой психологический словарь Б.Г. Мещеряков

Самосознание личности | Студент-Сервис

Каждому человеку известно, что он обладает сознанием, т. е. способностью осознавать окружающий мир и себя — или самоосознавать.

Сознавание себя как некой физической сущности, которая обладает формой и другими характеристиками и может становиться предметом самооценки и суждений других людей, сопровождает человека на протяжении всей жизни. Оно развивается на основе физиологических ощущений и впечатлений, испытываемых организмом еще на самых ранних стадиях его существования.

Самосознание личности — это совокупность ее представлений о себе, выражающая в Я-концепции, и оценка личностью этих представлений — самооценка. С точки зрения психологического анализа

самосознание представляет собой сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование — понятие Я, собственной индивидуальности. «Объектом самосознания служит не действительность, а собственная личность как субъект деятельности» — пишет В. С. Мерлин.

С. Л. Рубинштейн в работе «Сознание и его границы» (1989) пишет, что самосознание ребенка — это этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности. Он выделяет несколько последовательных моментов становления самосознания в онтогенезе: овладение собственным телом, возникновение произвольных движений, самостоятельное передвижение и самообслуживание.

Самосознание ребенка с раннего возраста развивается в плане постижения своего Я в прошлом, настоящем и будущем. Некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) считают, что самосознание появляется лишь в подростковом возрасте.

Считается, что одним из первых к исследованию самосознания подростка обратился Л. С. Выготский. Самосознание подростка он рассматривает не только как феномен его личности и сознания, а как особый временной момент развития личности — от самопознания к самоотношению и саморегуляции.

В процессе развития личности самосознание все более усложняется, и по мере увеличения числа образов формируется интегрированный, глубокий и адекватный образ собственного Я. Р. Лэнг пишет, что самосознание включает в себя осознание себя самим собой и осознание себя как объекта наблюдения кого-то другого. Самосознание развивается по мере того как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. В общей структуре личности самосознание выступает как сложное интегративное свойство ее психической деятельности.

С одной стороны, оно как бы фиксирует итог психического развития личности на определенных этапах, а с другой — выступает в качестве внутреннего регулятора поведения. Самосознание влияет на дальнейшее развитие личности и, являясь одним из необходимых внутренних условий непрерывности этого процесса, устанавливает равновесие между внешним влиянием, внутренним состоянием личности и формами ее поведения.

По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рождается дважды»; обратимся ко «второму рождению личности» а именно к самосознанию. Самосознание можно определить как отношение личности к себе, что тесным образом связано со стремлением усовершенствовать себя. Отсюда вытекают следующие функции самосознания: познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни.

Особый интерес представляет работа В. В. Столина о структуре самосознания личности. В качестве «единицы самосознания», по его мнению, выступает смысл Я, который содержит когнитивный, эмоциональный и отношенческий компоненты. Общая логика рассуждений Столина сводится к тому, что множественность деятельностей приводит к множественности смыслов Я, пересечение деятельностей — к поступкам, поступки — к конфликтным смыслам Я, конфликтный смысл Я, в свою очередь, дает ход развитию и дальнейшей работе самосознания.

Традиционно самосознание как вершина человеческой психики включает следующие три тесно взаимосвязанных компонента: самопознание, самоконтроль (или саморегуляцию), самосовершенствование.

Самопознание, в свою очередь, складывается из самонаблюдения

и самооценки. Наиболее полно временная динамика самосознания проявляется в самооценке — одном из ключевых личностных образований самосознания.

В процессе формирования самосознания, как отмечает Б. И. Додонов, особой интенсивности и глубины достигает эмоционально-ценностное отношение человека к себе. Многообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые в разное время в разных ситуациях жизни, образуют эмоциональный «фонд» самосознания. Это составляет основу самооценки, процесс становления которой не имеет предела во времени. Самооценка определяет и направляет весь процесс саморегулирования. Результат этого процесса прямо соотнесен с адекватностью, устойчивостью и глубиной самооценки, динамикой ее развития.

Интересной представляется предложенная (в результате анализа различных точек зрения на структуру личности и ее самосознания) одной из последовательниц школы Д. Н. Узнадзе, А. А. Налчаджян, следующая обобщенная схема:

  • Я, центр личности и ее самосознания, причем ее структура находится на сознательно-подсознательном уровне;
  • Я-концепция или самосознание — это общая структура самосознания;
  • ситуативные или оперативные Я-образы;
  • свойства личности (черты характера, способности и т. п.).

Вся структура центрирована вокруг Я. Познавательные процессы составляют отдельный «блок» психики. Центральное Я личности через устойчивые структуры Я-концепции управляет этими процессами, регулирует их, направляет на познание себя и окружающего мира. Другие «блоки» — чувства и установки, программы действий, умения и навыки. Активность самосознания личности выражается в виде ситуативных Я-образов, «окружающих» центральное Я и его Я-концепцию.

Относительно самосознания А. А. Налчаджян пишет, что в его структуре можно выделить несколько разновидностей элементов:

  • элементы самосознания, относящиеся к схеме тела личности;
  • элементы настоящего (реального) Я;
  • элементы идеального Я и др.

Таким образом, мы видим, что проблема самосознания в современной психологической науке рассматривалась с разных позиций. Общим для всех них является выделение самосознания в отдельную область при изучении личности, а также очевидность того факта, что самосознание является необходимым условием существования личности.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в структуре самосознания личности развиваются и функционируют три образования: образ себя, самооценка и самоотношение. Учитывая, что незавершенность учения о личности очевидна, рассмотрим далее краткую историю развития идей о личности.

Самоидентификация | Encyclopedia.com

Применение самоидентификации в отношениях отношения и поведен представляет особый интерес в социальных науках, поскольку отражает озабоченность тем, как социальное поведение людей изменяется не только в зависимости от различных социальных ролей, но и в зависимости от типа социальных других, с которыми человек взаимодействует. В социальных науках проводится различие между личной идентичностью, самоидентичностью и социальной идентичностью (Хогг, Терри и Уайт 19).95; Тойтс и Виршуп, 1997). Личностные идентичности состоят из самоопределений с точки зрения уникальных и идиосинкразических характеристик. Социальные идентичности, с другой стороны, отражают идентификацию себя с социальной группой или категорией. Самоидентификации , которым посвящена эта статья, концептуализируются как определение себя как личности, выполняющей определенную роль или поведение.

Самоидентификация относится к самооценке человека, самореферентным познаниям или самоопределению, которые люди применяют к себе в результате структурных ролевых позиций, которые он или она занимает, или определенного поведения, которым он или она регулярно занимается. Самоидентификации отражают «ярлыки, которые люди используют для описания самих себя» (Биддл, Банк и Работорговцы 19).87, с. 326). Например, самоидентификация человека может включать в себя тот факт, что он является матерью, женой, дочерью, социальным работником и донором крови. Самоидентичности придают смысл самости не только потому, что они относятся к конкретным ролевым спецификациям или поведению, но и потому, что они отличают роли или действия от контрролей или противоположного поведения (Lindesmith and Strauss, 1956). Например, «роль матери приобретает значение в связи с ролью отца, врача в связи с медсестрой и т. д.» (Уайт и Берк 19).87, с. 312).

Теоретически важность концепции самоидентичности вытекает из теории идентичности (Stryker, 1968, 1980; Burke, 1980; Stryker and Serpe, 1982; Wiley, 1991), которая рассматривает самость не как автономную психологическую сущность, а как многогранную социальный конструкт, возникающий из ролей людей в обществе и их поведения. Символические интеракционисты, такие как Мид (1934) и Кули (1902), считали себя продуктом социального взаимодействия: именно через социальное взаимодействие идентичности действительно обретают самозначение, и люди узнают, кто они есть. Важно отметить, что теория идентичности фокусируется на самоопределяющих ролях, которые люди занимают в обществе, а не на более широком спектре различных социальных атрибутов, таких как пол, раса или этническая принадлежность, которые можно приписать самости. Таким образом, общая перспектива теории идентичности формирует основу для относительно большого объема микросоциологической литературы, посвященной предсказанию ролевого поведения (Simon 19).92; Тойтс, 1991). Однако в социальной психологии исследователей больше интересовало использование самоидентификации для улучшения нашего понимания и предсказания отношений между установками и действиями.

Концепция самоидентичности играет ключевую роль в связи между социальной структурой и индивидуальным действием. Самоидентификации по определению подразумевают действие (Callero 1985) и представляют собой набор ожиданий, предписывающих поведение, вытекающих из социального положения человека и считающихся приемлемыми другими. Удовлетворительное отыгрывание ролей или поведения не только подтверждает и подтверждает самоидентичность человека (Callero 1985), это также положительно отражается на самооценке. Восприятие того, что человек удовлетворительно играет роль, должно повышать чувство собственного достоинства, в то время как восприятие плохого исполнения роли может вызывать сомнения в собственной ценности и даже вызывать симптомы психологического дистресса (Thoits, 1991; Hoelter, 1983; Stryker and Serpe, 1982). ).

В области социальной психологии наибольший интерес к самоидентичности проявляют исследователи в области отношений и поведения. В этой области утверждалось, что самоидентификация может определять намерения и поведение. Например, политические активисты могут участвовать в акциях протеста, потому что активность стала центральной частью их самооценки, а доноры крови могут сдавать кровь, потому что быть донором стало важной частью их самоопределения. Самоидентификация может оказывать предсказательное влияние на намерения, независимо от отношений и других конструктов, потому что самоидентификация заключает в себе цели или интересы людей, которые отличаются от тех, которые выражены в их установках. Действительно, как отмечает Спаркс (2000), включение самоидентификации в теорию запланированного поведения «дает возможность более подробно изучить социальные, моральные и эмоциональные аспекты отношений и поведения людей» (стр. 45). .

Несколько авторов обращались к вопросу о том, в какой степени самоидентификация может быть полезным дополнением к доминирующим моделям отношения отношение-поведение, а именно к теориям обоснованного действия (Fishbein and Ajzen, 1974) и запланированного поведения (Ajzen, 1991). Было обнаружено, что самоидентификация вносит значительный вклад в предсказание поведения в ряде областей, включая альтруистическое поведение, такое как донорство крови (Charng, Piliavin, and Callero, 1988), политическое поведение, такое как голосование (Granberg and Holmberg 19).90), поведение в окружающей среде, такое как переработка отходов (Terry, Hogg, and White, 1999), поведение в отношении здоровья, такое как физические упражнения (Theodorakis, 1994) или употребление законных и незаконных наркотиков (Conner and McMillan, 1999), и потребительское поведение, такое как выбор продуктов питания (Sparks и Шепард, 1992). Основываясь на прошлых исследованиях, Коннер и Армитидж (1998) утверждали, что разумно предположить, что существуют определенные модели поведения, для которых самоидентификация является важным фактором, определяющим намерения (Армитидж и Коннер, 2001).

Одним из важных вопросов для исследователей самоидентификации является природа взаимодействия между самоидентификацией и прошлым поведением. Теория идентичности предполагает, что самоидентификация и прошлое поведение взаимодействуют, чтобы влиять на намерения. То есть при повторяющемся поведении это поведение с большей вероятностью будет рассматриваться как важная часть я-концепции, увеличивающая предсказательную силу самоидентичности. Однако поддержка этой гипотезы была неоднозначной: некоторые исследования показали, что самоидентификация в большей степени предсказывает намерения на более высоких уровнях прошлого поведения (Charng et al. 19).88), некоторые тесты не обнаружили никаких доказательств того, что эффекты самоидентификации варьируются в зависимости от поведения в прошлом (Astrom and Rise, 2001; Terry et al. , 1999), а другие тесты показали, что самоидентификация более важна. предсказание намерений на более низких уровнях прошлого поведения (Коннер и Макмиллан, 1999; Фекаду и Крафт, 2001). Коннер и Макмиллан утверждали, что более сильное влияние самоидентификации на намерения на более низких уровнях прошлого поведения может отражать роль, которую первоначальный опыт играет в укреплении релевантности идентичности намерениям. Однако по мере того, как поведение повторяется, намерения становятся менее контролируемыми когнитивными факторами, такими как самоидентификация, и все более подконтрольными привычным силам, таким как прошлое поведение. Учитывая эти несоответствия, необходимы дополнительные исследования взаимодействия самоидентификации и прошлого поведения с использованием широкого круга групп населения и моделей поведения, чтобы более полно понять роль самоидентификации в контексте отношений и поведения.

В литературе самоидентификация оценивается несколькими способами. Первоначально исследователи использовали прямые и явные утверждения, чтобы измерить степень, в которой конкретная роль или поведение были интегрированы как часть личности. Например, исследователи, работающие в рамках теории запланированного поведения, просили людей указать уровень их согласия с такими утверждениями, как: «Я считаю себя человеком, который обеспокоен долгосрочными последствиями для здоровья моего выбора продуктов питания». (Спаркс и Гатри 1998), «Донорство крови — важная часть меня» (Charng et al., 1988) или «Я не из тех людей, которые привыкли пользоваться контрацепцией» (Fekadu and Kraft, 2001).

Было установлено, что такие меры являются надежными и позволяют предсказать поведенческие намерения; однако было отмечено несколько критических замечаний. Во-первых, явные заявления требуют, чтобы люди публично заявляли о своей идентификации с определенной ролью и поведением, тем самым увеличивая заметность этого поведения (Sparks, Shepherd, Wieringa, and Zimmermanns 19).95). Во-вторых, утверждалось, что меры самоидентификации служат мерами прошлого поведения, и люди, возможно, делают выводы о своей самоидентификации на основе изучения своего прошлого поведения (Sparks 2000). Наконец, Фишбейн (1997) утверждал, что меры самоидентификации могут по существу представлять собой меры поведенческих намерений.

Однако за последнее десятилетие исследователи разработали альтернативные критерии самоидентификации. Опираясь на маркетинговые исследования, Маннетти и его коллеги (2002, 2004) использовали меру сходства идентичности, которая отражает степень сходства между образом человека и представлением о себе стереотипного или идеализированного человека, который ведет себя целевым образом. После получения независимых описаний двух изображений расстояние или близость между ними вычисляется как показатель различия, который затем используется в качестве меры сходства идентичности. Было обнаружено, что этот тип измерения, который является менее прямым и явным, а также более конкретным, чем другие измерения, не увеличивает значимость поведения и не зависит от поведенческого намерения, является крупным и значимым предиктором поведенческого намерения (Mannetti). , Пьеро и Ливи, 2002, 2004).

Теория и исследования в области социальных наук выдвинули на первый план важную роль, которую самоидентификация играет в формировании и руководстве действиями, но необходимы дальнейшие исследования, чтобы выделить ее конкретные роли. Одним из важных направлений будущих исследований является изучение взаимодействия между самоидентификацией и другими конструктами, определенными как важные в исследованиях отношения и поведения, и отслеживание развития самоидентификации с течением времени. Еще одно важное направление исследований, учитывая критику мер самоидентичности, заключается в разработке мер, которые позволяют избежать как концептуальных проблем, отмеченных выше, так и статистических проблем, связанных с использованием оценок различий. Интерес к самоидентификации и ее последствиям для поведения широко распространен, и вполне вероятно, что интерес к этой области будет сохраняться в течение длительного времени.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ Выбор психологии; Принятие решения; Личность; Я-концепция; Самооценка; социальная идентификация; Социальная психология; Социология, микро-

Айзен, И. 1991. Теория запланированного поведения. Организационное поведение и процессы принятия решений человеком 50 (2): 179–211.

Армитаж, Си Джей и М. Коннер. 2001. Эффективность теории запланированного поведения: метааналитический обзор. Британский журнал социальной психологии 40: 471–499.

Астрём, А. Н. и Дж. Райз. 2001. Намерения молодых людей есть здоровую пищу: расширение теории запланированного поведения. Психология и здоровье 16: 223–237.

Биддл, Б. Дж., Б. Дж. Бэнк и Р. Л. Рабингс. 1987. Нормы, предпочтения, личности и решения об удержании. Социальная психология Ежеквартально 50 (4): 322–337.

Берк, П. Дж. 1980. Самость: требования к измерению с интеракционистской точки зрения. Социальная психология Ежеквартальный выпуск 43 (1): 18–29.

Callero, P. 1985. Ролевая идентичность. Социальная психология Ежеквартально 48 (3): 203–215.

Чанг, Х. В., Дж. А. Пилявин и П. Л. Каллеро. 1988. Ролевая идентичность и обоснованное действие в предсказании повторяющегося поведения. Социальная психология Ежеквартально 51: 303–317.

Кули, К. 1902. Человеческая природа и социальный порядок. Нью-Йорк: магазин Скрибнера.

Коннер М. и Си Джей Армитаж. 1998. Расширение теории запланированного поведения: обзор и направления будущих исследований. Журнал прикладной социальной психологии 28: 1429–1464.

Коннер М. и Б. Макмиллан. 1999. Эффекты взаимодействия в теории запланированного поведения: изучение употребления каннабиса. Британский журнал социальной психологии 38: 195–222.

Фекаду З. и П. Крафт. 2001. Самоидентификация в перспективе запланированного поведения: прошлое поведение и его сдерживающее влияние на отношения самоидентификации и намерения. Социальное поведение и личность 29: 671–686.

Фишбейна, М. 1997. Прогнозирование, понимание и изменение социально значимого поведения: извлеченные уроки. В Сообщение социальной психологии , ред. К. МакГарти и С.А. Хаслам, 77–91. Оксфорд: Блэквелл.

Фишбейн М. и И. Айзен. 1974. Факторы, влияющие на намерения и отношения намерения и поведения. Человеческие отношения 27 (1): 1–15.

Гранберг Д. и С. Холмберг. 1990. Взаимосвязь намерений и поведения среди американских и шведских избирателей. Социальная психология Ежеквартальный выпуск 53 (1): 44–54.

Холтер, Джон В. 1983. Влияние оценки ролей и приверженности на значимость идентичности. Социальная психология Ежеквартально 46 (2): 140–147.

Хогг, М. А., Д. Дж. Терри и К. М. Уайт. 1995. Повесть о двух теориях: критическое сравнение теории идентичности с теорией социальной идентичности. Социальная психология Ежеквартально 48: 203–215.

Линдесмит А. Р. и А. Л. Штраус. 1956. Социальная психология , ред. изд. Нью-Йорк: Драйден Пресс.

Маннетти, Л., А. Пьерро и С. Ливи, 2002 г. Объяснение поведения потребителей: от запланированного к самовыражающемуся поведению. Журнал прикладной социальной психологии 32 (7): 1431–1451.

Маннетти Л., А. Пьеро и С. Ливи. 2004. Переработка: запланированное и самовыражающееся поведение. Журнал экологической психологии 24: 227–236.

Мид, Г. 1934. Разум, личность и общество. Чикаго: Издательство Чикагского университета.

Саймон, Р. В. 1992. Родительские ролевые деформации, значимость родительской идентичности и гендерные различия в психологическом стрессе. Журнал здоровья и социального поведения 33: 25–35.

Искры, П. 2000. Субъективная ожидаемая полезность, основанная на моделях отношения и поведения: полезность самоидентификации. В Отношения, поведение и социальный контекст: роль норм и группы Членство , ред. DJ Terry и MA Hogg, 31–46. Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

Спаркс П. и К. А. Гатри. 1998. Самоидентификация и теория запланированного поведения: полезное дополнение или бесполезная уловка. Журнал прикладной социальной психологии 28 (15): 1393–1410.

Спаркс П. и Р. Шепард. 1992. Самоидентификация и теория запланированного поведения: оценка роли идентификации с экологическим потребительством. Социальная психология Ежеквартально 55 (4): 388–399.

Спаркс, П., Р. Шеперд, Н. Виринга и Н. Циммерманнс. 1995. Воспринимаемый поведенческий контроль, нереалистичный оптимизм и диетические изменения: предварительное исследование. Аппетит 24: 243–255.

Stryker, S. 1968. Выраженность идентичности и исполнение ролей: Актуальность теории символического взаимодействия для семейных исследований. Журнал брака и семьи 30: 558–564.

Stryker, S. 1980. Символический интеракционизм: социальная структурная версия . Менло-Парк, Калифорния: Бенджамин/Каммингс.

Страйкер С. и Р. Т. Серп. 1982. Приверженность, значимость идентичности и ролевое поведение: теория и пример исследования. В Личность, роли и социальное поведение , ред. У. Икес и Э.С. Ноулз, 199–218. Нью-Йорк: Springer-Verlag.

Терри, Д. Дж., М. А. Хогг и К. М. Уайт. 1999. Теория запланированного поведения: самоидентификация, социальная идентичность и групповые нормы. Британский журнал социальной психологии 38: 225–244.

Теодоракис, Ю. 1994. Запланированное поведение, сила отношения, ролевая идентичность и прогнозирование поведения при выполнении упражнений. Спортивный психолог 8: 149–165.

Thoits, PA 1991. О слиянии теории идентичности и исследования стресса. Social Psychology Quarterly 54 (2): 101–112.

Тойтс П.А. и Виршуп Л.К. 1997. Я и мы: формы и функции социальной идентичности. В «Я и идентичность: основные вопросы» , ред. Р. Д. Эшмор и Л. Джуссим, 1: 106–133. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Уайт, К. Л. и П. Дж. Берк. 1987. Этническая ролевая идентичность среди чернокожих и белых студентов колледжей: интеракционистская точка зрения. Социологические перспективы 30: 310–331.

Wiley, MG 1991. Гендер, работа и стресс: потенциальное влияние ролевой идентичности и приверженности. Социальная психология Ежеквартально 32: 495–510.

Дебора Дж. Терри

Джоан Р. Смит

человеческое поведение | Определение, теории, характеристики, примеры, типы и факты

наследственный рефлекс

Просмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Маршалл Б. Клинард Леон Фестингер Стэнли Милгрэм Пол Самуэльсон Грэм Уоллас
Похожие темы:
сексуальная активность человека мотивация восприятие личность эмоция

См. весь связанный контент →

человеческое поведение , потенциальная и выраженная способность к физической, умственной и социальной активности на разных этапах жизни человека.

Люди, как и другие виды животных, имеют типичный жизненный путь, состоящий из последовательных фаз роста, каждая из которых характеризуется определенным набором физических, физиологических и поведенческих особенностей. Этими фазами являются пренатальная жизнь, младенчество, детство, юность и взрослость (включая старость). Человеческое развитие, или психология развития, — это область исследования, которая пытается описать и объяснить изменения в когнитивных, эмоциональных и поведенческих способностях и функционировании человека на протяжении всей жизни, от плода до старости.

Большинство научных исследований развития человека сосредоточено на периоде от рождения до раннего подросткового возраста, что обусловлено быстротой и масштабностью психологических изменений, наблюдаемых в эти фазы, а также тем фактом, что кульминацией этих изменений является оптимальное психическое функционирование в раннем взрослом возрасте. Основная мотивация многих исследователей в этой области заключалась в том, чтобы определить, как на предыдущих этапах были достигнуты высшие умственные способности взрослой жизни. Поэтому данное эссе будет сосредоточено на развитии человека в течение первых 12 лет жизни.

В этой статье обсуждается развитие человеческого поведения. Для лечения биологического развития, см. развитие человека. Для дальнейшего рассмотрения конкретных аспектов поведенческого развития см. эмоции; теория обучения; мотивация; восприятие; личность; и сексуальное поведение человека. Различные расстройства со значительными поведенческими проявлениями обсуждаются при психических расстройствах.

Теории развития

Систематическому изучению детей не более 200 лет, и подавляющее большинство его исследований было опубликовано с середины 1940с. Основные философские разногласия по поводу фундаментальной природы детей и их роста занимали психологов на протяжении большей части 20 века. Наиболее важные из таких противоречий касались относительной важности генетических данных и окружающей среды, или «природы» и «воспитания», в определении развития в младенчестве и детстве. Однако большинство исследователей пришли к выводу, что именно взаимодействие врожденных биологических факторов с внешними факторами, а не взаимоисключающее действие или преобладание той или иной силы, направляет и влияет на развитие человека. Прогресс в познании, эмоциях и поведении, который обычно происходит в определенные моменты жизни, требует как взросления (то есть генетически обусловленных биологических изменений в центральной нервной системе), так и событий, переживаний и влияний в физической и социальной среде. Как правило, созревание само по себе не может вызвать появление психологической функции; однако он допускает такую ​​функцию и устанавливает ограничения на самое раннее время ее появления.

В 20 веке возникли три выдающиеся теории человеческого развития, каждая из которых касается различных аспектов психологического развития. Оглядываясь назад, можно сказать, что эти и другие теории не были ни логически строгими, ни способными объяснить как интеллектуальный, так и эмоциональный рост в одних и тех же рамках. Таким образом, исследования в этой области имеют тенденцию носить описательный характер, поскольку в психологии развития отсутствует тесная сеть взаимосвязанных теоретических утверждений, которые надежно допускают удовлетворительные объяснения.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Психоаналитические теории

Ранние психоаналитические теории человеческого поведения были сформулированы, прежде всего, австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. На идеи Фрейда повлияла теория эволюции Чарльза Дарвина и физическая концепция энергии применительно к центральной нервной системе. Самая основная гипотеза Фрейда заключалась в том, что каждый ребенок рождается с источником основной психологической энергии, называемой либидо. Далее либидо каждого ребенка последовательно фокусируется на различных частях тела (помимо людей и предметов) в ходе его эмоционального развития. В течение первого года после рождения либидо изначально сосредоточено на рту и его деятельности; кормление грудью позволяет младенцу получать удовлетворение за счет приятного уменьшения напряжения в области рта. Фрейд называл это оральной стадией развития. Считается, что на втором году жизни источник возбуждения смещается в анальную область, и начало приучения к туалету заставляет ребенка вкладывать либидо в анальные функции. Фрейд назвал этот период развития анальной стадией. В период от трех до шести лет внимание ребенка привлекают ощущения от половых органов, и Фрейд назвал эту стадию фаллической стадией. Полдюжины лет до полового созревания называются латентной стадией. На последней, так называемой генитальной стадии развития зрелое удовлетворение ищется в гетеросексуальных любовных отношениях с другим человеком. Фрейд считал, что эмоциональные проблемы взрослых являются результатом либо лишений, либо чрезмерного удовлетворения на оральной, анальной или фаллической стадиях. У ребенка с либидо, зафиксированным на одной из этих стадий, во взрослом возрасте будут проявляться специфические невротические симптомы, такие как тревога.

Фрейд разработал влиятельную теорию структуры личности. По его мнению, полностью бессознательная психическая структура, называемая Ид, содержит врожденные, унаследованные побуждения и инстинктивные силы человека и тесно отождествляется с его или ее основной психологической энергией (либидо). В младенчестве и детстве эго, которое является ориентированной на реальность частью личности, развивается, чтобы сбалансировать и дополнить ид. Эго использует различные сознательные и бессознательные психические процессы, чтобы попытаться удовлетворить инстинкты Ид, а также пытается поддерживать комфорт человека по отношению к окружающей среде. Хотя импульсы Ид постоянно направлены на получение немедленного удовлетворения своих основных инстинктивных влечений (секс, привязанность, агрессия, самосохранение), функция Эго ограничивает этот процесс. Говоря языком Фрейда, по мере того, как ребенок растет, принцип реальности постепенно начинает контролировать принцип удовольствия; ребенок узнает, что окружающая среда не всегда допускает немедленное удовлетворение. Таким образом, развитие ребенка, по Фрейду, в первую очередь связано с появлением функций эго, которое отвечает за направление разрядки фундаментальных влечений и за контроль интеллектуальных и перцептивных функций в процессе реалистических переговоров с внешним миром.

Хотя Фрейд внес большой вклад в психологическую теорию — особенно в его концепции бессознательных побуждений и мотиваций — его элегантные концепции невозможно проверить с помощью научных экспериментов и эмпирических наблюдений. Но его концентрация на эмоциональном развитии в раннем детстве повлияла даже на те школы мысли, которые отвергли его теории. Вера в то, что на личность влияют как биологические, так и психосоциальные силы, действующие в основном в семье, причем основные основы закладываются в раннем возрасте, продолжает доказывать свою плодотворность в исследованиях развития младенцев и детей.

Акцент Фрейда на биологических и психосексуальных мотивах в развитии личности был изменен американским психоаналитиком немецкого происхождения Эриком Эриксоном, чтобы включить психосоциальные и социальные факторы. Эриксон рассматривал эмоциональное развитие на протяжении жизни как последовательность стадий, во время которых возникают важные внутренние конфликты, успешное разрешение которых зависит как от ребенка, так и от его или ее окружения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts