Самосознание структура: Структура самосознания личности.

Содержание

Глава 1. Теоретический обзор. Понятие и структура самосознания

Целью данной работы является изучение особенностей самосознания у людей, занимающихся по системе развития и саморегуляции Цигун и выявление различий в компонентах самосознания у занимающихся цигун длительное время по сравнению с начинающими заниматься цигун и с теми, кто не занимается цигун.

Глава 1. Теоретический обзор. Понятие и структура самосознания

Самосознание относится к числу важнейших явлений психики. На сегодняшний день в интерпретации указанного психологического явления отсутствует концептуальное единство, что обусловлено как сложностью феномена самосознания, так и трудностями обобщения и приведения к единому знаменателю существующих в науке концепций самосознания.
В целом сегодня под самосознанием понимается осознание человеком себя как индивидуальности, осознание своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Это целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа, которая является необходимым условием становления личности.

На сегодняшний день существует многообразие подходов к понятию самосознания в исследованиях отечественной и зарубежной психологии.
Прежде всего обратимся к определениям термина «самосознание», данных в словарях.
Определение данное в Большом психологическом словаре:
Самосознание — осознание человеком себя как индивидуальности.
Это направление сознания человека на самого субъекта— его тело, поведение, потребности, чувства, характер [3].
В психологическом словаре дается следующее определение:
Самосознание — осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков [26].
Философский словарь дает такое определение:
Самосознание — осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе;
Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего «Я» от всего, что его окружает. Возникновение самосознания связано с определенным уровнем развития сознания и является необходимым условием становления личности.
Самосознание — это осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа [34].
Мы видим, что общей основой, присутствующей в этих определениях самосознания , является: выделение человеком себя из объективного мира, осознание себя и оценка себя как личности.

Начиная с работ У. Джемса, в психологии принято различать самосознание как процесс и как продукт. У. Джемс выделял две стороны в сознании личности: познаваемый элемент или эмпирическое эго и познающий элемент или чистое эго, наше я [10].
Познающий элемент – это тот неизменный субстрат, мыслящий субъект, которому можно дать название «душа, дух, трансцендентальное «я».
В познающем элементе — считал он — присутствуют признаки тождественности и непрерывности. И хотя содержание нашего мышления различно в каждый момент времени, но оно имплицитно заключает в себе непосредственно предшествующее содержание, которое, что в свою очередь, заключалось в предшествующем.
«Сознание личности заключается в осознавании потока мысли , в котором каждая часть в качестве субъекта помнит предшествующие, знает известные этим частям объекты, сосредотачивает на некоторых из них свои заботы как на своей личности и присваивает последней все остальные элементы познания» [10,c.23].
Эмпирическое эго У.Джеймс предлагал анализировать, во-первых, в отношении ее составных элементов; во-вторых, ее чувств и эмоций ; и в-третьх, поступков.
Составные элементы личности он подразделял также на три класса: физическую личность, социальную личность и духовную личность, причем различные виды личности располагаются в иерархической форме с физической личностью внизу , духовной – наверху и различными видами материальных и социальных личностей в промежутке.

Cпособы, посредством которых «Я» осознает себя, отнюдь не сводимы к некоему единому и простому феномену. К.Ясперс сформулировал четыре формальных признака сознания «Я» [38]:
1. чувство деятельности — осознание себя в качестве активного существа, ощущение себя как источника активности;
2. осознание собственного единства — осознавание в каждый момент времени целостности и неделимости своего Я;
3. осознание собственной идентичности – это устойчивость представлений о себе во времени;
4. осознание того, что «Я» отлично от остального мира, от всего, что не является «Я».

Решение вопросов о природе самосознания и соотношения сознания с самосознанием зависит от концепций, в рамках которых он рассматривается. Так, представители интроспекционизма отождествляли психическое с сознанием, а сознание с самосознанием. Сторонники бихевиоризма, сведя всю психическая деятельность к механическим реакциями организма на внешние стимулы, впоследствии пришли к исключению сознания и самосознания из сферы психической жизни, к отрицанию роли сознания в поведении людей.
Психологи идеалистического направления придерживаются мнения о врожденности самосознания.
В отечественной психологии признается врожденность не самосознания, а лишь предпосылок к его развитию. И настоящий источник и движущие силы развития самосознания, как отмечает С. Л. Рубинштейн, следует искать не во врожденных предпосылках, а в возрастающей реальной самостоятельности индивида, в процессе развития его личности.
Самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом.
С. Л. Рубинштейн рассматривает процесс становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности в виде ряда этапов. Он уделяет большое внимание тому факту, что не существует «я» вне отношений к «ты», и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта.
Изначально не существует единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием.
Первый этап связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений, которые вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий.
Вторым этапом является начало ходьбы, самостоятельного передвижения. И здесь существенна не техника этого дела, а то изменение во взаимоотношениях индивида с окружающими людьми, к которому приводит возможность самостоятельного передвижения, так же как и самостоятельного овладения предметом . Это порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. Ребенок осознает свою самостоятельность, свою обособленность от окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он к познанию собственного «я» через познание других людей.
Важным этапом в истории становления самосознания является и овладение речью, которая представляет собой форму существования мышления и сознания в целом. Речь существенно увеличивает действенные возможности ребенка, изменяя его взаимоотношения с окружающими, так как вместо того чтобы быть объектом направляющихся на него действий окружающих взрослых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и таким образом воздействовать на мир
Поведение ребенка и его сознание взаимосвязаны — изменение одного компонента порождает изменение в другом и наоборот. .
Отмечая ряд внешних событий человека, которые формируют его самостоятельность, от механизмов самообслуживания до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым, С. Л. Рубинштейн говорит, что самостоятельность субъекта никак не исчерпывается способностью выполнять те или иные задания. « Она включает более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить и связано с выработкой цельного мировоззрения.» [28,с.679]. Лишь у подростка, у юноши совершается эта работа: вырабатывается критическое мышление, формируется мировоззрение.
Таким образом, развитие самосознания — это движение от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, которая соединяется с самооценкой.
С. Л. Рубинштейн подчеркивал важность общественных интересов и отношение к труду в ходе развития самосознания человека. Он указывал , что человек связывает себя не со своей собственностью, а со своим делом, которому он себя отдал; своими он считает интересы родину, интересы человечества: они его, потому что он их.
Самосознание представляет собой сложное психическое образование, состоящее из структурных составляющих, однако относительно содержания и функций составляющих существуют различные мнения исследователей.
Чеснокова И.И. представляет структуру самосознания как единство трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения человека [36].
Чеснокова И.И. выделяет специфику самосознания как особого феномена человеческой психики. В своей работе она определяет самосознание как
«особо сложный процесс опосредствованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование — в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов. » [36,c.89].
Самосознание в целом – указывает Чеснокова И.И.- динамическое образование психики, находящееся в постоянном движении и не только в онтогенезе, но и своем повседневном функционировании. Процесс познания человека себя проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию, его уточнению, углублению, расширению и т.д
Самопознание, как и всякая другая форма познания не приводит к конечному, абсолютно завершенному знанию. Любой объект познания, а человек в этом качестве особенно, является неисчерпаемым. Основным же условием, определяющим непрерывность изменения знания о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими людьми.
Акт самосознания Чеснокова И.И. видит как единство самопознания с эмоциональным переживанием, т.к. любое новое знание становится устойчивым тогда, когда оно соединяется с соответствующим отношением и будет пережито его личностное значение.
Самопознание и эмоционально-ценностное отношение объединяются в особое образование – самооценку. По мере психического развития у человека складывается более или менее адекватная и устойчивая оценка себя. Основная функция самооценки состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности.
Саморегуляция поведения человека связана с аспектом воли, благодаря которой оно становится действием.

Как сложную структурированную картину видит самосознание представитель гуманистического направления в психологии К. Роджерс. Он вводит понятие «Я — концепция» [27]. Его подход в понимании Я-концепции основывается на следующих положениях:
— поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия;
— этот ракурс по своей природе субъективен;
— всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является Я-концепция;
— Я-концепция — это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение;
— Я-концепция регулирует поведение;
— Я-концепция обладает относительной стабильностью и обусловливает довольно устойчивые схемы поведения;
— расхождения между опытом индивида и его Я-концепцией нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты;
— главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации.

Используя это понятие, более дифференцированную структуру «Я – концепции» предложил Р. Бернс, понимая ее как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой [2].
Он выделяет три составляющие Я-концепции:
1. Образ Я — представление индивида о самом себе.
2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть то конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Образ Я может включать различные ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т.п. Значимость элементов самоописания может быть различной, она может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания — это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.
В попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку.
В формировании самооценки, во-первых, важную роль играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Во –вторых, склонность человека оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие – это его зеркальное Я.
Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

Начиная с Э.Эриксона, самосознание рассматривается через призму такого понятия, как идентичность [37]. Идентичность он понимает как итоговое, интегрирующее свойство личности. Э.Эриксон предложил генетическую теорию формирования эго-идентичности.
Личность в своем развитии проходит ряд стадий или уровней. Каждая стадия характеризуется появлением новообразований, определенных условиями общения индивида с его социальным окружением и его готовностью к тому или другому типу общения. Появление новообразования рассматривается как решение некоторого потенциального противоречия, как выбор из двух возможностей, одна из которых ведет к прогрессу, а другая – к регрессу личности.
На первой стадии «базальное доверие – базальное недоверие», характерной интенсивным созреванием сенсорных систем и тотальной зависимостью от взрослых, вырабатывается «чувство хорошести» жизни, формируется чувственное представление о мире как предсказуемом и вызывающем доверие месте (первые два года жизни). Это чувство доверия позднее становится основой самоуверенности – чувства доверия к самому себе. Эта стадия дает возможность идентифицироваться с образами родителей.
Вторая стадия «автономия – стыд и сомнение» связана с созреванием мышечно-двигательной системы, развитием навыков ходьбы и речи и расширением требований со стороны взрослых. Трех-четырехлетний ребенок получает возможность в большей степени заботиться о себе и формировать самоконтроль. Он начинает испытывать потребность в успехе решения тех задач, связанных с самоконтролем, инициатором которых он является. Задача родителей – выработать верный баланс между контролем, ограничениями и предоставлением возможностей для автономии. Этот баланс часто концентрируется вокруг навыков опрятности и туалета. Оптимальным при переходе от первой стадии ко второй является сохранение тепла и интимности при достижении относительной автономии. При благоприятном развитии психологические достижения на этой стадии становятся основой самовыражения и сотрудничества у зрелой личности. При неблагоприятном развитии, которое определяется прежде всего установками родителей на сверхконтроль в формирующейся личности закладываются основы чрезмерной осторожности и неуверенности.
Третья стадия – это стадия решения дилеммы «инициатива – чувство вины». В возрасте четырех-семи лет для ребенка характерно бурное развитие интеллекта и расширение границ внешнего мира, в который выходит ребенок, что проявляется, в частности, в многочисленных детских «почему?». Обладая «излишком энергии» и сталкиваясь с новыми волнующими возможностями, ребенок быстро забывает Неудачи и стремится к достижению своих целей. Задача родителей поддержание инициативности ребенка и формирование в нем чувства ответственности. Чрезмерные ограниченият и моральные запреты приводят к развитию у него чувства вины и в зрелый период могут выразиться в таких свойствах личности, как мстительность, страх быть наказанным, самоограничение, самоотрицание. В развитии идентификации также происходит следующий шаг: формируется идентификация с родителем того же пола и собственная половая идентичность.
На четвертой стадии происходит выбор между «трудолюбием и чувством неполноценности». Этот возраст, который соответствует младшему школьному возрасту, используется для того, чтобы передать ребенку систематические знания и умения, подготавливающие его к трудовой жизни, навыки и способности, обеспечивающие трудолюбие. В процессе обучения и совместных деятельностей у ребенка появляется возможность идентификации с представителями определенных профессий и вырабатываются представления о разделении труда. – Неудачный исход этой стадии – это формирование чувства неполноценности, неспособности быть наравне с другими людьми.
Пятая стадия характерна дилеммой «идентичность — спутанность роли». Овладение физическими и интеллектуальными навыками, физическое взросление так же, как и новые социальные требования, создают базу для новой фазы развития, которая заключается прежде всего в росте самосознания и мировоззрения подростка. По Эриксону, основное содержание этой стадии как раз и состоит в выработке новой идентичности подростка, соответствующей всем этим изменившимся условиям. В плане формирования идентичности подросток должен решить три задачи: 1) получить уверенность, что он тот же самый человек, сохраняющий свое «Я» во времени и в различных интерперсональных ситуациях; 2) получить уверенность, что другие люди воспринимают его как тождественного самому себе во времени и в различных ситуациях; 3) получить уверенность, что другие воспринимают его также, как он воспринимает себя. Эти три задачи ведут к решению более общей – ответу на вопрос: «кто я есть».

На каждом этапе формирование Эго-идентичности появление новой идентичности обязательно должно быть подтверждено или опровергнуто, т.е. оценено. Это является причиной потребности в самоутверждении.
В концепции самоутверждения, представленной Н.Е.Харламенковой, самоутверждение определяется как «убежденность человека в том, что он чего-то стоит, что он обладает определенной ценностью, и эта ценность – его собственное Я , его идентичость» [22,c.65].
Стратегии самоутверждения, которые были выделены Н.Е.Харламенковой, связаны с решением личностью разных задач на определенных этапах развития и в различных областях жизнедеятельности человека.
Полагается, что потенциально человек обладает разными стратегиями — неуверенной, конструктивной и доминантной, и лишь акцентуация одной из них (на фоне снижения одной из них) может рассматриваться в качестве критерия отнесения человека к какому-либо типу самоутверждения — самоотрицанию, конструктивному самоутверждению или доминированию. При этом замечается, что в норме, какой бы из этих трех типов самоутверждения личности ни рассматривать, конструктные стратегии всегда имеют больший вес и лишь их заметное уменьшение в пользу неуверенных или доминантных стратегий (при том, что они всегда остаются ведущими) указывает на то, что данного человека мы можем отнести к тому или иному типу. И каждый человек , имея определенную совокупность поведенческих стратегий, использует их в зависимости от обстоятельств и собственной внутренней необходимости-потребности в ощущении ценности собственного Я.
Неуверенные стратегии присутствуют в жизни любого человека в том или иной объеме. Они являются следствием симбиотических отношений, необходимых для выживания, которые складываются между матерью и ребенком в первые дни жизни новорожденного Стремление к индивидуации путем сепарации от родителей никогда не может завершиться полностью и способно к воспроизведению на новой стадии развития.
Нормальное (по частоте) проявление неуверенных стратегий просто необходимо. Оно позволяет человеку ориентироваться в окружающей среде, усваивать правила и нормы поведения , принятые в новом коллективе, поддерживать необходимый уровень коммуникации в дискомфортной, стрессовой ситуации и т.д.
Неуверенная стратегия проявляется в неумении сразу ответить на необоснованно предъявляемое требование или просьбу ( которая явно ущемляет достоинство человека и связана с действием, которое сам просящий может выполнит без труда), в актуализации страхов, связанных с необходимостью спросить или попросить, с фрустрированностью потребностей и чувств. Человек ощущает себя закрытым, переживающим чувство вины, испытывающим давление со стороны Супер-Эго. В таком состоянии самоутверждение осуществляется путем интроекции, вбирания в себя источников значения, ценности и силы.
Личность, часто прибегающая к неуверенным стратегиям, имеет богатый опыт интроецирования, который создает ложное представление о силе Я, а на самом деле провоцирует человека на самоотрицание.
Доминантная стратегия также являются обязательным атрибутом самоутверждения полноценно функционирующей личности. Истоки этой стратегии также кроются в ранних детско-родительских отношения, которые были построены на поддержании родителями образа исключительности, одаренности и талантливости своего ребенка. Всемогущество объекта заменяется всемогуществом Я.
Доминантная стратегия операционально обнаруживается в стремлении унизить , в желании проявлять негативные мысли и чувства , снижении положительных оценок и чувств в отношении других людей, в установлении неравновесных отношений, стремлении к установлению власти над ситуацией и людьми.
Эта стратегия может проявляться в критической ситуации проверки личности на то, что она стоит. Здесь стоит вопрос насколько хорошо человек справился с поставленными перед ним требованиями в соответствии со своей новообретенной идентичностью. В ситуации, когда человеку бывает сложно справиться с интенсивно возрастающей тревогой и напряжением, он может реагировать в виде «защиты по типу нападения».
Нередко это осуществляется через проецирование нежелательного и отвергаемого на внешние объекты. И, таким образом , доминантная стратегия сопровождается удачной экстернализацией конфликтов, проецированием их вовне.
Конструктивная стратегия занимает самый большой вес в совокупности стратегий самоутверждения личности. Конструктивность означает способность человека поддерживать ценность собственного Я, не снижая ценности Я другого человека. А.Адлер использовал специальный термин «конструктивное превосходство», который означает превосходство человека над самим собой. Это стремление к личностному росту путем изменения себя, достижения новых высот и ценностей.
Операционально конструктивность проявляется в умении сказать «нет» в ответ на необоснованную просьбу. В способности уверенно действовать в регламентированных ситуациях, в умении адекватно выражать собственное мнение, позитивные и негативные мысли и чувства, в способности легко и спонтанно коммуницировать.
Конструктивность проявляется на всех этапах жизни и означает обретение собственной ценности и способность действовать в соответствии с ней. Задача этой стратегии в сложные периоды жизни состоит в согласовании всех трех стратегий , в оценке ситуации и в контроле над объемом неуверенности и доминантности.
Основой конструктивности является продуктивная работа интроекции и проекции.
Механизмы проекции, интроекции и идентификации содействует на каждом новом этапе синтезу множественных идентификаций человека, его «психическому рождению».

Взглянуть на феномен самосознания человека можно через призму его потребностей. Сформулированная А.Маслоу иерархическая теория потребностей представляет иерархию потребностей как пирамиду с основанием из базовых потребностей, которые включают в себя физиологические факторы (голод и сон), безопасность (стабильность и порядок), привязанность (семья и дружба), уважение (чувство собственной ценности и признание) и с потребностью в самоактуализации на вершине [17].
С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеческой потребностью.
Проводя исследования среди категории людей, способных к самореализации, Маслоу заметил, что такие люди обладают спонтанностью, независимостью, имеют творческий подход к жизни, способны возвыситься над ограничениями культуры. Маслоу открыл, что люди, которые реализуют свои возможности, часто способны к достижению мистических, или «пиковых», состояний. Это подтолкнуло его к провозглашению развития новой области психологии – «трансперсональной, трансчеловеческой, центрированной на космосе, а не на человеческих потребностях и интересах, выходящей за пределы человеческого, самоопределения, самоактуализации и т.п. …Мы нуждаемся в чем-то большем, чем мы сами».
Трансперсональная психология включает в себя переживания и состояния, выходящие за пределы эго, привычного отождествления с Я. Трансперсональные дисциплины не исключают и не обесценивают персональную сферу. Скорее, они помещают область персонального в более широкий контекст, охватывающий и трансперсональный опыт.
Переживание и идентификация, по мнению С. Гроф, может происходить как в области временного диапазона самосознания: эмбриональные, родовые, филогенетические переживания, так и в области расширенного пространства самосознания : идентификация с другим человеком, с группой людей, идентификация с животными с растениями, слияние со всей жизнью и со всем творением, сознание неорганической материи, планетарное и внепланетарное сознание [8].
Трансперсональная психология опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные новейшие и древние способы самопознания. К их числу относится древнейшая восточная система саморазвития и оздоровления Цигун, которая привлекла наше внимание для исследования самосознания занимающихся по этой системе.

📖 2. Самосознание. Структура сознания. «Я-концепция», Лекция 4. Сознание. Психология и педагогика. Курс лекций. Луковцева А. К. Страница 21. Читать онлайн


. ..

Необходимым и первым этапом в становлении сознания является самосознание, т. е. осознание себя самого, своей «самости». Самосознание проявляется как самопознание, самооценка, самоконтроль и самопринятие.

Самопознание – это нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Самопознание осуществляется через анализ результатов собственной деятельности, своего поведения и взаимоотношений с другими людьми, через осознание отношения к себе других людей и через самонаблюдение своих состояний, переживаний, мыслей, поступков.

Самопознание является основой для самооценки, которая включает в себя знание шкалы ценностей, по которой человек может оценить себя. Самооценка бывает адекватной (реальной) и неадекватной — либо завышенной, либо заниженной. Американскому психологу У. Джеймсу принадлежит формула самооценки человека[27]:


Л. Н. Толстой высказал мысль о том, что человек — это дробь, которая стремится к единице, но не достигает ее никогда. Числитель этой дроби — то, что человек представляет собой, а знаменатель — то, что он о себе думает.

Самопознание является основой и для постоянного самоконтроля, который проявляется в осознании и оценке человеком собственных действий.

Результатом самопознания человека является его самопринятие – выработка им системы представлений о самом себе, или «образа Я», который определяет отношение индивида к самому себе, является основой построения взаимоотношений с другими людьми.

Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим состоянием, что определяет формирование у него индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. «Я-концепция» человека строго индивидуальна, так как разные люди по-разному оценивают происходящие события, одни и те же объекты реального мира, причем оценки одних людей достаточно объективны, т.  е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны.

В психологии выделяют две формы «Я-концепции» — реальную и идеальную. Главное в реальной — такое представление личности о себе, которое соответствует действительности, а в идеальной — представление личности о себе в соответствии с желаниями, т. е. таким человек хочет быть. У большинства людей реальная и идеальная «Я-концепции» различаются. Эти расхождения могут приводить и к позитивным, и к негативным последствиям: с одной стороны, это может привести к внутриличностному конфликту, а с другой стороны, может стать источником самосовершенствования личности.

Использование теории самосознания и психологических навыков

Насколько вы самосознательны?

Задавать и размышлять над этим вопросом — пример самосознания.

Как часто вы ловите себя на подобных размышлениях?

Если вы ответили «не часто», то эта статья идеально вам подходит.

Если вы ответили «Все время!», эта статья также идеально подходит для вас.

Почему? Потому что самосознание — это навык, который, как и мышцы, нуждается в хорошей тренировке, чтобы оставаться сильным и гибким.

Гуру эмоционального интеллекта Дэниел Гоулман однажды сказал:

Если ваши эмоциональные способности не в ваших руках, если у вас нет самосознания, если вы не в состоянии управлять своими тревожными эмоциями, если вы не можете эмпатия и эффективные отношения, то, как бы вы ни были умны, вы далеко не продвинетесь.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на самосострадание. Эти подробные, научно обоснованные упражнения не только помогут вам повысить уровень сострадания и доброты, которые вы проявляете к себе, но и дадут вам инструменты, которые помогут вашим клиентам, студентам или сотрудникам проявлять больше сострадания к самим себе.

Эта статья содержит:

  • Что такое теория самосознания? Определение
  • Объективное самосознание в психологии
  • Взгляд на работы Дюваля и Виклунда
  • Взгляд на теорию социальной психологии
  • 7 примеров теории самосознания
  • Что такое теория самовосприятия и чем она отличается?
  • Что такое навыки самосознания?
  • 7 способов улучшить навыки самосознания
  • 7 Полезные задания и упражнения
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Что такое теория самосознания? A Definition

Американская психологическая ассоциация (n. d.) определяет теорию самосознания как «последствия сосредоточения внимания на себе». Многие исследования и литература, доступные сегодня, различают два типа самосознания: субъективное и объективное.

Субъективное самосознание — это идея о том, что мы являемся источником всех наших восприятий и поведения. Мир вращается вокруг нас на основе наших наблюдений и опыта.

Исследователи Дюваль и Виклунд, о которых вы прочтете позже, стремились дать определение объективному самосознанию. Это идея, что мы сравниваем себя с другими и какой-то стандарт правильного поведения. Все эти сравнения в поведении, отношениях и чертах способствуют нашему чувству самосознания (Американская психологическая ассоциация, nd).

Что привело нас к такому пониманию самосознания? Когда на самом деле начинается самосознание? Что происходит, когда кто-то не осознает себя?

В оставшейся части этой статьи мы рассмотрим некоторые из возможных ответов. Как и мы, вы можете поразмышлять над своими представлениями о самосознании. Пожалуйста, не стесняйтесь поделиться ими в разделе комментариев.

Объективное самосознание в психологии

В конце 1800-х годов Уильям Джеймс провел различие между субъективным и объективным «я».

С тех пор самосознание интересовало многих психологов (Brownell, Zerwas, & Ramani, 2007). Поиски определения того, когда появляется самость, почему она важна и что она означает для нашего развития, продолжается.

С точки зрения теории развития, дети начинают осознавать себя примерно в 18 месяцев (Brownell et al., 2007). Этот период знаменует собой начало «ужасных двоек», которые слишком хорошо знакомы многим родителям. Их ребенок начинает вести себя более самостоятельно. Они видят себя отделенными от других и узнают себя в зеркалах. Их новое любимое слово — «нет». Это пример субъективного осознания.

Rochat (2003) утверждал, что в раннем возрасте ребенка существует пять уровней самосознания. Это происходит последовательно примерно к четырем или пяти годам.

Это:

Уровень 0 — Путаница . Ребенок не способен увидеть разницу между собой и отражением себя.
Уровень 1 – Дифференциация . Ребенок начинает понимать, что зеркало – это отражение окружающего мира. Они видят, что что-то изменилось.
Уровень 2 – Ситуация . Это знаменует собой начало понимания уникальности себя, увиденной в зеркале. Ребенок осознает, что отражение находится «снаружи» по отношению к его реальному телу.
Уровень 3 – Идентификация. Распознавание того, что зеркальное отражение есть я, становится яснее.
Уровень 4 — Постоянство. Ребенок узнаёт себя на фотографиях и видео, даже если это «я» в молодости.
Уровень 5 — Самосознание или «мета» самосознание. Ребенок осознает себя и то, как его воспринимают другие.

Объективное самосознание, согласно Американской психологической ассоциации (n.d.), представляет собой «рефлексивное состояние сосредоточенного на себе внимания». Это включает в себя оценку себя по сравнению с другими, а затем корректировку поведения и убеждений по мере необходимости. Когда между нашим идеальным и действительным «я» существуют различия, мы испытываем беспокойство. Чтобы исправить это, мы смотрим не на себя, а на других.

Имея в виду уровни Роша (2003), объективное самосознание происходит после пятого уровня. Саморегуляция, еще одна ключевая концепция в литературе по развитию, сложнее без объективного самосознания. Саморегуляция – это наша способность контролировать свои действия и импульсы. Люди, которые могут это сделать, с большей вероятностью достигнут своих целей. Они также стремятся соответствовать определенным стандартам поведения. Другие инструменты саморегулирования можно найти здесь.

Взгляд на работы Дюваля и Виклунда

В 1972 году Дюваль и Виклунд разработали идею объективного самосознания. Они утверждали, что в любой момент человек может быть сосредоточен на себе или на других. Кроме того, они считали, что внутренняя направленность предполагает сравнение себя со стандартами.

Эти стандарты возникают в результате взаимодействия с внешней средой. После интернализации человек может вносить коррективы в свои мысли и поведение. Чем больше человек сосредоточен на себе, тем больше он осознает себя.

Чтобы проверить свои идеи, они провели серию экспериментов. В одном исследовании они стремились определить, изменятся ли мнения и результаты, если испытуемый станет более самосознательным. Серия из трех экспериментов показала, что это так (Wicklund & Duval, 1971).

Субъекты, которые записывались на пленку, снимались с телекамеры или смотрели в зеркало во время выполнения задачи, демонстрировали повышенное самосознание. Мнения испытуемых соответствовали заданному стандарту (эксперименты 1 и 2) или их производительность улучшилась (эксперимент 3).

Исследования Дюваля и Виклунда являются основой для современных исследований в области самосознания вообще и объективного самосознания в частности. Их работа продемонстрировала, что эмпирическое исследование самофокусированного внимания возможно (Морин, 2011).

Взгляд на теорию социальной психологии

Социальная психология — это раздел психологии, изучающий человеческие взаимодействия.

Таким образом, логично, что этих исследователей интересует самосознание. Ученые хотят знать происхождение и последствия наших взаимодействий.

Важно понимать взаимосвязь между повышенным самосознанием и стандартами.

Некоторые вопросы, изучаемые социальными психологами, включают:

  • Существует ли такая вещь, как автоматическое сравнение себя со стандартами (Silvia & Phillips, 2013)?
  • Каково влияние публичного и частного самосознания на деиндивидуализацию и агрессию (Prentice-Dunn & Rogers, 1982)?
  • Как самосознание влияет на лидерство (Showry & Manasa, 2014)?
  • На поведение потребителей влияет самосознание? Если да, то как (Ertimur & Lavoie, 2019)?
  • Как культура влияет на самосознание (Heine, Takemoto, Moskalenko, Lasaleta & Henrich, 2008)?

Изучение самосознания в рамках социальной психологии продолжается. Это область, наполненная динамичными исследованиями и не лишенная критики (Silvia & Duval, 2001). Сильвия и Дюваль выделяют три области, требующие дальнейшего внимания:

  • Как ожидания влияют на подход и предотвращение расхождений с собственными стандартами
  • Характер стандартов
  • Роль каузальной атрибуции в сокращении несоответствий

7 Примеры теории самосознания

Самосознание – это «настройка» себя и других. Если вы начальник, который не слушает своих сотрудников, вы можете не осознавать, как они относятся к вам. Одним из инструментов управления, который часто используется для решения этой проблемы, является 360-градусная обратная связь.

Некоторые другие примеры теории включают наше осознание:

  • Наши действия в данный момент
  • Отношение к нашим действиям в данный момент
  • Наши эмоции в данный момент
  • Как мы хотим, чтобы нас воспринимали другие
  • Наш внешний вид
  • Внутренние конфликты (например, между вашими убеждениями и действиями)
  • Наши убеждения и ценности
  • Отношения, чувства и убеждения других людей

Неспособность развить самосознание может сделать ситуацию неудобной для других. Это также может привести к еще большему конфликту.

У некоторых людей отсутствие самосознания находится вне их контроля, например, при некоторых нейродегенеративных заболеваниях (например, болезни Альцгеймера, других формах деменции, анозогнозии, шизофрении и биполярном расстройстве), неврологических нарушениях и нарушениях развития ( например, расстройство аутистического спектра) и черепно-мозговая травма.

В некоторых из этих ситуаций человек все же может научиться лучше осознавать себя (Huang et al., 2017; Shany-Ur et al., 2014).

Что такое теория самовосприятия и чем она отличается?

Дэрил Бем (1972) разработал теорию формирования основных человеческих установок: люди наблюдают за своим поведением, а затем решают, какие установки вызвали это поведение.

Опыт не требуется. Бем считал, что люди используют такой же подход при интерпретации поведения других. Поведение случается; следует эмоция.

Например, попробуйте так:

Посмотрите в зеркало и нахмурьтесь. Делайте это в течение нескольких минут. Затем спросите себя, как вы себя чувствуете. Ты сердишься? Раздражительный? Раздраженный? Ваше поведение вызвало эмоции.

Другим примером является идея притворяться, пока вы не сделаете его . Может быть, у вас был ужасный день, но поскольку вы согласились посетить светское мероприятие, вы чувствуете себя обязанным прийти. После прибытия люди делают то, что все ожидают. Они приветствуют вас, вы приветствуете их, и все улыбаются. Прежде чем вы это осознаете, вы забудете обо всем, что вас раздражало. Вы чувствуете себя более счастливым или менее раздраженным, потому что имитировали ожидаемое поведение «кивнуть и улыбнуться».

Одно различие между этими двумя теориями заключается в том, что самовосприятие утверждает, что поведение предшествует эмоциям. Это происходит без явного сравнения с отношением или поведением других людей.

Что такое навыки самосознания?

Дэниел Гоулман (2012) описывает навыки самосознания как «знание того, что мы чувствуем и почему. Они являются основой для хорошей интуиции и принятия решений. [Самосознание] — это моральный компас». Его теория эмоционального интеллекта (Hay Group, 2005) описывает три компетенции, связанные с самосознанием:

  • Эмоциональное самосознание — распознавание собственных эмоций и их последствий
  • Точная самооценка – знание своих сильных сторон и ограничений
  • Уверенность в себе — сильное чувство собственного достоинства и способностей

Эти три навыка имеют решающее значение для развития эмоционального интеллекта (Goleman, 2012). Мы уже понимаем, что люди — социальные животные. Наше общение часто происходит на бессознательном уровне (Mlodinow, 2012).

Вспомните время, когда у вас не было хорошего дня. С кем вы общались? Знал ли человек вас хорошо или нет, не имеет значения. В большинстве случаев люди очень точно определяют бессознательную коммуникацию. Повышение самосознания может привести к большему успеху в отношениях в наших различных сообществах.

7 способов улучшить навыки самосознания

Мы коснулись некоторых исследований роли самосознания в нашей жизни.

Теперь вопрос в том, h как нам улучшить этот навык?  К счастью, это можно сделать несколькими способами.

Вы можете попробовать каждую из приведенных ниже стратегий, чтобы определить, какая из них подходит вам лучше всего:

  1. Научитесь медитировать
    . Если это кажется пугающим, начните всего с 30 секунд медленного глубокого дыхания.
  2. Получить отзыв . Иногда мы не знаем своих сильных и слабых сторон. Спрашивая других, мы можем увидеть, где мы можем стать лучше, а где мы уже преуспели.
  3. Научитесь записывать, отслеживать и анализировать свои цели . Когда вы видите, как достигаете целей, вы получаете представление о том, что вами движет.
  4. Используйте оценки личности и черт характера, чтобы получить представление . Примеры включают опросы VIA Character Survey и StrengthsFinder, но есть и другие опросы.
  5. Журнал . Позвольте себе свободно писать или использовать подсказки. И то, и другое поможет вам по-новому взглянуть на свои мысли, убеждения и чувства.
  6. Написание утренних страниц . Эта идея взята из книги Джулии Кэмерон «Путь художника ». Каждое утро пишите от руки три страницы всего, что приходит вам на ум. Даже если все, что вы напишете на трех страницах, это: «Я не могу придумать, что написать», это нормально. Суть в том, чтобы позволить себе выкинуть все из головы перед началом дня. Это может выглядеть как беспорядочный мусор. Это также может объединиться во что-то, чем вы могли бы заняться позже. Это поток сознания пишет, а не рисует и не планирует. Не перечитывайте свои страницы, если, конечно, не всплывет идея для чего-то крутого (Ядро для книги? Решение проблемы?). Вы можете узнать что-то удивительное о том, кто вы есть, что вы цените и что для вас важнее всего.
  7. Азбука Альберта Эллиса . Каждый из нас переживает активирующие события (А), которые вызывают негативные эмоциональные реакции. Эти эмоциональные реакции проявляются в виде внутреннего диалога или убеждений (Б) и могут привести к негативным последствиям (В). Эллис разработал Рационально-эмоциональную поведенческую терапию (РЭПТ), чтобы помочь людям лучше справляться с иррациональными убеждениями, связанными с неблагоприятными событиями. REBT повышает наше самосознание, обучая нас «выявлять, бросать вызов и заменять саморазрушительные убеждения более здоровыми, которые способствуют эмоциональному благополучию и достижению целей» (Институт Альберта Эллиса, n.d.).

Вы также можете ознакомиться с нашей подборкой книг по самосознанию, которые помогут вам улучшить свои навыки.

7 Полезные занятия и упражнения

Пришло время глубоко погрузиться в конкретные практики, которые вы можете принять и адаптировать в своем стремлении к самосознанию. Каждый из них работает с отдельными людьми и группами.

1. Назначьте свидание самой себе

Свидания художника — еще одно упражнение, придуманное Джулией Кэмерон, — интересный способ раскрыть свои творческие способности. Раз в неделю думайте об одной вещи, которую было бы интересно изучить или изучить. Например, быть туристом в своем городе. Что вы можете обнаружить, чего вы еще не знали? Решите искать определенную форму во время прогулки.

Есть бесчисленное множество способов, которыми вы можете встречаться с артистами. Ваши экспедиции обязательно зажгут ваше воображение. Они также могут помочь вам лучше соединиться со своим творческим «я». Кто ты, когда ты наиболее креативен? Вы более игривый?

Чтобы адаптировать пример к условиям небольшой группы, предложите каждой группе выбрать одну вещь, которую они будут искать. Затем выходите наружу. Выделите до 15 минут на исследование. Когда все вернутся, члены группы могут вести дневник о своем опыте. Фасилитатор также может предложить членам группы поделиться своим опытом.

2. Окно Джохари

Советник Карл прекрасно объясняет концепцию этого упражнения в видео ниже. Задание представляет собой комбинированную самооценку и оценку других. Знания, которые вы получаете, помогают вам лучше осознавать себя. Если вы хотите изучить этот подход, посетите Kevan.org.

На сайте вы увидите список прилагательных. Вы определяете пять-шесть слов, которые описывают вас, а затем делитесь ссылкой с другими. Когда ваши друзья и коллеги оставляют вам отзывы, они могут делать это анонимно. Вам не нужно ни на что подписываться.

3. Изменение парадигмы

Для этого упражнения вам понадобятся большие цветные изображения или рекламные объявления. Из своей стопки выберите одну картинку. Разрежьте изображение на более мелкие части, чтобы вы не могли определить, что это было раньше. Создайте новый дизайн и дайте ему название. Если вы делаете это с кем-то другим, объясните, что представляет собой новый образ и каким он был изначально. Когда закончите, рассмотрите следующие вопросы:

  • Каково это было преобразовать одно изображение в другое?
  • Насколько сложно было «отпустить» первую картинку?
  • Что нужно, чтобы «отпустить» что-то одно, чтобы на его место пришло что-то новое?
  • Когда вы успешно делали это или видели это в прошлом?

4. Кто эти люди?

Иногда бывает сложно изменить свое мышление. Нам становится комфортно с тем, где мы находимся и кем мы стали. Кроме того, перемены могут быть страшными и тяжелыми. В этом упражнении вы должны расшифровать список из 10 анаграмм. Например:

  1. АРЕСТОВАН
  2. ГНИЛИ ТРЕСКИ
  3. А КОЛОНКА ДЛЯ МОНЕТ
  4. ТУШЕЕ А СЭР
  5. ЖУРНАЛ №
  6. СНЭГ МЭР
  7. МОШЕННИК
  8. КИСЛАЯ ШЛЯПА
  9. ЛИТАЯ ПОСУДА
  10. ТАРТ

Когда закончишь, поразмышляй над этими вопросами,

  • Что помешало тебе увидеть ответы?
  • Что помогло вам решить анаграммы?
  • Какие идеи или убеждения вы придерживаетесь, которые служат ограничениями или ограничениями?

5.

Разум важнее тела

Верите ли вы, что наши мысли влияют на реакцию нашего тела? Для этого упражнения вам понадобится партнер. Попросите друга встать перед вами с закрытыми глазами и вспомнить положительный опыт.

Когда они будут готовы, прикажите им кивнуть. Попросите вашего партнера поднять доминирующую руку на высоту плеча и сжать кулак. Их рука должна быть параллельна полу и находиться перед ними. Скажите своему партнеру, чтобы он называл свое имя, когда вы пытаетесь толкнуть его руку вниз. Теперь твоя очередь.

Выполните ту же процедуру, что и раньше, но на этот раз вы вызовете неприятное воспоминание. Когда ваш партнер говорит вам поднять руку, вы произносите выдуманное имя вместо своего. Скорее всего, рука вашего партнера опустилась ненамного, если вообще опустилась, но ваша опустилась.

Подумайте об этом:

  • Каково типичное воздействие на наше тело, когда мы счастливы и честны?
  • Каково типичное воздействие на наше тело, когда мы чувствуем себя негативно или лживо?

6.

Упражнение интуитивного рисования маори

Медики маори Новой Зеландии использовали это как способ помочь людям оценить свою жизнь. Делается ежегодно, обычно в свой день рождения, человек исследует свое прошлое, настоящее и будущее, рисуя картинку.

Нарисуйте на листе бумаги большой круг, создав на странице то, что маори назвали бы «священным пространством». На обратной стороне бумаги напишите следующие слова:

Змея
Цветок
Бабочка
Птичья тропа
Гора
Убежище
Дерево

Нарисуйте эти восемь символов в своем священном пространстве в любом месте. Уделите столько времени, сколько хотите. После того, как вы закончите, добавьте пунктирную горизонтальную и вертикальную линии, чтобы разделить бумагу на четыре квадранта. Объяснение длинное. Ищите здесь. Это прекрасное занятие, которое нужно делать каждый год.

7. Самоанализ эмоционального интеллекта

Это упражнение, разработанное доктором Хьюго Альбертсом, направлено на то, чтобы помочь вам оценить вашу способность:

  • Понять свои эмоции
  • Понимать эмоции других
  • Регулируйте свои эмоции
  • Используйте свои эмоции, чтобы улучшить себя

В каждой из вышеперечисленных областей вы оцениваете свои текущие способности и то, как вы можете их усилить. Альбертс включает несколько вопросов, чтобы подтолкнуть вас к размышлению.

Например, если вы пытаетесь лучше понять свои эмоции, подумайте над этим:

  1. Насколько хорошо я могу определить, что я чувствую?
  2. Насколько хорошо я знаю, счастлив я или нет?
  3. Насколько хорошо я могу замечать, когда я зол, грустен, скучаю и т. д.?
  4. Насколько хорошо я определяю свои эмоциональные колебания?

Рассмотрев список вопросов, напишите свой текущий анализ. Затем напишите, как, по вашему мнению, вы могли бы укрепить свои навыки в этой области. В каждом разделе оценки в среднем шесть вопросов.

В группе ведущий может представить это на примере. После обсуждения примера члены группы работают самостоятельно. Ограничения по времени могут не позволить завершить каждую оценку во время семинара.

Есть несколько способов справиться с этим:

  • Если группа собирается на несколько дней, это может быть домашним заданием.
  • Если группа собирается только один раз, то тренер может предложить выполнить задание дома.
  • Если группа снова соберется, участники смогут поделиться своими мыслями в небольших группах. Фасилитатор также может пригласить к участию большую группу тех, кому это удобно.

Совместное использование с другими является необязательным и не является частью первоначального действия. Альбертс также предоставляет список рекомендуемой литературы. Вы можете узнать больше об этом и других инструментах в Инструментарии позитивной психологии©.

Важная информация

Самосознание — один из лучших способов создать гармоничную жизнь. Подобно мышце, которая атрофируется без использования, отсутствие самосознания может разрушить наши отношения не только с другими, но и с самими собой.

К счастью, мы не должны допустить этого. Такие упражнения, как медитация, ведение дневника и другие, требующие постоянного размышления, укрепляют наше самосознание.

Что вы сделаете сегодня, чтобы стать более осознанным?

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения на самосострадание.

  • Институт Альберта Эллиса. (н.д.). О. Получено с https://albertellis.org/about-albert-ellis-phd/about-aei/
  • .
  • Американская психологическая ассоциация. (н.д.). Теория самосознания . Получено с https://dictionary.apa.org/self-awareness-theory
  • Бем, DJ (1972). Теория самовосприятия. В Л. Берковице (ред.), Успехи экспериментальной психологии (том 6) (стр. 1–62). Академическая пресса.
  • Браунелл, Калифорния, Зервас, С., и Рамани, ГБ (2007). «Такой большой»: развитие самосознания тела у малышей. Развитие ребенка , 78 (5), 1426–1440.
  • Дюваль С. и Виклунд Р. А. (1972). Теория объективного самосознания. Академическая пресса.
  • Эртимур Б. и Лавуа Д. Р. (2019). Калибровка себя: развитие самосознания и поощрение саморегуляции в понимании поведения потребителей. Обзор маркетингового образования, 29 (2), 113–118.
  • Гоулман, Д. (2012). Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ. Рэндом Хаус.
  • Хэй Групп. (2005, ноябрь). Опросник эмоциональной компетентности (ECI) . Центр исследований и инноваций Макклелланда. Получено с http://www.eiconsortium.org/pdf/ECI_2_0_Technical_Manual_v2.pdf
  • .
  • Хайне, С. Дж., Такемото, Т., Москаленко, С., Ласалета, Дж. Д., и Генрих, Дж. (2008). Зеркала в голове: культурные различия в объективном самосознании. Бюллетень личности и социальной психологии , 34 (7), 879–887.
  • Хуанг, А. X., Хьюз, Т. Л., Саттон, Л. Р., Лоуренс, М., Чен, X., Цзи, З., и Зелеке, В. (2017). Понимание себя у людей с расстройствами аутистического спектра (РАС): обзор литературы. Границы психологии , 8 .
  • Млодинов, Л. (2012). Подсознание: Как ваше бессознательное управляет вашим поведением. Винтаж.
  • Морин, А. (2011). Самосознание Часть 1: Определение, меры, эффекты, функции и предпосылки. Компас социальной психологии и психологии личности , 5 (10), 807–823.
  • Прентис-Данн, С., и Роджерс, Р. В. (1982). Влияние публичного и частного самосознания на деиндивидуализацию и агрессию. Журнал личности и социальной психологии, 43 (3), 503–513.
  • Роша, П. (2003). Пять уровней самосознания, как они раскрываются в начале жизни. Сознание и познание, 12 (4), 717–731.
  • Shany-Ur, T., Lin, N., Rosen, HJ, Sollberger, M., Miller, B.L., & Rankin, K.P. (2014). Самосознание при нейродегенеративном заболевании зависит от нейронных структур, опосредующих внимание, ориентированное на вознаграждение. Мозг , 137 (8), 2368–2381.
  • Шоури, М., и Манаса, К.В.Л. (2014). Самосознание – ключ к эффективному лидерству. IUP Journal of Soft Skills , 8 (1), 15–26.
  • Сильвия, П.Дж., и Дюваль, Т.С. (2001). Теория объективного самосознания: недавний прогресс и постоянные проблемы. Обзор личности и социальной психологии, 5 (3), 230-241.
  • Сильвия, П.Дж., и Филлипс, А.Г. (2013). Самосознание без осознания? Имплицитное самофокусированное внимание и поведенческая саморегуляция. Самоидентификация, 12 (2), 114-127.
  • Виклунд, Р. А., и Дюваль, С. (1971). Изменение мнения и улучшение производительности в результате объективного самосознания. Журнал экспериментальной социальной психологии, 7 (3), 319–342.

Что такое самосознание и почему оно важно?

Блог Благополучие

14 сентября 2022 г. — 18 минут чтения

Поделитесь этой статьей

Перейти к разделу

Что такое самосознание?

Два состояния самосознания

Почему самосознание важно?

Преимущества самосознания

В чем недостаток самосознания?

Как узнать, знаю ли я себя?

Как стать более самосознательным

Вы хотите быть счастливее, иметь больше влияния, лучше принимать решения и быть более эффективным лидером? Таким образом, самосознание — это самая важная мышца, которую вам нужно развивать. Это то, что будет держать вас на пути к тому, чтобы стать лучшей версией себя и лучшим лидером, которым вы можете быть.

Преимущества самосознания столь же различны, как и у каждого человека, и примеры включают усиление влияния, более широкий кругозор и более крепкие отношения. Давайте углубимся в то, что такое самосознание и способы его развития.

Что такое самосознание?

Психологи Шелли Дюваль и Роберт Виклунд предложили следующее определение:

«Самосознание — это способность сосредоточиться на себе и на том, как ваши действия, мысли или эмоции соответствуют или не соответствуют вашим внутренним стандартам. обладая самосознанием, вы можете объективно оценивать себя, управлять своими эмоциями, согласовывать свое поведение со своими ценностями и правильно понимать, как вас воспринимают другие».

Проще говоря, обладающие высоким самосознанием могут объективно интерпретировать свои действия, чувства и мысли.

Это редкий навык, поскольку многие из нас склонны интерпретировать свои обстоятельства под влиянием эмоций. Развитие самосознания важно, потому что оно позволяет руководителям оценивать свой рост и эффективность и при необходимости менять курс.

Два состояния самосознания

Существует два различных вида самосознания: публичное и личное.

Публичное самосознание: Осознание того, как мы можем казаться другим. Из-за этого сознания мы с большей вероятностью будем придерживаться социальных норм и вести себя социально приемлемым образом.

Хотя у этого типа осознания есть преимущества, существует также опасность скатиться к самосознанию. Те, у кого эта черта особенно высока, могут проводить слишком много времени, беспокоясь о том, что другие думают о них.

Частное самосознание: Способность замечать и размышлять о своем внутреннем состоянии. Те, у кого есть личное самосознание, интроспективны, с любопытством подходят к своим чувствам и реакциям.

Например, вы можете заметить, что напрягаетесь, готовясь к важной встрече. Замечать физические ощущения и правильно приписывать их своему беспокойству по поводу встречи было бы примером личного самосознания.

Когда самосознание переходит в самосознание, мы не хотим делиться некоторыми аспектами себя. Мы развиваем личность, которой не хватает аутентичности.

Почему самосознание важно?

Группа Eurich исследовала природу самосознания. Их исследования показывают, что, когда мы смотрим внутрь себя, мы можем прояснить наши ценности, мысли, чувства, поведение, сильные и слабые стороны. Мы способны распознавать влияние, которое мы оказываем на других. Исследование Эйриха показывает, что люди с самосознанием счастливее и имеют лучшие отношения. Они также испытывают чувство личного и социального контроля, а также более высокую удовлетворенность работой.

Когда мы смотрим вовне, мы понимаем, как люди видят нас. Люди, которые знают, как люди их видят, с большей вероятностью будут чуткими к людям с разными точками зрения. Лидеры, чье самовосприятие совпадает с восприятием других, с большей вероятностью будут расширять возможности, включать и признавать других.

Зарегистрируйтесь, чтобы получать последние материалы, инструменты и ресурсы от BetterUp.

 

*

Адрес электронной почты:

 

 

 

 

Преимущества самосознания

Как мы упоминали ранее, усиление самосознания имеет множество преимуществ. Специфика каждого из них зависит от человека.

Вот несколько примеров общих преимуществ самосознания:

  • Это дает нам возможность влиять на результаты
  • Это помогает нам лучше принимать решения. Это дает нам больше уверенности в себе, поэтому в результате мы общаемся с ясностью и намерением
  • Это позволяет нам понимать вещи с разных точек зрения
  • Это освобождает нас от наших предположений и предубеждений
  • Это помогает нам строить лучшие отношения
  • Это дает нам большую способность регулировать наши эмоции
  • Уменьшает стресс
  • Это делает нас счастливее

Что такое пробел в самосознании?

Самосознание является одним из основных элементов современного лидерского жаргона. Хотя многие лидеры будут хвастаться своим самосознанием, только 10–15 процентов населения соответствуют этим критериям.

Многие из нас выросли с идеей, что нельзя показывать свои эмоции, поэтому мы пытаемся их игнорировать или подавлять. С негативными эмоциями это не очень хорошо для нас. Мы либо усваиваем их (приводя к гневу, обиде, депрессии и смирению), либо экстернализируем их и обвиняем, недооцениваем или запугиваем других.

Недостаток самосознания может стать серьезным препятствием в лидерстве. Исследование, проведенное Адамом Д. Галински и его коллегами из Школы менеджмента Келлогг на Северо-Западе, показало, что часто, когда руководители поднимаются по корпоративной лестнице, они становятся более уверенными в себе и в себе. С другой стороны, они, как правило, становятся более поглощенными собой и менее склонны учитывать точку зрения других.

В отдельном исследовании канадские исследователи изучили активность мозга у людей, занимающих руководящие должности. Они нашли физиологические доказательства того, что по мере увеличения силы способность сопереживать другим снижается. Они становятся менее способными учитывать потребности и точки зрения других. По сути, эти лидеры не думают, что им нужно меняться, а вместо этого требуют изменений от всех остальных.

Как узнать, знаю ли я себя?

Не отчаивайтесь, если вам не удастся сократить самосознание на 10-15 процентов. Если вы хотите узнать, насколько вы самосознательны, в Центре iNLP есть 12 вопросов с несколькими вариантами ответов, которые расскажут вам об уровне вашего самосознания и о том, что вы можете сделать, чтобы его улучшить. Оценка основана на исследованиях и разработана Майком Бундрантом, нейролингвистическим тренером и лайф-коучем.

Перечень сильных сторон «Ценности в действии» (VIA-IS) — это отличный инструмент для определения ваших доминирующих сильных сторон, который можно бесплатно найти на веб-сайте VIA. Он измеряет ваши ответы по шести широким категориям с 24 сильными сторонами. Пройдите оценку, и вы создадите отчет, в котором будут указаны ваши 5 сильных сторон и способы их оптимизации.

Как стать более осознанным человеком

Представьте себя

Визуализируйте лучшую версию себя. «Идеальные Я отражают наши надежды, мечты, стремления и говорят о наших навыках, способностях, достижениях и достижениях, которых мы хотим достичь». (Хиггинс, 19 лет87; Markus & Nurius, 1986.) Когда вы опираетесь на свои сильные стороны, чтобы стать лучшей версией себя, вы можете использовать это идеализированное «я», чтобы продолжать двигаться в правильном направлении и не отвлекаться на неудачи и другие препятствия.

Задавайте вопросы «что»

В основе самосознания лежит способность к самоанализу. Однако группа Эйриха утверждает, что большинство людей неправильно подходят к размышлениям. Проблема в том, что мы задаем себе неправильные вопросы. Пытаясь разрешить внутренний конфликт, мы спрашиваем: «Почему?» Тем не менее, нет никакого способа ответить на этот вопрос, поскольку у нас нет доступа к нашему бессознательному. Вместо этого мы придумываем ответы, которые могут быть неточными.

Опасность вопроса «почему» заключается в том, что он загоняет нас в кроличью нору наших негативных мыслей. Мы концентрируемся на своих слабостях и неуверенности. Возьмем Эми, нового младшего руководителя, которому трудно выступать на собраниях. Она может объяснить свой опыт самой себе, думая: «Я не высказываюсь на собраниях, потому что опустилась слишком низко в корпоративной пищевой цепочке. Никто не собирается меня слушать».

Постановка вопроса «какой» ставит нас в объективное и открытое пространство для рассмотрения всех факторов, влияющих на конкретный результат. Например, вместо «Почему я молчу на собраниях?» мы могли бы спросить: 

  • «Какова была межличностная динамика в комнате?»
  • «Что я испытывал в это время в своем теле?»
  • «Что случилось, что заставило меня вернуться к моей старой истории о том, что я недостаточно хорош?»
  • «Что я могу сделать, чтобы побороть страх говорить открыто?»

Этот вид самоанализа позволяет нам смотреть на поведение и убеждения такими, какие они есть. Благодаря самосознанию мы можем исследовать старые шаблоны и истории, которые нам не служат, и тогда мы можем двигаться дальше. Задавание правильных вопросов дает нам возможность делать разные выборы, которые приносят разные результаты.

Эми решает составить план, потому что теперь она понимает, что у нее есть шанс решить свою проблему.

  • Она узнает больше о содержании и целях предстоящей встречи, чтобы обрести уверенность в том, какой вклад она может внести.
  • Вместо того, чтобы думать о том, что другие думают о ней, она будет активно прислушиваться к сигналам, чтобы задавать содержательные вопросы, которые продвигают разговор вперед.
  • С повышенным вниманием к сигналам, которые ее тело подает ей, сигнализируя о страхе и беспокойстве, она называет эмоцию в данный момент и решает не поддаваться ей — это один гигантский шаг к самосознанию.

Укрепите свой мозг

Миндалевидное тело, также называемое примитивным мозгом, было первой частью мозга, развившейся у людей. Он функционировал как своего рода радар, сигнализирующий о необходимости бежать или дать отпор. Эта часть мозга умеет предвидеть опасность и реагирует еще до того, как мы успеваем назвать отрицательную эмоцию. Наше сердце колотится, желудок сжимается, а мышцы шеи напрягаются.

Реакция вашего тела — это растяжка, сигнализирующая префронтальной коре зарегистрировать или назвать отрицательную эмоцию. Если вы привнесете осознанность в свое физическое состояние, вы сможете в данный момент распознать эмоцию, когда она возникает. Становление искусным в этом перепрограммирует ваш мозг.

Обозначение своих чувств имеет решающее значение при принятии решений. Когда мы позволяем своим чувствам захлестнуть нас, мы можем принимать плохие решения с непредвиденными последствиями. Называя свои эмоции, мы можем взглянуть на них с точки зрения «третьего лица», чтобы отойти в сторону и более объективно оценить происходящее.

Давайте рассмотрим это на примере. Вы, самосознательный человек, разговариваете с кем-то и получаете негативную обратную связь. Ваше сердце начинает биться быстрее, и вы чувствуете угрозу. Вы говорите себе: «Я чувствую, что этот человек нападает на меня». Но прежде чем плакать или впадать в ярость, вы останавливаетесь и выслушиваете человека. Вы обнаруживаете, что у этого человека есть по крайней мере одно хорошее замечание, и начинаете другой разговор, который приносит взаимное удовлетворение и является продуктивным.

Спросите других об их восприятии вас

Теперь, когда вы узнали, что обратная связь не обязательно должна быть пугающей, спросите других людей, как они воспринимают вас в определенных ситуациях. Конкретизация поможет вам получить наиболее конкретную обратную связь. Наберитесь смелости и спросите их, как бы они хотели, чтобы вы себя вели.

Упражнение: Выберите сценарии, по которым вы хотели бы получить отзыв, и перечислите их.

Сделать два столбца.

Столбец A: Каким я вижу себя

Столбец B: Каким меня видят другие

В столбце A составьте список слов, описывающих ваше отношение и поведение в данный момент.

Затем попросите вашего партнера по обратной связи сделать то же самое и записать эти ответы в столбец B.

Обращайте внимание на расхождения. У вас могут быть некоторые слепые пятна, которые требуют внимания.

Ведите дневник

Ведение дневника — отличный способ обратить внимание на то, что происходит в вашей личной и общественной жизни. Это также поможет вам распознавать шаблоны, которые либо служат вам, либо нет. Вы можете использовать эти подсказки:

  1. Что я сделал хорошо сегодня?
  2. С какими проблемами я столкнулся?
  3. Что я чувствовал?
  4. Что я ответил? Оглядываясь назад, ответил бы я по-другому?
  5. Какие сильные стороны я использовал, чтобы сосредоточиться на лучшей версии себя?
  6. Какие у меня планы на завтра?

Практика внимательности

Внимательность — это практика. Это помогает вам быть в курсе того, что происходит в вашем уме, теле и окружающей среде. Медитация — одна из немногих практик, которые вы можете внедрить в свою повседневную жизнь, а практика осознанности — прекрасный инструмент для развития большего самоконтроля.

Вот несколько идей упражнений на осознанность, которые помогут вам начать:

  • Практика глубокого дыхания
  • Назовите свое окружение
  • Организуйте свое пространство
  • Нарисуй или раскрась

Путь к самосознанию — это путешествие. Наиболее осознающие себя люди видят себя в поисках мастерства, а не в определенном месте назначения. По мере того, как вы продвигаетесь вперед в развитии своего самосознания, регулярно спрашивайте себя: «Как вы будете двигаться к лучшей версии себя сегодня?»

Опубликовано 14 сентября 2022 г.

Товарищ-тренер Betterup, MSEd, M.S.O.D.

Читать Далее

Благополучие

16 минут чтения | 8 апреля 2021 г.

Как говорить о благополучии с командой

Исследования показывают, что поддержка менеджера является наиболее эффективным способом стимулировать улучшение самочувствия на рабочем месте. Вот как вести этот разговор. Читать далее

Благополучие

10 минут чтения | 5 мая 2021 г.

Контроль над своей работой

Чувство беспомощности — одна из основных причин эмоционального выгорания. Часто есть 5 вещей, которые мы можем контролировать в нашей рабочей среде, которые позволяют нам формировать нашу работу. Читать далее

Благополучие

14 минут чтения | 16 июля 2021 г.

Приложить все усилия к работе — стоит ли?

Узнайте, как и почему, привнося на работу всю свою подлинную сущность, вы и ваша организация процветаете. Читать далее

Благополучие

7 минут чтения | 6 августа 2020 г.

Как вселить в других оптимизм

Вы можете быть оптимистом, но знаете ли вы, как взрастить оптимизм в других? Вот как поощрять оптимизм, смелость и рост. Читать далее

Благополучие

21 мин чтения | 24 сентября 2021 г.

Что такое умственная работоспособность? Как тренировать мозг

Что такое психологическая подготовка и почему так важно быть в хорошей психологической форме? Мы исследуем, что это такое, как это приносит пользу нашему здоровью, и несколько примеров умственной подготовки. Читать далее

Благополучие

12 минут чтения | 8 июля 2022 г.

Как улучшить свой эмоциональный интеллект, чтобы улучшить свою жизнь

Развитие эмоционального интеллекта может изменить вашу жизнь к лучшему. Узнайте, что такое эмоциональный интеллект, и советы по его повышению. Читать далее

Благополучие

6 минут чтения | 23 марта 2021 г.

Принц Гарри, герцог Сассекский, присоединяется к BetterUp в качестве главного сотрудника по вопросам воздействия

Соучредитель и генеральный директор BetterUp Алекси Робишо представляет принца Гарри, герцога Сассекского, в качестве нового главного директора компании. Читать далее

Благополучие

15 минут чтения | 16 июля 2021 г.

Сострадание и эмпатия: понимание разницы

Что такое сострадание? Как и эмпатия, оно проистекает из желания понять опыт других. Давайте получим четкое определение и исследуем разницу. Читать далее

Благополучие

14 минут чтения | 13 мая 2021 г.

Как добиться хорошего баланса между работой и личной жизнью (подсказка: дело не только во времени)

Баланс между работой и личной жизнью — это больше, чем время на работе и время дома.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts