Самовоспитание характера: 18. Характер, его структура, типология. Воспитание с самовоспитание характера.

18. Характер, его структура, типология. Воспитание с самовоспитание характера.

Характер – психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношении к окружающему миру, другим людям, себе и к труду.

Характер- социальное образование.

Черты характера формируются на основе природной реальности.

Акцентуация характера- заострение определенных черт характера, наиболее ярко выраженных.

Понятие «акцентуации» было введено в психологию К. Леонгардом.

Его типология:

Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет следующие типы характеров:

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора.

У такого человека возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного — замкнутыми.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной.

5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость.

В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова».

9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов

11.  Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации.

12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию.

Воспитание это целенаправленная помощь в развитии характера и положительных качеств личности, способностей и привычек. Такие качества определяются, прежде всего, отношением человека к другому, к обществу, ко всем реалиям окружающего мира, к науке и процессу познания. Это отношение закрепляется в сознании в виде убеждений и в подсознании — в привычных формах поведения, устойчивой эмоционально-волевой позиции. Но закрепляется только в том случае, если человек устойчив в своих предпочтениях, и тогда они воплощаются в личностных качествах.

Самовоспитание  осознанная, целеустремленная деятельность самого человека, предусматривающая познание и развитие, формирование и совершенствование в себе положительных личностных качеств и преодоление отрицательных, овладение умением гармонизировать свой внутренний мир и отношения с окружающими.

  1. Способности и задатки, виды способностей. Понятие об одаренности.

В психологии существует два основных подхода к пониманию способностей, их происхождения и места в системе деятельнос­ти, психики и личности. Первый подход можно условно назвать

деятельностным, и за ним стоят работы многих отечественных исследователей, начиная с Б.М. Теплова. Второй подход являет­ся не менее разработанным, сочетающимся с первым, но имену­ется здесь какзнаниевый.

Начнем с позиции Б.М. Теплова, работа которого по психоло­гии музыкальных способностей, выполненная в 1940-х гг., не по­теряла своей научной значимости и в наши дни.

Способности — это индивидуально-психологические особенно­сти, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личнос­ти, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

Виды способностей:

Общие способности

обслуживают наиболее важные требования со стороны многих видов деятельности и успешного общения с людьми (например, точность движений, качество речи, высокий интеллект необходимы во многих видах деятельности).

Специальные способностиобеспечивают требования отдельных видов деятельности за счет специальных качеств личности, относящихся, например, к музыке, математике, спорту. Так, «чистый» тенор обеспечивает его обладателя возможностью работать солистом хора и держать основную мелодию в многоголосии.

Шадриков В.Д.отдельно выделяетдуховные способности, под которыми понимает «единство и взаимосвязь природных способностей индивида, преобразованных в процессе деятельности и жизнедеятельности, способностей человека как субъекта деятельности и отношений, а также нравственных качеств человека как личности. Духовные способности вырастают из общих способностей – это высшая стадия развития способностей».

Леонтьев А.Н.предлагает четко различать у человека два рода способностей: «во-первых,способности природные или естественные, в основе своей биологические; во-вторых,способности специфическиечеловеческие, которые имеют общественно-историческое происхождение. Природные способности являются общими у человека и животных. Такого рода способности связаны с задатками, но не тождественны им. Природные способности это не сами задатки, а то, что формируется на их основе (например, образование условных связей). Специфические человеческие способности, представляют собой новообразования, формирующиеся в индивидуальном развитии, а не выявление и видоизменение того, что заложено наследственностью (например, способности речевые, музыкальные, конструкторские и т.п.).

С точки зрения Крутецкого В.А., отдельные способности человека еще не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Для успешного выполнения, овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство, или как говорят ансамбль способностей.

Крутецкий различает способности учебные и творческие.Учебные способностисвязаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков.Творческие способности связаны с созданием нового оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. Резко обособлять учебные и творческие способности нет оснований: учебная деятельность включает в себя и элементы субъективного творчества. Также он различает умственные и специальные способности.Общие умственные– это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. К ним относят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, сосредоточенное внимание и др.

Платонов К.К.выделяет элементарные и сложные способности, которые в свою очередь, подразделяются на общие и частные.

Элементарными общими являются способности к отдельным свойствам форм отражения как элементарным, присущи всем индивидам, но не в равной мере психическим деятельностям. Например, способность суждения, воображения, эмоциональной памяти и т.д.

Элементарными частнымиспособностями являются отдельные свойства (черты) личности, сформировавшиеся на основе индивидуально-своеобразного обобщения соответствующих психических процессов, как тоже элементарных, но уже не всем присущих психических видов деятельности. Например, выраженная сообразительность, доброта, смелость, эмоционально-моторная устойчивость и т.д.

Сложными общимиявляются способность к труду, к общению, речи, к обучению, к воспитанию, нравственные, правовые способности, свойственные, хотя и не в равной мере, всем людям.

Сложными частными(специальными) являются профессиональные и аналогичные им способности.

Понятие способности является динамическим, т.е. суще­ствующим только в изменении, развитии, только в соответствующей целенаправленной деятельности.

Не бывает способности «в никуда», вне более или менее конкретной деятельности. Человек не вправе, например, утверждать, что у него пропали способности к рисованию, если он этим рисованием никог­да серьезно не занимался. Способности нельзя отождествлять со стремлением человека к чему-то, с интересом.

Однако развитие способности должно иметь какое-то «начало», точку отсчета. Деятельностному вектору нужно из чего-то «исхо­дить». Задатки— это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития спо­собностей. Нет способностей как вне деятельности, так и вне задатков. Но способность есть функция не задатка, а развития. За­датки врожденны и статичны в отличие от динамичных способнос­тей. Задаток сам по себе не определен, ни на что не направлен, многозначен. Он получает свою определенность, только будучи вклю­ченным в структуру деятельности, в динамику способности.

В личности «принята» своя динамическая иерар­хия способностей, отвечающая всем ее деятельностям, всему поведе­нию и жизни человека. В этой многомерной структуре выделяются и особые личностные образования, называемые одаренностью.

Одаренность— качественно своеобразное, личностное сочета­ние способностей. Согласно позиции Б.М. Теплова одаренность, как и способность, не врожденна, а существует в развитии. Очень важно, что данное понятие прежде всего качественное. В этом плане автор решительно противопоставлял свою трактовку одарен­ности и распространенное в западной психологии и тестологии понятие «коэффициента интеллекта» как универсальной количе­ственной меры одаренности.

Всякая одаренность комплексна, т.е. включает в себя некие об­щие и специальные моменты. Под общей одаренностьюпонимает­ся развитие относительно широких и универсально задействован­ных психологических составляющих, например памяти и интеллек­та. Однако способность и одаренность могут существовать только применительно к некоей конкретной деятельности. Поэтому общая одаренность должна быть отнесена к определенной универсальной деятельности. Таковой является вся человеческая психика, или сама категория жизни. В этом случае понятие общей одаренности прак­тически теряет свою психологическую специфику.

Специальная одаренностьимеет более узкое понятийное со­держание, поскольку относится к некоторой специальной, т.е. отно­сительно специфической, деятельности. Но подобная градация дея­тельностей всегда условна. Так, в структуру «художественной» деятельности входят и перцепция, и рисование, и композиция, и вообра­жение. и многое другое, что требует соответствующего развития специальных способностей. Поэтому общие и специальные способ­ности реально существуют в личностном, деятельностном единстве.

Высокая степень одаренности называется талантом, при опи­сании качеств которого используется множество выразительных эпитетов. Это, например, выдающееся совершенство, значимость, стра­стная увлеченность, высокая работоспособность, оригинальность, разнообразие. Б.М. Теплое писал, что талант как таковой многосто- ронен. По законам теории вероятностей «выдающимися» не могут быть все, поэтому в реальном социуме талантливых людей объек­тивно немного.

Гениальность— это качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта. Гения характеризуют уни­кальность, высочайшее творчество, открытие чего-то, ранее челове­честву неизведанного.

Обратимся ко второму психологическому подходу к пониманию связей способности и деятельности. Его главное отличие от пред­шествующей концепции заключается в фактическом приравнива­нии способностей к наличному уровню знаний, навыков и умений.

Знаниевый подходакцентирован как бы на операциональном аспекте способностей, тогда как деятельностный подход выделяет динамический аспект. Но ведь быстрота и легкость развития способностей обеспечена только соответствующими операциями и знаниями. К тому же фор­мирование начинается не «с нуля», оно не предопределено врож­денными задатками. Соответствующие знания, навыки и умения личности фактически не отделимы от понимания, функционирова­ния и развития способностей.

Помимо двух названных подходов можно говорить, что за послед­нее десятилетие складывается некоторое самостоятельное направ­ление изучения психологии способностей, возглавляемое В.Д. Шадриковым. Согласно его определению способности— это свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функ­ции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявля­ющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности. Дело в том, что «отдельные психические функции», обеспечивающие проявление способностей, действительно реали­зуются соответствующими функциональными системами. И в этой позиции меняется акцент рассмотрения, так как изучаются не от­дельные психические функции, а сами свойства производящих их функциональных систем. Такие системы и блоки по-разному выде­ляли и изучали А.Р. Лурия (1902—1977), П.К. Анохин (1898—1974), В.Д. Небылицын (1930—1972), другие крупные отечественные пси­хологи и психофизиологии.

Моральное развитие личности.

Самовоспитание характера — Учебник по Основам здоровья. 9 клас. Таглина

Учебник по Основам здоровья. 9 клас. Таглина — Новая программа

Обдумайте и обсудите ситуацию. Лена собралась с подругами в кино, но она знала, что родителям это не понравится. Поэтому Лена сказала, что пойдет к однокласснице, которая поможет ей с домашним заданием. Родители разрешили. Лена прекрасно провела время, к урокам она так и не подготовилась, но об этом не сказала. Какие моральные нормы и правила нарушила Лена? Является ли такая ситуация опасной? Почему?

Моральное развитие личности

Слово «мораль» предложил древнеримский политический деятель Марк Туллий Цицерон. В переводе с латыни оно означает «общепринятые нормы», «неписаные правила». Сегодня, употребляя слово «мораль», мы подразумеваем принятые в обществе представления о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном. Мораль — это совокупность норм поведения, которые основываются на этих представлениях.

В процессе формирования личности происходит усвоение общепринятых моральных норм и правил поведения. Это очень важно, поскольку дает возможность человеку оценивать собственные и чужие поступки, регулирует отношения между людьми. Моральное развитие — это уровень усвоения представлений о нравственных нормах, сформированности нравственных чувств и поведения.

Найдите необходимую информацию и ответьте на вопрос. Выдающийся древнегреческий философ Аристотель писал: «Кто движется вперед в науках, но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед». Согласны ли вы с ним? Почему Аристотель считал нравственность важнее науки?

Найдите необходимую информацию и ответьте на вопрос. Кирилл помог отцу починить велосипед, а потом убрать в гараже. Вечером Кирилл попросил отца решить за него задачу по физике, а когда тот отказался, очень обиделся, поскольку думал, что заслужил это. На каком этапе морального развития находится Кирилл? Как бы поступил на его месте подросток с другим уровнем морального развития?

Психологи выделяют отдельные этапы морального развития.

Первый этап характеризуется тем, что человек, который нарушил моральные нормы и правила, стремится избежать наказания, а если человек их соблюдает, он хочет получить немедленное поощрение за правильное поведение.

На втором этапе человек, нарушивший моральные правила, стремится избежать осуждения других людей, т. е. у него возникает чувство стыда. Если человек соблюдает правила, то он хочет получить одобрение своих действий социумом и добивается уважения к себе путем совершения правильных действий.

Третий этап характеризуется обеспокоенностью человека по поводу сохранения ценностей общества. Такой человек стремится сохранить чувство собственного достоинства, он не совершает плохих поступков, поскольку считает их недостойными себя. У такого человека моральные требования являются собственной потребностью, он ведет себя соответственно именно потому, что сам так решил, а не потому, что его кто-то принуждает к этому.

Найдите необходимую информацию и ответьте на вопрос. Немецкий философ Иммануил Кант писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все большим восторгом и благоговением, чем чаще и дольше я думаю о них,— это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Понятно, почему Канта поражает звездное небо. Но почему его также поражает моральный закон в нас самих? Следует ли сравнивать звездное небо с моралью человека?

Самовоспитание характера

Формирование моральных ценностей и нравственное развитие личности имеют большое значение для самовоспитания характера.

Самовоспитание характера — это осознанная деятельность, направленная на формирование положительных черт своего характера. Оно предполагает понимание особенностей факторов, от которых зависит характер человека. Самовоспитание характера длится на протяжении всей жизни и происходит поэтапно.

План усовершенствования характера

Для выполнения этого плана нужны волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, самоанализ, самооценка. Кроме того, понадобится корректировка (уточнение) целей и задач и поиск оптимальных средств самовоспитания характера.

Условиями самовоспитания характера являются:

• адекватная самооценка черт характера, требовательность к себе, неудовлетворенность собой, стремление улучшить свой характер, развивать его положительные черты;

• умение самостоятельно ставить перед собой конкретную цель усовершенствования своего характера;

• наличие жизненных и моральных ценностей, которые положительно влияют на развитие характера;

• наличие пошагового плана работы, направленного на улучшение соответствующих черт своего характера для достижения цели;

• систематическая и результативная работа по самовоспитанию.

Для усовершенствования характера необходимы также такие жизненные навыки, как умение принимать собственные решения, критически мыслить, эффективно общаться, адекватно осуществлять самооценку, сопротивляться давлению, преодолевать отрицательные эмоции и стресс, сочувствовать людям, радоваться их успехам, управлять своей жизнью.

Опорные точки. Моральное развитие — это необходимый компонент развития личности. Нравственный человек — это такой человек, для которого нормы и правила морали являются его собственными внутренними убеждениями. Нравственный человек не механически их выполняет, это его внутреннее состояние. Поступая согласно моральным нормам, такой человек получает удовольствие. Моральные ценности имеют большое значение для самовоспитания характера.

Вопросы для повторения и обсуждения

I уровень

1. Что означает термин «мораль»?

2. Какого человека называют нравственным?

3. Что такое самовоспитание?

II уровень

4. На каких представлениях формируются нормы морали в обществе?

5. Назовите условия самовоспитания характера.

6. Какие навыки необходимы для усовершенствования характера?

III уровень

7. Как происходит моральное развитие личности?

8. Является ли мораль вашим внутренним убеждением? Почему?

9. Как происходит процесс усвоения общепринятых моральных норм и правил поведения?

IV уровень

10. Докажите важность процесса самовоспитания характера.

11. Почему моральное развитие является важным условием развития личности?

12. Докажите на примерах, что самовоспитание характера длится на протяжении всей жизни.

Попередня

Сторінка

Наступна

Сторінка