Сенсибилизация. О разных значениях одного и того же термина
Явления сенсибилизации наблюдаются в биологии, медицине, психологии, химии и физике, а также еще нескольких областях науки. При этом под термином подразумеваются совсем разные вещи. О чем же идет речь?
Биология и медицина
Как правило, данный термин используется аллергологами. В этой области сенсибилизация — это повышение чувствительности организма к каким-либо внешним или внутренним раздражителям. Она является первой стадией аллергических реакций в ответ на контакт с некими веществами. При этом в организме вырабатываются специальные антитела, увеличиваются лимфоузлы, количество лимфоцитов, а также наблюдаются изменения в работе нервной системы. Таким образом, сенсибилизация — это, по сути, формирование аллергической реакции. В следующий раз контакт с раздражителем может обернуться уже полноценными проблемами.
Анафилактоидная реакция: симптомы, методы диагностики и…
Анафилактоидная реакция имеет схожую с анафилактической реакцией клиническую картину. …
Существует еще такое понятие, как резус-сенсибилизация. Это то же самое явление, но специфического характера. С ней могут столкнуться беременные женщины с отрицательным резус-фактором. В данном случае раздражителем выступают белки в крови плода.
Кроме того, этот термин наряду с понятием «адаптация» также применяется при описании работы органов чувств. Рецепторы можно тренировать, развивая их чувствительность. Например, развитием вкуса и обоняния занимаются дегустаторы, парфюмеры. Можно также натренировать зрение или слух, повысив свою общую восприимчивость или реакцию на определенные раздражители. Если по каким-то причинам рецепторы одного вида не работают, включаются компенсационные механизмы, повышается чувствительность других органов. Таким образом, сенсибилизация — это механизм, позволяющий адаптироваться организму к новым условиям, а также сигнализировать о наличии сильного раздражителя.
Дестабилизация психической устойчивости
Это слово часто звучит с экранов телевизоров, мелькает в новостных статьях, и даже глянцевые. ..
В психологии
Не только биологи и медики используют этот термин. Психологи также употребляют это понятие в своей работе, понимая под ним явления такого же типа, но на другом уровне. Обычно речь все же идет о десенсибилизации, то есть смягчении тревожных реакций в ответ на раздражители. В первую очередь термин используется в контексте избавления от фобий.
Еще одна сфера применения — болезненное пристрастие к различным веществам. В этом контексте сенсибилизация — это более бурная реакция организма в ответ на повторную дозу, равную первой. Здесь психология уже тесно граничит с нейробиологией, поскольку, согласно исследованиям, данный феномен возникает вследствие изменений в так называемом центре удовольствия. Широко известно понятие привыкания, когда для получения одного и того же эффекта требуются все более высокие дозы. В данном контексте антонимом ему будет как раз сенсибилизация.
Примеры употребления термина в других научных областях
Данное понятие используется также в физике и, например, в фотохимии. В первом случае под сенсибилизацией понимается передача энергии от одной молекулы к другой. Во втором говорят о повышении чувствительности фотоматериала, причем еще выделяют спектральную сенсибилизацию, при помощи которой достигается реакция только на свет с определенной длиной волны.
Сенсибилизация — Page 24
- Лекции по зоопсихологии. Часть 1
- Особенности изучения психики у животных
- что происходить во внутреннем мире животного организма?
- Изучение поведения животных. Этологический подход
- Непосредственные причины поведения
- Развитие поведения
- Эволюция поведения
- Функциональное значение поведение
- Антропоморфизм и механицизм
- Значение зоопсихологии для студентов-психологов
- Проблема происхождения психики
- Элементарная форма психики
- Проблема критерия чувствительности
- Психофизиологическая проблема
- Раздражимость как физиологическое явление
- Раздражимость как форма отражения
- Возникновение первичных ощущений
- Внешние причины поведения животных
- Проблема опознания животными внешних объектов
- Закономерности реагирования животных на сигнальные раздражители
- Отбор раздражителей
- Избирательное внимание
- Память и научение у животных
- Сенсибилизация
- Привыкание
- Условно-рефлекторное научение
- Свойства условных рефлексов
- Инструментальное научение
- Теория оперантного научения Ф. Скиннера
Страница 24 из 29
Сенсибилизация
Сенсибилизация — это повышение чувствительности организма к воздействию какого-либо агента.
Приведем следующий пример научения путем сенсибилизации. Для пресноводной гидры свет является индифферентным раздражителем. Но, оказывается, можно добиться негативного отношения животного к этому стимулу. Для этого сначала нужно в течение некоторого времени раздражать гидру ударами электрического тока. На каждый удар тока она отвечает неспецифической оборонительной реакцией — сжимается в комок. Если после такого предварительного воздействия внезапно включить свет, то гидра ответит на него все той же оборонительной реакцией. В данном случае мы научили животное выполнять некоторое действие на такой раздражитель, на который раньше подобной реакции не наблюдалось. На лицо все признаки приобретения опыта. Классический пример из жизни человека, который можно объяснить сенсибилизацией — сильно испуганный человек вздрагивает от любого внезапного звука или другого раздражителя.
На этом свойстве человеческой психики основаны способы воздействия, которые применяются при создании фильмов ужасов и триллеров (определенная музыка, стесненная обстановка, темнота и другие характерные раздражители приводят человека в состояние тревоги, на фоне которого его легко можно испугать даже безобидным скрипом двери). Из этого примера видно, что примитивные формы научения могут встречаться не только у низкоорганизованных, но и высокоорганизованных животных. Но у последних они играют, естественно, меньшую роль, нежели у низкоорганизованных организмов. Вероятно, клеточные механизмы примитивных форм научения (в частности способность клетки изменяться в ответ на действие раздражителя изменением уровня возбудимости) входят в преобразованном виде в более сложные механизмы ассоциативных форм, которые уже осуществляются на уровне системы специализированных клеток — нейронов, составляющих нервную систему. Одноклеточные животные не обладая, по понятным причинам, такой специализированной группой клеток, по-видимому, вооружены только примитивными формами научения.Адаптивное значение сенсибилизации заключается в том, что она позволяет организму, подвергшемуся вредному воздействию, отреагировать оборонительной реакцией на любой новый раздражитель, так как в этой ситуации достаточно велика вероятность, что и он связан с опасностью.
Физиологическим механизмом сенсибилизации является суммация возбуждения в нервной системе многоклеточного животного или в клетке одноклеточного. Удары электрического тока вызывают в нервной системе гидры возбуждение. Если каждое следующее воздействие обрушивается на гидру тогда, когда эффект предыдущего еще частично сохранен, то новая порция возбуждения суммируется с остатками старого. После ряда таких воздействий уровень активации в нервной системе становится столь высоким, что добавление даже небольшой порции возбуждения, которое вызывается появлением света, достаточно, чтобы вызвать оборонительную реакцию на этот слабый раздражитель (который в другом состоянии не вызывал такого ответа).
Суммационный рефлекс в отличие от условного, характеризуется рядом примитивных особенностей. Первая особенность — это кратковременность сохранения накопленного опыта. Гидра очень быстро перестает отвечать оборонительной реакцией на свет, если перестать раздражать ее электрическим током. С физиологической точки зрения это связано с тем, что нервные клетки под действием раздражителей изменяют свои свойства не на длительный срок. Например, серия из тысячи электрических импульсов, непосредственно воздействующих на нейрон головного мозга, меняет его реакции максимум на пять минут. После этого он возвращается в состояние покоя. Если мы осветим гидру через несколько минут после последнего удара электрическим током, то она не ответит на свет оборонительной реакцией, так как к тому времени нервная система возвратиться в состояние покоя. Вторая особенность — это не специфичность данного рефлекса. Гидра в состоянии возбуждения ответит оборонительной реакцией не только на свет, но и на другой слабый раздражитель, который раньше не вызывал подобной реакции, например, на легкое прикосновение. Наконец, третье свойство — это обратимость данного научения. Памятный след, который какое-то время существует в нервной системе гидры в виде повышенной возбудимости определенных нервных клеток, в дальнейшем полностью исчезает, разрушается. В отличие от этого, исчезновение, например, условного рефлекса является результатом торможения, а не разрушения.
Скрытая сенсибилизация | Encyclopedia.com
Gale
Просмотры Обновлено мая 21 2018
Определение
Цель
Описание
Aftercare
Risks
Нормальные результаты
Sensitation Sensization — это поведение. нежелательное поведение сочетается с неприятным образом, чтобы устранить это поведение.
Как и другие модификации поведения , скрытая сенсибилизация — это метод лечения, основанный на теории научения, один из основных принципов которой состоит в том, что любое поведение заучивается и что нежелательное поведение можно разучить при правильных обстоятельствах. Скрытая сенсибилизация — это одна из групп процедур поведенческой терапии, классифицируемых как скрытое обусловливание, при которых аверсивный стимул в виде вызывающего тошноту или тревогу образа сочетается с нежелательным поведением, чтобы изменить это поведение. Его лучше всего понимать как смесь классической и оперантно-обусловливающей категорий научения. На основании исследований, начатых в 19 в.В 1960-х годах психологи Джозеф Каутела и Альберт Кирни опубликовали в 1986 году классическую книгу «Справочник по скрытому обусловливанию», , которая до сих пор остается окончательным трактатом по этому вопросу.
Целью скрытой сенсибилизации является прямое устранение нежелательного поведения как такового, в отличие от психотерапии, ориентированной на понимание, которая фокусируется на раскрытии бессознательных мотивов, чтобы вызвать изменение. Поведение, которое необходимо изменить, часто называют «поведением с неадаптивным подходом», которое включает в себя такое поведение, как употребление алкоголя 9. 0026 злоупотребление, злоупотребление наркотиками и курение; патологическая азартная игра; переедание; сексуальные отклонения и неприятное поведение на сексуальной почве, такое как непристойные телефонные звонки. Тип поведения, который необходимо изменить, и характеристики используемых аверсивных образов влияют на лечение, которое обычно проводится в амбулаторных условиях либо само по себе, либо как компонент мультимодальной программы. Самостоятельные домашние задания почти всегда являются частью лечебного пакета. Некоторые терапевты сочетают скрытую сенсибилизацию с гипнозом, полагая, что результат улучшается.
Пациент, которого лечат скрытой сенсибилизацией, может рассчитывать на довольно стандартный набор процедур. Терапевт начинает с оценки проблемного поведения и, скорее всего, измеряет частоту, серьезность и среду, в которой оно возникает. В зависимости от типа поведения, которое нужно изменить, некоторые терапевты могут также принимать лечебные меры до, во время и после физиологического возбуждения (например, частота сердечных сокращений), чтобы лучше оценить воздействие лечения. Хотя терапевтические отношения не находятся в центре внимания лечения, поведенческий терапевт считает, что хорошее взаимопонимание будет способствовать более успешному результату, и стремится установить позитивные, но реалистичные ожидания. Кроме того, позитивные отношения необходимы для установления у пациента уверенности в обосновании воздействия дискомфорта от неприятных образов.
Терапевт объяснит суть лечения и протокол. Понимание и согласие пациента важны, поскольку намеренно его или ее попросят испытать образы, вызывающие неприятные и некомфортные физические и психологические ассоциации. Терапевт и пациент вместе создают список аверсивных образов, имеющих уникальное значение для пациента, которые будут применяться в лечении. Стандартные аверсивные образы включают рвоту, змей, пауков, паразитов и неловкие социальные последствия. Затем выбирается аверсивный образ, соответствующий целевому проблемному поведению. Обычно выбирается образ с наиболее сильным аверсивным ответом. Пациента инструктируют, как расслабиться, что является важным предшественником создания интенсивных образов. Затем пациента просят расслабиться и представить, что он приближается к ситуации, в которой происходит нежелательное поведение (например, покупка пончиков перед перееданием).
Если пациенту трудно представить себе сцену, терапевт может представить образ в устной форме. По мере того, как пациент представляет себе приближение к ситуации (магазин пончиков), его или ее просят четко представить неприятное последствие (например, рвоту) непосредственно перед тем, как предаться нежелательному поведению (покупка пончиков и переедание). Сцена должна быть представлена с достаточной яркостью, чтобы на самом деле возникло чувство физиологического дискомфорта или сильного беспокойства. Затем пациент воображает, что выходит из ситуации и испытывает значительное облегчение. Больной приучается ассоциировать неприятные ощущения (тошнота и рвота) с нежелательным поведением, что приводит к снижению желания и избеганию ситуации в будущем. Может быть рекомендовано альтернативное поведение, несовместимое с проблемным поведением (есть фрукты, когда хочется пончика).
Пациенту дается домашнее задание по поведению, чтобы попрактиковаться в самостоятельном назначении лечения. Пациенту предлагается чередовать аверсивные сцены со сценами самоконтролируемого сдерживания, в которых он или она отвергает нежелательное поведение, прежде чем потакать ему, таким образом избегая аверсивного стимула. Процедура выполняется несколько раз с терапевтом в офисе, и пациент практикует процедуру от десяти до 20 раз во время каждого домашнего сеанса между сеансами в офисе. Затем пациента просят попрактиковаться в реальной ситуации, представляя неприятные последствия и избегая ситуации. С большим разнообразием и в зависимости от характера поведения, которое необходимо изменить, пациент может посетить терапевта от пяти до двадцати сеансов в течение периода от нескольких недель до нескольких месяцев. Целью лечения является полное устранение нежелательного поведения.
Терапевт, скорее всего, попросит пациентов, завершивших лечение скрытой сенсибилизации, периодически возвращаться в течение следующих шести-двенадцати месяцев или дольше для повторных сеансов, чтобы предотвратить рецидив .
Скрытая сенсибилизация относительно безопасна. Это контрастирует с медицинскими и этическими проблемами, вызываемыми некоторыми другими аверсивными процедурами, такими как аверсивная терапия, в которой в качестве аверсантов могут использоваться сильнодействующие химические и фармакологические стимуляторы.
В зависимости от целей, поставленных в начале лечения, пациенты, успешно завершившие скрытую сенсибилизацию, могут рассчитывать на прекращение нежелательного поведения. И если они практикуют методов предотвращения рецидивов , они могут рассчитывать на сохранение улучшения. Хотя это лечение может показаться относительно простым, было обнаружено, что оно весьма эффективно для лечения многих ограниченных поведенческих проблем.
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
Скрытое —Скрытый, скрытый или замаскированный.
Оперант — Состояние, при котором желаемая реакция подкрепляется введенным стимулом.
Сенсибилизация — Сделать чувствительным или восприимчивым.
КНИГИ
Каутела, Джозеф и Альберт Кирни. Справочник по скрытому обучению. Нью-Йорк: Springer, 1986.
Каплан, Гарольд и Бенджамин Садок, ред. Сводка по психиатрии. 8-е изд. Балтимор: Уильямс и Уилкинс, 1998.
Плауд, Джозеф и Георг Эйферт, ред. От теории поведения к поведенческой терапии. Boston: Allyn and Bacon, 1998.
ОРГАНИЗАЦИИ
Ассоциация развития поведенческой терапии. 305 Седьмая авеню — 16-й этаж, Нью-Йорк, NY 10001-6008.
Джон Гаррисон, доктор философии.
The Gale Encyclopedia of Mental Health
gale
просмотров обновлено 14 мая 2018 г. поведение.
Цель
Как и в случае с другими видами терапии модификации поведения , скрытая сенсибилизация — это лечение, основанное на теории обучения, один из основных принципов которой состоит в том, что любое поведение заучивается, а нежелательное поведение можно разучить при определенных обстоятельствах. Скрытая сенсибилизация — это одна из групп процедур поведенческой терапии, классифицируемых как скрытое обусловливание, при котором аверсивный стимул в виде вызывающего тошноту или тревогу образа сочетается с нежелательным поведением, чтобы изменить это поведение. Его лучше всего понимать как смесь классической и оперантно-обусловливающей категорий научения. На основании исследований, начатых в 19 в.В 1960-х годах психологи Джозеф Каутела и Альберт Кирни опубликовали в 1986 году классический труд
Целью скрытой сенсибилизации является прямое устранение нежелательного поведения как такового, в отличие от психотерапии, ориентированной на понимание, которая фокусируется на раскрытии бессознательных мотивов, чтобы вызвать изменение.
Целевое поведение для модификации часто называют «поведением с неадаптивным подходом», которое включает в себя такое поведение, как злоупотребление алкоголем, злоупотребление наркотиками и курение, патологическая склонность к азартным играм, переедание, сексуальные отклонения и неприятное поведение на сексуальной почве, такое как непристойные телефонные звонки. Тип поведения, который необходимо изменить, и характеристики используемых аверсивных образов влияют на лечение, которое обычно проводится в амбулаторных условиях либо само по себе, либо как компонент мультимодальной программы. Самостоятельные домашние задания почти всегда являются частью лечебного пакета. Некоторые терапевты сочетают скрытую сенсибилизацию с гипнозом, полагая, что результат улучшается.Описание
Пациент, проходящий скрытую сенсибилизацию, может рассчитывать на достаточно стандартный набор процедур. Терапевт начинает с оценки проблемного поведения и, скорее всего, измеряет частоту, серьезность и среду, в которой оно возникает. В зависимости от типа поведения, которое нужно изменить, некоторые терапевты могут также принимать лечебные меры до, во время и после физиологического возбуждения (например, частота сердечных сокращений), чтобы лучше оценить воздействие лечения. Хотя терапевтические отношения не находятся в центре внимания лечения, поведенческий терапевт считает, что хорошее взаимопонимание будет способствовать более успешному результату, и стремится установить позитивные, но реалистичные ожидания. Кроме того, позитивные отношения необходимы для установления у пациента уверенности в обосновании воздействия дискомфорта от неприятных образов.
Терапевт объяснит суть лечения и протокол. Понимание и согласие пациента важны, поскольку намеренно его или ее попросят испытать образы, вызывающие неприятные и некомфортные физические и психологические ассоциации. Терапевт и пациент вместе создают список аверсивных образов, имеющих уникальное значение для пациента, которые будут применяться в лечении. Стандартные аверсивные образы включают рвоту, змей, пауков, паразитов и неловкие социальные последствия. Затем выбирается аверсивный образ, соответствующий целевому проблемному поведению. Обычно выбирается образ с наиболее сильным аверсивным ответом. Пациента инструктируют, как расслабиться, что является важным предшественником создания интенсивных образов. Затем пациента просят расслабиться и представить, что он приближается к ситуации, в которой происходит нежелательное поведение (например, покупка пончиков перед перееданием).
Если пациенту трудно представить себе сцену, терапевт может представить образ в устной форме. По мере того, как пациент представляет себе приближение к ситуации (магазин пончиков), его или ее просят четко представить неприятное последствие (например, рвоту) непосредственно перед тем, как предаться нежелательному поведению (покупка пончиков и переедание). Сцена должна быть представлена с достаточной яркостью, чтобы на самом деле переживалось чувство физиологического дискомфорта или сильного беспокойства. Затем пациент воображает, что выходит из ситуации и испытывает значительное облегчение. Больной приучается ассоциировать неприятные ощущения (тошнота и рвота) с нежелательным поведением, что приводит к снижению желания и избеганию ситуации в будущем. Может быть рекомендовано альтернативное поведение, несовместимое с проблемным поведением (есть фрукты, когда хочется пончика).
Пациенту дается домашнее задание по поведению, чтобы попрактиковаться в самостоятельном назначении лечения. Пациенту предлагается чередовать аверсивные сцены со сценами самоконтролируемого сдерживания, в которых он или она отвергает нежелательное поведение, прежде чем потакать ему, таким образом избегая аверсивного стимула. Процедура выполняется несколько раз с терапевтом в офисе, и пациент практикует процедуру от десяти до 20 раз во время каждого домашнего сеанса между сеансами в офисе. Затем пациента просят попрактиковаться в реальной ситуации, представляя неприятные последствия и избегая ситуации. С большим разнообразием и в зависимости от характера поведения, которое необходимо изменить, пациент может посетить терапевта от пяти до двадцати сеансов в течение периода от нескольких недель до нескольких месяцев. Целью лечения является полное устранение нежелательного поведения.
Последующее лечение
Терапевт, скорее всего, попросит пациентов, завершивших лечение скрытой сенсибилизации, периодически возвращаться в течение следующих шести-двенадцати месяцев или дольше для повторных сеансов, чтобы предотвратить рецидив.
Риски
Скрытая сенсибилизация сравнительно безопасна. Это контрастирует с медицинскими и этическими проблемами, вызываемыми некоторыми другими аверсивными процедурами, такими как аверсивная терапия , при которой в качестве аверсантов могут использоваться сильнодействующие химические и фармакологические стимуляторы.
Нормальные результаты
В зависимости от целей, установленных в начале лечения, пациенты, успешно завершившие скрытую сенсибилизацию, могут рассчитывать на прекращение нежелательного поведения. И, если они практикуют методы предотвращения рецидивов, они могут рассчитывать на сохранение улучшения. Хотя это лечение может показаться относительно простым, было обнаружено, что оно весьма эффективно для лечения многих проблем поведения.
Ресурсы
КНИГИ
Каутела, Джозеф и Альберт Кирни. Скрытая подготовка Справочник. Нью-Йорк: Springer, 1986.
Каплан, Гарольд и Бенджамин Садок, ред. Краткий обзор Психиатрия. 8-е изд. Балтимор: Уильямс и Уилкинс, 1998.
Плауд, Джозеф и Георг Эйферт, ред. От теории поведения к Поведенческая терапия. Boston: Allyn and Bacon, 1998.
ОРГАНИЗАЦИИ
Ассоциация развития поведенческой терапии. 305 седьмая авеню — 16-й этаж, Нью-Йорк, NY 10001-6008.
Джон Гаррисон, доктор философии.
Гейл Энциклопедия психических расстройств Гаррисон, Джон
Гейл
просмотров обновлено 21 мая 2018
Терапия отвращения, которая уменьшает нежелательное поведение за счет повторяющихся воображаемых ассоциаций с неприятными последствиями.
Скрытая сенсибилизация была впервые описана в середине 1960-х годов психологом Джозефом Каутела как новый метод лечения людей, ведущих нежелательное поведение. За последние 30 лет его исследовали как средство от алкоголизма, курения, ожирение и различные сексуальные отклонения, включая педофилию и эксгибиционизм.
Скрытая сенсибилизация отбивает у людей охоту заниматься нежелательным поведением, создавая связь между этим поведением и неприятными последствиями. Из-за этого он классифицируется как тип терапии отвращения. Однако уникальность скрытой сенсибилизации заключается в том, что нежелательных последствий в действительности никогда не бывает в терапии. Лучше всего это проиллюстрировать на примере. Например, если человек подвергался скрытой сенсибилизации с целью прекращения употребления алкоголя, типичный сеанс терапии включал бы в себя терапевта, инструктирующего клиента представить, что он пьет и испытывает сильную тошноту. Затем клиенту предлагается представить, что его тошнит настолько, что его начинает тошнить на себя, на комнату, в которой он находится, и на пивную кружку, из которой он пил. Воображая эту отвратительную сцену снова и снова, клиент начинает ассоциировать алкоголь с рвотой, и питье становится гораздо менее привлекательным. Наконец, терапевт инструктировал клиента представить, что он принимает напиток, его снова начинает тошнить, а затем он решает отказаться от напитка. В воображаемой сцене тошнота (которая является неприятным стимулом почти для всех) проходит как следствие решения клиента не пить.
Основное преимущество скрытой сенсибилизации перед другими методами терапии отвращением состоит в том, что она работает без присутствия нежелательного поведения и неприятных последствий. Это имеет практические и этические преимущества. Например, при лечении эксгибиционистов было бы трудно оправдать поощрение людей к тому, чтобы они выставлялись напоказ перед другими, в то время как терапевт применял бы шок или какой-либо другой неприятный стимул. Важно отметить, что терапия отвращением — не единственный способ избавиться от вредных привычек. Крупномасштабные исследования, сравнивающие несколько методов, показали, что другие методы, такие как поведенческое семейное консультирование и методы самоуправления, также эффективны.
Тимоти Мур
Дополнительная литература
Риммель К., Ховард М. и Хилфринк М. «Терапия отвращения». В Hester, R., Miller, W., et al., ред. Справочник по методам лечения алкоголизма: эффективные альтернативы. Boston: Allyn & Bacon, 134-147, 1995. Плауд, Дж. и Гейтер, Г. «Клиническое исследование возможных эффектов длительного привыкания к сексуальному возбуждению при вспомогательной скрытой сенсибилизации». Журнал поведенческой терапии и экспериментальной психиатрии, 28 нет. 4 (1997): 281-290.
Энциклопедия психологии Гейла Мур, Тимоти
Привыкание к вещам (или нет): привыкание и сенсибилизация
Не так давно одна из моих клиенток рассказала мне о неожиданной проблеме, которая возникла у нее с собакой.
Она недавно переехала из сельской местности в более пригородный район и начала брать свою собаку на ежедневные прогулки на поводке. Им обоим нравились прогулки, если не считать проблемы с одним домом по пути.
В этом доме жила собака, и она каждый день лаяла на них через окно, когда они проходили мимо. В первый раз, когда это случилось, ее собака немного испугалась и коротко залаяла в ответ, но быстро пришла в себя, и они продолжили прогулку. Второй день был почти таким же.
В то время она не обращала на это особого внимания — мелкая неприятность, вот и все. Она надеялась, что ее щенок привыкнет к соседскому псу и его лаю, так как они проходили мимо дома каждый день.
Но этого не произошло.
Вместо того, чтобы со временем уменьшаться, реакции ее собственной собаки становились все более интенсивными. Когда они приближались к этому участку своего маршрута, он становился сверхбдительным и «на нервах», лаял и бросался с поднятой шерстью при малейшем звуке собаки в окне. Его владелец не мог понять, почему он так сильно реагировал, вместо того, чтобы привыкнуть к лаю и настроиться на него.
******
Как оказалось, это явление происходит чаще, чем вы думаете.
Давайте подробнее рассмотрим, что происходит, когда собаку (или любое другое животное) неоднократно подвергают воздействию чего-то нового и поразительного. Это может быть звук будильника, пылесоса или даже «динь!». текстового сообщения на вашем телефоне. Или это может быть что-то визуальное, например, мусоровоз, который грохочет мимо вас раз в неделю, или крупный мужчина с бородой, который каждый день здоровается с вами на прогулке.
Что общего у этих вещей?
Поначалу все они, скорее всего, привлекут внимание вашей собаки, особенно если она никогда раньше с ними не сталкивалась! Но ни один из них на самом деле не опасен. Они не навредят вашей собаке и не станут причиной чего-то плохого. Поэтому само собой разумеется, что при повторных воздействиях он должен понять, что о них не о чем беспокоиться, и научиться их игнорировать.
Верно?
Иногда, да, именно так и происходит.
Мой пес Гэтсби всегда с большим подозрением относился к новым вещам в своем окружении. Когда несколько месяцев назад я впервые получил новый фен, он ворвался в ванную и начал лаять на него, как только я его включил. Однако через несколько дней он удовлетворился тем, что бросил на него грязный взгляд, а затем лег на кушетку. Теперь он вообще не обращает внимания, когда я сушу волосы после душа.
Научный термин для этого привыкание . Проще говоря, привыкание — это процесс привыкания к чему-либо.
Все животные эволюционировали, чтобы замечать новые или необычные вещи, потому что это имеет смысл для их выживания в дикой природе — громкий шум, незнакомый человек или существо могут быть чем-то опасным, чего следует избегать. Но в идеале, как только путем повторных воздействий будет установлено, что новая вещь не представляет угрозы, эта первоначальная реакция испуга должна исчезнуть.
И часто так и есть.
Так почему же тогда собака моего клиента становилась все более расстроенной и реагировала на безобидную соседскую собаку, лающую в окне?
В некоторых случаях вместо того, чтобы животное привыкало к пугающему шуму или событию, происходит нечто иное: оно становится сенсибилизированным к спусковому крючку. Это означает, что они становятся *более* напуганными и проявляют *более* интенсивную реакцию при повторных воздействиях, а не становятся более спокойными и менее беспокойными с течением времени.
Что интересно (и разочаровывает!) в этом явлении, так это то, что не всегда легко предсказать, когда оно может произойти. Две собаки, подвергшиеся воздействию одного и того же нового триггера, могут иметь совершенно разные реакции: одна может привыкнуть после нескольких воздействий, в то время как другая может стать сенсибилизированной и постепенно расстраиваться.
Вероятно, это связано с тонкими различиями в том, как устроен мозг у разных людей, из-за таких вещей, как генетическое влияние, ранняя социализация (или ее отсутствие) и прошлый опыт обучения. К сожалению, это не то, что мы можем наблюдать со стороны, поэтому мы не всегда можем сделать точные прогнозы о том, привыкнет ли данное животное или станет чувствительным к определенному триггеру.
Однако, как правило, мы *можем* сказать, что шумы или события, которые являются особенно интенсивными (то, что пугает собаку, даже немного, а не просто неожиданно или ново) более вероятны. вызывать сенсибилизацию при повторных воздействиях.
Грозы и фейерверки — очень распространенный пример этого. Большинство собак сначала несколько пугаются или проявляют любопытство к этим звукам, когда впервые сталкиваются с ними в щенячьем или молодом возрасте. Оттуда некоторые привыкают и в конечном итоге с удовольствием дремлют во время штормовых сезонов и 49 июля.0254-й празднуют без проблем – они усвоили, что шумы не имеют для них особого значения и реальной угрозы не представляют.
Но другие (к сожалению, немало других!) вместо этого становятся сенсибилизированными, и у них развивается пагубная шумовая фобия, которая заставляет их дрожать, задыхаться, прятаться или даже пытаться в панике убежать из дома, когда бушует гроза или сосед запускает несколько петард.
(Кстати, сенсибилизацию также часто можно увидеть при использовании звуковых методов коррекции, таких как ультразвуковые средства от лая, баллончики со сжатым воздухом, такие как Pet Corrector, или встряхивание банки с монетами — это основная причина, по которой я не рекомендую эти методы обучения, даже если они могут показаться «добрее» или более гуманными, чем другие виды исправления. )
Итак, что нам делать с этой информацией, когда дело доходит до выбора наших собак?
Понятно, что мы не можем избежать всего в мире, что может напугать или испугать наших щенков, как бы нам этого ни хотелось! Сталкиваться с новыми вещами и слышать странные звуки — нормальная часть жизни. И во многих случаях, даже если ваша собака поначалу смотрит на что-то косо, процесс привыкания начнется без особых усилий с вашей стороны.
Но что вы *можете* сделать, так это знать, что может произойти сенсибилизация.
Если вы обеспокоены тем, что это может произойти с вашим щенком, вы можете проявить инициативу и принять меры для решения проблемы, прежде чем она станет более серьезной. Обычно это включает в себя сочетание триггера с чем-то, что нравится вашей собаке, например, с лакомством или игрой, а также с планом обучения, чтобы подвергнуть ее воздействию пугающих вещей менее интенсивным способом (например, на расстоянии или с помощью записи). шум, который можно уменьшить до очень низкой громкости).