Сенсибилизация синестезия адаптация: Взаимодействие и развитие ощущений

Взаимодействие и развитие ощущений

Наши ощущения могут претерпевать изменения как под воздействием окружающей среды, так и в результате изменения состояния организма.

Взаимодействие ощущений — это процесс изменения чувствительности данного анализатора под влиянием раздражителей, воздействующих на другие анализаторы. Общая закономерность такого взаимодействия состоит в следующем: слабые раздражители при их взаимодействии повышают, а сильные, напротив, понижают чувствительность анализаторов. К видам взаимодействия ощущений относятся явления сенсибилизации, компенсации, синестезии и контраста.

Сенсибилизация (лат. sensibilis — чувствительный) — это повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Сенсибилизация, т.е. обострение чувствительности, может быть вызвана:

  • взаимодействием, системной работой анализаторов, когда слабые ощущения одной модальности могут вызывать повышение силы ощущений другой модальности. Например, чувствительность зрения повышается при слабом охлаждении кожи или негромком звуке;
  • физиологическим состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ. Так, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А;
  • ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, установкой на различение определенных раздражителей. Например, ожидания в приемной стоматолога могут стимулировать усиление зубной боли;
  • опытом, приобретенным в процессе выполнения какой-либо деятельности. Известно, что хорошие дегустаторы по едва уловимым нюансам могут определить сорт вина или чая.

При отсутствии какого-либо вида чувствительности этот недостаток компенсируется за счет повышения чувствительности других анализаторов. Данное явление называют компенсацией ощущений, или компенсаторной сенсибилизацией.

Если сенсибилизация — это повышение чувствительности, то противоположный процесс — понижение чувствительности одних анализаторов в результате сильного возбуждения других — называется десенсибилизацией. Например, повышенный уровень шума в «громких» цехах понижает зрительную чувствительность, т.е. происходит десенсибилизация зрительных ощущений.

Синестезия (греч. synaisthesis — совместное, одновременное ощущение) — явление, при котором ощущения одной модальности возникают под воздействием раздражителя другой модальности.

Контраст ощущений (фр. contraste — резкая противоположность) — это повышение чувствительности к одному раздражителю при его сопоставлении с раздражителем противоположного типа. Так, одна и та же фигура белого цвета на светлом фоне кажется серой, а на черном — безупречно белой. Серый круг на зеленом фоне кажется красноватым, в то время как на красном — зеленоватым. Контраст ощущений часто используется в творчестве, рекламе и даже … в русской бане.

Адаптация (лат. adaptatio — приспособление) — это изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к интенсивности и продолжительности воздействия раздражителя.

Принято выделять три вида адаптации: полное исчезновение ощущений, их притупление и повышение чувствительности. Сенсорная адаптация как полное исчезновение ощущений возникает при продолжительном или привычном воздействии раздражителя. В течение дня человек может не ощущать прикосновения одежды или после некоторого времени просто не обращать внимания на то, что на его пальце находится обручальное кольцо.

Притупление, но не полное отсутствие ощущения также наблюдается при действии сильного раздражителя. Например, человек адаптируется к интенсивным запахам, работая на парфюмерной фабрике. Повышение чувствительности под влиянием слабых раздражителей как вид адаптации можно наблюдать, когда входишь в кинозал после начала сеанса: глаза постепенно начинают различать кресла и подходы к ним.

Основными параметрами адаптации являются ее скорость и диапазон. Скорость адаптации — это время, в течение которого интенсивность ощущений достигает величины, обеспечивающей приемлемые условия для деятельности и комфортные условия для восприятия окружающей среды. Она зависит от модальности ощущений. Так, зрительная адаптация к темноте равна примерно 30-40 мин, в то время как адаптация к свету потребует от 3 до 5 мин.

Быстрее других адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Например, адаптация к запаху йода наступает приблизительно через одну минуту. Зато у зрительных ощущений самый большой диапазон адаптации. Она может изменяться в 200 000 раз, хотя сам зрачок способен увеличить пропускную способность света только в 17 раз.

Адаптационные процессы учитываются в самых различных областях деятельности человека. Они имеют большое значение с точки зрения выживания человека как биологического вида, а также приспособления его к различным условиям естественной и культурной среды обитания и жизнедеятельности.

Закономерности ощущений: синестезия, контраст ощущений, адаптация — Юридическая психология

Юридическая психология
Просмотров: 8056

Закономерности ощущений

Порог чувствительности

Наименьшая сила раздражителя, которая, действуя на анализатор, вызывает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Нижний порог характеризует остроту чувствительности анализатора.

Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует наглядное отношение: чем ниже порог, тем выше чувствительность, и наоборот.

Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Адаптация

Адаптация, или приспособление, — это изменение чувствительности под влиянием постоянно действующего раздражителя, проявляющееся в снижении или повышении порогов.

Взаимодействие ощущений

Взаимодействие ощущений — это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой системы. Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители одной анализаторной системы повышают чувствительность другой системы, сильные — снижают.

Сенсибилизация

Сенсибилизация — это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений.

Контраст ощущений

Контраст ощущений — это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предварительного или сопутствующего раздражителя.

Синестезия

Взаимодействие ощущений проявляется в явлении, называемом синестезией.

Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У различных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица.

Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражении, вкусовых — в ответ на слуховые раздражители и т.п.

Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Явление синестезии — еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира.

Контраст ощущений

Контраст ощущений — это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности. Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном — светлой.

Адаптация

Адаптация, или приспособление, — это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Разновидности адаптации:

1) Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя;

В случае действия постоянных раздражителей ощущение имеет тенденцию к угасанию. Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Обычным фактом является и отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом. Интенсивность вкусового ощущения ослабевает, если соответствующее вещество в течение некоторого времени держать во рту и, наконец, ощущение может угаснуть совсем.

Полной адаптации зрительного анализатора при действии постоянного и неподвижного раздражителя не наступает. Это объясняется компенсацией неподвижности раздражителя за счет движений самого рецепторного аппарата.

Постоянные произвольные и непроизвольные движения глаз обеспечивают непрерывность зрительного ощущения. Эксперименты, в которых искусственно создавались условия стабилизации изображения относительно сетчатки глаз, показали, что при этом зрительное ощущение исчезает спустя 2-3 секунды после его возникновения, т.е. наступает полная адаптация.

2) ппритупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя;

Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого температурным раздражителем, снижается. Когда мы из полутемной комнаты попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала бываем ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается, и мы начинаем нормально видеть. Это понижение чувствительности глаза при интенсивном световом раздражении называют световой адаптацией.

Описанные два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация, поскольку в результате их снижается чувствительность анализаторов.

3) повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

Этот вид адаптации, свойственный некоторым видам ощущений, можно определить как позитивную адаптацию.

В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Адаптационное регулирование уровня чувствительности в зависимости от того, какие раздражители (слабые или сильные) воздействуют на рецепторы, имеет огромное биологическое значение. Адаптация помогает посредством органов чувств улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае необычайно сильных воздействий.

Явление адаптации можно объяснить теми периферическими изменениями, которые происходят в функционировании рецептора при продолжительном воздействии на него раздражителя. Так, известно, что под влиянием света разлагается зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности. Явление адаптации объясняется и процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, что способствует повышению чувствительности в новых условиях.

Rating: ( 0 Rating )

Joomla SEF URLs by Artio

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138. 1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

 

Заявка

Имя

Телефон

Сообщение

Заявка

Как справиться с сенсорной перегрузкой для чувствительного человека

Пролистать наверх

Иногда кажется, что мир не создан для чувствительных людей. Вот способы позаботиться о себе.

К Дженара Неренберг | 27 марта 2020 г.

Вам когда-нибудь говорили, что вы «слишком чувствительны»? Если да, то вы не одиноки.

Чувствительность подразумевает определенную повышенную реакцию на внешние раздражители: переживания, шум, болтовню, эмоциональное выражение других, звук, свет или другие изменения окружающей среды. Чувствительность и высокий уровень эмпатии являются обычным явлением для многих людей, но некоторые люди испытывают эти качества в более тяжелой степени — и не понимают, что они могут быть признаками синдрома Аспергера, синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ), чувствительности к сенсорной обработке и другие черты.

Это эссе адаптировано из Дивергентный разум: процветание в мире, который не был создан для вас  (в продаже с 24 марта) Дженары Неренберг, авторское право 2020 года. Перепечатано с разрешения HarperOne/HarperCollins.

Это особенно верно для женщин, чья чувствительность исторически патологизировалась как «истерия» и ошибочно диагностировалась как тревога или депрессия. (Примечание: опыт чувствительности и женский опыт в целом явно бесполые, небинарные и в равной степени применимы как к транс-женщинам, так и к цис-женщинам.)

Реклама Икс

Познакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»

Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.

Элейн Арон использует термин «высокая чувствительность» в своей книге 1997 года « Высокочувствительный человек». относится к глубине обработки внешней информации — человеку с сенсорной чувствительностью обработки (SPS), также называемой HSP. Для человека с синдромом Аспергера чувствительность может означать чувство подавленности при чрезмерной стимуляции. А для человека с СДВГ характерно чувствовать себя подавленным эмоциями и иметь проблемы с их регулированием. Для человека с расстройством сенсорной обработки (SPD) определенные запахи или текстуры усиливают его реакцию.

А для человека с синестезией (синестета) присутствие страданий или сильных эмоций у других может перегрузить их — аспект синестезии, называемый «зеркальным прикосновением».

Интересно отметить, что все пять неврологических отличий — СЧЛ, СДВГ, аутизм, ШРЛ и синестезия — часто подразумевают некоторую версию эмоционального «расплавления». Как показывают многие исследования, истерики у взрослых, быстро возникающие мигрени или вспышки гнева часто являются результатом сенсорной перегрузки.

Итак, как справиться с сенсорной перегрузкой?

Терапия, ориентированная на интероцепцию, которая помогает людям заглянуть внутрь собственного тела, набирает популярность благодаря британским исследователям Саре Гарфинкель и Лизе Квадт из Университета Сассекса. Многие чувствительные люди воспринимают телесные ощущения, такие как сердцебиение, интенсивно или совсем не воспринимают, поэтому более точная интероцепция снижает тревогу. Один из подходов состоит в том, чтобы в течение минуты подпрыгивать, а затем попытаться сосчитать сердцебиение, не касаясь пульса пальцем.

Простая способность обнаружить его с точностью может приземлить и успокоить.

Лекарства — еще один путь, но важно найти врача, который понимает сильные стороны мозга с другой структурой, — говорит психиатр Лоуренс Чой, прошедший обучение в Стэнфорде, у которого СДВГ и который руководит клиникой в ​​Силиконовой долине. Например, стимуляторы при СДВГ можно использовать в качестве трамплина для отработки исполнительных навыков. Как только чувство мастерства достигнуто в меньшем масштабе, клиентов можно поощрять думать о более крупных целях, о которых они мечтали, но не смогли достичь из-за проблем с исполнительным функционированием.

Существуют также способы обустройства жилого пространства, уменьшающие раздражители. Например, «snoezelen» — это эстетика, использующая тусклый свет и эфирное, цветное освещение, такое как космические проекции на стене, «трубы-пузыри», которые стоят высоко с водой внутри и синим светом, а оттенки пурпурного освещают углы и подушки.

Вот еще несколько советов из моей новой книги «Дивергентный разум: процветание в мире, созданном не для вас» . Если вы впервые обнаруживаете, что у вас может быть СДВГ, синестезия или ШРЛ, или вы находитесь в спектре аутизма, не торопитесь экспериментировать с тем, что работает для вас.

  • Попробуйте разные подходы и возьмите то, что работает от каждого из них. Не чувствуйте давления, чтобы придерживаться этой одной медитации осознанности, одного группового круга или другого вмешательства или тактики заботы о себе. Как только вы впитаете то, что вам нужно получить от определенного подхода, переходите к следующему.
  • НО не останавливайтесь, когда что-то работает! Если это работает, продолжайте. Не стесняйтесь двигаться дальше, когда вы получили все, что это может дать (или когда это становится слишком дорого).
  • Обучайтесь — в частности, заполняйте пробелы в своих визуальных знаниях и ищите изображения, диаграммы, графики, иллюстрации и многое другое о теле, анатомии человека, нервной системе и мозге.
  • Запишите, что вам подходит. Если писательство приносит вам катарсис, или если у вас есть стремление написать книгу или опубликовать статью, наброски ваших заметок могут быть полезны позже для создания повествовательной дуги.
  • Сообщите своей семье, друзьям и, в некоторых случаях, своим кругам в социальных сетях о своем «нейрорасхождении», если это безопасно. Открыться и поделиться своей правдой может быть невероятно исцеляющим. Это также полезно с практической точки зрения, потому что они могут захотеть знать, чем вы занимаетесь на всех этих встречах (опять же, особенно если они становятся дорогими). Это также менее одиноко и менее отчуждающе, когда ваши друзья имеют некоторое представление о том, что вы исследуете, поэтому вы можете поговорить или, по крайней мере, проверить процесс.
  • Не чувствуйте себя виноватым, когда почувствуете себя лучше. Удивительно, но это тяжело. Это так воодушевляет, когда вы, наконец, приземляетесь на то, что происходило в течение стольких лет. Вы чувствуете себя смелее и бодрее (и, конечно же, иногда злитесь, растеряетесь или встревожены). Затем через некоторое время, когда новая информация интегрируется в вашу жизнь и личность, все становится нормальным. И ты чувствуешь себя хорошо.
    И, может быть, меньше ссориться. Это все нормально. Интеграция — это главное. Не думайте, что вы должны соответствовать стереотипу СМИ о том, как должен выглядеть нейроотличный человек, который чаще всего несчастен и неудобен. Мы здесь, чтобы изменить этот нарратив, а это значит, что вам нужно смело воплощать свою нейродивергенцию — и миру чрезвычайно полезно видеть вас в полной радости и счастье.
Greater Good хочет знать: как вы думаете, эта статья повлияет на ваше мнение или поведение?

Отправка оценки

Получите науку о значимой жизни на свой почтовый ящик.

Отправить

Об авторе
  • Дженара Неренберг

    Дженара Неренберг является автором знаменитой книги Divergent Mind , которая была провозглашена Library Journal как «экстраординарная, потрясающая» и одобрена Стивом Сильберманом, Робертом Уитакером, Камалом Синклером из Sundance, Hollywood’s Сотрудничество в области поп-культуры и многое другое.

    Она является отмеченным наградами писателем и продюсером, названа спикером «Смелая новая идея» Институтом Аспена, окончила Гарвардскую школу общественного здравоохранения и Калифорнийский университет в Беркли с учеными степенями в области политической теории, расовых отношений и средств массовой информации. Дженара является создателем проектов «Нейроразнообразие» и «Межрасовый проект» и рассылает обновления событий в «Микрофон в ее горле». Она живет, любит и работает в районе залива Сан-Франциско.

Вам также может понравиться
Комментарии

Множественный выбор — Введение в психологию. Учебное пособие

Глава 5. Ощущение и восприятие

  1. Ощущение относится к ________ так же, как восприятие к ________.
    а. зрение, обоняние
    b. в сознании, без сознания
    c. осознание, интерпретация
    d. вкус, зрение
  2. Зрительная аккомодация включает изменение какой структуры?
    а. объектив
    б. роговица
    в. сетчатка
    д. ямка
  3. Если объект А перекрывает объект Б, мы воспринимаем объект А как находящийся ближе. Какой индикатор глубины мы используем?
    а. относительный размер
    b. линейная перспектива
    c. близость
    д. интерпозиция
  4. ________ — это способность ощущать положение и движение частей нашего тела.
    а. проприоакция
    b. проприоцепция
    c. проприоритет
    d. проприопредсказание
  5. Исследователь, интересующийся взаимосвязью между физическими раздражителями и нашим психологическим опытом, будет изучать:
    а. экстрасенсорное восприятие
    b. проприоцепция
    c. слуховой реализм
    d. психофизика
  6. Когда человек входит в темную комнату, его зрачки ________ позволяют большему количеству света проникать в глаза.
    а. сузить
    б. кривая
    в. расширять
    d. а или с
  7. Волна ________ по тональности так же, как волна ________ по громкости.
    а. длина, частота
    б. пик, корыто
    в. давление, отличительность
    d. частота, амплитуда
  8. При восприятии глубины аккомодация для какой деятельности была бы наиболее полезной?
    а. играть в гольф
    b. заправка нити в иглу
    c. вождение автомобиля
    d. запустить воздушного змея
  9. Как называется видимая часть уха?
    а. ушная раковина
    б. воронка
    в. большеберцовая кость
    d. улитка
  10. Зрительный нерв передает информацию:
    a. сетчатка, затем кора
    b. сетчатка, затем таламус
    c. таламус, затем кора
    d. роговица затем сетчатка
  11. Где найти вкусовые рецепторы?
    а. на языке
    б. на стенках рта
    в. в задней части глотки
    d. все вышеперечисленное
  12. Повреждение ________ может привести к нейросенсорной тугоухости.
    а. барабанная перепонка
    б. ушная раковина
    в. стремя
    d. реснички
  13. Какие 4 основных ощущения может обнаружить наша кожа?
    а. вибрация, тепло, покалывание, боль
    b. боль, трение, холод, тепло
    c. боль, давление, горячее, холодное
    d. зуд, щекотка, трение, боль
  14. Какое из перечисленных ниже чувств НЕ является одним из шести?
    а. проприоцепция
    б. трансдукция
    c. обоняние
    d. вкус
  15. Что из следующего является принципом гештальта?
    а. интенсивность
    б. плотность
    гр. близость
    д. частота
  16. При определении цвета оттенок зависит от волны ________, а яркость зависит от ________
    a. высота, длина
    б. длина, высота
    в. интенсивность, консистенция
    d. консистенция, интенсивность
  17. Что является стимулом для зрения?
    а. электромагнитная энергия
    b. электровизуальная энергия
    в. электростатическая энергия
    d. электрошоковая энергия
  18. Люди с большей вероятностью заметят увеличение цены шоколадного батончика на 50 центов, чем повышение цены iPad на 50 центов. Это иллюстрирует:
    a. абсолютный порог
    б. Закон Вебера
    c. обнаружение сигнала
    d. противник обрабатывает
  19. Какой еще термин используется для определения порога разницы?
    а. абсолютный порог
    b. разностная адаптация
    c. просто заметная разница
    д. сенсорная дифференциация
  20. Согласно тексту, сколько существует различных вкусовых ощущений?
    а. 2
    б. 4
    г. 6
    д. 8
  21. Движение волосковых клеток в ________ вызывает нервные импульсы, которые посылаются в мозг.
    а. ушная раковина
    б. улитка
    в. молоточек
    d. сетчатка
  22. Что из перечисленного НЕ является частью вестибулярной системы?
    а. горизонтальный канал
    б. передний канал
    c. мешок
    d. инвиктикула
  23. Повреждение вашей обонятельной мембраны, скорее всего, ухудшит вашу способность:
    a. см.
    б. услышать
    c. запах
    d. чувствовать боль
  24. Что из нижеперечисленного НЕ является набором цветов противника в соответствии с теорией процесса противника?
    а. красный/синий
    б. красный/зеленый
    c. желтый/синий
    d. белый/черный
  25. Ваша способность сосредоточиться на телешоу, игнорируя шум вашего партнера, ворчащего по поводу ужина, иллюстрирует:
    a. синестезия
    б. избирательное внимание
    в. сенсорное внимание
    d. сенсорная адаптация
  26. Тот факт, что вы можете заметить отвратительный запах, когда вы впервые входите в комнату, но перестать замечать его, если вы останетесь в комнате на некоторое время, иллюстрирует:
    a. синестезия
    б. избирательное внимание
    c. сенсорное внимание
    d. сенсорная адаптация
  27. ________ ________ теория утверждает, что боль определяется работой двух типов нервных волокон в спинном мозге.
    а. процесс оппонента
    b. Молодой Гельмгольц
    в. управление воротами
    d. нейронная локация
  28. Среднее ухо содержит три косточки. Это:
    а. ушная раковина, улитка, реснички
    b. наковальня, наковальня, стремя
    c. молоток, наковальня, стремя
    d.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts