Сенсибилизация в психологии это примеры: Примеры сенсибилизации

Содержание

Сенсибилизация — виды, причины, адаптация

Сенсибилизация – это усиление чувствительности нервных центров под воздействием раздражителя. Повышение сенситивности может происходить в процессе ожидания значимого сигнала, приобретения опыта или в результате упражнений. Оно может быть обусловлено специфическими требованиями деятельности или возникать вследствие компенсации сенсорных дефектов. Примером сенсибилизации в первом случае может служить высокая восприимчивость глаза художника к пропорциональности форм и согласованности цветов и оттенков. Во втором – это обострение слуха и дистанционной чувствительности к препятствиям у незрячих людей.

Сенсибилизация, адаптация и синестезия непосредственно связаны с изменениями чувствительности анализаторов и относятся к качественным характеристикам ощущений.

Сенсибилизация ощущений

Сенсибилизация ощущений представляет собой возрастание чувствительности, которое происходит под влиянием следующих внутренних факторов:

  • Системная работа анализаторов и их взаимодействие. При низкой интенсивности ощущений одной модальности усиливаются ощущения другой модальности. Например, при незначительном охлаждении кожи появляется световая сенсибилизация;
  • Фармакологическое воздействие на организм. Введение различных веществ, таких как адреналин или фенамин, вызывает существенное обострение чувствительности рецепторов;
  • Психологическая установка. Ожидание какого-либо события, особенно значимого, способно настраивать на более четкое восприятие раздражителей. Так предстоящее посещение стоматолога может спровоцировать усиление зубной боли;
  • Приобретенный опыт. В процессе выполнения той или иной деятельности постепенно развиваются определенные сенсорные системы. В качестве примера сенсибилизации можно привести опытных дегустаторов, которые проводят сенсорный анализ по едва уловимым нюансам, или музыкантов, различающих на слух относительную длительность нот.

В результате сильного возбуждения одних анализаторов может происходить снижение чувствительности других. Десенсибилизация характерна, например, для работников промышленных цехов, так как высокий уровень шума несколько ухудшает зрение.

Компенсаторная сенсибилизация возникает при угнетении или отсутствии различных видов ощущений, когда этот недостаток возмещается за счет усиления восприимчивости других анализаторов. Например, в темноте улучшается слух.

Сенсибилизация и адаптация

Если сенсибилизация связана исключительно с повышением чувствительности в зависимости от психологических или физиологических факторов, то адаптация обусловлена окружающей средой и характеризуется как усилением, так и ослаблением ощущений. Адаптивные способности проявляются, например, при резкой смене уровня освещения – требуется какое-то время, чтобы глаза приспособились к темноте или яркому свету.

По степени выраженности ощущений различают 2 типа адаптации:

  • Анестезия. Возникает при продолжительном действии раздражителя, которое ведет к полному исчезновению ощущений. Например, в течение дня люди не ощущают прикосновений одежды или не обращают внимания на обручальное кольцо;
  • Притупление интенсивности чувств. Выражается в виде реакции на сильные раздражители. Это может быть привыкание к резкому запаху в медицинских учреждениях или в парфюмерном магазине.

Синтез адаптации и сенсибилизации осуществляется при структурировании неупорядоченных элементов. Живопись вблизи может выглядеть как хаотичные цветовые пятна, в которых со временем становится видна картина. В постоянном фоновом шуме также постепенно можно различить отдельные звуки. То есть, в процессе привыкания к интенсивному внешнему раздражителю появляется возможность его анализа, и направленность внимания на отдельные элементы способствует повышению восприимчивости к ним.

Сенсибилизация и синестезия

Сенсибилизация и синестезия – тесно связанные свойства ощущений. При синестетическом восприятии раздражение одного органа чувств сопровождается ощущениями, соответствующими другому органу. Наиболее распространенным примером сенсибилизации с изменением модальности является возникновение кислого вкуса при виде лимона. Также нередко появляются зрительные образы во время прослушивания музыки или чтения. С неврологической точки зрения этот феномен объясняется тем, что возбуждение нервных структур иррадиирует из одной модальности в другую, в результате чего образуется множество синестетических ощущений – «цветной» слух, «вкус» слов, «запах» цвета и другие варианты. Синестезия также считается основой метафорических оценок и переносов.

Сенсибилизация ощущений способна проявляться при сопоставлении различных раздражителей. Например, светлая фигура на черном фоне будет казаться белой. Участок серого цвета на зеленом фоне будет казаться красноватым, а на красном – наоборот, приобретет зеленый оттенок. Вертикальные линии кажутся более протяженными, чем горизонтальные, при объективно одинаковой длине. Контраст ощущений часто обыгрывают в рекламе, живописи, в дизайнах одежды и интерьера.

Исследования показывают, что сенсибилизация зависит также от следующих факторов:

  • Возраст. Нарастание восприимчивости рецепторов продолжается до 30 лет и впоследствии медленно снижается;
  • Тип нервной системы. К сенсибилизации больше предрасположены люди со слабой нервной системой, не обладающие выносливостью и устойчивостью.
  • Эндокринный баланс организма. При беременности наблюдается сенсибилизация обонятельных ощущений.

Временная сенсибилизация обусловлена тормозным состоянием коры головного мозга, возникающим при переутомлении.

Восприятие участвует в формировании поведения. Изменение чувствительности анализаторов и взаимосвязь ощущений обеспечивают получение и обработку информации об окружающем мире.

Знаете ли вы, что:

Печень – это самый тяжелый орган в нашем теле. Ее средний вес составляет 1,5 кг.

Изменчивость чувствительности (адаптация и сенсибилизация). Лекции по общей психологии

Изменчивость чувствительности (адаптация и сенсибилизация)

Было бы неправильно думать, что как абсолютная, так и относительная чувствительность наших органов чувств остается неизменной и ее пороги выражаются в постоянных числах.

Как показали исследования, чувствительность наших органов чувств может меняться, и в очень больших пределах. Эта изменчивость чувствительности зависит как от условий внешней среды, так и от ряда внутренних (физиологических и психологических) условий, химических воздействий, установок субъекта и т. п.

Различают две основные формы изменения чувствительности, из которых одна зависит от условий среды и называется адаптацией, а другая — от условий состояния организма и называется сенсибилизацией.

Остановимся отдельно на каждой форме изменения чувствительности.

1. Адаптация. Известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда из темной комнаты переходишь на свет или из ярко освещенного помещения в темное. В первом случае глаза человека начинают испытывать резь, человек временно «слепнет», требуется некоторое время, чтобы глаза приспособились к яркому освещению.

Во втором случае имеет место обратное явление. Человек, который перешел из ярко освещенного помещения или открытого места с солнечным светом в темную комнату, сначала ничего не видит и необходимо 20–30 минут, чтобы он стал достаточно хорошо ориентироваться в темноте.

Это говорит о том, что в зависимости от окружающей обстановки (освещенности) зрительная чувствительность человека резко меняется. Как показали исследования, это изменение очень велико, и чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется в 200 тыс. раз!

Физиология хорошо знает механизмы, лежащие в основе такого огромного изменения чувствительности. В работе глаза к ним относится ряд специальных механизмов. Одни из них сводятся к тому, что различная освещенность меняет просвет зрачка (зрачок расширяется в темноте и сужается на свету и может менять свой просвет в 17 раз), регулируя, таким образом, общий приток света. Другой механизм состоит в том, что в сетчатке глаза происходит передвижение пигмента, составляющего как бы заслон, обороняющий от излишнего проникновения световых лучей в чувствительный слой.

Столь же важное значение для повышения чувствительности сетчатки глаза в темноте имеет процесс восстановления зрительного пурпура — важнейшего светочувствительного вещества, входящего в состав светочувствительных клеток сетчатки. Как показали специальные исследования (77. Г. Снякин), сетчатка глаза имеет и специальный механизм «мобилизовать» максимальное число действующих светочувствительных элементов в темноте и «демобилизовать», или выключить, значительное число активных светочувствительных элементов на свету, поэтому чувствительность сетчатки в разное время дня и ночи и даже в разное время года меняется. Наконец, в сетчатке глаза происходят существенные функциональные перестройки, сводящиеся к тому, что в условиях освещенности (днем) в действие включаются менее чувствительные светочувствительные аппараты — «колбочки», которые, однако, способны различать цвета, в то время как в сумерках они выключаются. Активными остаются другие аппараты сетчатки — палочки, которые обладают большей чувствительностью, но зато не могут различать цветовые оттенки; тот факт, что в сумерках человек перестает различать цвета, хотя зрение его обостряется, объясняется именно этим фактом.

Наряду с описанными периферическими механизмами изменения чувствительности существуют и центральные механизмы, позволяющие регулировать остроту чувствительности в зависимости от окружающих условий. К ним относятся механизмы, изменяющие тонус коры под влиянием импульсов, идущих в нее через волокна ретикулярной формации.

Описанные изменения чувствительности, зависящие от условий среды и носящие название адаптации органов чувств к окружающим условиям, существуют и в слуховой сфере (изменение слуховой чувствительности в условиях тишины и шума), в сфере обоняния, осязания и вкуса.

Изменение чувствительности, происходящее по типу адаптации, не происходит сразу, оно требует известного времени и имеет свои временные характеристики.

Существенно, что эти временные характеристики различны для разных органов чувств. Так, мы хорошо знаем, что для того чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин, и лишь после этого человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте. Процесс адаптации слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Так же быстро происходит изменение чувствительности в осязании (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд).

Хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к изменению температуры), однако эти явления выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре, так же как и к болевым раздражениям, почти не имеет места. Известны и явления адаптации к запахам. Изменение чувствительности в этих случаях происходит медленнее, например, запах камфары перестает ощущаться через 1–2 минуты; характерно, что адаптация к резким запахам, вызывающим болевые раздражения (включающим тригеминальный компонент) не происходит вовсе.

Адаптация является одним из важнейших видов изменения чувствительности, указывающим на большую пластичность организма в его приспособлении к условиям среды.

2. Сенсибилизация. Процесс сенсибилизации отличается от процесса адаптации в двух отношениях. С одной стороны, если в процессе адаптации чувствительность меняется в обе стороны, повышая и понижая свою остроту, то в процессе сенсибилизации меняется только в сторону повышения остроты. С другой стороны, если изменения чувствительности при адаптации зависят от условий окружающей среды, то при сенсибилизации они зависят преимущественно от изменений самого организма — физиологических или психологических.

Различают две основные стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации:

а) одна из них носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме;

б) вторая из них носит временный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта — физиологических или психологических.

К первой группе условий, меняющих чувствительность, относятся возраст, типологические условия, эндокринные сдвиги и общее состояние субъекта, связанное с утомлением.

Возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая своего максимума к 20–30 годам, с тем чтобы в дальнейшем постепенно снижаться. Этот процесс отражает общую динамику работы нервной системы организма.

Существенные особенности работы органов чувств зависят от типа нервной системы субъекта. Известно, что люди, обладающие сильной нервной системой, обнаруживают большую выносливость и устойчивость, в то время как люди, обладающие слабой нервной системой, при меньшей выносливости обладают большей чувствительностью (Б. М. Теплое).

Очень большое значение для чувствительности имеет эндокринный баланс организма. Известно, что при беременности обонятельная чувствительность может резко обостряться, в то время как острота зрительной и слуховой чувствительности падает.

Следует, конечно, упомянуть те существенные явления обострения чувствительности, которые имеют место при некоторых эндокринных расстройствах, например при гиперфункции щитовидной железы.

Заметные изменения чувствительности могут, наконец, наступать в состояниях утомления. Утомление, вызывающее тормозные (фазовые) состояния коры, может сначала вызвать обострение чувствительности, с тем чтобы при его дальнейшем развитии перейти к снижению чувствительности.

Надо указать и на то, что длительные и стационарные изменения чувствительности могут наступать при астеническом состоянии нервной системы, известном как «раздражительная слабость», с одной стороны, и при классических явлениях истерии, с другой.

От этих стационарных изменений чувствительности отличается вторая группа — те формы изменения (обострения) чувствительности, которые вызываются экстренными факторами и носят, как правило, относительно кратковременный характер.

К числу факторов, вызывающих экстренную сенсибилизацию, относятся прежде всего фармакологические воздействия. Известно, что существуют вещества, вызывающие отчетливое обострение чувствительности. К таким факторам относится, например, адреналин, применение которого вызывает возбуждение вегетативной нервной системы и через посредство ретикулярной формации может вызвать отчетливое обострение чувствительности. Аналогичное действие, обостряющее чувствительность рецепторов, могут иметь фенамин (бенгидрин) и ряд других веществ. Наоборот, существуют вещества, применение которых приводит к отчетливому снижению чувствительности, к таким веществам относится, например, пилокарпин.

За последние десятилетия применение фармакологических средств как путей для регуляции работы нервной системы и, в частности, изменения чувствительности накопило очень большой опыт, и можно назвать ряд новых препаратов, оказывающих существенное влияние на регуляцию работы органов чувств.

Фармакологическое воздействие не является единственным способом вызвать экстренную сенсибилизацию ощущений. Другим способом является взаимодействие ощущений.

Мы уже упоминали о том, что воздействие на один из воспринимающих органов может вызвать повышение чувствительности другого органа. Так, академик П. П. Лазарев показал, что если в аудитории звучит длительный тон, то включение света приводит к тому, что звучание тона начинает казаться интенсивнее. Наоборот, при воздействие сильного шума световая чувствительность может снижаться. Сенсибилизирующей способностью изменять чувствительность могут обладать и достаточно слабые раздражители того же анализатора. Так, если засвет периферии сетчатки слабым светом может повышать чувствительность других отделов сетчатки, то засвет одного глаза повышает чувствительность другого глаза. Наконец, в ряде опытов было показано, что звуковое раздражение, а иногда и раздражение кожи могут вызвать повышение зрительной чувствительности.

Все эти опыты не только показывают тесное взаимодействие отдельных форм ощущений, но и открывают путь для более сложного условнорефлекторного повышения чувствительности.

Ряд опытов, показывающих такую возможность, был проведен известным советским физиологом А. О. Долиным.

Оказалось, что если сначала давать испытуемому звук метронома, он не оказывает существенного влияния на изменение световой чувствительности, однако если несколько раз подряд сочетать этот звук с засветом глаза, то через некоторое время одно только применение этого звука вызовет снижение чувствительности.

Характерно, что подобные же изменения чувствительности могут быть вызваны, если в качестве условного раздражителя применять какое — либо слово. Особенно ясно выступает такой эффект, если перед пробой чувствительности глаза произносить слово, которое в прошлом опыте испытуемого приняло значение света. В опытах А. О. Долина было показано, что подобное же изменение чувствительности наступало в том случае, когда перед измерением чувствительности исследуемый произносил слово «пламя», однако такой эффект не наступал, если исследующий произносил близкое по звучанию слово, но имеющее иное значение, например слово «племя».

Все эти опыты показывают, насколько велики те возможности, при помощи которых можно вызывать изменения чувствительности, применяя физиологические (в том числе условнорефлекторные) приемы.

Значительные изменения чувствительности могут вызываться, однако, и последним — психологическим путем, с помощью изменения интересов или «установок субъекта».

Мы уже знаем, что животное особенно чувствительно к биологически значимым существенным воздействиям. То же явление можно проследить и у человека, если, не меняя физических особенностей действующих на него раздражений, с помощью речевой инструкции менять их значимость.

Можно привести лишь несколько примеров того, как изменение значимости раздражителя может существенно повысить чувствительность (или понизить абсолютные пороги восприятия раздражения).

Показательным примером могут служить опыты, проведенные в лаборатории известного советского психофизиолога Г. В. Гершуни. В этих опытах испытуемому предлагалось два освещенных квадрата, между которыми была расположена слабая (не воспринимаемая) световая точка. В обычных условиях испытуемый не воспринимал эту точку. Когда же эта световая точка подкреплялась болевым раздражителем, в то время как другое сочетание двух освещенных квадратов, между которыми не было слабой световой точки, не подкреплялось никаким раздражителем и, следовательно, подпороговые по интенсивности световые раздражения становились единственным признаком, по которому можно было различить сочетание, сопровождающееся болью, от индифферентного сочетания, та слабая световая точка начинала восприниматься испытуемым. Легко видеть, что этот опыт наглядно показывает возможность обострить чувствительность путем придания слабому нодиороговому раздражению сигнального значения.

Аналогичного повышения чувствительности можно, однако, достигнуть и с помощью простой речевой инструкции, при которой слабо различимому признаку придается важное «сигнальное» значение. Показательный опыт был проведен советскими психологами А. В. Запорожцем и Т. В. Епдовицкой. Опыт, проводившийся над детьми дошкольного возраста, был посвящен исследованиям того, как придание значимости известному раздражителю повышало остроту зрительного восприятия. В качестве методов оценки остроты зрительного восприятия были использованы незамкнутые кольца, в которых разрыв находится то вверху, то внизу (так называемые кольца Ландольдта, применяемые в практике врачей — окулистов).

В одном опыте детей просили оценить положение разрыва, нажимая одну кнопку, если разрыв находился внизу, и другую, если он находился вверху. В другом оценка положения этого разрыва включалась в игру: круг Ландольдта был помещен над воротами, из которых при правильном определении положения разрыва выезжал игрушечный автомобиль.

Опыт показал, что если речевая инструкция, придававшая положению разрыва значение сигнала, у маленьких детей еще не влияла на остроту зрительной чувствительности, то у детей 5–6 лет и старше она оказывала существенное влияние. Дети, которые в условиях индифферентного опыта различали положение разрыва кольца Ландольдта только на расстоянии 200–300 см, после придания этому положению значения соответствующего сигнала улавливали положение этого разрыва на расстоянии 310–320 см.

Эти опыты, показывающие, насколько придание сигнального значения раздражителю может обострить чувствительность, имеют большое психологическое значение, являясь примером той исключительной пластичности в работе наших органов чувств, меняющейся в зависимости от значения раздражителя.

Повышение остроты чувствительности под влиянием значения воспринимаемого признака может иметь место не только в абсолютной, но и в относительной чувствительности.

Так, хорошо известно, что различение оттенков цвета, незначительных изменений тона или минимальных вкусовых изменений может резко обостряться в результате профессиональной деятельности. Установлено, что красильщики могут различать до 50–60 оттенков черного цвета; сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металла, которые указывают на малейшее изменение посторонних примесей, различение которых остается недоступным для постороннего наблюдателя. Известно, какой тонкости может достигнуть различение вкусовых нюансов у дегустаторов, способных определить сорт вина или табака по малейшим оттенкам дегустации, а иногда даже сказать, на какой стороне ущелья рос виноград, из которого изготовлено данное вино. Известно, наконец, какой тонкости может достигнуть различительная чувствительность к звукам у музыкантов, которые становятся способными улавливать различия в тонах, совершенно не воспринимаемых обычным слушателем.

Все эти факты показывают, что в условиях развития сложных форм сознательной деятельности острота абсолютной и разностной чувствительности может существенно изменяться и что включение того или иного признака в сознательную деятельность человека может в значительных пределах изменить остроту этой чувствительности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Лекарство D: снижение чувствительности

Лекарство D: снижение чувствительности Каждый, кому приходилось заниматься «холодными звонками» (например, звонить потенциальным работодателям или просить людей пожертвовать деньги на благотворительность), знает, как сложно даются первые несколько бесед. Очень

Постоянство и изменчивость личности[46] . И. С. Кон

Постоянство и изменчивость личности[46]. И. С. Кон Динамика постоянства и изменчивости личности и ее свойств – одна из старейших философско-психологических проблем. Ее рассмотрение в плоскости современной психологической науки предполагает расчленение и уточнение

Методы повышения чувствительности

Методы повышения чувствительности . .. Мы подошли к двум совершенно новым методам — методам повышения чувствительности. Хотя в строгом смысле слова эти не относятся к провокационным, но в широком смысле их можно назвать провокационными, потому что и здесь, как в

Изменчивость поведения простейших

Изменчивость поведения простейших Чувствительность по отношению к «нейтральным» раздражителям, если они начинают сигнализировать о появлении жизненно важных воздействий, вызывает коренные изменения в формах жизни. Главное заключается в том, что живое существо

Результаты чрезмерной чувствительности

Результаты чрезмерной чувствительности Какие же неприятности может повлечь за собой чрезмерная чувствительность автосканера?Прежде всего она вызывает необоснованное чувство обиды.Если вы видите оскорбление там, где его не было и нет, вы испытываете самую настоящую,

Тренировка чувствительности

Тренировка чувствительности Этот метод иногда называется еще сенситивным или социально-психологическим тренингом. Он формирует у человека умение управлять стилем своего поведения за счет осознания того, как он воспринимается окружающими, какие действия провоцируют

1. Импульсивность, изменчивость и раздражительность толпы

1. Импульсивность, изменчивость и раздражительность толпы Изучая основные свойства толпы, мы указали, что она почти исключительно управляется бессознательным. Ее действия гораздо более подчиняются влиянию спинного, нежели головного мозга, и в этом отношении она

ИЗМЕНЧИВОСТЬ ПРАВИЛ

ИЗМЕНЧИВОСТЬ ПРАВИЛ Мужчины имеют склонность к тому, чтобы создавать определенные писанные или неписанные правила и этим правилам следовать. В силу особенностей мужской логики им это кажется разумным и удобным, поскольку следование правилам делает поведение людей в

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ Психоэнергетика – система знаний, изучающая способность психики производить определенную физическую работу. Основным понятием этой системы является сознание – наиболее оформленный и выраженный дериват психической деятельности.

2.37. На восстановление чувствительности в пальцах рук

2.37. На восстановление чувствительности в пальцах рук Огромной-колоссальной силы новорожденная жизнь вливается в мою голову, в мои руки. Огромной колоссальной силы новорожденная жизнь вливается в мою голову, в мои руки. От головного-спинного мозга до кончиков пальцев

Добавьте воину чувствительности

Добавьте воину чувствительности Славные люди в отношениях привыкли быть безропотными: они стараются нравиться (как минимум для того, чтобы их не бросили). Эта славность в конечном итоге подрывает дружеские отношения, которые опираются на взаимную силу. Вот пример

ВАЖНОСТЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

ВАЖНОСТЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ По той или иной причине в тот момент, когда дело касается романтики, большинство из нас, мужчин, умственно все еще продолжают пребывать где-то на уровне пещерного человека. Под этим я подразумеваю, что нам все еще кажется, что женщинам нравится,

Воспитание общей чувствительности

Воспитание общей чувствительности Воспитание тактильного и термического чувства идут рука об руку, ибо теплые ванны и вообще теплота обостряют чувство осязания. Так как для практики тактильного чувства необходимо касаться предметов, то умывание рук в теплой воде имеет

Обучение животных | Определение, системы, эксперименты и факты

Основной язык Канзи

Просмотреть все медиа

Связанные темы:
животное поведение животных обучение инстинктивное обучение

Просмотреть весь связанный контент →

обучение животных , изменение поведения в результате индивидуального опыта. Когда организм может воспринимать и изменять свое поведение, говорят, что он обучается.

Само собой разумеется, что животные могут учиться. Кошка, которая бежит к своей миске, когда слышит звук открывающегося шкафа; крыса, решающая лабиринт в лаборатории; птица, которая усваивает песню своего вида — эти и многие другие распространенные примеры демонстрируют, что животные могут учиться. Однако что имеется в виду, когда говорят, что животные могут учиться? Другими словами, что такое обучение? На этот вопрос оказывается чрезвычайно трудно ответить, и, по сути, некоторые теоретики предполагают, что вообще невозможно дать единственное, всеобъемлющее определение обучения. Более того, минутное размышление приводит к пониманию того, что существуют разные виды обучения. Изучение числовых понятий, например, несомненно, имеет иную природу, чем изучение ассоциации между звуком дверцы шкафа и получением пищи. Таким образом, чтобы исследовать обучение животных, в этой статье сначала рассматривается, что такое обучение, а что нет, а затем подробно рассматриваются некоторые специализированные типы обучения, которые происходят у животных.

Многие животные проживают свою жизнь, следуя установленному и, по-видимому, неизменному образу жизни. У многочисленных видов одиночных насекомых, например, жизненный цикл состоит из следующих неизменных событий: самки откладывают яйца на то или иное растение или захваченную добычу; только что вылупившиеся личинки сразу начинают питаться, а затем проходят стандартную последовательность стадий развития; взрослые особи узнают подходящих партнеров по набору фиксированных признаков, выполняют фиксированную последовательность брачных реакций, обеспечивают свои яйца подходящим питанием и, наконец, умирают до того, как вылупится следующее поколение. Одна и та же неизменная последовательность повторяется из поколения в поколение. И это, конечно, в высшей степени успешно. Один и тот же набор ответов неизменно вызывается одним и тем же набором стимулов, потому что эти ответы были и остаются адаптивными. Там, где обстоятельства не меняются, нет необходимости в изменении поведения животного. Даже многие аспекты поведения млекопитающих демонстрируют подобную постоянство. Собака отдергивает лапу, если ее уколоть, а маленький ребенок — руку, если обжечься; и люди, и кролики моргают всякий раз, когда объект быстро приближается к их глазам; пищевое поведение молодых детенышей практически всех видов млекопитающих состоит из сосания, вызванного контактом с губами.

Всякий раз, когда в определенных обстоятельствах всегда уместна одна и та же реакция, мало причин, по которым животному нужно учиться, что делать в этих обстоятельствах. Но мир не всегда является таким стабильным местом. Запасы пищи, которые вчера были в изобилии, сегодня могут быть исчерпаны, и кормящиеся животные, которые всегда возвращаются на одно и то же место, умрут от голода. Более того, конкретный запас пищи может быть временно исчерпан, но будет пополняться, если оставить его на достаточно долгое время; Успешный собиратель должен помнить, где были запасы и когда их посещали в последний раз, чтобы вовремя вернуться к преимуществу. Другими словами, обстоятельства могут меняться, и одна и та же реакция не всегда соответствует одним и тем же раздражителям. Таким образом, знание того, какое поведение является уместным, может зависеть от отслеживания прошлых событий.

Что такое привыкание и сенсибилизация и какую биологическую функцию они выполняют?

Что такое привыкание и сенсибилизация и какую биологическую функцию они выполняют?

Что такое привыкание и сенсибилизация и какую биологическую функцию они выполняют?

Назад к главе 2 Назад к странице темы обучения
Предыдущая страница темы — Гибкое поведение и психические состояния Следующая страница — Какие организмы способны к привыканию?
*** РЕЗЮМЕ сделанных выводов Ссылки

Чарльз Абрамсон. Изображение предоставлено Управлением общественной информации Университета штата Оклахома.

Привыкание и сенсибилизация рассматриваются психологами как самые основные и общие формы научения , определяемые в широком смысле как относительно постоянное изменение поведения организма в результате опыта.

Обучение обычно определяется психологами как «относительно постоянное изменение поведенческого потенциала в результате опыта» (Абрамсон, 19 лет).94, с. 2). Это определение исключает изменения в поведении организма, вызванные другими факторами, такими как физическое развитие, старение, усталость, сенсорная адаптация или циркадные ритмы (Abramson, 1994, стр. 2). Простейшей и наиболее распространенной формой обучения является неассоциативное обучение , которое в Британской энциклопедии (1989) определяется как «те случаи, когда поведение животного по отношению к стимулу изменяется в отсутствие какого-либо очевидного ассоциированного стимула или события (такого как как награду или наказание)». Только одно событие (стимул) задействовано в таком обучении. В случае неассоциативного обучения «животное не учится делать что-то новое или лучшее; скорее модифицируется врожденная реакция на ситуацию или конкретный стимул» (Абрамсон, 19).94, с. 37).

Двумя основными формами неассоциативного обучения являются привыкание и сенсибилизация. Привыкание можно определить как «снижение реакции в результате повторной стимуляции» (Абрамсон, 1994, стр. 106), что совпадает с определением, используемым Ди Примио, Мюллером и Ленгелером (2000, стр. 7). . Привыкание имеет очевидное значение для выживания: оно позволяет организму игнорировать стимулы, не передающие никакой биологически значимой информации (например, о еде или присутствии хищника), тем самым сводя к минимуму энергию, которая может быть потрачена впустую на бегство от «ложных тревог» и предоставление ему больше времени для участия в поведении, которое улучшает воспроизводство. Привыкание также делает возможным завершающее поведение в неприятных, но в остальном подходящих ситуациях (Абрамсон, 19 лет).94, с. 107). Привыкание называют краеугольным камнем других форм обучения, поскольку для того, чтобы сосредоточиться на релевантных стимулах, нужно уметь игнорировать нерелевантную информацию.

Сенсибилизация (которая будет обсуждаться в следующем разделе) «противоположна привыканию и относится к увеличению частоты или вероятности реакции» на раздражитель (Abramson, 1994, стр.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts