Сенсибилизация адаптация синестезия: 2.Адаптация, сенсибилизация, синестезия.

2.Адаптация, сенсибилизация, синестезия.

В широком смысле адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два спектра: биологический и психологический. Биологический уровень, общий для человека и животных, включает в себя приспособление к постоянным и изменяющимся условиям среды: температуре, давлению, освещенности, влажности, а также к изменениям в организме: заболеванию, изменениям в организме, ограничению каких-либо функций. Психологический аспект адаптации состоит в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и интересами.

Адаптация проявляется во всех видах ощущений. Особенно сильна она в области зрения, обоняния, кожных ощущений и вкуса; менее выражена в области слуха. Адаптация всех органов чувств протекает по сходным закономерностям. В области обоняния процесс адаптации протекает по-разному к разным запахам, как и адаптация к звукам, носит избирательный характер: при снижении чувствительности к одному запаху чувствительность к другим запахам может не снижаться, хотя адаптация и распространяется на группу сходных запахов.

Адаптация к болевым раздражениям выражена слабо. Очень сильные боли вообще не дают адаптации.

От адаптации надо отличать явление сенсибилизации – это повышение чувствительности. Существенную роль среди них играет взаимодействие анализаторов. При определенных условиях оно влечет за собой повышение чувствительности одного из органов чувств под влиянием одновременного функционирования другого. Это явление хорошо демонстрирует опыт: в помещении, где происходили опыты, звучал тихий тон одинаковой интенсивности. При ритмическом включении и выключении света звук казался вибрирующим, меняющим свою интенсивность. Такое изменение в ощущении звука происходило благодаря тому, что при действии света чувствительность органа слуха увеличивалась и звук воспринимался более громким. Обнаружено, например, что легкая мышечная работа, обтирание лица холодной водой, слабые звуковые побочные раздражители повышают чувствительность зрения (сильные же побочные раздражители, наоборот, в силу отрицательной индукции снижают ее).

Сенсибилизирующее действие может оказывать не только одновременное раздражение другого органа чувств, но и одновременное раздражение других частей того же самого органа чувств. Чувствительность одних частей сетчатки, например, повышается, если одновременно с этим действовать умеренным светом на другие места сетчатки того же глаза (сильное же побочное раздражение того же органа чувств вызывает и на этот раз в силу отрицательной индукции снижение чувствительности).

Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У разных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица.

Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, А. И. Скрябин и др.). На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в цветовые, и интенсивное исследование цветомузыки. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражений, вкусовых — в ответ на слуховые раздражители и т.д. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не вызывает сомнений возможность употребления таких выражений, как “острый вкус”, “кричащий цвет”, “сладкие звуки” и т. п.

Билет 5.

3. Сенсорная адаптация, синестезия, сенсибилизация.

Сенсорная адаптацияизменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при их отсутствии чувствительность увеличивается.

Такое изменение чувствительности требует времени. Так, для того чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Слух адаптируется к окружающему фону через 15 с.

Сенсибилизация

повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов. А. Р. Лурия выделяет две стороны сенсибилизации. Первая носит длительный, постоянный характер и зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст человека отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20–30 годам, затем снижается.Вторая сторона носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических воздействий на состояние человека

Взаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом синестезиейвозникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов. Например: высокие звуки чаще всего расцениваются людьми как «светлые», а низкие – как «темные».

Психофизика— это наука об измерении ощущений, изучающая количественные отношения между интенсивностью раздражителя и силой ощущения.

Виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся: 1) пороги чувствительности, 2) адаптация, 3) сенсибилизация, 4) контраст ощущений, 5) синэстезия.

В 1860 г. Фехнер опубликовал труд под названием «Элементы психофизики». Незнающий психологии человек редко задумывается над тем, что вспышка света и ощущение, ею вызванное, принадлежат физическому и психическому миру. Фехнер над этим задумался. Основными задачами психофизики он считал изучение соотношения физи­ческого и психического мира и количественное описание этого соотношения. Фехнер обратил внимание на элементарные собы­тия, происходящие в физической и психической реальности: это были физический раздражитель и ощущение.

 

Первый вопрос, который интересовал Фехнера, — это проблема порогов чувстви­тельности. Возможности наших органов чувств ограничены: мы можем разговари­вать на расстоянии 5, 10, 20 метров, но если наш собеседник удалится от нас на рас­стояние пяти километров, разговор без применения специальных средств усиления звука станет невозможным. Значит все стимулы по физической интенсивности можно разделить на те, которые ощущаются, и те, которые не ощущаются.

Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и разностный(дифференциальный).

Абсолютный порог чувствительности — это такая величина стимула (физического раздражителя), при которой начинает возникать ощущение. Обратимся к рис. 11-1. Все стимулы, которые больше (сильнее, громче, ярче) определенной интенсивности раздражителя, вызывают ощущения (правая часть диапазона). Стоит же нам несколь­ко уменьшить величину стимула (сдвинуть его в левую часть диапазона), как мы пе­рестаем его ощущать.

 

 Есть еще верхний порог чувтвительности. На нем ощущения становятся болевыми.

Дети похожи на родителей. Иногда мы не можем отличить голос сына от голоса отца, во всяком случае, в первые секунды телефонного разговора. Нам трудно на­строить гитару: подстраивая одну струну к другой, мы не слышим разницы в звучании, но наш товарищ с консерваторским образованием говорит, что нужно еще подтянуть на четверть тона. Следовательно, есть такая величина физического различия между стимулами, при которой мы начинаем их различать. Эта величина носит назва­ние 

дифференциального порога/

Сенсорная адаптация — изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Сенсибилизация-повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов.

Контраст ощущений- (от франц. contraste – резкая противоположность) – это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных, свойств! действительности. Так, одна и та же фигура одного цвета на светлом фоне кажется темной, а на черном – белой.

Синестезией – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов.

Сенсорная чувствительность и синестезия | Psychology Today

Синестезия — это удивительное смешение чувств, которые у большинства людей обособлены и различны. В то время как те из нас, кто родился без этой черты, могут метафорически сказать: «У этого вина чудесный сухой вкус» или «Сегодня я чувствую себя грустным», синестеты на самом деле испытывают такое восприятие. Для нее или для него (скорее первое — синестезия гораздо чаще встречается у женщин) вкус может быть круглым или заостренным, слово может быть на вкус как картошка, звук скрипки ощущаться на лице, буква или цифра. или даже запах может иметь свой собственный яркий и повторяющийся цвет.

Гиперчувствительность — часто отмечаемый аспект синестезии. Одна женщина, давшая интервью в программе NPR Diane Rehm Show , говорит об этом так: «Как и многие синестеты, я повышенно ценю все виды сенсорных явлений. в какой-то момент, и мне трудно разобраться и справиться с этим. Покупки могут сделать это. Находиться в магазине, где много шума, цветов, запахов — это просто слишком».

Что вызывает синестезию? Нейробиологи считают, что это происходит из-за необычайно плотных связей в мозгу и, кроме того, из-за того, что у каждого есть способность к синестезии. Эта последняя точка зрения сформировалась сравнительно недавно. Раньше преобладало мнение, что каждое чувство обрабатывается отдельно в коре (внешнем слое мозга), а сенсорная информация собирается вместе позже. Но эта «унимодальная» модель сейчас подвергается сомнению. Возможно, корковые области реагируют и интегрируют информацию от нескольких органов чувств одновременно. Или что наша кора настроена на обработку только одного чувства, но информация от других чувств модулирует или регулирует сигнал от основного чувства.

В качестве примера рассмотрим, что происходит, когда кто-то переносит инсульт, и в то время как одно чувство нарушается, другой тип сенсорной информации выходит на первый план. Случай с Шеррилин Руш, синестеткой, учившейся в Университете Райса, особенно интересен. После инсульта ее кожа стала чувствительна к звуку. «Все мое тело бунтует на определенных нотах», — рассказывает она, добавляя, что даже в своей тихой квартире ей иногда приходится носить беруши, чтобы сосредоточиться. Поскольку прочные связи между областями мозга были обнаружены как у людей, не являющихся синестетиками, так и у тех, у кого они есть, наши чувства кажутся фундаментально более взаимосвязанными, чем когда-либо знали ученые. Кому-то вроде Руш не обязательно рождаться синестетиком (как большинство синестетов) — она может его приобрести.

Если это «как» синестезии, то «почему» остается загадкой. Интригующую теорию выдвинула Дафна Маурер из Университета Макмастера в Онтарио, Канада. Она предполагает, что все мы рождаемся с восприятием через различные сенсорные модальности и что мы учимся различать чувства в ответ на когнитивный тупик, с которым мы сталкиваемся в младенчестве. Глядя на это с другой стороны, Саймон Барон-Коэн из Кембриджского университета описывает синестезию как нарушение нормального созревания мозга. Эти две точки зрения не обязательно несовместимы. Если бы все мы рождались синестетами, когнитивное созревание означало бы, что связи между областями мозга «обрезаются» в младенчестве. Если этот процесс прерывается или нарушается, человек остается синестетиком.

Здесь мы сталкиваемся с первым из многих интригующих соответствий между синестезией, аутизмом, савантизмом и одаренностью. Было обнаружено, что синестезия встречается более чем в два раза чаще у людей с аутизмом (18,9%), чем у населения в целом (7,2%). И сенсорная гиперчувствительность свойственна обоим. Я рассмотрю вероятные последствия этого в моем следующем посте.

Модальность ощущений — типы и характеристики :: Блог Викиум

А вы случайно не синестетик? Задумывались ли вы когда-нибудь о таком удивительном явлении, как цветомузыка? Оказывается, есть люди, которые не только слышат музыку, но и «видят» ее. Таких людей называют синестетиками. Синестетики обладают удивительными способностями. Они могут, например, «видеть» запах и «слышать, как он звучит».

Строго говоря, каждый из нас немножко синестетик. Чтобы помочь «увидеть» музыку, ее звуки комбинируются с цветовыми пятнами. Это превращается в световое шоу или, точнее, в цветомузыку. Явление, при котором модальность ощущений как бы нарушается из-за того, что сигналы одной модальности (например, звуки) вызывают ощущения другой модальности (например, зрительные образы), называется синестезией. Помните, в одном фильме мальчик, решивший наказать оркестранта, игравшего на трубе, сел в первом ряду и стал есть лимон? Достаточно одного взгляда на лимон, чтобы во рту появилась кислинка, и началось слюноотделение. А кому-то достаточно просто произнести слово «лимон».

Синестезия помогает нам чувствовать, что наши ощущения взаимодействуют друг с другом самым причудливым образом. Но в целом они представляют собой элементарные процессы отражения лишь некоторых свойств окружающего мира. В норме каждое ощущение отражает только то свойство, которое соответствует его модальности. Мы используем 5 сенсорно-перцептивных систем, которые вырабатываются нашим мозгом под воздействием определенных раздражителей:

• зрительная (цвет и свет),

• слуховая (звук)

• обонятельная (запах)

• вкус (вкус),

• кинестетический (осязание).

Иногда упоминаются вестибулярные ощущения (результат вибрации). Но в обыденном сознании не вибрация называется «шестым чувством», а скорее интуиция, которой психологи пока не нашли места в системе восприятия человека.

Элементарные сенсорные процессы (так называемые 5 ощущений в психологии), как показывает синестезия, могут не только взаимодействовать и тем самым порождать неспецифические ощущения, но и изменять свою силу.

Если вы долго сидите перед монитором или книгой и чувствуете, что зрение ослабевает, положите в рот что-нибудь сладкое или соленое, и сразу почувствуете, что зрение улучшилось. Такое изменение мощности ощущения одной модальности (зрительной) под влиянием раздражителя или сигнала другой модальности (вкуса) получило название сенсибилизация.

Вы когда-нибудь задумывались, почему в залах филармоний при исполнении музыкальных произведений не выключают свет, как это обычно делают в оперном театре? Музыканты отмечают, что при ярком свете звук кажется более насыщенным и мощным. Кондитеры заметили, что зеленый цвет портит вкус сладкого во рту, и стали красить в зеленый цвет растения, на которых делают сладости. Рестораторы знают, что красно-коричневые цвета возбуждают аппетит, а желтые, наоборот, снижают его. Угадайте, в какой цвет предпочитают красить залы ресторанов? Существует использование сенсибилизации.

Как изучать модальность в психологии

Модальность ощущений в психологии изучается давно. Собственно самые первые научные опыты В. Вундта, с которых начинается история экспериментальной психологии, посвящены именно измерению чувствительности.

Важнейшие ощущения в жизни человека — зрительные. Об их значении можно судить по следующему факту. Для того чтобы заслужить гордое имя «Соколиный глаз», индейцу нужно было обладать зрением, которое позволяло бы ему различать две звезды, расположенные посередине рукоятки Большой Медведицы. Острота зрения зависит от величины угла между объектами, которые человек способен различать. Человеческий глаз способен различать несколько сотен тысяч цветов и оттенков. И мы можем увидеть свет свечи на расстоянии 27 км, если воздух чистый. И, тем не менее, немецкий физик Х. Гельмгольц , изучавший в середине 19 века строение человеческого глаза, высказывал множество жалоб на несовершенство этой части тела.

Следующими по важности являются слуховые ощущения, которые воспринимают высоту, тембр и громкость звуков. Мозговой центр отделяет звуки (информативный сигнал от фонового шума), затем обнаруживает повторяющиеся элементы и, в конце концов, идентифицирует их.

Вкусовые и обонятельные ощущения до сих пор остаются психологической загадкой. Во-первых, удивительно, насколько велики индивидуальные различия в этих областях. Парфюмеры способны учуять состав аромата. И многие мужчины, выбирая духи для своих любимых дам, согласятся, что «всех здесь перепутать несложно: все пахнет одинаково». Во-вторых, наука пока не может создать искусственных распознавателей запахов и вкусов. Дегустаторы пока не могут быть заменены никаким искусственно созданным устройством.

Тактильные ощущения несут для человека сигналы тепло-холодного типа, болит или не болит, мягко или твердо. Различные рецепторы отвечают за тактильные, болевые и температурные ощущения. И располагаются они в разных частях тела с разной степенью частоты. Поэтому спина, например, быстрее похолодеет, чем живот. Под носом кожа более чувствительна к боли, чем на поверхности ладони. А прикосновение кончиками пальцев расскажет о поверхности предмета больше, чем если бы вы коснулись его локтем.

Как измерить чувствительность

Профессионалы особенно чувствительны к звукам, запахам и цветам. Только подготовленный музыкант сможет расслышать фальшивое пение музыкального произведения. Художник лучше дилетанта различает цветовые оттенки. Можно ли измерить эти индивидуальные различия?

Да и психологические исследования направлены на измерение двух видов чувствительности: абсолютной и дифференциальной.

Вот самый простой способ наблюдать, как люди различаются по остроте слуха. Поставьте их рядом и попросите закрыть глаза. Затем медленно подойдите к ним с тикающими часами или метрономом. Тот, кто слышит звук первым, обладает абсолютной слуховой чувствительностью. А тот, кто чувствует, что звук стал громче, имеет более высокую слуховую чувствительность. Выведенная психофизиологом С. Стефенсоном закономерность свидетельствует о том, что чем слабее сигнал, который способен воспринять человек, тем выше его чувствительность к такого рода сигналам. Наоборот, при низкой чувствительности человеку нужен сигнал большей силы. Именно поэтому подготовленные профессионалы так хорошо различают звуки, запахи и вкусы — они способны уловить самые тонкие оттенки и почувствовать малейшую разницу между сигналами разной силы.

Зачем нужна адаптация

Человеческий мозг гибкий, и если сигнал воздействует на органы чувств достаточно долго, то ощущение, создаваемое этим сигналом, постепенно притупляется и ослабевает. Механизм адаптации работает.

Вы входите в темную комнату и сначала ничего не видите. Постепенно глаза адаптируются к темноте, и предметы приобретают четкие очертания. Когда вы вернетесь в хорошо освещенную комнату, вам снова потребуется время на адаптацию, на этот раз к свету.

А теперь представьте, что вы ненадолго вышли из дома, а потом вернулись. Вы входите в знакомую комнату, и первое впечатление — необычайная резкость всех предметов, которые здесь находятся. Когда вы уезжали, вы этого не испытывали, а сейчас оглядываетесь и удивляетесь: вроде бы все то же самое, но по-другому. Но через некоторое время все приходит в норму. Здесь снова сработал адаптационный механизм, из-за которого ощущения как бы притуплялись, теряли остроту и яркость.

Может быть, поэтому психологи предлагают супругам, которые перестали испытывать чувство новизны друг к другу, расстаться на несколько дней, чтобы при встрече взглянуть друг на друга по-новому? Нивелировать адаптацию, вызвавшую возбуждение от аромата, образа и прикосновения любимого человека. Каким-то образом незаметно он или она стали привычным элементом дома.

Хотя в последнем примере адаптация служит не очень хорошо, тем не менее, это очень важный биологический механизм. Человек живет в быстро меняющемся мире и действует в турбулентной среде. Адаптация выполняет прежде всего ориентировочную функцию, помогая отбросить привычные сигналы и сосредоточиться на новых. Поэтому, слушая музыку в концертном зале, вы вполне можете отвлечься на свои мысли или шепот соседа, особенно если музыка вас не захватывает.

Другая функция адаптации, защитная, помогает адаптироваться к сильным раздражителям и, в конце концов, перестать их замечать. Такой адаптивный механизм снижает наши энергетические затраты.

Типы ощущений различаются по скорости наступления адаптации. Обонятельные и тактильные рецепторы адаптируются быстрее, чем зрительные и слуховые ощущения. Те, кто носит очки и имеет привычку надвигать их на лоб, знают, как легко о них забыть — адаптация к тактильному раздражителю наступает быстро.

Можно ли развить вашу чувствительность

Да.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts