Схема структура личности: 2.2. Структура личности

Психологическая характеристика личности: примеры из жизни

Психологические характеристики личности позволяют составить социальный портрет того или иного гражданина. Черты человека помогают понять окружающим, как строить взаимодействие с ним, чего от него ожидать.

Краткая психологическая характеристика помогает определить таланты и склонности личности, правильно выбрать профессиональный путь.

Содержание

  • Что такое психологическая характеристика личности
  • Психологическая структура личности
  • Основные психологические характеристики личности
    • Интересы и склонности
    • Способности и одаренность
    • Темперамент
    • Характер
  • Методика составления психологической характеристики
    • Пример психологической характеристики человека
  • Заключение

Что такое психологическая характеристика личности

Психологическая характеристика – это совокупность компонентов структуры личности, определяющих направленность индивида, особенности характера и стиля деятельности. Психологическая характеристика базируется на устойчивых свойствах человека: типе нервной системы, темпераменте, национальности, способностях, качествах ума.

Психологические характеристики человека претерпевают некоторые изменения в процессе онтогенетического развития, семейного воспитания и систематического обучения. Отдельные элементы психологической характеристики формируются только в результате становления характера и выработки устойчивых интересов индивида. На смену семейному воспитанию и школьному обучению приходит саморазвитие и самовоспитание человека. Начиная с юности, люди осознанно формируют свой психологический портрет.

Главные компоненты психологической характеристики это: стойкость, единство и активность. На их основе формируются ценностные ориентации человека, мировоззрение, стиль деятельности и общения. Динамические свойства человека позволяют ему осваивать социальные роли, добиваться поставленных целей, поддерживать социально-психологический статус.

Характеристика способностей человека определяет его индивидуальность.

Психологическая структура личности

В психологии в структуру личности включают ее основные характеристики:

  • Биологические особенности. К ним относятся: тип нервной системы и ее свойства, соотношение процессов возбуждения и торможения в ней, работоспособность головного мозга.
  • Индивидуально-типологические качества. Этот блок обусловлен особенностями семейного воспитания, типом детско-родительских отношений.
  • Черты характера, появившиеся в процессе социализации индивида. Определяющими факторами для формирования этого элемента личностной структуры являются социально-психологический статус ребенка в коллективе сверстников, уровень развития его коммуникативных навыков, стрессоустойчивость.
  • Жизненный опыт человека. Под ним часто понимают адаптивные способности личности, гибкость, умение анализировать свои поступки, принимать самостоятельные решения.

Основные психологические характеристики личности

Общее представление о партнере по общению складывается из базисных психологических характеристик его личности.

Интересы и склонности

Среди всех психологических характеристик специалисты при составлении портрета личности в первую очередь выделяют интересы и склонности индивида. Именно под влиянием интересов человека формируется его отношение к действительности. Склонности индивида составляют основу направленности и мировоззрения личности, которыми объясняются те или иные поведенческие реакции.

Интерес, являясь источником любознательности, направляет наше внимание на определенные вещи. Склонности подталкивают человека к определенным видам деятельности. Стремясь узнать что-то новое, человек движим интересом. Когда же он начинает произвольную практическую деятельность, в основе которой лежит творчество, его действия определяются склонностями.

Существуют разные подходы к классификации интересов:

  1. Интерес индивида может быть пассивным или активным. При пассивном интересе человеку необходим наставник, который будет направлять и корректировать его действия: рекомендовать научно-популярную литературу, подсказывать способы выполнения деятельности. При активном же интересе человек самостоятельно занимается той или иной деятельностью, читает соответствующую литературу, пробует разные техники работы. В процессе активного интереса формируется индивидуальный стиль деятельности личности.
  2. По направленности интересы классифицируют на духовные, социальные, политические, экономические.
  3. По количеству людей, проявляющих заинтересованность, интересы можно разделить на индивидуальные, общественные и групповые.

В основе возникновения интересов и склонностей человека лежат его потребности.

Если человек стремится удовлетворять только физиологические потребности, жизнь ему кажется неинтересной, монотонной. Глубокий интерес к определенному виду деятельности и устойчивые склонности наполняют жизнь человека смыслом, стимулируют его саморазвитие.

Человек может обладать широкими интересами, иметь склонности к разным видам деятельности – в этом случае говорят о широкой эрудиции и разнонаправленном развитии. Также у человека может быть ярко выраженный интерес к какой-то одной сфере деятельности – в этом случае говорят о глубоком устойчивом интересе личности. Если при этом интересы и склонности человека подчиняются его жизненной цели, не мешают добросовестно работать, их наличие расценивается как положительная социально-психологическая характеристика.

Образцом сказанного выше может служить хобби. Если занятие любимым делом не мешает работе и не вытесняет из жизни человека общение с друзьями, то оно, несомненно, характеризует индивида с положительной стороны.

Можно встретить людей, у которых интересы и увлечения быстро меняются. Такие люди увлекающиеся, но не увлеченные. Их привлекает что-то новое, яркое, необычное. К примеру, они могут записаться на секцию исторического фехтования, но бросить тренировки после получения первой травмы. Их склонности обусловлены природной впечатлительностью. Попробовав себя в новом виде деятельности, они теряют интерес к ней. В их психологическом портрете непременно найдут место такие качества, как непостоянство и импульсивность. Достичь успеха в каком-нибудь виде деятельности им очень трудно.

Способности и одаренность

Способность – это биологическая предрасположенность человека к науке, спорту или искусству.

Способности как психологическая характеристика личности определяют успешность выполнения человеком тех или иных действий. Примером способности, оказывающей влияние на психологическую характеристику человека, является наблюдательность. Как правило, этим свойством обладают учителя, писатели, водители.

Практически в каждом виде профессиональной деятельности для успешного выполнения своих должностных обязанностей человеку нужны такие способности, как:

  • зрительная память;
  • пространственное мышление и воображение;
  • концентрация внимания.

При составлении психологической характеристики специалисты опираются на следующие виды способностей:

  1. Интеллектуальные способности. Они обеспечивают быстрое восприятие информации, ее обработку, сохранение в памяти на длительный срок, а также возможность человека применить имеющиеся теоретические знания на практике.
  2. Математические способности. Ими объясняется склонность человека к точным наукам. Высокое развитие математических способностей часто сопряжено с хорошим логическим мышлением. Эти свойства ума необходимы для бухгалтеров, программистов, физиков, математиков и экономистов.
  3. Технические способности. Данная группа способностей нужна людям, занимающимся конструированием, разработкой инновационных механизмов.
  4. Творческие способности. Этот вид способностей базируется на свойственном человеку воображении и умении проявлять фантазию.
  5. Коммуникативные способности. С их помощью человек легко находит общий язык с представителями любых социальных групп, проявляет эмпатию, располагает к себе. Коммуникативные способности в профессиональной деятельности используют журналисты, психологи, политики, педагоги.
  6. Физические способности. Данная группа способностей обеспечивает человеку спортивные успехи.
  7. Литературные способности. Ими объясняется писательский талант, поэтические навыки людей.
  8. Музыкальные способности. К ним относят чувство ритма, гармонический и мелодический слух, способность самостоятельно сочинять оригинальные мелодии.

Способности развиваются в процессе освоения человеком практических видов деятельности. Основой развития способностей являются задатки. Если природа наградила человека многими задатками, то говорят об одаренности, которая позволяет ему быть успешным в различных сферах науки и искусства.

Синонимичным понятием для одаренности выступает талант, которым обусловлена способность человека решать задачи нестандартным способом. Талант не является биологической особенностью человека. Он вырастает из интереса личности к определенной деятельности и проявляется в процессе выполнения этой деятельности.

Однако без специально организованного систематического обучения одаренный от природы человек не сможет стать успешным. В процессе учения совокупность природных задатков определяет прочность усвоения знаний, быстрое формирование умений и навыков.

Между одаренностью и мастерством человека в той или иной деятельности нельзя ставить знак равенства, так как одаренность представляет собой высокий уровень развития природных задатков, а мастерство – это результат сознательного труда, в основе которого лежит совокупность теоретических знаний, индивидуальных умений и навыков человека.

Темпы развития способностей зависят от наличия одаренности, но определяющим в этом процессе является обучение. Если человек становится мастером своего дела, это означает, что для него открывается новый уровень развития способностей.

Важно понимать, что отсутствие природных задатков на пути к мастерству в конкретном виде деятельности может успешно компенсироваться такими психологическими характеристиками человека, как: целеустремленность, усидчивость, трудолюбие, ответственность.

Эти черты личности создают предпосылки для овладения практически любым видом деятельности при условии стойкого интереса к ней.

Таким образом, успех в каком-то виде деятельности может объясняться самыми разными способностями человека. Недостаток одних способностей компенсируется высоким развитием других. Это означает, что путь к мечте открыт для каждого. Если человек готов к трудностям в процессе восхождения на гору, в конце пути его непременно ждет успех.

Каждый человек обладает способностями. Нет смысла сравнивать собственные достижения с достижениями других людей. Для развития общества нужны разные таланты, которые не могут принадлежать одному человеку. При выборе жизненного пути и профессии стоит прислушаться к себе. Ведь работа, в полной мере отвечающая интересам и склонностям личности, приносит ей не только материальное вознаграждение, но и удовольствие.

Темперамент

Темперамент – это врожденная психологическая характеристика личности. Классическими образцами темперамента являются:

  • Сангвиник. Это жизнерадостный человек, чувства которого быстро сменяют одно другое, так как они поверхностны. Основными чертами его психологической характеристики являются: оптимистичность, беззаботность, инициативность, разнонаправленность интересов. Он суетлив, его движения быстрые и точные. Нервная система сангвиника слишком подвижна.
  • Холерик. Главными психологическими характеристиками такого человека являются: взрывной нрав, вспыльчивость, возбудимость, агрессивность. Он ярко реагирует на события. Его движения и речь резкие, порывистые, темп работы высокий. Холерику не хватает баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной системе.
  • Флегматик. Это медлительный человек, которому не свойственно демонстрировать свои переживания. Его движения плавные, походка размеренная. Основные черты его психологической характеристики – это спокойствие, рассудительность, уравновешенность. Нервная система флегматика малоподвижна.
  • Меланхолик. Такой человек отличается впечатлительность, ранимостью и обидчивостью. Свои переживания меланхолик держит в себе. Очень часто меланхолики демонстрируют высокое развитие творческих способностей.

«Чистые» образцы темперамента в повседневной жизни встречаются редко. Чаще всего доминирующий тип темперамента дополняется некоторыми чертами другого. Например: флегматик с меланхолической доминантой, холерик с сангвинической доминантой. Психологическая характеристика человека в этом случае будет зависеть от ситуации и обстоятельств.

Итак, темперамент – это совокупность психологических характеристик личности, определяющая общую подвижность человека, скорость возникновения у него чувств и их выраженность, особенности проявления его эмоциональных переживаний. Каждому человеку нужно научиться подчинять себе свой темперамент – тогда на передний план будут выступать положительные черты его личности.

Характер

Характер – это психологический стержень личности, который формируется с раннего детства и до юности. В структуру этой психологической характеристики попадают познавательные процессы, эмоциональность, сила воли, индивидуальный стиль деятельности, ценностные ориентации. Черты характера определяют отношение человека к работе. Они проявляются в мотивах его деятельности, в способах, которые он выбирает для решения поставленных задач.

Психологическая характеристика личности складывается на основе следующих черт характера:

  1. Общие черты характера. Они образуют психологический тип индивида. К ним относятся: последовательность, активность, принципиальность, честность, дисциплинированность, мужество.
  2. Черты характера, отражающие самоотношение и самовосприятие индивида. Это: скромность, чувство собственного достоинства, застенчивость, обидчивость, эгоизм и эгоцентризм.
  3. Черты характера, отражающие отношение индивида к другим людям. В эту группу входят: общительность, чуткость, открытость, вежливость, готовность прийти на помощь.
  4. Черты характера, отражающие отношение индивида к работе. Среди них: трудолюбие, настойчивость, инициативность, аккуратность, добросовестность, ответственность.

Характерологические особенности составляют основу мировоззрения человека.

Знание особенностей характера человека позволяет прогнозировать его реакции. Систематическая работа над собой позволяет человеку формировать свой характер, вырабатывать в себе положительные качества и устранять отрицательные.

Методика составления психологической характеристики

Психологическую характеристику личности составляют психологи, применяя для этого следующие методы:

  • Наблюдение. Посредством специально организованного наблюдения психолог получает информацию об особенностях поведения индивида. В психологической характеристике результаты наблюдения косвенно отражают особенности личности.
  • Психодиагностические методы. С помощью личностных тестов и опросников психолог определяет тип темперамента клиента, его интересы и склонности, преобладающие мотивы деятельности. Эти сведения в психологической характеристике являются главными.
  • Социометрия. С помощью данного диагностического инструментария психолог получает информацию о социально-психологическом статусе индивида в учебном или трудовом коллективе. Социометрия позволяет выявить особенности межличностного взаимодействия человека с товарищами и коллегами.
  • Интервью. Если достаточную информацию о человеке не удалось получить посредством тестов, психолог разрабатывает серию вопросов, которые задает клиенту. Этот метод сбора информации используют, чтобы уточнить факты, устранить противоречия.

Психологическая характеристика начинается с перечисления персональных данных человека: указания фамилии, имени и отчества, даты рождения, места жительства, сообщения сведений о членах семьи и особенностях семейного воспитания. Далее описываются:

  • склонности и интересы;
  • способности личности;
  • особенности темперамента и характера;
  • отношение человека к себе;
  • отношение человека к другим людям;
  • отношение человека к работе.

Пример психологической характеристики человека

Летовальцев Андрей Юрьевич

Дата 19.04.2008.

Мать: Летовальцева Анна Геннадьевна.

Отец: Летовальцев Юрий Алексеевич.

Место жительства: г. Новодвинск

Ребенок воспитывается в полной семье. Родители принимают активное участие в жизни мальчика. Старший брат для Андрея — образец для подражания.

Мальчик проявляет интерес к точным наукам, обладает высоким уровнем развития логического мышления. На протяжении двух лет Андрей посещает курсы робототехники, участвует в конкурсах городского и регионального уровня.

Уровень произвольного внимания у мальчика выше среднего. Признаков утомления при выполнении работы не отмечается. Темп работы высокий.

Мальчик обладает высоким уровнем развития зрительной памяти. Слуховая память развита средне. Доминирующий канал получения информации – визуальный.

Преобладающим мотивом деятельности является избегание неудачи. Уровень тревожности соответствует возрастной норме.

В ходе решения интеллектуальных задач Андрей демонстрирует самостоятельность, рациональность. С готовностью приходит на помощь товарищам. Проявляет интерес к парной работе. При работе в группе навязывает товарищам свое мнение, делает много замечаний. Критику в свой адрес воспринимает болезненно.

В коллективе сверстников мальчик стремится стать лидером. Он амбициозен, активен. Андрей старается самоутвердиться за счет других детей. Однако для того, чтобы стать лидером, мальчику не хватает чуткости и внимательности к окружающим. Кроме того, мальчик обладает завышенной самооценкой.

Андрей обладает холерическим типом темперамента. Юноша эмоциональный, напористый, целеустремленный. В отношениях со сверстниками у него часто случаются конфликты. Слабое развитие коммуникативных навыков не дает идти на уступки и находить компромиссное решение спорных ситуаций. Для мальчика характерны внезапные перемены настроения.

В поведении случаются вспышки агрессии. Эмоциональные реакции мальчику трудно контролировать.

По результатам психологической диагностики Андрею можно рекомендовать курс индивидуальных занятий с психологом, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы. Также мальчику будут полезны групповые занятия в форме тренинга по развитию коммуникативных навыков.

Заключение

Психологическая характеристика личности – это отражение типологических особенностей человека. В ней отражаются свойства нервной системы индивида, особенности взаимодействия с окружающим миром, самооценка и самовосприятие. Рекомендации, которые психолог дает на основе психодиагностики, позволят человеку определить направления саморазвития и самосовершенствования.

Структура личности в трудах отечественных психологов

     ЖЕНСКИЙ ИНСТИТУТ «ЭНВИЛА» 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Структура личности в трудах отечественных психологов 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                 
 
 

                                                            

                                                            Студентки 3-го курса, 308 группы

                                                              Денисьевой Натальи

                                                             Т. 80257274007 
 
 

                                                                   Научный руководитель

                                                               Уминская Н.В. 

 
 
 
 
 

                                             Минск,2011 
 
 

оглавление 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………… 
5
    1. Понятие «личность»………………………………………………..
5
    1. Психологическая структура личности……………………………
6
Выводы  по главе……………………………………………………………9
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ…………………………………………………………… 
10
2.1.Структура  личности  в трудах Б.Г. Ананьева………………………10
2.2. Структура личности в работах С.Л.Рубинштейна…………………11
2.3. Структура личности в трудах К. К. Платонова………………………15
2.4.Структура личности  в трудах А. Н. Леонтьева………………………16
2.5. Структура личности в работах В.Н. Мясищева……………………19
2.6. Структура личности  в трудах А.В. Петровского…………………21
2.7. Структура  личностив трудах А.Г. Ковалева………………………22
Выводы  по главе…………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….25
СПИСОК  использованных источников………………………26
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………. 28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  исследования.В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.

     Признание несомненного единства, но не тождества  понятий «личность» и «индивид»  порождало ряд вопросов, среди  которых был и вопрос о том, что представляет собой это особое системное качество индивида, которое  обозначается термином «личность» и  оказывается несводимым к биологическим  предпосылкам, включенным в природу  его носителя – индивида

     Иначе говоря, личность есть системное и  поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид  со всеми его прирожденными и  приобретенными свойствами. Можно констатировать, что сегодня в отечественной  психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при  этом отсутствует более или менее  общепринятая концепция личности.

     Проблема  структуры, природа ее организации  и влияния на функционирование индивидуума  является ключевым компонентом во всех теориях личности. Многие известные  теории личности базируются на структурных  концепциях, которые раскрывают взаимосвязи  различных функций и свойств, то есть относительно неизменных характеристик  человека. Любой подход к личности, если он претендует на полезность, должен так или иначе отвечать на вопрос о том, каким образом обеспечиваются относительно стабильные аспекты поведения. Этот вопрос считают важным даже те теории, которые видят в личности процесс непрерывного самоизменения, развития.

     Структурный подход к личности является результатом  преодоления концепции изолированных  свойств, которая представляла личность как сумму определенных черт. На основе определения того или иного  психического свойства выдвигалось  требование создания как можно более  адекватного тестового инструментария. По мере того, как осознавалось, что  то или иное свойство может быть понято лишь в связи со всеми другими  свойствами, утверждались идеи о структуре  личности.

     Если  личность понимается как сочетание  свойств, то неизбежно встает вопрос о способе этого сочетания, то есть о структуре. Таким образом, структура личности решает два основных вопроса: что представляют собой  основные стабильные элементы личности и каким образом они связаны  между собой.

     Следует отметить, что знание истории психологии необходимо для понимания различных  теорий и направлений современной  психологии, путей и тенденций  ее развития. Только включение в  исторический контекст позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и  осознать их исторический смысл.

     Объект  исследования: структура личности.

     Предмет исследования: подходы к проблеме структуры личности в трудах отечественных психологов.

     Цель  исследования: рассмотреть подходы к проблеме структуры личности в трудах отечественных исследователей.

     Задачи  исследования:

  1. Раскрыть сущность понятия личность в трудах  психологов.
  2. Раскрыть сущность психологической структуры личности.
  3. Изучить особенности структуры личности в трудах С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева.

     Методология исследования. Деятельностный подход к проблеме структуры личности А.Н. Леонтьва, А.В. Петровского, К.К. Платонова, В.Н. Мясищева;комплексный подход к психике и к человеку Б. Г. Ананьева;культурно-исторический подход С. Л. Рубинштейна.

     Методы  исследования: для решения задач исследования на теоретическом уровне применялись методы сравнительного анализа психолого-педагогической литературы.

     Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемыхисточников (20наименований) и приложения. Общий объем работы составляет 27 страниц. В приложении представлена примерная схема  структуры личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.

  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ   
В ПСИХОЛОГИИ
 

    1. Понятие «личность»
 

     Понятие личности является одним из важнейших  в психологии. Психология изучает  не психику, сознание вообще, а психику  конкретной личности.

     На  вопрос, что такое личность, психологи  отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.

     Слово «личность» происходит от русск. личина (личина соответствует термину persona– исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра). Личность чаще всего определяют как человека с совокупностью его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или  индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки[6].

     Личность  – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А. Н. Леонтьев).

     Личность  – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздествия (С.Л.Рубинштейн).

     Личность  – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).

     И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.

     Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации.

     А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.

        К.К. Платонов: личиность– человек как носитель сознания.

        Б.Д. Парыгин: личность – это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально–специфическое и индивидуально-неповторимое [7].

     В содержание личности и ее оценку в  качестве важнейшего компонента включается направленность ее сознания, личностные ориентации, обусловленные уровнем  ее сознания, мировоззрением, нравственностью  и ответственностью. Безусловно, социальная среда оказывает существенное влияние  на формирование и поведение личности. Но не в меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены  и внутренним, духовным миром человека. Сила воли и сила духа личности, ее нравственная доброта и чистота не могут  подтвердиться и реализоваться  никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определенных социальных условиях. Если индивид действительно считает  себя личностью или стремится  быть ею, он должен быть ответственным, и не только в своих мыслях, но прежде всего в своих поступках, а это всегда тяжелое бремя [11].

     Таким образом, личность – это человек, взятый в системе таких его  психологических характеристик, которые  социально обусловлены, проявляются  в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для  него самого и окружающих.  
 

    1. Психологическая структура личности
 

     В учебниках по психологии чаще всего  психологическая структура личности  отображается так, как она представлена на схеме  (см. Приложение).

     Таким образом, структура личности составляют психические процессы и образования  и психические свойства и состояния.

     Психические процессы и образования.

     Индивидуально-психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований.

     Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение  и осознание личностью воздействий  окружающей действительности. Это важнейшая форма отражательной деятельности человека. Они многообразны. Одни из них дают нам возможность познавать окружающий мир и самих себя. К этой группе процессов относятся:

Структурная модель личности — GAVS_APpsych_Personality_James_Ballard_Davis

ICeBerg MOdel

Модель айсберга часто используется для описания понимания психики Фрейдом. Сознание — это верхушка айсберга, едва находящаяся над водой. Он состоит из наших мыслей и восприятий. Это все, что мы осознаем. Предсознательное находится прямо под водой. Он состоит из наших воспоминаний, накопленных знаний, страхов и сомнений. Мы не осознаем наличие предсознательного, но мы можем извлечь из него информацию в наше сознание в любое время. Бессознательное — это самая большая часть глубоко под водой. Бессознательное состоит из наших эгоистичных мотивов, агрессивных желаний и наших социально неприемлемых желаний. Согласно Фрейду, состав бессознательного — это лежащие в основе влияния, которые управляют нашими сознательными действиями.

ИД, Эго и Суперэго

Ид

Ид заботится только о собственном удовлетворении, и оно обитает глубоко в бессознательной части разума — далеко внизу, на айсберге разума. Оно основано на нашем принципе удовольствия, поэтому оно хочет того, что доставляет удовольствие в определенное время, независимо от реальности ситуации. Ид не заботится о реальности или нуждах других; когда он чего-то хочет, все остальное не важно. Это применимо, когда кто-то хочет машину, поэтому он покупает ее, не принимая во внимание тот факт, что он не может себе это позволить, и не учитывая, что новая машина нужна их супругу, а не им. Ид хочет то, что хочет, забудьте обо всем остальном.

Эго

Эго развивается после Ид и обитает в предсознательной части разума — прямо под водой на айсберге. Эго понимает, что импульсивность и эгоизм могут быть пагубными, и что у других людей есть свои желания и потребности. Эго основано на принципе реальности, и именно эго отвечает за удовлетворение потребностей Ид, принимая во внимание реальность ситуации и чувства других. Примером может служить человек, понимающий, что он не может купить новую машину просто потому, что хочет ее, хотя не может себе этого позволить. После того, как суперэго разовьется, задачей эго становится не только удовлетворять ид, но и не расстраивать при этом суперэго. Примером того, как эго работает, чтобы сбалансировать ид и суперэго, может быть кто-то, кто покупает машину, сэкономив немного денег, и делится ею со своим супругом, чтобы не расстраивать их; id получил машину, а суперэго не нарушило свои стандарты.

Суперэго

Суперэго развивается последним, и оно находится прямо над Ид на айсберге в бессознательной части разума. Суперэго — это наша мораль. Он развивается в результате моральных и этических ограничений, налагаемых на нас нашими родителями или другими опекунами. Как только суперэго разовьется, задачей эго становится удовлетворение потребностей ид, не нарушая при этом стандартов суперэго. Примером суперэго может быть отказ от покупки автомобиля, потому что он не может себе его позволить и потому что это может расстроить супруга.

Ссылки

Cherry, K. (nd). Что такое 3 уровня сознания Фрейда? На сайте Психология . Получено 15 апреля 2014 г. с http://psychology.about.com/od/theoriesofpersonality/a/сознательныйuncon.htm

Hall, E. (nd). Ключевые термины — Личность. GAVS.com . Получено 15 апреля 2014 г. с http://cms.gavirtualschool.org/Development/Social_Studies/AP_Psychology/AP_Psychology_Softchalk/12_Personality/KeyTermsPersonality.pdf

Iceberg Photo. (н.д.). Psyche.com . Получено 16 апреля 2014 г. с http://www.psyche.com/psyche/cube/cube_metapsychology.html

Использование диаграммы айсберга для описания понимания человеческого разума Зигмундом Фрейдом. (н.д.). Muezart.com . Получено 16 апреля 2014 г. с https://www.muezart.com/example-use-iceberg-diagram-keynote

Анатомия психической личности Зигмунда Фрейда

Анатомия психической личности Зигмунда Фрейда

Зигмунд Фрейд (1932)

из ЛЕКЦИИ XXXI (1932)

Анатомия психической личности

Источник: Новые вводные лекции по психоанализу (1933), опубл. Хогарт Пресс.


Что касается двух альтернатив — эго и супер-эго. могут быть сами по себе бессознательны, или что они могут просто вызвать к бессознательным эффектам — мы по уважительным причинам решили в пользу бывшего. Конечно, большие части эго и супер-эго могут оставаться в бессознательном состоянии, на самом деле обычно бессознательны. Что означает, что человек ничего не знает об их содержании и что требуется затрата усилий, чтобы привести его в сознание из них. Верно тогда, что эго и сознание, вытесненные и бессознательное не совпадают. Мы вынуждены принципиально пересмотреть наше отношение к проблеме сознательного и бессознательного. Поначалу мы могли бы быть склонны гораздо меньше думать о значение сознания как критерия, так как доказано такой ненадежный. Но если бы мы так поступили, то ошиблись бы. Это то же самое и с жизнью: она не многого стоит, но это все, что мы иметь. Без света, пролитого качеством сознания мы должны потеряться во тьме глубинной психологии. Тем не менее мы должны попытаться сориентироваться заново.

Что подразумевается под «сознательным», нам не нужно обсуждать; это за гранью все сомнения. Старейшее и лучшее значение слова «бессознательное». описательный; мы называем бессознательным любой психический процесс существование которого мы обязаны предполагать, — потому что, например, мы заключаем его каким-то образом из его эффектов, но от которых мы не прямо в курсе. Мы одинаково относимся к этому психическому процессу как мы относимся к мыслительному процессу в другом человеке, за исключением того, что он принадлежит нам самим. Если мы хотим быть более точными, мы должны изменить утверждение, сказав, что мы называем процесс «бессознательным». когда мы должны предположить, что он был активен в определенное время, хотя на тот момент мы об этом ничего не знали. Этот ограничение напоминает нам, что большинство сознательных процессов являются сознательными только на короткий период; довольно скоро они становятся латентными, хотя они могут легко снова прийти в сознание. Мы могли бы также сказать, что они потеряли сознание, если бы мы были уверены, что они еще что-то ментальное, когда они были в латентном состоянии. До сих пор мы ничему не должны были научиться и даже не заработали право ввести понятие бессознательного в психологию. Но теперь мы сталкиваемся с новым фактом, который мы уже можем наблюдать в случае ошибок. Мы находим, что для объяснения промаха языка, например, мы вынуждены предположить, что намерение сказать, что какая-то конкретная вещь сформировалась в мысли того, кто сделал промах. Мы можем сделать вывод с уверенностью от возникновения нарушения речи, но это не было в состоянии получить выражение; это было, так сказать, бессознательно. Если мы впоследствии доводим намерение до сведения говорящего, он может признать его знакомым, и в этом случае это было только временно без сознания, или он может отвергнуть его как чуждое его, и в этом случае он был постоянно без сознания. Такое наблюдение поскольку это оправдывает нас также в отношении того, что мы назвали «латентным» как нечто «бессознательное». Рассмотрение этих динамических отношений позволяет нам различать два вида бессознательного: такой, который легко и незаметно превращается в сознательный материал. условия, которые часто возникают, и еще один в случае которые часто возникают, и другой, в случае которого такие преобразование трудно, может произойти только со значительным затраты энергии, а может и не произойти вовсе. Для того, чтобы избежать двусмысленности относительно того, имеем ли мы в виду тот или иной или другое бессознательное, используем ли мы это слово в описательный или динамический смысл, мы используем законный и простой прием. Мы называем бессознательное, которое только латентно, и поэтому может легко стать «сознательным», «предсознательным» и оставьте имя «бессознательное» для другого. У нас теперь три термины «сознательный», «предсознательный» и «бессознательный», чтобы служить нашему целей описания психических явлений. Еще раз, из чисто описательной точки зрения, «предсознательное» также бессознательно, но мы не даем ему этого имени, за исключением случаев, когда мы говорим свободно, или когда нам приходится вообще защищать существование бессознательного процессов в психической жизни.

Вы, надеюсь, согласитесь, что пока все не так плохо и что схема удобная. Это все очень хорошо; к сожалению наша психоаналитическая работа вынудила нас использовать слово «бессознательное». в еще другом, третьем смысле; и это вполне могло дать прийти в замешательство. Психоанализ — произвел на нас очень сильное впечатление с новой идеей, что большие и важные области разума обычно удалены от знания эго, так что процессы, происходящие в них, должны быть признаны бессознательными в истинном динамическом смысле этого слова. Имеем, следовательно, также приписывают слову «бессознательное» топографическую или систематическую значение; мы говорили о системы предсознательного и бессознательного, и конфликта между эго и система УКС; так что слово «бессознательное» становится все более и более было сделано для обозначения умственной области, а не качества, которое ментальные вещи имеют. На данный момент открытие, неудобное на первый взгляд, части эго тоже бессознательны в Эго и Супер-Эго также бессознательны в динамике. смысл, оказывает облегчающее действие и позволяет снять осложнение. Очевидно, мы не имеем права называть ту область ума, которая система UCS не является ни эго, ни суперэго, поскольку характер бессознательного состояния не является исключительным. Очень хорошо; мы будем больше не использовать слово «бессознательное» в смысле системы, и то, что мы до сих пор называли этим именем, мы дайте лучше, что не вызовет непонимания. Заимствуя, по предложению Г. Гроддека, термин, использованный Ницше, впредь мы будем называть его «id». Это безличное местоимение кажется особенно подходящим для выражения существенного характера эта сфера ума — характер быть чуждым эго. Таким образом, Супер-Эго, Эго и Ид являются тремя сферами, областями. или области, на которые мы делим психический аппарат индивидуальный; и это их взаимоотношения, с которыми мы будем быть обеспокоены в последующем.

Но прежде чем мы продолжим, я должен сделать небольшое отступление. У меня нет сомневаюсь, что вы недовольны тем, что три качества ума по отношению к сознанию и трем областям психического аппарата не распадаются на три гармоничные пары, и вы чувствуете, что ясность наших выводов соответственно нарушена. Мое собственное мнение должно сказать себе что мы не имели права на то, что мы не должны сожалеть об этом факте, но что мы не имели права ожидать любой такой аккуратной договоренности. …

Вы не должны ожидать, что я расскажу вам много нового о идентификатор, кроме его имени. Это неясная недоступная часть нашего личность; то немногое, что мы знаем об этом, мы узнали из изучение работы сновидения и формирования невротических симптомов, а также большая часть этого носит отрицательный характер и может быть описана только как все, чем эго не является. Мы можем приблизиться к идентификатору образами, и назовем это хаосом, котлом кипящего возбуждения. Мы предполагаем, что он находится где-то в прямом контакте с соматическими процессы, и берет на себя от них инстинктивные потребности и дает их умственное выражение, но мы не можем сказать, в каком субстрате это контакт установлен. Эти инстинкты наполняют его энергией, но он не имеет ни организованности, ни единой воли, а только побуждение к получать удовлетворение инстинктивных потребностей в соответствии с принцип удовольствия.

Законы логики — прежде всего закон противоречия — не удерживайте для процессов в идентификаторе. Противоречивые импульсы существуют со стороны рядом, не нейтрализуя и не отдаляя друг друга; в большинстве они объединяются в компромиссные формации под подавляющим экономическим стремление выплеснуть свою энергию. нет ничего в ид, который можно сравнить с отрицанием, и мы удивляемся найти в нем исключение из утверждения философов, что пространство и время являются необходимыми формами наших умственных действий. в id нет ничего соответствующего идее времени, нет узнавания течением времени, и (вещь, которая очень примечательна и ожидает должного внимания в философской мысли) никаких изменений психических процессов с течением времени. Конативные импульсы которые никогда не выходили за пределы Оно, и даже впечатления, которые были вытеснены в Ид вытеснением, фактически бессмертны и сохраняются на целые десятилетия, как если бы они только недавно произошло. Они могут быть признаны только принадлежащими в прошлое, лишенные своего значения и лишенные своего заряд энергии, после того как они стали сознательными благодаря работе анализа, и немалая часть терапевтического эффекта аналитического лечение основывается на этом факте.

Мне постоянно приходит в голову, что мы далеко зашли слишком мало пользы для нашей теории о несомненном факте, что вытесненное остается неизменным с течением времени. Это кажется предложить нам возможность приблизиться к некоторым действительно глубоким истины. Но сам я здесь не продвинулся дальше.

Естественно, Ид не знает ценностей, добра и зла, морали. Экономический или, если угодно, количественный фактор, так тесно связано с удовольствием, которое доминирует над всеми его процессами. Инстинктивные катексисы, ищущие разрядки, — это, на наш взгляд, все, что содержит идентификатор. Кажется, действительно, как будто энергия этих инстинктивных импульсов находится в другом состоянии, чем то, в чем оно находится в других областях ума. Это должны быть гораздо более жидкими и более способными к разрядке, так как иначе у нас не было бы тех смещений и сгущений, которые так характерны для Ид и которые так полностью независимо от качеств того, что катектируется. (В эго мы должны назвать это идеей. ) Что бы не дать понять эти вещи лучше? Вы заметили, во всяком случае, что мы можем приписать другие характеристики Ид, кроме бессознательного состояния, и вы осознаете возможность того, что части эго и супер-эго бессознательны, не обладая такими же примитивными и иррациональное качество. Что касается характеристики самого эго, поскольку его следует отличать от Оно и супер-эго, мы поладим, если обратим внимание на отношение между ним и самой поверхностной частью умственный аппарат, который мы называем Pcpt-cs (перцептивно-сознательный) система. Эта система направлена ​​на внешний мир, она опосредует представления о нем, и в нем порождается, пока он функционирует, феномен сознания. Это орган чувств человека весь аппарат, воспринимающий, притом, не только возбуждения извне, но и таких, которые исходят изнутри разум. Вряд ли можно ошибиться, рассматривая эго как часть идентификатора, которая была изменена из-за его близости к внешний мир и влияние, которое последний оказал на него, и который служит цели получения раздражителей и защиты организм из них, как корковый слой, с которым частица живого вещества окружает себя. Это отношение к внешнему мир является решающим для эго. Эго взяло на себя задачу представления внешнего мира для Ид, слепо стремящегося удовлетворять свои инстинкты, полностью игнорируя высшие сила внешних сил, иначе не могла бы избежать уничтожения. При выполнении этой функции эго должно наблюдать за внешний мир и сохранить в памяти его истинную картину. следы, оставленные его восприятиями, и с помощью проверки реальности он должен устранить любой элемент в этой картине внешнего мира. мира, который является вкладом от внутренних источников возбуждения. От имени Ид Эго контролирует пути доступа к подвижности, но он вставляет между желанием и действием откладывающие фактором мысли, в течение которого она использует остатки накопленный в памяти опыт. Таким образом, он ниспровергает принцип удовольствия, который оказывает бесспорное влияние на процессы в Ид, и подменяет его принципом реальности, который обещает большее безопасность и больший успех.

Отношение ко времени, которое так трудно описать, также передается к эго через систему восприятия; на самом деле вряд ли можно сомневаться что режим, в котором работает эта система, является источником представление о времени. Что, однако, особенно выделяет эго в В отличие от Оно, есть тенденция синтезировать его содержание, сводить воедино и унифицировать свои психические процессы, что совершенно отсутствует в удостоверении личности. Когда мы сейчас будем иметь дело с инстинктами в душевной жизни, я надеюсь, нам удастся проследить эту фундаментальную характеристика эго к его источнику. Только это одно производит ту высокую степень организации, в которой нуждается эго. за его высшие достижения. Эго выходит из функции восприятия инстинктов к контролю над ними, но последнее достигается только через ментального представителя инстинкта подчинение более крупной организации и обретение ее место в едином единстве. Говоря простым языком, мы можем сказать, что эго означает разум и осмотрительность, в то время как для неукротимых страстей.

До сих пор мы позволяли себе остановиться на перечислении достоинства и возможности эго; теперь пора посмотреть с другой стороны картины. Эго, в конце концов, всего лишь часть идентификатора, часть, намеренно измененная его близостью к опасности реальности. С динамической точки зрения он слаб; он заимствует свою энергию у Ид, и мы не совсем невежественны методов — их можно почти назвать «трюками» — с помощью что он получает дополнительное количество энергии от id. Такой метод, например, есть процесс идентификации, будь то объект сохраняется или от него отказываются. Объект-катексис продолжается от инстинктивных требований Ид. Первый бизнес г. эго должно принять их к сведению. Но отождествляя себя с объект, он рекомендует себя идентификатору вместо объекта и стремится привлечь к себе либидо Ид. Мы уже видели, что в течение жизни человека эго принимает в себя большое количество таких отложений бывших объектов-катексисов. В целом эго должно выполнять намерения id; он выполняет свой долг, если ему удается создание условий, при которых эти намерения могут быть реализованы наилучшим образом. Можно сравнить отношения Эго с Ид с этим между всадником и его лошадью. Лошадь обеспечивает локомотив энергии, а всадник имеет прерогативу определения цели и направлять движения своего мощного скакуна к нему. Но слишком часто в отношениях между Эго и Ид мы находим картину менее идеальной ситуации, в которой всадник обязан вести свою лошадь в том направлении, в котором она сама хочет идти.

Эго отделилось от одной части Оно посредством сопротивления репрессиям. Но барьер репрессий делает не распространяться на идентификатор; чтобы вытесненный материал слился в остальную часть идентификатора.

Пословица говорит нам, что нельзя служить сразу двум господам. Бедному эго приходится еще тяжелее; он должен служить три хэш-мастера, и должен сделать все возможное, чтобы примирить претензии и требования всех троих. Эти требования всегда расходятся и часто кажутся совершенно несовместимыми; неудивительно, что эго так часто уступает своей задаче. Три тирана — внешние Мир, Супер-Эго и Ид. Когда человек наблюдает за усилиями эго, чтобы удовлетворить их все или, вернее, повиноваться им всем одновременно, нельзя сожалеть о том, что персонифицировал эго и установил это как отдельное существо. Он чувствует себя окруженным с трех сторон и ему угрожают три вида опасностей, на которые он реагирует к. развивающееся беспокойство, когда на него слишком сильно нажимают. Возникнув в опыте системы восприятия он предназначен для представления требованиям внешнего мира, но и хочет быть верный слуга Ид, чтобы оставаться в хороших отношениях с Ид, рекомендовать себя id как объект, и рисовать id либидо на себя. В своей попытке стать посредником между id и реальность, часто вынуждена облекать команды UCS в id со своими собственными рационализациями ПК, чтобы затушевать конфликты между ид и реальностью, и с дипломатической нечестностью демонстрировать притворное уважение к реальности, даже если идентификатор сохраняется в упрямстве и бескомпромиссности. С другой стороны, его за каждым движением следит суровое Супер-Эго, которое держит вырабатывать определенные нормы поведения, невзирая ни на какие трудности исходящие из ид и внешнего мира; а если эти нормы не притворяются, оно наказывает эго чувствами напряжения, которые проявляются как чувство неполноценности и вина. Таким образом, побуждаемый Ид, стесненный Супер-Эго, и отвергнутое реальностью, эго изо всех сил пытается справиться со своими экономическими задача уменьшения сил и влияний, действующих в ней и на нем к какой-то гармонии; и мы можем хорошо понять, как дело в том, что мы так часто не можем подавить крик: «Жизнь нелегка». Когда эго вынуждено признать свою слабость, оно ломается. уходит в тревогу. Тревога реальности перед лицом внешнего мира, моральная тревога перед лицом Супер-Эго и невротическая тревога перед лицом лицо силы страстей в ид.

Я представил структурные отношения внутри ментального личности, как я объяснил их вам, на простой диаграмме, которые я здесь воспроизвожу.

Вы увидите, как Супер-Эго спускается в Оно; как наследник эдипова комплекса, он имеет, в конце концов, интимные связи с идентификатором. Он находится дальше от системы восприятия, чем эго. Ид взаимодействует с внешним миром только через медиум эго, по крайней мере, на этой диаграмме. это конечно еще слишком рано говорить, насколько рисунок верен; в одной уважение я знаю, что это не так. Пространство, занятое бессознательным Оно должно быть несравненно больше, чем то, что дано эго. или к предсознательному. Вы должны, пожалуйста, исправить это в вашем воображении.

И теперь, в заключение этого, безусловно, довольно утомительного и, возможно, не очень информативная учетная запись, я должен добавить предупреждение. Когда ты подумайте об этом разделении личности на эго, супер-эго и ид, вы не должны представлять себе резких разделительных линий, таких как искусственно нарисованные в области политической географии. Мы не можем воздать должное характеристикам ума с помощью линейного контуры, такие как на рисунке или в примитивной живописи, а нам скорее нужны участки цвета, переходящие одна в другую которые можно найти на современных фотографиях. После того, как мы сделали нашу разделения, мы должны позволить тому, что мы разделили, снова слиться. Не судите слишком строго за первую попытку изобразить что-либо так неуловим, как человеческий разум. Весьма вероятно, что степень этих различий очень сильно варьируется от человека к человеку; возможно, что сама их функция может различаться, и что они может время от времени подвергаться процессу инволюции. Кажется, это особенно это касается самых незащищенных и, с филогенетической точки зрения, точки зрения, самая последняя из них, дифференциация между эго и супер-эго. Неоспоримо и то, что то же самое может произойти в результате психического заболевания. Он может легко представить также, что определенные практики мистиков могут удалось нарушить нормальные отношения между различными областей разума, так что, например, система восприятия становится способным уловить отношения в более глубоких слоях эго и в идентификаторе, который в противном случае был бы ему недоступен. Ли такая процедура может дать человеку истину в последней инстанции, из которого можно с уверенностью усомниться во всякой доброй воле. Все то же самое, мы должны признать, что терапевтические усилия психоанализа выбрали почти такой же метод подхода.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts