История психологии. Большая российская энциклопедия
СодержаниеПодходы к описанию истории психологии
Научные отрасли
Исто́рия психоло́гии, отрасль психологической науки, задачей которой является реконструкция процесса становления и развития психологического знания в рамках философии и отдельных наук о человеке, а также как самостоятельной научной дисциплины от Античности до наших дней. Продолжительность этого процесса составляет более 25 веков. При этом история психологии – не простая хроника или перечень научных достижений. Для понимания исторических фактов требуется выявление закономерностей и детерминант, определяющих развитие психологических взглядов. Их объяснение составляет важнейшую задачу истории психологии.
Подходы к описанию истории психологии
В психологической науке сложились различные подходы к изложению истории психологии. Э. Боринг для объяснения развития науки использовал понятие «Zeitgeist» («дух времени»), характерной для каждого исторического периода атмосферы мнений, под влиянием которой находится мышление каждого конкретного исследователя. Открытие делается только тогда, когда для него подготовлено время. В истории науки имеются факты синхронных открытий, для которых доказано, что они не являются заимствованиями (законы Р. Бойля и Э. Мариотта для газов, исчисления бесконечно малых величин И. Ньютона и Г. Лейбница, теория эмоций У. Джеймса и К. Ланге и др.). Такие открытия и объясняются духовным климатом эпохи.
Вариантом подхода Zeitgeist является парадигмальная теория Т. Куна. Согласно этой теории, социальные и культурные процессы порождают парадигмы как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» (Кун. 1977. С. 11). Возникающие внутри данной парадигмы аномалии – факты, несовместимые с этой парадигмой, – могут привести к кризису в науке и последующей научной революции, в результате которой на место ставшей неадекватной парадигмы приходит новая. Понятие парадигмы широко используется в психологии. Однако возможность его применения к описанию историко-психологического процесса оценивается специалистами сдержанно, а часто и отрицательно, поскольку факты истории нашей науки не укладываются в схему Куна и наличие общепризнанной парадигмы на каком-либо этапе её развития отрицается.
В то же время попытки выявить общие основания и установки, которые влияли на развитие психологии на протяжении всей её истории, составляют устойчивую тенденцию в методологии историко-психологических исследований. В качестве таких установок разные авторы усматривали различные биполярные оппозиции: детерминизм – индетерминизм, элементаризм – холизм, эмпиризм – рационализм и др. Через призму этих оппозиций нередко производится систематизация и обобщение психологических фактов и теорий. Этот подход, хотя и выделяет некоторые характеристики психического, не создаёт целостного исторически конкретного образа психологии как науки на каждом из этапов её развития.
На более целостное представление исторического процесса направлено описание истории с помощью понятия научной школы. Одним из первых этот подход реализовал Р. Вудвортс применительно к психологии 20 в. (Woodworth. 1931). Им было выделено восемь наиболее известных психологических школ: структурная психология, функциональная психология, ассоцианизм, психоанализ, персоналистическая и организмическая психология, целевая или гормическая психология, бихевиоризм, гештальтпсихология. По отношению к каждой школе были описаны разрабатываемые в ней проблемы, приёмы и методы исследования и т. д.; отмечена тенденция к размыванию границ между школами.
Ещё один подход к описанию истории получил название «теория великих людей». Его предложил английский историк и философ 19 в. Т. Карлейль. Согласно этому подходу, история – как гражданская, так и научная – делается великими людьми, такими как Цезарь, Наполеон, Галилей, Ньютон. «История мира – это … биографии великих людей», – так выразил свой взгляд на значение личности в истории Карлейль (Карлейль. 2008. С. 19). Историю психологии в русле этого подхода изложил американский учёный Р. Уотсон (Watson. 1963).
Рассмотренные подходы в области методологии истории психологии позволяют выявить реальные закономерности в развитии психологических знаний. По-видимому, невозможно понять прошлое без представлений о духовном контексте, без изучения биографий великих учёных, без сопоставления объективного и субъективного подходов, без различения атомизма и холизма и т. п. Однако взятые изолированно один от другого эти подходы не охватывают историко-психологический процесс во всей полноте его особенностей и детерминант. Неслучайно поэтому в ряде руководств по истории психологии авторы предпочитают эклектическую позицию и используют элементы всех подходов в своих конкретных исторических исследованиях.
История психологии в России
В России начиная с 19 в. выходили капитальные труды по историографии психологии (М. И. Владиславлев, Ф. А. Зеленогорский, М. М. Троицкий, Е. А. Бобров, А. Казанский, В. Н. Ивановский и др.). Основы отечественной теории историко-психологической науки были заложены Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, Б. М. Тепловым, Б. Г. Ананьевым, Д. Н. Узнадзе, П. Я. Гальпериным, А. А. Смирновым. Труды историков психологии О. М. Тутунджяна, В. А. Роменца, М. С. Роговина, М. В. Соколова, А. А. Никольской, Е. А. Будиловой внесли большой вклад в разработку методологии историко-психологических исследований.
В. А. Роменец представил историю научной психологии в связи с историей культуры. Им выделен ряд крупных историко-культурных и психологических тем и прослежена их эволюция. Впервые подробно рассмотрен наименее изученный в отечественной науке процесс развития психологии в Средние века, особенно патристическое направление на территории будущей Украины в 13–15 вв. На основе разработанной им методологии автор создал ряд учебных пособий по истории всемирной психологии (опубликованы в основном на украинском языке), прекрасно иллюстрированных копиями подлинных рисунков соответствующей эпохи.
О. М. Тутунджян разрабатывал теоретические проблемы историографии, уделяя особенное внимание периодизации, в частности периодизации истории отечественной психологической мысли.
В работах А. В. Петровского освещаются события советского периода истории отечественной психологии во всей их сложности и в контексте социальных условий, впервые в научной литературе даётся объективная оценка педологии, психотехники, рефлексологии, реактологии и других течений советской психологии.
Значительный вклад в отечественную историю психологии внёс М. Г. Ярошевский. Он разработал метод категориального анализа, сформулировал важнейшие принципы историко-психологического исследования: детерминизма, развития и системности.
Исследования по истории психологии были продолжены в работах Л. И. Анцыферовой, В. А. Якунина, В. А. Кольцовой, Т. Д. Марцинковской.
Принципы, методы и периодизация являются наиболее трудными проблемами в истории психологии, поскольку исследуемая в этой дисциплине реальность недоступна для эксперимента, этого признанного метода в области естественно-научного познания. При изучении истории требуются другие методы анализа, совокупность которых вслед за известным историком М. Блоком можно назвать «ремеслом». Они позволяют подойти к объяснению трансформаций в трактовке предмета и методов, которые претерпевает психологическое научное познание. Именно трансформации в трактовке этих центральных вопросов образуют содержательную основу для периодизации истории психологии от её возникновения в Античности до наших дней.
Ждан Антонина Николаевна Дата публикации: 27 сентября 2022 г. в 17:22 (GMT+3)Департамент психологии – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Поздравляем нашу коллегу, профессора Елену Борисовну Старовойтенко с выходом монографии «Общая персонология» Участники семинара заслушали и обсудили два доклада:1. «Сопереживание подростков другому в трудной жизненной ситуации» представленный Бурмистровой Марией Михайловной, студенткой второго года обучения магистратуры «Консультативная психология» факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ;2. «Проявление эмпатии во взаимоотношениях сиблингов» представленный Овчинниковой Людмилой Сергеевной, студенткой второго года обучения магистратуры «Консультативная психология» факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ. 4 – 7 июня 2023 г. состоялся XVII Санкт-Петербургский Саммит психологов. В его работе приняли участие психологи-исследователи департамента психологии. 7 июня в департаменте психологии прошла лекция психолога Руслана Кадырова. Он рассказал гостям, студентам и сотрудникам НИУ ВШЭ о диагностике и психотерапии посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), дал методические и практические рекомендации практикующим специалистам и всем, кто собирается в будущем работать с ПТСР. Особое внимание лектор уделил эффективности современных интервенций в лечении и профилактике ПТСР, раскрыв достоинства когнитивно-бихевиоральной психотерапии, десенсибилизации и переработки движением глаз, терапии принятия и ответственности и некоторых других практик доказательной психотерапии.Психология: определение, цели, специальности, школы, история
Что такое психология?
Психология изучает ненормальное поведение, то, как мозг и нервная система влияют на наше поведение и контролируют его, как мы ощущаем и воспринимаем мир, что нами движет, что происходит, когда мы спим, как развивается и меняется сознание ребенка и многое другое более.
4 цели психологии
Первый шаг — описать, что произошло, иногда пытаясь описать или назвать и классифицировать поведение путем наблюдения. Следующий шаг — объяснить, почему произошло такое поведение. Обнаружение и понимание психических процессов или поведения
8 основных специальностей в области психологии
Клиническая: Интеграция научной теории и клинических знаний с целью понимания, предотвращения и облегчения психологически обусловленного дистресса или дисфункции, а также для улучшения субъективного благополучия и личностного развития .
Консультации: Перекликается с клинической психологией, но обычно работает с менее серьезными проблемами адаптации, включая супружеские, поведенческие или академические.
Биопсихология нейробиология: Исследует связь между биологией, поведением и психическими процессами, в том числе то, как физические и химические процессы влияют на структуру и функции мозга и нервной системы.
Когнитивная психология: Изучает «высшие» психические процессы, включая мышление, память, интеллект, творчество и язык.
Психология развития: Изучает ход роста и развития человека от зачатия до смерти.
Педагогическая и школьная психология: Изучает процесс обучения и способствует интеллектуальному, социальному и эмоциональному развитию детей в школьной среде.
Гендерная и/или культурная психология: Исследует, чем мужчины и женщины и разные культуры отличаются друг от друга и чем они похожи.
Социальная психология: Исследует роль социальных сил и межличностного поведения, включая агрессию, предрассудки, любовь, помощь, соответствие и отношения.
Что такое научный метод?
Он проводит расследование, а затем собирает результаты, пока вы не придете к заключению. Шаг 1: Обзор литературы и неформальные вопросы. Шаг 2: Разработка проверяемой гипотезы (должна быть определена операционно). Шаг 3: Спланируйте исследование и соберите данные. Шаг 4: Проанализируйте данные и примите или отклоните гипотезу. Шаг 5: Публикуйте, тиражируйте и запрашивайте научную оценку. Шаг 6: Постройте теорию.
Четыре основных метода психологических исследований
Экспериментальные исследования, описательные исследования, корреляционные исследования и биологические исследования.
Основные исследовательские и этические вопросы
Экспериментальная систематическая ошибка, этноцентризм, систематическая ошибка выборки, случайная/репрезентативная выборка, случайное распределение и систематическая ошибка участников.
Исторические корни области психологии
До того, как психология стала отдельной научной дисциплиной, изучение того, почему люди действуют так, а не иначе и чем один человек отличается от другого, относилось к области философии. Только в 1879 году была основана первая психологическая лаборатория.что психология как наука официально началась.
Шесть основных психологических школ прошлого
1. Экспериментальная психология: Вильгельм Вундт.
2. Структурализм: Эдвард Титченер.
3. Функционализм: Уильям Джеймс и Джон Дьюи.
4. Психоанализ/психодинамика: Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер и Карен Хорни.
5. Бихевиоризм: Иван Павлов, Эдвард Торндайк, Джон Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер.
6. Гештальт-психология: Макс Вертхаймер, Вольфганг Колер и Курт Коффка.
Основные перспективы современной психологии
1. Психоанализ/психодинамика: Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер и Карен Хорни.
2. Бихевиоризм: Иван Павлов, Эдвард Торндайк, Джон Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер.
3. Гуманистический: Карл Роджерс и Абрахам Маслоу.
4. Когнитивные: Жан Пиаже, Альберт Эллис, Альберт Бандура, Роберт Штернбург и Говард Гарднер.
5. Неврология/биопсихология: Йоханнес Мюллер, Карл Лэшли, Дэвид Хьюбел, Джеймс Олдс, Роджер Сперри и Кэндис Перт.
6. Эволюционисты: Чарльз Дарвин, Конрад Лоренц, Э. О. Уилсон и Дэвид Басс.
7. Социокультурный: Джон Берри, Патрисия Гринфилд и Ричард Брислин.
Психология в старших классах как научный отчет
Обратимся теперь к курсу психологии в старших классах. Психология была частью школьной программы с 1830-х годов (Benjamin, 2001), а к концу 1950-х курсы психологии преподавались в 49 из 50 штатов (Thornton & Clover, 1967). Курс психологии в старших классах начинался как изучение проблем адаптации личности, а не как курс, основанный на научном подходе к изучению поведения и психических процессов (Benjamin, 2001; Keith, Hammer, Blair-Brooker, & Ernst, 2013). Действительно, курс психологии в старших классах часто заканчивался на факультетах социальных и социальных наук, а не на факультетах естественных наук. С конца 19В 20-м веке произошел медленный, но неуклонный переход от преподавания психологии как приспособления к преподаванию психологии как науки, но не произошло соответствующего сдвига, переместившего курс на кафедру естественных наук.
Несколько значительных событий в 1990-х годах вызвали переход к курсу, более отражающему научную природу области:
В 1992 году APA Te 9Был основан 0013 преподавателей психологии в средних школах (TOPSS). Как голос учителей психологии старших классов в APA, основная миссия TOPSS состоит в том, чтобы продвигать самые высокие стандарты в преподавании психологии как науки, так и дисциплины.
Экзамен Advanced Placement Psychology Examination также был впервые проведен в 1992 году. Экзаменационные вопросы оценивают понимание учащимися основных психологических концепций и научных методов, связанных с различными разделами психологии (Keith et al., 2013).
В рамках миссии TOPSS в 1999 году были впервые утверждены в качестве политики APA
Этот сдвиг в сторону более научного подхода к курсам психологии в старших классах также сопровождался устойчивым ростом числа старшеклассников, изучающих курс психологии:
К 2000 году более миллиона студентов в год посещали курсов психологии в средней школе (Ernst & Petrossian, 1996).В 2009 г., последнем году, по которому имеются данные, Национальный центр статистики образования сообщил, что 30 процентов выпускников получили кредиты по курсу психологии за четыре года обучения в старшей школе (Министерство образования США, 2011). Эти цифры были подтверждены Советом колледжей, который сообщил, что 32 процента всех выпускников средних школ в 2015 году, сдавших тест Scholastic Aptitude Test (SAT), прошли курс психологии в старшей школе (College Board Research & Development, 2015).
В 2018 году более 313 000 студентов сдали экзамен по психологии Advanced Placement (AP) по сравнению с примерно 4 000 в 1992. По состоянию на 2018 год психология была 6-м по величине экзаменом AP. Экзамен AP Psychology сдает больше студентов, чем любой из курсов AP Science (College Board, 2018).
Более 21 000 студентов сдали экзамен по психологии Международного бакалавриата (IB) в 2018 году.
Хотя число учащихся, изучающих психологию в старших классах, продолжает расти, существует очевидное несоответствие между научным характером этой области и ее ролью в образовании K-12. Согласно опросу, проведенному APA в 2016 году, примерно 80 процентов старшеклассников, окончивших курс психологии, получают зачет по общественным наукам, а не по естественным наукам, к окончанию средней школы, потому что этот курс преподается на факультете социальных наук (APA, 2016).
Подготовка учителей и сертификация
Подготовка и сертификация учителей также отражают влияние факультета общественных наук, на котором преподаватели психологии работают 90 процентов своего времени (APA, 2016). Как сообщается в опросе, проведенном APA в 2016 году, только один процент учителей, преподающих психологию в старших классах, сообщили, что они сертифицированы для преподавания естественных наук. Еще 24 процента сообщают о специальной сертификации по психологии. Однако требования к этой сертификации сильно различаются от штата к штату (Weaver, 2014). Многие преподаватели психологии в старших классах усердно работали, чтобы подготовиться к преподаванию курса, но необходимо убедиться, что все учителя, участвующие в курсе, подготовлены для того, чтобы хорошо выполнять свою работу. В настоящее время это не так, учитывая текущий статус аттестации в Соединенных Штатах, где 24 штата не имеют сертификата преподавателя психологии, а 14 штатов не требуют сертификата преподавателя психологии для преподавания курса (см.
Преподаватели, преподающие курсы естественных наук, могут обращаться к научным стандартам нового поколения (NGSS) при разработке учебных программ (NGSS Lead States, 2013). Национальный исследовательский совет в своем документе «Основы научного образования K-12: практика, сквозные концепции и основные идеи» признает, что психология как дисциплина, наряду с другими социальными науками и науками о поведении, тесно связана с другими науками. (Национальный исследовательский совет, 2012 г.). Эта группа не разработала конкретных стандартов по психологии из-за отсутствия психологического содержания в классах K-8 (NGSS охватывает все K-12), а также из-за предполагаемого объема документа. Такие группы, как TOPSS, участники саммита APA по психологическому образованию в старших классах и Общество преподавания психологии, могут возглавить преподавание психологии как науки, сосредоточив внимание на процессах, связанных с изучением поведения и познания как эмпирической дисциплины.
Действительно, текущая рабочая группа APA по национальным стандартам (2018–2021 годы) планирует привести психологию в соответствие со сквозными концепциями и научными практиками из NGSS, поскольку к 2021 году она разрабатывает следующий пересмотр стандартов психологии для старших классов средней школы9.0005Научно обоснованные курсы помогают знакомить общественность с психологическими науками.
Положительные результаты преподавания психологии как науки
Расширение научной базы курсов психологии в старших классах дает ряд преимуществ. Научно-обоснованные курсы:
Являются идеальным средством для обучения научному методу.
Курсы психологии включают предметы, которые по своей сути актуальны и интересны большинству студентов. Студенты покидают курсы психологии с более глубокими практическими знаниями в области методов исследования, чисел и вероятности (Keith & Beins, 2017).
Развивать научную грамотность и критическое мышление.
Большинство студентов-психологов старших классов не станут заниматься исследовательской деятельностью, но все граждане должны быть искушенными потребителями исследований, чтобы знать, как правильно оценивать сообщения СМИ о научных открытиях (APA, 2011; Keith & Beins, 2017). Научные мыслители — это критически мыслящие люди, которые лучше понимают возможные ловушки, связанные с непониманием выводов различных методов исследования, и лучше защищены от методов убеждения и предубеждений, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни.
Помогите учащимся понять свое собственное поведение и когнитивные процессы, а также поведение других.
Людям важно знать, как функционируют обучение и память, влияние социальных ситуаций на человека, сложные отношения между нашим мозгом и окружающей средой, факторы, определяющие наш путь развития на протяжении всей жизни, и многое другое.
Сделайте психологическую науку привлекательным введением в науку.