Сходства житейской и научной психологии: 2. Сходство и различие житейских и научных психологических знаний.

2. Сходство и различие житейских и научных психологических знаний.

В целом под наукой понимают сферу человеческой деятельности, основная функция которой — выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира (так называемая научная картина мира) и способов взаимодействия с миром (научно обоснованная практика). (Помимо научного способа освоения действительности, принято выделять обыденное познание, художественное познание и религиозное познание.

Обыденное познание — это познание, осуществляемое людьми в повседневной жизненной практике. Пронизанность обыденной жизни человека множеством психологических связей и отношений с другими людьми представляет собой основу для возникновения так называемой житейской психологии. Житейскую психологию называют также донаучной, подчеркивая тем самым, что она предшествует психологии как науке. Тем не менее, они существуют одновременно.

Носителями житейской психологии являются конкретные люди; каждый из нас в большей или меньшей степени — своего рода житейский психолог.

Основу житейской психологии составляют совместная деятельность, общение и реальные взаимоотношения людей. Источником житейской психологии всегда являются люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся. Необходимость согласовывать свои действия с действиями другого, понимать не только объективное значение слов, но и скрытый смысл, контекст высказывания, «прочитывать» в поведении и внешнем облике другого его намерения и настроения побуждает человека выделять и фиксировать многогранные проявления внутренней жизни. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в народных обрядах и традициях, нормах поведения и общения.

Существование житейской психологии ставит вопрос о ее взаимоотношениях с научной психологией. Несмотря на сходство многих аспектов, связанных с этими понятиями (иногда полагают, что наука и родилась из обыденного опыта и представляет собой своего рода «упорядоченный здравый смысл»), есть, однако, и существенные различия.

1. В житейском опыте мы опираемся преимущественно на эмпирические обобщения, т. е. на обобщения, основанные на непосредственно наблюдаемых или переживаемых свойствах предметов и явлений, тогда как наука ориентирована на теоретические обобщения, опирающиеся на скрытые существенные свойства, выходящие за рамки непосредственного наблюдения и требующие введения некоторых дополнительных принципов.

2.Следующее отличие: житейский опыт преимущественно индивидуален. Объектом житейской психологии всегда выступают конкретные люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся. Индивидуальный психологический опыт в основном и составлен из опыта общения и взаимоотношений с ближайшим окружением. Знания житейской психологии, будучи привязаны к конкретным ситуациям, мало обобщены и ситуативны. Наука же стремится к универсальности знания. Объект научной психологии исторически изменялся и включал в себя многообразные проявления человеческой психики. Поэтому знания научной психологии отличаются обобщенностью, фиксируют факты и закономерности поведения, общения, взаимодействия людей, их внутренней жизни.

3. Житейский опыт ориентирован в первую очередь на практический эффект; наука же в значительной мере ориентирована на знание как таковое, на знание как самостоятельную ценность.

4.Житейские и научные психологические знания отличаются и по способам их получения. В жизни мы, как правило, не вырабатываем и не обсуждаем специально методов познания, житейские знания приобретаются путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения. Научная психология для получения новых знаний и их логического структурирования использует целый арсенал методов: целенаправленное наблюдение, эксперимент, тесты и т.п.

5.Существенно различны пути и способы передачи знаний житейской и научной психологии. Возможности трансляции обыденных психологических знаний от одного человека к другому, от старших к младшим ограничены. Научное знание выверено и упорядочено в научных теориях, описано в научных трудах. Существуют социально отработанные и закрепленные способы и формы пополнения, воспроизводства и передачи научно-психологических знаний: исследовательские институты, учебные заведения, научная литература и т. д.

Житейская и научная психология: сходства и различия

Коллективная мудрость поколений отражается в пословицах и поговорках, в приметах и толкованиях сновидений. И безусловно, в центре внимания стоит человек: его характер, личность, судьба. Однако никто не станет называть эту мудрость знанием о душе или сознании. Почему? Чем различаются житейская и научная психология? Ведь обе рассматривают человека, его поступки, мысли и чувства. Тем не менее существуют принципиальные различия.

И житейская, и научная психология претендуют на некоторые обобщения, касающиеся знаний о человеческой личности. Но первая это делает на уровне предрассудков и стереотипов, вторая же направлена на глубинное изучение, постижение механизмов. Житейская и научная психология по-разному интерпретируют опыт. Первая опирается на конкретные, частные случаи. Вторая — на экспериментальные данные, широкие выборки, достижения других ученых. Каждый из нас, наблюдая за собой, близкими, знакомыми, по-своему интерпретирует результат наблюдений. Отчего это зависит? В первую очередь, от личности наблюдающего. Следовательно выводы, которые мы сделаем, не только ситуативны, но и субъективны. К примеру, представьте, что вы видите человека, который одет во все черное. Что вы скажете или подумаете о нем? Один решит, что это траур, другой — что это стремление выделиться из толпы. Третий скажет, что тот человек, видимо, в депрессии. Четвертый — что он хочет остаться незамеченным. Пятый может решить, что тот человек по профессии трубочист или носит униформу. При этом мы опираемся только на свой внутренний опыт, на свое представление о мире, почерпнутое из книг и фильмов, да даже просто на настроение. Житейская и научная психология как раз и различаются уровнем непредвзятости и дистанции от наблюдателя до объекта изучения.

В первом случае наши знания не систематизированы. Они отрывочны, на них накладывает отпечаток среда воспитания, уровень образования, наш склад характера. Во втором — все проявления человеческой личности изучаются экспериментально, теории доказываются научно. Житейская психология практична, ей не нужно глубокое понимание мотивов и причин деятельности или свойств характера. Она направлена на успешное функционирование человека среди ему подобных, на решение конкретных задач. Именно поэтому мы так легко даем советы, как поступать в том или ином случае, хотя на самом деле не имеем глубокого представления о явлении. К примеру, житейская и научная психология совершенно по-разному интерпретируют проблемы зависимости и помощи алкоголикам или наркоманам. Без комплексного изучения (при помощи тестов, интервью, бесед) личности больного ни один психолог не решится давать конкретные советы его близким о том, как надо себя вести.

Ученые стараются постичь, вникнуть в глубинные механизмы возникновения и протекания зависимости у людей различных поколений, различного темперамента, исходного состояния здоровья. Житейская «мудрость» дает советы «наказать за грех», «уйти немедленно» или «прощать все, иначе хуже будет». Рекомендации и наставления даются в зависимости от личного опыта арбитра. В этом проявляется и еще одно фундаментальное различие житейской и научной психологии. Первая оценивает и судит, вторая делает выводы и обобщает. Житейская психология прежде всего направлена на ситуативную помощь, на советы, научная — на постижение тайн человеческого сознания и души.

Научное рассуждение против повседневного — UPEI Introduction to Psychology 1

Каждый день люди высказывают утверждения так, будто это факты, например: «Сегодня, похоже, идет дождь» или «Собаки очень преданные». Эти выводы представляют собой гипотезы о мире: лучшие предположения о том, как устроен мир. Ученые также делают выводы, утверждая, что «сегодня с вероятностью 80% будет дождь» или «собаки склонны защищать своих товарищей-людей». Вы заметите, что два примера научных утверждений используют менее определенный язык и, скорее всего, связаны с вероятностями. Понимание сходств и различий между научными и повседневными (ненаучными) утверждениями необходимо для нашей способности точно оценивать надежность различных утверждений.

Научное и повседневное рассуждение используют индукцию : вывод общих выводов из конкретных наблюдений. Например, мнение человека о том, что зубрежка перед тестом повышает его успеваемость, может быть основано на его воспоминаниях о сдаче экзамена после ночных занятий. Точно так же вывод исследователя против зубрежки может быть основан на исследованиях, сравнивающих результаты тестов людей, которые изучали материал по-разному (например, зубрежка по сравнению с учебными занятиями, разнесенными во времени). В этих сценариях как научные, так и повседневные выводы делаются из ограниченного

выборка возможных наблюдений.

Сам по себе процесс индукции не кажется достаточно подходящим для получения достоверной информации, учитывая противоречивые результаты. Что делать студенту, который хочет хорошо сдать экзамены? Один источник информации поощряет ее зубрежку, в то время как другой предполагает, что наилучшей стратегией является распределение времени на учебу. Чтобы принять наилучшее решение с имеющейся информацией, нам необходимо оценить разницу между личными мнениями и научными утверждениями, что требует понимания науки и природы научных рассуждений.

Таблица 1. Характеристики хороших научных теорий (Kuhn, 2011)

Существуют общепризнанные черты, отличающие научное мышление — а также порождаемые им теории и данные — от повседневного мышления. Краткий список некоторых часто упоминаемых особенностей научных теорий и данных показан в таблице 1.

Еще одной чертой современной науки, не включенной в этот список, но преобладающей в мышлении и теоретизировании ученых, является фальсифицируемость, черта, которая настолько проникла в научную практику, что требует дополнительного разъяснения. В начале 20 века Карл Поппер (1902-1994) предположил, что науку можно отличить от лженауки (или просто обыденных рассуждений), поскольку научные утверждения способны быть фальсифицированными . То есть утверждение может быть предположительно продемонстрировано как ложное. Например, человек может заявить, что «все люди правши». Это утверждение можно проверить и — в конечном счете — отбросить, потому что можно показать, что оно ложно: есть люди, которые левши. Простое эмпирическое правило состоит в том, чтобы не запутаться в термине «фальсифицируемый», а понимать, что — более или менее — он означает проверяемый.

С другой стороны, некоторые утверждения невозможно проверить и сфальсифицировать. Представьте, например, что фокусник утверждает, что может научить людей мысленно перемещать объекты. Хитрость, объясняет он, заключается в том, чтобы действительно верить в свою способность заставить его работать. Когда его ученики не могут сдвинуть с места стулья силой мысли, фокусник ругается: «Очевидно, вы не верите по-настоящему». Утверждение мага не может считаться фальсифицируемым, потому что его невозможно опровергнуть. Это ненаучно.

Поппера особенно раздражали ненаучные заявления, потому что он считал их угрозой для науки психологии.

В частности, его не удовлетворили объяснения Фрейда психических заболеваний. Фрейд считал, что когда человек страдает психическим заболеванием, это часто связано с проблемами, возникшими в детстве. Например, представьте себе человека, который вырастает одержимым перфекционистом. Если бы ее воспитывали беспорядочные, расслабленные родители, Фрейд мог бы утверждать, что ее взрослый перфекционизм — это реакция на ее ранний семейный опыт — попытка поддерживать порядок и рутину вместо хаоса. В качестве альтернативы представьте, что того же человека воспитывают суровые, порядочные родители. В этом случае Фрейд мог бы утверждать, что ее взрослая опрятность — это просто усвоение ею образа жизни своих родителей. Как видите, согласно логике Фрейда возможны оба противоположных сценария; каким бы ни было расстройство, теория Фрейда могла объяснить его детское происхождение, тем самым не удовлетворяя принципу фальсифицируемости.

Поппер выступал против заявлений, которые нельзя было сфальсифицировать.

Он утверждал, что они препятствуют научному прогрессу: не было возможности продвинуть, уточнить или опровергнуть знания, основанные на таких утверждениях. Popper’s solution was a powerful one: If science showed all the possibilities that wer e not true, we would be осталось только с что это правда. То есть мы должны быть в состоянии сформулировать — заранее — виды доказательств, которые опровергнут нашу гипотезу и заставят нас отказаться от нее. Карл Поппер был влиятельным мыслителем в отношении научной теории и рассуждений.

 

 [Изображение: Люсинда Дуглас-Мензис, https://goo.gl/uuqxCe]

Это может показаться нелогичным. Например, если бы ученый хотел установить всестороннее понимание того, почему происходят автомобильные аварии, он систематически проверял бы все возможные причины: употребление алкоголя, превышение скорости, использование мобильного телефона, возню с радио, ношение сандалий, прием пищи, общение с пассажиром. и т. д. Полное понимание могло быть достигнуто только после того, как были исследованы все возможные объяснения и либо фальсифицированы, либо нет. После того, как все проверки будут завершены, доказательства будут оценены по критериям фальсификации, и останутся только настоящие причины несчастных случаев. Ученый может отклонить некоторые утверждения (например, сандалии приводят к автомобильным авариям) и оставить только те, которые подтверждаются исследованиями (например, использование мобильного телефона во время вождения увеличивает риск). Может показаться абсурдным, что ученому нужно исследовать так много альтернативных объяснений, но именно так мы исключаем ложные утверждения. Конечно, многие объяснения сложны и связаны с несколькими причинами — как в случае с автомобильными авариями, так и с психологическими феноменами.

————————————————————————————————————————————— —

Какая из следующих гипотез может быть фальсифицирована? Для каждого обязательно рассмотрите, какие данные можно собрать, чтобы продемонстрировать, что утверждение неверно.

Шоколад вкуснее макарон.

Мы живем в самое жестокое время в истории.

Время может идти как назад, так и вперед.

Помимо Земли есть планеты, на которых есть вода.

[см. ответ в конце этого модуля]

————————————————————————————————————————————— —

Хотя идея фальсификации остается центральной для научных данных и развития теории, в наши дни она не используется строго так, как ее первоначально представлял себе Поппер. Начнем с того, что ученых интересует не только демонстрация того, что — это , а — нет. Ученые также заинтересованы в предоставлении описаний и объяснений того, как вещи ar e . Мы хотим описать различные причины и различные условия, при которых они возникают. Мы хотим выяснить, например, когда маленькие дети начинают говорить полными предложениями, или становятся ли люди счастливее по выходным, или как физические упражнения влияют на депрессию. Эти исследования требуют от нас делать выводы на основе ограниченных выборок данных. В некоторых случаях эти данные согласуются с нашими гипотезами, а в других — нет. Вот где вступают в дело интерпретация и вероятность.

Разница между психологией и здравым смыслом

Ключевая разница — психология и здравый смысл
 

Психология и здравый смысл относятся к двум разным вещам, между которыми можно выявить ключевое различие. Во-первых, давайте дадим определение этим двум словам. Психология относится к научному изучению психических процессов и поведения человека. С другой стороны, здравый смысл относится к здравому смыслу в практических вопросах. Как вы можете видеть ключевое отличие между психологией и здравым смыслом, проистекают из своего источника знаний . Психология опирается на науку, теоретическое понимание и исследования , а здравый смысл опирается на опыт и рассуждения . Это основное различие между двумя словами. В этой статье давайте попытаемся получить более четкое представление о двух словах.

Что такое психология?

Психология относится к научному изучению психических процессов и поведения человека. Психология — это широкая область исследований, состоящая из различных подполей, таких как социальная психология, ненормальная психология, детская психология, психология развития и т. д. В каждой из этих областей внимание уделяется психическим процессам или психическому здоровью человека.

Одной из ключевых характеристик психологии является то, что она фокусируется на личности, а не на группе. Даже при проведении экспериментов человек находится в центре внимания. Кроме того, психология — это дисциплина, которая имеет обширную теоретическую основу со многими теоретическими точками зрения, такими как точка зрения функционалистов, когнитивная точка зрения, точка зрения бихевиористов, гуманистическая точка зрения и т. д. Каждая точка зрения позволяет нам смотреть на человека по-разному. Например, в то время как бихевиористы подчеркивают важность человеческого поведения в психологии, когнитивные теоретики сосредотачиваются на когнитивных процессах.

Как видите, психология — это научная область, основанная на теории и экспериментах, но если вы посмотрите на здравый смысл, то поймете, что между психологией и здравым смыслом лежит огромная пропасть. Чтобы понять это, теперь давайте посмотрим на здравый смысл.

Что такое здравый смысл?

Здравый смысл относится к здравому смыслу в практических вопросах. Это то, что необходимо людям при выполнении повседневных дел. Здравый смысл позволяет людям быть практичными и разумными. Это заставляет их делать выводы или принимать решения на основе имеющегося у них опыта.

Мирянин обычно лишен научных знаний; следовательно, эту роль знания выполняет здравый смысл, поскольку он направляет человека к здравым суждениям в жизни. Возможно, вы слышали, как люди обвиняют других в отсутствии здравого смысла, в таких ситуациях человек имеет в виду отсутствие практических повседневных знаний.

Аристотель говорил о здравом смысле.

В чем разница между психологией и здравым смыслом?

Определения психологии и здравого смысла:

Психология: Психология относится к научному изучению психических процессов и поведения человека.

Здравый смысл: Здравый смысл относится к здравому смыслу в практических вопросах.

Характеристики психологии и здравого смысла:

Научные:

Психология: Психология – это область научных исследований.

Здравый смысл: Здравый смысл не научный, а основанный на разуме.

Направление обучения:

Психология: Психология – это дисциплина.

Здравый смысл: Здравый смысл — это не дисциплина.

Выводы:

Психология: В психологии мы приходим к выводам посредством исследований или экспериментов.

Здравый смысл: Говоря о здравом смысле, мы опираемся на предыдущий опыт.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts