Сходства житейской и научной психологии: 2. Сходство и различие житейских и научных психологических знаний.

Содержание

примеры, сходства и различия, взаимосвязь

Психология выделилась как самостоятельная наука в середине XIX века. Но возникает вполне логичный вопрос: разве до этого не существовало психологических феноменов типа стресса и неврозов, разве люди не общались и не конфликтовали, разве не было личных проблем. Были. Но носило это характер народной мудрости, наблюдений. До научной психологии была житейская.

Что такое житейская психология

Житейская психология – факты, полученные путем личных наблюдений. Это субъективное понимание психологических закономерностей и особенностей мира. По-другому житейскую психологию называют мудростью.

Источники житейской психологии:

  • повседневное общение и взаимодействие;
  • совместная деятельность;
  • люди, которые встречаются на жизненном пути.

Примеры житейское психологии: обряды, традиции, народные сказки, поговорки, пословицы, легенды, поверья и другое народное творчество. Многие паблики в соцсети ВКонтакте или сайты в интернете – результат житейской психологии. То есть это чей-то личный опыт, бытовые наблюдения, история жизни или успеха конкретно этого человека. Сейчас модно разбираться в психологии, говорить о самосовершенствовании.

Житейская психология имеет арсенал инструментов. Например, искусство. Через картины, музыку, книги мы узнаем внутренний мир других людей. У каждого зрителя формируется свое субъективное представление об авторе и его жизни. Никаких терминов и теорий – только житейская психология и личное восприятие. Но главный метод житейской психологии – «проб и ошибок».

Житейская психология – личный опыт и способы жизни, подошедшие одному человеку. Это как раз тот случай, когда мы говорим «я делаю так-то, но не факт, что тебе это подойдет».

Благодаря житейской психологии человек знает, как общаться с собственными родителями, друзьями, сестрами и братьями. Однако без определенных научных знаний человеку неизвестно, как вести себя с новым знакомым. Так, например, дети, привыкшие с помощью слез манипулировать родителями, оказываются в растерянности, когда этот прием не работает на другом взрослом.

Хорошие житейские психологи – водители, охранники, бармены. Они ежедневно общаются с большим количеством людей, выслушивают их проблемы и делают соответствующие выводы.

1.5. Психологические знания в искусстве

Психологические знания обнаруживаются в различных видах искусства: художественной литературе, изобразительном и музыкальном искусстве, в театре и кино. В них зафиксировано огромное многообразие человеческих судеб и реальных психологических проблем. Это своего рода «экспериментальные ситуации», которые создала сама жизнь или творческое воображение писателя, художника, музыканта, драматурга, режиссера. Приоритетное значение в изображении человека в искусстве принадлежит, конечно, художественной литературе.

Психологические знания в искусстве носят образный характер. Поскольку психологические знания в искусстве выражаются в образах, они носят описательный характер.

Психологические знания в искусстве фрагментарны.

Эмоциональность — еще одна типичная черта психологических знаний в искусстве.

Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — принятие и узнаваемость образов читателем, зрителем, слушателем.

Что такое научная психология

Научная психология – материал, полученный методом экспериментов и исследований. Психология в научных терминах и теориях.

Источники научной психологии:

  • книги, научные статьи и другие публикации;
  • эксперименты;
  • учителя и наставники, передающие теоретический опыт (обучение в университете по направлению психологии).

Основа научной психологии – житейская психология. Только заметив что-то на практике, ученые решают найти научное объяснение и определить масштабность процесса.

Научная психология дает общие рекомендации по взаимодействию. Например, известно, что все люди заражаются эмоциями группы; мозг каждого человека реагирует повышением настроения на вынужденную улыбку. А яркие цвета возбуждают психику каждого индивида, холодные оттенки нагоняют тоску и т. д. Значит, можно смело использовать эти приемы в быту.

Структура психических явлений

Психические процессы

Психические состояния

Психические свойства

Познавательные Ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание

Подъем, угнетенность, страх, бодрость и др.

Направленность, темперамент, способности, характер

Эмоциональные возбуждение, радость, негодование, злость и др.

Волевые

принятие решений, преодоление трудностей,

борьба мотивов, управление своим поведением

Психические процессы

выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Пс.процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым относятся параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса.

На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений, навыков.

В свою очередь, психические процессы делятся на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе

Вы обращали внимание на то, что одни события у вас остаются в памяти надолго, а о других вы забываете на следующий день, а иная информация может остаться для вас незамеченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмоциональную окраску, т.е

может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с познавательными процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы.

Мы вправе полагать, что если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается на его деятельности и состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее бывают исключения.

Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград.

Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей.

Иногда выделяют как самостоятельную группу — неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.

Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний.

Психические состояния

характеризуют состояние психики в целом. Они имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью, интенсивностью.

В тоже время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность.

К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость.

Следующий класс психических явлений – психические свойства личности –

характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством.

Под психическими свойствами личности

принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности, характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами.

Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучается в рамках социальной психологии.

Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Различия житейской и научной психологии

Анализом сходства и отличий двух видов психологии занимается научный тип. Но среди исследований нельзя найти единый список отличий. Однако можно выделить общие пункты:

  1. Объект изучения. Научная психология изучает психически процессы, житейская – конкретного человека или условия. Например, житейская психология говорит, что все люди разные, а научная психология это же объясняет особенностями психической системы (темперамент).
  2. Обобщение. Житейская психология описывает конкретных людей и конкретные условия. Нередко это носит абстрактный и образный характер или представлено стереотипом. Научная психология обобщает, классифицирует, систематизирует.
  3. Способ получения знаний. Житейская психология пользуется только неорганизованным наблюдением и самонаблюдением. Научная психология использует массу инструментов: специально организованное наблюдение, эксперимент, тесты, опросы, диагностики и другое.
  4. Способ передачи знаний. Житейская психология передается в основном устно, например, от бабушек к внукам. Или через народное творчество. Научная психология передается с помощью специальной литературы, учебников, университетов.
  5. Факты, аргументы, осознание. Житейская психология не дает объяснений по пунктам. Человек просто говорит, что он резко что-то осознал или просто знает, что это работает. Научная психология объяснит, почему это работает: какие гормоны включаются, какие доли мозга задействованы, какое свойство психики используется.
  6. Язык. Научная психология оперирует терминами и понятиями. Житейская психология объясняет что-то «своими словами», по-простому.

Сходство научной и житейской психологии

Сходство научной и житейской психологии в том, что они помогают людям понимать друг друга. Результат объединения двух направлений психологии – практическая психология.

Как выглядит объединение научной и житейской психологии:

  • Изучение влияния группы на человека и личности на группу (психология управления и лидерства).
  • Определение особенностей взаимодействия двух групп или двух людей.
  • Изучение уникальности человека, особенностей поведения (психология личности).

Практическая психология начинается с житейского наблюдения, а заканчивается научным изучением. И третьим этапом, наоборот, выдвинутая теоретическая гипотеза проверяется на частных случаях в быту, отмечается широта ее применения.

Житейская и научная психология важны друг для друга. Это взаимно дополняемые виды. Житейская психология – личный опыт каждого. Научная психология – обобщенный опыт всего социума. Но разве можно делать общие выводы о закономерностях общества, не зная психику каждого отдельного индивида. И так же нельзя понять систематические знания, не прочувствовав их лично на практике. Инстинктивное поведение – это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных. Как правило инстинктивное поведение определяется биологической целесообразностью и заключается в обеспечении возможности существование (выживания) конкретного представителя или вида в целом. Но было бы не совсем верно утверждать, что поведение животного является только генетически обусловленным и не изменяется в течение жизни.

Условия, в которых находится животное, постоянно изменяются, поэтому индивидуальное приспособление существует у всех животных.

Особенностью поведения животных на ранних этапах развития является то, что оно всегда побуждается и управляется отдельными свойствами предметов, воздействующих на животное. Например, как только насекомое попадает в паутину, паук бежит к нему и опутывает своей нитью. Что вызывает это поведение паука? Вибрация паутины, передающая вибрацию крыльев насекомых. Как только вибрация прекращается, паук перестает двигаться к своей жертве, но стоит возобновить вибрацию, как паук вновь начинает двигаться. То, что именно вибрация паутины обусловливает поведение паука, доказывает следующий опыт: вибрирующий камертон, поднесенный к паутине, вызывает движение паука, в то же время вибрация крыльев мухи, схваченной пинцетом и поднесенной непосредственно к пауку, заставляет паука обратиться в бегство.

Невольно возникает несколько вопросов. Во-первых, чем объясняется побудительное действие тех или иных свойств предметов и, во-вторых, почему вообще возможно какое-либо поведение животных? Ответ на первый вопрос прост: вибрация паутины устойчиво связана у паука с поглощением и усвоением им пищи – насекомого, попавшего в паутину. Следовательно, подобное поведение животных имеет биологический смысл, поскольку связано с удовлетворением биологических потребностей, в данном случае с поглощением пищи.

Следует отметить, что биологический смысл воздействия предметов, возбуждающих и направляющих поведение животного, не является постоянным, а меняется и развивается в зависимости от конкретных условий жизни животного и особенностей среды. Если, например, проголодавшуюся жабу начать кормить червями, а потом положить перед ней спичку и комок мха, то она схватит спичку, имеющую, подобно червям, удлиненную форму. Но если предварительно кормить жабу пауками, то она не обратит внимания на спичку и схватит мох. Округлые формы приобрели теперь для нее смысл пищи.

Эта стадия развития, характеризующаяся тем, что поведение животного побуждается отдельными свойствами предмета в силу того, что они связаны с осуществлением основных жизненных функций животных, называется стадией элементарного поведения. Соответственно данный уровень развития психики называется стадией элементарной сенсорной психики.

  • 1.1. Особенности психологии как науки
  • 1.2. Предмет и основные принципы психологии
  • 1.3. Методы психологии
  • 1.4. Структура современной психологии
  • 1.5. Место психологии в системе научного познания
  • Тема 1. Психология как наука

    1.1. Особенности психологии как науки

    Во все времена человечество интересовали вопросы о том, что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

    Во-первых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А. Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем – это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.

    Во-вторых, в психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.

    В-третьих, в психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.

    Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это очень молодая наука. Несмотря на то что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила немногим более ста лет назад – в 1879 г. , когда немецкий психолог В. Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

    Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих слов «psych e» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе. Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени предметом психологии выступала именно душа – главное, сущностное начало объектов живой природы, причина жизни, дыхания, познания и т. д.

    Становление психологии как самостоятельной, действительно научной дисциплины происходило также на фоне открытий, которые совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний – философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной.

    Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; слово «психология» употребляется в нескольких значениях – под ним понимают как научное, так и ненаучное знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

    У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Быть хорошим житейским психологом – одно из важных требований, предъявляемых к специалистам в тех профессиях, которые предполагают постоянное общение с людьми, таких как педагог, врач, менеджер, продавец и т. д. Ярчайшими образцами житейской психологии являются те произведения литературы и искусства, где представлен глубокий психологический анализ жизненных ситуаций и мотивов поведения героев. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в обрядах, традициях, пословицах, поговорках, притчах, ритуалах, закрепляющих в себе многовековую народную мудрость. В связи с этим возникает вопрос: нужна ли научная психология, или, может быть, знаний и опыта, накопленных в житейской психологии, достаточно для того, чтобы помочь человеку преодолеть жизненные трудности, понять других людей и себя самого? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо осознать принципиальную разницу между житейскими и научными психологическими знаниями. Просматриваются три основных различия.

    1. По степени обобщения знаний и формам их представления

    . Житейские психологические знания конкретны: они связаны с определенными людьми, определенными ситуациями и частными задачами. Понятиям житейской психологии, как правило, свойственны расплывчатость и многозначность. Научная психология, как любая наука, стремится к обобщениям. Для этого четко определяются и используются научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.

    2. По способу получения знаний и степени их субъективности

    . Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок. Они носят интуитивный характер, скорее иррациональны и крайне субъективны. Знания житейской психологии зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы. Методы получения знаний в научной психологии рациональны, осознанны и целенаправленны. Богатство используемых научной психологией методов дает обширный, разнообразный материал, который в обобщенном и систематизированном виде предстает в логически непротиворечивых концепциях и теориях. Для проверки выдвигаемых гипотез в научной психологии ученые разрабатывают и организуют специальные эксперименты, суть которых состоит в том, что исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а создает специальные условия, чтобы их вызвать.

    3. По способам передачи знаний.

    Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Это связано прежде всего с тем, что существуют трудности в словесном оформлении индивидуального психологического опыта, всей сложной гаммы эмоциональных переживаний, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и истинности подобного рода информации. Этот факт наглядно иллюстрируется извечной проблемой «отцов» и «детей», которая состоит как раз в том, что дети не могут и не хотят перенимать опыт старших. Каждое поколение учится на своих собственных ошибках. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.

    Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; в-третьих, на последнем этапе им проверяется. Взаимосвязь между научным и житейским психологическими знаниями не прямолинейна. Не все профессиональные психологи хорошие житейские психологи. И то, что вы познакомитесь с основами научной психологии, еще не значит, что вы сразу станете знатоками человеческих душ. Однако постоянный анализ возникающих жизненных ситуаций с привлечением знаний, которые вы получите изучая психологию, поможет вам лучше понимать других людей, окружающий мир и в конечном счете себя самих.

    Понятия и концепции научной психологии влияют на житейские представления людей о психической жизни. В разговорный язык проникают научные психологические понятия, и люди начинают активно использовать их для описания своих состояний или особенностей личности. Результатом возросшего интереса к научной психологии в обществе стало активное развитие популярной психологии, которая предоставляет фундаментальные научные знания широкой аудитории, делая их более простыми и понятными. Позитивная роль популярной психологии состоит в формировании общей психологической культуры общества и привлечении интереса к психологии как научной дисциплине.

    1.2. Предмет и основные принципы психологии

    Специфика научного познания задается предметом научного исследования и соответствующими ему методами, которые позволяют раскрыть закономерности изучаемых явлений. Что составляет предмет научного познания в психологии? Наверное, это один из самых сложных вопросов. На протяжении истории развития психологической мысли позиции по нему претерпевали серьезные изменения, не существует единого мнения на этот счет и у современных ученых. В самом общем виде в качестве предмета психологии

    как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека. Под
    психическими явлениями
    понимается внутренний, субъективный опыт человека. Фундаментальным свойством такого опыта является непосредственная представленность субъекту. Это означает, что психические процессы не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются: мы не только видим, чувствуем, желаем и мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, желаем и мыслим. Наш внутренний мир как большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями. Психическая жизнь не ограничивается только внутренним опытом, существует целый ряд внешних проявлений психики: актов поведения, неосознаваемых психических процессов, психосоматических отношений и других
    психологических фактов
    , в которых психика открыто обнаруживает свои свойства, что позволяет изучать механизмы и закономерности ее функционирования.

    Действительно, научное познание требует не только описания фактов и явлений, но и их объяснения, что в свою очередь предполагает раскрытие законов и закономерностей, которым подчиняются факты и явления. В связи с этим предметом изучения в психологии становятся не только психологические факты и психологические явления, но также закономерности психической жизни.

    Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры получения эмпирического материала, обобщать и интерпретировать его, выдвигать и проверять гипотезы.

    В качестве основных методологических принципов психологии называют:

    принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования;

    принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план;

    принцип развития Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

    Уникальность психологической науки обусловлена как предметом научного познания, так и методами, которые позволяют не только описывать изучаемые явления но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать их дальнейшее развитие.

    1.3. Методы психологии

    «Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн). Учение о методе составляет особую область знания – методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности. Методология психологического исследования мира представлена несколькими уровнями. Базовым, создающим основу для всех последующих уровней, является философский уровень методологии, представленный наиболее общими принципами познания мира и мировоззренческими установками. Различные философские системы предлагают свои объяснения мира и методы достижения истинного знания. В психологии за всю истории ее развития сложилось несколько психологических направлений, школ и концепций, которые исходят из разных философских позиций (см. 2.1–2.3).

    Второй уровень методологии определяется общенаучными принципами, отражающими специфику научного познания мира и науки как особой сферы человеческой деятельности. Третий уровень составляют конкретно-научные принципы психологии (см. 1.3).

    Далее следуют методы исследования, представляющие собой способы получения психологических фактов и их интерпретации. Наконец, последний уровень методологии представлен конкретными эмпирическими методиками, с помощью которых происходят сбор и обработка психологических данных.

    Современная психология обладает развернутой системой разнообразных методов и методик исследования, среди которых выделяют основные и вспомогательные. К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент.

    Наблюдение

    заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; для научного наблюдения характерны не просто фиксация фактов, а их объяснение и интерпретация. Наблюдение может проводиться как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованной экспериментальной среде. В исследовательской практике применяются следующие виды наблюдения:

    в зависимости от характера взаимодействия с объектом: включенное и стороннее. Во включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым наблюдает, что позволяет получать целостное представление о ситуации. Стороннее наблюдение происходит без взаимодействия и установления каких-либо контактов с теми, за кем ведется наблюдение;

    в зависимости от позиции наблюдателя: открытое и скрытое. В первом случае исследователь открывает для наблюдаемых свою роль – недостатком такого наблюдения является скованность в поведении наблюдаемых субъектов, вызванное знанием о том, что за ними наблюдают. При скрытом наблюдении присутствие наблюдателя не раскрывается;

    в зависимости от характера контакта: непосредственное и опосредованное. В ходе непосредственного наблюдения наблюдатель и объект его внимания находятся в непосредственном контакте; в процесс опосредованного наблюдения включаются специальные средства позволяющие получать более объективные результаты: видео– или аудиоаппаратура, «зеркало Гезелла», пропускающее свет только в одну сторону, благодаря чему можно наблюдать за поведением человека, оставаясь при этом невидимым, и др.;

    в зависимости от условий осуществления наблюдения: полевое и лабораторное. Полевое наблюдение происходит в условиях повседневной жизни и деятельности наблюдаемого; лабораторное осуществляется в искусственных, специально созданных условиях;

    в зависимости от целей: целенаправленное и случайное. Целенаправленное наблюдение является систематическим и специально организованным; случайное имеет поисковый характер и не преследует четко поставленных целей;

    в зависимости от временной организации: сплошное и выборочное. В процессе сплошного наблюдения ход событий фиксируется постоянно. При выборочном наблюдении исследователь избирательно отслеживает только определенные моменты наблюдаемого процесса;

    в зависимости от упорядоченности организации наблюдения: стандартизированное и свободное. Стандартизированное наблюдение ведется по определенной, заранее разработанной схеме. Свободное наблюдение не имеет заданной программы и четких параметров.

    В психологических исследованиях широко используется также самонаблюдение, в котором открываются собственные переживания, чувства, мысли и образы исследователя.

    Каждый из названных видов наблюдения имеет свои достоинства и недостатки, собственные возможности для получения наиболее полных и достоверных данных. Однако в целом организация процесса психологического наблюдения представляет большую трудность, так как его результаты зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемым явлениям. Для снижения высокой степени субъективности в получении и интерпретации данных необходимо строгое следование фактам и их четкое фиксирование. Это повышает достоверность наблюдений и помогает избежать ошибок.

    Благодаря эксперименту

    у психологии появилась возможность для преодоления субъективности в познании ее предмета, с введением метода экспериментального исследования она стала развиваться как самостоятельная наука.

    С.Л. Рубинштейном

    были выделены четыре основные особенности экспериментального метода:

    1) исследователь сам вызывает изучаемое им явление – в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию;

    2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

    3) в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;

    4) эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

    В психологии практикуются следующие виды экспериментального исследования:

    лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых случаях используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность получаемых данных. Недостатком этого вида исследования является трудность переноса результатов, полученных в эксперименте, в реальную жизнь. Искусственность и абстрактность лабораторных условий существенно отличаются от условий жизнедеятельности человека;

    естественный эксперимент снимает ограничения лабораторного эксперимента Основное достоинство данного метода заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях жизни людей принадлежит отечественному психологу А.Ф. Лазурскому

    формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств Он может иметь обучающий и воспитывающий характеры;

    констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств.

    Кроме вышеперечисленных основных методов в психологии широко применяются методы вспомогательные:

    беседа (интервью) – получение информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы;

    тестирование – психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные вопросы и задачи. В психологии создано большое количество специализированных тестов, предназначенных для измерения различных психических свойств и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и многие др. Их применение требует профессиональной психологической подготовки, так как непрофессиональное тестирование может нанести вред человеку. В настоящее время существует также множество так называемых популярных тестов. Как правило, они публикуются в газетах, журналах, доступной широкому читателю литературе. Такие тесты не являются собственно психологическим, профессиональным инструментарием и предназначены для самотестирования; специальной подготовки при этом не требуется;

    анализ продуктов деятельности, основанный на общей предпосылке о единстве внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая продукты деятельности, можно получить важную информацию о психических особенностях ее субъекта. Продуктами деятельности, подвергающимися тщательному анализу в психологии, являются написанные человеком тексты, произведенные предметы и явления, нарисованные рисунки и т. д. Особыми формами данного метода являются графология, позволяющая по особенностям и характеристикам почерка человека составить психологический портрет его личности, и контент-анализ, имеющий своей целью выявление и оценку психологических характеристик литературных, научных и публицистических текстов и определение на их основе личностных особенностей автора этих текстов. В психологии широко используется изучение результатов изобразительной деятельности человека, особую ценность с этой точки зрения имеют детские рисунки, которые дают возможность понять эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, родителям, к самому себе.

    Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичных данных о развитии психики, в психологии используются методы математической статистики, которые выступают как средства повышения надежности, объективности и точности получаемых результатов.

    1.4. Структура современной психологии

    В настоящее время психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Расширение и обогащение структуры психологии определено влиянием двух факторов: во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических реалий; во-вторых, развитие самой науки, ее методов исследований позволяют постоянно расширять горизонты психологии. Сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.

    Особое положение среди всех направлений занимает общая психология

    , объединяющая различные отрасли в целостное научное знание. Изучая сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую основу всех психологических дисциплин. Важное место в структуре психологических знаний занимает
    история психологии,
    в центре внимания которой находятся процессы развития представлений о природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.

    Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям.

    1. Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда

    исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда;
    медицинская психология
    изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;
    педагогическая психология
    рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания;
    юридическая психология
    подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях;
    инженерная психология
    анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек – машина»;
    спортивная психология
    рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки; а также отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.

    2. Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития: возрастная психология

    прослеживает развитие психики в онтогенезе – ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология;
    сравнительная психология
    изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека;
    психология аномального развития
    , или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка.

    3. Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества: социальная психология

    исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом,
    этнопсихология
    акцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах; и т. д.

    Даже упоминание небольшой части развивающихся в настоящее время отраслей психологии позволяет судить о том, насколько многогранна эта наука. Вместе с тем психология представляет собой единую научную дисциплину, основанную на едином предмете исследования и едином методе и включенную в общенаучный контекст.

    1.5. Место психологии в системе научного познания

    Анализ основных тенденций развития мирового сообщества и прогнозы многих ученых сходятся в том, что первый век третьего тысячелетия будет веком расцвета наук о человеке, веком человекознания и обществознания. Б.Г. Ананьев

    в своей книге «О проблемах современного человекознания» писал, что «об этом свидетельствуют три важные особенности развития современной науки, связанные именно с проблемой человека:

    – превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки;

    – возрастающая дифференциация научного изучения человека, углубленная специализация отдельных дисциплин и их дробление на ряд все более частных учений;

    – современная наука все более полно охватывает многообразные связи и отношения человека с миром: природа и человек, общество и человек, человек и техника».

    В системе тех или иных связей человек изучается как продукт биологической эволюции – вид Homo sapiens

    ; субъект и объект исторического процесса – личность в истории; естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости; основная производительная сила общества – субъект труда; субъект познания, коммуникации, управления и воспитания. Подобного многообразия подходов к изучению человека история науки еще никогда не знала. Возрастающее многообразие аспектов человекознания – специфическое явление современности, связанное с прогрессом науки и ее приложением к различным областям общественной практики.

    Наряду с процессом дифференциации научного знания о человеке наблюдается встречный процесс интеграции. Тенденция к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в те или иные комплексные системы ведет к возникновению новых пограничных дисциплин и соединению посредством их многих ранее далеких друг от друга областей естествознания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики. С возникновением кибернетики к изучению человека приближаются физико-математические науки. На границах между биохимией, эндокринологией, физиологией высшей нервной деятельности и психологией развивается фармакология. На стыке между кибернетикой, биологией, физиологией и психологией происходит развитие бионики с ее главным разделом – моделированием мозговых систем, и прежде всего анализаторов внешней среды. На границах между кибернетикой, физиологией, психологией и педагогикой разрабатывается теория программированного обучения.

    Наука и практика испытывают потребность в единой теории человекознания, в сближении и интеграции всех средств познания человека. Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология может стать связующим звеном между всеми областями познания человека, средством объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом, целостном, знании о человеке.

    Преодолеть междисциплинарную разобщенность в понимании человека, создать общую картину его мира возможно только рассматривая его как некую систему. В своей книге «Человек как предмет познания» Б.Г. Ананьев указывает: «Человекознание – это та область, где системный подход органически обусловлен и интенсивно развивается. Здесь должен осуществляться синтез знаний, лежащих как бы в разных плоскостях, но неизменно пересекающих плоскость психологического знания. В результате компоненты психологического знания оказываются включенными в исследования самых различных гуманитарных и естественных наук, а в психологии открываются новые перспективы осмысления психического».

    Отечественный психолог Б.Ф. Ломов

    писал, что важнейшая функция психологии заключается в том, что она «является интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которых является человек». Взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию, с естественными – через психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими – через медицинскую психологию, с педагогическими – через психологию развития и педагогическую психологию, с техническими – через инженерную психологию, и т. д.

    Таким образом, у психологии сложились тесные связи с научными дисциплинами всех групп: естественной, гуманитарной и технической. Анализ содержания психологических знаний показывает, что точное определение, к какой из вышеназванных групп можно отнести саму психологию, не представляется возможным. Психология развивается на пересечении всех трех направлений научных исследований.
    Вопросы для самопроверки
    1. В чем заключаются основные различия между научным и ненаучным психологическим знанием?

    2 В чем особенности психологии как самостоятельной науки?

    3. Что является предметом психологического познания?

    4. Каковы основные методы исследования в психологии?

    5. Каково место психологии в структуре современной науки?
    Литература
    Основная

    1. Гиппенрейтер Ю.Б.

    Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988. Лекц. 1.

    2. Годфруа Ж.

    Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М, 1992. Гл. 2.

    3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б.

    Психология: Учебник. М., 2004. Гл. 1.

    Дополнительная

    1. Ананьев Б.Г.

    Человек как предмет познания. СПб., 2001.

    2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И.

    Психология человека. М, 1995.

    Оглавление

Житейская и научная психология — Психологос

Фильм «Лекции в МГУ»

​​​​​​​

Фильм «Формула любви»

​​​​​​​ Житейский опыт, житейская психология — база для психологии научной. Научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои задачи и на последнем этапе житейским опытом проверяется.

Основное различие житейской и научной психологии — в качестве и характере знания. Житейские знания и опыт обычно более конкретны, носят интуитивный характер и чаще невысокого культурного уровня: основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, часто негативны и безответственны, сильно подвержены моде, настроениям, страхам и слухам, во многом иррациональны. Научные психологические знания — продуманы, обобщены, рациональны, обоснованы профессиональным наблюдением и организованным экспериментом.

Конкретность — обобщенность

Житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам.

Официанты и водители такси, как правило, хорошие житейские психологи, но, как правило, только в рамках своей профессии.

Дети — профессора психологии, с мамой он один, с отцом — другой, с бабушкой — совсем третий: в каждом конкретном случае ребенок хорошо знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но за рамками своей семьи дети, как правило, наивны и беспомощны. Их знания так далеко не распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Она ставит себе такие задачи и к этим задачам, пусть постепенно, но движется.

Интуитивность — продуманность

​​​​​​​​​​​​​​Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Как правило, они приобретаются путем практических проб и прилаживаний, а такой путь не требует рационального осмысления.

Например, дети приобретают свой опыт в ходе ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых. Опыт богатейший, он есть у каждого, но словесно его изложить может мало кто.

Научные психологические знания — продуманы, рациональны, вполне осознанны.

Культурный уровень

Культурный уровень научного знания и научных понятий, как правило, более высок. Житейские психологические знания основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, часто негативны и безответственны, сильно подвержены моде, настроениям, страхам и слухам, во многом иррациональны и нередко ничем не отличаются от суеверий.

Основания, откуда взяли?

Любители желтой прессы редко задаются вопросом, на чем основаны те или иные суждения. Например,

  • В рекламе используется «эффект 25 кадра»↑
  • Контролировать свои эмоции вредно↑
  • «All you need is love!» и так далее —

Подобные суждения подаются уверенно и якобы убедительно. Яркость и новизна суждения, близость к привычным точкам зрения чаще оказываются более важными обстоятельствами, нежели подтверждающие или опровергающие суждения факты.

Подвержены ли моде, слухам, страхам и настроениям научные знания? В области точных наук — в малой степени, в области психологии — к сожалению, да. Неофициальный запрет на слово «формирование», сложившийся в психологии в последние десятилетия, едва ли имеет под собой какие-либо объективные, научные основания. Тем не менее и в области психологии научные суждения более обоснованы, чем житейские понятия, и с развитием психологической культуры постепенно все более приближаются к высоким стандартам науки.

Распространенные в психологическом сообществе убеждения, не имеющие серьезной доказательной базы:

  • Родовое проклятие можно снять, искренне попросив прощение у умершего.
  • Без материнской любви не может сформироваться полноценная личность.
  • Потеря близкого человека — это тяжелая психотравма.
  • Последствия детских психотравм дают о себе знать в течение всей последующей жизни↑
  • Поведенческая терапия менее эффективна, чем терапия глубинная↑.
Негатив и безответственность — определенность, ответственность

Учитывая, что культурный уровень населения невысок и находится скорее на уровне человека-ребенка, основные черты верований житейской психологии — негативизм и безответственность. Типовые образцы негативных и безответственных верований житейской психологии:

  • Как Новый год проведешь, так год и сложится!
  • Понедельник — день тяжелый.
  • Утро добрым не бывает↑.
  • Каждый думает только о себе↑.
  • Тренинги никому не помогают↑.
  • Все болезни — от нервов.

Психологи, работающие в научно-ориентированной традиции, стремятся быть более определенными и ответственными в своих формулировках.

Методы проверки

Житейские знания проверяются личным опытом, научно обоснованы профессиональным наблюдением и организованным экспериментом.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.

Научные знания осознанно систематизируются и аккумулируются.

Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др.

В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда — условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., — психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Общая психология развивается через разработку специальных отраслей психологии, и именно это является основным Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Житейская психология такого метода лишена.

Позиция научного психолога в отношении житейской психологии

Какова же должна быть позиция научного психолога по отношению к носителям житейской психологии? Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту со многими тупиковыми ходами. Чтобы выбрать правильный путь, нужно иметь, как часто говорят, хорошую интуицию, а она возникает только при тесном контакте с жизнью. Нужно чутко откликаться на запросы, идущие от жизни, и стремиться к тому, чтобы научные разработки входили в жизнь, повышали психологическую культуру людей, формировали более здоровую и позитивную житейскую психологию.

Научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом, а если быть точнее — психологом практическим.

Житейская и научная психология: особенности, отличия и сходства.

Человеческая душа была предметом изучения с древнейших времен. Великие мыслители античности изучали поведение и реакции людей, но обыватели тоже делали свои выводы. Они трансформировались в поговорки и пословицы, сказки и предания с глубоким смыслом. Их изучение дает понимание, что такое житейская психология.

Личный опыт, верования, мировосприятие  —  основа житейской философии. Она формируется в процессе наблюдения за поведением других людей, а также в попытке сделать вывод о его причинах и закономерностях. Житейская философия стала базой для формирования психологической науки, которая оформилась в отдельную отрасль только в конце 19 столетия.

Что такое житейская психология

Понятие “житейская психология” часто ставится в один ряд с мудростью и богатым опытом. Когда человек говорит о том, что он сам себе психолог, то он опирается на умозаключения и факты, полученные в результате собственных действий, а также на опыт, накопленный другими людьми на протяжении многих поколений. Этот опыт передается через:

  • традиции;
  • верования;
  • изречения, пословицы, поговорки;
  • притчи.

Знания о жизни, о тех сложностях и победах, с которыми пришлось столкнуться другим людям, позволяет понять, как в большинстве случаев действовали и какие результаты они получали. Такое понимание может быть очень практичным в некоторых ситуациях. 

При этом житейская психология дает иллюзию, что опираясь на накопленный другими опыт, можно правильно выстроить стратегию собственной жизни. На самом деле, чужой житейский опыт не всегда применим к конкретной ситуации. Приемы, которые эффективны для одного человека, могут не подойти другому.

Знания житейской психологии помогает общаться с родными, друзьями, посторонними людьми в

обыденной жизни. Но, если человек не знаком с закономерностями функционирования психики, то он может испытывать дискомфорт и сталкиваться со сложными ситуациями в коммуникации.

В житейской психологии все выводы строятся на основе размышлений о конкретной ситуации. Обычно эти выводы очень поверхностные, поскольку кажется, что причина происходящего очень проста. Так, в “мудрых” пословицах утверждается, что:

  • сор  из избы не выносят;
  • не зная броду  —  не лезут в воду;
  • молчание  —  золото;
  • скромность  —  украшение.

Критическое рассмотрение  справедливости этих утверждений показывает, что для сегодняшней жизни они не актуальны. Подобные установки были сформированы еще в древние времена под влиянием ярких психических проявлений. На них повлияли:

  • эмоциональные состояния  —  аффекты, страх, фрустрация, тревога;
  • личностные характеристики  —  высокая или низкая степень стрессоустойчивости, трудолюбие, сопосбнсоть опираться на собственные силы, првдивость или лживость, эгоцентризм или альтруизм.  

В житейской психологии нет системности, поскольку в ней отражаются и объясняются только отдельные грани жизни людей. Это объясняется тем, что формирование взглядов на жизнь происходило в условиях отсутствия адекватных методов изучения действительности.

Житейская психология может соответствовать узким запросам определенного сообщества, привязанного к месту или связанного родственными узами. Выработанная на основе личного опыта, она всегда практична и дает ответ на вопрос о том, как поступить в той или иной ситуации. Но для универсального применения большим количеством людей жизненная психология неэффективна.

Научная психология

Психология, как отрасль научного знания, занимается изучением и толкованием закономерностей работы психической сферы человека. В научной психологии на передний план выходят:

  • общие закономерности;
  • факты, подтвержденные эмпирическим путем;
  • разработка методов исследования;
  • анализ результатов.

Научная психология обладает набором методов, позволяющих измерять различные психологические процессы, проверять результаты. Научный подход отличает ориентация на академические знания и научное мышление. Все познания и методы, применяемые в работе психолога:

  • четко структурированы;
  • рациональны;
  • основываются на проведенные эксперименты и профессиональное наблюдение.

Задача психолога в работе с клиентом или группой людей  —  придерживаться максимальной объективным. При этом интерпретировать сведения, полученные во время работы или эксперимента, специалист может в рамках определенный модельности, выбранной им. Такие интерпретации могут быть в большей или меньшей степени субъективными.

Научная психология оперирует понятиями, которые отражают самые важные свойства индивидов, явлений, предметов, взаимосвязи между ними. Научный психолог оперирует стандартизированной терминологией, возможность пользоваться метафорами у него ограничена. Многие понятия из научной психологии звучат так же, как в житейской, но они отличаются по смыслу.

Различия житейской и научной психологии

Хотя житейская и научная психология тесно связаны, они имеют и различия. Оба направления нацелены на максимально глубокое понимание психики человека, процессов и явлений, вызванных разными психическими состояниями.

Очень четко выделила отличия двух психологических направлений Юлия Гиппенрейтер. 

  1. Житейская психология оперирует конкретными знаниями, научная  —  закономерностями. 

 Для решения конкретной проблемы в житейской психологии  человек обращается за советам к другим людям, выслушивает разные мнения и принимает решение. К реальным положительным изменения такая стратегия приводит очень редко  —  каждый из советчиков, высказываясь по поводу запроса, опирается на свой собственный опыт, но он зачастую не подходит другому человеку.

 Если же обратиться к психологу, работающему на научной основе, то поиском решения занимается сам человек, который нуждается в этом. Психолог не советует и не указывает, как поступить. Он выслушивает, выявляет причины затруднений, помогает увидеть проблемную ситуацию в новом ракурсе, опираясь на знания о закономерностях психических процессов задает вопросы, которые позволяют найти оптимальное решение.

  1. База житейской психологии  —  обыденный опыт, научной  —  эксперименты. 

Ежедневные события заставляют человека ограничиться   наблюдениями и поиском ответа на вопрос: “Как действовать, чтобы добиться цели?”. В научном подходе применяется другая схема. Она включает экспериментальное исследование, теорию и практику. Для решения запросов клиентов научные психологи применяют методы с доказанной экспериментальным способом эффективностью.

Например, человеку доставляет большой дискомфорт то, что, разговаривая с более взрослыми коллегами, он краснеет, смущается, опускает глаза. Житейская психология в такой ситуации советует во время общения смотреть между бровей собеседника, а не прямо в глаза. Научная психология помогает найти причину такого поведения, выявляет истоки подобной реакции, учит, как справляться с собственными эмоциями, определять и грамотно использовать собственные ресурсы для эффективного взаимодействия.

  1. Основное отличие житейской психологии в том, что базой для нее является интуиция, для научной   —  осознанность и рационализм.

Интуиция  —  это способность обрабатывать информацию неосознанно, не прибегая к логическим размышлениям и доказательствам. Если в житейской психологии выводы строятся на интуиции, то в научной этот феномен тоже может использоваться. При этом психологи всегда проверяют интуитивные догадки экспериментальным методом, проводят анализ полученных результатов, ищут логические связи.

  1. Знания в научной психологии передаются путем формирования базы терминов, использования их в специальной литературе. В житейской психологии возможность передачи знаний ограничена.

Кратко объяснить это отличие можно, если вспомнить, как передается “жизненный опыт”. Соотношение знаний, которыми представители старших поколений могут поделиться с младшими, намного меньше чем тот объем, которым младшие овладевают во время учебы. Научные знания накапливаются в виде четких терминов, определение, законов. Передаются они через научную литературу. 

  1. Базой для научных знаний является большой объем фактического материала. Ни один человек не обладает таким большим объемом материала, как наука. 

Все нюансы, которые отличают житейскую психологию от научной, не ставят эти два направления в оппозицию друг к другу. Житейская психология обладает большим потенциалом, но проблема заключается в том, что информация от других людей (в виде советов, рекомендаций) эффективна только для них и часто не подходит к ситуациям, в которых оказываются другие люди. Важность житейской психологии в том, что она, как и научная, может заставить задуматься, переосмыслить психические явления и события.

Сходство научного и житейского направления психологии

Житейская и научная психология схожи в том, что помогают человеку лучше понять себя и окружающих. В практической психологии используются принципы обоих . 

Основные характеристики, отличающие направление, в котором применяется житейский и научный подхода:

  • используется житейское наблюдение, изучение научными методами;
  • выдвигается теоретическая гипотеза, затем она проверяется в естественных бытовых ситуациях;
  • психолог фиксирует широту использования исследуемой особенности. 

Синтез двух направлений широко применяется при изучении влияния группы на отдельный индивидуум, взаимосвязей между участниками группы. 

Использование методов научной и житейской психологии помогает выявлять межгрупповые и межличностные способы взаимодействия, определять поведенческие особенности, уникальные характеристики личности.  

Оба направления  —  житейская и научная психология,  —  дополняют друг друга. Если в житейской аккумулирован опыт одного человека, то в научной обобщены знания о закономерностях функционирования психики множества людей. 

Наука и здравый смысл – Методы исследования в психологии – 2-е канадское издание

Глава 1: Психологическая наука

  1. Объясните ограничения здравого смысла, когда дело доходит до детального и точного понимания человеческого поведения.
  2. Приведите несколько примеров неверного здравого смысла или народной психологии.
  3. Дайте определение скептицизму и его роли в научной психологии.

Некоторые задаются вопросом, нужен ли научный подход к психологии. Разве мы не можем прийти к тем же выводам, основываясь на здравом смысле или интуиции? Конечно, у всех нас есть интуитивные убеждения о поведении, мыслях и чувствах людей, и эти убеждения в совокупности называются… Хотя большая часть нашей народной психологии, вероятно, достаточно точна, ясно, что многое из этого нет. Например, большинство людей считают, что гнев можно облегчить, «выпустив его наружу» — например, ударив кого-нибудь кулаком или громко закричав. Научные исследования, однако, показали, что такой подход приводит к тому, что люди злятся больше, а не меньше (Bushman, 2002) [1] . Точно так же большинство людей считают, что никто не признается в преступлении, которого он или она не совершал, если, возможно, этого человека не пытали физически. Но опять же, обширные эмпирические исследования показали, что ложные признания на удивление распространены и происходят по разным причинам (Kassin & Gudjonsson, 2004) [2] .

В 50 великих мифах популярной психологии психолог Скотт Лилиенфельд и его коллеги обсуждают несколько широко распространенных общепринятых представлений о человеческом поведении, которые, как показали научные исследования, неверны (Lilienfeld, Lynn, Ruscio, & Beyerstein, 2010) [3] . Вот краткий список:

  • «Люди используют только 10% мощности своего мозга».
  • «Большинство людей переживают кризис среднего возраста в возрасте 40–50 лет».
  • «Учащиеся учатся лучше всего, когда стили преподавания соответствуют их стилям обучения».
  • «Низкая самооценка — основная причина психологических проблем».
  • «В полнолуние увеличивается число госпитализаций в психиатрические учреждения и число преступлений».

Как многие из наших интуитивных представлений о человеческом поведении могут быть такими неверными? Обратите внимание, что это эмпирический вопрос, и так уж получилось, что психологи провели по нему научные исследования и выявили множество способствующих факторов (Гилович, 19).91) [4] . Во-первых, формирование подробных и точных убеждений требует таких способностей наблюдения, памяти и анализа, которыми мы не обладаем от природы. Было бы почти невозможно подсчитать количество слов, произнесенных женщинами и мужчинами, которых нам довелось встретить, оценить количество слов, произнесенных ими за день, усреднить эти числа для обеих групп и сравнить их — и все это в нашей голове. Вот почему мы склонны полагаться на умственные упрощения (то, что психологи называют эвристикой) при формировании и поддержании наших убеждений. Например, если убеждение широко распространено — особенно если оно поддерживается «экспертами» — и оно имеет интуитивный смысл, мы склонны считать его истинным. Это усугубляется тем фактом, что мы склонны сосредотачиваться на случаях, которые подтверждают наши интуитивные убеждения, а не на случаях, которые их опровергают. Это называется . Например, как только мы начинаем верить, что женщины более разговорчивы, чем мужчины, мы склонны замечать и запоминать болтливых женщин и молчаливых мужчин, но игнорировать или забывать молчаливых женщин и болтливых мужчин. Мы также придерживаемся неверных убеждений отчасти потому, что было бы неплохо, если бы они0021 были истинными. Например, многие люди считают, что низкокалорийные диеты являются эффективным долгосрочным средством лечения ожирения, однако тщательный анализ научных данных показал, что это не так (Mann et al. , 2007) [5] . Люди могут продолжать верить в эффективность диеты отчасти потому, что она дает им надежду на похудение, если они страдают ожирением, или заставляет их чувствовать себя лучше в отношении собственного «самоконтроля», если это не так.

Ученые, особенно психологи, понимают, что они так же, как и все остальные, подвержены интуитивным, но неверным убеждениям. Вот почему они культивируют отношение . Быть скептиком не означает быть циничным или недоверчивым, а также не означает подвергать сомнению каждое убеждение или утверждение, с которыми сталкиваешься (что в любом случае было бы невозможно). Вместо этого это означает паузу для рассмотрения альтернатив и поиска доказательств — особенно систематически собираемых эмпирических данных — когда на карту поставлено достаточно, чтобы это оправдать. Например, представьте, что вы читаете журнальную статью, в которой утверждается, что еженедельное пособие на детей — это хороший способ помочь им развить финансовую ответственность. Это интересное и потенциально важное утверждение (особенно если у вас есть собственные дети). Однако занимать позицию скептицизма означало бы задуматься, а не может ли быть так, что получение пособия просто учит детей тратить деньги — возможно, даже быть более материалистичными. Скептицизм также означал бы вопрос о том, какие доказательства подтверждают первоначальное утверждение. Является ли автор научным исследователем? Приводятся ли какие-либо научные доказательства? Если проблема была достаточно важной, это может также означать обращение к исследовательской литературе, чтобы узнать, изучал ли ее кто-нибудь еще.

Поскольку часто недостаточно доказательств, чтобы полностью оценить убеждение или утверждение, ученые также культивируют . Они признают, что есть много вещей, которых они просто не знают. Например, оказывается, что нет научных доказательств того, что получение пособия делает детей более финансово ответственными, равно как нет и научных доказательств того, что это делает их материалистичными. Хотя такая неуверенность может быть проблематичной с практической точки зрения — например, затрудняя решение, что делать, когда наши дети просят пособие, — с научной точки зрения она интересна. Если мы не знаем ответа на интересный и эмпирически проверяемый вопрос, наука и, возможно, даже вы как исследователь сможете дать ответ.

  • Интуитивные представления людей о человеческом поведении, также известные как народная психология, часто оказываются ошибочными. Это одна из основных причин того, что психология полагается на науку, а не на здравый смысл.
  • Исследователи в области психологии культивируют определенные установки критического мышления. Один — скептицизм. Они ищут доказательства и рассматривают альтернативы, прежде чем принять утверждение о человеческом поведении как истинное. Еще одна терпимость к неопределенности. Они воздерживаются от суждений о том, является ли утверждение истинным или нет, когда для принятия решения недостаточно доказательств.
  1. Практика: Для каждого из следующих интуитивных убеждений о человеческом поведении укажите три причины, по которым они могут быть верными, и три причины, по которым они могут быть неверными:
    1. Вы не можете по-настоящему любить другого человека, если не любите себя.
    2. Люди, получающие «кризисное консультирование» сразу после травматического события, лучше справляются с этой травмой в долгосрочной перспективе.
    3. Учеба наиболее эффективна, когда она всегда проводится в одном и том же месте.
  2. Посмотрите частично или полностью следующее видео, в котором психолог Скотт Лилиенфельд рассказывает о предвзятости подтверждения, ограниченном видении и использовании доказательств для оценки окружающего мира:

Атрибуция видео

  • ESC 2017 — Скотт Лилиенфельд: «Tunnel Vision: Confirmation Bias» © ESC Европейский конгресс скептиков лицензирован в соответствии с лицензией CC BY (Attribution)

  1. Бушман, Би Джей (2002). Выплескивание гнева подпитывает или гасит пламя? Катарсис, размышления, отвлечение внимания, гнев и агрессивная реакция. Бюллетень личности и социальной психологии, 28 , 724–731. ↵
  2. Кассин, С. М., и Гуджонссон, Г. Х. (2004). Психология доказательств признания: обзор литературы и вопросов. Психологическая наука в интересах общества, 5 , 33–67. ↵
  3. Лилиенфельд, С.О., Линн, С.Дж., Руссио, Дж., и Бейерштейн, Б.Л. (2010). 50 великих мифов популярной психологии . Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. ↵
  4. Гилович, Т. (1991). Откуда мы знаем, что не так: Ошибочность человеческого разума в повседневной жизни . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Свободная пресса. ↵
  5. Манн Т., Томияма А. Дж., Вестлинг Э., Лью А., Сэмюэлс Б. и Чатман Дж. (2007). Medicare ищет эффективные методы лечения ожирения: диеты не являются решением. Американский психолог, 62 , 220–233. ↵

Что это такое и почему они важны

Подобно другим научным дисциплинам, психология направлена ​​на достижение ряда целей в исследованиях и практике.

Психология — это научная дисциплина, посвященная пониманию человеческого поведения.

На протяжении всей истории изучение человеческого поведения изначально считалось исключительно философским занятием. Однако в 1879 году немецкий профессор Вильгельм Вундт внедрил науку и научный метод в дисциплину психологии, открыв первый психологический институт в Германии.

Психология включает в себя четыре основных цели или принципа, которые отражают ее цель и намерения: описывать, объяснять, предсказывать и изменять поведение.

Психология считается наукой, потому что она использует тот же научный подход, что и другие науки, такие как астрономия или химия, чтобы помочь нам понять поведение человека.

Подобно другим отраслям науки, психология направлена ​​на достижение ряда целей в исследованиях и практике:

  • описать поведение
  • объяснить поведение
  • предсказать поведение
  • изменить/контролировать поведение

90732

описать Первая цель психологии состоит в том, чтобы описать поведение. Эта цель спрашивает: «Что происходит?» или «Что делает этот человек?»

Эта цель позволяет исследователям собирать информацию, а затем описывать, называть и/или классифицировать то, что они видят. Тщательно описывая явление или поведение, психологи могут различать типичное и нетипичное поведение. Описание является отправной точкой для понимания вещей.

Для достижения цели описания исследователи могут использовать различные подходы, включая естественное наблюдение, опросы, тематические исследования и самоотчетные тесты.

Например, в ходе одного исследования наблюдались интернет-привычки детей и подростков, определялись модели их использования и наблюдалось, делятся ли дети этой информацией со своими родителями.

Исследователи обнаружили, что дети и подростки тратили в среднем 3,1 часа в день на просмотр веб-страниц. Они также заметили, что дети неохотно рассказывали родителям, что они искали в Интернете.

После того, как поведение будет тщательно задокументировано и описано до мельчайших деталей, исследователи могут использовать эту информацию в качестве отправной точки для его объяснения.

Объяснение

После подробного описания поведения следующая цель — объяснить его. Объяснение поведения включает в себя попытку понять, как и почему оно происходит.

Цель объяснения помогает определить, почему мы ведем себя или реагируем определенным образом или как определенные раздражители могут повлиять на наше психическое здоровье, личность или отношения. Например, почему мы слушаем музыку или читаем книги? Является ли наша личность в основном результатом воспитания или природы? Что заставляет человека рисковать своей жизнью ради другого?

В исследовании 2022 года изучалось поведение детей, когда они делятся друг с другом, и выяснялось, могут ли определенные когнитивные навыки сделать обмен более вероятным. Исследователи обнаружили, что навыки счета ребенка на самом деле были самым важным предиктором справедливого поведения.

Таким образом, исследователи не только наблюдали за навыками обмена детьми, но и объяснили, почему некоторые дети, возможно, делились больше, чем другие, потому что с их навыками счета они, по сути, могли считать предметы для себя и своих сверстников.

Предсказание

Третьей целью психологии является предсказание. Как только психологи описали определенное поведение и объяснили, почему оно происходит, они могут лучше предсказать, как и когда оно может повториться.

Цель предсказания спрашивает: «Когда такое поведение может повториться в будущем?» или «Что произойдет, если я отреагирую таким образом?»

Исследователи могут использовать данные, которые они собрали в ходе предыдущих исследований, чтобы предсказать, когда, почему и как определенное поведение будет происходить в будущем. Благодаря предсказанию психологи могут лучше понять основные причины наших действий.

Например, мы обычно понимаем, что алкоголь может сделать некоторых людей более агрессивными. Имея эту информацию, мы можем предсказать, что в алкогольных барах происходит больше драк, чем в кофейнях. Исследователи могут принять эту гипотезу и провести исследование, чтобы убедиться, что она верна.

Успешное предсказание важно для достижения конечной цели психологии: изменения поведения.

Изменить поведение

Четвертая цель психологии — изменить поведение, которое может быть вредным, непродуктивным или мешать повседневной жизни.

Цель изменения спрашивает: «Как я могу избавиться от этой привычки?» или «Что я могу сделать, чтобы стать более щедрым человеком?»

Психотерапия является примером этой цели в действии. Например, в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) вы выявляете и изменяете негативные и вредные модели мышления.

Эта конечная цель может помочь добиться позитивных изменений в жизни, таких как уменьшение аддиктивного поведения, уменьшение симптомов депрессии или улучшение общения.

Когда-то считавшаяся исключительно философским исследованием, психология теперь также использует научную дисциплину, преследующую четыре основные цели: описание, объяснение, предсказание и изменение поведения.

Если вы пытаетесь решить личную проблему, вы можете попрактиковаться в использовании этих четырех целей дома.

Например, если вы пытаетесь бросить вредную привычку, задайте себе следующий вопрос, основанный на четырех целях психологии:

  • Опишите. Что я делаю? (Например, я смотрю телевизор 3 часа в день.)
  • Объясните. Почему именно я это делаю? (У меня депрессия, одиночество, скука и т. д.)
  • Прогноз. Как изменится моя жизнь, если я перестану смотреть телевизор и вместо этого буду заниматься спортом? (Вероятно, я был бы здоровее и счастливее.)
  • Изменить. Как я могу бросить долгие часы смотреть телевизор? (Каждый вечер я буду ходить на длительную прогулку).

1.1 Методы познания – методы исследования в психологии

1.1 Методы познания

Цели обучения

  1. Описать 5 методов приобретения знаний
  2. Поймите преимущества и недостатки каждого из них.

 

Уделите минутку тому, чтобы подумать о том, что вы знаете, и о том, как вы приобрели эти знания. Возможно, вы знаете, что вам следует заправлять постель по утрам, потому что ваши мать или отец сказали вам, что вы должны это делать, возможно, вы знаете, что лебеди белые, потому что все лебеди, которых вы видели, белые, или, возможно, вы знаете, что ваш друг лжет вам, потому что она ведет себя странно и не смотрит вам в глаза. Но стоит ли доверять знаниям из этих источников? Методы приобретения знаний можно разделить на пять категорий, каждая из которых имеет свои сильные и слабые стороны.

Интуиция

Первый метод познания — это интуиция. Когда мы используем нашу интуицию, мы полагаемся на свою интуицию, наши эмоции и/или наши инстинкты, чтобы вести нас. Вместо изучения фактов или рационального мышления интуиция предполагает веру в то, что кажется истинным. Проблема с опорой на интуицию заключается в том, что наша интуиция может быть ошибочной, поскольку она обусловлена ​​когнитивными и мотивационными предубеждениями, а не логическими рассуждениями или научными данными. Хотя странное поведение вашего друга может навести вас на мысль, что он/она лжет вам, возможно, он/она просто затаился или занят каким-то другим вопросом, который вас не касается. Однако взвешивание альтернатив и размышление обо всех различных возможностях может парализовать некоторых людей, и иногда решения, основанные на интуиции, на самом деле превосходят решения, основанные на анализе (людям, интересующимся этой идеей, следует прочитать книгу Малкольма Гладуэлла «Озарение») 9. 0015 [1] .

Авторитет

Возможно, один из самых распространенных методов получения знаний — через авторитет. Этот метод включает в себя принятие новых идей, потому что некоторые авторитетные лица утверждают, что они верны. К этим органам власти относятся родители, средства массовой информации, врачи, священники и другие религиозные авторитеты, правительство и профессора. Хотя в идеальном мире мы должны быть в состоянии доверять авторитетным фигурам, история научила нас другому, и многие случаи зверств против человечества являются следствием того, что люди беспрекословно следуют авторитетам (например, Салемские процессы над ведьмами, военные преступления нацистов). На более мягком уровне, хотя ваши родители, возможно, и говорили вам, что вы должны заправлять постель по утрам, заправленная постель создает теплую влажную среду, в которой процветают клещи. Открытые простыни создают менее благоприятную среду для клещей. Эти примеры показывают, что проблема с использованием авторитета для получения знаний заключается в том, что они могут ошибаться, они могут просто использовать свою интуицию, чтобы прийти к своим выводам, и у них могут быть свои собственные причины, чтобы ввести вас в заблуждение. Тем не менее, большая часть информации, которую мы получаем благодаря авторитету, потому что у нас нет времени подвергать сомнению и независимо исследовать каждую часть знания, которую мы получаем благодаря авторитету. Но мы можем научиться оценивать полномочия авторитетных фигур, оценивать методы, которые они использовали для своих выводов, и оценивать, есть ли у них причины вводить нас в заблуждение.

Рационализм

Рационализм предполагает использование логики и рассуждений для получения новых знаний. Используя этот метод, формулируются предпосылки и следуют логическим правилам, чтобы прийти к обоснованным выводам. Например, если мне дали предпосылку, что все лебеди белые, и предпосылку, что это лебедь, то я могу прийти к рациональному выводу, что этот лебедь белый, не видя лебедя на самом деле. Проблема с этим методом заключается в том, что если посылки неверны или есть ошибка в логике, то вывод будет неверным. Например, предположение, что все лебеди белые, неверно; в Австралии есть черные лебеди. Кроме того, если вы не обучены правилам логики, легко сделать ошибку. Тем не менее, если посылки верны и логические правила соблюдаются надлежащим образом, то это надежный способ приобретения знаний.

Эмпиризм

Эмпиризм предполагает получение знаний посредством наблюдения и опыта. Опять же, многие из вас, возможно, поверили, что все лебеди белые, потому что вы когда-либо видели только белых лебедей. На протяжении веков люди верили, что мир плоский, потому что он кажется плоским. Эти примеры и множество зрительных иллюзий, которые обманывают наши чувства, иллюстрируют проблемы, связанные с опорой на эмпиризм для получения знаний. Мы ограничены в том, что мы можем испытывать и наблюдать, и наши чувства могут обмануть нас. Более того, наш предыдущий опыт может изменить то, как мы воспринимаем события. Тем не менее эмпиризм лежит в основе научного метода. Наука опирается на наблюдения. Но не просто любые наблюдения, наука опирается на структурированные наблюдения, известные как систематический эмпиризм.

Научный метод

Научный метод — это процесс систематического сбора и оценки данных для проверки идей и ответов на вопросы. Хотя ученые могут использовать интуицию, авторитет, рационализм и эмпиризм для создания новых идей, они не останавливаются на достигнутом. Ученые делают еще один шаг вперед, используя систематический эмпиризм для проведения тщательных наблюдений в различных контролируемых условиях, чтобы проверить свои идеи, и они используют рационализм, чтобы прийти к обоснованным выводам. Хотя научный метод является наиболее вероятным из всех методов получения достоверных знаний, как и все методы приобретения знаний, он также имеет свои недостатки. Одна из основных проблем заключается в том, что не всегда возможно использовать научный метод; этот метод может потребовать значительного времени и ресурсов. Другая проблема с научным методом заключается в том, что с его помощью нельзя ответить на все вопросы. Как описано в следующем разделе, научный метод можно использовать только для решения эмпирических вопросов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts