Сходства житейской психологии и научной: 2. Сходство и различие житейских и научных психологических знаний.

2. Сходство и различие житейских и научных психологических знаний.

В целом под наукой понимают сферу человеческой деятельности, основная функция которой — выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира (так называемая научная картина мира) и способов взаимодействия с миром (научно обоснованная практика). (Помимо научного способа освоения действительности, принято выделять обыденное познание, художественное познание и религиозное познание.

Обыденное познание — это познание, осуществляемое людьми в повседневной жизненной практике. Пронизанность обыденной жизни человека множеством психологических связей и отношений с другими людьми представляет собой основу для возникновения так называемой житейской психологии. Житейскую психологию называют также донаучной, подчеркивая тем самым, что она предшествует психологии как науке. Тем не менее, они существуют одновременно.

Носителями житейской психологии являются конкретные люди; каждый из нас в большей или меньшей степени — своего рода житейский психолог.

Основу житейской психологии составляют совместная деятельность, общение и реальные взаимоотношения людей. Источником житейской психологии всегда являются люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся. Необходимость согласовывать свои действия с действиями другого, понимать не только объективное значение слов, но и скрытый смысл, контекст высказывания, «прочитывать» в поведении и внешнем облике другого его намерения и настроения побуждает человека выделять и фиксировать многогранные проявления внутренней жизни. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в народных обрядах и традициях, нормах поведения и общения.

Существование житейской психологии ставит вопрос о ее взаимоотношениях с научной психологией. Несмотря на сходство многих аспектов, связанных с этими понятиями (иногда полагают, что наука и родилась из обыденного опыта и представляет собой своего рода «упорядоченный здравый смысл»), есть, однако, и существенные различия.

1. В житейском опыте мы опираемся преимущественно на эмпирические обобщения, т. е. на обобщения, основанные на непосредственно наблюдаемых или переживаемых свойствах предметов и явлений, тогда как наука ориентирована на теоретические обобщения, опирающиеся на скрытые существенные свойства, выходящие за рамки непосредственного наблюдения и требующие введения некоторых дополнительных принципов.

2.Следующее отличие: житейский опыт преимущественно индивидуален. Объектом житейской психологии всегда выступают конкретные люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся. Индивидуальный психологический опыт в основном и составлен из опыта общения и взаимоотношений с ближайшим окружением. Знания житейской психологии, будучи привязаны к конкретным ситуациям, мало обобщены и ситуативны. Наука же стремится к универсальности знания. Объект научной психологии исторически изменялся и включал в себя многообразные проявления человеческой психики. Поэтому знания научной психологии отличаются обобщенностью, фиксируют факты и закономерности поведения, общения, взаимодействия людей, их внутренней жизни.

3. Житейский опыт ориентирован в первую очередь на практический эффект; наука же в значительной мере ориентирована на знание как таковое, на знание как самостоятельную ценность.

4.Житейские и научные психологические знания отличаются и по способам их получения. В жизни мы, как правило, не вырабатываем и не обсуждаем специально методов познания, житейские знания приобретаются путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения. Научная психология для получения новых знаний и их логического структурирования использует целый арсенал методов: целенаправленное наблюдение, эксперимент, тесты и т.п.

5.Существенно различны пути и способы передачи знаний житейской и научной психологии. Возможности трансляции обыденных психологических знаний от одного человека к другому, от старших к младшим ограничены. Научное знание выверено и упорядочено в научных теориях, описано в научных трудах. Существуют социально отработанные и закрепленные способы и формы пополнения, воспроизводства и передачи научно-психологических знаний: исследовательские институты, учебные заведения, научная литература и т. д.

Житейская и научная психология: сходства и различия

Коллективная мудрость поколений отражается в пословицах и поговорках, в приметах и толкованиях сновидений. И безусловно, в центре внимания стоит человек: его характер, личность, судьба. Однако никто не станет называть эту мудрость знанием о душе или сознании. Почему? Чем различаются житейская и научная психология? Ведь обе рассматривают человека, его поступки, мысли и чувства. Тем не менее существуют принципиальные различия.

И житейская, и научная психология претендуют на некоторые обобщения, касающиеся знаний о человеческой личности. Но первая это делает на уровне предрассудков и стереотипов, вторая же направлена на глубинное изучение, постижение механизмов. Житейская и научная психология по-разному интерпретируют опыт. Первая опирается на конкретные, частные случаи. Вторая — на экспериментальные данные, широкие выборки, достижения других ученых. Каждый из нас, наблюдая за собой, близкими, знакомыми, по-своему интерпретирует результат наблюдений. Отчего это зависит? В первую очередь, от личности наблюдающего. Следовательно выводы, которые мы сделаем, не только ситуативны, но и субъективны. К примеру, представьте, что вы видите человека, который одет во все черное. Что вы скажете или подумаете о нем? Один решит, что это траур, другой — что это стремление выделиться из толпы. Третий скажет, что тот человек, видимо, в депрессии. Четвертый — что он хочет остаться незамеченным. Пятый может решить, что тот человек по профессии трубочист или носит униформу. При этом мы опираемся только на свой внутренний опыт, на свое представление о мире, почерпнутое из книг и фильмов, да даже просто на настроение. Житейская и научная психология как раз и различаются уровнем непредвзятости и дистанции от наблюдателя до объекта изучения.

В первом случае наши знания не систематизированы. Они отрывочны, на них накладывает отпечаток среда воспитания, уровень образования, наш склад характера. Во втором — все проявления человеческой личности изучаются экспериментально, теории доказываются научно. Житейская психология практична, ей не нужно глубокое понимание мотивов и причин деятельности или свойств характера. Она направлена на успешное функционирование человека среди ему подобных, на решение конкретных задач. Именно поэтому мы так легко даем советы, как поступать в том или ином случае, хотя на самом деле не имеем глубокого представления о явлении. К примеру, житейская и научная психология совершенно по-разному интерпретируют проблемы зависимости и помощи алкоголикам или наркоманам. Без комплексного изучения (при помощи тестов, интервью, бесед) личности больного ни один психолог не решится давать конкретные советы его близким о том, как надо себя вести.

Ученые стараются постичь, вникнуть в глубинные механизмы возникновения и протекания зависимости у людей различных поколений, различного темперамента, исходного состояния здоровья. Житейская «мудрость» дает советы «наказать за грех», «уйти немедленно» или «прощать все, иначе хуже будет». Рекомендации и наставления даются в зависимости от личного опыта арбитра. В этом проявляется и еще одно фундаментальное различие житейской и научной психологии. Первая оценивает и судит, вторая делает выводы и обобщает. Житейская психология прежде всего направлена на ситуативную помощь, на советы, научная — на постижение тайн человеческого сознания и души.

Гипотеза и теория: объяснение различий

Что нужно знать

Гипотеза — это предположение, сделанное до проведения каких-либо исследований. Он составлен таким образом, чтобы его можно было проверить, чтобы убедиться, что он верен. Теория

— это принцип, созданный для объяснения того, что уже показано в данных. Из-за строгости эксперимента и контроля гораздо более вероятно, что теория окажется верной, чем гипотеза.

Любой, кто работал в лаборатории или в полевых условиях, может сказать вам, что наука — это процесс: наблюдение, выводы об этих наблюдениях, а затем выполнение тестов, чтобы проверить, подтверждается ли истинность этих выводов. Научный метод разработан как строгая процедура получения знаний об окружающем нас мире.

В научных рассуждениях гипотеза строится до проведения любого применимого исследования. Теория, с другой стороны, подтверждается доказательствами: это принцип, сформированный как попытка объяснить то, что уже подтверждено данными.

С этой целью в науке используется особый словарь для описания того, как идеи предлагаются, проверяются, поддерживаются или опровергаются. И здесь мы видим разницу между гипотезой

и теорией 9.0005 .

Гипотеза — это предположение, что-то предложенное ради аргумента, чтобы его можно было проверить, чтобы увидеть, может ли оно быть верным.

В научном методе гипотеза строится до того, как будет проведено какое-либо применимое исследование, за исключением базового обзора исходных данных. Вы задаете вопрос, читаете о том, что было изучено ранее, а затем формируете гипотезу.

Что такое гипотеза?

Гипотеза обычно является предварительной, предположением или предложением, сделанным исключительно с целью проверки.

Когда признак, утраченный в породе, вновь появляется через большое число поколений, наиболее вероятной гипотезой является не то, что потомство вдруг принимает потомство предка, отдаленного на несколько сотен поколений, а то, что в каждом последующем поколении была тенденция к воспроизведению рассматриваемого признака, который в конце концов, при неизвестных благоприятных условиях, берет верх.

Чарльз Дарвин, О происхождении видов , 1859 г.

Согласно широко распространенной гипотезе , передачи данных по мобильному телефону нарушали навигационные способности пчел. (Немногие эксперты серьезно отнеслись к гипотезе о мобильных телефонах; как сказал мне один ученый: «Если бы это было так, крапивница Дейва Хакенберга давно бы умерла».)
Элизабет Колберт, The New Yorker , 6 августа 2007 г.

Что такое теория?

Теория , напротив, есть принцип, сформировавшийся как попытка объяснить вещи, уже подтвержденные данными. Он используется в названиях ряда принципов, принятых в научном сообществе, таких как

Теория большого взрыва . Из-за строгих экспериментов и контроля вероятность того, что это правда, намного выше, чем у гипотезы.

Очевидно, согласно нашей теории , что берега, просто окаймленные рифами, не могли опуститься до сколько-нибудь ощутимой величины; и поэтому они должны были, с момента роста их кораллов, либо оставаться неподвижными, либо быть поднятыми. Удивительно, насколько обычно по присутствию приподнятых органических остатков можно показать, что окаймленные острова были приподняты: и пока это является косвенным свидетельством в пользу нашей теории.0004 теория .
Чарльз Дарвин, Путешествие на «Бигле» , 1839

Примером фундаментального принципа в физике, впервые предложенного Галилеем в 1632 г. и расширенного Эйнштейном в 1905 г., является следующий: все наблюдатели, движущиеся с постоянной скоростью относительно друг друга, должны быть свидетелями одинаковых законов природы.

Из этого принципа Эйнштейн вывел свою теорию специальной теории относительности.
Алан Лайтман, Harper’s , декабрь 2011 г.

Ненаучное использование

В ненаучном использовании, однако, гипотеза и теория часто используются взаимозаменяемо, чтобы означать просто идею, предположение или догадку (хотя теория более распространена в этом отношении):

Теория учителя со всеми этими детьми-иммигрантами заключалась в том, что если говорить по-английски достаточно громко, они в конце концов поймут.
Э. Л. Доктороу, Лун Лейк , 1979

Чикаго славится тем, что задает вопросы, на которые не может быть стандартных ответов. Пример: учитывая вероятность того, что федеральный налоговый кодекс, немолочные сливки, Деннис Родман и искусство пантомимы пришли из космоса, назовите что-нибудь еще, что имеет внеземное происхождение, и защитите свою гипотезу

.
Джон Маккормик, Newsweek , 5 апреля 1999 г.

Мысленным взором Миллер увидел, как его дело внезапно обретает форму: Ричард Бейли приказал убить Хелен Брэч, потому что она угрожала подать на него в суд из-за купленных ею лошадей. Он понял, что это всего лишь теория , но он был уверен, что со временем сможет доказать ее. Полный безотлагательности, человек с миссией теперь, когда у него была гипотеза для руководства, он отдал новые приказы своим войскам: узнать все, что можно, о Ричарде Бейли и его компании.
Говард Блюм, Vanity Fair , январь 1995

А иногда один термин используется как род или как средство для определения другого:

Популярная версия астрономии Лапласа, Système du monde , был известен тем, что представил то, что стало известно как туманная гипотеза , теория о том, что Солнечная система образовалась в результате конденсации посредством постепенного охлаждения газовой атмосферы (туманностей), окружающей солнце.
Луи Менанд, Метафизический клуб , 2001

Исследователи используют эту информацию, чтобы поддержать теорию наркотиков шлюза — гипотезу о том, что употребление одного опьяняющего вещества приводит к употреблению другого в будущем.
Джорди Берд, Тихоокеанский северо-западный внутренний житель , 6 мая 2015 г.

Фокс, обозреватель журнала Time по вопросам бизнеса и экономики, рассказывает историю профессоров, которые допустили эти злоупотребления под знаменем финансовой теории , известной как гипотеза эффективного рынка .
Пол Кругман, The New York Times Book Review , 9 августа 2009 г.

Неправильная интерпретация «теории»

Поскольку это небрежное использование устраняет различия, поддерживаемые научным сообществом, -гипотеза и -теория могут быть неправильно истолкованы, даже если они встречаются в научном контексте — или, по крайней мере, в контексте, который намекает на научное исследование, не делая критического различия, которое ученые проводят при оценке гипотез и теорий.

Наиболее часто случается, когда теория интерпретируется — а иногда даже радостно ухватывается — как означающая что-то менее истинное, чем другие научные принципы. (Слово закон применяется к принципам, настолько твердо установленным, что они почти никогда не подвергаются сомнению, таким как закон всемирного тяготения.) подразумевает, что ученые должны говорить об одном и том же уровне неопределенности, когда они используют теорию для ссылки на свои хорошо проверенные и аргументированные принципы.

Это различие выдвигалось на первый план, особенно в тех случаях, когда оспаривалось содержание учебных программ по естествознанию в школах — в частности, когда школьный совет в Джорджии наклеил на учебники наклейки, в которых говорилось, что эволюция — это «теория, а не факт в отношении происхождения живых существ». Как сказал Кеннет Р. Миллер, клеточный биолог из Университета Брауна, теория «не означает догадку или догадку. Теория — это система объяснений, связывающая воедино множество фактов. факты, а предсказывает то, что вы должны найти из других наблюдений и экспериментов».

Хотя теории никогда не бывают абсолютно безошибочными, они составляют основу научных рассуждений, потому что, как сказал Миллер, «в меру своих возможностей мы проверили их, и они подтвердились».

Дополнительные объяснения различий

  • Эпидемия и пандемия
  • Диагноз против прогноза
  • Лечение против лечения

Психология и здравый смысл Пример бесплатного эссе

Психология — это научное и исследовательское исследование человеческого мышления и поведения. Область исследования сосредоточена на эмоциях, характеристиках и поведении людей в их повседневной жизни и их поведении при взаимодействии с другими людьми. Вильгельм Вундт — отец психологии, основавший свою первую лабораторию в Лейпциге, Германия, в 1879 году.. Его главным вкладом в область психологии была его идея структурализма; использование интроспекции для изучения переживаний человека, состоящих из ощущений, образов и чувств.

Не используйте плагиатные источники. Получите индивидуальное эссе по номеру

«Психология и здравый смысл»

НОВИНКА! умное сопоставление с писателем

На протяжении всего своего исследования он настаивал на использовании систематических наблюдений и измерений, которые служат прочной основой для изучения психологии в будущем. Принимая во внимание, что здравый смысл в основном относится к общепринятым знаниям, разделяемым большинством населения. Такие знания обычно возникают в результате ежедневного наблюдения и взаимодействия друг с другом, прошлого опыта, убеждений, которые передаются из поколения в поколение, и сценариев, обычно изображаемых в телешоу. Большая часть психологии основана не на здравом смысле, а на исследованиях, тестировании и применении теории.

Таким образом, психологи хорошо обучены методам исследования и статистике.

Психология — это настоящая наука, поскольку она использует научные методы, такие как экспериментальные исследования и анализ, для подтверждения гипотезы о том, что психология — это не просто вещи, которые мы видим каждый день. Психология имеет широкий спектр аспектов; от социальной стороны понимания того, почему люди ведут себя определенным образом, до неврологической стороны понимания того, что не так в мозгу людей с психическими расстройствами. Когда психологи пытаются объяснить разум и мозг в контексте реальной жизни, это определенно не соответствует здравому смыслу.

Согласно одному здравому смыслу, если кто-то помнит что-то живо и уверенно, то это воспоминание верно и точно. Другими словами, у человека не будет ложных воспоминаний. Даже если это так, у человека будет способность отличать настоящие воспоминания от ложных. Однако психологические исследования доказали ошибочность этого здравого смысла.

Ложные воспоминания, также известные как псевдовоспоминания, обычно могут формироваться, когда люди пытаются заполнить пробелы в своей памяти логическими догадками в сочетании с их реальной памятью (Koutstaal, Norman & Schacter, 19).98, с. 289-318). Это действие иначе называется конструктивной обработкой. Исследование, проведенное Брауном, Эллисом и Лофтусом (2002 г.), показывает, что шестнадцать процентов людей, которым показывали фальшивую рекламу Багза Банни на курорте Диснея, на самом деле настаивали на том, что встречались с Багзом в Диснее. Однако это было невозможно, поскольку Багз — персонаж Warner Brothers, а не Disney (стр. 1–23). Это исследование показало, что некоторые испытуемые испытывают конструктивную обработку после просмотра поддельной рекламы. Следовательно, сформировавшаяся ложная память кажется им вполне логичной. В другом исследовании, проведенном Лофтусом (1997) вместе со своим научным сотрудником Жаклин Пикрелл они рассказали группе испытуемых в возрасте от 18 до 53 лет ряд случаев из их детства, рассказанных членами их семей или близкими родственниками.

Среди всех рассказанных инцидентов был один случай, когда субъекты были потеряны в торговом центре, когда были еще детьми. В следующих двух сеансах интервью испытуемых просили вспомнить случай потери в торговом центре. Удивительно, но около четверти из них сказали, что помнят это, и даже предоставили дополнительные подробности о том, что произошло, хотя на самом деле инцидент был выдуман. Это показывает способ вызвать у кого-то совершенно ложные воспоминания, просто предоставляя внешние доказательства, которые подсказывают, что такое событие произошло (стр. 71). Аналогичная ситуация с имплантацией ложных воспоминаний в кого-то была бы под терапией или гипнозом. «Эффект дезинформации» также теоретически объясняется формированием псевдопамяти. Это относится к искажению памяти в результате наличия вводящей в заблуждение и наводящей на размышления информации, а также путаницы с источником (Портер и др., 2010, стр. 55-61).

Вышеупомянутые исследования и психологические теории, такие как конструктивная обработка, гипноз, эффект дезинформации, построение памяти и схемы, доказали, что мнение здравого смысла ошибочно. Человек может принять псевдовоспоминания за свои истинные и точные воспоминания. В заключение, убеждения здравого смысла — это знания, которым подвержены все, тогда как психология состоит из тщательных и научных исследований и анализа.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts