СИМПТОМ | это… Что такое СИМПТОМ?
– проявление заболевания, выраженное в жалобах пациента. В психоанализе речь идет, как правило, о психических, психогенных симптомах. При этом признается существенное отличие симптомов от болезни и считается, что устранение симптомов еще не является излечением, поскольку при психическом заболевании устранение одного симптома может сопровождаться возникновением нового симптома. Так, способность симптомов сдвигаться подальше от своей первоначальной формы является характерной чертой невроза навязчивых состояний.
З. Фрейд уделял значительное внимание рассмотрению природы психических симптомов и механизмам их образования. Он исходил из того, что симптомы представляют собой «вредные для всей жизни или, по крайней мере, бесполезные акты, на которые лицо, страдающее ими, часто жалуется как на вынужденные и связанные для него с неприятностями и страданиями». По его мнению, главный вред симптомов заключается в душевных затратах, которые имеют место у психически больного человека и которые впоследствии приходится осуществлять для их преодоления.
Для З. Фрейда, каждый симптом, как и любое ошибочное действие или сновидение, имеет смысл и связан с переживаниями больного. На смысл невротических симптомов обратили внимание до него такие психотерапевты, как П. Жане и Й. Брейер. Однако в отличие от них основатель психоанализа попытался раскрыть смысл симптомов, исходя из сексуальной этиологии психических заболеваний. С точки зрения З. Фрейда, симптомы – это производное бессознательных процессов, в которых значительную роль играют подавленные, вытесненные сексуальные влечения и желания человека. Такое понимание симптомов сложилось у основателя психоанализа уже на ранней стадии его исследовательской и терапевтической деятельности.
В написанной совместно с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) З. Фрейд высказал положение, в соответствии с которым этиологию невротических симптомов следует искать в сексуальных моментах, поскольку «различные в самом общем смысле сексуальные моменты приводят к разным картинам невротических заболеваний».
Одновременно он попытался снять противоречие между признанием того, что не все истерические симптомы психогенны, и утверждением, что все их можно устранить психотерапевтическим методом. Решение этого противоречия состояло в том, что хотя часть непсихогенных симптомов является признаками болезни, тем не менее они, по мнению З. Фрейда, делаются практически незаметными, когда сохраняются после упразднения болезни терапией, и кроме того, не являются страданиями в строгом смысле этого слова. В конечном счете непсихогенные симптомы «каким-то окольным путем захватываются психогенными симптомами так же, как они каким-то косвенным путем все же зависят от психических причин».В «Толковании сновидений» (1900) основатель психоанализа соотнес психоневротические симптомы с осуществлениями желания сферы бессознательного. Вместе с тем он полагал, что «симптом является не только выражением осуществленного бессознательного желания». К этому желанию должно присоединиться еще желание из сферы предсознательного, которое осуществляется при помощи того же симптома, так что последний детерминируется по крайней мере двояко, двумя желаниями, по одному из состоящих в конфликте систем.
В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд высказал точку зрения, в соответствии с которой симптомы истериков являются «заменой – как бы транскрипцией – ряда аффективных душевных процессов, желаний, стремлений, которым благодаря особому психическому процессу (вытеснению) прегражден доступ к изживанию путем сознательной психической деятельности». В этом смысле симптомы представляют собой «сексуальное изживание» больных. Причем симптомы не образуются за счет нормального сексуального влечения. Они представляют собой специфическое выражение перверсных влечений, проявляющихся в воображаемых намерениях и поступках. «Симптомы, таким образом, образуются отчасти за счет ненормальной сексуальности: невроз является, так сказать, негативом перверсии».
В работе «О психоанализе» (1910), представляющей собой пять лекций, прочитанных в 1909 г. в университете Кларка (США), З. Фрейд соотнес невротические симптомы с осадками аффективных переживаний, с теми психическими травмами, которые больные пережили в детстве. Эти симптомы детерминированы сексуальными сценами и представляют собой «остатки воспоминаний об этих сценах», они являются «символами воспоминаний об известных (травматических) переживаниях». Травматические переживания и несовместимые желания человека вытесняются в бессознательное. Связанная с ними вытесненная идея не исчезает бесследно, она продолжает существовать в бессознательном и ждет возможности сделаться активной, послать в сознание искаженного заместителя. Замещающее вытесненную мысль представление выступает в форме симптома, в результате чего разрешение кратковременного конфликта превращается в бесконечное страдание.
В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд обстоятельно рассмотрел природу невротических симптомов, смысл которых неизвестен больному. Он раскрыл связь между бессознательным и невротическими симптомами, показал, что смысл симптомов всегда бессознателен. «Образование симптома – это замещение чего-то другого, что не могло проявиться». При развитии психических процессов нормальным образом они должны были стать известными сознанию. Однако в силу различного рода причин они не становятся таковыми и из прерванных, нарушенных бессознательных процессов возникает симптом, который выступает в качестве какой-то подставки. Следовательно, если бессознательные предпосылки сделать сознательными, то симптом должен исчезнуть. На этом, собственно говоря, основывался катартический метод лечения Й. Брейера, а затем и психоаналитическая терапия З. Фрейда. Другое дело, что практика психоанализа внесла коррективу в первоначальное предположение о том, что с превращением бессознательного в сознание симптом непременно должен исчезнуть. Он действительно может исчезнуть, но это не происходит автоматически. Аналитическая терапия – процесс длительный, трудоемкий и не такой простой, как это может показаться на первый взгляд.
З. Фрейд исходил из того, что невротические симптомы являются результатом конфликта. Образование симптомов – это своего рода компромисс между несогласованными между собой психическими процессами. Симптом – «многократно искаженное производное бессознательного либидозного исполнения желания, искусно выбранная двусмысленность с двумя совершенно противоречащими друг другу значениями». Симптом повторяет вид инфантильного удовлетворения, но искаженного и вызывающего ощущение страдания. Больной достигает мнимого удовлетворения, которое ощущается как страдание, на которое он жалуется. То, что когда-то было для индивида удовлетворением, теперь вызвало сопротивление или отвращение. Специфика невротических симптомов заключается в том, что эти симптомы изображают, как считал З. Фрейд, «то действительно происходившие переживания, которым можно приписать влияние на фиксацию либидо, то фантазии больного, которым, естественно, эта этиологическая роль совершенно не присуща». Тем самым признается важное значение фантазии в процессе образования симптомов.
Рассматривая природу и пути образования симптомов, З. Фрейд обратил внимание на то, что, несмотря на общую картину, их формирование зависит от характера психического заболевания. Конкретные механизмы образования симптомов различны при истерии, неврозе навязчивых состояний и иных психических заболеваниях. По мнению основателя психоанализа, симптомы неврастении, невроза страха и ипохондрии часто являются «ядром и предварительной стадией развития психоневротического симптома». Такое отношение наблюдается, в частности, между неврастенией и неврозом перенесения, неврозом страха и истерией страха, ипохондрией и паранойей.
При аналитической терапии работа включает в себя два этапа. На первом этапе либидо оттесняется от симптомов и находит свое выражение в переносе, концентрируясь на аналитике. На втором – усилия аналитика сосредоточиваются на новом симптоме (неврозе переноса) с целью освобождения либидо от него. Решающим для благоприятного исхода становится изменение Я пациента путем превращения бессознательного в сознание, увеличение его за счет этого бессознательного и уменьшение давления Сверх-Я с целью ослабления страха перед требованиями либидо благодаря возможности освобождения от его части посредством сублимации.
* * *
(греч. symptome – совпадение, признак) – 1. широкое значение — любое событие, которое является индикатором патологии в организме; 2. объективный или субъективный признак соматического либо психологического расстройства, а также нарушения поведения индивида. Симптомом является, таким образом, любой признак, со всей определённостью указывающий именно на нарушение той или иной функции, и в этом состоит его основная диагностическая ценность. Ценность симптома существенно возрастает, если он с большей или меньшей вероятностью указывает также на характер или природу расстройства. Качествами, свойственными симптому, являются: 1. при каждом его повторении он распознаётся разными наблюдателями как идентичный; 2. симптом есть определённая конфигурация двух и более признаков какого-либо расстройства; 3. симптом представляет определённую информацию о природе расстройства, а не только о том, что существует факт патологии. Указанные признаки симптома не являются абсолютными.
* * *
Патологическое проявление, признак, способствующий уточнению топического и/или нозологического диагноза.
Симптом как системный феномен, Психология – Гештальт Клуб
Система в целом не может быть понята
путем изучения отдельных ее элементов…
части могут быть полностью поняты,
только когда ясен смысл целого
Франц Александер
В терапевтической работе довольно часто приходится встречаться с ситуацией, когда в качестве проблемы клиент предъявляет свой симптом. Обобщая опыт практической работы и анализ теоретической информации по данной проблеме, предлагаю некоторые ключевые моменты в работе с симптомом в виде следующих тезисов.
Тезис 1: Симптом является системным феноменом.
Симптом всегда необходимо рассматривать не как отдельный феномен, а как элемент системы. Когда на прием приходит вся семья, тогда данный тезис является само собой разумеющимся. Другое дело, когда мы работаем с отдельным клиентом. Тем не менее необходимо помнить, что клиент является частью некоторой системы, он безусловно включен в системные связи и его проблему, предъявленную в виде симптома, необходимо рассматривать в болеешироком контексте. При этом, симптом как системный феномен может быть элементом:
А) семейной системы
Б) системы «личность».
Возникает вопрос, как определить, частью какой системы является симптом? Критерием здесь может выступать психологическая автономия/зависимость клиента. Если мы видим, что клиент находится в зависимых отношениях от семейной родительской системы (возраст здесь не имеет значения, но на детей это правило распространяется однозначно), является элементом этой системы, то нам необходимо рассматривать его симптом как семейный системный симптом, а клиента как идентифицированного пациента (термин, специально используемый в системной семейной терапии для такого феномена). Чаще всего это проявляется в следующем:
· клиент легко переходит в беседе с терапевтом с темы симптома на тему отношений в семье;
· у него обнаруживаются сильные эмоциональные связи с членами семьи;
· несмотря на образование своей семьи, клиент продолжает считать себя частью расширенной семьи.
В качестве примера можно привести клиентку М., обратившуюся по проблеме хронических болей в желудке. Тщательное обследование у врачей не выявило у нее соматической патологии. Клиентка уже при первой встрече продемонстрировала сильные эмоциональные связи с расширенной родительской семьей. Несмотря на то, что она уже 5
лет
в браке, по моей просьбе расставить с помощью фигурок членов своей семьи, она, не раздумывая, поставила не только своих родителей, но и сестру с ее мужем и ребенком. Разговор вскоре переключился с симптома на ее сильно выраженную тенденцию спасательства. Клиентка не живет своей жизнью и жизнью своей новой семьи, она пытается активно решать проблемы своей матери, сестры, включает в это своего мужа. Брак, что неудивительно, висит на волоске, отношения с мужем натянутые, но для нее родительская семейная система оказывается важнее.
В том случае, если мы наблюдаем достаточную автономию клиента от своей родительской семьи, то можем рассматривать симптом как часть системы «личность», «организм». В обоих случаях симптом обнаруживает схожие функции (речь о них пойдет ниже), которые необходимо учитывать в терапевтической работе с клиентами, обращающимися с симптоматическими запросами.
Тем не менее, часто в работе с клиентами возникает соблазн рассматривать симптом как нечто автономное, лишенное какой-либо смысловой связи с системой (организмом, семейной системой). Такого рода установка поддерживается «очевидным» представлением о том, что симптом это однозначно плохо. Действительно, при поверхностном знакомстве с симптомом сложно увидеть в нем какой-либо позитив, симптом нередко связан со страданием, болью, либо каким-то неудобством для человека. Довольно сложно бывает представить нужность симптома для этой системы. И неудивительно, что у психолога вслед за клиентом возникает соблазн побыстрее избавиться от него (в таком ключе работают не только отдельные психологи, но и даже целые терапевтические направления –
НЛП
тому яркий пример). И это действительно можно достаточно быстро сделать. Правда, результат оказывается непродолжительным, неустойчивым, либо симптом мимикрирует, изменяет свою форму. Складывается впечатление, что у симптома есть и другие функции, необходимые системе, раз он так упорно держится. Отсюда второй наш тезис:
Тезис 2. Симптом выполняет защитную функцию.
Возникает закономерный вопрос: от чего симптом защищает, обороняет систему? В чем его позитивная функция? Ответы на эти кажущиеся сложными вопросы легко обнаружить, предложив клиенту поисследовать свой симптом, а именно, ответив на вопрос: какие плюсы я получаю от своего симптома? Удивительно, что почти всегда клиенты находят даже не один, а несколько плюсов. Чаще всего они следующие: возможность отдохнуть, получить внимание, заботу, любовь близких людей, избежать ответственности, что-то не решать, не делать что-то в своей жизни… Оказывается, что посредством симптома можно удовлетворить какую-то свою потребность, которую почему-то не удается удовлетворить в отношениях с близкими людьми напрямую. За симптомом всегда скрывается какая-то потребность. И хоть симптом и является непрямым, окольным способом удовлетворения потребности, тем не менее, это часто является единственно возможным способом в сложившейся для человека ситуации.
Тезис 3. Психологическое содержание симптома субъективно.
Попытки интерпретировать смысл симптома однозначно, поиски универсальных у всех людей значений и смыслов симптома являются по меньше мере непрофессиональными. В симптоме всегда имеет место сочетание универсального и индивидуального. Любой симптом формируется в конкретном жизненном контексте, в определенной ситуации и требует своей оригинальной интерпретации, учитывающий этот контекст. Контекст появления и жизни симптома определяется ситуацией системы, в которую включен клиент-носитель симптома, но всегда симптом выполняет функцию коммуникации, его значение и смысл всегда являются способом послания, адресованные системе (см. следующий тезис). Например, хронический
насморк
у ребенка может быть средством привлечения внимания, а у взрослого человека – способом увеличить дистанцию, очертить свои границы.
Тезис 4. Симптом является способом коммуникации.
Вышеописанная функция удовлетворения некоторых важных межличностных потребностей через симптом была открыта еще Фрейдом и получила название вторичной выгоды от болезни. Человек прибегает к ней тогда, когда по каким-то причинам (стыд оказаться оцененным, страх быть отвергнутым, непонятым и т.д.) пытается сообщить что-либо другому человеку не словами, а посредством симптома или болезни. Например, нет возможности отказаться от чего-либо (неприлично), или страшно попросить о нежности, заботе (вдруг откажут), но если заболел, то все поймут. Таким образом, человек снимает с себя ответственность за то, что сообщает, и, следовательно, не рискует, и к тому же ему практически невозможно отказать. Симптом чудесным образом организует поведение членов всей системы, по-новому ее структурирует.
Таким образом, симптом это достаточно сильный способ манипулирования Другим, который, однако, в близких отношениях не приносит удовлетворения. Никогда не узнаешь, на самом деле партнер остается с тобой или с симптомом, то есть он любит тебя или останется с тобой из чувства вины, долга или страха? Кроме того, со временем окружающие вскоре привыкают к такому способу контакта и уже не реагируют с такой готовностью удовлетворять таким образом организованную потребность, либо «вычисляют» его манипулятивную суть.
Тезис 5. Симптом поддерживает гомеостаз в системе.
Одно из наиболее существенных свойств системы – присущие ей тенденции к изменению и к стабильности. Эти тенденции в теории систем получили названия законов гомеостаза и развития. Закон гомеостаза говорит о том, что всякая система стремится к постоянству, стабильности. Применительно к семейной системе это означает, что семья в каждый момент своего существования старается поддерживать statusquo и нарушение этого закона всегда болезненно для семьи. Тоже самое можно сказать и в отношении системы «организм». Одновременно любая система стремиться к изменению, ей необходимо пройти полный цикл развития.
Закон гомеостаза обладает огромной силой, так как является условием сохранения системы. Система с идентифицированный пациентом является дисфункциональной и в ней закон гомеостаза действует сильнее, чем закон развития. Как только система оказывается под угрозой нарушения стабильности, она (система) моментально организует себе симптом, который станет защищать эту стабильность. В случае семейной системы таким системным феноменом становится идентифицированный пациент – самый эмоционально зависимый и неустойчивый элемент системы, в случае системы «личность» (организм) – наиболее неустойчивый орган либо система. И в том и в другом случае система защищается, прибегая к наиболее слабому своему звену.
Наиболее очевидно данный тезис можно проиллюстрировать на примере семейной системы. В том случае, если симптом является частью семейной системы, мы имеем дело с симптоматическим поведением либо болезнью кого-то из членов семьи. Чаще всего, как уже отмечалось выше, это ребенок, так как он эмоционально зависим от взрослых.
Наивно было бы предполагать, что только идентифицированный пациент заинтересован в том, чтобы в системе ничего не менялось. В этом неосознанно заинтересованы все члены системы, хотя на сознательном уровне они всячески стремятся избавиться от проблемы – симптома либо симптоматического поведения. Проблемы детей всегда «работают» на семейный гомеостаз. В этом случае заказчиками на психотерапию выступают
взрослые
люди, чаще родители. Если же это уже «взрослый ребенок», то он может сам обращаться за психологической помощью. В том же случае, если симптом является частью системы «личность», запрос может предъявляться в виде конкретной жалобы на проблемный орган либо функцию организма.
Тезис 6. Симптом проявляет лояльность системе.
Этот тезис необходимо дополнить – и система, в свою очередь, поддерживает симптом. Это один из самых интересных и сложных в плане терапии феноменов симптома, незнание которого часто приводит к терапевтической неудаче.
Как говорилось выше, терапевт может легко искуситься желанием избавить клиента от симптома. На первом этапе работы часто возникает соблазн присоединиться к демонстрируемому клиентом желанию избавиться от его симптома. Однако прямое обсуждение и толкование смысла и значения симптома неизбежно вызывает сопротивление у клиента. Обычно психотерапевтический контакт разворачивается по следующему алгоритму:
— Идентифицированный пациент жалуется на свой симптом.
— Анализируя причины возникновения симптома, психотерапевт неизбежно обнаруживает его системный характер и пытается показать клиенту механизм его возникновения.
— В фокусе терапии появляются близкие клиенту люди, к которым у него есть, как правило, много непроговоренных, зачастую неосознанных чувств, часто претензий и упреков.
— Психотерапевт пытается организовать процесс осознавания, переживания и отреагирования клиентом чувств, при этом психотерапевт присоединяется к клиенту-носителю семейного симптома, всячески поддерживая его в этом процессе, по сути, образуя с ним коалицию, сговор против системы. Однако, как отмечалось выше, симптом выполняет функцию поддержания стабильности системы, а клиент неосознанно лоялен системе.
—
Психотерапия
актуализирует у клиента выбор – собственное благополучие либо благополучие системы.
— Из-за чувства лояльности к системе клиент отказывается от терапии, организуя это в виде сопротивлений терапии вплоть до ее обесценивания и ухода из нее.
Как мы видим, клиенту при такой психотерапевтической стратегии работы практически невозможно остаться в терапии. Прямые обсуждения смысла и значения симптома для системы вызывают у клиента сопротивление и дискредитацию психотерапевта и психотерапии. Особенно если учесть еще факт активного поддержания симптоматического поведения самой системой. Как только клиент в процессе терапии начнет демонстрировать факты выздоровления (а это неизбежно связано с усилением его автономии и дистанцирования от системы), система начнет активно возвращать клиента в его прежнее симптоматическое состояние.
Таким образом, если терапевт окажется в оппозиции у системы, то такая его стратегия неизбежно приведет к потере клиента. Из этого вытекает важный терапевтический принцип – ни в коем случае не вступать в оппозицию к системе. Терапевтический эффект достигается лишь в том случае, если психотерапевт присоединяется к системе, защищающей свой гомеостаз. В терапии семейных систем для этого существуют специальные техники, в частности одна из них – техника позитивной коннотации, разработанная Миланской группой семейных психотерапевтов под руководством Сельвини Палаццоли (Более подробно см. книгу этого автора «Парадокс и контрпарадокс», написанную им в соавторстве). Используя эту технику, психотерапевт противопоставляет парадоксу дисфункциональной системы, который может звучать следующим образом: «Никто из нас не хочет жить так, как мы живем, но мы не можем ничего изменить» свой терапевтический контрпарадокс: «Ни в коем случае ничего не меняйте, то, как вы живете, единственно возможный и правильный для вас вариант жизни». Подобную, несколько модифицированную технику, можно применять и в ситуации индивидуальной терапии, адресуя терапевтические контрпарадоксы клиенту-носителю симптома.
Тезис 7. Симптом может быть устранен только путем изменения системных правил.
Данный тезис вытекает из предыдущих рассуждений. Как было показано выше, клиент-носитель симптома находится в сильной зависимости от системы, частью которой он является, причем эта зависимость обоюдная. Система, в свою очередь, не в меньшей степени нуждается в клиенте и его симптоме. Психотерапевту, столкнувшись с такой ситуацией, бывает нелегко определить: у кого больше власти – у системы либо у клиента – идентифицированного пациента. Однако, при более глубоком анализе семейной системной ситуации становится понятно, что власть не принадлежит ни системе, ни клиенту, власть принадлежит сложившимся системным семейным правилам. Симптом как системный феномен соответствует правилам, специфичным для данной системы, которые, в свою очередь, являются результатом коммуникации, принятой в этой системе. Данный факт необходимо учитывать в работе с системным феноменом. Изменить симптоматическую ситуацию возможно, только изменив правила, принятые в этой системе, а, следовательно, изменив коммуникацию между членами системы. Таким образом, в работе с симптомом терапевт неизбежно сталкивается с необходимостью включения его в более широкий контекст – контекст семейной системы.
Тезис 8. В симптоме заключен парадокс.
Симптом – это всегда противоречие, парадокс. И этих парадоксов немало. Часть из них уже описывалась в данной статье. Вот только некоторые из них:
· Симптом является способом нарушить равновесие в системе, призывом, протестом к изменению и одновременно способом удержать это равновесие;
· Симптом является выражением витальности и одновременно «защитой» против витальности;
· Симптом является способом, фрустрирующим прямое удовлетворение потребности и одновременно косвенным, компромиссным способом удовлетворения этой потребности;
· Симптом является способом борьбы с тревогой и одновременно способом хронического поддержания тревоги.
· Симптом является отражением какой-либо «проблемы» и одновременно способом ее решения. Каждый симптом является одновременно загадкой и в нем же заключается разгадка.
Вышеописанные свойства симптома не исчерпывают всего многообразия данного феномена, однако даже их рассмотрение дает нам основание утверждать, что единственно эффективной психотерапевтической стратегией в работе с симптомом является признание его не как автономного психологического феномена, а как феномена, включенного в сложные системные связи. Признание этого факта позволяет психотерапевту избежать многих ошибок в работе с клиентами, предъявляющими в качестве терапевтического запроса симптом либо симптоматическое поведение.
Восприятие симптомов – Психология здоровья
Вместо пассивного получения информации о теле люди воспринимают физические симптомы посредством активного и конструктивного процесса. Считается, что физические симптомы возникают в результате процесса, в ходе которого выявляются изменения в функционировании организма, на которые обращает внимание индивидуум, и которым придается значение посредством обозначения их как симптомов данного физического состояния. Как мы увидим, существует множество точек, в которых на этот процесс могут влиять физические, психологические и социальные обстоятельства. Например, можно упустить изменения в теле, ощущения, которые не являются симптомами болезни, можно ошибочно принять за симптоматические и на них можно воздействовать неадекватно, а фактические симптомы болезни можно обнаружить и принять к ним меры, но ошибочно пометить как бессимптомные, что отсрочит лечение и повлияет на медицинские показания. результаты.
Физические симптомы дают субъективную информацию о состоянии и самочувствии организма. Однако взаимосвязь между физическими симптомами и объективными показателями здоровья в лучшем случае скромная. Существует достаточно доказательств того, что даже когда физическое функционирование может быть объективно измерено, многие люди с такими заболеваниями, как астма, гипертония и диабет, основывают свое ежедневное медицинское лечение на своем восприятии соматических симптомов. Например, хотя артериальное давление можно легко измерить, и исследования показывают, что люди не очень точно оценивают артериальное давление по своим симптомам, многие люди с гипертонией используют свое восприятие симптомов для определения уровня своей физической активности и приема лекарств. .
Точность восприятия симптомов
Когда человек сообщает, что он или она испытывает физический симптом, например головную боль, он или она сообщает о том, что по существу является личным и личным опытом. Опыт доступен для наблюдения только человеку с головной болью, а другие узнают о нем только через наблюдаемое болезненное поведение, то есть то, что человек говорит или как он или она ведет себя. Некоторые физические симптомы можно оценить на предмет того, насколько точно они соответствуют физическому функционированию, например, человек сообщает, что его или ее головные боли связаны с высоким кровяным давлением, которое само по себе может быть объективно измерено. Однако у большинства восприятий нет такого измеримого референта. Независимо от возможности подтвердить точность (например, измерение артериального давления), ощущения, которые воспринимает человек (например, головная боль), и способ обработки этих восприятий остаются незаметными для других. Эти переживания субъективны и зависят от ряда экологических и психологических факторов. Учитывая это, неудивительно, что существует лишь скромная связь между симптомами, о которых сообщают люди, и объективными показателями их физического функционирования.
Еще больше усложняет этот процесс доказательство того, что люди различаются не только по точности, с которой они могут идентифицировать физические симптомы, связанные с функционированием их тела, но и то, что точность отдельных людей может меняться со временем, как в исследовании людей с диабетом, проведенном Джеймсом Пеннебейкером. В этом исследовании люди с плохо контролируемым диабетом более точно определяли физические симптомы, связанные с колебаниями уровня глюкозы в крови, чем люди с хорошо контролируемым диабетом. Это можно понять, так как плохо контролируемый диабет приводит к большим изменениям уровня глюкозы и дает больше возможностей узнать, какие физические ощущения связаны с этими изменениями. Позже, когда их диабет лучше контролировался и изменения уровня глюкозы были менее выражены, представления людей о том, какие ощущения связаны с уровнем глюкозы, не изменились, хотя изменились фактические симптомы, связанные с глюкозой, и они стали менее точными. Таким образом, опыт, ожидания и обучение влияют на восприятие физических симптомов, а также физических факторов. Основными изучаемыми факторами, влияющими на восприятие симптомов, являются факторы, связанные с самими симптомами, демографические факторы, факторы внимания, а также факторы личности и настроения. Как будет видно, различия, проводимые среди этих факторов, иногда произвольны, и факторы часто перекрывают друг друга.
Факторы симптомов
Физические симптомы можно охарактеризовать по ряду различных параметров, таких как продолжительность, частота и качество, и эти параметры влияют на вероятность того, что симптомы будут распознаны. Более интенсивные и внезапно возникающие ощущения, такие как боль, с большей вероятностью будут замечены и обозначены как симптоматические, чем нечеткие и длительные ощущения, такие как усталость. Ощущения в разных частях тела также могут быть замечены с большей вероятностью. Например, ощущения в груди могут быть замечены и отмечены как симптомы с большей вероятностью, чем ощущения в руке. Различия в параметрах восприятия симптомов, подобных этим, могут представлять трудности для отдельных лиц, поскольку некоторые очень серьезные состояния (например, сердечный приступ) могут возникать в аспектах, которые с меньшей вероятностью будут замечены (например, онемение в руке), что задерживает выявление и лечение.
Физические факторы
Способность обнаруживать физические симптомы и сообщать о них также может зависеть от состояния самого организма. Область, которая широко изучалась, — это способность людей обнаруживать и сообщать о своей сердечной деятельности, при этом постоянно обнаруживается, что люди различаются по этой способности. Одним из факторов, который может объяснить различия, является физическое состояние человека. Люди с более низкой долей жира в организме лучше других различают сердечную деятельность, а люди с большим и более эффективным сердцем, такие как спортсмены, как правило, лучше сообщают о сердечной деятельности, чем менее подготовленные люди. В этих случаях жировые отложения могут действовать как изолятор, демпфируя вибрации, создаваемые сердечной деятельностью, и снижая способность людей воспринимать сердечную деятельность.
В других случаях изменения в функционировании нервов могут влиять на восприятие симптомов. Одно осложнение диабета, невропатия, поражение нервов, чаще стоп и голеней. Люди с этим заболеванием могут испытывать симптомы, связанные с повреждением нерва (например, боль, онемение, покалывание, потеря равновесия). Однако они также теряют чувствительность в конечностях, что может привести к тому, что они пропустят физические симптомы, связанные с легкими травмами. Это упущенное восприятие может привести к задержкам в лечении и привести к серьезной инфекции, которая иногда требует ампутации.
Демографические факторы
Было показано, что пожилой возраст и более низкий экономический статус связаны с увеличением количества сообщений о симптомах. Неясно, является ли это результатом большей изменчивости состояния здоровья, культурных факторов или какой-либо другой причины. Было проведено большое количество исследований, изучающих гендерные различия в сообщениях о физических симптомах. Существуют ли гендерные различия в сообщениях о симптомах, неясно: некоторые исследования показывают, что женщины сообщают о большем количестве физических симптомов, чем мужчины, а другие исследования не показывают различий между группами. Ясно то, что мужчины и женщины используют разные типы информации, чтобы понять свое физическое функционирование.
Исследования, привлекающие людей в лабораторию для проверки точности сообщений о симптомах, показывают, что мужчины более точно воспринимают сердечно-сосудистую и желудочно-кишечную активность, а также активность глюкозы в крови, чем женщины. Однако полевые исследования, которые проводятся в естественных условиях, показали, что женщины равны и, возможно, более точны, чем мужчины, в этой способности. Эти поразительно разные результаты, по-видимому, являются результатом гендерных различий в информации, которую мужчины и женщины используют для понимания своих симптомов. Принимая решения о физических ощущениях, мужчины, как правило, больше полагаются на внутренние физиологические сигналы, тогда как женщины чаще полагаются на внешние сигналы, такие как время, прошедшее с момента последнего приема пищи, или уровень физической активности. В лабораторных исследованиях обычно прилагаются большие усилия для контроля как среды, в которой проводится эксперимент, так и доступности внешней информации, путем уравнивания всех участников по таким параметрам, как время эксперимента, время, прошедшее с момента последнего приема пищи, и уровень активности. . Это делает больший упор на внутренние сигналы и может благоприятствовать информационному стилю, более характерному для мужчин. Полевые исследования, которые более натуралистичны, позволяют участникам использовать как внутренние, так и внешние сигналы для обоснования своих суждений о своем физическом состоянии. Таким образом, различия в точности уменьшаются.
Факторы внимания
Индивидуумы ограничены в количестве информации, которую они могут воспринимать и обрабатывать в любой момент времени. Таким образом, они должны установить некоторый баланс между вниманием к внутренней и внешней информации, и их способность распознавать внутренние, физические симптомы будет зависеть от соотношения внутренней и внешней информации. Джеймс Пеннебейкер предположил, что когда окружающая среда стимулирует и возбуждает, внимание имеет тенденцию сосредотачиваться на внешнем, и меньше возможностей обращать внимание на внутреннюю информацию, такую как физические ощущения. И наоборот, нестимулирующая и скучная среда имеет тенденцию увеличивать внимание к внутренним состояниям, что может привести к тому, что люди заметят больше физических ощущений. Эта теория конкуренции сигналов неоднократно подтверждалась в исследованиях, демонстрирующих, что люди сообщают о большем количестве физических симптомов в нестимулирующей среде, чем в сложной и захватывающей, даже если физические задачи, которые они выполняют, одинаковы. Это также может помочь объяснить, почему отвлечение является полезным краткосрочным средством справиться с физическим дискомфортом.
Факторы настроения и личности
Личность и настроение также связаны с восприятием симптомов и сообщением о них. Люди, испытывающие негативные состояния настроения (например, грусть), сообщают о большем количестве физических симптомов, чем люди, испытывающие положительные состояния настроения (например, счастье). Эти результаты справедливы как для лабораторных исследований, в которых манипулируют негативным настроением, так и для полевых исследований, в которых негативное настроение возникает естественным образом.
Аспект личности, который больше всего изучался в связи с восприятием симптомов, — это невротизм или негативная аффективность (НА). АН лучше всего рассматривать как измерение нормальной личности, которое включает в себя восприимчивость к негативным настроениям, самоанализ и склонность интерпретировать мир и себя в негативных терминах. NA была надежно связана с увеличением количества сообщений о физических симптомах в широком диапазоне групп населения и симптомов. Однако, несмотря на то, что люди с высокой NA сообщают о большем количестве соматических симптомов, чем люди с низкой NA, они, по-видимому, не отличаются по объективному состоянию здоровья. Таким образом, NA относится к сообщениям о симптомах, но не к здоровью.
Дэвид Уотсон и Джеймс Пеннебейкер предположили, что самоанализ и эмоциональный дистресс, лежащие в основе АН, влияют на определение физических ощущений и могут объяснять различия в описаниях симптомов. Эта гипотеза восприятия симптомов предполагает, что внутренняя фокусировка внимания в сочетании с дистрессом заставляет людей чаще сканировать свое тело, заставляя их замечать больше физических ощущений. Поскольку они беспокоятся и смотрят на вещи негативно, эти ощущения с большей вероятностью будут расценены как признаки физической патологии и о них сообщат как о симптомах. Это увеличение количества сообщений о симптомах независимо от заболевания объясняет результаты исследований, не обнаруживающих связи между НА и болезнью.
Восприятие симптомов — это конструктивный процесс, в ходе которого люди придают значение сенсорной информации, обнаруживая, обращая внимание на нее, обозначая ее и приписывая ее причину и значение. На этот процесс одновременно влияет несколько факторов, включая психологические, физические и экологические условия. Хотя люди сильно различаются по своей способности точно воспринимать и сообщать о физических симптомах и использовать симптомы для управления своим поведением в отношении здоровья, взаимосвязь между сообщениями о физических симптомах и объективными показателями здоровья и болезни является скромной.
Ссылки :
- Коста, П. Т., и МакКрей, Р. Р. (1987). Невротизм, соматические жалобы и болезни: кора хуже укуса? Журнал личности, 55, 299-316.
- Кройл, Р. Т., и Урецкий, М. Б. (1987). Влияние настроения на самооценку состояния здоровья. Психология здоровья, 6, 239-253.
- Филлингим, Р. Б., и Файн, Массачусетс (1986). Влияние обработки внутренней и внешней информации на восприятие симптомов в условиях упражнений. Психология здоровья, 5, 115-123.
- Фридман, Х.С., и Бут-Кьюли, С. (1987). «Склонная к болезни личность»: метааналитический взгляд на конструкцию. Американский психолог, 42, 539555.
- Ларсен, Р. Дж., и Касиматис, М. (1991). Ежедневные физические симптомы: индивидуальные различия в возникновении, продолжительности и эмоциональных сопутствующих незначительных повседневных заболеваниях. Журнал личности, 59, 387-423.
- Левенталь, Х., Дифенбах, М., и Левенталь, Э.А. (1992). Познание болезни: использование здравого смысла для понимания приверженности лечению и влияния на когнитивные взаимодействия. Когнитивная терапия и исследования, 16, 143-163.
- Пеннебейкер, Дж. В. (1982). Психология физических симптомов. Нью-Йорк: Springer-Verlag.
- Пеннебейкер, Дж. В. (2000). Психологические факторы, влияющие на сообщение о физических симптомах. В А. Стоун (ред.), Наука самоотчета: значение для исследований и практики (стр. 523-570). Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.
- Смит, Г. Р., Монсон, Р. А., и Рэй, округ Колумбия (1986). Пациенты с множественными необъяснимыми симптомами. Их характеристики, функциональное здоровье и использование медицинской помощи. Архив внутренних болезней, 146, 69-72.
- Уотсон, Д., и Пеннебейкер, Дж. В. (1989). Жалобы на здоровье, стресс и дистресс: изучение центральной роли негативной аффективности. Психологический обзор, 96, 234-254.
- Уотсон, Д., и Пеннебейкер, Дж. В. (1992). Ситуационные, диспозиционные и генетические основы сообщения о симптомах. В книге Дж. А. Скелтона и Р. Т. Кройла (ред.), Психические представления о здоровье и болезни {стр. 60-84). Нью-Йорк: Springer-Verlag.
Вернуться к психологии здоровья.
Восприятие симптомов с точки зрения предиктивной обработки | Клиническая психология в Европе
- Джованни Пеццуло
Институт когнитивных наук и технологий, Национальный исследовательский совет, Рим
- Доменико Майсто
Институт высокопроизводительных вычислений и сетей, Национальный исследовательский совет, Неаполь
- Лаура Барка
Институт когнитивных наук и технологий, Национальный исследовательский совет, Рим
- Омер Ван ден Берг
Психология здоровья, Левенский университет, Левен
Abstract
Справочная информация: Телесные симптомы широко распространены в психопатологии, а при некоторых специфических расстройствах, таких как расстройство соматических симптомов, они являются центральным признаком. В целом механизмы, лежащие в основе этих симптомов, плохо изучены. Однако и при хорошо известных соматических заболеваниях, по-видимому, существует переменная связь между физиологической дисфункцией и симптомами, о которых сообщают сами пациенты, что бросает вызов традиционным предположениям о биомедицинской модели заболевания.
Метод: Недавно для понимания этой переменной взаимосвязи была использована новая концептуализация работы мозга с помощью предиктивной обработки. Согласно этой точке зрения на прогностическую обработку, переживание симптома является результатом интеграции как интероцептивных ощущений, так и предсказаний об этих ощущениях от мозга.
Результаты: В настоящей статье мы вводим перспективу прогностической обработки в отношении восприятия (прогностическое кодирование) и действия (активный вывод) и применяем ее к астме, чтобы понять, когда и почему симптомы астмы иногда проявляются сильно, умеренно или слабо. связанные с физиологическими параметрами заболевания.