Синквейн чартков: Гоголь. Кто виноват, что случилось с Чартковым? Синквейн Чарткова какой?

Анализ произведения «Портрет» Гоголя.

История создания

Первые мысли и соответственно наброски повести появились в черновиках Гоголя в 1932г. Когда она вышла в 1835 году, то получила много замечаний от критиков. Сам Белинский прошелся своим суровым взором по «Портрету».


Жанр

Повесть.

Направление

Романтизм.

Читайте по теме: Анализ других произведений Гоголя

Суть

Бедный художник Чартков едва сводит концы с концами. Однажды ему в руки попадает картина великого художника, проданная за бесценок. На картине изображен жуткий старик с очень выразительными глазами. Эти глаза пугали мужчину, казалось они следили за всем происходящим вокруг. Ночью старик ожил и стал перебирать денежные мешки. На утро пришел хозяин квартиры и потребовал плату. Чартков отдал ему один из свертков, оказавшихся за картиной. С тех пор дела у него пошли в гору. Мастер на все руки стал зарабатывать рисуя портреты на заказ. Заказов было много, но все они были однообразными. Чартков перестал вкладывать душу в картины, а просто механически зарисовывал ненастоящие красивые лица. Он заработал состояние и стал критиковать других мастеров. На одной выставке он увидел картину, поразившую его черствое сердце. Ему захотелось вернуть себе талант, но он потерял его навсегда. Тогда обозлившийся мужчина стал скупать работы лучших художников и уничтожать их. Вскоре он сошел с ума и умер.

Вторая часть работы происходит на выставке. Молодой мужчина говорит присутствующим, что имеет права на картину. Его отец когда-то взялся написать дьявольского духа. Прототипом выступил местный ростовщик, при общении с которым люди заканчивали очень плохо. Чем больше рисовал талантливый художник тем страшнее становилось ему. Он пытался бросить задуманное, но оно не отпускало. Законченный портрет оказался продан, и так он начал свой злой путь, губя хозяев. В итоге семья художника погибла, остался лишь старший сын, а он сам отправился в монастырь искуплять вину. Перед смертью он завещал сыну уничтожить портрет. Как только молодой человек закончил рассказ, он понял, что портрет исчез.

Главные герои и характеристики

Чартков Андрей Петрович. Талантливый, но бедный художник. Вступая в негласный договор с ростовщиком губит свою жизнь. Сходит с ума.

Читайте по теме:

Как определить суть произведения?

Как определить основную мысль произведения?

Как определить проблематику произведения?

Проблематика

Идет противопоставление двух людей с разным жизненными решениями. Их поступки напрямую влияют не только на их счастье, но и на их судьбу.

Основная мысль

Встав на путь искушений и пороков выбраться будет тяжело. Чем больше люди поддаются дурному влиянию тем меньше настоящего в них останется. Главное не растерять ту искру, что когда-то дарила радость.

Чему учит

Нужно уметь противостоять искушению, не терять себя и двигаться по намеченному пути. Даже если сейчас то что радует не приносит ни денег, ни славы нельзя опускать руки и забрасывать дело.

сценарий урока литературы по повести Н.В. Гоголя «Портрет» «Вечное и вещное в искусстве». | План-конспект урока по литературе (8 класс) по теме:

 Сценарий урока  в 8 классе

 Вещное и вечное в искусстве.

Тема призвания художника и роли искусства в мире по повести

 Н.В. Гоголя «Портрет»

 

Цели:

  1. Показать учащимся, как раскрывается автором тема призвания художника и роли  искусства в мире;
  2.  Раскрыть особенности композиции текста, выявить традиции духовной литературы в повести;
  3. Развивать творческие, коммуникативные способности, речь.
  4. Формировать ключевые компетентности чтения, работы с текстом с целью извлечения информации.

Оборудование: доска, учебник, раздаточный материал,  мультимедийная техника.

Ход урока:

  1. Вызов.  

—  Эвристическая беседа. Слово учителя: Вторая часть повести раскрывает историю создания портрета, погубившего художника Чарткова. Герой 2 части тоже художник, противопоставлен Чарткову: он находит в себе силы избавиться от дьявольского наваждения. Гоголь размышляет о божественной миссии искусства и художника, о назначении искусства, о свободе творчества, о его взаимоотношениях  с религией.

   Наша задача — определить роль искусства в мире  по повести «Портрет».

— Верные — неверные  утверждения отметить в тетради:

      1.   Чартков — богатый художник, рисующий только портреты

  1. В портрете  зрителей  поражают  глаза  человека.
  2. Чартков на последние деньги купил портрет.
  3. Чартков выполняет наказ профессора и  уклоняется от возможности стать  модным художником.  
  4. Зрители восхищаются работами Чарткова, потому что он приукрашивает действительность.  
  5. Причина безумия Чарткова — сожаление о погубленном таланте и зависть более успешным художникам.

       7.  Художник, написавший портрет ростовщика, становится безумным.

       8.  Художник Б. — автор известного портрета.

       9.  Добро в повести олицетворяет отец художника Б., а зло — Чартков.

       10. Художник Б.  уничтожил  портрет по просьбе своего отца.

  1. Осмысление содержания:

— Почему Гоголь сначала рассказывает историю Чарткова, а потом – историю портрета?

— Что связывает части повести?

— Каковы особенности композиции 2 части?

     — Каким рисует автор ростовщика?

       -Почему один художник получает имя – Чартков, а другой – нет?

 

Аналитическая работа по тексту в группах по вопросам:

1.  Как изменяется жизнь художника  после появления портрета?

2.Что привело художника в монастырь? Почему так долго отказывался он приступить к росписи храма и что помогло создать ему дивное произведение искусства?

3. Кто из героев становится выразителем взглядов Н.В.Гоголя на искусство?

4. Можно ли назвать повесть фантастической? Как связаны фантастика  и реальность в романтической повести Гоголя?

 

 3. Оценочный этап. Художник. Искусство. Портрет.  Талант

1.Синквейн – это стихотворение из пяти строк (рифма не обязательна):

1 строка (тема) – имя существительное.

2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.

3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) –  глаголы.

4 строка (отношение автора синквейна  к данной теме) – фраза из четырёх слов.

5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне повторяющее суть темы.

4. Каковы взгляды Гоголя на искусство и предназначение искусства?   Кто стал выразителем вещных идеалов, а кто — вечных?

В чем видит писатель связь искусства с религией?

Художник, судьба которого прослежена во второй части, по высоте духа и манере работать похож на Александра Иванова, с которым Гоголь так тесно сошелся в Риме и который рисовал картину «Явление Христа народу», надеясь на пробуждение добра при свете подлинной истины. Беспрестанно рисуя Гоголя, Иванов делал его то одним, то другим, то третьим персонажем картины, но в конце концов определил ему место в фигуре ближайшего к Христу. Однако местоположение не определяет духовной высоты фигуры. Напротив, явление подлинного добра превращает «ближайшего» в тень, которая смущенно укрыта в плащ с капюшоном. Таков был приговор, вынесенный Александром Ивановым Гоголю.

Все картины, упомянутые в повести, оказались реальными: великое полотно, изменившее судьбу Чарткова, — «Явление Христа народу» Иванова, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова; икона, созданная художником Б.- икона «Рождества Христова».

7. Как  я  работал  на  уроке – отметить на  шкале  из  6  делений.

Домашнее задание.  

1. Творческий практикум. Стр. 325 Подготовка к сочинению-эссе  «Какова роль искусства в обществе?»

Отметки за урок и рефлексия учителя.


 

«Портрет» Гоголя – в сознании писателя

[ Этот пост из серии о литературных произведениях, заслуживающих более широкой аудитории .]

Ого! Прошло много времени с тех пор, как я делал что-то из этого… Но мы снова возвращаемся к редкой B-стороне мировой литературы. На этот раз это «Портрет» Николая Гоголя.

Люблю я немного Гоголя. Я бредил им и в других местах (например, в своей ленте в Твиттере, в некоторых кафе и нескольких барах). Он слишком часто игнорируется 19Русский писатель 19-го века, этакий русский Эдгар Аллан По. Но это грубое упрощение!

Скажем так: каким сумасшедшим гением нужно быть, чтобы освоить три совершенно разных жанра? Роман, пьеса и рассказ? Для романов есть его Dead Souls . Великолепно! Из пьес есть его веселый и остроумный «Ревизор». А для рассказа есть абсурдистский «Нос». Каким гением нужно быть? Ну, гоголевский гений, вот что!

Но сегодня мы не будем говорить об этих предметах. Нет. Потому что речь идет о редкой работе. Итак, сегодня мы поговорим о его рассказе «Портрет». Я думаю, что это важно, потому что я думаю, что это закодированное предупреждение для художников, писателей и художников всех мастей о некоторых основных ловушках, которых мы все должны остерегаться.

Итак, о чем он? Ну, вот этот молодой голодающий художник (живописец) по фамилии Чартков. Он своего рода талантливый хакер. Его портреты достаточно хороши, но ничего особенного. Однажды, просматривая местный «картинный киоск» в Санкт-Петербурге, он натыкается на портрет старика в «азиатском костюме». Он покупает картину за жалкие 20 копеек и везет домой.

А что ты знаешь? Позже той же ночью он наблюдает, как глаза портрета, кажется, следуют за ним по комнате. Итак, он закрывает портрет и удаляется в другую комнату. Позже он слышит звуки шагов и видит, что человек на портрете ожил. Он бросается в погоню, мужчина что-то роняет и снова исчезает в картине. Он подбегает, чтобы собрать упавшую вещь, и понимает, что это золото, но тут же просыпается! Это был сон.

На следующий день к нему приезжает полиция, планируя потребовать от арендодателя задолженность по арендной плате. Один из полицейских случайно ломает рамку портрета, и из нее выпадает настоящее золото. Незаметно для них Чартков хватает его. В конце концов полиция уезжает, и Чартков обнаруживает, что в раме спрятано больше золота. Он может платить арендную плату, и не только это — он, по сути, на всю жизнь!

Чартков начинает транжирить. Он покупает новую одежду, переезжает в новую квартиру. И тогда, наконец, начинает платить деньги за рекламу и хорошую прессу, чтобы расхваливать его посредственные рисунки и картины. Жадный до искусства город Сент-Пит клюет на приманку, и вскоре начинающий класс прокладывает себе путь в его студию, чтобы сделать свои портреты. Он становится все более и более востребованным и вскоре становится известным, состоявшимся и богатым художником. Как говорит Гоголь:

«Чартков стал во всех отношениях модным живописцем. Он стал обедать вне дома, сопровождать дам по галереям и даже на прогулках, щеголевато одеваться и громко заявлять, что художник должен принадлежать к девятому классу.0003 бомонд … Другими словами, скоро уже совсем нельзя было узнать в нем того скромного художника, который когда-то, незамеченный светом, трудился в своей мансарде на Васильевском острове».

Восхождение Чарткова (Или спуск? Умный этот Гоголь!) набирает обороты… Его мнения начинают меняться, и он уже не стесняется ими делиться.

«Что-то я не могу понять, — говорил он. «Как люди могут заставить себя сидеть и усердно работать на работе. Человек, который месяцами трудится над одной картиной, на мой взгляд, трудоголик, а не художник. Я не считаю его талантом. Гений творит быстро и смело».

Социальные обязательства начинают отнимать у него все больше времени и энергии.

Его разум устал от постоянных усилий по созданию новых идей. У него не было на это ни сил, ни времени: светская круговерть, в которую он был затянут и в которой он пытался играть роль светского человека, уносила его все дальше и дальше от работы и мыслей.

И в отличие от его прежней приверженности своей работе, деньги становятся мерилом успеха.

Золото стало его страстью, его идеалом, его страхом, его удовольствием, его целью. Пачки банкнот росли в его сундуках… он стал тупым и невосприимчивым ко всему, кроме золота.

И вот однажды он получает письмо из Академии художеств с приглашением присутствовать на открытии новой картины русского художника, живущего в эмиграции в Италии. Будучи стильным художником, он идет на мероприятие. Но его встреча с картиной идет не по плану. Войдя в зал, он находит огромную толпу, безмолвно сбившуюся перед картиной, «редкое явление при таких толпах».

«Перед ним висела картина чистая, красивая и целомудренная, как невеста. Творение художника превыше всего воспаряло смирением, божественностью, невинностью и простотой чистого гения».

Хорошо. Ну, это, может быть, и многовато… Но мы поняли мысль Гоголя. Так что же этот художник делал в Италии? Мы являемся частью той же умной международной артистической сцены, что и Чартков? Нет, совсем нет. В Риме этот художник имел…

«….погрузился в труд, как отшельник, и ничему не позволял отвлечься.

Ему было все равно, что люди думают о его характере, о его бесцеремонности, о его незнании светского этикета или о дурной славе, которую он навлек на артистическую профессию своим жалким и ветхим платьем. Ему было все равно, что его коллеги могут быть раздражены им. Он полностью отдался искусству, пренебрегая всем остальным».

Итак, как Чартков отреагировал на картину? Он ошеломлен.

«…слова его подвели, и вместо ответа он начал безудержно рыдать и вылетел из комнаты, как сумасшедший».

Что будет дальше? Ну, вам просто нужно прочитать историю, чтобы узнать. Для меня это не имеет большого значения. Мы уже видели суть того, что хочет сказать Гоголь. Я думаю, это довольно очевидно, но если бы он отправился во времени в наши дни, я думаю, что он хотел бы сказать всем создателям:

«Забудьте о социальных сетях. Забудьте о Твиттере и Фейсбуке. Забудьте о своем бренде и своем присутствии в Интернете. Сосредоточьтесь на том, что вы создаете.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts