Прием «Синквейн» как одно из эффективных средств повышения уровня читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения | Начальная школа
Прием «Синквейн» как одно из эффективных средств повышения уровня читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения
Автор: Габышева Любовь Владимировна
Организация: МКОУ Киндигирская основная общеобразовательная школа
Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), Олекминский район
Формирование читательской грамотности младших школьников – это одна из актуальных проблем современного образования. В нашем современном обществе, где телевидение, компьютеры, видеоигры, смартфоны занимают значительное место, дети теряют интерес к чтению. Научить правильному, беглому, осознанному и выразительному чтению, а также любви к книге – одна из основных задач начального образования. Для того, чтобы ребенок был успешен в начальной школе, необходимо, формировать у учеников читательскую грамотность.
Понятие «читательская грамотность» появилось в 1991 году после тестирования по Международной программе оценки образовательных достижений учащихся (PISA). Оно определяется как «способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать в социальной жизни». Работу над формированием читательских умений необходимо начинать со знакомства уровнями читательской грамотности обучающихся. Рассмотрим классификацию уровне:
- Низкий уровень. Учащийся умеет извлекать только те детали и факты, которые прямо указаны в тексте. Только на основе такой явной информации он может размышлять о прочитанном, делать выводы и устанавливать связь. Но эти выводы и логические связи схватывают лишь часть содержания текста, понимается фрагментарно и неточно. Учащийся с низким уровнем читательской грамотности, как правило, неверно интерпретирует смысл образных выражений, иносказаний, часто делает неправильные выводы. Он испытывает трудности с формулированием собственных суждений. Можно сказать, что обучающиеся с низким уровнем читательской грамотности, не смогут самостоятельно осваивать материал в начальной школе на основе чтения текстов.
- Средний уровень. Учащийся со средним уровнем читательской грамотности не только умеет извлекать явную информацию из текста, но также умеет находить не изложенную явно, вытекающую из сказанного и делать несложные обобщения. Учащийся различает буквальную и небуквальную смысл текста, восстанавливает последовательность основных событий, выделяет среди них центральные. Также умеет связывать в единое целое сведения, изложенные в разных частях текста. Учащийся с этим уровнем читательской грамотности имеет сложности при поиске ответа на вопрос. Он, как правило, обращает внимание к нужному фрагменту текста, но часто выделяет искомую информацию неточно, включая с ответ избыточную или смежную информацию. Также испытывает затруднения при выстраивании причинно-следственных связей, выделении авторской позиции, анализе формы текста и неточно интерпретирует художественными текстами.
- Повышенный уровень. Учащийся умеет находить явную информацию, находить главное, верно понимать логику информационного текста, строить собственные суждения, прочитывать небуквальный, скрытый смысл художественного текста. Он может испытывать трудность при выстраивании сложных логических связей, а также при выделении авторской позиции. Можно сказать, что учащийся с повышенным уровнем читательской грамотности, владеющие грамотностью чтения, могут самостоятельно работать с текстом.
- Высокий уровень. Учащийся с данным уровнем читательской грамотности, умеет извлекать из текста нужную информацию, включать ее в более широкий контекст, видеть то, что стоит за сказанным. Он может воссоздавать авторский замысел и понимать смысл выбранных языковых средств. Также умеет строить на основе прочитанного собственного суждения. Учащийся может использовать почерпнутую в текстах (как в учебных, так и в неучебных) информацию для собственного развития.
Именно на уровни читательской грамотности должны быть рассчитаны задания при работе с текстом.
В своей практике я встретила учащихся, имеющих низкий уровень читательской грамотности, то есть столкнулась со следующими проблемами:
— учащиеся имеют низкую скорость чтения;
— не понимают смысла прочитанного текста;
— не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
— затрудняются кратко пересказать содержание.
Назову особенности формирования читательской грамотности на данном уровне:
- Формирование навыка чтения. Оно строится на:
— умение правильно прочитывать слова;
— понимание смысл текста;
— выразительное чтение.
2. Овладение техникой чтения.
3. Формирование читательских интересов.
В данной статье я продемонстрирую один эффективный прием для повышения уровня читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе. И это составление «Синквейна». Синквейн – это творческая работа по выяснению уровня осмысленного текста. Его можно использовать, как и в индивидуальных работах, так и в парных и групповых. Понятие синквейна целесообразно вводить с первого класса. Можно познакомить детей с приемом после изучения первой темы «Слово-предмет, слово-действие, слово-признак». Сначала можно использовать этот метод в виде игры «Найди нужные слова», «Кто это», «Что делает», игра «Ассоциации». Например, «Выбери слова, которые подходят к слову «Заяц» (быстрый, трусливый, белый и т.д.)», «Подбери слова-действия к слову «Снег» (падает, тает, идет и т.д.)», «Угадай, о чем я говорю (капает, моросит, идет, льет, барабанит и т.д.)», «Придумай слово, которое связано со словом «Зима» (снег, снежинка, холод, ветер и т.д.). Затем перейти к составлению синквейна. Как же составляется синквейн?
Форма синквейна разработана американской поэтессой Аделаидой Крепси, взявшей за основу японские миниатюры-хокку. Это самая легкая форма стихотворения, поэтому его написание доступно даже первоклассникам. Синквейн – маленькое стихотворение без рифмы, отличающейся краткостью. Оно читается очень медленно и состоит из пяти строк. Эта форма похожа на елочку и пишется по определенным правилам: одно слово, два слова, три слова, четыре слова, одно слово.
Для использования этого приема на уроках литературного чтения в начальной школе после прочтения текста на первой строке синквейна обычно пишется существительное или местоимение, о котором идет речь. Это по сути тема синквейна (о ком или о чем говорится в данном тексте).
На второй строчке, как правило, пишется два прилагательных, которые дают характеристику или описание признаков и свойств выбранного существительного (какой? какая? какое?).
На третьей строчке надо подобрать и записать три глагола, описывающих характерные действия предмета (что делает? что делают?).
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из четырех слов, с помощью которых ученик выражает свое личное мнение к прочитанному тексту в целом или отношение к предмету. Это может быть пословица или крылатое выражение.
Пятая, последняя строчка – слово, которое позволяет выразить свое отношение к предмету, ассоциация, связанная с данным предметом, слово-итог (кто? что?).
Сначала учащиеся составляют синквейн из готовых предложенных слов, которые записаны на карточках по отдельности. И с помощью игры «Расставь слова в нужном порядке», учатся составлять синквейн. Первые синквейны учащиеся составляют коллективно, под руководством учителя.
Давайте рассмотрим синквейн по прочитанному произведению на литературном чтении в третьем классе «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Например, после прочтения всего произведения, можно предложить по одному герою.
Синквейн ученика 3 класса
Гвидон
Храбрый, отважный
Рождается, растет, правит
Сила есть, ума не надо
Герой
Синквейны можно составлять по прочитанным сказкам, рассказам, стихотворениям, басням и т. д. Этот прием обощагает словарный запас, развивает речь, мышление, а также является хорошим способом контроля и самоконтроля.
Применяя на уроках литературного чтения данный прием, можно выделить следующие преимущества, которые способствуют повышению уровня читательской грамотности младших школьников:
— формируется умение слушать друг друга, ответственность за совместный способ познания;
— увеличивается интеллектуальный потенциал, расширяется словарный запас;
— совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, взаимообучение;
— вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
— обостряется любознательность, наблюдательность;
— стремление к самостоятельности, мотивация;
— повышение самооценки.
Таким образом, описанный мной прием, помогает в работе над формированием читательской грамотности у младших школьников.
Список использованной литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М. : Просвещение, 2010.
Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е.Е. Пановой. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. – 116 с.
Опубликовано: 10.12.2022
Технология развития критического мышления на уроках в начальной школе. Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд — выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд — выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд — выращивает молодое поколение. Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении. Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления. Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. Цель её состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни. Известно, что при обучении усваивается 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного и 90% того, что он сделал сам. Так что «плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить». Хорошее усвоение нового материала на уроке – это основа, на которой будет создаваться прочная система знаний учащихся и умение пользоваться этими знаниями на практике. Но как научить детей младшего школьного возраста мыслить более продуктивно? Какие при этом использовать методы и приемы, которые помогли бы усовершенствовать мыслительные способности учащихся? Мы все знаем, что мышление можно развивать, значит, развивать умение думать. Под критическими мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять её логическими доводами, использование исследовательских методов. В основе технологии развития критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: стадия вызова, стадия осмысления и рефлексия. I. Вызов. Цели: 1. Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом. 2.Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. 3. Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы На первом этапе урока – деятельность учителя направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик «вспоминает», что ему известно по этому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответы. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Я, как, наверное, многие учителя начальной школы сталкиваюсь с такой ситуацией, когда ученик не хочет читать. И при проверке домашнего задания (пересказ, чтение по ролям, «ответы — вопросы») быстро выясняется, что текст ребенку просто не знаком. И я придумала прием проверки домашнего задания, которым и делюсь с коллегами. Он называется «Фотоглаз». Специфика его такова — я на доске или на презентации записываю слова (вразброс), которые они встречают, например, в 1 части сказочной повести «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен. жүктеу/скачать 23.55 Kb. Достарыңызбен бөлісу: |
Новогодняя елка Синквейн | Начальная школа Св. Клэр
Без категорий
г-н Линч
Это стихотворение синквейн, которое я написал о рождественской елке. Стихотворение синквейн состоит из пяти строк и должно следовать определенным правилам. Я надеюсь, тебе это нравится.
Натан Гаффни
Нравится:
Нравится Загрузка…
My TweetsCategoriesSelect CategoryActive SchoolActive School – Partnerships/CommunityActive School – Physical EducationActive School CommiteeActive School WeekArtAS ClassAthleticsBe ActiveBlue Star ProgrammeCamogieCapacityCeolchoirmChoircomhairle na n’ogCycling SkillsDanceDigital School of DistinctionDiscover Primary Science and Maths Award 2018Dissolving BoundariesDramaEasterEnergy And ForcesEngineeringEngineers WeekEnglishEnv awareness & careEricssons 2012European Week of SportExhibitionFifth ClassFirst ClassFood DudesFourth ClassFundamental Movement SkillGaeilgeGaelic FootballGeographyGermanGlobal CitizenshipGraphsGreen SchoolGreenWave ProjectGrowingGymnasticsHealth and Safetyhealthy eatingHeatHistoryHurlingICTIncredible EdiblesIntel Mini ScientistJunior Infantskhan academyLightliteracyLiving thingsLogbookMagnetism & ElectricityMarine EnvironmentMaterialsmaterials and changeMathsMaths ChallengesMaths EyesMaths ProjectsMaths TrailMindfulnessmission VMusicMyselfNews and EventsOutdoor and AdventurePAWSPlant & Animal LifePreschoolPresentationsProblem Solvingproperties and char of materialsRDS 2014ReadingReligionRoundersRun a MileSciencescience and the environmentscience weekseachtain na gaeilgeSecond ClassSenior InfantsSESESixth ClassSkip Hop AwardsSkippingSkipping ChallengeSoccerSoundSPHESportSPORTS DAYSt Clare’s Spring OlympicsSTEMSTEM ShowcaseSwimmingtable tennistablesTag RugbyTechnologyTennisThird ClassUni-HocVisitorsWalk to SchoolweightWellbeingword problems Архивы Выбрать месяц Май 2021 Апрель 2021 Март 2021 Февраль 2021 Январь 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019Ноябрь 2019 г. Октябрь 2019 г. Сентябрь 2019 г., июль 2019 г., июнь 2019 г., май 2019 г. Апрель 2019 г. Март 2019 г. Февраль 2019 г. Январь 2019 г. Декабрь 2018 г. Ноябрь 2018 г. Октябрь 2018 г. Сентябрь 2018 г., июнь 2018 г., май 2018 апрель 2018 г. Март 2018 г. Февраль 2018 г., январь 2018 г. Декабрь 2017 г. Ноябрь 2017 г. Октябрь 2017 г. Сентябрь 2017 г. Август 2017 Июнь 2017 г., май 2017 г. Апрель 2017 г. Март 2017 г. Февраль 2017 г. Январь 2017 г. Декабрь 2016 г., ноябрь 2016 г., октябрь 2016 г., сентябрь 2016 г., июнь 2016 г., май 2016 г., апрель 2016 г. Март 2016 г. Февраль 2016 г., январь 2016 г., декабрь 2015 г., ноябрь 2015 г., октябрь 2015 г., сентябрь 2015 г., июнь 2015 г., май 2015 г. Апрель 2015 г. Март 2015 г. Февраль 2015 г. Январь 2015 г. Декабрь 2014 г. Ноябрь 2014 г. Октябрь 2014 г. Сентябрь 2014 г. Август 2014 г., июнь 2014 г., май 2014 г. Апрель 2014 г. Март 2014 г. Февраль 2014 г. Январь 2014 г. Декабрь 2013 г., ноябрь 2013 г., октябрь 2013 г., сентябрь 2013 г., август 2013 г., июль 2013 г. , июнь 2013 г., май 2013 г., апрель 2013 г. Март 2013 г. Февраль 2013 г., январь 2013 г. декабрь Ember 2012, ноябрь 2012 г., октябрь 2012 г., сентябрь 2012 г., июнь 2012 г., май 2012 г., апрель 2012 г. Март 2012 г., февраль 2012 г., январь 2012 г., декабрь 2011 г., ноябрь 2011 г., октябрь 2011 г., 2011 г., июнь 2011 г., май 2011 г., апрель 2011 г., март 2011 г., январь 2011 г., декабрь 2010 г., ноябрь 2010 г., октябрь 2010 г., июнь 2010 г., май 2010 г. Апрель 2010 г. Март 2010 г. Февраль 2010 г. Январь 2010 г. Декабрь 2009 г.Ноябрь 2009 г.Cinquain Стихи для детей Стихи для детей о школе, которые рифмуются Шел Сильверстайн на английском языке Рассказ о друзьях на урду О дружбе
Синквейн Стихи для детей Биография
Источник(google.com.pk)
Cinquain
Слово Cinquain происходит от французского слова «пять». Синквейн изобрела американская поэтесса Аделаида Крэпси. В таком формате она написала много стихов в последние годы жизни. Она умерла рано, в возрасте тридцати шести лет. Синквейн — это короткая стихотворная форма из 5 строк с отчетливым рисунком.
Кажется, писать легко, потому что формат короткий; однако не дайте себя обмануть. Это хороший поэтический формат для начинающих, потому что он короткий, и вы не беспокоитесь о рифмовке. Вы концентрируетесь на выборе слов, которые создают эффект, который вы хотите создать. Тем не менее, этот формат также хорош для более опытных поэтов, потому что писать в таком коротком формате сложно.
Синквейн состоит из 5 строк, каждая из которых состоит из слогов до капли в конце для выделения. В строках есть следующие слоги, в порядке от 1-й до последней строки: 2, 4, 6, 8, 2
Синквейн обычно не рифмуется.
Стихотворение должно доходить до кульминации и содержать сильные слова в конце строки.
Полезные советы:
Используйте больше существительных в своем стихотворении Cinquain, вместо того, чтобы просто заполнять стихотворение прилагательными.