Применение метода синквейн в развитии речи у детей 5-7 лет
«Применение метода синквейн в развитии речи детей 5-7 лет».
Подготовила воспитатель
Ерусланкина Г.Н.
2019 год
Что такое синквейн?
Кто ясно мыслит – тот ясно излагает.
(Античная поговорка)
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.
Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.
Синквейны часто используются современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».
Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.
Чтобы составить синквейн , нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Можно сказать, что это
полёт мысли, свободное
мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
Правила составления синквейна
Синквейн состоит из 5 строк;
• Его форма напоминает ёлочку.
1 слово
2 слова
3 слова
4 слова
1 слово
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
1. ШКОЛА
2. Светлая, большая
3. Учит, воспитывает, развивает
4. В школе учатся дети.
5. Здание.
Составте синквейн к слову воспитатель
Синквейн- один из эффективных методов развития речи дошкольников
В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых , в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Синквейн способствует решению следующих задач:
• изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
• отрабатываются знания о частях речи;
• знания о предложении;
• умение соблюдать интонацию;
• значительно активизируется словарный запас ребёнка;
• совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
• активизируется и развивается мыслительная деятельность;
• совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
- Технология синквейн – открывает новые возможности; помогает оптимизировать работу воспитателя.
- использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход.
- способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.
Вывод:
выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием метода Синквейн, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе
.Синквейн о синквейне
1.Синквейн.
2. Творческий, активизирующий.
3. Развивает, обогащает, уточняет.
4. Синквейн помогает учиться.
5. Технология
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Использование технологии «синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье обоснована целесообразность и эффективность использования технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Указаны правила ее составления. Приведено значение использования данной технологии.
The article substantiates the feasibility and effectiveness of using Sincwine technology in the development of speech of children of senior preschool age. The compilation rules are indicated. The importance of using this technology is given.
Keywords: speech, speech development, syncwine technology, innovative technology, senior preschool age.
Одним из эффективных и интересных методов, позволяющий активировать познавательную деятельность детей и способствующий развитию речи, является работа над получением нерифмованного стихотворения, синквейна. Считается, что данная технология не требует специальных условий для использования и, в отличие от составления рассказа, требуется меньше времени, но синквейн имеет более строгие условия по форме изложения.
Синквейн — французское слово, что в переводе означает «нерифмованное стихотворение из пяти строк». Сама форма синквейна была создана американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Она ссылалась на японские лирические стихи хокку и танка. Хокку (хайку) — это японское трёхстишие и танка — пятистишие. В них слова минимальны, однако каждое слово носит в себе большую информацию и довольно эмоциональную окраску.
Традиционный (классический) синквейн, как один из жанров поэзии, базирован на подсчёте слогов в каждом стихе. В дальнейшем времени синквейн использовали с дидактическими целями, то есть как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей детей дошкольного возраста. Он используется в очень многих странах мира, а также и в России, с конца девяностых годов. В дошкольном возрасте уже разрешается учить детей создавать синквейны в игровой форме.
Инновационность такой технологии состоит в том, что организуются условия для развития личности, которая способна критически мыслить, а именно исключать лишнее и выделять непосредственно главные признаки, обобщать единым словом, классифицировать.
Синквейн используется как один из методов развития образной речи, который позволяет довольно быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам дошкольных образовательных учреждений.Актуальность и целесообразность использования технологии «синквейн» объясняется многими факторами, а именно:
– открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
– гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматического контроля;
– способствует обогащению и актуализации словаря;
– является инструментом диагностики;
– носит характер комплексного воздействия, то есть развивает речь, память, внимание, а также мышление;
– используется для усвоения изученной темы;
– является приемом игры.
Правила составления технологии «синквейн»:
В первой строке — находится сама тема, то есть заголовок дидактического синквейна. Чаще всего это явление либо предмет, о котором и идет речь. Принято считать, что это одно слово, но в некоторых случаях бывают и небольшие словосочетания. По части речи это существительное или местоимение, и отвечает непосредственно на такие вопросы как: кто? что?
Во второй строке — располагаются уже два слова, описывающие свойства и признаки данного предмета либо явления. Обычно это прилагательные или причастия, которые отвечают на следующие вопросы: какой? какая? какое? какие?В третьей строке — имеются три слова, описывающие действия, относящиеся к этому явлению либо объекту. Считается, что это глаголы, которые отвечают на такие вопрос как: что делает? что делают?
В четвертой строке — содержится фраза либо предложение, которое состоит из нескольких слов. Она показывает отношение к теме. Наиболее традиционным вариантом считается, когда предложение состоит именно из четырех слов. Однако с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение такого правила не обязательно. Также может быть возможно, что в данной строке предложение может состоять как из трех слов, так и из пяти.
Пятая строка — считается последней. Указывается лишь одно слово, а именно существительное. Оно отражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным предметом, о котором и говорится в синквейне. Вместо одного, может быть также и два слова. Позволяется применять и другие части речи.
Как правило, синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми. Разрешается давать данную работу на дом для совместной деятельности ребенка с родителями, например нарисовать предмет и составить синквейн.
Задания для детей на создание синквейна могут быть абсолютно различными:
– придумывание к одному слову-предмету по лексической теме;
– составление короткого рассказа на основе дидактического синквейна с использованием непосредственно слов и фраз, которые входят в состав данного синквейна;
– корректирование уже готового синквейна;
– анализирование неполного синквейна, чтобы определить отсутствующую часть (например, получен синквейн без соответствующей темы — без первой строки; в данном случае нужно на основе существующих ее определить).
Принято считать, что чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее у него могут получаться синквейны. Такая кажущаяся простота формы данной технологии скрывает в себе сильнейший и многосторонний инструмент для рефлексии, так как оценивать информацию, излагать свои мысли, чувства, а также и представления в нескольких словах порой не так просто даже взрослым. Это по-своему сложная и плодотворная работа.
Пример синквейна:– Медведь.
– Коричневый, белый.
– Охотится, рычит, спит.
– Большой опасный хищник.
– Зверь.
Очень важно научить детей не только правильно и связно говорить, а также и мыслить. Использование технологии синквейн позволяет решить сразу несколько достаточно важных задач:
– обеспечивает непроизвольное запоминание необходимого материала;
– приводит к усвоению знаний о частях речи и предложении;
– активизирует словарный запас;
– совершенствует навык использования в речи соответствующих синонимов;
– активизирует мыслительную деятельность;– совершенствует умение высказывать свое собственное отношение и мнение к чему-либо;
– стимулирует развитие творческого потенциала детей.
Ознакомившись с такой технологией как синквейн для речевого развития, мы применили ее на практике в центре интерактивного развития детей «Радуга» на базе ФГБОУ ВО АГПУ с детьми 5–6 лет. Данное занятие, которое называлось «Времена года. Весна», было направлено на закрепление и уточнение уже имеющихся знаний о весне, на обогащение словарного запаса и на развитие связной речи детей. Главной целью являлось развитие связной речи учащихся составлением определенных синквейнов с помощью схем-моделей. Методы применялись следующие: словесный, практический, игровой, а также наглядный.
Вначале занятия перед детьми стояла задача отгадать загадки. Дети с удовольствием отгадывали несложные загадки по данной теме. Ответы состояли из разных времен года. Предлагалось их отгадки назвать одним словом. Затем выбрать какое-нибудь одно время года и рассказать о нем по схеме. После этого давалась на прослушивание аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года. Весна». По ней детям задавались вопросы. Следующий этап занятия состоял из игры с мячом «Без чего не бывает весны». Передавая мяч по цепочке, назывались приметы весны, а начинались ответы детей со словами «Весны не бывает без…» Дети проявили в ней активное участие. Им было очень интересно. После игры учащимся нужно было попробовать составить самостоятельные рассказы о весне с опорой на схему и различные картинки.
Таким образом, целесообразность использования дидактического синквейна объясняется, прежде всего, тем, что данная технология является довольно эффективной, она открывает новые возможности взаимодействия с ребенком, а также гармонично вписывается в работу по развитию речи. Считается, что синквейн носит характер комплексного воздействия, так как он развивает не только речь, но и высшие психические функции ребенка. Помимо этого, он является неиссякаемым источником для творчества детей.
Литература:
- А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой.- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /— СПб.:Питер, 2013. — 464 с.:ил.
- Душка, Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед. — 2005. — № 5.
- Юрчук Е. Н. Журнал «1 сентября» статья «Опыт использования современных образовательных технологий в работе педагога с дошкольниками» ОТ 30.03.2017 г.
- Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. “Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников”, Ульяновск, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, ребенок, дошкольный возраст, развитие речи, строка, часть речи, Время, комплексное воздействие, нерифмованное стихотворение, старший дошкольный возраст.
Стихи Синквейн для детей — Стихи Синквейн о детях
Эти стихи Синквейн для детей являются примерами стихов Синквейн о детях. Это лучшие примеры стихов Cinquain Kids, написанных поэтами со всего мира.
Теперь мир
любящий смешение доброты делает наш мир небесным новое место, где все могут радоваться теперь мир Дата написания: 23. 04.2023 1 место Слоги (2-4-6-8-2)...© Paula Goldsmith   Категории: небо, жизнь, любовь, мир,Подробнее
Убежище — Natures Heartland
убежище Я вижу двух уток и используя мою фантазию Я представляю их в режиме гнездования больше уток луг игровая площадка человечества люди на пикнике странно испугался, ушел в спешке. мусор средний поток дети образовали плотину в...© Reason A. Poteet   Категории: 11 класс, животное, природа,Подробнее
Иссушает ТМ
Отличный магазин, ...© Paula Goldsmith   Категории: детство, рождество, одежда, еда,Подробнее
Дэниел
Дэниел ...© Paula Goldsmith   Категории: религия, сон, сила, мудрость,Подробнее
Что-то подняло три хвоста
Что-то подняло три хвоста пришли к нам танцевать, напевая мелодии; «Эти хвосты, которые ты видишь висящими на мне, один для вас, один для друзей; и еще. ..© Solomon Ochwo-Oburu   Категории: метафора, доверие, правда,Подробнее
Застенчивый
Марширующий К пруду Тихий, медленный, кроткий, безобидный Собираются дети. Быстро отступает. Черепаха Написано: 30.05.2017...© Sara Chansarkar   Категории: природа,Подробнее
Мать
Рожает она очень хорошо заботится Если кто-то спросит ее однажды Мы выкинем ваших детей куда-нибудь Она плачет....© Md Shahadat Hossain   Категории: рождение, благословение, забота, забота,Подробнее
Fuuny Cat Poem For Kids
Вот котенок, котенок, Давайте играть в прятки. Эй, котенок? О, ты спишь. Приходи котик, Обними меня. Где ты, котенок? О, ты спишь. Спокойной ночи...© Rizo Ale   Категории: животное, кот, дети, прикол,Подробнее
Детский праздник
Праздник Детский праздник Все хорошие друзья приносят приятные подарки Еда, напитки, игры, мамы, папы, беспокойство, стресс Еду подают, дети сходят с ума Еда наверху Неряшливый . ..© Александр Сил   Категории: родители,Подробнее
ДЕТСКИЙ
ДЕТСКИЙ Дочь, Для ее отца, Завершает свою короткую жизнь Список достижений без изъянов: Идеальный. Мой сын : Независимый, Прочный и надежный; Лучше во всех отношениях, чем Отец. ................................................. . Для Кэти Линдси - Традиционный конкурс синквейнов...© Sidney Beck   Категории: семьяПодробнее
Дети
Дети Всегда нужно Постоянно жалуюсь Тем не менее, они всегда по-настоящему любимы Наши дети ...© Michael Degenhardt   Категории: дочь, семья, любовь, сын,Подробнее
Поэзия: стиль малыша — Блог МИД своими руками
Анжела ЙеТвит
Я люблю детей. Они как взрослые, но без скучных фильтров вроде вежливости или норм разговора. Иногда то, что выскакивает из уст пятилетнего ребенка, грубо, иногда грустно, но обычно смешно. Мой младший ходит в детский сад, и на этой неделе у меня была возможность помочь им с их осенней научной ярмаркой, и позвольте мне сказать вам, что я услышу то, что шокирует, поразит и напугает вас.
Меня поразило, что если бы они умели читать и писать, все, что они создавали, было бы бестселлером. Они не сдерживаются. Когда я наливала уксус в тыкву, полную пищевой соды, у меня возникло внезапное желание помчаться домой и записать все, что я был слишком напуган, чтобы написать этим утром. Когда тыкву «вырвало» (НАУКА!), и они засмеялись, отступили назад и зажали рты или животы, я напомнил им, чтобы они не ели слишком много индейки на День Благодарения, иначе их тоже вырвет. Затем я издавал фальшивые звуки рвоты, потому что, когда малыш смеется, у ангела вырастают крылья.
Видишь? Я провел с этими парнями всего два часа и только что трижды написал слово «рвота»! Работает!
Пишите правду, как малыш
Серьезно, вы знаете, к чему я клоню. Чтобы писать правду, нам нужно сбросить слои социального давления, чтобы соответствовать, соответствовать, быть крутыми, совершенными и умными. Нам нужно отбросить все это и посмотреть на свое низкое «я» в зеркало, во тьму нашего необузданного страха, и написать то, с чем мы не хотим сталкиваться, не говоря уже о том, чтобы чувствовать.
Это сильно. Позвольте мне сделать шаг назад в стиле настоящего малыша и сказать вам, что все будет хорошо. Кто-то поможет вам, когда вы попадете в беду. Кто-то всегда так делает.
Если вы не готовы излить свое сердце на бумагу и поделиться им со всем миром, попробуйте написать стихотворение всей семьей. Если у вас есть доступ к чьим-то детям в возрасте от четырех до девяти лет, это еще лучше.
Вот что ты делаешь, и, надеюсь, после этого у тебя хватит смелости показать нам, кто ты на самом деле. Я хочу увидеть, кто ты на самом деле.
Применение правды на практике: упражнение по стихотворению Синквейн
Синквейн — это стихотворение из пяти строк, в каждой из которых есть правило. (Малыши любят правила хотя бы потому, что знают, сколько их нарушают.)
Строка 1 – заголовок из одного слова
Строка 2 — два слова, описывающие заголовок
.Строка 3 — три слова действия о заголовке
Строка 4 — четыре слова, которые выражают мысль или чувство по поводу названия
Строка 5 — одно слово, означающее то же, что и заголовок.
Это совместное упражнение, которое лучше всего выполнять во время приготовления ужина в честь Дня Благодарения, чтобы повеселиться и не пускать мелочи на кухню.
Вот пример, который мы придумали:
А Турция
Коричневый и сочный
Бегать, жрать, летать
Удивленный индюк грустит
Ужин
Как видите, это легко и весело, а дети любят работать вместе над созданием чего-то нового. Не удивляйтесь, если во время обеденного разговора всплывут какие-то слова о телесных функциях, которые неприемлемы. Это для смеха, так как телесные функции веселы и заставляют взрослых раздражаться.