Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. 9 класс
Похожие презентации:
Эндокринная система
Анатомо — физиологические особенности сердечно — сосудистой системы детей
Хронический панкреатит
Топографическая анатомия верхних конечностей
Анатомия и физиология сердца
Мышцы головы и шеи
Эхинококкоз человека
Черепно-мозговые нервы
Анатомия и физиология печени
Топографическая анатомия и оперативная хирургия таза и промежности
I. Терминологическая разминка
Продолжите мои мысли…
наука о наследственности и……..
основоположник науки генетики…
основной метод генетики……..
парные гены…………………..
взаимоисключающие признаки…..
признак, который подавляется……
преобладающий признак………….
совокупность всех генов организма………
совокупность всех внешних и внутренних
…..
скрещивание особей, отличающихся по
одной …..
Генетика пола. Наследование
признаков, сцепленных с полом.
Воспроизведение жизни — это и есть наследственность
в ней проявляется инвариантная сторона жизненных
явлений, принцип сохранения жизни.
Н.П. Дубинин.
3. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
ПонятияАутосомы — хромосомы, одинаковые у женского и
мужского организмов
Половые хромосомы – хромосомы, по которым
мужской и женский пол отличаются друг от друга
Гомогаметный пол – пол, который образует
гаметы, одинаковые по половой хромосоме.
Гетерогаметный пол – пол, который формирует
гаметы, неодинаковые по половой хромосоме.
4. Понятия
Механизм определения пола у человекаР
G
♀ 44А+ХХ
22А+Х
♂ 44А+ХУ
×
22А+Х
22А+Х
Гомогаметный
пол
Гетерогаметный
пол
44А+ХХ
F1
22А+У
?
44А+ХХ
44А+ХУ
?
44А+ХУ
Пол — это совокупность морфологических,
физиологических, биохимических и других
признаков организма, обусловливающих
воспроизведение себе подобного.
Существует 5 типов
хромосомного определения
пола:
Приведите примеры организмов со
следующими половыми
кариотипами:
ХХ — ♀;
ХУ- ♂
ХХ — ♂;
ХУ-♀
Х0 -♀; ХХ Х0 — ♂;
-♂
ХХ -♀
8. Приведите примеры организмов со следующими половыми кариотипами:
1 тип ХХ,ХУ • Характерен для
млекопитающих,
в том числе для
человека, червей,
ракообразных,
большинства
насекомых,
земноводных,
некоторых рыб
2 тип
ХУ
ХХ
Характерен для
птиц,
пресмыкающихся
некоторых
земноводных и
рыб, некоторых
насекомых
(чешуекрылых)
3 тип
ХУ
Х0
• (0 обозначает
отсутствие
хромосом)
встречается у
некоторых
насекомых
(прямокрылые)
4 тип
Х0
ХУ
• Встречается у
некоторых
насекомых
(равнокрылыецикады, тли)
5 тип
Гаплоиднодиплоидный
тип
2n
n
• Встречается у пчел
и муравьев: самцы
развиваются из
неоплодотворенных
гаплоидных
яйцеклеток
(партеногенез),
самки – из
оплодотворенных
диплоидных).
Наследование, сцепленное с
полом – наследование
признаков, гены которых
находятся в Х- или Ухромосомах.
Сцепление генов с полом –
локализация генов в половой
хромосоме.
Как вы думаете, какая
хромосома – Х или Y –
несёт на себе больше генов?
15. Как вы думаете, какая хромосома – Х или Y – несёт на себе больше генов?
Х-хромосома содержит больше генов (150) и ониопределяют важные функции: свертываемость
крови, наличие потовых желез, цветовое зрение и
другие.
Мутация Х0 жизнеспособна.
Y-хромосома определяет
развитие мужских половых признаков и некоторые
другие, как например оволосение ушной
раковины, сращение пальцев.
Мутация Y0 летальна
Молекулярные (генные
болезни)
Гемофилия – сцепленный с полом рецессивный признак,
при котором нарушается образование фактора VIII,
ускоряющего свертывание крови.
Например, наследование гемофилии в родословной
потомков английской королевы Виктории (ген
гемофилии возник в результате мутации у самой
королевы Виктории или у одного из ее родителей).
Семья Николая II
18. Наследование гена гемофилии представителями династии Романовых
ХУПроявляется
рецессивный ген,
имеющийся в генотипе в
единственном числе.
Если Х-хромосома
содержит рецессивный
ген гемофилии, то все
мужчины будут
гемофиликами, т.к.
Y- хромосома не
содержит доминантного
аллеля
19. Семья Николая II
Варианты наследования гена гемофилииГенотип
Фенотип
XHXH
Здоровая женщина
XHXh
Здоровая женщина (носитель)
XHY
Здоровый мужчина
XhY
Мужчина — гемофилик
XhXh
Ген гемофилии в гомозиготном
состоянии- летален.
Р
женщина носитель Х здоровый мужчина
F1 Здоровая девочка
Здоровая девочка
Девочка –
носитель гена
гемофилии
Мальчик –
гемофилик
22. Варианты наследования гена гемофилии
Дальтонизм – аномалия, сцепленная с поломТАК ВИДИТ НОРМАЛЬНЫЙ ГЛАЗ
ГЛАЗ ДАЛЬТОНИКА
24. Дальтонизм – аномалия, сцепленная с полом
Репродукция картины ДжорджонеВыполненная
Выполненная
художником с
художником
нормальным
дальтоником
цветовым
зрением
Будут
ли сыновья
этих художников
дальтониками?
От чего это зависит?
Наследование дальтонизма
D
Х — нормальное
D
D
Х Х -?
зрение
d
Х — дальтонизм
Y — не несет гена
D
d
Х Х -?
D
Х Y -?
d
Х Y -?
26.
Репродукция картины ДжорджонеРешите задачу. Какова вероятность рождения детейс нормальным зрением в этой семье? Каким будет
их пол?
гР
фР
♀ . .
х ♂ . .
дальт.
норм.
G
гF1
. . .
ф F1
D
d
(Х – норм, Х — дальт., Y — нет гена)
27. Наследование дальтонизма
Синквейн1 слово существительное
2 слова прилагательные
3 слова глагола
1 предложение
Слово-резюме
28. Решите задачу. Какова вероятность рождения детей с нормальным зрением в этой семье? Каким будет их пол?
Выводы1.
Хромосомы у организмов делятся на аутосомы и половые
хромосомы.
2.
Наследование признаков организма, а также некоторых
заболеваний у человека, происходит через половые
хромосомы, т.е. сцепленно.
3.
У многих видов расщепление по признаку пола происходит в
соотношении 1:1
29. Синквейн
Спасибо за внимание!30. Выводы
Интернет — ресурсы1.
ppt4web.ru›Презентации по Биологии›Генетика пола
2.
myshared.ru›Наследование
3.
nsportal.ru›shkola…prezentatsiya-genetika-pola…s…
4.
geo-bio.ru›genetika-pola-prezentaciya…klassa.html
5.
prezentacii.org›prezentacii…462-genetika-pola.html
English Русский Правила
БИОЛОГИЯ. Генетика как наука. История генетики. 9 класс | Методическая разработка по биологии (9 класс) по теме:
ГЕНЕТИКА КАК НАУКА. ИСТОРИЯ ГЕНЕТИКИ.
Цель урока: Познакомить учащихся с историей генетики;
сформировать представление об основных генетических
понятиях: наследственности, гене, генотипе, фенотипе,
изменчивости;
выяснить значение генетики для человечества.
Методы: Самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой,
учебником, рабочей тетрадью на печатной основе,
эвристическая беседа.
Ход урока
I .Изучение нового материала.
1.Генетика как наука. История генетики.
Сегодня на уроке мы поговорим с вами об истории генетики, об ученых, которые внесли свой вклад в ее развитие. Мы определим место этой науки в современном мире и выясним, какое значение имеют генетические знания для человечества в целом.
ГЕНЕТИКА, наука, изучающая наследственность и изменчивость – свойства, присущие всем живым организмам. Бесконечное разнообразие видов растений, животных и микроорганизмов поддерживается тем, что каждый вид сохраняет в ряду поколений характерные для него черты: на холодном Севере и в жарких странах корова всегда рождает теленка, курица выводит цыплят, а пшеница воспроизводит пшеницу. При этом живые существа индивидуальны: все люди разные, все кошки чем-то отличаются друг от друга, и даже колоски пшеницы, если присмотреться к ним повнимательнее, имеют свои особенности. Два эти важнейшие свойства живых существ – быть похожими на своих родителей и отличаться от них – и составляют суть понятий «наследственность» и «изменчивость».
Генетика- достаточно молодая наука.
Официальной датой рождения генетики считается 1900 г.
Давайте обратимся к истокам зарождения генетики.
Молодая наука имеет свою долгую историю, и не всегда ее открытия были понятны и восприняты в обществе.
- Краткие выступления учащихся на тему : истоки зарождения генетики.
Благодарственные слова выступающим.
Работа в рабочей тетради стр.36 № 3 таблица.
-1-
Развитие генетический знаний.
Ученый, его родина | Период жизни | Результаты работы, открытия генетических закономерностей. |
Грегор Мендель, Чехия | XIX –XX | Закономерности наследования признаков |
Вильгелм Иогасен. Дания | 1909 | Наследственные единицы, ген. |
Томас Морган, Америка | XX | Гены находятся в хромосомах и располагаются линейно |
А.С. Серебровский, Россия | XX | Ввел термин «Генофонд» |
Н.И. Вавилов, Россия | 1920 | Закон гомологичных рядов наследственности и изменчивости. |
Ю.А. Филипченко | 1920 | Разработал метод исследования Изменчивости и наследственности |
2.Основные понятия генетики.
Понятия генетики востребованы в ботанике, зоологии, микробиологии, экологии, учении об эволюции и других областях биологии. Данные генетических исследований используют в биохимии, медицине, биотехнологии, охране природы, сельском хозяйстве.
Открытия и методы генетики находят применения во всех областях человеческой деятельности, связанной с живыми организмами.
Генетика – наука, изучающая наследственность и изменчивость организмов, а также механизмы управления этими процессами.
Наследственность — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству.
Носителями наследственной информации у организмов являются гены.
Ген — участок молекулы ДНК, ответственный за проявление какого-либо признака.
Гены располагаются в определенных участках хромосом — локусах.
Реализация признака у организма осуществляется по схеме:
Ген белок фермент химическая признак.
реакция
У диплоидных клеток в гомологичных хромосомах находятся гены, регулирующие развитие одних и тех же признаков.
-2-
Парные гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответственные за проявление одного и того же признака (например, цвета волос, глаз, формы уха), называются аллельными генами (аллелями).
Аллели обозначаются буквами латинского алфавита: А, а, В, Ъ, С, с и т. д.
Аллельные гены могут нести одинаковые или противоположные качества одного и того же признака. Называются альтернативными
Альтернативными являются, например, аллели темной и светлой окраски волос, серого и карего цвета глаз, желтой и зеленой окраски семян гороха .
Аллельные гены могут быть доминантными и рецессивными.
Доминантный признак (ген) — господствующий, преобладающий, — обозначается заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С и т. д.
Рецессивный признак (ген) — подавляемый признак. Он обозначается соответствующей строчной буквой латинского алфавита: а, Ь, с и т. д.
Гомозигота — это клетка (особь), имеющая одинаковые аллели одного гена в гомологичных хромосомах (АА или аа).
Гетерозигота — это клетка (особь), имеющая разные аллели одного гена в гомологичных хромосомах (Аа), то есть несущая альтернативные признаки.
Генотип — совокупность всех наследственных признаков (генов) организма, полученных от родителей.
Фенотип — совокупность внутренних и внешних признаков, которые проявляются у организма при взаимодействии со средой в процессе индивидуального развития.
Передача наследственных признаков происходит при делении клетки и размножении организма: при половом размножении — через половые клетки, то есть гаметы; при бесполом размножении — через соматические клетки.
В пределах одного вида все особи достаточно похожи друг на друга. Но в различных условиях особи даже с одинаковым генотипом могут различаться между собой по характеру и силе проявления своих признаков (то есть по фенотипу). В связи с этим в генетике используют понятие нормы реакции которым обозначают размах (пределы) фенотипических проявлений признака у особи под влиянием внешней среды без изменения генотипа.
Генотип определяет пределы (размах) нормы реакции организма, то есть его генетические возможности, а фенотип — это реализация этих возможностей в признаках.
Каждый организм обитает и развивается в определенных условиях окружающей среды, испытывая на себе действие внешних факторов.
-3-
Эти факторы могут проявляться в фенотипе, то есть могут измениться размеры или физиологические свойства организма. Поэтому проявление признака даже у близкородственных организмов может быть различным.
Эти различия между особями в пределах вида называют изменчивостью.
Изменчивость может быть вызвана воздействием факторов окружающей среды, не затрагивающим изменений генотипа. Это ненаследственная изменчивость. Изменчивость, связанная с изменениями генотипа, сопровождается появлением новых признаков и качеств, наследуемых организмом (наследственная изменчивость).
Она особенно часто наблюдается у особей, появившихся в результате скрещивания.
Написание синквейна- пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
Синквейн
1.Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2.Во второй строке- два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта.
3.Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями,
описывающими характерные действия объекта.
4.Четвёртая строка –фраза из четырёх слов, выражает личное отношение.
5.В пятой строке содержится одно слово,
характеризующее суть или объект.
Пример:
Генетика
Интересная, полезная
Изучает, наследует, передает
Востребована в областях биологии
Наука
3. Значение генетики для человечества.
Проследите основные открытия в генетике на протяжении столетия.
- 1935 – экспериментальное определение размеров гена.
- 1953 – структурная модель ДНК.
- 1961 – расшифровка генетического кода.
- 1962 – первое клонирование лягушки.
- 1969 – химическим путем синтезирован первый ген.
- 1972 – рождение генной инженерии.
- 1977 – расшифрован геном бактериофага Х 174, секвенирован первый ген человека.
- 1980 – получена первая трансгенная мышь.
- 1988 – создан проект «Геном человека».
-4-
- 1995 – становление геномики как раздела генетики, секвенирован геном бактерии.
- 1997 – клонировали овцу Долли.
- 1999 – клонировали мышь и корову.
- 2000 год – геном человека прочитан!
Обратите внимание, как бурно происходило развитие генетических знаний.
Задание учащимся :
1.Достижения современной генетики.
2.Значение генетики.
3. Современные нанотехнологии и генетика человека.
II. Подведение итогов урока.
- Работа в рабочей тетради.
Стр. 37 № 7. Связь генетики с другими науками.
*Ботаника, зоология, микробиология, экология, учение об эволюции, антропология, физиология, этология.
**биохимия, биотехнология, охрана природы, сельское хозяйство.
Стр. 38 № 2.
Локус- местоположение гена на участке ДНК.
Аллель- содержащие информацию за развитие признака, который контролируется геном.
Гомозиготные организмы- организмы , которые в одинаковых хромосомах несут одинаковые аллели одного и того же гена.
Гетерозиготные организмы- организмы , которые в одинаковых хромосомах несут различные аллели одного и того же гена.
Генотип-совокупность всех генов ( аллелей) отдельной особи.
Фенотип- совокупность всех признаков организма.
-5-
- Прослушайте высказывание известного ученого.
Согласны ли вы с ним? Свой ответ аргументируйте.
«Дальнейший прогресс человечества во многом связан с развитием генетики. Вместе с тем необходимо учитывать, что неконтролируемое распространение генноинженерных живых организмов и продуктов может нарушить биологический баланс в природе и представлять угрозу здоровью человека». (В. А. Аветисов).
- Рефлексия
Сформулируйте выводы, дополнив предложения:
- Я думаю, что генетика – это самый ________ раздел биологии, потому что _______ .
- Изучая генетику, я хочу _____________ .
3.На мой взгляд, знания по генетике необходимы мне в жизни, так как ___________
4.Выставление оценок за урок.
III. Домашнее задание : Учебник И.Н. Пономарева , параграф 17,18 ;
Работая тетрадь: стр. 37 № 4,5,6,7.
стр. 38 № 1,3,4.
Литература :
1. Учебник И.Н. Пономарева, Москва, издательский центр «Вентана- Граф».
2. Поурочные планы 9 класс биология , издательство «Учитель».
3. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика, тт. 1–3. М., 1988
4. Сингер М., Берг П. Гены и геномы, тт. 1–2. М., 1998
5. http://ru.wikipedia.org
6. http://revolution.allbest.ru/biology
7.http://ru.wikipedia.org
-6-
стихов о наследственности | Примеры стихов о наследственности
Стихи о наследственности — примеры всех типов стихов о наследственности, которыми можно поделиться и прочитать. Этот список новых стихов составлен из произведений современных поэтов PoetrySoup. Прочитайте короткие, длинные, лучшие и известные примеры наследственности.
Бессмертный Джин… Неопровержимые каналы эволюции Материя на цыпочках через туннели Микроскопические нано-сдвиги продолжаются Лучшие фильтры без воронки Реплики к……Подробнее
© Sigrid Ermine
Категории: наследственность, ребенок, благословение, выносливость, выпускной,
Форма: Акростих
генеалогическое древо
…золотой сфера луны на одно колено серебро блюда богато выгравированный медь океан бодрости оптимистичный прогноз драгоценный декоративные драгоценности богатая наследственность синий показной ……Подробнее
© Ким Родригес
Категории: наследственность, семья,
Форма: Стих
прочитать стихотворение для названия
© Мэтью Харрис
Категории: наследственность, 11 класс, 12 класс,
Форма: Рифма
Ежедневно во власти упреждающего беспокойства, следовательно,
… Ежедневно во власти упреждающего беспокойства, следовательно… нелогичный и иррациональный обсессивно-компульсивный изнурительные ритуалы с когнитивным диссонансом (по существу беспочвенное беспокойство Borned co……Подробнее
© matthew harris
Категории: наследственность, 11 класс, 12 класс,Форма: Рифма
Во власти бесконечной предвосхищающей тревоги, следовательно,
. .. Во власти бесконечной предвосхищающей тревоги, следовательно… а именно ударил любезность изнурительной одна за другой панические атаки аналогичный обстрел из зенитной артиллерии худшая судьба, чем смерть или быть ……Подробнее
© matthew harris
Категории: наследственность, 10 класс, 11 класс,
Форма: Рифма
Дальтонизм
… Цвет крови остается неизменным, течение эонов в потоке времени эволюционировало, как запечатлел древний единый этнический предок разнообразные следы человечества на земном шаре. The spl……Подробнее
© Subimal Sinha-Roy
Категории: наследственность, цвет кожи, расизм,
Форма: Свободный стих
Mango Mussolini
…Смотрю новости с Определенное чувство срочности Вся эта дезинформация И повторяющееся однообразие Они просто Проявления Твоей испорченности Как ваша социальная жизнь Дрейфует в прошлое Это. …..Подробнее
© Kimberly Sikorski
Категории: наследственность, америка, тревога, тревога, конфликт,
Форма: Лирика
Близнецы
…У Ребекки и Исаака были близнецы Насколько разные могут быть Охотником был Исав, полевой человек Ученый был Иаков, житель шатра Та же мать, тот же отец те же educati ……Подробнее
© Gershon Wolf
Категории: наследственность, семья, взросление,
Форма: Рифма
Во власти упреждающего беспокойства, следовательно,
… Во власти упреждающего беспокойства, следовательно… а именно пострадал от изнурительных панических атак В ожидании ремонта автомобиля сегодня, 19 ноября 2019 г., по адресу: CJ’S ШИНЫ И АВТОМОБИЛЬНЫЕ УСЛУГИ (……Подробнее
© Мэтью Харрис
Категории: наследственность, 11 класс, 12 класс,
Форма: Приложенная Рифма
Оказанный самохромой любезность обсессивно-компульсивное поведение
. .. Удобные подсказки денди-блюза простые всеми любимый рефрен то есть «невыполнимая миссия» любезно бесплатный двойник Г.И. («Государственный вопрос», «Общий вопрос», или «Наземная пехота») Джейн ……Подробнее
© Мэтью Харрис
Категории: наследственность, 10 класс, 11 класс,
Форма: Драматический стих
Raconteur Prevaricator De Jure
…Этот парень из жизни длинный студент — стон шипучий (от того, чтобы быть изменчивым существом по крайней мере выдержанный вдоль минимально церебральная непрерывность Мохоровичича до… после смерти реинкарнация одного углеродного пекуля……Подробнее
© matthew harris
наследственность, 9 класс, образование, поощрение,
Форма: Свободный стих
Light Lettered Laughter
.
..Сущность остроумия — краткость что интересно проявляет рыцарство вынесен приговор шестигранному размеру иней (раз и навсегда) президент надевает мантию дьявола и козыри конституционного cr ……Подробнее© Мэтью Харрис
Категории: наследственность, 12 класс, 6 класс,
Форма: Светлый Стих
Бесцветный
…Я продукт моего ближайшего родственника так по их образу, через эволюцию определенная пигментация моей кожи исторического распространения человечества, лицо, что я бессилен хотя никогда не буду……Подробнее
© Roy Pett
Категории: наследственность, цвет, история, человечество, идентичность,
Форма: Сонет
Иерусалим, Яремная впадина -1
… Ты не представляешь, каково это маршировать по священному городу, грабить и превращать в порошок физическое обещание Народов Божеству, разрушая столетия щедрого труда, истощение потомков древнего ч.
© Джастин Борднер
Категории: наследственность, история,
Форма: Эпос
Про себя шепчу
…Возможно, со звездами в твоих радостных глазах мой друг Вы будете вспоминать время, как радугу, как и вы Держите своего ребенка в своих взволнованных руках, чтобы смешаться Твоя радость с луной, как она славна……Подробнее
© Probir Gupta
Категории: наследственность, дети, родители,
Форма: Rhyme
|