Синквейн к слову писатель: Синквейн к слову писатель (10 уникальных работ)

Содержание

Олжас Сулейменов — писатель и поэт

Автор: Фазилова Клара Байбуриевна

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 21.05.2015 2015-05-21

Статья просмотрена: 22214 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 8 (pdf)

Библиографическое описание:

Фазилова, К. Б. Олжас Сулейменов — писатель и поэт / К. Б. Фазилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 823-825. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20874/ (дата обращения: 25.12.2022).

Олжас Сулейменов — человек известный. Он известен не только своим знаменитым произведением «Аз и Я», но и стихами, своими содержательными интервью, которые вызывают большой интерес у читателей. Олжас Сулейменов — как постоянный представитель Республики Казахстан при ЮНЕСКО известен также и как государственный и политический деятель.

Олжас Сулейменов родился в Алматы 18 мая 1936 года. В 1954 году поступил на геологический факультет Казахского государственного университета. В 1958–61 годы учился в Московском Институте Литературы имени М.Горького.

В связи с полетом Юрия Гагарина в космос он написал стихи, которые были напечатаны в газете «Казахстанская правда» 12 апреля 1961 года. В мае 1961 года вышла поэма «Земля, поклонись человеку!», которая прославила его на весь мир. Это гимн, посвященный возможностям и воле человека, в поэме высказаны размышления о человеке, покорившем космос и открывшем новый этап в судьбах мира.

Его первый поэтический сборник «Аргамаки» увидел свет в 1961 году. В 1962 году был издан сборник «Солнечные ночи», в 1963 году — «Ночь — парижанка». Также выпущены сборники стихов «Год обезьяны» (1967), «Глиняная книга» (1969) и другие.

В последние годы был издан ряд крупных исследований поэта, писателя, ученого, политика и общественного деятеля О.Сулейменова. В 1998 году выпустил книги «Язык письма» и «Улыбка бога», в 2001 году — «Пересекающиеся параллели», в 2002 году — книгу о происхождении древнетюркских языков и письменностей «Тюрки в доистории», за которую получил премию Култегина «За выдающиеся достижения в области тюркологии» (2002).

Олжас Сулейменов пишет на русском языке. В его произведениях воспеваются национальный дух казахов, степные казахстанские просторы. Он хорошо знаком с образом жизни, думами и чувствами казахов, поэтому в его художественных произведениях отражается национальный дух казахского народа. В научных трудах Сулейменова показано место тюркских народов в развитии мировой культуры и мировой истории.

В произведении «Аз и Я» он обосновал, что тюрки одна из древнейших культурных наций мира. Стихи и проза О.Сулейменова переведены на многие языки мира. Герои поэтических произведений Сулейменова — гордые, знающие себе цену, уважающие достоинство других сильные личности. Они изображены как люди с открытой, широкой душой, философски мыслящие, щедрые и добродушные, мужественные и благородные люди. В трогательных и захватывающих сценах нашло свое отражение историческое прошлое казахского народа, тюркских племен и народов.В своих произведениях Олжас Сулейменов создаёт образ казахского народа, воспевает степные просторы Казахстана, но вместе с тем не умаляет величие гор. У него особое видение мира, наверное поэтому многие его выражения хочется цитировать.

«Я вижу себя не всадником, гарцующим на Пегасе, а скотником в авгиевых конюшнях истории. Мне самому надо было определять свои корни, ибо дерево без корней — это столб без кроны и плодов. Так и народ, который есть яблоня в саду человечества. Я думаю, что это единственная возможная форма самоутверждения казахского писателя — самоутверждаться, утверждая народ…» — писал О. Сулейменов. Судьбу своего народа поэт постоянно соотносит с историей человечества. Такое осмысление национальной истории в широком контексте является несомненным вкладом О. Сулейменова в казахскую поэзию. [4]

Олжас Сулейменов известен и своими работами, посвященными изучению письменности, этимологии слов. В книге «Аз и Я» раскрыто отношение О.Сулейменова к слову и словесным образам, как к главным инструментам «не только художественного творчества, но и постижения культуры и ее истории. Понятие «слово» у поэта весьма многозначно. Так в «Аз и Я» «слово» это и название литературного памятника («Слово и полку Игореве») и феномен культуры как таковой» [1].

Его поэтику отличает национальное своеобразие. Вместе с тем, он — интернационалист. Он может буквально одной строфой обозначить свою сыновью причастность к казахскому эпосу и вновь предстать сыном человечества, представителем мировой культуры… Эти элементы глубоко характерны для всего творческого пути Олжаса Сулейменова. И об этом ещё в конце 70-х прошлого столетия писал профессор Сорбонны, поэт и переводчик русской поэзии Леон Робель, представляя французскому читателю свой перевод поэмы «Глиняная книга»: «Олжасу Сулейменову давно уже близка идея братства культур и духовное взаимообогащение народов. Он хочет читать историю, как большую книгу переселений и изменений знаков. Расшифровка письменности, языков и легенд, по его мнению, поможет нам по-другому взглянуть на Историю Человечества. Давно уже наш раздробленный мир не слышал такого сильного голоса — мы признаём Олжаса Сулейменова наследником или преемником Гильгамеша, Гюго, Хлебникова, одним из тех, величие которых естественно» [5].

У Олжаса Сулейменова свой историко-философский взгляд на слово, письменность, словари, книгу, литуратуру, искусство… Говоря о роли книги в истории человечества, он отмечает, что книга является самым объективным, самым выразительным символом цивилизации. Она развивает творческие способности, заложенные в человеке, как никакое другое средство информации.

Интересно также определение, данное О.Сулейменовым в работе “Золотая латынь” словарям: “Словари, — считает он, — самый объективный и полный архив сведении о прошлом человечества, и — каждого этноса. В словаре отразились маршруты перемещений народа по земле, следы контактов, войн и сотрудничества с другими» [2].

Олжас Сулейменов один из многих поэтов и писателей, затрагивающих политические проблемы. Несмотря на это, его отличает от других своеобразный взгляд на проблемы мира. Его общественная и политическая деятельность связана с защитой человека, защитой окружающей среды. Он считает, что «Писатели — голос разума своих народов, должны объединиться первыми, чтобы выступить как могучая сила антираспада. Разоблачая лживые лозунги, разрушая перегородки племенных национальных и региональных сознаний, созидая планетарное сознание землян» [3]. Олжас Сулейменов — поэт-философ, писатель-философ. Как правильно подмечает Гульнара Сейткалиева: «По характеру своего дарования Олжас Сулейменов — поэт философского мироощущения.

Он не только художник, но и глубокий, оригинальный мыслитель» [4].

Его произведения отражают его мысли, сферы деятельности. Олжас Сулейменов — великий художник слова, филолог, философ, историк, великий гуманист своего века.

 

Литература:

 

1.       Абенова Б. А. Культурфилософские принципы и идеи в творчестве Олжаса Сулейменова. Автореф.дисс….канд.филос.н. — Алматы, 1999. URL: http://cheloveknauka.com/kulturfilosofskie-printsipy-i-idei-v-tvorchestve-olzhasa-suleymenova#ixzz3e3n89bqj

2.       Сулейменов О. Золотая латынь. Простор. 1996. № 3. С. 35.

3.       Сулейменов О. Будущее нуждается в нас. Эссе, публицистика. Стихи, поэмы. Аз и Я. — Алма-Ата: Жалын. 1990. 592 с. С.75

4.       Сейткалиева Г. Национальная составляющая в поэзии Олжаса Cулейменова. // Простор. № 10. URL: http://writers.kz/journals/?ARTICLE=6794&CURENT&ID=12&NUM=247

5.       Канапьянов Б. Быть далеко услышанным. Олжасу Сулейменову — 70. URL: http://almatylit. ucoz.ru/publ/6–1-0–20

Основные термины (генерируются автоматически): история человечества, казахский народ, мировая культура, народ, поэт, произведение.

Похожие статьи

Мотивы нравственно-правового воспитания в

творчестве

История казахского народа своими корнями уходит в глубь веков.

Одна из них – создание поэтических произведений путем импровизации. В творчестве многих поэтов, живших в древности, тесно переплелись устные и письменные традиции.

Поэтические

произведения (стихи), связанные с культурой

произведение, стих, поэтическое произведение, гость, хозяин дома, поэт, казахский народ, житель аула, занимающее особое место, вводная часть.

Становление народно-инструментального и профессионального…

Казахский народ, являясь представителем кочевого образа жизни, веками не веря бумагам, все свое искусство и культуру сохранил в своем сознании. В духовном воспитании человека это имеет сильные и слабые стороны.

Влияние Востока на

культуру и поэзию России

Сначала — как орнамент, вслед за этим как часть мира и символ, которые пытаются понять, а затем и приспособить к отечественной

истории, культуре, литературе. Особенно широко это соприкосновение происходило в царствование Екатерины II, когда русский поэт Г.Р. Державин…

Отражение мировоззренческих основ суфизма в

казахской

Казахский фольклор, произведения степных поэтов-жырау, биев пронизаны суфийскими идеями и образами.

Формирование основ душевного здоровья у дошкольников через уважение к культуре и истории своего народа.

Приемы изучения

произведений Пушкина и Абая в вузовской…

«Есть имена, которые олицетворяют целую страну, целый народ.

Так, например, при изучении творчества Абая важно показать студентам значение и новаторство его произведений, место великого поэта в истории казахской и мировой культуры.

Билингвистический текст: конгломерат лексических единиц

Казахский поэт Абай Кунанбаев учил казахский народ не замыкаться, не стоять на месте, обогащать своё творчество достижениями русского и других народов.

В таких произведениях текст опирается на казахскую культуру.

Влияние западной

культуры на казахстанское общество

Почему многие обеспокоены тем, что погибает культура народов, и на место нее приходит совершенно новая объединенная, стандартная, неизбежная и всеми понятная глобализация?

Кокпар, байга, казахская борьба, лапта, городки, кулачные бои, царские забавы, беркутиная и…

Роль батыров в сохранении целостности

Казахского государства…

Произведения Бухар-жырау (1684–1781) — выдающегося мыслителя, поэта, политического деятеля имеют особую ценность.

Тынышпаев М. История казахского народа. — Алма-Ата: Қазақ университеті, 1993.

Мотивы нравственно-правового воспитания в

творчестве. ..

История казахского народа своими корнями уходит в глубь веков.

Одна из них – создание поэтических произведений путем импровизации. В творчестве многих поэтов, живших в древности, тесно переплелись устные и письменные традиции.

Поэтические

произведения (стихи), связанные с культурой

произведение, стих, поэтическое произведение, гость, хозяин дома, поэт, казахский народ, житель аула, занимающее особое место, вводная часть.

Становление народно-инструментального и профессионального…

Казахский народ, являясь представителем кочевого образа жизни, веками не веря бумагам, все свое искусство и культуру сохранил в своем сознании. В духовном воспитании человека это имеет сильные и слабые стороны.

Влияние Востока на

культуру и поэзию России

Сначала — как орнамент, вслед за этим как часть мира и символ, которые пытаются понять, а затем и приспособить к отечественной истории, культуре, литературе. Особенно широко это соприкосновение происходило в царствование Екатерины II, когда русский поэт Г.Р. Державин…

Отражение мировоззренческих основ суфизма в

казахской

Казахский фольклор, произведения степных поэтов-жырау, биев пронизаны суфийскими идеями и образами.

Формирование основ душевного здоровья у дошкольников через уважение к культуре и истории своего народа.

Приемы изучения

произведений Пушкина и Абая в вузовской…

«Есть имена, которые олицетворяют целую страну, целый народ.

Так, например, при изучении творчества Абая важно показать студентам значение и новаторство его произведений, место великого поэта в истории казахской и мировой культуры.

Билингвистический текст: конгломерат лексических единиц

Казахский поэт Абай Кунанбаев учил казахский народ не замыкаться, не стоять на месте, обогащать своё творчество достижениями русского и других народов.

В таких произведениях текст опирается на казахскую культуру.

Влияние западной

культуры на казахстанское общество

Почему многие обеспокоены тем, что погибает культура народов, и на место нее приходит совершенно новая объединенная, стандартная, неизбежная и всеми понятная глобализация?

Кокпар, байга, казахская борьба, лапта, городки, кулачные бои, царские забавы, беркутиная и. ..

Роль батыров в сохранении целостности

Казахского государства…

Произведения Бухар-жырау (1684–1781) — выдающегося мыслителя, поэта, политического деятеля имеют особую ценность.

Тынышпаев М. История казахского народа. — Алма-Ата: Қазақ университеті, 1993.

Похожие статьи

Мотивы нравственно-правового воспитания в

творчестве

История казахского народа своими корнями уходит в глубь веков.

Одна из них – создание поэтических произведений путем импровизации. В творчестве многих поэтов, живших в древности, тесно переплелись устные и письменные традиции.

Поэтические

произведения (стихи), связанные с культурой. ..

произведение, стих, поэтическое произведение, гость, хозяин дома, поэт, казахский народ, житель аула, занимающее особое место, вводная часть.

Становление народно-инструментального и профессионального…

Казахский народ, являясь представителем кочевого образа жизни, веками не веря бумагам, все свое искусство и культуру сохранил в своем сознании. В духовном воспитании человека это имеет сильные и слабые стороны.

Влияние Востока на

культуру и поэзию России

Сначала — как орнамент, вслед за этим как часть мира и символ, которые пытаются понять, а затем и приспособить к отечественной истории, культуре, литературе. Особенно широко это соприкосновение происходило в царствование Екатерины II, когда русский поэт Г.Р. Державин…

Отражение мировоззренческих основ суфизма в

казахской

Казахский фольклор, произведения степных поэтов-жырау, биев пронизаны суфийскими идеями и образами.

Формирование основ душевного здоровья у дошкольников через уважение к культуре и истории своего народа.

Приемы изучения

произведений Пушкина и Абая в вузовской…

«Есть имена, которые олицетворяют целую страну, целый народ.

Так, например, при изучении творчества Абая важно показать студентам значение и новаторство его произведений, место великого поэта в истории казахской и мировой культуры.

Билингвистический текст: конгломерат лексических единиц

Казахский поэт Абай Кунанбаев учил казахский народ не замыкаться, не стоять на месте, обогащать своё творчество достижениями русского и других народов.

В таких произведениях текст опирается на казахскую культуру.

Влияние западной

культуры на казахстанское общество

Почему многие обеспокоены тем, что погибает культура народов, и на место нее приходит совершенно новая объединенная, стандартная, неизбежная и всеми понятная глобализация?

Кокпар, байга, казахская борьба, лапта, городки, кулачные бои, царские забавы, беркутиная и…

Роль батыров в сохранении целостности

Казахского государства. ..

Произведения Бухар-жырау (1684–1781) — выдающегося мыслителя, поэта, политического деятеля имеют особую ценность.

Тынышпаев М. История казахского народа. — Алма-Ата: Қазақ университеті, 1993.

Мотивы нравственно-правового воспитания в

творчестве

История казахского народа своими корнями уходит в глубь веков.

Одна из них – создание поэтических произведений путем импровизации. В творчестве многих поэтов, живших в древности, тесно переплелись устные и письменные традиции.

Поэтические

произведения (стихи), связанные с культурой

произведение, стих, поэтическое произведение, гость, хозяин дома, поэт, казахский народ, житель аула, занимающее особое место, вводная часть.

Становление народно-инструментального и профессионального…

Казахский народ, являясь представителем кочевого образа жизни, веками не веря бумагам, все свое искусство и культуру сохранил в своем сознании. В духовном воспитании человека это имеет сильные и слабые стороны.

Влияние Востока на

культуру и поэзию России

Сначала — как орнамент, вслед за этим как часть мира и символ, которые пытаются понять, а затем и приспособить к отечественной истории, культуре, литературе. Особенно широко это соприкосновение происходило в царствование Екатерины II, когда русский поэт Г.Р. Державин…

Отражение мировоззренческих основ суфизма в

казахской

Казахский фольклор, произведения степных поэтов-жырау, биев пронизаны суфийскими идеями и образами.

Формирование основ душевного здоровья у дошкольников через уважение к культуре и истории своего народа.

Приемы изучения

произведений Пушкина и Абая в вузовской…

«Есть имена, которые олицетворяют целую страну, целый народ.

Так, например, при изучении творчества Абая важно показать студентам значение и новаторство его произведений, место великого поэта в истории казахской и мировой культуры.

Билингвистический текст: конгломерат лексических единиц

Казахский поэт Абай Кунанбаев учил казахский народ не замыкаться, не стоять на месте, обогащать своё творчество достижениями русского и других народов.

В таких произведениях текст опирается на казахскую культуру.

Влияние западной

культуры на казахстанское общество

Почему многие обеспокоены тем, что погибает культура народов, и на место нее приходит совершенно новая объединенная, стандартная, неизбежная и всеми понятная глобализация?

Кокпар, байга, казахская борьба, лапта, городки, кулачные бои, царские забавы, беркутиная и…

Роль батыров в сохранении целостности

Казахского государства…

Произведения Бухар-жырау (1684–1781) — выдающегося мыслителя, поэта, политического деятеля имеют особую ценность.

Тынышпаев М. История казахского народа. — Алма-Ата: Қазақ университеті, 1993.

Деятельность учащихся на уроке литературы по технологии развития критического мышления

Как построить урок литературы, чтобы задеть за живое каждого и вызвать желание высказаться, чтобы любой ученик чувствовал свою сопричастность тому, о чём так заинтересованно говорят на уроке? Жалко тех учеников, которым нечего сказать о произведении, потому что оно не прочитано, не пережито, не понято. Но, даже прочитав, ученик не может до конца познать все секреты обаяния произведения, все тайны текста (в единстве формы и содержания).

Совместная деятельность учителя и учеников на уроке должна быть построена на основе радости того, что учитель незаметно дает возможность ученикам самим быть первооткрывателями загадок, которые таит произведение, а ученик чувствует себя личностью, духовно равной учителю.

Современная технология развития критического мышления через чтение и письмо активизирует всех учеников, вызывает интерес к произведению и инициирует чтение, что исходит от самого ученика. Учитель же создает условия: ученик не просто получает готовую информацию, а открывает ее в деятельности. Работа с текстом по этой технологии происходит в три этапа: вызов – осмысление – рефлексия.

  • Вызов
– на этом этапе ученики знакомятся с названием произведения (обычно это небольшой рассказ), с ключевыми словами, по которым они предполагают возможный сюжет произведения.
  • Осмысление
  • – на этом этапе читается произведение, ученики составляют вопросы к автору или учителю. Возможно обсуждение по готовым вопросам.
  • Рефлексия
  • – на этом этапе формулируются выводы о проблеме, поднятой в тексте, пишется синквейн, а в тетрадях “по кругу” пишут свои мысли, ассоциации – так происходит личностное присвоение текста.

    Урок “Исповедальное слово В.П. Астафьева” (по рассказу “Записка” из сборника “Затеси”).

    Оформление доски:

    1. фотография писателя на берегу Енисея
    2. слова “исповедь” и “затесь”
    • исповедь (по Ожегову) — откровенное признание, рассказ о своих сокровенных мыслях;
    • затесь (в предисловии к сборнику “Затеси”) — стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом, делали его таёжники, чтобы не потерять дорогу. Затесь — отметина, зарубка в сердце писателя, сделанная самой жизнью.

    Работа ведётся в 3-х группах по 8 человек. Перед каждым учеником распечатанный текст рассказа В.Астафьева “Записка”.

    1. Слово учителя.

    Человеку всегда хочется рассказать в доверительной беседе о том, что видел, слышал, что поразило воображение, интересные факты из жизни, явлений природы, просто поделиться интересной мыслью.

    Жажда исповеди томит и писателей, заставляет их искать новые пути к читателю. В суетный наш век люди читают мало, и писатели стали обращаться к жанру коротких рассказов-миниатюр, например, ”Мгновения” Ю.Бондарева, “Зёрна” В.Крупина, “Камешки на ладони” В.Солоухина, “Крохотки” А.Солженицына. “Таким образом скорее можно “настичь” бегущего, вечно занятого работой, “затурканного” бытом современного читателя”, — пишет В.П.Астафьев в предисловии к сборнику “Затеси”. Писатель хочет донести до нас сокровенные мысли, которые не дают ему покоя, мучают его. Ему хочется поделиться с нами и найти отклик на них.

    1. Работа в группах начинается с вызова — осмысления названия рассказа.

    Вопросы для размышления:

    • что обычно пишут в записке,
    • кому и когда пишут записку?
    • о чём может быть рассказ с таким названием?

    Ответы: в записке пишут коротко, точно самую суть сообщения; это сообщение обычно адресовано друзьям, родным. Рассказ с таким названием, наверное, содержит загадочную записку, с которой начнутся невероятные события.

    Далее читается начало рассказа: “На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Каждая группа, посовещавшись, выдвигает свою версию, кто бы мог написать эту записку, кому.

    Возможные ответы:

    • уезжая в отпуск, человек оставляет другу, соседу свою кошку, собаку, чтоб присмотрели;
    • судя по записке, речь идёт о существе женского рода;
    • слово “прокорм” обычно относится к животному — это значит нужно иметь много еды.

    После этого читаем весь текст рассказа “Записка”.

    “На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.
    Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

    Как видно, рассказ совсем небольшой по объёму, но не оставляет равнодушным никого. Сразу после прочтения у учеников на лицах недоумение. Как же так: мы ожидали, что будут интересные события, а тут – грустные… В своих выступлениях представители групп говорят об этом.

    Далее осмысление проблемы, поднятой в рассказе: сын бросил мать на вокзале. У учеников это вызывает растерянность — так нельзя обращаться с матерью! Какое-то небрежное, нечеловеческое отношение, подлое, бездушное, безразличное, как к вещи. Неродное отношение ”родного сынка”. Так не бывает!

    Каждая группа получает вопросы, обсуждает, совещается, готовится выступать. Выступления групп:

    • оценка поступка сына: ученики пытаются понять, что же натолкнуло его на такой шаг, можно ли его оправдать или такие поступки невозможно ни понять, ни оправдать;
    • сочувственное отношение к матери; представим, что будет с матерью дальше, найдутся ли добрые сердца, которые не пройдут мимо неё, откликнутся на её беду; почему такое могло случиться в жизни матери?

    Звучат разные версии-объяснения. Самое страшное слово в рассказе – “забыл” мать. Почему тогда привёз ее? Стесняется своей матери, её вида? Или он очень занятый человек, и ему мать (!) будет мешать?

    Следующий этап работы — в тетрадях записываются ключевые слова текста. Что говорится о матери, что — о сыне?

    Мать Родной сынок
    • неграмотная
    • изношенная в работе
    • выходная плюшевая жакетка
    • из старой русской деревни
    • привёз в город
    • вложил записку
    • “забыл” на вокзале
    •  рекомендательное   письмо

    Выступления групп — делается вывод по этим словам. “Изношенная” — так обычно говорят об одежде, а здесь — о матери. Плюшевая жакетка сохранилась на выход, — всё та же, на всю жизнь одна, не износилась, а мать в деревенской работе “износила” себя, истратила всю, вырастила “родного сынка”. Удивительно, но в описании матери автор использовал только полные прилагательные, они определяют её человеческие качества, но не употребил ни одного глагола, что выражало бы её трудолюбие, и только причастие ”изношенная” от глагола ”износить” выражает суть её деревенской жизни.

    Говоря о сыне, писатель использовал только глаголы — они обозначают действия, по ним видно, что сын деловой, расчётливый. Сынок не знает и не ценит своей матери, его отношение к ней отличается от отношения автора. В записке о матери “сынок” пишет краткие прилагательные “легка” и “не зловредна”. От этих слов веет холодом, отчуждением!

    1. Рефлексия.

    На этом этапе ученики говорят о проблеме, поднятой в тексте, об авторской позиции. Группы анализируют проблемную ситуацию: сын отказался от старой матери. Какова авторская позиция? То, что предлагает писатель – “пороть”, — это от безысходности. Взрослого сына таким образом невозможно наказать. Что же делать? Завершая работу, ученики пишут в тетрадях своё мнение (пишут в тетрадях товарищей по группе – “по кругу”). Эти записи подводят итог обсуждения, затем будут оценены учителем.

    Рефлексия заканчивается выступлением групп:

    1. Первая группа
    выполняет задание: по словарю Ожегова найти слово “долг”, выписать из этой словарной статьи фразеологизмы и объяснить их. Автор предлагает пороть публично таких людей, в которых заглохло чувство милосердия. Сынок, “забыв” мать на вокзале, не вспомнил и народную мудрость об отношении детей к родителям.

    Фразеологизмы:

    • сыновний долг
    • быть в неоплатном долгу перед матерью
    • отдать последний долг

    В этих фразеологизмах обобщение опыта жизни многих поколений, они напоминают о долге взрослых детей перед постаревшими родителями. Отказавшись от своей матери, сын потерял всё: он остался один. Придёт ли время, когда он осознает это?

    1. Вторая группа
    отвечает на вопрос: что будет с матерью? Без денег, одна, робкая, стеснительная, старая, неуклюжая — стоит и ищет глазами сына, где же он. Кругом люди, торопятся по своим делам. Хочется верить, что найдутся среди них милосердные, которые не пройдут мимо, приютят или помогут ей уехать в деревню.
  • Третья группа
  • отвечает на вопрос: какую зарубку в сердце оставил рассказ? В.П.Астафьев напомнил, что есть такие поступки в жизни, совершать которые мы не имеем права, несмотря ни на какие оправдания!

    Вернёмся к теме урока. О наболевшем, как на исповеди, откровенно сказал писатель в рассказе-миниатюре и не оставил читателя равнодушным.

    На заключительном этапе пишется синквейн (состоит из 5 строк: 1-ключевое слово, определяет содержание синквейна; 2-два прилагательных, характеризуют данный предмет; 3-три глагола, показывают действие предмета; 4-короткое предложение, в котором высказывается отношение к проблеме; 5-обычно одно существительное, выражающее чувство.)

    Синквейн 1-й группы:

    • Человечность.
    • Суетный, отвлечённый.
    • Родился, вырос, ”забыл”.
    • Вложил…
    • Занятость!

    Синквейн 2-й группы:

    • Сынок.
    • Родной, действующий.
    • Вырос, привёз, ”забыл”.
    • Записка-рекомендация.
    • Ужас…

    Синквейн 3-й группы:

    • Мать.
    • Старая, брошенная.
    • Ждёт, оглядывается, плачет.
    • Сердце ноет от жалости.
    • Горе.

    В конце урока ученица исполнила на скрипке “Мелодию” композитора Дворжака, которая прозвучала как выражение общего настроения: задумаемся, что происходит порой в жизни…

    Нравственный урок извлёк каждый, не было ни одного ученика, который не принял бы участие в обсуждении в своей группе, не участвовал бы в сочинении синквейна. Самые логичные синквейны сочинили мальчики. После урока ребята подошли к выставке книг В.П.Астафьева, а учителю было радостно рекомендовать его произведения. “Царь-рыба”, “Печальный детектив”, “Последний поклон”, “Прокляты и убиты”, “ Последняя пастораль”. Напечатаны они в разные годы в “Роман — газете”, в журналах “Новый мир”, “Юность”, в современном журнале для школьников “Путеводная звезда” (прекрасный повод показать ученикам эти издания!) Несмотря на грустную тему урока, было понятно, что цель достигнута: равнодушных не было!

    Приложение

    написания стихов | thelibraryteacher

    7 июня 2019 г. · 22:41

    В этом году я попробовал кое-что новое с третьими классами в рамках Месяца национальной поэзии. Мы взялись за написание стихов синквейн. Я читал стихи ученикам в течение апреля, так как все классы так или иначе были связаны с поэзией. Апрель — это также время, когда с третьего по пятый классы проходят государственное стандартизированное тестирование, поэтому мне нужны гибкие и веселые занятия для учеников. Я думаю, что поэзии не уделяется достаточно времени в классе (я где-то слышал, что мы ценим то, что можем проверить…), поэтому мне нравится привлекать внимание к поэзии для всех учащихся.

    Синквейн Стихи-Формы Поэзии

    Синквейн — это разновидность поэзии форм, состоящая из пяти строк, образующих симметричную форму, поскольку автор следует формуле определенного количества слов в строке. Меня вдохновил пост на сайте WriteShop (writeshop.com/writing-a-cinquain-poem). Я создал графический органайзер, чтобы ученики могли следовать указаниям, проводить мозговой штурм и добиваться успеха.

    После объяснения того, что такое поэма синквейн, у меня был графический органайзер для каждого ученика, а также словари и тезаурусы под рукой на каждом столе. Мы работали над стихами за три посещения библиотеки. В течение первых двух занятий учащиеся использовали графический органайзер для мозгового штурма и уточнения своего письма.

    Конечный продукт

    На последнем занятии они переписали свое стихотворение на новый лист бумаги и добавили художественные работы. Они гордились своими стихами!

    , поданные в разделе без категории

    Tagsed As Cinquain Poems, Cinquain Poetry, Creativity, национальный месяц поэзии, поэзия, поэзия, поэты, формные, скорбные поэзии, записи.

    7 июня 2019 г.· 00:46

     

    Во время Национального Месяца Поэзии в апреле у меня есть каждый класс, чтобы написать стихи. Наши государственные стандартизированные тесты также проходят в апреле, поэтому все должно быть гибко и не напряжно! В этом году я решил попробовать что-то другое и попросил пятиклассников сочинить найденные стихи, используя слова, вырезанные из журналов.

    Должен признаться, я стал немного одержим вырезанием слов. Было здорово смотреть телевизор по ночам в поисках слов. Я почти не мог остановиться, и теперь я должен заставить себя просто переработать этот журнал без поиска классных слов!

    Найдены стихи-слова из журналов

    Найденные стихи, как указано на веб-сайте http://www.poets.org, берут существующие тексты и переделывают их, переупорядочивают и представляют в виде стихов.

    Так или иначе…..Я вырезала много слов для студентов. Я создал Google Slide с примерами найденных стихотворений, созданных с использованием вырезанных слов, и показал их ученикам. Мы обсуждали, что они считали поэзией и как найденные стихи вписываются в эту литературную форму.

    Затем я разложил их листом копировальной бумаги, клеем и целой кучей слов на столах. Я сказал им, чтобы они просто начали искать интересные слова или слова, которые им показались интересными. Сначала они были робкими, но через пару минут включились в охоту. Затем, когда я сказал, что они могут встать из-за своего стола и пройтись к другим столам, это действительно стало весело.

    Пятиклассники в апреле могут быть такими пресыщенными и крутыми, но боже, как же они взволнованы. Похоже, они действительно хорошо проводили время. Это была возможность проявить творческий подход, быть свободным, не иметь правильных или неправильных ответов и просто повеселиться. И они сделали.

    Поделиться с Padlet

    Я сфотографировал каждого и загрузил стихи каждого класса в Padlet. Я отправил ссылку по электронной почте учителю (или ученикам, если они спросили). Таким образом, они могли читать стихи своих одноклассников.

    Некоторые стихи были очень трогательными. Некоторые из них были забавными, а некоторые вызывали головокружение. Я обязательно сделаю это снова в следующем году. А пока, мне кажется, я вижу несколько журналов, лежащих на журнальном столике…..

    Зарегистрировано в разделе Деятельность Makerspace, Студенты, использующие технологии, Без категории

    Отмечено как творчество, Найденные стихи, Найденная поэзия, Месяц национальной поэзии, Падлет, стихи, поэзия, написание стихов

    1 мая 2018 г. · 15:52

    Третьеклассники использовали персонажей книжек с картинками в качестве вдохновения для написания стихов в рамках празднования Национального месяца поэзии. Я выбрал книжки с картинками с сильными персонажами и случайным образом раздал их небольшим группам студентов. Используя шаблон, студенты прочитали книгу и решили, кто будет предметом их стихотворения.

    Мы подчеркнули использование текстовых доказательств для их написания. Если вы собираетесь сказать, что персонаж что-то «видит», убедитесь, что вы можете указать на доказательства. Этот шаблон также можно использовать в качестве отчета о книге.

    Второе посещение библиотеки было использовано для завершения работы с теми группами, которые не заполнили все строки или нуждались в помощи по редактированию.

    Запись стихов и загрузка на YouTube

    Третий визит в библиотеку Я записал на видео группы, читающие свои стихи, и с помощью Windows Movie Maker создал фильм, который загрузил на YouTube. Поделились ссылками с учителями, чтобы ученики могли просмотреть готовый продукт.

    Еще один класс должен быть записан, и теперь, когда сумасшествие государственных испытаний закончилось, я могу приступить к нему!

    Класс смотрит их видео со стихами на YouTube.

    Рубрики Книги, Социальные сети, Без категорий

    Отмечено как стихи книжных персонажей, Месяц национальной поэзии, написание стихов, деятельность в малых группах, YouTube

    30 апреля 2018 г. · 15:23

    все уровни обучения. Учащиеся второго класса написали стихотворение «Никогда», в котором есть повторы и аллитерации. Мы использовали шаблон, который я нашел на WriteShop.com (https://writeshop.com/writing-a-never-poem). Студенты использовали словари и тезаурусы, чтобы найти слова, если они застряли на идеях.

     

    Стихи, записанные на Flipgrid

    Я использовал Flipgrid, чтобы ученики могли записывать, как они читают свое стихотворение. Это дает им настоящую аудиторию и практику чтения вслух. Я также поделился этим на странице школы в Facebook, чтобы еще больше расширить аудиторию и позволить родителям увидеть, чем занимаются их дети.

    Загляните к нам! https://flipgrid.com/876d05

    Зарегистрировано в разделе Инструкции по информационной грамотности, Учащиеся, использующие технологии, Без категорий

    Помечено как словарь, Flipgrid, Месяц национальной поэзии, написание стихов, технология, тезаурус

    17 апреля 2018 г. · 23:51

    Я решил рискнуть и попробовать блэкаут-поэзию в четвертом классе. Я видел это несколько лет назад, но не был уверен, как это будет работать и «поймут ли они это». В предыдущих примерах использовались газетные или журнальные статьи, и я просто не думал, что это заинтересует наших студентов. Но я думаю, что это был успех, и большинство из них действительно наслаждались этим и были в восторге от процесса.

    В поисках нужного «крючка»

    Где-то я читал о библиотекаре, который взял за основу стихов ксерокопии первых страниц книг глав (я бы приписал эту идею, если бы мог вспомнить, где я ее видел). Я просмотрел наш раздел художественной литературы, чтобы выбрать те, которые действительно привлекли внимание читателей. Эта группа также нуждается в мотивации, чтобы выбрать книги по главам и действительно прочитать их. Я подумал, что это занятие может вдохновить некоторых из них почитать книги. Я не раскрывал, из каких книг они пришли, пока они не закончили стихи, и они были взволнованы, когда узнали свою страницу.

    Введение и примеры: Google Slides и YouTube

    Я создал краткий Google Slides, содержащий примеры поэзии затемнения, а затем показал студентам видео об Остине Клеоне, писателе, который хорошо известен своими газетными стихами о затемнении.

    Затем я случайным образом раздал копии первых страниц вместе с карандашами.

    Творческий процесс

    Некоторые ученики поначалу испытывали трудности, но после того, как они расслабились и убедились, что на самом деле не существует «правильного» способа, они добились прогресса. Это занятие было выполнено в течение двух посещений библиотеки с инструктажем и созданием, каждое из которых занимало от 20 до 30 минут.

    Учащиеся на начальных этапах обводят слова карандашом.

     

    Теперь серьезно! Чернение мелками.

    Совместное использование с помощью Padlet

    Я хотел, чтобы ученики могли читать стихи друг друга, поэтому остановился на Padlet. Сделав фотографии каждого законченного стихотворения, я загрузил их. Я отправила учителям по электронной почте ссылку на Padlet и попросила их поделиться со своими учениками. В случае с одним из учителей это будет ее единственная возможность увидеть работы своих учеников, так как она почти всегда отправляет своего помощника в библиотеку, оставаясь при этом в своем классе!

    Вот две ссылки:

    В следующем году я обязательно снова буду писать стихи для блэкаута в рамках Месяца национальной поэзии!

    Рубрика: Социальные сети, Без категорий

    Помечены как затемненные стихи, затемненная поэзия, Google слайды, Месяц национальной поэзии, Padlet, стихи, поэзия, написание стихов, YouTube

    27 апреля 2017 г. · 15:57

    Второй учащиеся класса создали стихи для Месяца национальной поэзии, используя шаблон (https://writeshop. com/writing-a-never-poem) для «Поэмы никогда», в которой особое внимание уделяется повторению и аллитерации. Мы обсудили, что такое поэзия и некоторые характеристики стихов. Я смоделировал письмо, используя белую доску, и позволил ученикам помочь мне придумать слова (все они начинаются с одной и той же согласной). Затем мы говорили о прилагательных и добавляли прилагательные для описания выбранных нами существительных.

    Доступный словарь и тезаурус

    У меня были словари и тезаурусы за столами, чтобы помочь им найти слова, если они рисовали пробел; это также служило обзором для этих справочных источников.

    Flipgrid для аудитории

    У одного класса была возможность записать свое чтение стихов на Flipgrid, но из-за нехватки времени (подготовка к государственным экзаменам и т. д.) другие могли не записаться. Я думаю, что важно дать студентам возможность записывать себя. Это хороший опыт обучения, и они любят видеть и слышать себя! flipgrid. com/3a42d1

     

    Рубрика: Инструкции по информационной грамотности, Социальные сети, Студенты, использующие технологии, Без категорий

    С тегами словарь, Flipgrid, Месяц национальной поэзии, написание стихов, тезаурус

    13 апреля 2016 г. 14:00 Всю неделю в библиотеке продолжалось сочинение стихов! Я выбрал различные виды деятельности по написанию стихов для каждого класса в зависимости от их уровня развития. Я нашел шаблон стихотворения «Я есть» на веб-сайте Freeology, но решил, что он слишком длинный для первоклассников (а у нас было всего около 20 минут, чтобы выполнить задание), поэтому я адаптировал его.

    Сокращенная версия шаблона стихотворения «Я есть»

    Обсудив, что ученики знают о поэзии, и прочитав несколько стихотворений, они начали писать. Я хотел снять на видео, как ученики читают свои стихи, но решил, что у меня не будет времени делать это с 80+ учениками во всех 4-х первоклассниках. Я выбрал самое удачное стихотворение; те, которые были самыми оригинальными и показали некоторые тщательные мысли.

    Flipgrid

    Я решил использовать Flipgrid для записи учащихся, так как это быстро и студенты могут легко принять участие в процессе. Flipgrid также легко поделиться. Я отправил учителям по электронной почте ссылку на сетку, а также разместил ее на странице школы в Facebook. Ознакомьтесь с некоторыми из наших начинающих поэтов:

    http://flipgrid.com/#27fe2c72

    Рубрика Студенты, использующие технологии, Без категорий

    С пометкой «Я есть» стихи, Flipgrid, Месяц национальной поэзии, поэзия, написание стихов УЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ КЛАССА

    ПОЭЗИЯ НА АКРОСТИХЕ

    Поэма на акростихе имеет основную идею, расположенную в левой части стихотворения. Каждая буква в слове темы имеет новую мысль, которая проходит сбоку слева направо и имеет отношение к слову темы. Тематическое слово обычно также является заголовком.

    Например…

    Если бы вы писали акростих со словом «тыква», заголовок был бы «тыква», и каждая строка стихотворения начиналась бы с одной из букв слова «тыква».
     

    PUMPKIN
    by Kaitlyn Guenther

    P iles of candy 
    U nder the bed 
    M ake for a delicious snack 
    P eople
    K now 
    I это был Хэллоуин, потому что
    N o без конфет

    ПОЭЗИЯ ХАЙКУ

    Что такое хайку?
     Хайку – это форма поэзии, впервые ставшая популярной в Японии, которая получила признание во всем мире. Перед поэтами хайку стоит задача передать яркое сообщение всего 17 слогами.

         
    Чудо весеннего утра
    милый безымянный холмик
    на море тумана

     
    В Японии эти стихи ценятся за простоту, открытость, глубину и легкость.

    Структурные правила:
    • Используйте ровно 17 слогов
    • Слоги располагаются в три ряда 5-7-5
    • Избегайте сравнений и метафор
    • Относится к временам года
    О чем хайку?
    Стихи хайку могут описать что угодно, но редко бывают сложными или трудными для понимания. Почти во всех хайку есть доминирующее впечатление или основная идея, которая сильно воздействует на одно из пяти чувств.
    Сезонная тема
    Каждое хайку должно содержать киго, сезонное слово, указывающее, какое время года 
    год, когда происходит действие Хайку. Например, цветы указывают на весну, снег
    — на зиму, комары — на лето. Сезонные слова
    не всегда так очевидны, вам может понадобиться рассмотреть тему стихотворения, чтобы
    найти их. Например:
    Появляются облака и приносят —
    мужчинам возможность отдохнуть от
    глядя на луну

    Сезонное слово в этом хайку — облака, обозначающее сезон дождей.


    СИНКВЕН ПОЭЗИЯ

    ЧТО ТАКОЕ СИНКВЕЙН?

    Синквейн, произносится как «син-тростник», – это форма поэзии, которая очень популярна из-за своей простоты.

    Синквейны состоят всего из пяти строк, в каждой строке всего несколько слов, что облегчает их написание. В первой и последней строках всего два слога, а в средних строках их больше, поэтому они заканчиваются ромбовидной формой, похожей на поэтическую форму, называемую diamante.

    Хотя в них всего пять строк, лучшие синквейны рассказывают небольшую историю. Вместо просто описательных слов они также могут иметь действие (что-то происходит), чувство, вызванное действием, и вывод или окончание.

    Вы можете научиться писать синквейны, выполнив несколько простых шагов:

    1. Решите, о чем вы хотите писать.
    2. Придумайте слова и фразы, связанные с вашей идеей.
    3. Подумайте, какую историю вы хотите рассказать.
    4. Пишите слова и фразы в порядке, который описывает вашу историю, обязательно считая слоги.

    Строка 1 – 1 заголовок слова
     Строка 2 – 2 описания слов
    Строка 3 – 3 слова действия
    Строка 4 – 4 слова с чувством
    Строка 5 – 1 слово, отвечающее на вопрос: «Когда я думаю о заголовке, я думаю о…?»

    ПОЭЗИЯ ЦВЕТА

    Град и кости палтуса

    Мэри О’Нил

    Что такое апельсин?

    Оранжевая тигровая лилия,
    Морковь,
    Перо из
    Попугай,
    Пламя,
    Самый дикий цвет, который вы можете назвать.
    Прощание
    На закате, который 
    Сотрясает небо.
    Смелый апельсин
    Смелый апельсин
    Сладко-горький
    И бархатцы.
    Оранжевый молния
    Оранжевый штрих
    Самая яркая полоса
    В римском кушаке.
    Апельсин это апельсин
    Тоже манго.
    Апельсин — это музыка
    Танго.
    Оранжевый мех
    Огненной лисы,
    Самый яркий мелок
    В коробке.
    А осенью
    Когда листочки зеленеют
    Апельсин пахнет
    Горящий костер.

    ЧТО ТАКОЕ КРАСНОЕ?

    Красный закат
    Яркий и яркий.
    Читать — чувство смелое
    Изо всех сил
    Красное — солнечный ожог
    Пятно на носу, иногда красное
    Красное, красное, розовое.
    Красные закорючки
    Когда порежешь руку.
    Красный — это кирпичик и резинка.
    Читать жарко
    Внутрь попадаешь
    Когда смущаешься
    И хочется спрятаться.
    Фейерверк, пожарная машина
    Огненный мерцающий красный —
    А когда ты злишься,
    Красный бежит у тебя в голове.
    Рид-индеец,
    Валентинка в виде сердца,
    Отделка на
    Цирковая тележка.
    Красный — помада,
    Красный — крик,
    Красный — сигнал
    Который говорит: «Осторожно!»
    Red — это большой резиновый мяч
    .
    Красный — самый гигантский цвет
    из всех.
    Красный — это понты
    Без сомнения —-
    Но можете ли вы представить
    Жизнь без него?

    «Что такое желтый?

    Желтый цвет солнца,

    Веселье,

    Яичный желток,

    Утиный клюв,

    Канарейка,

    И нарцисс.

    Что такое фиолетовый?

    Время пурпурное
    Незадолго до ночи
    Когда большинство людей
    Включите свет —
    Но если вы этого не сделаете, это
    Красивое зрелище.
    Астры фиолетовые,
    Тушь фиолетовая.
    Фиолетовый более популярен
    Чем ты думаешь….
    Это вроде как здорово
    Бабушка в розовый.
    Есть лиловые тени
    И лиловые вуали,
    Некоторые дамы лиловые
    Их ногти.
    Там фиолетовое варенье
    И фиолетовое желе
    И синяк
    Завтра скажет
    Где ты приземлился
    Когда ты упал.
    Фиолетовое ощущение
    Довольно надутый
    Фиолетовый вид
    Определенно надутый.
    Но фиолетовый звук
    Прекрасней всего
    Это фиолетовое открытие
    Весной.

    Что такое золото?

    Золото — это металл
    Золото — это кольцо
    Золото — это очень
    Красивая вещь.
    Золото — это солнце
    Легкий и тонкий
    Теплый как булочка
    На вашей коже.
    Золото — это луна
    Золото — это звезды;
    Юпитер, Венера
    Сатурн и Марс.

    Что такое белый?

    Белая голубка
    И ландыш
    И лужица молока
    Пролитая в переулке—
    Корабельный парус
    Хвост коршуна
    Свадебная фата
    Град и
    Кости палтуса
    И некоторые люди
    Телефоны.
    Самый жаркий и ослепляющий свет
    Белый.
    И бело дыханье
    Когда задуешь в морозную ночь.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts