Синквейн как сделать: Синквейны. Составление синквейна с примерами.

Дидактический синквейн | Коррекционная работа в ДОУ

Автор: Манина Ирина Валентиновна

Организация: МДОУ «Судский д/с «Теремок»

Населенный пункт: Вологодская область, п. Суда

  • «Дидактический синквейн»
  • Современная логопедия находится в активном поиске совершенствования процесса обучения и развития детей в различных образовательных условиях, характерных для детей с особыми образовательными потребностями.
  • Синквейн — это методический прием, который представляет пять нерифмованных строк, причем составление каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному материалу. Синквейн является технологией, которая активирует умственную деятельность дошкольников. Составление синквейна требует от ребёнка способность найти и выделить в изучаемой теме главные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, следуя правилам.
  • Дидактический синквейн имеет иное построение и не основывается на слоговой зависимости. Его отличает смысловая и синтаксическая часть каждой строки. При составлении дидактического синквейна допускаются отклонения от правил его написания.
  • Дидактический синквейн – технология, органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников.
  • Метод дидактического синквейна развивает и совершенствует интеллектуальные способности дошкольников с нарушением речи и позволяет мыслить более продуктивно.
  • Инновационность данной методики в создании условий для развития личности, способной исключать лишнее и выделять главное, обобщать и классифицировать материал.
  • Синквейн и ФГОС

Синквейн основывается:

  • на личностно-ориентированном,
  • деятельностном,
  • комплексном,
  • дифференцированном подходе.

Соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что эта новая технология:

  • открывает новые возможности;
  • помогает оптимизировать работу учителя –логопеда;
  • гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК;
  • не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;
  • способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий;
  • является диагностическим инструментом;
  • даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;
  • носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

 

  • Как появился синквейн?

Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

  • Правила построения синквейна
  • Первая строчка — это его тема. Представлена она одним словом — существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные или причастия.
  • В третьей строчке с помощью глаголов или деепричастий описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже фраза, при помощи которой ребенок высказывает свое отношение к теме. Это предложение, составленное ребёнком самостоятельно, крылатое выражение, пословица, поговорка.
  • Пятая строчка — одно слово, которое представляет собой итог. Чаще всего это обобщающее слово по теме .

Чтобы правильно составить синквейн необходимо:

иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

• владеть обобщением;

• понятиями: слово — предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак;

• научиться правильно, понимать и задавать вопросы;

• согласовывать слова в предложении;

• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

  • Например:

1. Цветок(бальзамин)

2. Красивый, зелёный.

3.Цветёт,растёт,радует.

4. Растёт в нашей группе.

5. Растение (комнатное растение)

  • Например:

1. Цветок(бальзамин)

2. Красивый, зелёный.

3.Цветёт,растёт,радует.

4. Растёт в нашей группе.

5. Растение (комнатное растение)

  • Например:

1. Книга

2. Интересная, красочная.

3. Рассказывает, учит, воспитывает.

4. Я люблю читать книгу.

5. Сказки.

  • Например:

1.Матрёшка

2.Деревянная,расписная (красивая,раскладная)

3.Разбирается(собирается),радует, веселит .

4. В наряженной девице попрятались сестрицы.

5.Сувенир(игрушка).

  • Лексические темы:
  • Советы педагогам:
  • 1. Начинать учить детей составлять синквейны на тему, хорошо им знакомую («Семья», «Детский сад» и т.д.)
  • 2. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика темы или предмета.
  • На любой непосредственно образовательной деятельности дети получают от нас знания, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Способность изложить информацию в нескольких словах очень важное умение.
  • Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
  • Например:
  • Начало непосредственно образовательной деятельности. Приступая к изучению новой темы, обычно спрашиваем: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии.
  • Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.
  • Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний наших детей показывает итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении занятия – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.
  • Примеры синквейнов-загадок:
  • 1. (?) Непобедимая, смелая – защищает, стоит на страже, воюет, «если она сильна – непобедима страна», защита!
  • 2. (?) Мудрые, добрые – живут, помнят, стареют, « шли в бой не жалея себя – страну заслонили собой!», воины.
  • 3. (?) Бескрайний ,чёрный – манит, зачаровывает , пугает, «В нём находятся небесные тела .», вселенная.
  • В чём же эффективность и значимость синквейна?
  • Его простота. Синквейн могут составить все.
  • В составлении
    синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Можно научить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать! Совет: Сделайте с детьми копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни


  • Синквейн для воспитателя детского сада — это:
  • — инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,
  • — средство творческого самовыражения ребёнка,
  • — способ обогащения словарного запаса,
  • — подготовка к краткому пересказу,
  • — и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

 

Синквейны – превосходный способ контроля. Сочинить синквейн, не зная темы, предмета или текста, невозможно.

Эту технологию хорошо использовать как итог работы, создавая синквейны, выражающие суть работы детского коллектива и результатов занятия.

А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если Вы легко можете составить такое стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие темы.

Технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем:

  • Информационной;
  • деятельностной;
  • личностно ориентированной.

Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.

Приложения:

  1. file0.docx.. 23,8 КБ
  2. file1.pptx.zip.. 6,5 МБ
Опубликовано: 14. 10.2022

Что такое синквейн? Общая информация. Применение. Недостатки и достоинства. Использование синквейна на уроках.

Синквейн

— это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Правила построения синквейна

  • Первая строчка

    стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

  • Вторая строка

    состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

  • В третьей строчке

    , посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

  • Четвертая строка

    — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

  • Пятая строчка

    — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:

Синквейн Образный, точный Обобщает, развивает, обучает «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах» Творчество.

Как использовать синквейны на уроке?

Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.

Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

Как научить детей писать синквейн?

В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

Области применения

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –— литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн.

Свет

Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

Варианты работы с синквейном

Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.

Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:

Мимолетное, замирающее Бежит, останавливается, лечит Потрясающее явление Жизнь.

Дети должны определить, что тема данного синквейна — «Время».

Достоинства метода

При составлении синквейна на уроках:

  • повышается интерес к изучаемому материалу;
  • развивается образное мышление;
  • развиваются творческие способности учащихся;
  • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
  • развивается мышление и воображение;
  • вырабатывается способность к анализу;
  • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
  • расширяется словарный запас.

Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

Примеры синквейнов

На природоведении можно предложить детям составить синквейны про времена года.

Лето Жаркое, веселое Гулять, играть, отдыхать. Ждем с нетерпением. Каникулы!

Весна Теплая, яркая Расцветает, зеленеет, радует. Природа просыпается. Здорово!

На уроке литературы учитель, в качестве домашнего задания, предлагает детям составить синквейн про любимое произведение. Результат может быть таким:

Нина Умна и смела. Путешествует, дружит, побеждает. Восхищаюсь я ей. Речь идет о книге «Девочка шестой луны» Муни Витчер.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts