Синквейн митрофан: Синквейн недоросль

Главные герои «Недоросль» – характеристика героев пьесы Фонвизина

Комедия Фонвизина «Недоросль» написана в лучших традициях российского классицизма. В соответствии с классицистическими канонами, действующие лица в произведении четко разделены на положительные и отрицательные, а их имена и фамилии емко характеризуют и обнажают основные черты персонажей. Однако, в отличие от традиционных образов классицистических пьес, герои «Недоросля» лишены шаблонности, чем и привлекают современных читателей и зрителей.

К положительным действующим лицам относятся Правдин, Софья, Стародум и Милон. Каждый из них поддерживает идеи Просвещения, считая основными человеческими ценностями добродетель, честность, любовь к родине, высокую мораль и образованность. Их полной противоположностью изображены отрицательные герои – Простаковы, Скотинин и Митрофан. Они являются представителями «старого» дворянства, которое всеми силами хватается за устаревшие идеи крепостного и феодального устройства. Их основными ценностями являются деньги, положение в общественной иерархии и физическая сила.

В пьесе Фонвизина «Недоросль» главные герои делятся на своеобразные дуальные пары, в которых автор изображает людей со схожими социальными ролями, но изображая их в зеркальном искажении. Так, кроме пары «детей» – Софьи и Митрофана, можно выделить «воспитателей» – Стародум и Простакова, «женихов» – Милон и Скотинин, а также «владельцев» – Простаков и Правдин.

Митрофан – недоросль и главный герой комедии – избалованный глупый юноша шестнадцати лет, за которого все всегда делала мать, няня или слуги. Переняв от матери любовь к деньгам, грубость и неуважение к родным (Простакова готова обмануть родного брата, лишь бы уладить выгодный для нее брак), а от отца полную безвольность, он ведет себя как маленький ребенок – не хочет учиться, тогда как женитьбу находит веселой забавой.

Полной противоположностью Митрофану является Софья. Это образованная, умная и серьезная девушка с непростой судьбой. Лишившись в раннем возрасте родителей и живя на попечении у Простаковых, Софья не перенимает их ценности, а, по сути, становится «белой вороной» в их обществе (Простакова даже возмущается, что девушка умеет читать).

Простакова предстает перед читателями с одной стороны как необразованная, хитрая женщина, которая ради наживы готова практически на все, а с другой – как практичная хозяйка и любящая мать, для которой счастье и беззаботное будущее ее сына стоит превыше всего. Простакова воспитывала Митрофана так, как воспитывали ее, поэтому и могла передать и показать собственным примером устаревшие, давно исчерпавшие себя идеи и ценности.

У Стародума совершенно иной подход к воспитанию – он не относится к Софье, как к маленькому ребенку, беседуя с ней на равных, наставляя ее и советуя исходя из собственного опыта. В вопросе замужества мужчина не берется окончательно решать за девушку, так как не знает, свободно ли ее сердце.

В образе Стародума Фонвизин изображает свой идеал родителя и воспитателя – авторитетной сильной личности, которая сама прошла достойный путь. Однако анализируя систему персонажей «Недоросля» с точки зрения современного читателя, стоит отметить, что образ Стародума как воспитателя тоже не идеален. Все время, пока он отсутствовал, Софья была лишена родительской опеки и предоставлена самой себе. То, что девушка научилась читать, ценит мораль и добродетель скорей заслуга ее родителей, которые привили ей это еще в малом возрасте.

Вообще тема родства важна как для положительных героев пьесы «Недоросль», так и отрицательных. Софья

– дочь достойных людей, Милон – сын хорошего друга Стародума. Простакова же только после замужества получила эту фамилию, на самом деле она Скотинина. Брат и сестра очень похожи, ими обоими движет жажда наживы и хитрость, они не образованы и жестоки. Митрофан изображен настоящим сыном своих родителей и воспитанником дяди, перенявшим по наследству все их отрицательные черты, в том числе любовь к свиньям.

Персонажи, чье родство в пьесе не упоминается – Простаков и Правдин. Простаков кардинально отличается от своей жены, по сравнению с активной и деятельной Простаковой он выглядит безвольным и пассивным. В ситуации, когда он должен показать себя хозяином деревни, мужчина теряется на фоне своей жены. Это и приводит к тому, что владельцем удела становится более активный Правдин, который смог усмирить Простакову. Кроме того, Простаков и Правдин выступают некими «ревизорами» происходящего. Правдин является голосом закона, Простаков же – мнением простого (вспомним о «говорящих» фамилиях пьесы) народа, которому не нравится как ведет себя «старое» дворянство в лице его жены и шурина, но боится их гнева, поэтому говорит только в сторону и не договаривая.

Последняя пара персонажей – это Скотинин и Милон. Мужчины олицетворяют устаревшие и новые идеи о браке и семейной жизни. Милон знает Софью с детства, они любят друг друга, а потому их отношения строятся на взаимном уважении и дружбе. Скотинин даже не пытается узнать девушку поближе, его волнует лишь его приданое, при этом он даже не собирается обустроить ей хорошие условия после брака.

Кроме главных персонажей, в пьесе присутствуют второстепенные действующие лица – учителя и воспитатели Митрофана-недоросли. Характеристика героев второго плана –

Еремеевны, Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана – связана с их социальной ролью в пьесе. Няня представляет собой пример крепостного человека, который всю жизнь верно служит своей хозяйке, терпя побои и несправедливость. На примере же образов учителей автор обнажает все проблемы образования в России 18 века, когда детей обучают отставные военные, не окончившие семинарию или вовсе конюхи.

Для 18 века новаторство Фонвизина состояло в том, что автор изобразил действующие лица «Недоросля» без чрезмерного пафоса и шаблонности, присущих многим произведениям классицизма. Каждый герой комедии – это несомненно сборный образ, но созданный не по готовому «трафарету», а обладающий своими индивидуальными чертами. Именно поэтому персонажи произведения «Недоросль» даже в наши дни остаются ярчайшими образами русской литературы.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Марика Соловьева

    16/18

  • Дарья Воротынцева

    17/18

  • Даниил Широкорад

    11/18

  • Татьяна Кощакова

    18/18

  • Таня Дуровна

    18/18

  • Ярослав Севостьянов

    17/18

  • Роман Павлушкин

    14/18

  • Раяна Муслимова

    18/18

  • Елена Шультайс

    18/18

  • Гоша Кишенёв

    18/18

Конспект урока русского языка в 6-м классе на тему «Имя прилагательное – часть речи замечательная»

Ключевые слова: Имя прилагательное, имя прилагательное как часть речи

Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи.

Задачи урока:

  • Отработать умения и навыки по правописанию и употреблению в речи имен прилагательных;
  • Формировать умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже;
  • Развивать самоконтроль, мышление, речь учащихся;
  • Повторить навыки различных видов разбора.

Оборудование урока: экран, ИТК, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы! Тогда — за работу!
Удачи желаю я Вам!

Вашему вниманию представлен синквейн.

— В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В первой строке задана тема стихотворения

Полное Качественное
Указывает Описывает Украшает
Характеризует предмет с разных сторон.
Часть речи.

О какой части речи говорится в этом пятистишии? Правильно, о прилагательном. Но прежде, чем мы начнем повторение и обобщение темы «Имя прилагательное», я хочу пригласить вас на урок грамматики, на котором молодой человек по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи.

Сценка «Урок грамматики у Митрофанушки» (по пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль»)

Правдин. Митрофанушка, что же ты знаешь по грамматике?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь? Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон в чулане шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.

Митрофан. И ведомо.

Учитель:

Вот так Митрофанушка определяет, что такое прилагательное. Я думаю, что вы знаете, что такое имя прилагательное и сейчас постараетесь без ошибок ответить на все вопросы предлагаемых заданий.

Почему же Митрофанушка назвал дверь именем прилагательным? Давайте обратимся к этимологии.

II. «Этимологическая страничка»

Прилагательное (лат.) — «нечто прибавленное», «приложенное».

Слово «Прилагательное» имеет латинские корни и происходит от глагола adicio, который означает присоединять, прибавлять. Именно в этом и смысл прилагательного как части речи в русском языке. Оно присоединяет или выражаясь более точно, дополняет описываемое существительное, предмет, какими-либо свойствами, признаками или характеристиками. Прилагает к предмету его описание.

III. Повторение по теме «Имя прилагательное»

— Ребята, неужели так и останется Митрофанушка Простаков невеждой? Я предлагаю помочь ему разобраться с тем, что же такое имя прилагательное, да и мы с вами повторим все об этой части речи.

Итак, поехали!

1. Цель урока — повторение изученного об имени прилагательном.

— Что обозначает имя прилагательное?

— На какие вопросы отвечает?

— Какими постоянными морфологическими признаками обладает?

— Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.

— Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? (если слово стоит во множественном числе).

— Какова роль в предложении полных прилагательных? (определение).

— Чем в предложении являются краткие прилагательные? (сказуемое).

Молодцы, ребята, все вспомнили.

— А теперь откроем тетради, запишем число, классная работа.

— Сейчас вы сможете применить свои знания. И вот первое задание.

2. Согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные.

(Новый) проблемы, (тёмный) ночами, (чистый) тряпкой, (душистый) сирени, о (добрый) подруге, (тёмно-голубой) васильки, (звонкий) голоса.

— Давайте с вами вспомним, какие разряды прилагательных мы с вами изучили и проверим наши знания.

Распределительный диктант.

Первый в. Запишите в тетрадь качественные имена прилагательные.

Второй в. Запишите относительные имена прилагательные.

Третий в. Запишите притяжательные имена прилагательные.

Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья.

Проверяем!

3. Образуйте степени сравнения имен прилагательных

— Дополните цепочку слов простой формой степеней сравнения:

Сладкий — … — … .

Вежливый — … — … .

Интересный — … — … .

Строгий — … — … .

Сладкий — слаще — сладчайший.

Вежливый — вежливей — вежливейший.

Интересный — интереснее — интереснейший.

Строгий — строже — строжайший

4. Работа по развитию речи.

А) Исправьте (устно) грамматические ошибки:

  1. Мой рисунок более красивее Петиного. (Мой рисунок более красивый. Мой рисунок красивее Петиного).
  2. Самую интереснейшую сказку написала Алена. (Самую интересную сказку написала Алена. Интереснейшую сказку написала Алена).
  3. Петин рисунок аккуратен и красивый. (Петин рисунок аккуратный и красивый. Петин рисунок аккуратен и красив).

Б) Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

(один ученик работает у закрытой доски, остальные — в тетрадях)

(Не)ряшливый вид; (не)вежливый человек; (не)большая, но интересная книга; (не)хороший день, а плохой; (не)приятный разговор; (не)настная погода; (не)лёгкий диктант; река (не)глубока; далеко (не)удачный ответ; (не)обрывистый, а пологий берег

Словарная диктовка (самостоятельно, с последующей проверкой по цепочке, объяснение орфограмм)

Бледно-лиловый куст, трудолюбивый человек, северо-западное направление, широкоплечий юноша, древнерусские летописи, чёрно-белое кино, русско-английский словарь, общественно полезный труд (н. з.)

— Молодцы!

Устная работа (физминутка), (если Н, то поднимаем одну руку, если НН, то — две

Песчаный, оловянный, стеклянный, шерстяной, гусиный, государственный, глиняный, деревянный, серебряный, картинный, телефонный, лимонный, старинный, румяный, юный

Синтаксическая работа

Учитель: Давайте обратимся к тексту.

5. Работа с текстом. Прочитать текст, определить его тему. Озаглавить. Найти и объяснить слова с изученными орфограммами.

Прекрасен лес в сказочном феврал.?ском наряде! Зимнее солнце разбрасывает свои (не)яркие лучи по веткам деревьев. На (бело)снежном ковре ч..тко выделяются ц..почки лоси(н,нн)ых и лис..их следов, а от кустов и сосен прот..нулись (темно)голубые тени. Тихо в лесу в этот ра(н,нн)ий час. Молчат серебря(н,нн)ые от инея деревья, кружатся в воздухе (не)весомые снежинки. Чуть прик..снеш. ?ся к гигант..ой еловой лапе, и на тебя обрушит.?ся (не)об.?ятное снежное облако.

— Выполните синтаксический разбор предложения: Молчат серебряные…..

Вновь задание по вариантам (морфологический разбор прилагательных из текста)

  • 1-й — разбирает прекрасен
  • 2-й — (в) сказочном
  • 3-й — февральском

Желающий работать у доски делает морфологический разбор любого прилагательного из этих трёх.

Творческая работа

— Звучит музыка (А.Вивальди. Времена года «Зима»).

— Послушайте. Опишите музыку (какая она?) именами прилагательными.

IV. Подведение итогов урока

Закончить урок мне хочется напутственным словом от прилагательного:

Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю Вашу речь,
Меня Вам нужно знать, беречь!

— Дорогие ребята, наш урок подошел к концу! Оцените его.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts