«Кубань – красавица на века делами славится!» | Классный час (4 класс) на тему:
Классный час ««Кубань – красавица на века делами славится!»
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, край,
познакомить с выдающимися личностями в истории Кубани
— Развивать умения пользоваться справочной, энциклопедической литературой.
— Воспитывать чувство гордости за свой край, уважение к его жителям.
Формирование активной жизненной позиции, своего отношения к событиям.
Ход урок
Учитель:
Слайд 2 Составление синквейна слова Родина
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Родина.
Малая, большая.
Родиться, жить, помнить.
Место, где родился человек.
Отечество.
Слайд 3 Какие слова стоят рядом со словом Родина
- Родина – это понятие, означающее единство гражданина и народа населяющего государство или же иную территорию
- Гражданин — лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству.
- Патриот — человек, который любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины
Слайд 4 С чего начинается наша Родина
Составление по группам синквейнов к слову Кубань (вывесить на доску)
Кубань.
Роскошная,родная.
Живёт,цветёт,благоухает.
Край родной, любимый нами.
Родина!
Слайд 5 Сегодня мы с вами поговорим о людях, принадлежащих к разным поколениям, но есть в их судьбах похожие страницы. Они прославляли Кубанскую землю.
— Ребята, как вы понимаете выражение «выдающийся человек»?
Как вы думаете, почему выдающиеся люди вошли в историю?
Работа в группах
Слайд 6 Страница первая «Защитники Отечества»
Кого из этих людей вы знаете?
- Головатый Антон Андреевич — казачий атаман, войсковой судья, бригадир русской армии, один из основателей и талантливый администратор Черноморского казачьего войска, инициатор переселения черноморских казаков на Кубань.
- Чепега Захарий Алексеевич — второй казачий атаман Черноморского казачьего войска, генерал-майор русской армии, активный участник русско-турецких войн второй половины XVIII столетия и переселения Черноморского казачьего войска на Кубань
- Лазарев Михаил Петрович (1788 — 1851)-флотоводец и мореплаватель. Командующий Черноморским флотом.
- Недорубов Константин Иосифович — капитан. Участник Первой Мировой и Гражданской войн. В 1942 году командовал эскадроном народного ополчения, участвовал в знаменитых кавалерийских атаках 4 Кубанского казачьего корпуса против немецко-фашистских захватчиков.
- Покрышкин Александр Иванович (1913 — 1985)-маршал авиации. Трижды герой Светского Союза. Во время войны командовал 16 авиаполком, штаб которого находился в ст. Калининской.
- Алексеенко Владимир Авраамович (1923-1995) — генерал-лейтенант. В годы Великой Отечественной войны совершил 292 боевых пилота, уничтожил 118 автомашин, 53 железнодорожных вагона.
Слайд 7 «Наука и искусство» Кого из этих людей вы знаете?
- Щербина Федор Андреевич (1849 -1936) — основоположник русской бюджетной статистики, краевед. Родился в станице Новодеревянковской. Автор «Истории Кубанского войска».
- Фелицын Евгений Дмитриевич (1848 -1903)-историк. Составил карты Екатеринодара и Новороссийска, исторические карты Темрюка.
- Кропоткин Петр Алексеевич (1842 — 1921) — географ, геолог, автор работ по теории анархизма.
- Фёдор Акимович Коваленко — В историю нашего края Фёдор Акимович Коваленко вошёл как коллекционер и меценат, создатель картинной галереи, ныне художественного музея
- .Россинский Кирилл Васильевич Сын священника, войсковой протоиерей Кирилл Васильевич Россинский приехал на Кубань 19 июня 1803 года. Всю свою недолгую жизнь этот талантливый, образованный человек посвятил благородному делу – просвещению казачества.
- Нестеров Михаил Васильевич (1862 — 1942) — художник. Заслуженный деятель искусств России. Работал над поэтическими, религиозными образами. Жил и работал в Армавире.
- Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874 — 1940) — режиссер, актер, педагог. Работал в Новороссийске, организовал несколько театральных групп.
- Пономаренко Григорий Федорович — композитор. Жил и работал в Краснодаре. Автор более 200 песен о кубанской земле.
- Запашный Мстислав Михайлович — артист цирка, директор и бывший руководитель Сочинского цирка.
Слайд 13 «Сельское хозяйство».
- Лукьяненко Павел Пантелеймонович (1901 — 1973) – ученый — селекционер. Выводил новые сорта пшеницы. До войны работал в ст. Кореновской.
- Пустовойт Василий Степанович — ученый-селекционер. Выводил новые сорта подсолнечника
- Кузовлев Анатолий Тихонович — организатор сельского производства. 30 лет возглавляет одно из самых крупных акционерных агропромышленных предприятий Кубани «Колос».
Слайд 14 группа «СПОРТ»
- Мачуга Владимир Николаевич — спортсмен. Чемпион мира и Европы по спортивной акробатике. Уроженец ст. Переяславской Брюховецкого района.
- Крамник Владимир Борисович — шахматист. Международный гроссмейстер. Родился в Туапсе. 14-й официальный чемпион мира
- Кафельников Евгений Александрович — теннисист. Родился в Сочи. Выиграл Открытые чемпионаты Франции, Австралии.
Кто еще из спортсменов, прославивших Кубань, вам знаком?
- Космонавты Геннадий Падалка. Виктор Горбатко, Виталий Севастьянов, Анатолий березовой
Вопросы для закрепления: Разгадайте кроссворд:
1. Шахматист. Международный гроссмейстер.
- Маршал авиации. Трижды герой Светского Союза.
- Ученый-селекционер. Выводил новые сорта подсолнечника.
- Кошевой атаман Черноморского войска. Возглавил переселение казаков на Кубань.
- Организатор сельского производства. 30 лет возглавляет одно из самых крупных акционерных агропромышленных предприятий Кубани «Колос».
- Артист цирка, директор и бывший руководитель Сочинского цирка.
- Историк. Составил карты Екатеринодара и Новороссийска, исторические карты Темрюка.
ОТГАДКИ
1. Крамник. 2. Покрышкин. 3. Пустовойт. 4. Чепега. 5. Кузовлев. 6. Запашный. 7. Фелицын.
Слайд 15 Много талантливых и знаменитых людей взрастила Кубань. Каждый из них оставил свой «след» в различных областях науки, культуры и т.д. Одни пишут прекрасные художественные произведения, как для детей, так и для взрослых, другие занимаются наукой, делая полезные для человечества открытия, третьи создают памятники архитектуры, которые своим эстетическим видом радуют наши взоры.
Чем же славится наша Кубань Составление коллажа.(памятники)
Слайд 16. МЫ-БУДУЩЕЕ РОССИИ!
Очень хочется верить в то, что наша великая Россия, будет сильной державой, которую будут уважать за её добрые начала как в экономике, так и в политике. Сделать для этого предстоит многое. И делать Россию мощнее, сильнее предстоит Вам – молодым людям,11 летним подросткам. Именно вам придётся сменить наше поколение, которое сделав много ошибок, привело к тому, что было и есть.
А какой должна быть молодёжь, чтобы наши желания, связанные с сильным государством сбылись? Попробуем поразмышлять над качествами, которые должны быть у сегодняшней молодёжи.
Слайд 17 Просмотр видео фрагмента о героическом поступке нашей ученицы 5 класса Алики Остапенко
ОФОРМЛЕНИЕ ПЛАКАТА «НАШ ВКЛАД В БУДУЩЕЕ СТРАНЫ»
Учитель:
«Лучшая пора в жизни человека – его молодость, потому, что тогда в нем зажигается и горит то священное пламя любви к жизни, потушить которое невозможно».
Ребята, я очень рада, что вы горите, у вас есть желание чем-то выделиться, что-то сделать, главное направить вектор вашей энергии в верном направлении. И тогда благодаря опыту, мудрости старшего поколения, из сегодняшней молодёжи появится тот идеал, о котором мы сегодня с вами размышляли. Удачи во всех ваших начинаниям!
Декабристы на Кубани
Тема «Декабристы на Кубани»
Предметные задачи:
выявить вклад декабристов в развитие Кубани и Черноморья;
развивать навыки поиска информации; воспитать уважительное отношение к декабристам
Метапредметные задачи: (УУД): познавательные, регулятивные, коммуникативные личностные
Образовательные ресурсы: учебник «Кубановедение», 10 класс, Ратушняк В. Н.
Хрестоматия «Литература Кубани» 9 класс, «Краснодарские известия», 2006 год, атлас Кубани, мультимедийное оборудование : презентации по теме урока
«Декабристы на Кавказе», В.Р.Щербина, Краснодарское книжное издательство, 1985 год
Работа с терминами
1.Основные понятия: декабристы
2.Основные личности: А.И.Одоевский, А.А.Бестужев – Марлинский, М.М.Нарышкин, Е.П.Нарышкина
3.Основные даты: 1837, 1839
Обязательный минимум содержания :выявление вклада декабристов в развитие Кубани и Черноморья
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия ученика |
Формирование УУД. Технология оценивания |
1. Создание проблемной ситуации |
Сегодня мы изучаем тему «Декабристы на Кубани». Это одна из важных и интересных тем. В заключении урока вы должны ответить , почему. Интерактивная беседа: Задает вопросы учащимся: Кого мы называем декабристами? Назовите известные вам имена и фамилии.
|
Ответы учащихся |
Познавательные УУД: анализировать , делать выводы
|
2.Планирование деятельности
3. Поиски решения проблемы |
Сегодня на уроке мы будем выполнять проектную работу — составлять небольшой буклет, который состоит из трех разделов. Работать над их составлением будут три группы, каждой из которых будут выделены необходимый иллюстративный материал, мультимедийная техника. В вашем распоряжении фотографии декабристов, памятники им на Кубани, литературные произведения, которые освещали Кубань, или действия героев которых происходили здесь. Обязанности должны быть четко распределены между членами группы.
Задание 1 группе :»Декабристы в России»
Задание 2 группе «Вклад декабристов в развитие Кубани»
Задание 3 группе « Кубань в литературных произведениях декабристов
Примечание: В каждой группе выбирается одаренный учащийся – руководитель, который выставляет оценки за работу. Необходимо согласование с учителем
Звучит классическая музыка. Учащиеся составляют проекты
|
Формирование групп, которые получают задания, иллюстративный материал
Составление проекта – фрагментов буклета. Учитель подходит, контролирует деятельность учащихся 1 ггруппа работает по плану: а) Причины появления и цели первых организаций декабристов. Б)Организации декабристов. В) Восстание на Сенатской площади. Результаты. Значение Можно составить презентации.
План работы для 2 группы: А). Сферы деятельности декабристов на Кубани
Б). Памятник и декабристам на Кубани (_желательно презентации) 3 группа работает по плану: а). Литературные произведения декабристов А) Рассказы о Кубани б) стихи декабристов о Кубани
Составление проектов |
Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обобщать и делать выводы Познавательные УУД: выделять главное, Регулятивные УУД: устанавливать причинно – следственные связи, находить в различных источниках, в том числе и ИКТ нужную информацию |
3 Выражение решения проблемы |
Учитель предлагает по очереди защитить свои работы.
|
Защита разделов по проекту: использование фотографий декабристов, которые жили на кубанской земле, связный рассказ об истории создания памятников, декламирование стихов А. И.Одоевскгого, отрывков из произведений А.А. Бестужева _ Марлинского, стихотворения М.Ю.Лермонтова «Памяти А.И. Одоевского»
|
Коммуникативные УУД: работа в группах, общение, взаимовыручка |
Рефлексия |
Учитель предлагает ребятам соединить части проекта, получается интересный буклет по теме «Декабристы на Кубани».
Вопрос, заданный в начале урока. Почему тема «Декабристы на Кубани» считается важной? Можно также соединить презентации. Оценивание. Домашнее задание: стр 104 – 105. Подготовить синквейн со словом «Декабристы» Работа с сайтами: 1. http://studopedia.ru/1_18939_dekabristi-na-kavkaze.html 2.http://dekabrist.mybb.ru/viewtopic.php?i 3.http://www.hrono.ru/biograf/bio_ b/bestuzhev_aa.php 4.http://www.rutraveller.ru/place/27914 5.http://w-siberia.ru/turto/area/ishim/towntr/ dost/odoevskiy.htm Опережающее задание : подготовиться группам к теме «Присоединение Закубанья к России. Окончание Кавказской войны» Ответ для санквейна: 1.Декабристы. 2.Умные , целеустремленные. 3Прсвещали, строили, служили. 4 ББорцы за лучшее. 5Патриоты России. Ответы в рабочей тетради; 1 Декабристы внесли вклад в историю, культуру, экономику Кубани. 2 ответы из текста учебника 3 3. Ответы из текста учебника 4.1 — -2+,. 3 -,, 4 -,5 -,6 +,7 +, 8 -, 9 -,10 +. 5А).Ведь все мы знаем: декабристы- Новаторы и оптимисты. И это вовсе не секрет:
Б)И в экономике, культуре… Особенно – в литературе. Б) Декабристы, как пионеры Показывали всем примеры: Они так Родину любили, России доблестно служили. Отчизну честно защищали, За будущее – умирали. 6. ответы из текста учебника. 7 1-жены, 2 – А.Одоевский, 3 –Сибири, 4 –Д. Арцыбашев, 5 — просвещение и культура
|
Ответ: Декабристы оставили огромный след на Кубани. |
|
Рабочая тетрадь
- Какая строчка и параграфа учебника «Декабристы на Кубани» может стать эпиграфом урока?
- Перечислите декабристов, которые жили на Кубани и Черноморье.
- С какими великими русскими писателями были знакомы декабристы?
- Графический диктант. Если предложение, которое читает учитель,верно, ставить плюс, если нет – минус.
1.А.И. Одоевский пропал без вести на Кавказе.
2. А.С.Пушкин встречался на Тамани в 1839 году с декабристами.
3 Ответ на послание А.С.Пушкина принадлежит Д.А.Арцыбашеву.
4.Николай Лорер открыл первую на Кубани публичную книгочитальню.
5. Декабристы были в Тимашевском, Калининском районах.
6 А.А.Бестужев -Марлинский пропал без вести на мысе Адлер.
7 В Лазаревском есть памятник А.И.Одоевскому.
8.Д.Арцыбашев умер от лихорадки.
9 Супруги Нарышкины проектировали дороги.
10 Декабристы служили офицерами, участвуя в кавказской войне.
5 Используя слова, сочини те стих:
6 А) С лед, секрет, декабристы, оптимисты, культура, литература.
Б) Служили., любили, умирали, защищали, пионеры, примеры
6.Доказать, что декабристы – кавказоведы.
7.Дополнить:
1За декабристами на Кавказ поехали….
2.Автор ответу А.С.Пушкину «Струн вещих пламенные звуки» был…..
3.Многие декабристы попали на Кавказ из….
4. В Екатеринодаре похоронен декабрист….
5. Декабристы считали, что горцев и русских объединят только…
6.Выполните синквейн.
А).Выберите из темы главное слово.
Б)Подберите к нему два прилагательных.
В)Подберите к нему три глагола.
Г)Найдите к нему выражение, характеризующее понятие.
Д) Найти ключевое слово, выражающее отношение к понятию.
6.Вам предлагается стих А.И.Одоевского «Куда несетесь вы, крылатые станицы?», которое он сочинил по пути на юг из сибирской ссылки.
О чем догадывался поэт? Какова его главная мысль?
Куда несетесь вы, крылатые станицы?
Куда несетесь вы, крылатые станицы?
В страну, где на горах шуми т лавровый лес,
Где реют радостно могучие орлицы
И тонут в синеве пылающих небес?
И мы – на юг! Тудв., где яхонт неба рдеет
И где гнездо из роз себе природа вьет,
И нас, и нас далекий путь влечет…
Но солнце там души не отогреет
И свежий мирт чела не обовьет.
Пора отдать себя и смерти, и забвенью!
Но тем ли, после бурь, нам будет смерть красна,
Что нас не севера угрюмая сосна,
А южный кипарис своей покроет тенью?
М что не снежный ров, не снеговой увал
Нас мирно подарят последним новосельем;
Но кровью жаркою обрызганный чакал
Гостей бездомный прах развеет по ущельям.
7 Прочитайте отрывок из воспоминаний А.А Бестужева _Марлинского «Письма». Проанализируйте. Каковы условия службы на Кавказе?
«Пишу я вам усталый от двухдневного боя, потому что нам каждый клок сена и сучок дерева, также пригоршни мутной воды стоит многих трудов и нередко многих людей.. я .. дышу дымом пороха и пожарищ. Почти каждый день, а часто и ночь я сажусь на коня и джигитую без устали, на пистолетный выстрел перед неприятелем
А закубанцы .. такие удальцы, что я готов бы расцеловать иного1. Вообразите, они стоят под картечью и кидаются в шашки на пешую цель, — прелесть, чт за народ1 Надо самому презирать опасность во всех видах, чтобы оценить это мужество.