Открытый урок по теме «Функциональные стили речи» | План-конспект урока (10 класс):
Группа: 243- ТМ-1
Тема занятия: Функциональные стили речи и их особенности.
Цели занятия: Обеспечение знаний о функциональных стилях речи, их особенностях; развитие навыков критического мышления, способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формирование навыков работы по составлению устных и письменных текстов; воспитание интереса к изучению русского языка.
Достижение обучающимися:
личностных результатов:
−понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
— осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
−формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.
метапредметных результатов:
−владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
− применение навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения.
предметных результатов:
−сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики.
Тип учебного занятия: комбинированный
Вид учебного занятия: урок самостоятельного поиска знаний
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Средства обучения: конспекты, методические пособия (на каждого студента), презентация.
Ход урока:
1, Вызов
2. Осмысление.
3.Рефлексия.
Организационный момент (3 мин.)
Проверка готовности к уроку. Опрос дежурного, заполнение журнала.
1.Вызов . (10-12 мин.)
Актуализация мотивов учебной деятельности, установка на восприятие, осмысление материала. Сообщение темы, цели и задач урока.
Проверка домашнего задания. Повторяем тему: «Разделы русского языка». Студенты работают по методике «Толстые» и «тонкие» вопросы. На доске написаны вопросы . Кто-то из студентов задает вопрос, другой отвечает.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто? Что? Когда? Может? Согласны ли? Верно ли? Было ли? | Объясните почему? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различия? Что, если…? |
На «тонкие» вопросы отвечают односложно, как правило «да», «нет».
Например, согласны ли, что Грамматика состоит из Синтаксиса и Морфологии?
На «толстые» вопросы требуется рассуждать, объяснять.
Например, в чем различие между Морфемикой и Морфологией?
- Осмысление ( 60 мин.)
Каждому студенту раздается методическое пособие, с которым они работают в течение всего урока.
Обратимся к цитате Джонатана Свифта:
«Нужные слова в нужном месте- вот подлинное определение стиля».
Студенты делают вывод, что на уроке речь пойдет о разделе русского языка – Стилистике.
Выпишите самостоятельно из методического пособия определение стиля.
Стиль — это разновидность литературного языка, которая закреплена в обществе за одной из сфер жизни.
Студентам предлагается задание: составить кластер по теме: «Классификации стилей речи». В центр доски записывается словосочетание: Стили речи. ( можно вызвать двух студентов, чтобы одновременно выполняли задание на доске, остальные в тетради). Студенты могут пользоваться методическим пособием.
Один из наиболее удачных кластеров оценивается студентами.
Изучение стилей предлагаю начать с презентации о происхождении стилей речи. Комментирую слайды, студенты делают выводы о заслуге М. В. Ломоносова в развитии русского языка.
Переходим к самостоятельной работе. Студенты разбиваются на группы по 5 человек. Каждая группа должна с помощью методического пособия подготовить выступление об одном стиле речи, по примерному плану:
— основная функция стиля
— признаки и сфера употребления
— особенности лексики
— особенности морфологии
— особенности синтаксиса
Важно, чтобы в группе при подготовке был задействован каждый студент. Затем начинают представление стиля, студенты отвечают по очереди. После выступления группы, остальные студенты могут задать вопросы (особенно если что-то непонятно).
Предлагаю подробнее на практике остановиться на стилях речи, как они могут пригодиться в жизни. Разбираем с помощью методического пособия виды деловых писем и структурную схему делового письма. Студенты самостоятельно выполняют в тетради задание: написать на выбор образец заявления, доверенности или кратко резюме. Через 5- 7 мин. зачитываются и оцениваются работы (оценивают сами студенты).
3.Рефлексия. (15 мин.)
Происходит осмысление полученной информации. Предлагаю составить синквейн со словами: Речь или Стиль
Вспомним! Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
1 строчка- имя существительное
2 строчка-надо написать 2 прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3 строчка- записываются 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4 строчка-размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение. Это может быть крылатое выражение.
5 строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Студенты составляют синквейн .
Пример синквейна:
Речь
Образная, красочная, яркая
Развивает, спасает, восхваляет
Речь- образ души
Человек.
Зачитываются варианты синквейна, студенты самостоятельно оценивают варианты
Предлагаю обобщить материал с помощью приема «Дневники и бортовые журналы». На доске и в тетрадях студенты записывают таблицу:
Это я уже знал | Узнал новое | Есть вопрос. Хочу узнать. |
Студенты заполняют таблицу. Сообщают информацию группе и преподавателю. Подводится общий итог урока о том, что знали из школы, что узнали нового. Каждый студент отметит вопрос, сформулированный в последней колонке Бортового журнала и ответ постарается найти сам дома. (в случае, если ответ не будет найден на этот вопрос, то на следующем уроке будет искать ответ вся группа под руководством преподавателя).
Для студентов предлагается д/з повышенной трудности: составить диаманту по теме: «Слово».
Вспомним! Диаманта – это стихотворная форма из 7 строк.
1 строчка – это тема (сущ.)
2 строчка – определение ( два прилагательных)
3 строчка – 3 причастия
4 строчка – ассоциации ( 4 сущ.)
5 строчка – действие (3 причастия, противоположные 3 строчке)
6 строчка – определение (два прилагательных, противоположные 2 строчке)
7 строчка – существительное (противоположное началу)
Комментируются оценки за урок, учитывается взаимооценивание и самооценивание. Выставляются в журнал. (в дальнейшем на сайт «Сетевой город»)
Урок окончен. Спасибо за внимание!
Лукоморье — Тренировка мозгов стихотворными формами
Это особенные стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма.
Что такое синквейн?
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.
Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.
Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам.
Правила написания синквейна
первая строка — одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;
вторая строка —
третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвёртая строка — фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
пятая строка — слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.
Составляя синквейн, автор может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна.
Составляя синквейн, автор реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п.
Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.
Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Алгоритм написания синквейна.
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
Использование синквейнов в школе
Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:
— знает содержание учебного материала темы;
— умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;
— умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.
Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Синквейн можно использовать на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.
Примеры синквейнов
Синквейн на тему «НОВЫЙ ГОД».
1. НОВЫЙ ГОД.
2. РАДОСТНЫЙ, ДОЛГОЖДАННЫЙ.
3. ПРИХОДИТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.
4. Я РАДУЮСЬ НОВОМУ ГОДУ.
5. ЗИМА, ПРАЗДНИК, ПОДАРКИ.
Синквейн на тему «Витамин».
1. Вещество
2. Полезное, необходимое
3. Поглощать, принимать, употреблять
4. Без витаминов жить нельзя! Они – надёжные друзья.
5. Польза для здоровья
Что такое даймонд?
Даймонд – состоит из 7 строк.
Алгоритм написания даймонда: Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.
Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.
Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.
Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.
Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.
Пример даймонда
Гипербола
Огромная, наибольшая.
Преувеличивает, преумножает, расширяет.
Гулливера превращает в Мальчика с пальчика.
Преуменьшает, умаляет, суживает.
Крохотная, наименьшая
Литота.
Что такое диаманта?
Диаманта — это стихотворная форма из семи строк, первая и послед¬няя из которых — понятия с противоположным значени¬ем. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение( 2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)
Пример диаманты
Обломов
Ленивый, добрый,
Лежащий, мечтающий, умирающий.
Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.
Работающий, решающий, живущий,
Настойчивый, расчетливый§ Штольц.
Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.
Что такое хайку(хокку)?
Алгоритм написания хайку:
Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то
Строчка 2: Какого?
Строчка 3: Как?
Примеры хайку
Снегирь
Я видел птицу,
Прилетевшую зимой,
Красиво…
Тоска
Я видела деревню
С одним домом
Тоскливо…
Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определённые плюсы. В хайку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.
Что такое штрихи?
Ещё один вид «стихотворения» придумали учитель Сторожева Т.Ю. и её ученики. Они назвали это штрихами – штрихи к правилам, штрихи к мыслям, штрихи, позволяющие проверить словарный запас школьников, их умение видеть и применять части речи, составлять тематические сложные (красивые!) предложения.
Штрихи пишутся по следующим правилам:
1-я строка. 1 существительное.
2-я строка. 2 прилагательных.
3-я строка. 3 причастия.
4-я строка. 4 глагола.
5-я строка. 5 наречий (или деепричастий)
6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложение по теме.
Работы-примеры учащихся по теме «Весна»:
Молодость,
Зажигательная, весёлая,
Восхитительная, влюблённая, пламенная.
Расцветает, оживляет, приходит, пробуждает,
Не останавливая, не забывая, не старея, не думая, не уставая.
Молодость просыпается весной в каждом живом существе, даже трухлявый пень возрождается с появлением первых весенних лучей солнца.
Минаева Настя, 6а класс
Чувства,
Искренние, противоречивые,
Чарующие, манящие, дурманящие.
Радуют, раскрывают, волнуют, будоражат,
Завораживая, вдохновляя, перевоплощая, играя, обещая.
Весенние чувства переполняют человека, потому что они возвращают его в царство мечты и надежды на чудо.
Герасимова Елена, 6а класс
Ручей,
Свежий, прохладный,
Звенящий, пробуждающий, зовущий.
Бежит, поёт, журчит, течёт,
Радуя, осветляя, возрождая, призывая, оповещая.
Когда на улице появляются первые журчащие вестники весны, жизнь пробуждается от весеннего сна.
Миронова Людмила, 6а класс
http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BD
VOA Special English — Части речи и поэзии
Вера Пирло
02 марта 2023
Вы когда-нибудь писали стихотворение на английском языке? Некоторые из вас писали нам в последние недели, спрашивая нас о написании и распространении стихов.
Когда я работала преподавателем в университете, я учила своих студентов ESL творческому письму. Мы потратили время на то, чтобы научиться использовать части речи для написания стихов.
В сегодняшнем курсе Повседневная грамматика мы рассмотрим два разных типа стихотворений, которые можно легко написать, используя несколько частей речи, синквейн и стихотворение с бриллиантами или стихотворение с бриллиантами.
Повседневная грамматика: части речи и поэзии
Начнем с синквейна.
Синквейн
Поэма синквейн получила свое название от числа пять во французском языке, или «cinq». В нем пять строк. Одна форма синквейна использует части речи, такие как существительные, глаголы, прилагательные и наречия.
Давайте посмотрим на структуру синквейна.
Первая строка — тема. Сведите это к одному слову. Используйте существительное.
Во второй строке два прилагательных, описывающих предмет.
Третья строка содержит три слова действия. Это могут быть как глаголы, так и формы глаголов с -ing, называемые герундиями.
В четвертой строке используются четыре слова, описывающие предмет. Эта строка часто привлекает внимание к настроению или эмоциям стихотворения. Это может быть простая фраза или группа слов, выражающая мысль.
И, наконец, пятая строка — это одно слово, которое снова отражает тему стихотворения в первой строке. Это может быть синоним или другое слово, имеющее то же значение, что и подлежащее.
Давайте посмотрим на пример:
Spring
теплее, более яркий
посадка, полив, Blooming
Сладкий запах цветов
Gardens
Диамант или алмаз
5 стихотворение с использованием частей речи. Алмазная поэма или алмазная поэма представляет собой поэму из семи строк. Он имеет форму алмаза. Посмотрим на структуру:
В первой строке всего одно существительное.
Во второй строке два прилагательных.
В третьей строке три глагола.
В четвертой строке четыре существительных.
Пятая строка похожа на третью и состоит из трех глаголов.
Шестая строка содержит два прилагательных, как и вторая строка.
Седьмая строка — существительное из одного слова.
Здесь снова описание формы, структуры строки и частей речи:
Строка 1: имя существительное
Строка 2: прилагательное, прилагательное
Строка 3: глагол, глагол, глагол
Строка 4: существительное, существительное, существительное, существительное
Строка 5: глагол, глагол, глагол
Строка 6: прилагательное, прилагательное строки, описывающие схожие идеи, или стихотворение может измениться, чтобы показать противоположное значение предмета. Тогда первая и последняя строки будут антонимами или противоположностями. Вторая половина стихотворения может даже исследовать что-то похожее на предмет, но с важными отличиями.
Давайте рассмотрим каждый пример.
Synonym:
Cat
Small, cute
Sleeping, running, climbing
Toys, trees, birds, food
Jumping, meowing , cuddling
Fluffy , curious
Кошачий
Антоним:
Фрукты
Сочные , сладкие
Растущие, созревающие , сбор
Яблоки, Ягоды , помидоры, баклажан
Еда , Приготовление пищи , маринованный сорвал
Здоровый, Savory
Овощи
в последней поэме, «фрукты» и «овощи». В четвертой строке стихотворение изменилось с описания фруктов на описание овощей. Помидоры и баклажаны в Соединенных Штатах часто считают овощами, но с научной точки зрения они являются фруктами. Четвертая строка показывает изменение темы первой части стихотворения на новую тему второй половины, соединяя их всего в нескольких словах.
Теперь ваша очередь
Сегодня мы рассмотрели способы использования частей речи для создания двух видов стихотворений. Синквейн и алмазная поэма.
Поэма Синквейн состоит из пяти строк. Строки со второй по пятую расширяют тему стихотворения, то есть первую строку.
Поэма в форме ромба состоит из семи строк, содержащих четыре части речи. Эта структура стихотворения может быть похожа на синквейн с синонимами первой и последней строк, или антонимы могут использоваться для создания контраста или для того, чтобы показать разницу в стихотворении.
Теперь твоя очередь! Создайте собственное стихотворение с синквейном или бриллиантом! Постарайтесь выбрать простой предмет, что-то, что вы хорошо знаете. У вас есть структура. Просто подумайте об описании ваших предметов разными частями речи.
Присылайте свои стихи на [email protected] .
Или поделитесь своими стихами в комментариях ниже!
Я Вера Пирло. А я Джилл Роббинс.
Фейт Пирло написала этот урок для VOA Learning English.
________________________________________________________________________________
настроение – н. эмоциональное состояние души или чувства
отражает – v. показывать (что-то) или делать (что-то) известным
цвести – v. . приятный, молодой вид
мяу – n . или против . звук, издаваемый кошкой
обниматься – v. держать (кого-то или что-то) на руках, чтобы показать ласку
пушистый – прил. . легкий и мягкий или воздушный
кошачий – n . слово, описывающее кошку или что-то похожее на кошку
сочный – прил. . содержащие много жидкости или сока
созревшие – v . стать готовым к употреблению
ягода – сущ. небольшой фрукт (например, клубника, черника или малина), содержащий множество мелких семян (множественное число ягод)
баклажан – n . овощ с гладкой темно-фиолетовой кожицей.
рассол – v . метод консервирования пищевых продуктов в уксусе, солевом рассоле или подобной смеси.
пикантный – прил. имеющие пряный или соленый вкус без сладости
Со стилем: Поэзия — Ежемесячные испытания стиля Поэзии — Синквейн Стиль поэзии
Со стилем: Поэзия — Ежемесячные испытания стиля Поэзии
Поэзия
Привет и добро пожаловать на соревнования поэтического стиля в Poets Pub. Каждый месяц мы будем предлагать нашим членам писать стихи в новом стиле. Вы когда-нибудь писали сонет, лимерик, хайку или стихотворение BLITZ? Что ж, теперь у вас есть шанс поэкспериментировать. ..
# вызов # хайку # стихи # поэзия # поэтспуб # сонет
к PoetsPub
Ой! Это изображение не соответствует нашим правилам содержания. Чтобы продолжить публикацию, удалите его или загрузите другое изображение.Синквейн
Синквейн был создан американской поэтессой Аделаидой Крэпси (1878-1914). Она была очарована ритмом и размером, и это привело ее к созданию синквейна, вариации квинтейна, на которую повлияли японские хайку и танка. Ее первоначальное творение было основано на счете ямбического метра / слога, но стали приемлемыми и другие формы.
Ее оригинальный стиль был основан на ударных слогах.
Напряжения на линию
Строка 1 – одно ударение (обычно ямбический метр с безударным первым слогом и ударным вторым).
Линия 2 - два напряжения
Строка 3 - три напряжения
Строка 4 - четыре напряжения
Строка 5 - одно напряжение
Немного поработав над формой, Крэпси внес изменения, включив в строку определенное количество слогов.
Слогов в строке
Строка 1- два слога
Строка 2 – четыре слога
Строка 3 - шесть слогов
Строка 4 – восемь слогов
Строка 5 - два слога
Несмотря на то, что в этих синквейнах обычно использовались ямбические стопы, это не было требованием конструкции.
Вот один из ее самых известных синквейнов:
Ноябрьская ночь
Аделаиды Крэпси
Слушай.
Со слабым сухим звуком,
Как шаги проходящих призраков,
Листья, обмороженные, отрываются от деревьев
И упасть.
Другими принятыми формами синквейна являются количества слов, и части речи.
Слова:
Строка 1- одно слово
Строка 2- два слова
Строка 3- три слова
Строка 4 - четыре слова
Строка 5 - одно слово
Загадай желание
MystresMyna
Звезды
Дерзкий танец
Серебристое кружево светлое
Падение с неба
Тишина
Части речи:
Строка 1- одно существительное
Строка 2- два прилагательных
Строка 3 - три слова
Строка 4- фраза
Строка 5- другое слово для существительного из строки 1
Время цветов
MystresMyna
Флора
Красочный, обаятельный
Очаровательный, волнующий, манящий
Красота, которую нужно пить медленно.