Синквейн об иване дураке: Синквейн к персонажу Иван-дурак (сказка «Конёк-горбунок») и о его братьях

«Человек спасается достоинством» (по повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).

Тема: «Человек  спасается достоинством» (по повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).

До конца ,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста

 

Н.Рубцов.

 

 

                                                                                   Солженицын стал кислородом

 нашего непродыхаемого времени.

В. Астафьев.

 

Оформление урока:

Контрастно оформленная доска:

Лозунг: (одно боковое крыло доски)

«Спасибо товарищу Сталину за нашу счастливую жизнь»

Плакат: (другое крыло доски)

«Темная ночь нашей истории»

Под этими надписями – картинки о стройках, картинки о лагерях. Плакат о кол-ве репрессированных.

На центральной части доски:

— Тема урока

— Портрет Солженицына

— Таблица, на которую дети в конце урока прикрепляют ответы.

 

 

Цели для учителя:

Вызвать интерес  к личности и творчеству писателя;

Показать необычный жизненный материал, взятый в основу повести;

Подвести учащихся к осмыслению  трагической судьбы человека  в тоталитарном

Государстве, воспитывать чувство собственного достоинства.

Формировать умение создавать устное монологическое выступление;

Научить составлять синквейны;

 

Цели для учащихся:

Знать содержание рассказа ;                                                            На доске

Уметь находить языковые особенности данного текста;

Уметь анализировать текст.

 

Ход урока:

1.Организация класса – 1 минута.

2.Вступительное слово учителя: сообщается тема урока, обращается внимание на первый эпиграф.

Наступили 50 -е годы. Все делалось для людей, для народа . Был восстановлен  8-ми часовой рабочий  день, введены ежегодные отпуска, отменена карточная система, проведена денежная реформа .И благодарный народ  не уставал прославлять святое имя Сталина , слагая о нем песни и стихи, снимая фильмы и живя по его заповедям .

  Но была и другая жизнь, наглухо закрытая от посторонних, правда о которой шла к человеку очень долго. Ее удерживала колючая проволока, страх в душах наших отцов и дедов и чудовищно разросшаяся  на всем информационном пространстве страны ложь. И совсем другие слова звучали в адрес «отца всех времен и народов».

 

Одни тебя малюют и возносят,

И молятся, и жаждут воскресить!

Другие же мордую и поносят,

Их не угомонить, не упросить.

 

 

Об этих других впервые в русской литературе открыто сказал Солженицын в рассказе «Один день Ивана Денисовича». Обратите внимание на эпиграф нашего урока.

 

Обратиться ко второму эпиграфу.

 

Так кто  он, Александр Исаевич Солженицын?

Судьба распорядилась так, что ему суждено было  пройти все круги «тюремного ада»: 8 лет лагерей и 3 года ссылки за письма с фронта другу, в которых он осуждал Ленина и Сталина.

  В 1974 году жизнь приготовила еще один удар – он был насильственно выслан из страны, и это несмотря на то, что весь мир уже признал его писательский талант, удостоив  в 1970 году Нобелевской премии.

  В 55 лет Солженицын стал изгнанником, потому что посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведение о лагерной жизни. Впереди его ждали 20 лет  тоски по Родине. И лишь только в 1994 году Солженицын вернулся на Родину, но сделал он это по-своему :55 дней двигался он с Дальнего Востока в Москву, пресек полстраны, чтобы окунуться в нашу жизнь.

Сегодня А.И. Солженицын – это человек, за плечами которого восемь десятков лет, годы, наполненные драматическими событиями, обретением мудрости. Сегодня – он один из самых  титулованных писателей современности. Но это сегодня, а тогда, в шестидесятые, его отлучили от литературы, запретив печататься и изъяв все его книги из библиотек. А начало всему этому  — рассказ «Один день Ивана Денисовича».

 

 — Какова же история создания этого произведения?

«Один день…» задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-1951. Осуществлен в 1959 сперва как «Щ-854»(Один день одного зэка). После 22 съезда писатель впервые решился предложить что-то в открытую печать. Выбрал «Новый мир» Твардовского. Удалось передать самому Твардовскому при точных словах: « Лагерь глазами мужика, очень народная вещь». Прочитав, Твардовский   тотчас же начал борьбу за издание. Наконец – «решение о напечатании рассказа принято на Политбюро в октябре 1969 года  под личным давлением Хрущева».

 

-А теперь, когда Солженицын стал вторично доступен отечественному читателю, у нас есть возможность заново вникнуть в «Один день Ивана Денисовича».

 

Назовите двух главных героев  в произведении . (Лагерь –Человек)

(Ели уч-ся не назовут, вопрос : один из них живой, реальный человек, а другой – образ –символ.)

Я поделила вас на 2 группы:

Одна группа пытается на основе произведения показать, что лагерь делает с человеком, а другая- как человек остается Человеком.

 Древнегреческий ученый Сократ  говорил, что людей много,  а найти человека среди них трудно.

Ребята, а что значит быть настоящим Человеком?

 

В результате наших раздумий на уроке мы заполним таблицу (на доске).

Задание для групп.

I группа

1.Как убивает лагерь Человека в Человеке? (Ответ: волю, человеческое достоинство, способность размышлять и думать, стойкость духа, превращает в раба).

2. Составьте синквейн на тему: «Лагерь»

 

                                                                  II группа 

1.Как человек противостоит лагерю? (Ответ: обращаются друг к другу по имени отчеству, человеческие отношения, спасение в работе, жажда жизни, не садиться за стол в шапке).

2. Составьте синквейн на тему: «Человек»

 

Проблемный вопрос.

Всем ходом нашей работы мы должны ответить на вопрос: Кто кого: Лагерь-Человека? Человек – Лагерь? (На доске).

 

3.Непосредственный анализ. 

Солженицын описал лагерный мир одни днем. Каким? Обратимся к концу текста. (Зачитать)

-Это оценка прошедшего дня Шуховым.

-А теперь прочитаем авторскую оценку:

«Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три». И от таких дней становится жутко.

Автор, герои повести, а вслед за ними и мы в Особом лагере для политических заключённых. Итак, январь 1951 года.

— С чего начинался день? Почему Шухов никогда не просыпал подъёма?

Побываем на кухне. ( Зачитать с.14-15: Сидеть в столовой холодно ). Как здесь лагерь побеждает человека, на что толкает?

— Выйдем на мороз и понаблюдаем  эпизод досмотра. (Зачитать  с.26-27:

Но крикнул что-то Волковой…   ) Смысл этого эпизода. (Нарушается закон, они не выносят прямого нравственного протеста).

Выйдем со 104 бригадой на работу. Обратим внимание, как лагерники относятся к работе.

Почему Солженицын так трогательно описывает работу Шухова? (Зачитать с.65:    

Пошла работа…)

( Цитата: «Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для дурака делаешь – дай показуху.»

 

Чьими глазами мы увидели распорядок лагерной жизни? ( Шухов и автор).

 

— В чём заключается своеобразие повествования?

 

Давайте зачитаем отрывок на стр.14 «Работа – она как палка  ….»

А лексика используется отвлечённая или конкретная? (  Конкретная. Автор описывает то, что видит, т. е. перед нами как будто кадры кинохроники).

Определите тип речи. (Повествование)

Давайте найдём глаголы

: бойко управлялся, протёр, бросил, натянул, выплеснул, наддал, надо поспеть, не попасться, ловить, сажать.    Какой мотив в них звучит? (Спешки. Время зекам не принадлежит, день расписан по минутам)

Какие ещё особенности повествования использует автор? (Парцелляция, сравнения, лагерная лексика, автор находит место для выраз. средств языка).

Как сочетаются в языке Ивана Денисовича приметы крестьянского говорения и лагерный жаргон?

Найдите в тексте слова, которые можно было бы отнести к средствам языкового расширения. Какие способы словообразования использует автор? Сопоставьте эти слова с общеупотребительными синонимами. В чём смысловая ёмкость, богатство оттенков солженицынской лексики?

( Прокликаясь, плесь, плесь, окунумши, дохрястывают. Чаще автор использует традиционные способы словообразования, но необычное сочетание морфем делает слово исключительно лаконичным, выразительным, создаёт новые оттенки значения. Причём, это упрощённая лексика. Это помогает автору сблизить свою речь с речью малограмотного Шухова).

Итак, Шухов – простой мужик, за что же он попал в лагерь? (Зачитать )

(Давалась разнарядка на количество арестов)

Вот как об это времени сказала А.Ахматова, с творчеством которой вам предстоит познакомиться:

 

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных Марусь.  

 

За что сидят остальные? Вспомните Вдовушкина –фельдшера , Тюрина – бригадира, Алёшку- баптиста.

Так как это Особый лагерь, значит, в нем сидят изменники Родины, есть ли  таковые среди основных персонажей?

Ответ :Нет 

А кто же сидит?( И талантливые студенты, и художники, и киносценаристы, и военные, и баптисты, и крестьяне.  Лучшие, т.е. незаурядные личности, у кого богат духовный мир)

А зачем Солженицын вводит в повесть такое многоголосье,  многоликость? (Для воплощения правды, она должна быть услышана. А Солженицын – художник эпический. Ему для выражения этой правды нужны были все голоса).

 —А мы можем назвать, кто виновен во всем?(Система)

 

Вывод: Солженицын рассказывает о жестокости, несправедливости тоталитарной системы.

 

Ребята, напрашивается вопрос:

Возможно ли в лагерях, создаваемых системой, остаться человеком? Если да, то кто же остался человеком? (У вас фамилии действующих лиц – выбрать тех, кто не сломлен.)

 

-А теперь, после того как мы погрузились в текст, послушаем рассуждения, выводы друг друга. Давайте вернёмся к нашему заданию и воспроизведём его на доске. Дать 3 мин.

                                                Вопросы к таблице:

 

Лагерь —                                    духовный спор, борьба                                  Человек —

 пыль                                                                                                                Личность

 

                                                                                                                                     

Что происходит между лагерем и человеком? (Духовный спор, борьба)

— Во что лагерь превращает Человека?

Если скажу, что в пыль, вы согласитесь?

— А человек, когда остаётся Человеком? ( Когда он-Личность)

К доске выходят представители от групп и прикрепляют к таблице ответы, которые явились результатом работы всей группы, обязателен комментарий. Ответы написаны на заранее приготовленных листочках.(Совет: чтобы прикрепить листочки с ответами к ватману, можно воспользоваться офисными липучками, которые появились в продаже. Очень удобно и эстетично).  

 

Давайте еще раз обратим внимание на название . В начале урока мы говорили о  нескольких вариантах  названия. Каких?

Посмотрите на таблицу и попытайтесь решить, почему последний вариант показался Солженицыну самым правильным?

 

Давайте  обобщим всё сказанное. И сделаем мы это, составив синквейн. У вас есть инструкция. Сначала поработаем вместе, а потом каждая группа отдельно.

Памятка “Как написать синквейн”. Слово “синквейн” происходит от французского “пять”. Это стихотворение из пяти строк.

 

Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

 

Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.

 

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.

 

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

 

Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы.

 

Составление синквейна с классом:

 

Рассказ

Глубокий, правдивый

Открывает, учит, помогает

Надо стараться оставаться Человеком

Эпос

 

Возможные синквейны групп:

Лагерь

Бесчеловечный, гибельный

Унижает, ломает, уничтожает                                                    Уч-ся комментируют:

Показывает бесчеловечность тоталитарной системы                  почему подобрали та-   

Убийца                                                                                               кие хар-ки

 

Человек

Обыкновенный, простой

Сопротивляется, сохраняет, выживает

Не дай сломить себя

Личность

 

Давайте ответим на проблемный вопрос. Были ли те, кого лагерю удавалось сломить?

Вспомните задание о действующих лицах. А были ли те, кто сохранил себя как личность?

 

-А теперь давайте посмотрим , к правильному ли выводу мы пришли , разгадали ли замысел автора? Обратите внимание на опорный конспект самого Солженицына, попробуйте расшифровать его?(Повесить на доску перед вопросом. Здесь используется приём фронтесписа).

 


( Верхняя часть рисунка – это неправильное, искаженное лицо человека, т.к. лагерь стремился изменить духовную и физическую сущность заключённого.

Нижняя часть рисунка – это символ лагеря, за которым власть, сила, потому линии более жирные.)

-Лагерь создан для убийства, и многих лагерь победил, перемолов в пыль,  лагерную пыль. У него одна цель, убить все: мысли, чувства, совесть, память. Так кто же кого : Лагерь-Человека или Человек – Лагерь.

 

-Итак, мы ответили на наш проблемный вопрос с помощью таблицы, синквейна и рисунка. (Личность над лагерем). Так чему же нас учит Солженицын и его главный герой?

(Тому, чтобы ни при каких обстоятельствах человек не терял чувство собственного достоинства, как бы ни тяжела была жизнь, какие бы испытания не готовила, всегда нужно оставаться человеком, не идти на сделки со своей совестью).

 

Итог урока.     

 

Заключительное слово учителя (оно может звучать на фоне песни А. Маршала о Колыме):

Урок длился 40минут, а в те годы каждые 2 минуты расстреливали 140-150 человек. Страшно представить, скольких людей лишали жизни за это время. Возможно, в семьях ваших близких были репрессированные, и наш урок  поможет  вам лучше понять, какое горе и ужас они пережили.

 

 Поэтому наш сегодняшний урок- это дань памяти тем миллионам расстрелянных, не проживших и половины своей жизни , умершим от голода и непосильного труда. Это дань памяти тем людям , которые работали  за миску баланды и кусок хлеба, у которых пытались отнять имена и взамен присвоить безликий номер. Но это дань и всем тем Иванам , которые победили в Великой отечественной войне, тянули на своих плечах строительство городов, а потом, умирали безвестными  в лагерных бараках и находили себе пристанище в промерзшей земле Колымы. Поэтому так важен был для Солженицына «всего одни день Ивана Денисовича», потому что благодаря таким Иванам выстояла Россия, и поэтому – то так уважительно этот зэк назван по имени и отчеству Иваном Денисовичем.

 

И ещё я хочу спросить: «Сегодня человеческая жизнь ценится высоко?»

— А от кого это зависит? (Вы стоите на пороге взрослой жизни, и я хочу, чтобы вы помнили – многое зависит от вас самих).

-Спасибо за урок, всего доброго.

 

Д/з Сопоставить образы Шухова и Матрёны Тимофеевны.

      Составить синквейн к образу Матрёны Тимофеевны.

 

Медведь на воеводстве. Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина

Злодейства крупные часто называют блестящими и в этом качестве они остаются в Истории. Злодейств же мелких, «срамных» стыдятся, и современники отзываются о них без похвалы.

Глава 1. Топтыгин 1-й

Первый Топтыгин, старый служака, был неглуп, умел строить берлоги и выворачивать с корнями деревья, но мечтал попасть на скрижали Истории с помощью кровопролития. В любом разговоре он утверждал: «Кровопролитиев… кровопролитиев… вот чего нужно!». За это Лев произвёл его в майорский чин и отправил воеводой в дальний лес, усмирять внутренних супостатов.

Такая в ту пору вольница между лесными мужиками шла, что всякий по-своему норовил. Звери — рыскали, птицы — летали, насекомые — ползали; а в ногу никто маршировать не хотел.

Реклама

Распустившиеся обитатели леса сами остепениться уже не могли и ждали, что майор найдёт на них управу. Топтыгин же, придя в лес, сразу решил устроить кровопролитие, но его план не сработал — лукавый попутал. Решил он отпраздновать свои именины, напился и улёгся спать на поляне.

Утром через поляну летел Чиж, любимчик лесного народа, такой умный, что слухи о нём дошли до Льва. Чиж принял Топтыгина за гнилой чурбан, сел на него и начал петь. Майор проснулся и, не разобравшись спросонья, съел Чижа.

За это «срамное злодейство» лесной народ начал преследовать Топтыгина и дразнить его дураком. Топтыгин метался и горевал, понимая, что с таким мелким кровопролитьем на скрижали Истории он не попадёт. Слухи об этом дошли до Льва, и он приказал отчислить Топтыгина в запас. Так закончилась карьера первого Топтыгина.

Глава 2. Топтыгин 2-й

В это же время Лев отправил в соседний лес Топтыгина 2-го. Этот Топтыгин был умнее, он понимал, что от его первого шага зависит многое, и решил совершить крупное злодеяние — уничтожить университет либо типографию. Но оказалось, что типографский станок давно сожгли, студентов академии забрали в солдаты, а профессоров замуровали в дупле, где они и сейчас спят летаргическим сном.

Тогда Топтыгин забрался на двор к мужику, поубивал его коров, а потом залез на крышу избы, чтобы раскатать её по брёвнышку. Крыша оказалась гнилой, Топтыгин провалилися и повис, уцепившись лапами за бревно. Сбежались лесные мужики, убили злодея, сняли с него шкуру, а тело выкинули на болото.

Таким образом, явилась новая лесная практика, которая установила, что и блестящие злодейства могут иметь последствия не менее плачевные, как и злодейства срамные.

После этого случая все злодеяния в лесной Истории начали считаются срамными. Лев велел сообщить о приговоре Истории Топтыгину 3-му — пусть изворачивается.

Глава 3. Топтыгин 3-й

Топтыгин 3-й был умнее своих предшественников. В лес он прибил тихо и быстро понял, что теперь у всех, даже у белок есть свои права, и ни о каких злодействах даже думать нельзя. Решил он ничего не делать, даже не выходить из берлоги, за исключением дней, когда надо получать жалование.

Реклама

Залёг Топтыгин в берлогу лапу сосать, а в лесу тем временем всё шло своим чередом. Понял Топтыгин, что его задача не достигать «мечтательного благополучия», а поддерживать заведённый порядок и довольствоваться «натуральными» злодействами — теми, что происходят сами по себе.

Словом сказать, это был порядок, до такой степени установившийся и прочный, что при виде его даже самому лютому, рьяному воеводе не могла прийти в голову мысль о каких-либо увенчательных злодействах…

Топтыгин спал, а лес жил своей жизнью и ничего в нём не случалось. Довольный Лев произвёл Топтыгина в подполковники. Так бы всё и шло дальше, но пришли охотники с рогатиной, и медведя постигла участь всех пушных зверей.

Пересказала Юлия Песковая. За основу пересказа взято ​издание сказки из собрания сочинений в 20 томах (М.: Худож. лит., 1974). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Иван-дурак в гиперреальности — незаслуженная мудрость

Иван-дурак — короткая притча Льва Толстого, впервые опубликованная в 1886 году. В ней представлена ​​философская критика Толстым милитаризма и коммерциализма.

Иван из крестьянской семьи. У него есть два брата. Один из его братьев — солдат, другой — толстый торговец. Иван — герой рассказа; его называют дураком, потому что ему не хватает острого ума и понимания того, как устроен материальный мир. Иван остается дома и заботится о своих родителях и сестре (немой, потому что не может говорить) на своей семейной ферме.

По сюжету именно Иван-дурак ведет других к счастливой жизни, а его «тупая» сестра умеет отличить истинного человека от наглого шарлатана. Сказка указывает на коварные и разрушительные элементы милитаризма и меркантильности, идеализируя крестьянскую жизнь.

На протяжении всей истории Ивана и его братьев искушают маленькие черти, которые маскируются под разных персонажей и предлагают заманчивые награды, чтобы посеять конфликт в семье. Иван никогда не попадется на эти уловки, в отличие от его братьев.

Маленькие черти, замышлявшие втянуть братьев в неприятности, были взволнованы, поэтому решили посеять еще больше конфликтов, каждый раз маскируясь под потенциально полезного человека для одного из братьев. Встретился с толстым купцом властный купец и пообещал приумножить его богатство. Великий полководец встретился с солдатом и помог ему модернизировать свою армию. Но вскоре оба брата попали в беду. Солдат будет побежден в бою, а купец будет голодать несколько дней.

Те же черти пытались обмануть Ивана-дурака, но не смогли. В отчаянии они попробовали последнюю уловку — переодетого дворянина, который обещал Ивану мудрость и процветающий город. Прежде чем сделать это, он ходил среди дураков (сельских жителей) и пытался купить еду и питье на свое золото. Но ему не давали есть, потому что сельчане скоро не нуждались в золоте.

Когда он просил хлеба, пекарь соглашался, но только если он был получен во имя Христа. Это вызывало отвращение у дьявола, переодетого дворянином, который несколько дней голодал. Немая сестра Ивана подавала еду, а ленивый одурачил ее. Но ей удалось отличить честного от нечестного, взглянув на их руки. Грязные руки были признаком тяжелой работы, а мягкие белые руки — признаком лени. Те, у кого мягкие руки, будут есть только остатки. Дворянину не повезло попасть туда.

Иван получил известие о дворянине, который пытался купить на золото вещи, которые ему не нужны. Иван встретился с дворянином, который обещал ему мудрость, заводы и богатый город. Все, что ему было нужно, это обратиться к народу.

Итак, он сделал. Он сказал им, что для того, чтобы делать деньги, им нужно использовать голову, а не руки. Дураки слушали какое-то время, потом им стало скучно, и они вернулись к работе. Но каждый день они слушали немного больше из любопытства. В конце концов дворянин почувствовал голод и усталость и попросил хлеба. Но жители деревни смеялись над ним и предлагали ему использовать свою блестящую голову, чтобы добывать себе хлеб, поскольку именно это он проповедовал.

В конце концов он рухнул на голову. Один из дураков с иронией заметил, что наконец-то пустил в ход голову.

Ивану-дураку рассказали о случившемся, и он подошел к дворянину, который после того, как ему размозжили голову, явился в образе черта.

Рассказ Толстого — простая притча о добродетели честного труда. Рабочие были добры, но справедливы. И их было трудно обмануть (хотя они и были известны как «дураки»). Толстой явно любил иронию.

Рабочие знали цену тяжелому труду и сразу же заподозрили, когда услышали об обещаниях Эдема практически без усилий. У них были мощные датчики дерьма.

В современном мире меньше людей возделывают поля руками – историческая аномалия.

Кеннет Боулдинг, выдающийся экономист и творческий мыслитель, показывает, что настоящий момент является поворотным моментом в истории человечества. Если мерить человеческую историю не по тому, сколько времени прошло, а по тому, сколько произошло примечательных событий, — мы живем в поистине исключительную эпоху. За последние несколько сотен лет в человеческой деятельности произошло столько же изменений, сколько за предыдущие тысячи лет вместе взятые. Современный мир так же отличается от мира, в котором родился Кеннет, как мир, в котором родился Кеннет, отличается от мира Юлия Цезаря. Почти столько же произошло с тех пор, как он родился, как и раньше.

В книге Шок Будущего предлагается интересный способ классификации времени. Если мы разделим последние 50 000 лет существования человека на жизни примерно по 62 года каждая, то таких жизней было около 800. Из этих 800 полных 650 человек провели в пещерах.

Только в течение последних 70 жизней была возможна эффективная связь между жизнями. Только в течение последних 6 жизней массы людей видели печатное слово. Только в последних 2 кто-то использовал электродвигатель. И большая часть материальных благ, которыми мы пользуемся каждый день, была изобретена в течение нынешней (800-й) жизни.

Напомним, что в рассказе Толстого Иван и его односельчане были то ли земледельцами, то ли чернорабочими. В 1886 году чтение той же истории было совершенно другим опытом, чем чтение ее в 2021 году, по одной важной причине — рабочих рук почти не осталось.

За одну жизнь (из 800) земледелие, изначальная основа цивилизации (сельскохозяйственная революция позволила охотникам-собирателям окончательно осесть и в конечном итоге стать грамотными) утратило свое господство почти во всех цивилизациях. В крупнейших экономиках мира в сельском хозяйстве занято менее 15 процентов экономически активного населения.

В США, чьи фермы кормят 200 миллионов американцев и около 160 миллионов человек во всем мире, это число уже ниже 6 процентов и быстро сокращается.

После сельскохозяйственной революции у нас была промышленная революция. Сегодня мы уже вступили в третью стадию человеческого развития. В 1956 году США стали первой крупной державой, где половина несельскохозяйственных рабочих перестала носить синие воротнички фабричного или ручного труда. За одну и ту же жизнь общество избавилось не только от бремени земледелия, но и от бремени ручного труда.

Притча ясно демонстрирует опасность поддаться искушению быстро достичь богатства или славы. Братья Ивана, обманутые перспективой военного или коммерческого успеха, представляют собой современного человека, который без тяжелого ручного труда потерял представление о том, что реально. Он живет в состоянии, похожем на сон, влекомый идеями и абстракциями, без понимания того, откуда он пришел и куда идет.

«Сущность Маривода — это, согласно Пуле, человек без прошлого, без будущего, рождающийся заново в каждое мгновение. Мгновения — это точки, которые организуются в линию, но важен именно момент, а не линия. Мариводианское существо в некотором смысле не имеет истории. Ничто не следует из того, что было раньше. Он постоянно удивляется. Он не может предсказать собственную реакцию на события. Ему постоянно обогнал по количеству событий. Состояние одышки и ослепления окружает его. В результате он существует в определенной свежести, которая кажется, если позволите, очень желательной».

Дональд Бартельм, «Роберт Кеннеди спасен от утопления»

Властвует все модное и захватывающее, все архаичное и серое игнорируется. По словам Нила Постмана, современное общество замешано в том, чтобы развлекаться до смерти.

Десятилетия назад, до появления Snapchat и TikTok, существовали опасения по поводу того, как информация будет представлена ​​на телевидении.

«MacNeil-Lehrer Newshour» пишет, что идея состоит в том, «чтобы все было , кратким, чтобы не напрягать чье-либо внимание, а вместо этого обеспечить постоянную стимуляцию за счет разнообразия, новизны, действия и движения. От вас требуется… не обращать внимания ни на какую концепцию, ни на характер, ни на проблему более чем на несколько секунд».

Далее он говорит, что допущения, управляющие выпуском новостей, таковы: «Лучше всего кратко, что нужно избегать сложности, что нюансы необязательны, что уточнения мешают простому сообщению, что визуальная стимуляция заменяет мысль, и эта словесная точность — анахронизм».

Новостное шоу, прямо скажем, формат развлечения, а не образования, размышлений или катарсиса. И мы не должны слишком строго осуждать тех, кто его так сформулировал. Они не собирают новости для того, чтобы их читали, и не транслируют их для того, чтобы их услышали. Они транслируют новости, чтобы их видели. Они должны следовать туда, куда ведет их среда.

Нейл Постман, Развлекаемся до смерти

Мы не отказываемся помнить и не находим это бесполезным, но мы стали неспособны помнить. Если воспоминание — это больше, чем ностальгия, ему нужен контекст — теория, видение, метафора — способ, который позволяет обнаружить факты и закономерности. Политика мгновенных новостей не дает такого контекста. Зеркало показывает вам только то, что вы носите сегодня, но ничего не говорит о том, что было вчера. Телевидение запускает нас в бессвязное, непрерывное настоящее.

Если это правда, то Оруэлл снова ошибся, по крайней мере, для западных демократий. Он думал, что историю разрушит государство или некий аналог Министерства правды. Это может быть верно в отношении Советского Союза, но, как и предсказывал Хаксли, ничего столь драматичного происходить не должно.

Внешне безобидные технологии, предназначенные для предоставления населению политики имиджа, моментальности и терапии, могут так же эффективно исчезнуть из истории, возможно, более навсегда и без возражений.

Нил Постман, «Развлекаемся до смерти»

Мы должны смотреть на Хаксли, а не на Оруэлла, чтобы понять угрозу, которую телевидение и другие формы изображения представляют для либеральной демократии, в частности, для свободы информации.

Есть книга Бодрийяра « Симулякры и Симуляция », где он описывает гиперреальное — симуляцию реальности, которая более реальна, чем сама реальность. Например, освещение CNN американо-иракской войны было более реальным, чем сама война, потому что весь мир был свидетелем событий, разворачивавшихся на новостной платформе, и даже те, кто участвовал в войне, получили большую часть своей информации и впечатлений от этой войны. война от CNN. Рик Родерик в своей лекции о Бодрийяре приводит в пример своего ребенка, который злится на Nintendo и не видит ничего странного в самой идее злиться на машину. В нашем мире разбитые экраны из-за невыносимой дальности — нормальное явление даже среди взрослых. Мы живем в гиперреальном мире. Игры, в которые люди могут играть, гораздо более чувственны и интенсивны, чем реальный жизненный опыт (и становятся все более чувственными). И часто последствия того, что происходит на экране, хуже, чем то, что могло бы произойти в реальном мире.

Наш мозг легко обмануть, заставив поверить в то, чего нет.

Но не строго в визуальном или интуитивном смысле.

Мы покупаемся на многие виды иллюзий. Перспектива легкого заработка на фондовом рынке после того, как вы стали свидетелем аномального события, когда в лотерею попало ничтожно малое количество мелких трейдеров, — обычное явление, которое вскоре может получить уникальный ярлык. Помимо очевидных финансовых афер, фальшивых йогов и несбыточных мечтаний — мы склонны обращать внимание на неправильные вещи. Мы позволяем нашему фокусу смещаться в зависимости от того, куда дует ветер или какая новостная статья (или видео на Youtube) содержит наибольшее количество спорных слов в своем заголовке или наибольшее количество просмотров.

Или мы тратим значительную часть своего времени, пытаясь выглядеть как подделки подделок. Копии копий. То есть идеальный эталон красоты у многих людей — это кукла барби — вымысел. Поэтому они делают все возможное, чтобы выглядеть как Барби. Они преуспевают. Бесчисленное множество других копируют их.

Глубокие фейки — увлекательное явление, предложенное одним из читателей этого сайта.

Дипфейки названы так потому, что они используют технологию глубокого обучения, ветвь машинного обучения, которая применяет моделирование нейронной сети к массивным наборам данных для создания подделки. Искусственный интеллект эффективно изучает, как выглядит исходное лицо под разными углами, чтобы транспонировать лицо на цель, обычно на актера, как если бы это была маска. Огромные успехи были достигнуты благодаря применению генеративно-состязательных сетей (GANS), чтобы противопоставить друг другу два алгоритма ИИ, один из которых создает подделки, а другой оценивает его усилия, обучая механизм синтеза создавать более качественные подделки.

Источник

Дьявол из пословицы долгое время обманывал людей, заставляя их принимать неверные решения. Более ста лет спустя мы не стали намного лучше отличать настоящее от фальшивого. Мы по-прежнему ищем упрощенные решения и слушаем шарлатанов. Мы по-прежнему принимаем видимость за действительность. На самом деле, мы намеренно создаем мир, в котором истину становится труднее найти (взлом внимания) и усложняем отделение иллюзий от реальности (глубокие подделки, виртуальная реальность).

Еще одним элементом Иван-дурак является мимесис (идея Жирара) — братья успешно соблазнились, потому что хотели победить в своих соревнованиях. Солдат проиграл битву со своей новой, более могущественной армией другой, более могущественной армии. Возможно, не случайно Жирар видел в миметическом механизме самого дьявола.

Самая глубокая иллюзия заключается не только в том, что мы ошибочно принимаем копии реальности за реальность, но и в том, что мы даже не осознаем, что делаем это — таково было предупреждение Хаксли.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts