Синквейн по теме причастие: Синквейн к слову причастие

Интегрированный урок в 7 классе по информатике и русскому языку по темам: русский язык: «Синквейн о причастии» информатика: «Информационное моделирование. Словесные моде-ли» | Методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему:

                          Интегрированный урок в 7 классе

                  по информатике и русскому языку по темам:

русский язык: «Синквейн о причастии»

информатика: «Информационное моделирование. Словесные модели»

        

                                                          Подготовили и провели:

                                                          Чижова С.Н.,учитель русского языка

                                                          Сырятова Л.В., учитель информатики

Урок проводят учитель информатики и учитель литературы, 45 минут.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цель:

Русский язык: диагностика усвоения темы «Причастие», орфографический и синтаксический повтор.

Информатика: продолжить изучение информационных моделей, познакомиться с понятием словесной (вербальной) модели, изучить способы словесного описания, некоторые особенности естественного языка, сделать вывод о пригодности естественного языка для создания информационных моделей, сделать вывод о взаимодействии информатики и словесности.

Задачи:

Русский язык

Задачи обучающие (образовательные): закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи, пополнение словарного запаса школьников.

Задачи развивающие: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.

Задачи воспитательные: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля.

Информатика:

Задачи обучающие (образовательные): сформировать представление о словесных моделях, закрепить сведения об особенностях естественного языка, придающих общению выразительность, красочность, усовершенствовать навыки использования информационных технологий, формировать поисковый тип познавательной деятельности.

Задачи развивающие: развивать внимание, речь, воображение, интерес учащихся к изучаемым предметам.

Задачи воспитательные: умственное и эстетическое воспитание учащихся, показать многогранность и «живую» силу естественного языка, связь информатики с другими областями знаний.

Оборудование: экран, компьютер, диапроектор,  презентация.

Основные понятия:

  • Объект
  • Модель
  • Информационная модель
  • Системный анализ
  • Словесная модель
  • Многозначность
  • Синонимия
  • Омонимия

                                                                   Ход урока

1. Оргмомент.

Вступительное слово учителя русского языка.
— Ребята, сегодня у нас увлекательный урок русского языка в кабинете информатики. Я даже не могу вам сообщить план сегодняшнего урока. Скажу только одно: приготовьтесь к неожиданностям.

Подготовительная работа к актуализации опорных знаний.

— Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Для того, чтобы узнать тему, надо ответить на несколько вопросов (игра «Выбери правильный ответ»)

Итак, тема нашего урока «Синквейн о причастии».

«Причастие — часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» (В.Даль)

— Как видно из темы нашего урока – урок двойной. Действительно, цели урока русского языка: повторить теоретические сведения по изученной теме. Вторая цель урока информатики: дополнить и обобщить представления о словесных информационных моделях.

-Ну что ж, начнем.

2. Первое задание назовем «Веришь или не веришь». Ваша задача, ребята, определить верное или ложное суждение содержится в вопросе. Если суждение верно, поднимите зеленый кружок, если суждение ложно, поднимите красный кружок. Внимание начали.

(Учитель читает суждения (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), на доске эти суждения открываются по очереди. Учитель фиксирует ответы и по окончанию игры подводит итоги)

3. Следующий этап нашего урока называется «Составь предложение». Длительность этого этапа игры — 5 минут. Высшая оценка за этот конкурс пять баллов. Их получит тот, кто первый справится с этим заданием и поднимет зеленый кружок. Итак, в конвертах вам предложены части предложений, на доске вы их видите все вместе. Ваша задача из предложенных частей предложений составить верные предложения.

№ 1. Повесть, отредактированная редактором,  известна всем.

№ 2. Тучи обещали дождь.

№ 3. Дети, играющие во время урока, будут подвергнуты наказанию.

№ 4. Попугай, купленный в магазине, оказался говорящим.

№ 5. Цветы, растущие в саду, красивы.

(Учащиеся получают конверты с карточками (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и работают с ними. По истечении 5 минут проводится проверка выполненного задания. На доске отражаются правильные ответы. Учитель подводит итоги конкурса.)

— Какое предложение при транспортировке “потеряло” свой причастный оборот. Какие тучи могут обещать дождь? Запишем данное предложение.

Тучи, гонимые ветром, обещали дождь.

 (Дети переделывают предложение так, чтобы был включен причастный оборот «Тучи, гонимые ветром, обещали дождь». За правильный ответ ученик получает 3 балла)

  • Перестройте устно предложение, чтобы знаки препинания исчезли. При каком же условии необходимо ставить знаки препинания при причастном обороте?

4. Следующий конкурс «Ответь на вопросы» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). За каждый правильный ответ — два балла.  Знаете ответ — поднимайте зеленый круг.

  1. В предложении 1 определите у причастия морфологические признаки прилагательного.
  2. В предложении 2 определите у причастия признаки глагола.
  3. Какие причастия использованы в предложениях 1 и 2?
  4. Вспомните орфограмму в причастиях используемых в предложениях 1и 2.

(Учитель подводит итоги конкурса)

5. Конкурс «Хлопни в ладоши». Если прозвучит словосочетание с причастием (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), вам нужно хлопнуть в ладоши. За неправильный хлопок минус 1 балл.

(Учитель подводит итоги конкурса «Хлопни в ладоши»)

6. Следующий конкурс «Угадай причастие» (ПРИЛОЖЕНИЕ 5). На экране представлено задание. Отвечая на вопросы задания угадайте слово. За каждый правильный ответ 2 балла. Для удобства в работе у каждого имеются рабочие листы.

(Учитель проводит игру. По окончанию этапа подводит его итоги.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вторая часть нашего урока будет посвящена практической работе по теме «Информационное моделирование. Словесные модели».

Учитель информатики

На прошлом занятии мы с Вами познакомились с информационными моделями, с их классификацией. Прежде, чем продолжить разговор об информационных моделях, давайте вспомним классификацию моделей.

Ответ ученика.

Учитель

Как вы думаете, какие из этих моделей наиболее тесно могут быть связаны со словесностью?

Ответ ученика

Учитель

Совершенно верно. Это словесные модели. Их еще называют вербальными (от лат. Verbalis — словесный). Что мы описываем на естественном языке?

Ответ ученика (все, что нас окружает: предметы, события, процессы, ситуации).

Учитель

Сегодня мы познакомимся еще с одной формой словесного описания синквейн. Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. С1997 года стала использоваться и в России. Традиционный синквейн состоит из пяти строк:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Синквейн на тему ПРИЧАСТИЕ вы должны будите представить к концу урока. Работать вы будете в парах. Займите рабочие места за компьютерами. Работать вы будете в текстовом процессоре WORD. Оформление работы оценивается дополнительно 2 баллами.

(Учащиеся работают за компьютерами, составляя синквейн на тему «Причастие». По окончанию работы подводится итог конкурса и итог всей игры.)

Итог урока:

причастие

настоящего, прошедшего

обозначает, образует, переходит

обладает свойствами и глагола, и двойник имени прилагательного

часть речи

Увлекательный урок русского языка в кабинете информатики завершен. Всем спасибо за активную работу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

– Верите ли вы, что причастие изменяемая часть речи?

– Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?

– Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?

– Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?

– Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?

– Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола?

– Верите ли вы, что причастия с НЕ всегда пишутся раздельно?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Повесть

растущая в саду

известна всем

Тучи

отредактированные корректором

обещали дождь

Дети

купленные в зоомагазине

будут подвергнуты

наказанию

Попугай

назначивший даме свидание

оказался говорящим

Цветы

играющие во время урока

красивы

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

№ 1. Повесть, отредактированная редактором,  известна всем.

№ 2.  Попугай, купленный в магазине, оказался говорящим.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Свежий ветер, непримятая трава, заколдованный лес, утреннее солнце, веселые крики, великолепный день, приглушенные звуки, невыученное стихотворение, прозрачные кружева, мертвая тишина, спящий лес, заснеженные кусты, тающие сосульки, рыхлые сугробы, бегущие ручейки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Задание 1

Корень у этого слова такой же, как у слова  ЛАЯТЬ

Суффикс — как у слова  ПОРХАЮЩАЯ

Это причастие стоит в форме единственного числа, творительного падежа, мужского рода  (лающего)

Задание 2

Корень у этого слова такой же, как у слова  СИЛЬНЫЙ

Приставка – как у слова УБЕЖАТЬ

Суффикса два: как у глагола ПОЛИВАТЬ и как у причастия ЛАЮЩАЯ

Окончание – как у слова ВИСЯЧИЙ

Имеется возвратный суффикс –СЯ (усиливающийся)

Задание 3

Корень у этого слова такой же, как у слова  ВЫЧИТАЕМОЕ

Приставка – как у слова ПРОБЕЖАТЬ

Суффикса два: как у глагола БЕЖАТЬ и как у причастия ЗАВИСЕВШИЙ

Окончание – как у слова БОЛЬШАЯ (прочитавшая)

Технология «Синквейн» | Методическая разработка по развитию речи (старшая группа):

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Тополек» г. Бабушкин  муниципального образования  «Кабанский район» Республики Бурятия

 

Технология

                                                     

                             для работы с детьми старшего возраста

                             

                                                                                        Подготовила:

воспитатель 1 категории

                                                                                                                                   Дьяченко М.Я.

Синквейн — это стихотворение,

состоящее из пяти строк, в котором человек

высказывает своё отношение к проблеме.

                     

                                     ПОРЯДОК НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА:

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:

-первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;

-вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

-третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

-четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

-пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.                                                                                                                

Если смотреть на синквейн с точки зрения педагогики, то под данным термином нужно понимать свободное творчество, требующее от автора умения и навыки находить в информационном материале наиболее важные и существенные моменты, после чего подводить итоги. Другими словами, ситуация или история должны быть кратко сформулированы.

Синквейн можно использовать в качестве итогового задания для проверки материала. Также их составление помогает человеку обогатить свою речь и сформировать аналитические навыки.

Особенно полезно составлять синквейны детям, тогда удастся обогатить их речь, более того, они будут развиваться намного быстрее своих сверстников.

СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов.                          Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.

Номер

строки

Число слов в

строке

Содержание строки

   

  Части речи

            Примеры

1

   1

      Тема синквейна

Существительное

или местоимение

   Книга

Котенок

2

   2

       Признаки

Прилагательное или причастие

Заниматель-ная

интересная

Пушис-тый

игривый

3

   3

 Действия

Что делает? Какое влияние оказывает?

Как меняет окружаю-

щий мир?

Глаголы или деепричастия

Увлекает, развлекает, учит

Прыгает играет, царапает

4

   4

Личное отношение

(описание главного для автора)

Короткое предложение

Читай книги каждый день или чтение – путешествие в другой мир.

Мой домаш-ний питомец или я люблю котенка

5

  1-2

Итог

Вывод /суть понятия/

ассоциации

Чаще всего –

существительное

Удоволь-

ствие/

интерес

Домаш-нее животн-ое

Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей.

Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».

Соответственно, первая строка –  «мыло».

Вторая строка– два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое?  Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное          мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое           и т. д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».

Третья строка– три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия,                  которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть,          а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».

Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не грязнуля, который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор.

Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах сладкий, вкус противный».

И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать    себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее.

Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».

Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.

Мыло.

Прозрачное, клубничное.

Моет, пахнет, пузырится.

Запах сладкий, вкус противный.

Разочарование.

Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои  как творческие, речевые, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна  может  использоваться  как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна можно использовать для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

                           Способы  работы с  дошкольниками с синквейнами.

  1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).
  2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.
  3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).
  4. Использование синквейн на занятиях для закрепления изученной лексической темы;
  1. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов».
  2. Синквейн– это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

 

             

               Примеры синквейнов, составленных с  детьми:

Байкал.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts