Синквейн простейшие: стихотворение, которое требует изложения большого объема учебной информации в краткой форме

«Синквейн» и «толстые вопросы». Как развить навык критического мышления :: РБК Pro

Pro Партнер проекта*

Телеканал

Pro

Инвестиции

Мероприятия

РБК+

Новая экономика

Тренды

Недвижимость

Спорт

Стиль

Национальные проекты

Город

Крипто

Дискуссионный клуб

Исследования

Кредитные рейтинги

Франшизы

Газета

Спецпроекты СПб

Конференции СПб

Спецпроекты

Проверка контрагентов

РБК Библиотека

Подкасты

ESG-индекс

Политика

Экономика

Бизнес

Технологии и медиа

Финансы

РБК КомпанииРБК Life

Материал раздела Основной

Саморазвитие &nbsp · Гибкие навыки

Инструкции Технологии Доверия (ранее PwC в России)

Критическое мышление — один из ключевых навыков XXI века. Если этого навыка нет, человек не может анализировать данные и свои поступки, а значит прогрессировать. Марина Морозова (Академия «Технологии Доверия») дает приемы, которые помогут его развить

Американский ученый Эдвард Глейзер в исследовании 1941 года перечислил навыки людей, обладающих критическим мышлением. Такие люди умеют:

  • распознавать проблемы и искать способы их решения,
  • собирать и раскладывать по полочкам информацию,
  • распознавать неподтвержденные предположения и оценки,
  • анализировать информацию и оценивать доказательства,
  • находить логические связи,
  • делать планомерные выводы и ставить их под сомнение,
  • перестраивать свою систему убеждений и формировать верные суждения.

К этому списку можно добавить и нетипичные, казалось бы, признаки наличия критического мышления:

  • наблюдательность,
  • логика,
  • интеллект и широкий кругозор,
  • ясность ума и глубина суждений,
  • креатив,
  • эмоциональность,
  • коммуникабельность,
  • самостоятельность,
  • мобильность.

Человек, обладающий критическим мышлением:

  • может отличить важную информацию от второстепенной;
  • с уважением относится к другим мнениям;
  • дает оценки;
  • приводит аргументы;
  • несет ответственность за свой выбор;
  • находит ошибки, деликатно указывая на них.

Как развить критическое мышление?

1. «Знаю — хочу узнать — узнал»

Этот прием придумала еще в 1984 году профессор университета в Чикаго Донна Огл. Вы чертите таблицу, которая содержит три столбца: «Знаю», «Хочу узнать» и «Узнал». Сначала заполняете только столбец «Знаю». После этого формулируете вопросы, ответы на которые хотели бы узнать. А по итогам выполнения упражнения заполняете последнюю графу «Узнал».Упражнение помогает развивать рефлексию в процессе познания.

2. «Толстые» и «тонкие» вопросы

Вы учитесь задавать два типа вопросов:

  • «тонкие» — простые вопросы, которые требуют односложного ответа;
  • «толстые» — сложные вопросы, которые подразумевают высокий уровень мышления — например анализ и синтез данных.

3. «Синквейн»

Калинина Ю.О., Матвеева В.А., Растимешина Н.М.

Рейтинг

[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Калинина Ю.О., студент Московского городского педагогического университета [email protected]

Матвеева В.А., студент Московского городского педагогического университета mkmvv5@mail.ru

Растимешина Н.М., студент Московского городского педагогического университета [email protected] 

Материалы международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «НАЧАЛЬНОЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

В статье описывается опыт применения синквейна как методического приема в практике формирования у младших школьников читательских компетенций. Авторы делают попытку исследования условий продуктивного применения данного приема.

Слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Изначально синквейн возник в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии. В школах России синквейн начали активно применять с конца 20 века.

Существуют правила составления синквейна, которые отражают построение каждой из его строк. Первая строка состоит из одного слова, которое отражает в той или иной мере тему читаемого текста, поэтому представляет собой имя существительное в форме именительного падежа. Вторая строка состоит из двух слов – имен прилагательных, которые дают краткую характеристику темы, указанной в первой строчке. Третья строка состоит из трёх слов-глаголов, раскрывающих действия в пределах указанной в первой строчке темы. Четвертая строка представлена в виде предложения, которое отражает личное отношение читателя к теме текста и состоит из четырех слов. Это может быть самостоятельно придуманная фраза, крылатое выражение, цитата, пословица или поговорка.

Последняя, пятая строка, состоит из одного слова, являющимся своеобразным резюме темы. Составление такого краткого резюме, безусловно, требует определенного уровня развития мышления – логического, образного, ассоциативного, а также хорошего словарного запаса читателя [5].

Мы перечислили формальные правила составления синквейна, однако для эффективного применения этого приема следует дать также методическую оценку его использования.

На наш взгляд, синквейн можно эффективно применять для составления характеристики персонажей. Можно начать с составления синквейна героев сказок, которые часто имеют постоянные характеристики, поэтому легко запоминаются и воспроизводятся. Например, если дети уже читали сказки о животных, среди которых была лиса, то дать характеристику лисе в другой сказке или басне уже не составляет труда. Вот какую характеристику лисе из басни Эзопа «Лиса и козел» составили учащиеся начальных классов. В целях экономии представляем его в виде отдельных строчек, а не в виде пирамиды, которую и представляет собой синквейн:

Лиса. / Хитрая, наглая. / Зазевалась, упала, обманула. / Лиса – плутовка, всегда выкрутится. / Обман.

Понятно, что синквейн как текстовое читательское упражнение, требующее определенного уровня развития мышления и читательской практики, целесообразнее применять на этапе анализа текста художественного произведения и на обобщающих этапах урока литературного чтения [3]. Чаще всего синквейн используется на этапе рефлексии, так как позволяет объединить прежние и новые, полученные на уроке знания, впечатления, эмоции.

Синквейн помогает анализировать, систематизировать информацию в тексте, отбирать нужные для своего пересказа факты, осмысливать информацию, перерабатывать ее, особенно если ее много в тексте [2].

Очень важно при планировании работы провести анализ текста, чтобы выяснить, какие учебно-методические возможности он имеет. Это поможет спланировать продуктивную работу по формированию читательских текстовых умений у младших школьников с помощью синквейна, приобрести навыки понимания и интерпретации текста [1]. Опишем опыт работы по обучению младших школьников составлению выборочного пересказа на уроке литературного чтения на примере рассказа В. Бианки «Лесной оркестр» с помощью синквейна.

Рассказ невелик по объему – всего 245 слов, предложения короткие, простые, большинство из них даже не обременены второстепенными членами: «Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин». Этот текст удобно использовать с учащимися-второклассниками, у которых еще не в полной мере сформирована техника чтения; простой синтаксис помогает освоить содержание рассказа.

Однако с точки зрения информационной насыщенности текст рассказа отнюдь не так прост. В нем более 20 названий лесных птиц и зверей, для описания их весенних песен автор употребляет 12 слов-наименований, 8 из которых отглагольные существительные, которые не так просто опознаются (идентифицируются) читателями-второклассниками. Да и в целом, обработать такое количество информации для городских учащихся не так-то просто. Оно явно превышает объем оперативной памяти юного читателя. Нельзя требовать от учащихся передать в своем пересказе описание весенних голосов всех лесных обитателей. Но можно предложить «собрать свой лесной оркестр», т.е. выбрать из текста голоса тех лесных обитателей, которые учащимся знакомы, дети запомнили голоса птиц, поэтому выбрали. Можно заранее обговорить условия: включить в свой рассказ не менее пяти персонажей.

Для составления синквейна можно использовать вспомогательный раздаточный материал – разрезанную (у нас была в виде треугольников) бумагу, куда дети выписывали слова, служащие им опорой при пересказе. Можно также последовательно, в соответствии с работой над той или иной строчкой синквейна, предложить детям уже заполненные треугольники с различными словами, чтобы дети сами выбрали подходящие по смыслу слова в соответствии с замыслом своего рассказа: названия каких птиц и зверей они включают в свой «лесной оркестр».

Заметим, что и в первом, и во втором вариантах учащиеся непременно должны сверяться с текстом: перечитывать его, выбирать нужную информацию, группировать и обобщать ее. Так происходит формирование у младших школьников текстовых читательских компетенций, обеспечивая более высокий уровень освоения письменной речи в ее рецептивной форме [4].

Первую строчку синквейна в виду его небольшого объема и в соответствии с нашей учебно-методической задачей (каждый учащийся собирает материал и рассказывает о своем оркестре) первая строчка синквейна была составлена в коллективной работе – «оркестр». Для второй строчки мы предлагали второклассникам на треугольниках такие прилагательные: «звучный», «разнообразный», «громкий», «свистящий», «мелодичный», «птичий», «лесной», «весенний». Для третьей строчки также были предложены глаголы из текста, которых в нем значительное количество. Собственно, именно при компоновке глаголов каждый ребенок и определяется с составом своего оркестра, учитывая, конечно, при этом его характеристику, составленную с помощью двух прилагательных.

При составлении четвертой строчки синквейна мы показали второклассниками образцы трансформации фрагментов текста. Из предложения «На утренних и вечерних зорях не только птицы — все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеет» в коллективной работе мы составили такие короткие четырехсловные предложения: «Все лесные жители поют»; «Лесные жители поют и играют»; «Птицы поют на зорях». Были и другие варианты, например, из строчки «Весной птицам спать долго некогда» убирается слово «долго». Для учащихся это наглядные примеры трансформации текста.

В качестве последней строки синквейна второклассникам были предложены слова: «зима», «весна», «песня», «голос».

Учащиеся составили синквейны, по которым представляли свои рассказа. Все они были разные, поэтому второклассники слушали своих одноклассников с неослабевающим интересом.

Считаем, синквейн является приемом, который имеет универсальное применение. При составлении синквейна на уроках повышается интерес к изучаемому материалу, развиваются творческие способности учащихся, уменьшается время, отводимое на запоминание информации, расширяется словарный запас.

Литература

  1. Сильченкова Л.С. Интерпретационная деятельность как форма приобщения к чтению // Читательская культура в информационном обществе: формирование и социально-педагогическая поддержка: сб. статей по материалам конференции (Москва, 23 марта 2013 г.): в 2 ч. Ч. 2 / под ред. Е.С. Романичевой, Г.В. Пранцовой. – М.: Совпадение, 2013. – С. 127-132.
  2. Сильченкова Л.С. Методика обучения младших школьников чтению крупнообъемных произведений. Автореферат диссертации … кандидата педагогических наук. – М.: Московский педагогический государственный университет. – 1988. – 16 с.
  3. Сильченкова Л.С. Научные основы анализа художественного текста в начальной школе // Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество. Сборник трудов по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. – М.: МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ, Кафедра филологического образования. – 2015. – С. 213–221.
  4. Сильченкова Л.С. Роль правил в освоении младшими школьниками письменных видов речевой деятельности // Начальная школа. – 2016. – №4. – С. 23–27.
  5. Сильченкова Л.С., Егорова Е.С. Комплексная работа над словом на уроках литературного чтения // Начальное образование. – 2017. – Т.5. – №5. – С. 13–19.

http://izvestia-ippo.ru/kalinina-yu-o-matveeva-v-a-rastimeshina/

5 Крошечные простейшие и водоросли

Популярно на Britannica

  • 6 важных императоров Великих Моголов
  • 5 очаровательных предметов британской коронации
  • 10 разрушительных антиутопий
  • 5 современных корпоративных преступников

проверено Cite

Несмотря на то, что были приложены все усилия для соблюдения правил стиля цитирования, могут быть некоторые расхождения. Пожалуйста, обратитесь к соответствующему руководству по стилю или другим источникам, если у вас есть какие-либо вопросы.

Выбор стиля цитирования

MLAAPChicago Руководство по стилю

Написано

Мелисса Петруцелло

Мелисса Петруцелло является помощником редактора журнала «Науки о растениях и окружающей среде» и охватывает широкий спектр материалов, от растений, водорослей и грибов до возобновляемых источников энергии и инженерной защиты окружающей среды. У нее есть MS ….

Мелисса Петруцелло

Факт проверен

Редакторы Британской энциклопедии

Редакторы Encyclopaedia Britannica курируют предметные области, в которых они обладают обширными знаниями, будь то многолетний опыт, полученный в результате работы над этим контентом, или в результате обучения для получения ученой степени. Они пишут новый контент, а также проверяют и редактируют контент, полученный от участников.

Редакторы Британской энциклопедии

© Michael Manzano/Dreamstime.com

Хотя многие люди, вероятно, думают о бактериях, когда слышат термин микроб , существует множество других микроскопических организмов. Многие из них являются эукариотическими, то есть имеют клетки, подобные нашим, с мембранным ядром, в отличие от прокариотических бактерий. Хотя некоторые из них вызывают болезни, большинство просто существуют как часть обширной пищевой сети и имеют свои собственные экологические ниши и значение. Многие из них считаются простейшими, что означает, что они имеют звероподобные черты и когда-то считались предками современных животных. Этих крошечных существ обычно изучают в школе, и их часто можно увидеть плавающими в капле воды под микроскопом. Ниже приводится список некоторых распространенных простейших и водорослевых микробов, с которыми мы живем в мире.

  • Paramecia

    paramecia John J. Lee

    Paramecium  – это хорошо известный род непаразитических простейших, которые можно легко культивировать в лаборатории. Они обычно имеют овальную форму с закругленными или заостренными концами и полностью покрыты тонкими волосовидными нитями, известными как реснички. Реснички ритмично бьются, чтобы продвигать их по водной среде, а также служат для направления бактерий и других частиц пищи в их «рота». В отличие от многих других эукариотических клеток, парамеции имеют два типа ядер: большое эллипсоидальное ядро, называемое макронуклеусом, и по крайней мере одно маленькое ядро, называемое микронуклеусом. Некоторые виды живут в симбиозе с некоторыми зелеными водорослями, и многие из них являются важной пищей для более крупных организмов, включая личинок рыб.

  • Амеба

    амеба © micro_photo—iStock/Getty Images

    Амебы в первую очередь идентифицируются по их необычному способу передвижения. Эти одноклеточные организмы могут растягивать свои клеточные мембраны во временных расширениях, называемых псевдоподиями или ложными ногами, а затем перемещать остальное содержимое своих клеток в «ногу», чтобы скользить туда, где она находится. Этот тип движения, называемый амебоидным движением, считается наиболее примитивной формой передвижения животных. Некоторые виды амеб являются паразитами и вызывают у людей такие заболевания, как амебная дизентерия; один вид ( Naegleria fowleri ) — печально известный «пожиратель мозгов», который может вызвать смерть при попадании в организм человека через нос.

  • Euglena

    Euglena Walter Dawn

    Euglena  это род из более чем 1000 видов, встречающихся во всем мире, многие из которых обычно изучаются на уроках биологии. У этих микробов есть один хлыстообразный жгутик, который работает как пропеллер, чтобы перемещать их по водной среде. Эвглена необычны тем, что фотосинтезируют, как растения, но могут питаться и другими организмами. Они способны поглощать пищу — обычно бактерии — непосредственно через клеточную поверхность посредством процесса, известного как фагоцитоз, при котором клеточная мембрана захватывает частицы пищи в специальный карман (вакуоль) для пищеварения. Хотя они микроскопические, они могут накапливаться в достаточном количестве, чтобы вызвать цветение воды, которое окрашивает пресную воду в зеленый или красный цвет (в зависимости от вида) и может нанести ущерб дикой природе.

  • Диатомовые водоросли

    диатомовые водоросли Гордон Т. Тейлор, Университет Стоуни Брук — Национальное управление океанических и атмосферных исследований/Министерство торговли

    Во всех водах Земли встречается около 16 000 видов диатомовых водорослей. Как основные производители кислорода и пища для многих, многих водных организмов, диатомовые водоросли являются одними из самых важных и плодовитых микроскопических морских организмов на планете. Диатомовые водоросли считаются водорослями и могут быть колониями или жить как одна клетка. Для них характерны красивые замысловатые оболочки, состоящие из кремнезема, которые могут сохраняться после смерти организма. Есть даже художники, которые терпеливо используют микроскопы и иглы, чтобы укладывать диатомовые водоросли в сложные микроскопические мозаики, напоминающие витражи! Эти пассивные организмы не имеют средств передвижения и не передвигаются самостоятельно.

  • Volvox

    Volvox Robert W. Hoshaw/Encyclopædia Britannica, Inc.

    Volvox — это род около 20 видов пресноводных зеленых водорослей, встречающихся практически по всему миру. В отличие от других микробов в этом списке, Volvox являются исключительно колониальными и образуют полые сферические колонии от 500 до 60 000 клеток. Некоторые большие колонии видны невооруженным глазом, но многие микроскопические. Интересно, что разные клетки в колонии служат разным целям.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts