Содержание Вопрос 1. Возникновение психологии как науки…………………………………………….7 Вопрос 2. Отрасли психологии……,…………………………………………………………………8 Вопрос 3. Задачи и место психологии в системе наук …………………………….11 Вопрос 4. Методы психологии………………………………………………………………………13 Вопрос 5. Основы функции психики. Особенности психического отражения………………………………………………………………………………16 Вопрос 6. Основные этапы развития психики в филогенезе………………………………………………………………………………………………..18 Вопрос 7. Структура психики человека………………………… Вопрос 8. Психика и особенности строения мозга…………………………………………23 Вопрос 9. Наследственность, среда, психика: общее и индивидуальное в психике ………………………………………………………………………..27 Вопрос 10. Индивид, личность, индивидуальность………………………………………..30 Вопрос 11. Способности как проявление индивидуального в психике……………………………………………………………………………………………………..32 Вопрос 12. Генетические и морфологические различия мужчин и женщин………………………………………………………………………………………..34 Вопрос 13. Психологические и социально-психологические половые различия…………………………………………………………….. ………………………….37Вопрос 14. Человек как субъект деятельности……………………………………………….41 Вопрос 15. Структура познавательных процессов………………………………………….44 Вопрос 16. Понятие об ощущении и его физиологической основе…………………………………………………………………………………………………………..44 Вопрос 17. Основные характеристики анализаторов ……………………………………..45 Вопрос 18. Виды ощущений………………………………………………………………………….46 Вопрос 19. Понятие о восприятий………………………………………………………………….48 Вопрос 20. Основные свойства восприятия……………………………………………………50 Вопрос 21, Виды восприятий. …………………………………. ………………………..…51 Вопрос 22. Нарушение восприятия………………………………………………………………..53 Вопрос 23. Общая характеристика внимания………………………………………………… 54 Вопрос 24. Свойства внимания………………………………………………………………………55 Вопрос 25. Общие понятия о памяти……………………………………………………………..57 Вопрос 26. Виды памяти………………………………………………………………………………..58 Вопрос 27. Забывание……………………………………………………………………………………60 Вопрос 28. Нарушения памяти……………………………………………………………………….62 Вопрос 29. Развитие мышления в персоногенезе…………. …………………………………63 Вопрос 30. Виды мышления…………………………………………………………………………..68 Вопрос 31. Мыслительный процесс………………………………………………………………..70 Вопрос 32. Операции мыслительной деятельности…………………………………………72 Вопрос 33. Качества мышления и индивидуальные стили мышления……………………………………………………………………………………………………..74 Вопрос 34. Структура интеллекта…………………………………………………………………..76 Вопрос 35. Оценка интеллекта……………………………………………………………………….78 Вопрос 36. Способы активизации мышления………………………………………………….79 Вопрос 37. Расстройства мышления. ………………………………………………………………81 Вопрос 38. Творческое мышление, или креативность …………………………………….83 Вопрос 39. Общая характеристика воображения……………………………………………..84 Вопрос 40. Виды воображения ……………………………………………………………………….87 Вопрос 41. Мысленный эксперимент………………………………………………………………88 Вопрос 42. Функции речи……………………………………………………………………………….89 Вопрос 43. Виды речевой деятельности и их особенности … ……………………90 Вопрос 44. Сознание как высшая ступень развития психики…………….……… 91 Вопрос 45. Самосознание…………………………………………………………………………… …..94 Вопрос 46. Взаимодействие сознания и подсознания ………………………………………96 Вопрос 47. Состояния сознания. Роль сна ……………………………………………………….98 Вопрос 48. Нарушения сознания……………………………………………………………………..99 Вопрос 49. Воля как характеристика сознания………………………………………………..101 Вопрос 50. Структура волевого действия……………………………………………………….102 Вопрос 51. Виды эмоциональных процессов и состояний … …………….………104 Вопрос 52. Теории эмоций……………………………………………………………………………..106 Вопрос 53. Физиологические механизмы стресса…………………………………………….107 Вопрос 54. Стресс и фрустрация…………………….. ………………………………………………109 Вопрос 55, Психические состояния человека…………………………………………………..111 Вопрос 56. Возрастная периодизация развития человека…………………………………114 Вопрос 57. Законы психического развития ребенка (по Л. С. Выготскому)…………………………………………………………………………………….114 Вопрос 58. Социализация личности ……………………………………………………………….116 Вопрос 59. Периодизация развития личности (по Эриксону)………………………………………………………………………………………………..117 Вопрос 60. Ведущая деятельность и кризисы развития на различных возрастных стадиях………………………………………………….. ………………118 Вопрос 61. Типология неправильного воспитания…………………………………………..121 Вопрос 62. Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация ………………………………………………………………………….122 Вопрос 63. Социальная роль………………………………….. Вопрос 64. Социальный статус. Систематизация социальных ролей……………………………………………………………………………………………………………..123 Вопрос 65. Ролевые и внутриличностные конфликты……………………………..125 Вопрос 66. Диспозиционное направление исследования личности (по Г. Олпорту)……………………………………………………………………………….127 Вопрос 67. Факторный анализ структуры личности. ………………………………………..128Вопрос 68. Типологический подход к личности……………………………………………………………………………………………………..130 Вопрос 69. Психологическая структура личности в отечественной психологии…………………………………………………………………………..131 Вопрос 70. Понятие о темпераменте и его физиологических основах………………………………………………………………………………………………………….133 Вопрос 71. Типы темперамента и их психологические характеристики………………………………………………………………………………………………134 Вопрос 72. Учет темперамента в деятельности………………………………………………..135 Вопрос 73. Конституционные типологии ……… ………………………………………………..137 Вопрос 74. Характер……………………………………………………………………………………….138 Вопрос 75. Акцентуации характера…………………………………………………………………139 Вопрос 76. Социальный характер (типологияпо Э. Фромму)…………………… 141 Вопрос 77. Типология социальных характеров (по Б. С. Братусю)………………………………………………………………………………………….143 Вопрос 78. Типология манипулятивных типов характера (Э. Шостром)…………………………………………………………………………………………………145 Вопрос 79. Психоаналитические типологии характера…………………………………….147 Вопрос 80. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации …………………….148 Вопрос 81. Невроз. Виды неврозов…………………………………………………………………151 Вопрос 82. Аутотренинг…………………………………………………………………………………153 Вопрос 83. Клинические типологии личности…………………………………………………156 Вопрос 84. Психосоциотипы…………………………………………………………………………..157 Вопрос85. Характеристика психосоциотипов и их взаимоотношений ………….158 Вопрос 86. Основные группы психосоциотилов………………………………………………160 Вопрос 87. Сенсорная типология…………………………………………………………………….162 Вопрос 88. Психогеометрическая типология ………………………………………………….163 Вопрос 89. Комплекс неполноценности и жизненный стиль (по Адлеру). …………………………………………………………………………………………………..164 Вопрос 90. Психологический рост (по Адлеру)……………………………………………….165 Вопрос 91. Формирование личности как преодоление чувства неполноценности (Э. Берн)…………………………………………………………………………….167 Вопрос 92. Типы людей и «локус контроля» …………………………………………………..168 Вопрос 93. Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности ………………………………………………………………………..170 Вопрос 94. Совместимость людей…………………………………………………………………..171 Вопрос 95. Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райку)……………………………………….173 Вопрос 96. Потребности…………………………………………………………………………………177 Вопрос 97. Мотивация……………………………………………………………………………………179 Вопрос 98. Основные исторические этапы развития психологической науки до XX века…………………………………………………………….183 Вопрос 99. Основные психологические концепции XX века………………………………….:……………………………………………………………………….185 Вопрос 100. Структура личности по Фрейду……………………………………………….188 Вопрос 101. Теория сексуального развития 3. Фрейда………………………………….191 Вопрос 102. Защитные механизмы (по 3. Фрейду)……………………………………… ..194 Вопрос 103. Бихевиоризм……………………………………………………………………………196 Вопрос 104. Поведенческая концепция Б. Скиннера …………………………………….197 Вопрос 105. Теория социального научения…………………………………………………..199 Вопрос 106. Типология поведения по Макгвайру………………………………………….201 Вопрос 107. Когнитивные теории личности…………………………………………………..203 Вопрос 108. Гуманистическая психология. Иерархия потребностей А. Маслоу…………………………………………………………………………….205 Вопрос 109. Самоактуализация личности…………………………………………………….207 Вопрос 110. Гуманистический и феноменологический подход к анализу личности К. Роджерса…….. …………………………………………………………..209 Вопрос 111. Трансперсональная психология. Взгляды К. Юнга…………………………………………………………………………………………211 Вопрос 112. Концепция психосинтеза Ассаджиоли ……………………………………..215 Вопрос 113. Трансперсональный подход к человеку Станислава Гроффа…………………………………………………………………………………….218 Вопрос 114. Перинатальные матрицы бессознательного (С. Грофф)…………………………………………………………………………………………………..219 Вопрос 115. Генетический подход Чампиона Тойча……………………………………..222 Вопрос 116. Жизненные сценарии в судьбе человека (Э. Берн)………………………………………………………. ……………………………………………..225 VII. Психология общения Вопрос 117. Функции и структура общения ………………………………………………….226 Вопрос 118. Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения……………………………………………………………….228 Вопрос 119. Виды общения …………………………………………………………………………..229 Вопрос 120. Трансактный анализ общения …………………………………………………….230 Вопрос 121. Вербальные и невербальные средства общения…………………….231 Вопрос 122. Общение как восприятие людьми друг друга……………..………. 233 Вопрос 123. Типичные искажения восприятия и понимания людей………………………………………………………………………………………..235 Вопрос 124. Синтоническая модель общения . ………………………………………………..238 Вопрос 125. Теории межличностного взаимодействия …………………………..241 Вопрос 126. Социальное влияние: внушаемость, конформизм, подчинение………………………..…………………………………………………242 Вопрос 127. Взаимоотношения человека и группы…………………………………………245 Вопрос 128. Убеждение, внушение, заражение как механизмы психологического воздействия………………………………………………………………………247 Вопрос 129. Методы психологического воздействия………………………………………248 Вопрос 130. Группы и коллективы…………………………………………………………………251 Вопрос 131. Формирование коллектива………………………………………………………….252 Вопрос 132. Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрия ……………………………………………………256 Вопрос 133. Межгрупповые отношения и взаимодействия …………………….. 258 Вопрос 134. Этническое взаимодействие и этнические конфликты……………………………………………………………………………………………………..261 Вопрос 135. Лидерство…………………………………………………………………………………..263 Вопрос 136. Стили управления……………………………………………………………………….264 Вопрос 137. Эффективность руководства………………………………………………………..265 Вопрос 138. Психологические требования к менеджеру…………………………………..266 Вопрос 139. Предмет педагогической психологии и педагогики……………. …………………………………………………………………………………….268 Вопрос 140. Категории педагогики………………………………………………………………….269 Вопрос 141. Педагогические принципы…………………………………………………………..272 Вопрос 142. Педагогический процесс……………………………………………………………..273 Вопрос 143. Учебная деятельность………………………………………………………………….275 Вопрос 144. Стратегия интериоризацин — стратегия формирования новых знаний и способностей ……………………………………278 Вопрос 145. Стратегия экстериоризации и стратегия проблематизации………..281 Вопрос 146. Психологические факторы обучения…………………………………………..282 Вопрос 147. Структура педагогичесской деятельности .. …………………………………285 Вопрос 148. Методы обучения………………………………………………………………………..288 Вопрос 149. Традиционное обучение………………………………………………………………290 Вопрос 150. Программированное обучение…………………………………………………….291 Вопрос 151. Проблемное обучение…………………………………………………………………293 Вопрос 152. Деловые учебные игры………………………………………………………………..294 Вопрос 153. Производственно-профессиональное обучение……………………. 296 Вопрос 154. Педагогическое проектирование………………………………………………….297 Вопрос 155. Профессионально важные качества педагогического общения…….299 I. Введение в психологию Возникновение психологии как науки С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, возникающее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но идеалист-философ Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому, как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциаций психических явлений. Таким образом, I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX в. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 г. в основанной в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 г., Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России. ВОПРОС 2 Каталог: book -> common psychology Скачать 4,86 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
§ 2. Модели поведения — Всё о человеческом общении
Человек есть не что иное, как ряд его поступков.
Г. Гегель
Как мы уже говорили, поведение – это зеркало, в котором каждый показывает себя.
И не только показывает.
Существует своего рода талант вглядываться в это зеркало, чутко улавливать по нему отношение окружающих.
В этом состоит один из секретов имиджирования.
Каждый осваивает те модели поведения, которые приносят успех. Чем объективнее представление о своем поведении, основанное на реакции людей, тем действеннее будет стратегия и тактика этого поведения.
В повседневной жизни мы воспринимаем поведение другого человека как целостный образ. Выражая свою позицию, мы делаем это одновременно разнообразными средствами Так, желая проявить симпатию к какому-либо человеку, мы, как правило, не только скажем ему о своих чувствах, но и передадим их в мягких интонациях голоса, в приветливом взгляде. Этот комплекс знаков образует модель или, как говорят психологи, паттерн поведения. Модель воспринимается как единое целое.
Например, авторитарное поведение включает в себя безапелляционность суждений, категоричный тон, характерную жестикуляцию. Увидев человека, ведущего себя таким образом, мы делаем для себя соответствующие выводы.
Целостность модели нарушается, когда входящие в ее состав элементы противоречат друг другу; например, печальная новость, о которой говорится с ироничной интонацией.
В жизни каждая модель поведения у разных людей воплощается по-разному. Большая часть моделей поведения в повседневной жизни не является объектом специального изучения, но среди множества моделей имеются такие, которые осмысляются людьми, становятся предметом специального изучения. Это этикетные модели (предписания) и стратегические модели.
Этикетные модели свойственны каждой профессии. Например, этические отношения, предъявляемые к врагу и дипломату, различаются между собой. Если мы основательно будем знать этические предписания, то возникает вопрос: как достичь этого образца, с помощью каких средств? Ответ на этот вопрос дает стратегическая модель.
Стратегические модели фактически представляют собой рекомендации, как себя вести для того, чтобы достичь той или иной цели. Мы изобретаем определенную стратегию поведения, обдумываем, какие слова сказать собеседнику, чтобы убедить его в своей правоте, как показать ему готовность к сотрудничеству, как завоевать его симпатию и т.д.
Необходимость изобретения поведенческих стратегий обусловлена проблемами, возникающими в процессе общения.
Эффективность процесса общения зависит от множества факторов, имеющих человеческую природу. К ним относятся психофизические характеристики человека, его мыслительные особенности, черты характера и установки. Одни факторы являются очевидными, и мы учитываем их автоматически, другие требуют специального рассмотрения. Гораздо сложнее выявить и учесть влияние внутренних позиций человека на его поведение с тем или иным партнером.
Рассмотрим один из важнейших моментов, который лежит в основе многих стратегий: отношение партнера по общению к самому себе. Это необходимо потому, что в уровне самооценки, в соотношении самооценки и оценки окружающих кроется немало трудностей. Например, если человек по жестам окружающих замечает, что их чувства не соответствуют его представлениям, он расстраивается.
Появляются шаблоны поведения для защиты своего собственного «я», так называемые защитные механизмы. В качестве защитного механизма может появиться нечувствительность к критическим замечаниям, перенос своих негативных чувств на других людей, рационализация собственных неразумных поступков. Эти реакции мешают взаимопониманию и взаимодействию. Чтобы не вызвать у партнера ощущения угрозы и не спровоцировать его на психологическую защиту, нужно помочь человеку осознать, как мы воспринимаем его поступки. И здесь огромную роль играет обратная связь.
Обратная связь – это информация, которую мы предоставляем другим и которая содержит нашу реакцию на их поведение.
Приведем несколько тезисов из книги польского психолога, в которой раскрываются условия эффективного механизма обратной связи*.
1. В своих замечаниях постарайтесь затронуть прежде сего особенности поведения партнера, а не его личности; старайтесь говорить о конкретных поступках партнера.
2. Говорите больше о своих наблюдениях, а не заключениях, к которым вы пришли. Возможно, что с вашей помощью партнер придет к более глубоким и правильным выводам. Но если все же вам захочется высказать свои соображения и выводы, то не создавайте иллюзии, что ваши выводы объективно отражают реальность.
3. Старайтесь высказаться скорее в описательном ключе, чем в форме оценок…
4. Описывая поведение другого человека, старайтесь не пользоваться категориями «ты всегда…», «ты никогда…».
5. Старайтесь сосредоточивать свое внимание на конкретных поступках вашего партнера в ситуациях, имевших место совсем недавно, а не на историях далекого прошлого.
6. Старайтесь давать как можно меньше советов, лучше высказывать свои соображения, как бы делясь мыслями и информацией с партнером.
7. Обеспечивая человеку обратную связь, старайтесь подчеркнуть то, что может быть ценным для него, а не то, что может принести удовлетворение лично вам. При этом следует стараться не злоупотреблять в выражении чувств, не прибегать к эмоциональной разрядке, стараться не манипулировать другими. Обратную связь, как и любую форму помощи, следует скорее предлагать, чем насильно навязывать.
8. Старайтесь давать партнеру такую информацию и в таком количестве, чтобы он был в состоянии воспользоваться ею.
9. Внимательно следите за тем, чтобы момент обеспечения обратной связи был подходящим… Важно выбрать для этого удачное время, место и ситуацию. Нередко в ответ на обратную связь партнер реагирует глубокими эмоциональными переживаниями Поэтому нужно быть очень щепетильным и трезво оценивать возможности собеседника.
10. Помните, что давать и принимать обратные связи можно при наличии известной смелости, понимания и уважительного отношения к себе и другим.
Ваше мнение о партнере должно быть выражено так, чтобы не вызвать у него и у того, с кем он делится своими наблюдениями и оценками, чувств обиды, возмущения и протеста.
Это особенно важно, если мы имеем дело с человеком внутренне незрелым, чрезвычайно неуверенным в себе, тяжело переживающим любую критику. Следует иметь в виду, что не только тот, кто страдает «комплексами», требует осторожного, тактичного обращения. Каждый, даже вполне уверенный в себе человек, нуждается в подтверждении собственной значимости в глазах окружающих. Ничто так болезненно не переживается, как неуважение к личности и оскорбление чувства собственного достоинства.
Напротив, обратная связь, в которой фиксируются позитивные качества человека, обладает колоссальным положительным потенциалом.
Вот что писал в XVIII в. французский моралист Ф. Ларошфуко: «Красота, ум, доблесть под воздействием похвал
расцветают, совершенствуются и достигают такого блеска, которого никогда бы не достигли, если бы остались незамеченными «. *
Только сознавая заложенные в нем позитивные задатки, веря в возможность их развития, человек может уважать себя и стремиться к дальнейшему самосовершенствованию.
Выражение чувства симпатии, признание заслуг и достоинств человека вызывают у него, как правило, ответную симпатию, настрой продолжить общение, идти навстречу пожеланиям собеседника. В случае если мы действительно уважаем и ценим другого человека, выражение подобных чувств не только нравственно оправданно, но и желательно для обоих партнеров.
Когда психологическая поддержка осуществляется только для того, чтобы получить одностороннюю выгоду (она становится средством манипуляции сознанием и поведением другого человека), нравственная оценка, безусловно, будет негативной.
Большую популярность в нашей стране, как и в США, на родине автора, получили советы Д. Карнеги, сформулированные им в книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (М., 1989). Большая часть рекомендаций Д. Карнеги основывается на потребности человека в самоуважении, уважении со стороны собеседника, внимании к его потребностям.
Вот некоторые из советов: «Будьте искренне заинтересованы в других людях»; «Запомните, что имя человека является для него самым приятным словом «; «Сделайте так, чтобы собеседник почувствовал свою важность, значительность, и сделайте это искренне «; «Покажите, что вы уважаете точку зрения собеседника. Никогда не говорите ему, что он не прав»; «Дайте своему собеседнику почувствовать, что идея принадлежит ему «; «Обращая внимание на ошибки человека, не делайте это «в лоб»; «Прежде чем критиковать другого, говорите о собственных ошибках»; Давайте возможность человеку спасти-свое лицо»; «Хвалите человека за каждое его, пусть незначительное, достижение. При этом будьте искренни и щедры на похвалу» и т.д.
Конечный результат, для которого Д. Карнеги предлагает использовать свои рекомендации, сводится к тому, чтобы извлечь из общения максимум выгоды. В качестве наиболее сильных аргументов в пользу своих советов Д. Карнеги говорит о том, что с их помощью можно получить денежную прибыль, заключить выгодные контракты, сделать успешную карьеру.
Некоторые наши соотечественники не поняли основной идеи Д. Карнеги. считая, что его советы неприменимы, так как поощряют лицемерие и ханжество.
Это, конечно, неверно. Сама по себе данная модель не несет манипуляторской окраски. Она может быть использована и для партнерского взаимодействия, когда обе стороны получают позитивный эффект от общения. В основном все советы основаны на здравом смысле. Кроме того, яркая форма изложения, множество жизненных примеров, делают книгу Д. Карнеги привлекательной и полезной во многих отношениях.
Другая важная психологическая идея, которая лежит в основе стратегической модели – это идея о необходимости самоподачи, самопрезентации. Партнер по общению действует в соответствии со своими планами, исходя из своего определения ситуации. Чтобы общение протекало по желаемому плану, каждый из его участников общения должен «подать себя» в соответствии со своим замыслом.
Мы осуществляем самопрезентацию
сознательно или бессознательно, прямо или косвенно.Например, мы можем делать это прямо, называя при знакомстве с человеком свой статус, страну или город, откуда приехали, семейное положение.
Самопрезентация может осуществляться и косвенно, с помощью намеков и высказываний («когда я в последний раз был в Париже… «), костюма, подчеркнуто элегантного или небрежного, определенных манер и атрибутов.
Чрезвычайно важна самопрезентация в профессиональном общении*.
Не следует забывать, что при выборе модели поведения мы не столько зависим от самих себя, сколько от многих внешних обстоятельств. Это не освобождает нас от персональной ответственности за свое поведение.
Каковы критерии выбора модели поведения?
1. Нравственная безупречность. При всей нашей склонности к субъективному трактованию морали в обществе существуют общепринятые подходы к объяснению таких понятий, как честность, справедливость и совесть.
2. Соответствие закону и установленному в обществе порядку. Один из постулатов древнеримского права гласил: «Человек – вещь священная». Какое-либо посягательство на него было недопустимым. Поскольку же оно исходило от самих людей, им предписывалось строить свои взаимоотношения в строгом соответствии с духом и буквой закона.
3. Учет конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств
4. Цель, которую ставит перед собой личность.
5. Самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения.
Любое копирование чужого стиля очень опасно. Так, человек с внешними недостатками не может подражать красивым киногероям, знаменитым людям – это будет выглядеть неестественно и нелепо.
6. Половая отнесенность личности. Рекомендуется проявлять те качества, которые ожидаются либо от женщин, либо от мужчин. Так, мужчины ценят в женщине не только внешнюю привлекательность, но и некоторый налет эротичности. Женщины, зная подобную запрограммированность мужской психики, не могут с этим не считаться. В свою очередь и мужчинам не следует забывать, что самыми привлекательными в них качествами женщины считают не только интеллектуальную незаурядность и духовное благородство, но и чисто мужскую силу и обаяние.
Женщины и мужчины имеют громадные возможности для нестандартного выбора моделей поведения, привнесения в общение своего природного шарма, но часто забывают об этом.
В более трудном положении обычно находятся женщины. Ведь многие мужчины неохотно принимают их лидерство, отнюдь не беспристрастно относятся к их профессиональным данным. Как правило, чтобы женщине добиться хотя бы половины того, чего достигают мужчины, ей необходимо знать и уметь в два раза больше. Вместе с тем следует предостеречь мужчин от завышенной самооценки.
По мнению специалистов по менеджменту, в США сегодня налицо критический дефицит мужчин-лидеров. Этот дефицит испытывают и другие страны. В наше время на роль лидеров успешно претендуют и женщины.
Умелое использование критериев выбора моделей поведения вместе с искусным вхождением в свои жизненные роли – одно из важнейших положений имиджелогии.
Например, в нашей жизни всегда имеются определенные устойчивые параметры поведения.Так, некоторые, встав утром,
начинают день с физической зарядки. В течение дня мы совершаем ряд одних и тех же действий. Таким образом, существует конкретный набор моделей поведения повседневного назначения. Это не исключает «вклинивания » в них каких-то других моделей поведения, обусловленных конкретной обстановкой.
Выбор модели поведения (от франц. modele – образец) не предполагает какой-либо бесчувственной стандартизации человеческих действий, т.е. отсутствия в них живого темперамента, своеобразия мышления, самобытности, привычек. Выбор модели поведения – это воспроизводство таких их вариантов, которые при повседневном общении помогают личности стать коммуникабельной, а потому и привлекательной.
При типологии моделей поведения можно выделить модели поведения в официальном общении и неофициальном (семейном, товарищеском, бытовом). Модели поведения могут быть активного (агрессивного) и пассивного (оборонительного) характера.
Деловая сфера – самая многообразная сфера общения. Ее характерной чертой является то, что в ней все субъекты общения выступают в официальных статусах, неотвратимо обусловливающих выбор их моделей поведения. В итоге ее участники ориентированы на достижение какого-либо делового эффекта.
В зарубежной практике не существует каких-либо сомнений в обязательном создании имиджа фирмы или делового человека.
Подобное отношение к нему «вмонтировано» в менталитет людей независимо от занимаемого ими места на служебной лестнице. Имидж выступает как составная часть культуры делового общения.
Если мы выбираем определенную модель поведения, определенный образец, важно помнить о составляющих элементах этой модели.
Игнорирование одних деталей либо излишний акцент на других не даст целостного видения, а соответственно, и адекватного восприятия. Образ человека складывается в процессе восприятия другими людьми его внешности (внешнего вида), манеры общения.
Эти составляющие, в свою очередь, включают в себя множество деталей, оттенков и нюансов, неповторимое сочетание которых и определяет общее впечатление о человеке и, в частности, его имидж.
Первое, что обращает на себя внимание при первой встрече – его внешность или, как иногда говорят, внешний вид: черты лица, особенности телосложения, осанка, походка, жестикуляция, мимика. Остановимся на этом более подробно.
*
Мелибруда Е. Я, ты, мы – М , 1986. 246
*
Ларошфуко Ф. Мемуары. Максимы. – Л., 1971. – С. 200. 248
*
Мы уже останавливались на самопрезентации в главе I. Подробно о целях и средствах самопрезентации см/ Гофман Э. Современная зарубежная социальная психология: Тесты.– М., 1984.–С. 189– 196;Шепель В.М. Имиджелогия, или Секреты личного обаяния.–М., 1994.
Введение в Syntonic Model for Business Excellence
Перейти к основному содержанию
Джини З. Лаборде, доктор философии.Джини З. Лаборде, доктор философии.
Влияние с помощью Integrity™ | Генеральный директор International Dialogue Education Associates, Inc.
Опубликовано 25 июля 2018 г.
+ Подписаться
Благодаря зеркальному отображению тон голоса, темп и ритм дыхания человека соответствуют психологическому состоянию другого человека. Голос человека может понижаться, когда он спокоен и задумчив, или повышаться, когда он взволнован или зол. Другой человек может отражать эти эмоции с помощью зеркального отражения.
Синтоническая техника, называемая перекрестным зеркалированием , расширяет эту реализацию до тонких ритмов движения, которые часто остаются незамеченными. Это позволяет вам определить какое-то движение, которое человек демонстрирует неоднократно, и сопоставить его с другим вашим собственным движением. Например, новичок в Syntonics, который обычно был расслабленным и медлительным, почти сразу улучшил отношения с энергичным старшим вице-президентом. Она повторяла его поведение, постукивая ногой по ножке стула, пока он ходил взад-вперед по своему кабинету, меняя ногу каждый раз, когда делал поворот.
В то время как соответствие тону голоса, темпу и ритму дыхания другого человека может быть хорошим способом установить чувство взаимопонимания во время обычных взаимодействий, практикующие Syntonic также обнаружили, что противоположное полезно в неблагоприятных ситуациях. Дыхание в медленном, размеренном темпе и разговор спокойным, тщательно выверенным тоном могут помочь вам успокоить гневную или иррациональную конфронтацию.
Теория коммуникации, известная как Syntonic Model , использует термин Syntony & относится к людям, настроенным реагировать друг на друга, чтобы объяснить, как взаимодействуют человеческие мысли, слова и поведение. В этой теории обе стороны подсознательно пытаются настроиться друг на друга; если одна сторона сохраняет спокойствие, другая бессознательно настраивается на спокойствие.
Бывают также моменты, особенно в бизнесе, когда желательно разорвать взаимопонимание. Например, разрыв взаимопонимания до подписания обязывающего контракта дает обеим сторонам возможность взглянуть на соглашение с новой объективной точки зрения. Это может помочь предотвратить раскаяние покупателя после подписания контракта.
Есть подходящий момент для закрытия, но этот момент наступает после того, как все возражения устранены и все участники сделки удовлетворены.
Обнаружить обман ДО Происходит манипуляция!
8 апр. 2019 г.
«Как пережить День святого Валентина» — завтра бесплатный вебинар!!
13 февраля 2019 г.
Узнайте, как стереть тревогу за 90 секунд… БЕСПЛАТНО!
22 января 2019 г.
Узнайте, как избавиться от беспокойства за 90 секунд!
22 января 2019 г.
Бесплатный вебинар: Стирание беспокойства за 90 секунд (правым полушарием)
19 января 2019 г.
Бесплатный вебинар по развитию отношений завтра (17.01.2019)
17 января 2019 г.
Влияние с помощью Integrity™ для успеха в деловом общении и действиях
4 декабря 2018 г.
Правда против силы
1 октября 2018 г.
ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО 4 ДНЯ! 6 шагов к состоянию максимальной производительности
9 сентября 2018 г.
6 шагов: как стереть вашу нынешнюю реакцию на гендерное, расовое (или ЛЮБОЕ) НЕУВАЖЕНИЕ на рабочем месте
23 августа 2018 г.
Syntonic Aerography (1904 г.
) Syntonic Aerography (1904 г.) «Syntony» был ранним термином, который означал «настройку», в то время как «аэрография» была словом, которое ДеФорест на короткое время предпочитал для обозначения радиопередач. На фотографиях объекта изображена ранняя станция, построенная на острове Блок, штат Род-Айленд, для обеспечения прямой связи с материком.Эпоха электричества , февраль 1904 г., страницы 80-82:
Syntonic Аэрография
Автор LEE DE FOREST, Ph. D.
Снова и снова было показано, как два беспроводных передатчика, каждый из которых излучает колебания Герца с частотой, существенно отличающейся от частоты другого, возбуждают две различные приемные системы, каждая из которых настроена синхронно со своим собственным передатчиком. Это легко осуществить при условии, во-первых, что две используемые длины волны достаточно различны, и, во-вторых, что ни один из передатчиков не воздействует слишком сильно на тот приемный инструмент, с которым нежелательно связываться. Старая избитая аналогия объясняет это очень просто. Если снять демпферы со струн фортепиано и громко спеть в инструмент одну чистую, протяжную ноту, он услышит слабый отклик струны, настроенной на эту ноту, а возможно, и ее первой или даже второй. октавная струна. Аналогично звучит другая нота, и тот же эффект отмечается от другой и соответствующей струны. Но пусть кто-нибудь пропоет эту ноту очень слабо в течение доли секунды, и он не обнаружит, что его струна отзывается; наоборот, пусть он прокричит громко, даже ясную ноту, и большинство, если не все, струны подхватят ее в той или иной мере; пусть он ударит по корпусу рояля быстрым сильным ударом, и каждая струна сильно завибрирует.
В беспроводном телеграфе это точно так же; простой настроенный приемник, как теперь обычно понимают, зависящий в своем резонансном качестве от собственной индуктивности катушки провода и емкости конденсатора в цепи с его волновым детектором, полностью зависит от чистой настроенной волны любого частоте при условии, что она имеет достаточную мощность, когда достигает приемной антенны.
Конечно, можно включить сопротивление в этой приемной антенне и уменьшить силу импульсов, принимаемых от передатчика-нарушителя, чтобы они больше не могли возбуждать колебания в локальном резонансном контуре, настроенном на совсем другая частота. Но в то же время следует помнить, что это вставленное сопротивление должно также уменьшать эффект колебаний, излучаемых передатчиком, который находится в гармонии с этим приемником и который желательно услышать. Следовательно, если этот последний инструмент будет менее мощным, чем враждебный передатчик, или будет удален дальше, невозможно с помощью существующих методов получить его сообщения без помех.
То же самое соображение имеет еще большую силу, когда источником помех является практически «апериодический» передатчик, или передатчик, излучающий не последовательность равномерно синхронизированных импульсов, i. e ., череда волн, но просто один сильный эфирный удар; «треск кнута» вместо музыкальной ноты.
Однако существует способ защитить настроенный приемник от всех влияний такого рода и сделать его абсолютно глухим к любой, кроме длительных волновых последовательностей его собственной или почти собственной настройки; и я мало опасаюсь, что нынешняя уязвимость так называемых защищенных или синтонных приемников к насильственным враждебным импульсам будет существовать долго. Теоретически этот метод сделает приемник невосприимчивым даже к импульсам мощного передатчика на той же станции и с использованием тех же антенных проводов, но для реальной работы в дуплексном режиме необходимы дополнительные меры предосторожности.
Прежде чем описанный выше метод предотвращения помех от сильных апериодических импульсов станет практичным для коммерческой эксплуатации, необходимо уточнить ряд деталей, и я надеюсь, что вскоре смогу раскрыть modus operanдум этого изобретения, понимая, что Сегодня в беспроводной телеграфии не будет ничего более полезного, и технические специалисты не ждут его с большим интересом.
Другим требованием в синтонной аэрографии является получение более длинных волновых последовательностей, т.е. е ., что каждая искра будет представлять собой, как это обычно бывает в наши дни, последовательность из трех или четырех быстро затухающих импульсов, а одну, влекущую за собой десять или двадцать полных колебаний. Этот эффект не потребует, как некоторые могли бы предположить, более медленной передачи слов, поскольку фактическая продолжительность таких длинных волновых последовательностей, даже с длинами волн во многие сотни футов, должна исчисляться десятитысячными долями секунды. Таким образом, если длина излучаемой волны составляет 1000 футов, волновая последовательность из двадцати полных колебаний, которую можно классифицировать как одно, но слегка затухающее, имеет длину около четырех миль, и в секунду может быть отправлено 46 500 таких волновых последовательностей. если бы можно было получить такую большую частоту искры. Но при фактически достижимых и желательных частотах искр, скажем, 200 в секунду, будет видно, что между искрами существуют интервалы отсутствия излучения, которые более чем в двести раз превышают продолжительность фактического периода излучения. Таким образом, чтобы получить абсолютно незатухающий ряд волн, потребовалось бы генерировать при каждой искре последовательность примерно на двести колебаний больше, чем в настоящее время поддерживает обычная схема колебательного передатчика (содержащая лейденские банки, спираль индуктивности и искровой разрядник).
Если амперметр с нагревательным проводом, соответствующим образом зашунтированный для собственной защиты, вставить в антенну или провод заземления передатчика мощностью около двух лошадиных сил, он покажет показания в три или четыре ампера, когда индуктивность в замкнутом колебательном Цепь, к которой присоединяются антенна и заземление, отрегулирована таким образом, что эта цепь «настроена» на собственный период колебаний антенны. Но тот же самый термоанемометр, если его поместить в сам колебательный контур, даст показания в двадцать или даже в пятьдесят раз большие. Это просто доказывает, насколько малая часть доступной энергии на самом деле направляется в антенну и излучается наружу. Если бы можно было получить приемлемую эффективность передачи энергии от колебательного контура к антенне, мы вполне могли бы ожидать, что такой передатчик, как приведенный выше, будет работать над Атлантическим океаном. Однако здесь следует иметь в виду один факт; антенная система слаборезонансна по сравнению с замкнутым колебательным контуром. Он сильно демпфирован и, следовательно, является хорошим радиатором, и вставленная туда горячая проволока никоим образом не подвергается такому кумулятивному эффекту нагрева проходящего туда и обратно тока, как это происходит при одинаковом числе ампер, если прибор находится в замкнутой, сильно резонансной, колебательной системе. Точное количественное определение или сравнение кумулятивных токовых эффектов в антенне и генераторе соответственно крайне затруднено, и теория дает нам мало данных, имеющих реальную ценность в качестве основы для таких сравнений.
Несмотря на все сказанное о большой неэффективности обычной искры в воздухе и значительном затухании возникающих таким образом колебаний, искра от батареи, скажем, из десяти двухквартовых лейденских банок, включенных параллельно, а не более дюйма в длину, вдали от дуги или пламени, колебания хорошо продолжительны, и если к цепи не подключены излучающая антенна и земля, последнюю нельзя назвать сильно демпфированной.
Помещение искрового промежутка под сильное сжатие воздуха, несомненно, уменьшает возникающее там демпфирование; любой такой метод сокращения длины искры при сохранении искрового потенциала будет иметь такой эффект. Но что более всего необходимо, так это более тесная связь антенного и колебательного контуров — более справедливое распределение соответствующих количеств энергии в них обоих.
Амплитуды тока в цепи антенны не приближаются к таковым в цепи возбуждения и питания. Здесь я получаю наилучшие результаты при подключении через автотрансформатор i. e ., сделав часть спирали в основании антенны фактически частью колебательного контура, так что эта же самая спираль составляет большую часть индуктивности в колебательном контуре. Тот же принцип использует профессор Слаби. Он допускает большую плотность тока в антенне, чем я смог получить с любым трансформатором с двумя отдельными и изолированными обмотками. Связь между цепями резонатора и излучателя намного теснее, и поэтому антенна легче воспринимает вынужденные колебания. Последнее является ценной особенностью; поскольку передача неизменно лучше при длинных волнах колебаний, и практические соображения делают вообще невозможным, когда должно излучаться любое количество энергии, использовать антенны, собственные периоды колебаний которых равны периодам колебаний питающих или колебательных контуров. . В таком случае лучшее, что можно сделать для настройки двух контуров, — это выбрать колебательный контур, для которого собственный период является более низкой гармоникой собственного периода колебаний антенного контура, а затем таким образом тесно связать два контура. что антенный контур вынужден вибрировать в импульсе с колебаниями замкнутого резонаторного контура.
Естественная четверть волны собственных колебаний антенны может сильно отличаться от длины волны простого прямого провода такой же длины и высоты. Таким образом, принято считать, что антенна, состоящая из одного провода высотой 200 футов, посылает волну длиной 800 футов; но при фактическом измерении собственного периода антенны, состоящей из десяти проводов, каждый длиной 200 футов, соединенных вверху и внизу, поддерживаемых мачтой высотой всего 180 футов и широко раскинутых посередине вверх в форме веера, была получена длина четверти волны 287 вместо 200 футов, увеличение на 43%. Это увеличение собственного периода вибрации было частично связано с дополнительной емкостью по отношению к земле, которую создавало такое веерообразное расположение проводов. Было обнаружено, что этот естественный период вибрации несколько менялся изо дня в день своеобразным и пока необъяснимым образом, вероятно, из-за изменений влажности земли и воздуха; и эта неравномерность, почти всегда присутствующая у любой антенны, является еще одной весомой причиной, по которой невозможно сильно зависеть от естественного периода поднятых излучающих проводников для настройки, а лучше заставить антенну всегда сильно вибрировать, чтобы период резонаторного контура, где определяющие факторы могут поддерживаться практически постоянными.
То же самое относится и к принимающей системе; антенна должна служить просто коллектором нейтральной периодичности; иными словами, быть настолько сильно демпфированным, чтобы на период принимаемых колебаний, которые он собирает и передает в резонансный приемный контур в своем основании, не влияли такие колебания, которые изо дня в день возникают в периоде собственных колебаний антенны. .
Таким образом, мы фактически получаем замкнутый резонансный контур в передатчике, работающий на замкнутый резонансный контур в приемнике через посредство двух нейтральных антенн, и сильный отклик достигается только тогда, когда резонансный контур приемника находится в близкой синтонии с этим у передатчика.
Множественно указывалось, что синтония очень неудовлетворительна, если только сопротивление и емкость самого приемника не всегда одинаковы при получении переданного импульса. Этого, к сожалению, нет ни в одном когерере, микрофоне или автокогерере. В трубке для опилок отличным вариантом является емкость, которая на удивление велика; в микрофоне сопротивление, которое является значительным, время от времени колеблется в широких пределах.