Содержание Вопрос 1. Возникновение психологии как науки…………………………………………….7 Вопрос 2. Отрасли психологии……,…………………………………………………………………8 Вопрос 3. Задачи и место психологии в системе наук …………………………….11 Вопрос 4. Методы психологии………………………………………………………………………13 Вопрос 5. Основы функции психики. Особенности психического отражения………………………………………………………………………………16 Вопрос 6. Основные этапы развития психики в филогенезе………………………………………………………………………………………………..18 Вопрос 7. Структура психики человека………………………… Вопрос 8. Психика и особенности строения мозга…………………………………………23 Вопрос 9. Наследственность, среда, психика: общее и индивидуальное в психике ………………………………………………………………………..27 Вопрос 10. Индивид, личность, индивидуальность………………………………………..30 Вопрос 11. Способности как проявление индивидуального в психике……………………………………………………………………………………………………..32 Вопрос 12. Генетические и морфологические различия мужчин и женщин………………………………………………………………………………………..34 Вопрос 13. Психологические и социально-психологические половые различия…………………………………………………………….. ………………………….37Вопрос 14. Человек как субъект деятельности……………………………………………….41 Вопрос 15. Структура познавательных процессов………………………………………….44 Вопрос 16. Понятие об ощущении и его физиологической основе…………………………………………………………………………………………………………..44 Вопрос 17. Основные характеристики анализаторов ……………………………………..45 Вопрос 18. Виды ощущений………………………………………………………………………….46 Вопрос 19. Понятие о восприятий………………………………………………………………….48 Вопрос 20. Основные свойства восприятия……………………………………………………50 Вопрос 21, Виды восприятий. …………………………………. ………………………..…51 Вопрос 22. Нарушение восприятия………………………………………………………………..53 Вопрос 23. Общая характеристика внимания………………………………………………… 54 Вопрос 24. Свойства внимания………………………………………………………………………55 Вопрос 25. Общие понятия о памяти……………………………………………………………..57 Вопрос 26. Виды памяти………………………………………………………………………………..58 Вопрос 27. Забывание……………………………………………………………………………………60Вопрос 28. Нарушения памяти……………………………………………………………………….62 Вопрос 29. Развитие мышления в персоногенезе…………. …………………………………63 Вопрос 30. Виды мышления…………………………………………………………………………..68 Вопрос 31. Мыслительный процесс………………………………………………………………..70 Вопрос 32. Операции мыслительной деятельности…………………………………………72 Вопрос 33. Качества мышления и индивидуальные стили мышления……………………………………………………………………………………………………..74 Вопрос 34. Структура интеллекта…………………………………………………………………..76 Вопрос 35. Оценка интеллекта……………………………………………………………………….78 Вопрос 36. Способы активизации мышления………………………………………………….79 Вопрос 37. Расстройства мышления. ………………………………………………………………81 Вопрос 38. Творческое мышление, или креативность …………………………………….83 Вопрос 39. Общая характеристика воображения……………………………………………..84 Вопрос 40. Виды воображения ……………………………………………………………………….87Вопрос 41. Мысленный эксперимент………………………………………………………………88 Вопрос 42. Функции речи……………………………………………………………………………….89 Вопрос 43. Виды речевой деятельности и их особенности … ……………………90 Вопрос 44. Сознание как высшая ступень развития психики…………….……… 91 Вопрос 45. Самосознание…………………………………………………………………………… …..94 Вопрос 46. Взаимодействие сознания и подсознания ………………………………………96 Вопрос 47. Состояния сознания. Роль сна ……………………………………………………….98 Вопрос 48. Нарушения сознания……………………………………………………………………..99 Вопрос 49. Воля как характеристика сознания………………………………………………..101 Вопрос 50. Структура волевого действия……………………………………………………….102 Вопрос 51. Виды эмоциональных процессов и состояний … …………….………104 Вопрос 52. Теории эмоций……………………………………………………………………………..106 Вопрос 53. Физиологические механизмы стресса…………………………………………….107 Вопрос 54. Стресс и фрустрация…………………….. ………………………………………………109Вопрос 55, Психические состояния человека…………………………………………………..111 Вопрос 56. Возрастная периодизация развития человека…………………………………114 Вопрос 57. Законы психического развития ребенка (по Л. С. Выготскому)…………………………………………………………………………………….114 Вопрос 58. Социализация личности ……………………………………………………………….116 Вопрос 59. Периодизация развития личности (по Эриксону)………………………………………………………………………………………………..117 Вопрос 60. Ведущая деятельность и кризисы развития на различных возрастных стадиях………………………………………………….. Вопрос 61. Типология неправильного воспитания…………………………………………..121 Вопрос 62. Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация ………………………………………………………………………….122 Вопрос 63. Социальная роль………………………………….. Вопрос 64. Социальный статус. Систематизация социальных ролей……………………………………………………………………………………………………………..123 Вопрос 65. Ролевые и внутриличностные конфликты……………………………..125 Вопрос 66. Диспозиционное направление исследования личности (по Г. Олпорту)……………………………………………………………………………….127 Вопрос 67. Факторный анализ структуры личности. ………………………………………..128 Вопрос 68. Типологический подход к личности……………………………………………………………………………………………………..130 Вопрос 69. Психологическая структура личности в отечественной психологии…………………………………………………………………………..131 Вопрос 70. Понятие о темпераменте и его физиологических основах………………………………………………………………………………………………………….133 Вопрос 71. Типы темперамента и их психологические характеристики………………………………………………………………………………………………134 Вопрос 72. Учет темперамента в деятельности………………………………………………..135 Вопрос 73. Конституционные типологии ……… ………………………………………………..137 Вопрос 74. Характер……………………………………………………………………………………….138 Вопрос 75. Акцентуации характера…………………………………………………………………139 Вопрос 76. Социальный характер (типологияпо Э. Фромму)…………………… 141 Вопрос 77. Типология социальных характеров (по Б. С. Братусю)………………………………………………………………………………………….143 Вопрос 78. Типология манипулятивных типов характера (Э. Шостром)…………………………………………………………………………………………………145 Вопрос 79. Психоаналитические типологии характера…………………………………….147 Вопрос 80. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации …………………….148 Вопрос 81. Невроз. Виды неврозов…………………………………………………………………151 Вопрос 82. Аутотренинг…………………………………………………………………………………153 Вопрос 83. Клинические типологии личности…………………………………………………156 Вопрос 84. Психосоциотипы…………………………………………………………………………..157 Вопрос85. Характеристика психосоциотипов и их взаимоотношений ………….158 Вопрос 86. Основные группы психосоциотилов………………………………………………160 Вопрос 87. Сенсорная типология…………………………………………………………………….162 Вопрос 88. Психогеометрическая типология ………………………………………………….163 Вопрос 89. Комплекс неполноценности и жизненный стиль (по Адлеру). …………………………………………………………………………………………………..164 Вопрос 90. Психологический рост (по Адлеру)……………………………………………….165 Вопрос 91. Формирование личности как преодоление чувства неполноценности (Э. Берн)…………………………………………………………………………….167 Вопрос 92. Типы людей и «локус контроля» …………………………………………………..168 Вопрос 93. Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности ………………………………………………………………………..170 Вопрос 94. Совместимость людей…………………………………………………………………..171 Вопрос 95. Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райку)……………………………………….173 Вопрос 96. Потребности…………………………………………………………………………………177 Вопрос 97. Мотивация……………………………………………………………………………………179 Вопрос 98. Основные исторические этапы развития психологической науки до XX века…………………………………………………………….183 Вопрос 99. Основные психологические концепции XX века………………………………….:……………………………………………………………………….185 Вопрос 100. Структура личности по Фрейду……………………………………………….188 Вопрос 101. Теория сексуального развития 3. Фрейда………………………………….191 Вопрос 102. Защитные механизмы (по 3. Фрейду)……………………………………… ..194 Вопрос 103. Бихевиоризм……………………………………………………………………………196 Вопрос 104. Поведенческая концепция Б. Скиннера …………………………………….197 Вопрос 105. Теория социального научения…………………………………………………..199 Вопрос 106. Типология поведения по Макгвайру………………………………………….201 Вопрос 107. Когнитивные теории личности…………………………………………………..203 Вопрос 108. Гуманистическая психология. Иерархия потребностей А. Маслоу…………………………………………………………………………….205 Вопрос 109. Самоактуализация личности…………………………………………………….207 Вопрос 110. Гуманистический и феноменологический подход к анализу личности К. Роджерса…….. …………………………………………………………..209 Вопрос 111. Трансперсональная психология. Взгляды К. Юнга…………………………………………………………………………………………211 Вопрос 112. Концепция психосинтеза Ассаджиоли ……………………………………..215 Вопрос 113. Трансперсональный подход к человеку Станислава Гроффа…………………………………………………………………………………….218 Вопрос 114. Перинатальные матрицы бессознательного (С. Грофф)…………………………………………………………………………………………………..219 Вопрос 115. Генетический подход Чампиона Тойча……………………………………..222 Вопрос 116. Жизненные сценарии в судьбе человека (Э. Берн)………………………………………………………. ……………………………………………..225 VII. Психология общения Вопрос 117. Функции и структура общения ………………………………………………….226 Вопрос 118. Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения……………………………………………………………….228 Вопрос 119. Виды общения …………………………………………………………………………..229 Вопрос 120. Трансактный анализ общения …………………………………………………….230 Вопрос 121. Вербальные и невербальные средства общения…………………….231 Вопрос 122. Общение как восприятие людьми друг друга……………..………. 233 Вопрос 123. Типичные искажения восприятия и понимания людей………………………………………………………………………………………..235 Вопрос 124. Синтоническая модель общения . ………………………………………………..238 Вопрос 125. Теории межличностного взаимодействия …………………………..241 Вопрос 126. Социальное влияние: внушаемость, конформизм, подчинение………………………..…………………………………………………242 Вопрос 127. Взаимоотношения человека и группы…………………………………………245 Вопрос 128. Убеждение, внушение, заражение как механизмы психологического воздействия………………………………………………………………………247 Вопрос 129. Методы психологического воздействия………………………………………248 Вопрос 130. Группы и коллективы…………………………………………………………………251 Вопрос 131. Формирование коллектива………………………………………………………….252 Вопрос 132. Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрия ……………………………………………………256 Вопрос 133. Межгрупповые отношения и взаимодействия …………………….. 258 Вопрос 134. Этническое взаимодействие и этнические конфликты……………………………………………………………………………………………………..261 Вопрос 135. Лидерство…………………………………………………………………………………..263 Вопрос 136. Стили управления……………………………………………………………………….264 Вопрос 137. Эффективность руководства………………………………………………………..265 Вопрос 138. Психологические требования к менеджеру…………………………………..266 Вопрос 139. Предмет педагогической психологии и педагогики……………. …………………………………………………………………………………….268 Вопрос 140. Категории педагогики………………………………………………………………….269 Вопрос 141. Педагогические принципы…………………………………………………………..272 Вопрос 142. Педагогический процесс……………………………………………………………..273 Вопрос 143. Учебная деятельность………………………………………………………………….275 Вопрос 144. Стратегия интериоризацин — стратегия формирования новых знаний и способностей ……………………………………278 Вопрос 145. Стратегия экстериоризации и стратегия проблематизации………..281 Вопрос 146. Психологические факторы обучения…………………………………………..282 Вопрос 147. Структура педагогичесской деятельности .. …………………………………285 Вопрос 148. Методы обучения………………………………………………………………………..288 Вопрос 149. Традиционное обучение………………………………………………………………290 Вопрос 150. Программированное обучение…………………………………………………….291 Вопрос 151. Проблемное обучение…………………………………………………………………293 Вопрос 152. Деловые учебные игры………………………………………………………………..294 Вопрос 153. Производственно-профессиональное обучение……………………. 296 Вопрос 154. Педагогическое проектирование………………………………………………….297 Вопрос 155. Профессионально важные качества педагогического общения…….299 I. Введение в психологию Возникновение психологии как науки С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, возникающее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но идеалист-философ Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому, как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциаций психических явлений. Таким образом, I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX в. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 г. в основанной в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 г., Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России. ВОПРОС 2 Каталог: book -> common psychology Скачать 4,86 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Синтоническая модель общения
Название «синтоническая» образовано от слова «синтония», что означает «быть в гармонии с собой и другими». Синтоническая модель общения разработана в рамках нейролингвистического программирования (НЛП). Нейропсихологическое программирование – это результат слияния психологии, лингвистики, математики. Приемы НЛП успешно используются в педагогике, менеджменте, психотерапии, бизнесе. Синтоническая модель выделяет основные умения общения (определение желаемых целей, сенсорная острота, гибкость, конгруэнтность, раппорт, ресурсное состояние) и делит процесс овладения им на части или шаги. Если вы хотите успешно взаимодействовать с людьми, необходимо овладеть техникой этих шагов с помощью специальных практических упражнений.
Синтоническая модель общения рассматривает общение как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления (восприятие + мышление = общение). Процесс общения начинается с восприятия, именно с его помощью человек устанавливает контакт с миром и людьми. Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого – сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но, тем не менее, последовательность. Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание. Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» — та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система визуальная (зрительная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движениях глаз, выборе слов, используемых в общении, в особенностях дыхания и даже позы.
Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитает ваш партнер по общению, вы можете использовать слова, соответствующие его «любимой» модели восприятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слуховой) и кинестической – другие. Если вы будете правильно, в соответствии с ведущей репрезентативной системой собеседника, выбирать и использовать слова, вас сочтут человеком, с которым приятно общаться, с которым легко установить контакт и взаимопонимание.
Как узнать, какую репрезентативную систему предпочитает человек? Для этого надо внимательно понаблюдать за ним. Многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания, важно только научиться ее распознавать и использовать.
Человек с визуальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки, чтобы определить, что происходит в настоящий момент. Это совершается очень быстро, и его глаза при этом расфокусированы на пятно на расстоянии около 60 см от носа. Если вы станете прямо на это место, вы можете помешать такому человеку думать: он даже может рассердиться. В речи людей-визуалов преобладают слова визуального смысла: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу, что вы имеете в виду» и т. п. Темп речи у них выше, чем у людей с аудиальной и кинестетической репрезентативными системами.
Человек с аудиальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему внутреннему голосу. Ему трудно сделать выбор; внутренний голос постоянно ведет дискуссию, не зная, чему отдать предпочтение. Глаза человека в это время смотрят вправо или влево, двигаясь по средней линии, или идут вниз и влево. В речи людей-аудиалов преобладают слова: «я слушаю вас», «давайте обсудим», «какой тон», «интонация», «крики» и т. п.
Люди с кинестетической репрезентативной системой, прежде чем сказать, прислушиваются к своим внутренним чувствам, и их глаза при этом непроизвольно смотрят вниз-вправо. В речи кинестетиков преобладают слова: «касаться», «трогать», «ощутимый», «болезненный», «тяжелый», «я чувствую проблему», «тяжко на душе» и т. п.
К классической триаде людей добавляют еще один тип – «рассудочных людей», или «компьютеров» — это те, которые реагируют не на свои ощущения, а на свои ощущения, а на обозначения, наименования, слова, «ярлыки», которыми обозначают все свои ощущения и образы. Их движения глаз трудно уловить, они предпочитают пользоваться словами: «надо разобраться», «проанализируем», «систематизировать» и т.п.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Синтоническая модель общения
От 250 руб
Контрольная работа
Синтоническая модель общения
От 250 руб
Курсовая работа
Синтоническая модель общения
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет» Кафедра истории, культуры и социологии Р. М. Петрунева, Н. В. Дулина, В. Д. Васильева ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебно-методическое пособие Волгоград Содержание Введение 3 Часть I. 7 ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ 7 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 7 Лекция 1. Объект и предмет психологии. Основные 7 принципы объяснения в психологии 7 Лекция 8. Психология делового общения 94 Занятие 1. Введение в психологию профессии 191 Занятие 2. Понятийный аппарат психологии 195 Часть III. 248 РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ И 248 СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ 248 1. Техногенные катастрофы 250 1.1.Техногенные катастрофы и их классификация 250 1.2. Техногенные катастрофы: история и будущее 253 2. Проблемы Волгоградского водохранилища 264 3. Краснодарское море 275 4. Наводнение 286 5. Технические ошибки 289 6. Интеллект 300 7. Наука, изменившая мир 306 Приложение 1 324 Приложение 2 326 Приложение 3 340 Настоящее учебно-методическое пособие в первую очередь адресовано преподавателям, которые читают лекции и ведут практические занятия по дисциплине «Психология профессиональной деятельности», но, без сомнения, может быть полезно и студентам, которые изучают данную дисциплину, а так же аспирантам и слушателям школы педагогического мастерства негуманитарных вузов. Пособие обобщает многолетний опыт преподавания указанного курса в техническом вузе (их теоретические и методические наработки в данной области), в его основу положены два ранее изданных учебных пособия, а именно: «Психология профессиональной деятельности: курс лекций для студентов высших технических учебных заведений» Р. М. Петрунёвой и «Психология профессиональной деятельности: практические занятия, контрольные работы, письменные опросы, домашние задания» Р. М. Петрунёвой, Н. В. Дулиной, В. Д. Воронкова (см. [23, 24]). Содержание учебно-методического пособия в основном отражает требования Государственного образовательного стандарта (ГОС) высшего профессионального образования по «Психологии и педагогике». «Психология профессиональной деятельности» является интегративным курсом, так как содержит, кроме традиционных для общей психологии тем, также и темы из специальной психологии, психологии труда, инженерной психологии, менеджмента, теории принятия решений и др. Структура курса «Психология профессиональной деятельности», согласно утвержденному учебному плану, выглядит следующим образом: □ всего на курс отводится 119 часов; из них: □ 51 час – это аудиторные занятия; в том числе: □ лекции – 34 часа; □ практические (семинарские) занятия – 17 часов; □ самостоятельная работа студентов – 68 часов; в том числе: □ организуемая самостоятельная работа (ОргСРС) – 15 часов. Содержательно пособие состоит из трёх частей. Первая часть – это теоретический материал, изложенный в виде лекций. Текст написан лаконичным языком, важные определения выделены шрифтом, каждая лекция снабжена вопросами для самостоятельной работы, которые позволят студентам лучше усвоить учебный материал. При этом текст представляет собой опорный конспект лекций, оставляя простор для творчества каждого преподавателя. Вторая часть представляет собой дидактическое сопровождение для проведения семинарских занятий: текстовый материал для семинаров, вопросы для контрольных работ, тесты, задания для домашних работ, семестровое задание, список рекомендуемой литературы, рекомендации по организации самостоятельной работы студентов и рейтинговой оценке их знаний. Третья составляющая – это рабочие материалы, которые не вошли в тексты лекций и не отражены в полной мере в содержании практических занятий, однако представляют значительный интерес для подготовки к лекциям и семинарским занятиям, расширяя рамки, заданные темой лекции или семинара. Прежде всего, это – дополнительная информация к некоторым темам: «Инженерная деятельность и её социально-гуманитарные последствия», «Психология принятия инженерных решений», «Психология личности: индивид, личность, субъект, индивидуальность», «Проблема личности в психологии» и др. Приведенные тексты позволят студентам понять глубинный смысл трудных для понимания тем, связанных с инженерной деятельностью и последствиями реализации инженерно-проектировочных решений. Учебно-методическое пособие «Психология профессиональной деятельности» посвящено проблемам, с которыми инженер, да и любой другой специалист, сталкивается каждый день. Это – проблемы, полные противоречий, трудностей и парадоксов, которые сегодня часто возникают в деятельности любого специалиста. Данный учебный курс спроектирован с учетом тех профессиональных проблем, с которыми чаще всего встречаются специалисты с высшим образованием. Во-первых, как профессионалы в своей предметной области, во-вторых, как организаторы производства и руководители трудового коллектива. Содержание этих проблем и определило логику и содержание данного учебного пособия. Значительное место в пособии занимают лекции, посвященные общим проблемам психологии: истории ее становления, понятийному аппарату, структуре личности и процессам ее социализации и профессионального развития. Большое внимание в пособии отведено проблемам профессионального становления, мотивам трудовой деятельности, процессам профессиональной коммуникации, конфликтам, возникающим в процессе выполнения профессиональных функций и деловому этикету. Завершает курс несколько лекций, посвященных процессу анализа, генерирования и принятия ответственного инженерного решения. Эти лекции не характерны для традиционного курса инженерной психологии, поскольку они посвящены не столько взаимодействиям в системе «человек – машина – среда», сколько внутренним психическим процессам и алгоритмам, сопровождающим процесс принятия инженерного решения. Это мало разработанный и изученный аспект профессиональной деятельности инженера, как субъекта технической деятельности. Но мы вынуждены ввести этот раздел в учебное пособие, так как начало нового века ознаменовалось тем, что человечество столкнулось с проблемами, о существовании которых еще 10–20 лет назад не было принято даже говорить. Это – проблемы, обусловленные переходом общества в стадию постиндустриального информационного развития, а также продуцированные процессами глобализации. Каждый день средства массовой информации сообщают о новых техногенных и природных катастрофах. И каждый раз мы узнаем, что причиной этих катаклизмов послужила деятельность человека: это может быть и в чистом виде психологический фактор, и результат непродуманной (или безответственной) профессиональной деятельности. Современный инженер должен не только знать, но и руководствоваться в своей деятельности тем же принципом, что и врач «Не навреди!». Не навредить окружающему миру, который уже исчерпал ресурс самовосстановления, не навредить самому человеку, постоянно меняя стандарты потребления и качества жизни! Современный инженер должен осознавать последствия своей профессиональной деятельности и принимаемых им профессиональных решений! Для углубленного изучения курса будет полезен список литературы, приведенный в конце учебного пособия. Авторы будут очень признательны за критические замечания и советы по улучшению качества данного учебного пособия Каталог: upload -> 2014 жүктеу/скачать 3.33 Mb. Достарыңызбен бөлісу: |
3.2 Модели связи – Введение в профессиональные коммуникации
Часть 3: Планирование сообщений
Общение — сложный процесс, и трудно определить, где и с кем начинается и заканчивается общение. Иногда может быть полезно рассмотреть различные модели коммуникации. Ниже приведены некоторые вопросы, которые помогут вам пройти через эту главу.
- Почему модели (чего угодно) имеют значение в реальном мире?
- Какое значение имеют модели коммуникации?
- Какие модели коммуникации вы уже знаете?
- Чем вам может помочь изучение моделей коммуникации?
Модели общения упрощают процесс, обеспечивая визуальное представление различных аспектов общения. Некоторые модели объясняют коммуникацию более подробно, чем другие, но даже самые сложные модели не воссоздают то, что мы переживаем даже в момент общения. Модели по-прежнему служат ценной цели для изучающих коммуникацию, потому что они позволяют нам видеть конкретные концепции и этапы в процессе коммуникации, определять коммуникацию и применять коммуникативные концепции. Когда вы осознаете, как функционирует общение, вы сможете более обдуманно мыслить во время своих коммуникативных встреч, что поможет вам лучше подготовиться к будущему общению и извлечь уроки из предыдущего общения. Мы обсудим три модели коммуникации: модели передачи, взаимодействия и транзакций.
Хотя эти модели общения различаются, они содержат некоторые общие элементы. Первые две модели, которые мы обсудим, модель передачи и модель взаимодействия, включают следующие части: участники, сообщения, кодирование, декодирование и каналы. В коммуникативных моделях участники являются отправителями и/или получателями сообщений в коммуникативной встрече. Сообщение – это вербальное или невербальное содержание, передаваемое от отправителя к получателю. Например, когда вы говорите «Привет!» своему другу, вы отправляете приветственное сообщение, которое будет получено вашим другом.
Внутренний когнитивный процесс, который позволяет участникам отправлять, получать и понимать сообщения, представляет собой процесс кодирования и декодирования. Кодирование — это процесс превращения мыслей в сообщение. Как мы узнаем позже, уровень сознательного мышления, который идет на кодирование сообщений, варьируется. Декодирование — это процесс превращения сообщения в мысли. Например, вы можете понять, что голодны, и закодировать следующее сообщение, чтобы отправить его соседу по комнате: «Я голоден. Хочешь съесть сегодня пиццу?» Когда ваш сосед по комнате получает сообщение, он расшифровывает ваше сообщение и превращает его обратно в мысли, чтобы придать ему смысл. Конечно, мы общаемся не только вербально — у нас есть различные варианты или каналы для общения. Закодированные сообщения отправляются через канал или сенсорный маршрут, по которому передается сообщение, получателю для декодирования. В то время как сообщение может быть отправлено и получено с использованием любого сенсорного пути (зрение, обоняние, осязание, вкус или звук), большая часть общения происходит через визуальные (зрение) и/или слуховые (звуковые) каналы. Если ваш сосед по комнате в наушниках и увлечен видеоигрой, вам может понадобиться привлечь его внимание, помахав рукой, прежде чем вы сможете спросить его об ужине.
Линейная модель связи
Линейная или передаточная модель связи, как показано на рис. 2.2.1, описывает связь как линейный односторонний процесс, в котором отправитель намеренно передает сообщение получателю (Ellis & McClintock, 1990). Эта модель фокусируется на отправителе и сообщении в рамках коммуникативной встречи. Хотя получатель включен в модель, эта роль рассматривается скорее как цель или конечная точка, а не как часть текущего процесса. Нам остается предположить, что получатель либо успешно принимает и понимает сообщение, либо нет. Ученые, разработавшие эту модель, расширили линейную модель, предложенную Аристотелем за столетия до этого, которая включала говорящего, сообщение и слушающего. На них также повлияло появление и распространение новых коммуникационных технологий того времени, таких как телеграфия и радио, и вы, вероятно, можете увидеть эти технические влияния в модели (Shannon & Weaver, 19).49). Подумайте о том, как человек в радиостудии передает вам радиосообщение, которое вы слушаете в своей машине. Отправитель — это диктор, который кодирует устное сообщение, которое передается радиомачтой через электромагнитные волны (канал) и в конечном итоге достигает ваших ушей (получателя) через антенну и динамики для декодирования. Диктор на самом деле не знает, получили вы его сообщение или нет, но если оборудование работает и на канале нет помех, то велика вероятность, что сообщение было успешно получено.
. сложные модели и теории коммуникации.
Интерактивная модель коммуникации
Интерактивная или интерактивная модель коммуникации, как показано на рис. 2.2.2, описывает коммуникацию как процесс, в котором участники чередуют позиции отправителя и получателя и генерируют смысл, отправляя сообщения и получая обратную связь в физическом и психологические контексты (Шрамм, 1997). Вместо того, чтобы иллюстрировать коммуникацию как линейный односторонний процесс, интерактивная модель включает в себя обратную связь, которая делает коммуникацию более интерактивным, двусторонним процессом. Обратная связь включает сообщения, отправленные в ответ на другие сообщения. Например, ваш инструктор может ответить на вопрос, который вы подняли во время обсуждения в классе, или вы можете указать на диван, когда ваш сосед по комнате спросит вас, где пульт дистанционного управления. Включение цикла обратной связи также приводит к более сложному пониманию ролей участников коммуникативной встречи. Вместо того, чтобы иметь одного отправителя, одно сообщение и одного получателя, в этой модели есть два отправителя-получателя, которые обмениваются сообщениями. Каждый участник чередует роли отправителя и получателя, чтобы общение продолжалось. Хотя это кажется ощутимым и преднамеренным процессом, мы переключаемся между ролями отправителя и получателя очень быстро и часто неосознанно.
Интерактивная модель также меньше ориентирована на сообщения и больше ориентирована на взаимодействие. В то время как линейная модель сосредоточена на том, как сообщение было передано и было ли оно получено, интерактивная модель больше связана с самим процессом коммуникации. На самом деле эта модель признает, что одновременно отправляется так много сообщений, что многие из них могут даже не быть получены. Некоторые сообщения также отправляются непреднамеренно. Таким образом, в этой модели общение не считается эффективным или неэффективным на основании того, было ли успешно передано и получено одно сообщение.
Рисунок 2.2.2 Интерактивная модель общения
Интерактивная модель учитывает физический и психологический контекст. Физический контекст включает в себя факторы окружающей среды при общении. Размер, планировка, температура и освещение помещения влияют на наше общение. Представьте себе различные физические условия, в которых проходят собеседования, и то, как это может повлиять на ваше общение. Я проходил собеседования по телефону, собирался вокруг стола с восемью интервьюерами и сидел с несколькими людьми за очень большим столом для совещаний. Меня также ходили по офису, чтобы неожиданно провести интервью один на один с несколькими членами поискового комитета в течение трех часов. Будь то размер комнаты или другие факторы окружающей среды, важно учитывать роль, которую физический контекст играет в нашем общении. Психологический контекст включает в себя психические и эмоциональные факторы коммуникативной встречи. Стресс, тревога и эмоции — это лишь некоторые примеры психологических воздействий, которые могут повлиять на наше общение. Кажущиеся положительными психологические состояния, такие как переживание чувства любви, также могут влиять на общение. Обратная связь и контекст помогают сделать модель взаимодействия более полезной иллюстрацией процесса общения, но модель транзакций рассматривает общение как мощный инструмент, который формирует нашу реальность за пределами индивидуальных коммуникативных встреч.
Транзакционная модель общения
По мере развития изучения общения модели расширялись, чтобы учитывать больше коммуникативного процесса. Многие ученые рассматривают общение как нечто большее, чем процесс, который используется для ведения разговоров и передачи смысла. Мы не отправляем сообщения, как компьютеры, и мы не переключаемся четко между ролями отправителя и получателя по мере развития взаимодействия. Мы также не можем сознательно прекратить общение, потому что общение — это больше, чем отправка и получение сообщений. Модель транзакции существенно отличается от моделей передачи и взаимодействия, включая концептуализацию коммуникации, роль отправителя и получателя и роль контекста (Barnlund, 19). 70).
Трансакционная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором коммуникаторы создают социальные реальности в социальном, реляционном и культурном контекстах. В этой модели, показанной на рис. 2.2.3, мы общаемся не только для обмена сообщениями; мы общаемся, чтобы создавать отношения, формировать межкультурные союзы, формировать наше представление о себе и вступать в диалог с другими для создания сообществ.
Роли отправителя и получателя в транзакционной модели коммуникации существенно отличаются от других моделей. Вместо того, чтобы обозначать участников как отправителей и получателей, люди, участвующие в коммуникативной встрече, называются коммуникаторами. В отличие от интерактивной модели, которая предполагает, что участники чередуются позициями отправителя и получателя, транзакционная модель предполагает, что мы одновременно являемся отправителями и получателями. Это важное дополнение к модели, потому что оно позволяет нам понять, как мы можем адаптировать наше общение — например, вербальное сообщение — в середине его отправки на основе сообщения, которое мы одновременно получаем от нашего партнера по общению.
Рисунок 2.2.3 Транзакционная модель связи
Транзакционная модель также включает более сложное понимание контекста. Модель взаимодействия изображает контекст как физические и психологические воздействия, которые усиливают или препятствуют общению. Хотя эти контексты важны, они сосредоточены на передаче и приеме сообщений. Поскольку транзакционная модель коммуникации рассматривает коммуникацию как силу, которая формирует нашу реальность до и после конкретных взаимодействий, она должна учитывать контекстуальные влияния за пределами одного взаимодействия. Для этого трансакционная модель рассматривает, как социальные, реляционные и культурные контексты формируют и влияют на наши коммуникативные встречи.
Социальный контекст относится к установленным правилам или неустановленным нормам, которые определяют общение. Нормы — это социальные условности, которые мы усваиваем посредством наблюдения, практики, проб и ошибок. Мы можем даже не знать, что нарушаем социальную норму, пока не заметим, что люди смотрят на нас странно, или кто-то не поправляет или не дразнит нас. Реляционный контекст включает предыдущую межличностную историю и тип отношений, которые у нас есть с человеком. Мы по-разному общаемся с кем-то, кого только что встретили, и с кем-то, кого знаем давно. Первоначальные взаимодействия с людьми, как правило, более четко прописаны и регулируются установленными нормами и правилами, но когда у нас есть установленный контекст отношений, мы можем легче изменять или нарушать социальные нормы и правила. Культурный контекст включает в себя различные аспекты идентичности, такие как раса, пол, национальность, этническая принадлежность, сексуальная ориентация, класс и способности. У всех нас есть несколько культурных особенностей, которые влияют на наше общение. Некоторые люди, особенно те, чья идентичность исторически была маргинализирована, регулярно осознают, как их культурная идентичность влияет на их общение и влияет на то, как другие общаются с ними. И наоборот, люди с доминирующей или преобладающей идентичностью редко, если вообще когда-либо, задумываются о роли, которую их культурная идентичность играет в их общении. Культурный контекст находится под влиянием многочисленных аспектов нашей идентичности и не ограничивается расой или этнической принадлежностью.
Ссылки
Барнлунд, округ Колумбия (1970). Транзакционная модель коммуникации в К.К. Серено и К.Д. Мортенсон (ред.), Основы теории коммуникации (стр. 83–92). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Харпер и Роу.
Эллис, Р. и МакКлинток, А. (1990). Вы понимаете, что я имею в виду: Теория на практике в человеческом общении . Лондон: Эдвард Арнольд.
Шрамм, В. (1997). Начало изучения коммуникации в Америке . Тысяча дубов, Калифорния: Sage.
Шеннон, К. и Уивер, В. (1949). Математическая теория связи . Урбана, Иллинойс: University of Illinois Press.
Атрибуция
Эта глава содержит материалы, взятые из главы 1.2 «Процесс коммуникации» книги «Общение в реальном мире: введение в исследования коммуникации» и используется в соответствии с международной лицензией CC-BY-NC-SA 4. 0.
1.2 Процесс общения – общение в реальном мире
Цели обучения
- Идентифицировать и определить компоненты модели передачи связи.
- Определите и определите компоненты интерактивной модели коммуникации.
- Определите и определите компоненты транзакционной модели связи.
- Сравните и сопоставьте три модели общения.
- Используйте транзакционную модель связи для анализа недавней связи.
Общение — сложный процесс, и трудно определить, где и с кем начинается и заканчивается общение. Модели общения упрощают процесс, обеспечивая визуальное представление различных аспектов общения. Некоторые модели объясняют коммуникацию более подробно, чем другие, но даже самые сложные модели не воссоздают то, что мы переживаем даже в момент общения. Модели по-прежнему служат ценной цели для изучающих коммуникацию, потому что они позволяют нам видеть конкретные концепции и этапы в процессе коммуникации, определять коммуникацию и применять коммуникативные концепции. Когда вы осознаете, как функционирует общение, вы сможете более обдуманно мыслить во время своих коммуникативных встреч, что поможет вам лучше подготовиться к будущему общению и извлечь уроки из предыдущего общения. Мы обсудим три модели коммуникации: модели передачи, взаимодействия и транзакций.
Хотя эти модели общения различаются, они содержат некоторые общие элементы. Первые две модели, которые мы обсудим, модель передачи и модель взаимодействия, включают следующие части: участники, сообщения, кодирование, декодирование и каналы. В коммуникативных моделях участники являются отправителями и/или получателями сообщений в коммуникативной встрече. Сообщение – это вербальное или невербальное содержание, передаваемое от отправителя к получателю. Например, когда вы говорите «Привет!» своему другу, вы отправляете приветственное сообщение, которое будет получено вашим другом.
Внутренний когнитивный процесс, который позволяет участникам отправлять, получать и понимать сообщения, — это процесс кодирования и декодирования. Кодирование — это процесс превращения мыслей в сообщение. Как мы узнаем позже, уровень сознательного мышления, который идет на кодирование сообщений, варьируется. Декодирование — это процесс превращения сообщения в мысли. Например, вы можете понять, что голодны, и закодировать следующее сообщение, чтобы отправить его соседу по комнате: «Я голоден. Хочешь съесть сегодня пиццу?» Когда ваш сосед по комнате получает сообщение, он расшифровывает ваше сообщение и превращает его обратно в мысли, чтобы придать ему смысл. Конечно, мы общаемся не только вербально — у нас есть различные варианты или каналы для общения. Закодированные сообщения отправляются через канал или сенсорный маршрут, по которому передается сообщение, получателю для декодирования. В то время как сообщение может быть отправлено и получено с использованием любого сенсорного пути (зрение, обоняние, осязание, вкус или звук), большая часть общения происходит через визуальные (зрение) и/или слуховые (звуковые) каналы. Если ваш сосед по комнате в наушниках и увлечен видеоигрой, вам может понадобиться привлечь его внимание, помахав рукой, прежде чем вы сможете спросить его об ужине.
Модель передачи связи
Модель передачи связи описывает связь как линейный односторонний процесс, в котором отправитель намеренно передает сообщение получателю (Ellis & McClintock, 1990). Эта модель фокусируется на отправителе и сообщении в рамках коммуникативной встречи. Хотя получатель включен в модель, эта роль рассматривается скорее как цель или конечная точка, а не как часть текущего процесса. Нам остается предположить, что получатель либо успешно принимает и понимает сообщение, либо нет. Ученые, разработавшие эту модель, расширили линейную модель, предложенную Аристотелем за столетия до этого, которая включала говорящего, сообщение и слушающего. На них также повлияло появление и распространение новых коммуникационных технологий того времени, таких как телеграфия и радио, и вы, вероятно, можете увидеть эти технические влияния в модели (Shannon & Weaver, 19).49). Подумайте о том, как человек в радиостудии передает вам радиосообщение, которое вы слушаете в своей машине. Отправитель — это диктор, который кодирует устное сообщение, которое передается радиомачтой через электромагнитные волны (канал) и в конечном итоге достигает ваших ушей (получателя) через антенну и динамики для декодирования. Радиоведущий на самом деле не знает, получили вы его сообщение или нет, но если оборудование работает и на канале нет помех, то есть большая вероятность, что сообщение было успешно получено.
Рис. 1.1 Модель передачи связи
Поскольку эта модель ориентирована на отправителя и сообщение, на отправителя возлагается ответственность за успешную передачу сообщения. Эта модель подчеркивает ясность и эффективность, но также признает наличие препятствий для эффективной коммуникации. Шум — это все, что мешает обмену сообщениями между участниками коммуникативной встречи. Даже если говорящий передает четкое сообщение, шум может помешать точному приему и декодированию сообщения. Модель передачи коммуникации учитывает окружающий и семантический шум. Шум окружающей среды — это любой физический шум, присутствующий при общении. Другие люди, разговаривающие в переполненной закусочной, могут помешать вам передать сообщение и успешно расшифровать его. В то время как шум окружающей среды мешает передаче сообщения, семантический шум относится к шуму, который возникает в процессе кодирования и декодирования, когда участники не понимают символ. Чтобы использовать технический пример, FM-антенны не могут декодировать AM-радиосигналы и наоборот. Точно так же большинство говорящих по-французски не могут расшифровать шведский и наоборот. Семантический шум также может мешать общению между людьми, говорящими на одном языке, потому что многие слова имеют несколько или незнакомые значения.
Хотя модель передачи может показаться нам сегодня простой или даже недоработанной, создание этой модели позволило ученым по-новому исследовать процесс коммуникации, что в конечном итоге привело к более сложным моделям и теориям коммуникации, которые мы обсудим позже. Эта модель недостаточно богата, чтобы охватить динамические взаимодействия лицом к лицу, но есть случаи, когда общение является односторонним и линейным, особенно общение с помощью компьютера (CMC). Как поясняется в следующей вставке «Как подключиться к сети», ОМЦ теперь интегрирован во многие аспекты нашей жизни и открыл новые способы общения и привнес некоторые новые проблемы. Подумайте, например, об обмене текстовыми сообщениями. Модель передачи сообщения хорошо подходит для описания акта обмена текстовыми сообщениями, поскольку отправитель не уверен, что смысл был эффективно передан или что сообщение вообще было получено. Шум также может мешать передаче текста. Если вы используете аббревиатуру, которую получатель не знает, или телефон автоматически исправляет что-то совсем другое, чем вы имели в виду, то семантический шум помешал передаче сообщения. Мне нравится охотиться за скидками в секонд-хэндах, поэтому недавно я отправила сообщение своей подруге, спрашивая, не хочет ли она заняться экономией на выходных. После того, как она ответила «Что?!?» Я просмотрел свой текст и увидел, что мой «умный» телефон сделал автокоррекцию экономия на толкание ! Вы, вероятно, сталкивались с подобными проблемами при обмене текстовыми сообщениями, и быстрый поиск в Google примеров текстовых сообщений, сделанных забавными или смущающими с помощью функции автозамены, доказывает, что многие другие тоже.
«Подключение к сети»
Коммуникации с помощью компьютеров
Когда первые компьютеры были созданы во время Второй мировой войны и в начале 1960-х годов состоялся обмен первыми сообщениями электронной почты, мы сделали первые шаги к будущему, наполненному компьютерными средствами связи. общение (CMC) (Thurlow, Lengel, & Tomic, 2004). Эти первые шаги превратились в огромные успехи в конце 19-го века.80-х и начале 1990-х годов, когда персональные компьютеры стали обычным явлением в офисах, классах и дома. Я помню, как в начале 1990-х мы получили наш первый домашний компьютер, Tandy от Radio Shack, а затем, примерно в 1995 году, мы впервые подключились к Интернету дома. Я создала свою первую учетную запись электронной почты в 1996 году и помню, как ново и увлекательно это было. для отправки и получения электронной почты. Я не представлял себе время, когда я буду получать десятки электронных писем в день, не говоря уже о том, чтобы проверить их на своем мобильном телефоне! Многие из вас, читающих эту книгу, вероятно, не могут вспомнить время без ОМЦ. Если это так, то некоторые ученые называют вас «цифровыми аборигенами». Если вы задумаетесь о том, как за последние двадцать лет ОМЦ изменил то, как мы преподаем и учимся, общаемся на работе, поддерживаем связь с друзьями, инициируем романтические отношения, ищем работу, распоряжаемся своими деньгами, получаем наши новости и участвовать в нашей демократии, действительно удивительно думать, что все это раньше происходило без компьютеров. Но более широкое использование CMC также вызвало некоторые вопросы и опасения даже у тех из вас, кто является цифровым аборигеном. Почти половина студентов из моего последнего исследовательского класса по коммуникациям хотели выполнить свои окончательные исследовательские проекты по чему-то, связанному с социальными сетями. Многие из них интересовались изучением влияния ОМЦ на нашу личную жизнь и отношения. Это желание изучать и подвергать сомнению ОМЦ может проистекать из тревоги, которую люди испытывают по поводу кажущейся потери или обесценивания общения лицом к лицу (FtF). Помимо опасений по поводу цифровых коконов, в которых оказались многие из нас, CMC также выразила обеспокоенность по поводу конфиденциальности, киберзапугивания и отсутствия вежливости в онлайн-взаимодействии. Мы продолжим исследовать многие из этих вопросов в разделе «Как подключиться к сети», включенном в каждую главу, но следующие вопросы помогут вам увидеть влияние ОМЦ на ваше повседневное общение.
- Какие типы ОМЦ вы обычно используете?
- Каким образом ОМЦ снижает уровень стресса в вашей жизни? Каким образом ОМЦ увеличивает стресс в вашей жизни? В целом, как вы думаете, ОМЦ больше увеличивает или уменьшает ваш стресс?
- Считаете ли вы, что мы, как общество, имеем меньше значения для связи FtF, чем раньше? Почему или почему нет?
Интерактивная модель коммуникации
Интерактивная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором участники чередуют позиции отправителя и получателя и генерируют смысл, отправляя сообщения и получая обратную связь в физическом и психологическом контекстах (Шрамм, 19). 97). Вместо того, чтобы иллюстрировать коммуникацию как линейный односторонний процесс, модель взаимодействия включает обратную связь, которая делает коммуникацию более интерактивным, двусторонним процессом. Обратная связь включает сообщения, отправленные в ответ на другие сообщения. Например, ваш инструктор может ответить на вопрос, который вы подняли во время обсуждения в классе, или вы можете указать на диван, когда ваш сосед по комнате спросит вас, где пульт дистанционного управления. Включение цикла обратной связи также приводит к более сложному пониманию ролей участников коммуникативной встречи. Вместо того, чтобы иметь одного отправителя, одно сообщение и одного получателя, в этой модели есть два отправителя-получателя, которые обмениваются сообщениями. Каждый участник чередует роли отправителя и получателя, чтобы общение продолжалось. Хотя это кажется ощутимым и преднамеренным процессом, мы переключаемся между ролями отправителя и получателя очень быстро и часто неосознанно.
Модель взаимодействия также меньше ориентирована на сообщения и больше ориентирована на взаимодействие. В то время как модель передачи была сосредоточена на том, как сообщение было передано и было ли оно получено, модель взаимодействия больше связана с самим процессом коммуникации. На самом деле эта модель признает, что одновременно отправляется так много сообщений, что многие из них могут даже не быть получены. Некоторые сообщения также отправляются непреднамеренно. Таким образом, в этой модели общение не считается эффективным или неэффективным на основании того, было ли успешно передано и получено одно сообщение.
Рисунок 1.2 Интерактивная модель общения
Интерактивная модель учитывает физический и психологический контекст. Физический контекст включает в себя факторы окружающей среды при общении. Размер, планировка, температура и освещение помещения влияют на наше общение. Представьте себе различные физические условия, в которых проходят собеседования, и то, как это может повлиять на ваше общение. У меня были собеседования на диване в удобном офисе, за большим столом для совещаний и даже один раз в аудитории, где я сидел на сцене перед двадцатью потенциальными коллегами, сидящими в зале. Меня также водили по кампусу, чтобы взять интервью у разных людей при температуре ниже нуля градусов. Хотя мне было немного холодно, когда я попадал на каждое отдельное интервью, мне было несложно согреться и продолжить интервью. Однако во время собеседования в Пуэрто-Рико, прогуливаясь по улице в костюме около 9Нулевые температуры создавали потливость, через которую было неприятно пытаться общаться. Будь то размер комнаты, температура или другие факторы окружающей среды, важно учитывать роль, которую физический контекст играет в нашем общении.
Психологический контекст включает психические и эмоциональные факторы коммуникативной встречи. Стресс, тревога и эмоции — это лишь некоторые примеры психологических воздействий, которые могут повлиять на наше общение. Недавно я узнал тревожную новость за несколько часов до большой публичной презентации. Было трудно пытаться общаться, потому что психологический шум, вызванный стрессовыми новостями, продолжал вторгаться в мои другие мысли. Кажущиеся положительными психологические состояния, такие как переживание чувства любви, также могут влиять на общение. На начальных этапах романтических отношений люди могут быть настолько «поражены любовью», что не замечают несовместимых черт личности или не оценивают негативно поведение, которое в противном случае могло бы показаться им отталкивающим. Обратная связь и контекст помогают сделать модель взаимодействия более полезной иллюстрацией процесса общения, но модель транзакций рассматривает общение как мощный инструмент, который формирует нашу реальность за пределами индивидуальных коммуникативных встреч.
Транзакционная модель коммуникации
По мере развития изучения коммуникации модели расширялись, чтобы учитывать больше коммуникативного процесса. Многие ученые рассматривают общение как нечто большее, чем процесс, который используется для ведения разговоров и передачи смысла. Мы не отправляем сообщения, как компьютеры, и мы не переключаемся четко между ролями отправителя и получателя по мере развития взаимодействия. Мы также не можем сознательно прекратить общение, потому что общение — это больше, чем отправка и получение сообщений. Модель транзакции существенно отличается от моделей передачи и взаимодействия, включая концептуализацию коммуникации, роль отправителя и получателя и роль контекста (Barnlund, 19).70).
Для обзора: каждая модель включает в себя различное понимание того, что такое коммуникация и что делает коммуникация. Модель передачи рассматривает коммуникацию как вещь, подобную информационному пакету, который отправляется из одного места в другое. С этой точки зрения общение определяется как отправка и получение сообщений. Модель взаимодействия рассматривает коммуникацию как взаимодействие, при котором отправляется сообщение, за которым следует реакция (обратная связь), за которой следует другая реакция и так далее. С этой точки зрения общение определяется как создание разговоров и взаимодействий в физическом и психологическом контекстах. Трансакционная модель рассматривает коммуникацию как интегрированную в наши социальные реальности таким образом, что она помогает нам не только понимать их, но также создавать и изменять их.
Трансакционная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором коммуникаторы создают социальные реальности в социальном, реляционном и культурном контекстах. В этой модели мы не просто общаемся, чтобы обмениваться сообщениями; мы общаемся, чтобы создавать отношения, формировать межкультурные союзы, формировать наше представление о себе и вступать в диалог с другими для создания сообществ. Короче говоря, мы не сообщаем о наших реалиях; общение помогает конструировать нашу реальность.
Роли отправителя и получателя в транзакционной модели связи значительно отличаются от других моделей. Вместо того, чтобы обозначать участников как отправителей и получателей, люди, участвующие в коммуникационной встрече, называются коммуникаторами . В отличие от модели взаимодействия, которая предполагает, что участники чередуются позициями отправителя и получателя, модель транзакции предполагает, что мы одновременно являемся отправителями и получателями. Например, на первом свидании, когда вы отправляете словесные сообщения о своих интересах и прошлом, ваш спутник реагирует невербально. Вы не ждете, пока закончите отправлять вербальное сообщение, чтобы начать получать и расшифровывать невербальные сообщения вашего свидания. Вместо этого вы одновременно отправляете свое вербальное сообщение и получаете невербальные сообщения от вашего партнера. Это важное дополнение к модели, потому что оно позволяет нам понять, как мы можем адаптировать наше общение — например, вербальное сообщение — в середине его отправки на основе сообщения, которое мы одновременно получаем от нашего партнера по общению.
Рисунок 1.3 Транзакционная модель коммуникации
Транзакционная модель также включает более сложное понимание контекста. Модель взаимодействия изображает контекст как физические и психологические воздействия, которые усиливают или препятствуют общению. Хотя эти контексты важны, они сосредоточены на передаче и приеме сообщений. Поскольку транзакционная модель коммуникации рассматривает коммуникацию как силу, которая формирует нашу реальность до и после конкретных взаимодействий, она должна учитывать контекстуальные влияния за пределами одного взаимодействия. Для этого трансакционная модель рассматривает, как социальные, реляционные и культурные контексты формируют и влияют на наши коммуникативные встречи.
Социальный контекст относится к установленным правилам или неустановленным нормам, которые определяют общение. По мере того, как мы социализируемся в наших различных сообществах, мы изучаем правила и неявно усваиваем нормы общения. Некоторые общие правила, влияющие на социальный контекст, включают в себя: не лгать людям, не перебивать людей, не пропускать людей в очереди, приветствовать людей, когда они приветствуют вас, благодарить людей, когда они делают вам комплименты, и так далее. Родители и учителя часто прямо передают эти правила своим детям или ученикам. Правила могут повторяться снова и снова, а за их несоблюдение может быть наказание.
Нормы — это социальные условности, которые мы усваиваем посредством наблюдения, практики, проб и ошибок. Мы можем даже не знать, что нарушаем социальную норму, пока не заметим, что люди смотрят на нас странно, или кто-то не поправляет или не дразнит нас. Например, будучи новым сотрудником, вы можете одеться слишком откровенно или недостаточно нарядно на праздничном вечере компании, потому что вы не знаете норм формальности. Хотя, вероятно, не существует установленного правила о том, как одеваться на праздничной вечеринке, вы заметите свою ошибку без того, чтобы кто-то указывал на нее, и, скорее всего, вы больше не будете отклоняться от нормы, чтобы избавить себя от любого потенциального смущения. Несмотря на то, что нарушение социальных норм не влечет за собой формального наказания, которое могло бы быть следствием нарушения социальных правил, социальной неловкости, которую мы чувствуем, когда нарушаем социальные нормы, обычно достаточно, чтобы научить нас тому, что эти нормы имеют силу, даже если они недействительны. t сделал явными, как правила. В некоторых ситуациях нормы даже имеют власть над социальными правилами. Возвращаясь к примерам общих социальных правил, упомянутых ранее, мы можем нарушить правило не лгать, если ложь предназначена для того, чтобы уберечь кого-то от обиды. Мы часто перебиваем близких друзей, когда ведем увлекательную беседу, но вряд ли будем перебивать профессора, когда он читает лекцию. Поскольку нормы и правила различаются у разных людей и культур, реляционные и культурные контексты также включаются в модель транзакций, чтобы помочь нам понять многочисленные контексты, влияющие на наше общение.
Реляционный контекст включает предыдущую межличностную историю и тип отношений, которые у нас есть с человеком. Мы по-разному общаемся с кем-то, кого только что встретили, и с кем-то, кого знаем давно. Первоначальные взаимодействия с людьми, как правило, более четко прописаны и регулируются установленными нормами и правилами, но когда у нас есть установленный контекст отношений, мы можем легче изменять или нарушать социальные нормы и правила. Например, вы, вероятно, будете следовать социальным нормам вежливости и внимательности и можете провести целый день, убирая дом в первый раз, когда вы пригласите своих новых соседей в гости. Как только соседи находятся в вашем доме, вы также можете сделать их центром своего внимания во время их визита. Если вы в конечном итоге подружитесь со своими соседями и установите контекст отношений, вы можете не так много думать о том, чтобы все было убрано и подготовлено, или даже уделять им все свое внимание во время последующих визитов. Поскольку нормы и правила общения также различаются в зависимости от типа отношений между людьми, тип отношений также включается в контекст отношений. Например, существуют определенные правила и нормы общения, которые применяются к отношениям супервизор-супервизор, но не применяются к отношениям брат-сестра, и наоборот. Как социальные нормы и история отношений влияют на то, как мы общаемся, так и культура.
Культурный контекст включает в себя различные аспекты идентичности, такие как раса, пол, национальность, этническая принадлежность, сексуальная ориентация, класс и способности. Мы узнаем больше об этих идентичностях в главе 2 «Общение и восприятие», а пока нам важно понять, что, осознаем мы это или нет, у всех нас есть несколько культурных идентичностей, влияющих на наше общение. Некоторые люди, особенно те, чья идентичность исторически была маргинализирована, регулярно осознают, как их культурная идентичность влияет на их общение и влияет на то, как другие общаются с ними. И наоборот, люди с доминирующей или преобладающей идентичностью редко, если вообще когда-либо, задумываются о той роли, которую их культурная идентичность играет в их общении.
Когда культурный контекст выходит на первый план при общении, с ним может быть трудно справиться. Поскольку межкультурная коммуникация создает неопределенность, она может удерживать людей от общения между культурами или приводить к тому, что люди рассматривают межкультурную коммуникацию как негативную. Но если вы избегаете общения с представителями культурной идентичности, вы, скорее всего, не станете чувствовать себя более комфортно и компетентно как коммуникатор. Различия, как мы узнаем из главы 8 «Культура и общение», не так уж и плохи. На самом деле, межкультурная коммуникация может обогатить различные аспекты нашей жизни. Чтобы хорошо общаться в различных культурных контекстах, важно сохранять непредубежденность и избегать предположений о культурной самобытности других. Хотя вы можете определить некоторые аспекты культурного контекста в рамках коммуникативной встречи, также могут быть культурные влияния, которые вы не можете видеть. Компетентный коммуникатор не должен предполагать, что знает все культурные контексты, которые человек привносит во время встречи, поскольку не все культурные особенности видны. Как и в других контекстах, здесь требуется умение адаптироваться к изменяющимся контекстам, и лучший способ развить эти навыки — это практика и размышления.
Основные выводы
- Модели общения недостаточно сложны, чтобы по-настоящему охватить все, что происходит в процессе общения, но они могут помочь нам изучить различные этапы процесса, чтобы лучше понять наше общение и общение других.
- Модель передачи связи описывает связь как односторонний линейный процесс, в котором отправитель кодирует сообщение и передает его по каналу получателю, который его декодирует. Передача сообщения может быть нарушена окружающим или семантическим шумом. Эта модель обычно слишком проста, чтобы фиксировать взаимодействия FtF, но ее можно с пользой применить к компьютерному общению.
- Интерактивная модель коммуникации описывает коммуникацию как двусторонний процесс, в котором участники чередуют позиции отправителя и получателя и генерируют смысл, отправляя и получая обратную связь в физическом и психологическом контекстах. Эта модель охватывает интерактивные аспекты общения, но все же не учитывает, как общение конструирует наши реальности и находится под влиянием социальных и культурных контекстов.
- Трансакционная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором коммуникаторы создают социальные реальности в социальном, реляционном и культурном контекстах. Эта модель включает участников, которые одновременно являются отправителями и получателями, и объясняет, как общение конструирует наши реальности, отношения и сообщества.
Каталожные номера
Барнлунд, округ Колумбия, «Транзакционная модель коммуникации», в «Основы теории коммуникации», , под ред. Кеннет К. Серено и К. Дэвид Мортенсен (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper and Row, 1970), 83–92.
Эллис, Р. и Энн МакКлинток, Вы принимаете мой смысл: теория на практике в человеческом общении (Лондон: Эдвард Арнольд, 1990), 71.
Schramm, W., Начало изучения коммуникации в Америке (Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage, 1997).
Шеннон, К. и Уоррен Уивер, Математическая теория коммуникации (Урбана, Иллинойс: University of Illinois Press, 1949), 16.
Thurlow, C., Laura Lengel, and Alice Tomic, Компьютерная коммуникация: социальное взаимодействие и Интернет (Лондон: Sage, 2004), 14.
2.2 Коммуникационные модели – Введение в профессиональные коммуникации
Общение — сложный процесс, и трудно определить, где и с кем начинается и заканчивается общение. Модели общения упрощают процесс, обеспечивая визуальное представление различных аспектов общения. Некоторые модели объясняют коммуникацию более подробно, чем другие, но даже самые сложные модели не воссоздают то, что мы переживаем даже в момент общения. Модели по-прежнему служат ценной цели для изучающих коммуникацию, потому что они позволяют нам видеть конкретные концепции и этапы в процессе коммуникации, определять коммуникацию и применять коммуникативные концепции. Когда вы осознаете, как функционирует общение, вы сможете более обдуманно мыслить во время своих коммуникативных встреч, что поможет вам лучше подготовиться к будущему общению и извлечь уроки из предыдущего общения. Мы обсудим три модели коммуникации: модели передачи, взаимодействия и транзакций.
Хотя эти модели общения различаются, они содержат некоторые общие элементы. Первые две модели, которые мы обсудим, модель передачи и модель взаимодействия, включают следующие части: участники, сообщения, кодирование, декодирование и каналы. В коммуникативных моделях участники являются отправителями и/или получателями сообщений в коммуникативной встрече. Сообщение – это вербальное или невербальное содержание, передаваемое от отправителя к получателю. Например, когда вы говорите «Привет!» своему другу, вы отправляете приветственное сообщение, которое будет получено вашим другом.
Внутренний когнитивный процесс, который позволяет участникам отправлять, получать и понимать сообщения, представляет собой процесс кодирования и декодирования. Кодирование — это процесс превращения мыслей в сообщение. Как мы узнаем позже, уровень сознательного мышления, который идет на кодирование сообщений, варьируется. Декодирование — это процесс превращения сообщения в мысли. Например, вы можете понять, что голодны, и закодировать следующее сообщение, чтобы отправить его соседу по комнате: «Я голоден. Хочешь съесть сегодня пиццу?» Когда ваш сосед по комнате получает сообщение, он расшифровывает ваше сообщение и превращает его обратно в мысли, чтобы придать ему смысл. Конечно, мы общаемся не только вербально — у нас есть различные варианты или каналы для общения. Закодированные сообщения отправляются через канал или сенсорный маршрут, по которому передается сообщение, получателю для декодирования. В то время как сообщение может быть отправлено и получено с использованием любого сенсорного пути (зрение, обоняние, осязание, вкус или звук), большая часть общения происходит через визуальные (зрение) и/или слуховые (звуковые) каналы. Если ваш сосед по комнате в наушниках и увлечен видеоигрой, вам может понадобиться привлечь его внимание, помахав рукой, прежде чем вы сможете спросить его об ужине.
Линейная модель связи
Линейная или передаточная модель связи, как показано на рис. 2.2.1, описывает связь как линейный односторонний процесс, в котором отправитель намеренно передает сообщение получателю (Ellis & McClintock, 1990). Эта модель фокусируется на отправителе и сообщении в рамках коммуникативной встречи. Хотя получатель включен в модель, эта роль рассматривается скорее как цель или конечная точка, а не как часть текущего процесса. Нам остается предположить, что получатель либо успешно принимает и понимает сообщение, либо нет. Ученые, разработавшие эту модель, расширили линейную модель, предложенную Аристотелем за столетия до этого, которая включала говорящего, сообщение и слушающего. На них также повлияло появление и распространение новых коммуникационных технологий того времени, таких как телеграфия и радио, и вы, вероятно, можете увидеть эти технические влияния в модели (Shannon & Weaver, 19). 49). Подумайте о том, как человек в радиостудии передает вам радиосообщение, которое вы слушаете в своей машине. Отправитель — это диктор, который кодирует устное сообщение, которое передается радиомачтой через электромагнитные волны (канал) и в конечном итоге достигает ваших ушей (получателя) через антенну и динамики для декодирования. Диктор на самом деле не знает, получили вы его сообщение или нет, но если оборудование работает и на канале нет помех, то велика вероятность, что сообщение было успешно получено.
. сложные модели и теории коммуникации.
Интерактивная модель коммуникации
Интерактивная или интерактивная модель коммуникации, как показано на рис. 2.2.2, описывает коммуникацию как процесс, в котором участники чередуют позиции отправителя и получателя и генерируют смысл, отправляя сообщения и получая обратную связь в физическом и психологические контексты (Шрамм, 1997). Вместо того, чтобы иллюстрировать коммуникацию как линейный односторонний процесс, интерактивная модель включает в себя обратную связь, которая делает коммуникацию более интерактивным, двусторонним процессом. Обратная связь включает сообщения, отправленные в ответ на другие сообщения. Например, ваш инструктор может ответить на вопрос, который вы подняли во время обсуждения в классе, или вы можете указать на диван, когда ваш сосед по комнате спросит вас, где пульт дистанционного управления. Включение цикла обратной связи также приводит к более сложному пониманию ролей участников коммуникативной встречи. Вместо того, чтобы иметь одного отправителя, одно сообщение и одного получателя, в этой модели есть два отправителя-получателя, которые обмениваются сообщениями. Каждый участник чередует роли отправителя и получателя, чтобы общение продолжалось. Хотя это кажется ощутимым и преднамеренным процессом, мы переключаемся между ролями отправителя и получателя очень быстро и часто неосознанно.
Интерактивная модель также меньше ориентирована на сообщения и больше ориентирована на взаимодействие. В то время как линейная модель сосредоточена на том, как сообщение было передано и было ли оно получено, интерактивная модель больше связана с самим процессом коммуникации. На самом деле эта модель признает, что одновременно отправляется так много сообщений, что многие из них могут даже не быть получены. Некоторые сообщения также отправляются непреднамеренно. Таким образом, в этой модели общение не считается эффективным или неэффективным на основании того, было ли успешно передано и получено одно сообщение.
Рисунок 2.2.2 Интерактивная модель общения
Интерактивная модель учитывает физический и психологический контекст. Физический контекст включает в себя факторы окружающей среды при общении. Размер, планировка, температура и освещение помещения влияют на наше общение. Представьте себе различные физические условия, в которых проходят собеседования, и то, как это может повлиять на ваше общение. Я проходил собеседования по телефону, собирался вокруг стола с восемью интервьюерами и сидел с несколькими людьми за очень большим столом для совещаний. Меня также ходили по офису, чтобы неожиданно провести интервью один на один с несколькими членами поискового комитета в течение трех часов. Будь то размер комнаты или другие факторы окружающей среды, важно учитывать роль, которую физический контекст играет в нашем общении. Психологический контекст включает в себя психические и эмоциональные факторы коммуникативной встречи. Стресс, тревога и эмоции — это лишь некоторые примеры психологических воздействий, которые могут повлиять на наше общение. Кажущиеся положительными психологические состояния, такие как переживание чувства любви, также могут влиять на общение. Обратная связь и контекст помогают сделать модель взаимодействия более полезной иллюстрацией процесса общения, но модель транзакций рассматривает общение как мощный инструмент, который формирует нашу реальность за пределами индивидуальных коммуникативных встреч.
Транзакционная модель общения
По мере развития изучения общения модели расширялись, чтобы учитывать больше коммуникативного процесса. Многие ученые рассматривают общение как нечто большее, чем процесс, который используется для ведения разговоров и передачи смысла. Мы не отправляем сообщения, как компьютеры, и мы не переключаемся четко между ролями отправителя и получателя по мере развития взаимодействия. Мы также не можем сознательно прекратить общение, потому что общение — это больше, чем отправка и получение сообщений. Модель транзакции существенно отличается от моделей передачи и взаимодействия, включая концептуализацию коммуникации, роль отправителя и получателя и роль контекста (Barnlund, 19).70).
Трансакционная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором коммуникаторы создают социальные реальности в социальном, реляционном и культурном контекстах. В этой модели, показанной на рис. 2.2.3, мы общаемся не только для обмена сообщениями; мы общаемся, чтобы создавать отношения, формировать межкультурные союзы, формировать наше представление о себе и вступать в диалог с другими для создания сообществ.
Роли отправителя и получателя в транзакционной модели коммуникации существенно отличаются от других моделей. Вместо того, чтобы обозначать участников как отправителей и получателей, люди, участвующие в коммуникативной встрече, называются коммуникаторами. В отличие от интерактивной модели, которая предполагает, что участники чередуются позициями отправителя и получателя, транзакционная модель предполагает, что мы одновременно являемся отправителями и получателями. Это важное дополнение к модели, потому что оно позволяет нам понять, как мы можем адаптировать наше общение — например, вербальное сообщение — в середине его отправки на основе сообщения, которое мы одновременно получаем от нашего партнера по общению.
Рисунок 2.2.3 Транзакционная модель связи
Транзакционная модель также включает более сложное понимание контекста. Модель взаимодействия изображает контекст как физические и психологические воздействия, которые усиливают или препятствуют общению. Хотя эти контексты важны, они сосредоточены на передаче и приеме сообщений. Поскольку транзакционная модель коммуникации рассматривает коммуникацию как силу, которая формирует нашу реальность до и после конкретных взаимодействий, она должна учитывать контекстуальные влияния за пределами одного взаимодействия. Для этого трансакционная модель рассматривает, как социальные, реляционные и культурные контексты формируют и влияют на наши коммуникативные встречи.
Социальный контекст относится к установленным правилам или неустановленным нормам, которые определяют общение. Нормы — это социальные условности, которые мы усваиваем посредством наблюдения, практики, проб и ошибок. Мы можем даже не знать, что нарушаем социальную норму, пока не заметим, что люди смотрят на нас странно, или кто-то не поправляет или не дразнит нас. Реляционный контекст включает предыдущую межличностную историю и тип отношений, которые у нас есть с человеком. Мы по-разному общаемся с кем-то, кого только что встретили, и с кем-то, кого знаем давно. Первоначальные взаимодействия с людьми, как правило, более четко прописаны и регулируются установленными нормами и правилами, но когда у нас есть установленный контекст отношений, мы можем легче изменять или нарушать социальные нормы и правила. Культурный контекст включает в себя различные аспекты идентичности, такие как раса, пол, национальность, этническая принадлежность, сексуальная ориентация, класс и способности. У всех нас есть несколько культурных особенностей, которые влияют на наше общение. Некоторые люди, особенно те, чья идентичность исторически была маргинализирована, регулярно осознают, как их культурная идентичность влияет на их общение и влияет на то, как другие общаются с ними. И наоборот, люди с доминирующей или преобладающей идентичностью редко, если вообще когда-либо, задумываются о роли, которую их культурная идентичность играет в их общении. Культурный контекст находится под влиянием многочисленных аспектов нашей идентичности и не ограничивается расой или этнической принадлежностью.
Ссылки
Барнлунд, округ Колумбия (1970). Транзакционная модель коммуникации в К.К. Серено и К.Д. Мортенсон (ред.), Основы теории коммуникации (стр. 83–92). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Харпер и Роу.
Эллис, Р. и МакКлинток, А. (1990). Вы понимаете, что я имею в виду: Теория на практике в человеческом общении . Лондон: Эдвард Арнольд.
Шрамм, В. (1997).